Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Б. Н. Ельцин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей[1], введённые в строй с 8 августа 1996 г. по 30 декабря 1999 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Воссозданный Храм Христа Спасителя

Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве

Крупнейший в России храм вместимостью 10000 человек — памятник героям 1812 года изначально был построен с 1839 по 1883 годы, однако был разрушен в 1931 году. В 1994—1997 годах Храм был восстановлен в основном на пожертвования. При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Суммарная стоимость проекта — более 4 млрд рублей в ценах 2001 года (что соответствует примерно 30 млрд в ценах 2013 г.) [1]

Космонавтика и ракетная техника

Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»

Создана в 1998 г. за 5 млрд долларов. Российский «Центр им. Хруничева» участвовал в её развёртывании (вложено 87 млн долларов), за что получил 4,8 %. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате, в 2001 г. готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок (25 млн долларов) досталась неким частным инвесторам. При этом у неё появился постоянный клиент в виде правительства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах.

Морской старт

Файл:Morskoi start.jpg
Запуск ракеты «Зенит» с платформы «Морской старт»

Проект запуска ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы у экватора, вошёл в строй в 1999 г. Изначально создавался консорциумом фирм из США, России, Украины и Норвегии. Стоимость проекта 3,5 млрд долларов. В настоящий момент после банкротства из-за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анджелес, США) на 95 % принадлежит российской РКК «Энергия» через её дочернюю фирму. [2][3]

Ракета «Тополь-М» (фактический ввод в строй шахтного варианта)

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 г. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 гг., официальное же принятие на вооружение состоялось только в 2000 г. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 г. [4]

Оптико-электронный комплекс «Окно», г. Нурек, Таджикистан

Комплекс российских войск воздушно-космической обороны, предназначенный для слежения за объектами в космическом пространстве. Строился с 1979 г. с перерывом на фактически гражданскую войну в Таджикистане в 1992…1996 гг. Введён в строй в 1999 г.[5]

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.

ТАРКР «Пётр Великий»

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»

Четвёртый и последний в серии атомных крейсеров проекта 1144 (предыдущий корабль вошёл в строй в 1988 г.), крупнейший и сильнейший на 2014 год неавианесущий надводный корабль в мире. В связи с несопоставимостью размеров и боевой мощи с крейсерами других стран в зарубежной литературе эти корабли обычно классифицируются как линейные крейсера по аналогии с соответствующим классом кораблей, популярным в 1910-е годы. Строился на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (Ленинграде) с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в 1,2 млрд долл. [6] Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибском бассейне, в борьбе с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награждён орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». Назван в честь Императора Петра I, сыгравшего выдающуюся роль в становлении Российского военно-морского флота. Ранее то же имя носил также сильнейший корабль своего времени — монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий», прослуживший в отечественном флоте в различных качествах с 1877 по 1959 годы.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1

Корабль проекта 1155.1 за счёт установки более совершенных систем вооружения получил по сравнению с предыдущими кораблями этого класса значительно больше возможностей для нанесения ударов по надводным и наземным целям, в частности такое же ракетное противокорабельное вооружение как на эсминцах типа «Сарыч». В результате корабль получился значительно более универсальным. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1990 г., введён в строй в 1999 г.[7]

Эсминец «Ханчжоу» проекта 956-Э «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[8]. Ранее было построено 14 кораблей этого типа в советское время и 3 в период 1991—1993 гг. В этот период на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был введён в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложенный в 1988 году по проекту 956-А и достроенный для ВМС Китая в 1999 году по проекту 956-Э.

Позднее были построены ещё три корабля этого типа.

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-150 «Томск» проекта 949А «Антей»

По проекту 949А «Антей» в СССР и России с 1982 по 1996 г. строилась серия атомных подводных лодок. Всего в строй было введено 11 кораблей, один достраивается по проекту 09852 и ещё несколько не достраивались. Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.).[9] После распада СССР вступило в строй 5 подводных лодок этого типа[10], из них 4 в 1992—1995 гг. а последняя, К-150 «Томск», была заложена на на Производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске 27 августа 1991 года, спущена на воду 20 июля 1996 года и вошла в строй 30 декабря 1996 года.

Субмарина проекта 877ЭКМ экспортируется в Китай

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 г.[11] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам ранее. В этот период на предприятии Ленинградском адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге были введены в строй:

  • «Yunes» проекта 877ЭКМ для военно-морского флота Ирана — заложен 5 февраля 1992 года, спущен на воду 12 июля 1994 года, введён в строй 2 сентября 1996 года.
  • S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для военно-морских сил Индии — заложен 16 февраля 1995 года, спущен на воду 26 июня 1997 года, введён в строй 24 декабря 1997 года.
  • «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для ВМФ Китая — заложен 16 июля 1996 года, спущен на воду 26 апреля 1997 года, введён в строй 26 августа 1997 года.
  • «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для ВМФ Китая — заложен 28 августа 1997 года, спущен на воду 18 июня 1998 года, введён в строй 25 октября 1998 года.

