Основной боевой танк Т-14: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Т-14 "Армата".jpg|thumb|300px|right|Первое фото танка Т-14 «Армата» без маскировки]]
[[Файл:Т-14 "Армата".jpg|thumb|300px|right|Первое фото танка Т-14 на ТУГП «Армата» без маскировки.]]
'''Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата»''' ''(ранее: Т-99 «Приоритет»<sup>[http://www.militarists.ru/?p=8109]</sup>)'' — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади.
'''Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата»''' ''(ранее: Т-99 «Приоритет»<sup>[http://www.militarists.ru/?p=8109]</sup>)'' — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади.


Строка 45: Строка 45:


=== Компоновка ===
=== Компоновка ===
[[Файл:Компоновка танка Т-14.jpg|thumb|300px|right|Примерная схема компоновки танка Т-14. Цветами обозначено:<br><span style="color: #70f1b0">██</span> отделение управления;<br><span style="color: #FFB6C1">██</span> боевое отделение;<br><span style="color: #4682B4">██</span> моторно-трансмиссионное отделение.]]
[[Файл:Компоновка танка Т-14.jpg|thumb|300px|right|Примерная схема компоновки танка Т-14. Цветами обозначено:<br><span style="color: #70f1b0">██</span> — отделение управления;<br><span style="color: #FFB6C1">██</span> — боевое отделение;<br><span style="color: #4682B4">██</span> — моторно-трансмиссионное отделение.]]
Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая изолирует его от боекомплекта и защищает в случае поражения основной брони. Таким образом, даже при поражении любого узла танка и детонации боекомплекта у экипажа остаётся реальный шанс выжить. Члены экипажа сидят рядом друг с другом, механик-водитель слева, наводчик по центру, а командир экипажа справа.
Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая изолирует его от боекомплекта и защищает в случае поражения основной брони. Таким образом, даже при поражении любого узла танка и детонации боекомплекта у экипажа остаётся реальный шанс выжить. Члены экипажа сидят рядом друг с другом, механик-водитель слева, наводчик по центру, а командир экипажа справа.


Строка 97: Строка 97:


=== На Т-14 установят 152 мм орудие ===
=== На Т-14 установят 152 мм орудие ===
[[Файл:Т-14-152.jpg|thumb|300px|right|Предполагаемый вид танка Т-14 со 152 мм орудием.]]
[[Файл:Т-14-152.jpg|thumb|300px|right|Предполагаемый вид танка Т-14 со 152 мм орудием.]]
Использование орудия большого калибра приводит к повышению массы танка, кроме того, снижается боекомплект и скорострельность. Гладкоствольные орудия большого калибра для стрельбы тяжелыми ОФС, ПТУР, и оперенными кумулятивными снарядами, используются чаще на легкой и средней бронетехнике, где таким образом пытаются поднять огневую мощь в ущерб эффективной дальности ведения огня. Применение отработанного калибра 125 мм с достаточно эффективным автоматом заряжения, оправдано, как по тактически, так и по экономическим показателям.
Использование орудия большого калибра приводит к повышению массы танка, кроме того, снижается боекомплект и скорострельность. Гладкоствольные орудия большого калибра для стрельбы тяжелыми ОФС, ПТУР, и оперенными кумулятивными снарядами, используются чаще на легкой и средней бронетехнике, где таким образом пытаются поднять огневую мощь в ущерб эффективной дальности ведения огня. Применение отработанного калибра 125 мм с достаточно эффективным автоматом заряжения, оправдано, как по тактически, так и по экономическим показателям.



Версия от 20:40, 29 августа 2017

Первое фото танка Т-14 на ТУГП «Армата» без маскировки.

Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» (ранее: Т-99 «Приоритет»[1]) — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади.

Т-14 создан на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» по новой компоновочной схеме с необитаемой башней и расположение экипажа в бронекапсуле, отдельно от боекомплекта, что значительно увеличивает их шансы на выживание в случае поражения или детонации снарядов. Кроме этого в новом танке применён ряд уникальных разработок и конструкторских решений, что делает Т-14 уникальным российским оружием.[2]

Проблемы и развитие современного танкостроения

Советский средний танк Т-34 (выпуска 43 года). Танки этого семейства стали основными танками СССР в период Великой Отечественной войны. Все современные отечественные послевоенные танки до 4-го поколения во много сохранили заложенные в его конструкцию основные принципы.

Впервые танки появились на поле боя 15 сентября 1916 года во время сражения на Сомме. Это были английские танки Mark I хорошо известные многим за свой внешний вид в форме ромба.[3] Эти машины были далеки от совершенства и многие из них не доехали даже до линии фронта, но уже тогда они сыграли важную роль в той битве, позволив вклиниться в оборону противника с гораздо меньшими потерями. Что стало следствием тактического подхода данного периода, когда ударной силой сухопутных войск были пехота и кавалерия, а средством их поражения пулеметы и шрапнельные снаряды. Следовательно, машины с противопульным бронированием, способные перемещаться по пересеченной местности поля боя, позволили атакующей стороне приближаться к позициям противника с минимальными потерями. Многие державы, поначалу скептически отнеслись к новому игроку на поле боя, но позже спохватившись приступили к энергичной разработке аналогичных машин. В дальнейшем именно танки стали основной ударной силой сухопутных войск и без них не обходился ни один крупный вооруженный конфликт. Весь межвоенный период не прекращались эксперименты по разработке новых танков, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Было создано большое количество разнообразных машин с различным вооружением, назначением и возможностями.

Недостатки классической компоновки

К середине ХХ-го века в мировом танкостроении укрепилась классическая компоновка танков, согласно которой механик-водитель располагался в передней части танка, за ним в обитаемой башне находился командир танка, наводчик и заряжающий. Двигатель обычно располагался сзади. Впервые данную компоновку предложили российские инженеры для легкого танка «Вездеход» (1914 год), первым серийным танком с данной компоновкой стал французский танк «Рено Ft-17» (1916 год). Подобная схема сохранилась почти без изменений вплоть до наших дней, лишь с незначительными вариациями. К примеру, у Израильского танка «Меркава-4» двигатель находится спереди, а шведский танк Strv 103 не имел башни, но общие принципы компоновки были сохранены. Казалось бы, ничего нового в подобной схеме предложить нельзя, так как она удобна и функциональна, опробованная в самых тяжёлых боевых условиях, и неплохо себя зарекомендовала. Главные преимущества данной компоновки заключаются в простоте проектирования, производства и обслуживания, при минимизации габаритов боевой машины. Но тем не менее, развитие концепции новых танков подталкивало конструкторов к созданию новых машин с абсолютно новой компоновкой. Одной из таких идей — стало размещение экипажа в корпусе танка, а боевое отделение функционировало в автоматизированном режиме.

Дело в том, что у танков классической компоновки есть два наиболее явных недостатка — это непосредственный контакт экипажа с боеприпасами, и нахождение экипажа в обитаемой башне, на которую по статистике приходится наибольшее количество попаданий различных ПТС (противотанковых средств). Эти проблемы присущи и отечественным танка 3-го поколения, которые сохранили практически без изменений компоновку танков военного периода, и зарубежным машинам. Сказался и тот факт, что в послевоенные годы эффективность противотанковых средств резко возросла, что значительно снизило удельную эффективность бронированных машин. Другими словами, конструкторам все сложнее стало создавать танки, которые обеспечивали бы достаточную живучесть в условиях боевых действий, а экипаж находился бы в нём в относительной безопасности. В этом случае необходимо было найти решение, которое существенно повысит возможности защиты экипажа от гибели, даже в случае поражения танка любыми ПТС. По мере развития промышленности и повышения сложности боевой техники, безопасность людских ресурсов становятся все более важной, по сравнению с материально-технической базой.