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Автомобильные дороги

МКАД после реконструкции

Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги

В начале 1990-х возможности столичного дорожного кольца длиной 109 км построенного в 1962 году оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти». [12] Начавшаяся в 1994 году реконструкция расширила МКАД к 1998 году с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 г.[13], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд рублей за счёт сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги).

Позднее началась новая серьёзная реконструкция МКАД, заключающаяся в массовой замене устаревших двухуровневых развязок типа «клеверный лист» на четырёхуровневые развязки с направленными съездами.

Автодорога Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк

Дорога длиной 130 км, имеющая по две полосы движения в каждую сторону и разделительную полосу с газоном, а также многоуровневые развязки, была введена в строй 21 октября 1996 года.[14] Стоимость проекта найти не удалось, но объём проведённых работ однозначно показывает, что он был крупным. С 2013 года появились планы реконструкции дороги с целью её превращения в скоростную магистраль.

Линии метрополитена

Станция «Крестовский остров» Петербургского метро, 2013

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии:

  • Садовая — Чкаловская с двумя новыми станциями и одним заделом под станцию в 15 сентября 1997 года.
  • Чкаловская — Старая Деревня с двумя новыми станциями в 14 января 1999 года.

Позднее, с 2009 года, оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной), линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская». Также 3 сентября 1999 года на действующем участке Чкаловская — Старая Деревня 4-й (Правобережной) линии была открыта станция «Крестовский остров».

Станция «Марьино» Московского метро, 2007

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода.

В рассматриваемое время осуществлена достройка первой очереди Люблинской линии, участок Волжская — Марьино с тремя станциями был введён в строй 25 декабря 1996 года, а ещё одна станция — «Дубровка» — на которой имелись проблемы со строительством наклонного хода из-за сложных геологических условий была открыта на действующем участке линии между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская» 11 декабря 1999 года.[15]

Крупнейшие мосты

Хабаровский мост в процессе реконструкции, 1997 г.

Реконструкция Амурского (Хабаровского) моста (первая очередь)

К началу 1990-х гг. пролётные строения одного из крупнейших мостов страны, построенного ещё при Николае II в 1916 г. оказались в предаварийном состоянии. Однако, этот однопутный железнодорожный мост, вместе с построенным при Сталине тоннелем под Амуром продолжал обеспечивать весь грузовой и пассажирский поток Транссибирской магистрали. Поэтому на первом этапе реконструкции опоры моста были уширены за счёт наращивания ледорезной части и на них были помещены новые пролёты моста с однопутным железнодорожным движением внутри ферменной конструкции и двухполосным автомобильным движением по верху ферм. Также возводились подъездные автомобильные эстакады. В результате мост стал частью федеральной автомагистрали «Амур». Строительство началось в 1992 г. и было завершено в 1999 г. Стоимость проекта 500 млн долларов в ценах тех лет.[16]

Вторая очередь реконструкции была осуществлена в 1999—2009 гг.

Газопроводы

Ямал — Европа

Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверской области, где присоединён к системе существующих газопроводов. Протяжённость более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[17][18]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[19]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, в основном из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 1150 кВ Барнаул — Итат (Межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал)

Линия с самым высоким в мире переменным напряжением — межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал[20] строилась в советское время для обеспечения транзита мощности из Сибири и Казахстана на Урал и более эффективного регулирования суточных колебаний в системе. Последняя линия транзита Барнаул — Итат длиной 444,5 км введена в строй в 1998 г. на напряжении 500 кВ. Согласно отраслевым нормативам[21], где этот уникальный объект выделен отдельной строкой, каждый километр такой линии обошёлся в 11 млн рублей в ценах 2000 г., что составляет около 31 млрд рублей в ценах 2012 г. за всю линию.

Гидроэнергетика

Ирганайская ГЭС — гидроагрегат № 1

Строившаяся с 29 апреля 1977 года в Дагестане гидроэлектростанция к концу 1990-х испытывала трудности с финансированием, в связи с чем было решено сначала запустить её в эксплуатацию при пониженном уровне воды в водохранилище. 22 декабря 1998 года был введён в эксплуатацию первый гидроагрегат ГЭС установленной мощностью 200 МВт, фактически работавший с мощностью 107 МВт. Полностью электростанция была достроена позднее.

Псковская ГРЭС.JPG

Атомная энергетика

6-й энергоблок Запорожской АЭС, Украина

Очередной энергоблок с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт сделал Запорожскую АЭС крупнейшей в Европе. Энергоблок строился с 1 июня 1986 года и был введён в строй 16 сентября 1996 года.

АЭС Моховице, Словакия

В это время был достроен первый энергоблок АЭС Моховице в Словакии. Энергоблок, оснащённый советским атомным реактором типа ВВЭР-440 мощностью 470 МВт, строился с 13 октября 1983 года с перерывом между 1993 и 1996 гг. и был введён в строй 29 октября 1998 г.[22]

Электростанция развивалась и позднее.