Концепция советского танка с необитаемым боевым отделением. Проект 1959 года.

Поиск решения проблемы

Ещё в 1959 году советские конструкторы из научно-исследовательского института ВНИИ-100 разработали проект танка с необитаемым боевым отделением, а в 1961 году появился аналогичный проект, но уже ракетного танка. Экипаж по замыслу конструкторов должен был находится в корпусе машины, а все заряжание орудия проходило механизированным способом. Подобные разработки обогнали своё время более чем на 50 лет и в значительной мере опровергают доводы, что танк Т-14 был скопирован с иностранных разработок.[4] Технологический уровень развития того времени не позволил реализовать новый танк в металле, и работы дальше чертежей не продвинулись, но именно они послужили началом к созданию танка будущего. Все последующие годы разные КБ работали над созданием танка с необитаемой башней, но все они, вплоть до распада СССР, по разным причинам не были доведены до принятия на вооружение. Среди них можно отметить Т-74, «Объект 477» созданный к рамках ОКР «Молот» и «Объект 490а» созданный к рамках ОКР «Бунтарь».[5]

Предполагаемый внешний вид опытного российского танка с необитаемым боевым отделением Т-95 (объект 195).

Т-95

В 1990 году конструкторское бюро УБКТМ в Нижнем Тагиле, под руководством Владимира Поткина, в инициативном порядке приступило к работе над новым танком четвёртого послевоенного поколения «Объект 195», более известный под индексом Т-95. А, результаты военных действий коалиции в Кувейте (война в Персидском заливе 1990—1991 гг.) только ускорило эти работы. Дело в том, что подавляющее большинство всех попаданий в танк приходилось на башню, где находится экипаж. Большинство ПТС рассчитаны на поражение экипажа и выведение из строя части чувствительной аппаратуры кумулятивной струей и ударной волной взрыва. Кроме этого экипаж находится в одном отделении с боезапасом, который в случае поражения может детонировать и уничтожить как танк, так и танкистов. Зачастую танк остаётся боеспособным даже после многократных попаданий. Таким образом, конструкторы решили убрать экипаж из боевого отделения в корпус танка, тем самым увеличив безопасность экипажа и повысив живучесть танка. Сам экипаж поместили в бронекапсулу, отделив от снарядов, а все процессы по заряжанию проходили в автоматизированном режиме. На танк было установлено мощное 152 мм орудие, новый двигатель, новая динамическая и активная защита.

Т-14

Разработка и первое появление

ОБТ Т-14 на репетиции Парада Победы в 2015 году, башня скрыта маскировочным чехлом.

В 2010 году разработка танка Т-95 была официально прекращена и одновременно начат проект многоцелевой платформы «Армата» с создание на её базе основного боевого танка Т-14. Новый танк, в отличие от Т-95 был гораздо дешевле и при этом универсальная платформа позволяла без существенных изменений создавать широкий ряд бронетехники. Относительно быстрая реализация новой программы стала, возможно, благодаря предшествующим наработкам из которых конструкторы взяли все самое лучше. В качестве основы для универсальной платформы взяли разработку ленинградского КБ «Спецмаш» — «Объект 299», которая ещё в начале 90-х годов был разработана как платформа универсального назначения для создания на её базе основного танка, БМП, инженерной машины и носителя ПТУР. Ходовая, с опорными катками малого диаметра, также была сохранена. Известно, что при разработке «Арматы» были использованы и другие наработки в области отечественного танкостроения. Другими словами, танк Т-14 стал итогом советских и российских разработок в области танкостроения, в рамках программы «Танк будущего». Кроме этого, помимо танка, на базе платформы «Армата», разработчики изготовили тяжёлую БМП, а также БРЭМ. Таким образом, применение универсальной платформы позволит избежать разунификации значительно числа отечественной бронетехники и упростит её ремонт и обслуживание. Всего же, по словам конструкторов, на базе платформы «Армата» можно производить 28 единиц перспективных видов вооружения.[6]

Несколько лет, с начала разработки проекта, специалисты в области бронетехники и простые любители обсуждали новый танк, из-за чего тот оброс многочисленными мифами и предположениями. В сети даже развернулась целая компания по угадыванию внешнего вида будущего танка, но в итоге все версии оказались далеки от оригинала. Секретность проекта только подогревала интерес. В 2013 году состоялся закрытый показ, на котором высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца бронетехники на платформе «Армата» — основной боевой танк (ОБТ), тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) и бронированная ремотно-эвакуационная машина (БРЭМ).[7]

И вот в 2015 году, было объявлено, что танки на платформе «Армата», примут участие в юбилейном Параде Победы на Красной площади. Специально для этого была выпущена предсерийная партия из 9 машин. И вот, незадолго до начала репетиции Парада, 24 марта 2015 года первые фотографии и видео Т-14 попали в интернет, но его башня была скрыта маскировочным чехлом.[8] Этот факт породил ещё ряд предположений об окончательном облике, вплоть до самых фантастических, так как под чехлом можно сделать ложный каркас и таким образом ещё больше запутать ожидания любителей.

Т-14 на репетиции Парада Победы в 2016 году. Бортовые экраны отсутствуют, хорошо видна ходовая с 7-ю опорными катками.

Много прозвучало предположений и о том, когда с Т-14 и Т-15 снимут брезент на генеральной репетиции или же на самом Параде. Но ошиблись и те и другие. Впервые полный облик танка появился на сайте Минобороны 4 мая 2015 года и в этот же день он, уже без брезента принял участие в репетиции Парада. 7 мая на генеральной репетиции случился неожиданный инцидент. Один из танков во время прохода по Красной площади заглох прямо напротив Мавзолея.[9] Причины случившегося не разглашаются, но известно, что танк после прибытия на место специалистов УВЗ, завёлся и уехал своим ходом. Данный случай породил много шуток и мемов, а кто-то даже радовался, что новый российский танк глохнет без всяких видимых причин (многие забыли, что для первых экземпляров новой техники всегда характерны те или иные «детские болезни»). Но, сам Парад прошёл успешно и вся техника отработала в штатном режиме, что несколько расстроило критикующих Россию личностей.

После Парада машины были переданы обратно на УВЗ для оценки опыта эксплуатации, доработки и дальнейшего прохождения заводских испытаний. А в мае уже 2016 года Т-14 вновь приняли участие в Параде, как и другая новейшая техника, кроме БМП Т-15, которые по некоторым данным проходили фазу активных испытаний. В начале осени того же года, Минобороны заключила контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку опытной партии из более чем ста танков Т-14. Сумма контракта, а также стоимость одного танка не разглашается.[10] Позже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что первые танки Т-14 начали поступать на опытно-боевую эксплуатацию в части Вооружённых сил России.[11]

Описание конструкции

В настоящее время все данные по конструкции Т-14 находятся под грифом секретно, известно сравнительно не много, поэтому в будущем, по мере развития проекта, информация по устройству может изменятся и дополняться.

Тяжёлая универсальная гусеничная платформа «Армата»

Танк Т-14 стал первым в мире серийным танком, разработанным на базе универсальной платформы. Подобные проекты пытались создать во многих странах, но все они остались в единичных опытных экземплярах, хотя по заверению многих специалистов именно универсальные платформы станут будущим для большинства видов бронетехники. Среди относительно успешных проектов создания универсальных гусеничных платформ для легкой бронетехники можно назвать шасси «Марс-15» французской фирмы «Creusot-Loire» (разработка начата в 1988 году). Но, только российским конструкторам в настоящее время удалось довести до серийного производства универсальную гусеничную платформу для тяжелой бронетехники.