Тепловая энергетика

ТЭС «Иминь», Китай

Электростанция на каменном угле с двумя энергоблоками мощностью по 500 МВт построена ОАО "ВО «Технопромэкспорт» в 1999 году.[23]

Псковская ГРЭС

Строилась с 1979-го по 1996 год. Введена в строй в 1993 — конце 1996 года[24] с двумя энергоблоками по 215 МВт. Третий энергоблок начали строить в 1997 году и тогда же отложили на неопределённый срок.[25]

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Тобольский нефтехимический комбинат — производство бутадиена

В 1997 году на Тобольском нефтехимическом комбинате были введена в строй установка по производству концентрированного изобутилена производительностью 80 тыс. тонн в год и, на основе этого изобутилена, установка по производству метилтретбутилового эфира — экологически чистой высокооктановой присадки к автомобильному бензину производительностью 100 тыс. тонн в год.[26][27]

Комбинат продолжал развиваться и позднее.

Химическая промышленность

Завод «Невинномысский Азот» — продолжение строительства

В этот период на заводе «Невинномысский Азот» в 1995 году был достроен и в 1998 году официально принят в эксплуатацию крупнотоннажный агрегат по производству уксусной кислоты и весь цех № 12-А производительностью 150 тыс. тонн синтетической уксусной кислоты в год, а в 1999 году на основе устаревшего оборудования предыдущего производства уксусной кислоты было начато производство бутилацетата.[28][29][30]

Объединение продолжало развиваться и позднее.

Машиностроение

Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область

Автомобильный завод, построенный в 1997—1998 гг. в г. Таганроге компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 г. (к 2013 г. общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов).[31][32]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва

К концу 1980-х Манежная площадь представляла собой большое заасфальтированное пространство в самом центре города использовавшееся, в основном, только в дни парадов и демонстраций для накопления их участников, сменившиеся в начале 1990-х огромными митингами. В 1994…1997 гг. к празднованию 850-летия Москвы была проведена коренная реконструкция площади — под нею был построен трёхэтажный торговый центр «Охотный ряд», соединённый с одноименной станцией метро, а также подземный Музей археологии Москвы и пешеходные переходы. На поверхности выполнено художественное оформление площади с фонтанами и газонами. Между площадью и Александровским садом устроена имитация убранной в коллектор реки Неглинной (воду в отрезке «реки» насосы качают по кругу). Стоимость только непосредственно строительства торгового центра без переноса коммуникаций и художественного оформления площади составила 350 млн долларов в ценах тех лет[33].

В результате строительства стал невозможен проезд тяжёлой военной техники на Красную площадь, что породило легенду о том, что Ельцин, таким образом, защищается от возможного военного переворота[34]. Это сделало невозможным проведение полноценных парадов на Красной площади, что таки вызывает подозрения о подоплёке проекта. Однако, с приходом Путина установки небольшого числа простейших подкреплений оказалось достаточно, чтобы по площади снова смогли ездить и танки, и подвижные грунтовые комплексы межконтинентальных баллистических ракет и прочая тяжёлая техника — разве что корабли на воздушной подушке ещё не посетили Красную площадь, но им это, видимо, и не грозит из-за огромных облаков пыли, поднимаемых при движении этим видом военной техники.

Здание Президиума Российской академии наук, 2013

Здание Президиума Российской академии наук, г. Москва

Планировавшееся ещё с 1966 года здание, к облику которого успел приложить руку легендарный Президент Академии наук СССР времён начала покорения космоса Мстислав Келдыш, начали строить в 1974 году. Однако по разным причинам достроен шикарно отделанный и изнутри и снаружи комплекс зданий со стилобатной и высотной частями был уже в 1990-х. Первую его очередь — офисную часть — ввели в строй в 1990 году, а полностью строительство было завершено с вводом в строй второй очереди — большого концертного зала — в 1997 году.

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Система спутниковой связи «Иридиум»

См. раздел Космонавтика и ракетная техника.

Спорт

Стадион «Лужники»

Реконструкция стадиона «Лужники» 1996—1997 гг., г. Москва

Основная статья Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники».

Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона страны — Большой спортивной арены Олимпийского комплекса «Лужники», в ходе которой было заменено практически все оборудование чаши стадиона и возведена крыша над трибунами была проведена к празднованию 850-летия Москвы. От устройства раздвижной крыши над полем, которая должна была быть установлена в ходе второго этапа реконструкции, позднее было решено отказаться. Стоимость проекта — 1,2 триллиона неденоминированных рублей в ценах тех лет (порядка 20-24 млрд рублей в ценах 2012 г.). [35]

Следующая глобальная реконструкция стадиона началась в 2013 году.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

850-летие Москвы

850-летие Москвы отмечалось в 1997 году, на программу подготовки города к юбилею было потрачено порядка 13 трлн неденоминированных руб. [36]. В рамках подготовки была проведена реставрация сотен исторических зданий, крупная реконструкция стадиона «Лужники», создан парк 850-летия Москвы[37]. Из новых крупных объектов был введён подземный торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади у Кремля.

Примечания

  1. В ценах 2012 года