Платформа Армата имеет удлинённый, нетипичный для отечественных танков 7-ми катковый корпус. Это стало необходимым по причине повышения массы машины, так как увеличилось удельное давление на грунт. Для его снижения был введён дополнительный каток. При этом длинна по корпусу составила 8,7 метра, что также является рекордом для отечественных основных танков. Заявленный вес Т-14 составляет 48 тонн, в комплектации для ведения боя в условиях города масса танка увеличивается за счет установки комплекта дополнительных средств защиты (до 53 тонн).[12]

Компоновка

Примерная схема компоновки танка Т-14. Цветами обозначено:
██ — отделение управления;
██ — боевое отделение;
██ — моторно-трансмиссионное отделение.

Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая изолирует его от боекомплекта и защищает в случае поражения основной брони. Таким образом, даже при поражении любого узла танка и детонации боекомплекта у экипажа остаётся реальный шанс выжить. Члены экипажа сидят рядом друг с другом, механик-водитель слева, наводчик по центру, а командир экипажа справа.

Башня

Башня является главной особенностью нового танка. Так как в ней нет экипажа, то её размеры несколько меньше чем у других современных танков, что позволяет повысить эффективность бронирования за счет снижения площади поверхности. Оригинальный силуэт, который придают ей специальные панели покрывающие лобовую часть, снижают видимость машины в радиодиапазоне средств наведения противника. Предприняты меры по повышению экранирования ИК-излучения орудия, и рассеивания теплового поля во время ведения огня, что снижает вероятность
поражения машины ПТУР с ИК-наведением.[13]

Устройство башни танка Т-14

Вооружение

Основное вооружение танка Т-14 представлено гладкоствольным 125-мм орудием 2А82-1C с автоматом заряжания и полностью дистанционным цифровым управление, обеспечивающим боевую скорострельность до 12-14 выстрелов в минуту. Боекомплект 45 выстрелов, из них 32 в автомате заряжания. Орудие имеет дульную энергию на 15-20 % выше самых мощных 120-мм танковых орудий стран НАТО. За счет увеличения длины люльки, использования подшипников скольжения новой конструкции, и изменения конструкции люльки (ребра жесткости, использование алюминиевых сплавов, точный расчет на прочность, и пр.) добились снижения вероятностного отклонения неуправляемых снарядов на 15 % по сравнению с 125-мм орудиями танков семейства Т-80 и Т-90. Впервые в отечественном танкостроении применены датчики, фиксирующие изгиб ствола от нагрева при стрельбе, с одновременным внесением поправок через баллистический вычислитель. Основу боекомплекта составляют осколочно-фугасные снаряды (ОФС), кумулятивные снаряды (КС), ПТУР, и бронебойно-оперённые подкалиберные снаряды (БОПС).[14]

Броня

Современная танковая броня не является монолитной, как это было у танков периода ВОВ или первого послевоенного поколения. Современные танки — это слоёный пирог, в котором за внешним слоем брони идёт слой композитных материалов, затем возможен слой воздуха, слой брони и так несколько раз. Подобная многослойная броня обеспечивает намного большую живучесть танка, чем монолитная бронесталь и способна защитить танк от современных видов ПТС (в первую очередь от кумулятивных и подкалиберных снарядов). При этом измеряют бронестойкость подобной брони в толщине обычной однородной (гомогенной) брони. Другими словами толщина современной многослойной брони может быть 400 мм, но её бронестойкость может достигать 900 мм гомогенной брони. При этом разные типы боеприпасов воздействую на броню по разному. Одна и та же броня, толщиной 400 мм может по бронейстойкость достигать 850 мм от бронебойно-подкалиберных боеприпасов и 1500 мм от кумулятивных боеприпасов.

Т-14 на репетиции Парада Победы.

В Т-14 применена новая уникальная броневая сталь марки 44С-св-Ш разработанная в ОАО «НИИ стали», которая при одной и той же толщине с броней старого типа, сочетает твердость порядка 57HRC и высокую вязкость, что позволило значительно снизить вес машины без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.[15] Ко всему прочему новая броневая сталь не теряет своих качеств при низких отрицательных температурах. Точная рецептура стали засекречена, но, судя по маркировке и свойствам стали, 44 может указывать на содержание углерода, «С» — добавка кремния в количестве 0,6-0,7 %, «Ш» — родство с шарикоподшипниковыми сталями типа ШХ или 9ШХ, что характерно для марганцовистых сталей с высокой степенью очистки. Индекс «св» может быть связан со свойствами стали, обеспеченными остальными легирующими добавками и степенью очистки стали. Таким образом, имеем средне углеродистую, достаточно твердую сталь с хорошей свариваемостью, вязкостью и усталостной прочностью. Возможный аналог сталей 40ХГСА, 45ХН2МФА или 40ХН4МФА, но, с лучшей свариваемостью. Вплоть до 1950-х годов главной проблемой рецептуры и технологии производства броневых сталей было сочетание твердости с высоким качеством сварных швов. Высокая степень очистки от вредных примесей, а так же, влияние марганца, кремния, и возможно, ванадия с молибденом, могут обеспечить хорошую свариваемость даже для весьма твердых сталей. Твердость броневой стали крайне важна для противостояния всем видам подкалиберных снарядов. Вполне вероятно, что на танке Т-14 применена принципиально новая для танкостроения технология сварки броневых плит.

На сегодняшний день броня лобовой проекции «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего и перспективного противотанкового средства калибром до 150 мм на средних дистанциях современного танкового боя (1,0-1,5 км).[16] В лобовой проекции практически не осталось критически уязвимых зон, к которым можно отнести разве что шахты прицелов, но их дублирование снижает вероятность возможного ослепления.

Динамическая защита

Комплекс активной защиты «Афганит»

Подвижность

Дальнейшее развитие

2017 год

  • 6 сентября 2016. Минобороны РФ подписало контракт с предприятием «Уралвагонзавод» на поставку опытной партии танков Т-14. Планируется, что к 2020 году их будет выпущено не менее 100 единиц, а первые машины уже поступают в опытно-боевую эксплуатацию.[17][18]

2017 год

  • 25 августа 2017. Минобороны России до 2020 года получит 100 танков на платформе «Армата», сообщил замминистра Юрий Борисов.[19]
  • 26 августа 2017. Танк Т-14 был показан на международном военном форуме «Армия-2017».[20]

Другая бронетехника на УГП «Армата»

ТБМП Т-15

Тяжёлая БМП на платформе «Армата» Т-15 «Барбарис»

БРЭМ Т-16

БМПТ «Терминатор-3»

Прочая техника

Мифы об «Армате»

Танк называется Т-14 «Армата»

Долгое время вся информация по разработке нового танка была секретной, поэтому СМИ выдвигали ряд необоснованных предположений по поводу данного проекта. В частности, обозначение танка «Т-14» многие отождествили с наименованием новой универсальной платформы «Армата», на базе которой он построен. На самом деле наименование для военной техники может присваивать только Министерство обороны и президент РФ. Обычно это делается после принятия на вооружение. В официальных источниках название «Армата» нигде не фигурирует и в данный момент у танка есть только одно правильное обозначение — Т-14. Вполне возможно, что после принятия на вооружения ВС РФ машина получит другой цифровой индекс и название.

Обещали 2000 «Армат» к 2020 году

Изначально танк Т-14 разрабатывался как новая качественная ступень в танкостроении, аналогично Т-64 в начале 1970-х годов. Стоит заметить, что сроки поставки первых танков Т-64 в войска также сдвинулись от заявленных на 6 лет. Учитывая значительную стоимость машины, и ее оснащение электроникой, танк предназначен для постепенной замены имеющегося парка тяжелых боевых машин. Следовательно, переход на новые танки будет осуществляться постепенно, танки семейств Т-72 и Т-90 в начале будет выпускаться параллельно танкам Т-14, затем старые модели будут списываться по мере физического износа, и заменяться на новые танки. Резкого перехода на танки Т-14 не требуется (во многом, благодаря достаточно высоким боевым качествам имеющихся машин), и экономически это создало бы ряд проблем. Завышенные цифры, и излишне оптимистичные даты появились в бульварной прессе, отчасти в погоне за сенсациями, отчасти из стремления либералов потом подчеркивать «невыполнение планов» российского правительства (как это было с датами строительства моста через Керченский пролив).

На Т-14 установят 152 мм орудие

Предполагаемый вид танка Т-14 со 152 мм орудием.

Использование орудия большого калибра приводит к повышению массы танка, кроме того, снижается боекомплект и скорострельность. Гладкоствольные орудия большого калибра для стрельбы тяжелыми ОФС, ПТУР, и оперенными кумулятивными снарядами, используются чаще на легкой и средней бронетехнике, где таким образом пытаются поднять огневую мощь в ущерб эффективной дальности ведения огня. Применение отработанного калибра 125 мм с достаточно эффективным автоматом заряжения, оправдано, как по тактически, так и по экономическим показателям.

Т-14 — танк с картонной башней

Как правило, либеральные мифы не имеют под собой никакой научно-технической почвы, поэтому, сложно сказать, откуда они берутся. Вполне возможно, что это отсылка к опыту локальных вооруженных конфликтов 1990-х годов, когда советские танки эффективно уничтожались тяжелыми ПТУР при попадании в башню. Броня башни Т-14 (как, и Т-72 или Т-90) не уступает броневой защите любого из серийных танков блока НАТО. Защищенность башни Т-14 обеспечивается, как использованием современных материалов при значительной толщине пакетов броневых пластин, так и сравнительно небольшой площадью бронирования, что обеспечивается использованием автомата заряжания и отсутствием экипажа в башне танка.

Т-14 на Украине

Фейковые заявления украинских военных о танке Т-14 в Донбассе.

Официальный Киев и ряд политиков в Европе неоднократно выдвигали утверждения о присутствии на юго-востоке Украины российских войск, но, никаких доказательств или сколько-нибудь весомых доводов никто так и не привел за несколько лет гражданской войны. Упоминание танка Т-14 в подобных «новостях», направлено лишь на придание им видимости подлинности. Даже если оценивать многочисленный опыт вооруженных конфликтов в различных точках мира, то мы видим, что всегда в ходе гражданской войны, слабой стороне поставлялись из-за граница лишь легкие вооружения. Например, в ходе войны в Биафре повстанцам было поставлено некоторое количество средств ПВО и артиллерийских орудий. В ходе гражданской войны в Афганистане, в течение 1981—1988 годов моджахеды получили от США и других стран НАТО десятки миллионов патронов, тысячи мин, сотни ПЗРК и ДРП, сотни крупнокалиберных пулеметов, и лишь символическое количество полковых минометов и автоматических зенитных орудий калибром 20-30 мм. Следовательно, журналистскую утку про Т-14 в Украине сочинили не только безнравственные, но и технически безграмотные люди.

Т-14 хуже, чем Т-95

Т-14 построен на основе нового шасси, в разработке которого использованы не только узлы и агрегаты более ранних машин, но и учтен опыт эксплуатации танков российского, советского и иностранного производства вплоть до 2000-х годов. В отличие от танка Т-95, танк Т-14 не стеснен

Сравнение внешнего вида Т-14 и Т-95.

весо-габаритными показателями предыдущих моделей, и его компоновка оптимизирована под используемые вооружения и технические средства. Танк Т-95 разрабатывался на базе шасси Т-90, который является глубокой модификацией танка Т-72. Несмотря на высокий уровень технического совершенства машин данного семейства, танк Т-72 «Урал» (и его предшественник Т-64) создавались под реалии боевых действий конца 1960-х годов, и не в полной мере отвечают требованиям современных конфликтов. Попытки придания танкам семейства Т-72 — Т-90 новых свойств, привели к подгонке требований техзадания под реалии шасси и корпуса, что сделало танк не только более сложным в обслуживании, но и тесным, и излишне дорогим, по сравнению с Т-14.

Сырой танк — заглох на Параде

Все образцы новой техники испытывают те или иные детские болезни. Среди советской авиации можно отметить знаменитый Су-24, первые испытания которого часто приводили к авариям. Те же проблемы имели США с испытанием и доводкой своего фронтового сверхзвукового бомбардировщика F-111. Известны случаи, когда новая машина так и не была доведена до работоспособного состояния за все время эксплуатации. Например, знаменитый истребитель F-117 сами пилоты армии США называли «хромой карлик». Несмотря на все попытки отбора пилотов и строгие требования к правилам ТБ, за время эксплуатации в результате несчастных случаев при учебных полетах разбилось 11 % всех построенных самолетов Lockheed F-117 Nighthawk. Учитывая, что эксплуатация танка на Параде производилась персоналом, мало знакомым с новой машиной, проблемы с запуском двигателя не являются показателем работоспособности или уровня технического совершенства.

Абсолютно новый танк

Довольно часто можно услышать мнение, что Т-14 совершенно новый танк, разработанный практически с нуля. Хотя данные слухи не являются очерением машины, но они не совсем верны. В настоящее время сложно предложить принципиально новые технические решения в проектировании бронированных машин. Практически все инновации танка Т-14 предложены ранее, от проекта ВНИИ-100 (1959 год) до шведской Strv 103 и экспериментального Т-95. Так платформа «Армата» является модернизированной универсальной платформой «Объект 299», разработанной в ленинградском КБ «Спецмаш» в коце 80-х годов. Динамическая защита «Малахит» является развитие ДЗ «Реликт», а комплекс активной защиты «Афганит» развитием КАЗ «Дрозд-2». Компоновка танка во многом позаимствована у танка Т-95 (Объект 195), а некоторые решения в ходовой части у танка «Черный орел» (Объект 640).

Заслуга разработчиков Т-14 состоит в том, что они оптимально соединили подходящие технически решения, и внедрили их в серийной, экономически целесообразной машине. Проектирование, доводка и реализация проектных решений в танкостроении, как правило, намного сложнее и дольше, чем формулировка инноваций на начальном этапе разработки.

Первый в мире танк с необитаемой башней

Ранее, как у нас, так и за рубежом был разработан ряд проектов танков с необитаемой башней, но, ни один из них не был доведен до серийного производства, как правило, в связи с техническими проблемами обслуживания вооружений, и обеспечении достаточной живучести танка. В ачестве примера можно привести российский так Т-95 или иордано-южноафриканский опытный танк TARIQ Falcon 1. А Т-14 — первый серийный, технически и экономически приемлемый танк с необитаемой башней.

Конструкцию Т-14 позаимствовали у Запада

Россия со времен ПМВ занимает ведущее место в мире по разработке и проектированию бронетехники. Ряд машин стали революционными для своего времени. Танк В. Д. Менделеева (1911 г.) был первым проектом приемлемого серийного танка с ДВС. Танк Лебеденко (1915 г.) был первым практически приемлемым, и доведенным до стадии чертежей тяжелым танком, не пошедшим в серию только в связи с экономическими трудностями. Танк Т-34 стал первым успешным серийным средним танком с противоснарядным бронированием и дизельным двигателем. Танк Т-64 опередил свое время по ряду ключевых технических решений, определив путь развития ОБТ на четыре десятилетия вперед. БМП-1 стала первой машиной своего поколения, задав моду на проектирование подобных БМП на несколько десятилетий. Этот список можно еще долго продолжать. Первый проект танка с необитаемой башней появился в 1959 году в ВНИИ-100. Иностранные аналоги появились лишь спустя годы.

См. также

Литература

  • Чаплыгин А. В. «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины. — ЭКСМО, 2015. — ISBN ISBN 978-5-699-83534-8

Ссылки