Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 56: | Строка 56: | ||
===Галерная верфь в Гребном порту=== | ===Галерная верфь в Гребном порту=== | ||
См. [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]]. | См. [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]]. | ||
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == |
Версия от 01:21, 26 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Символы Нации
Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)
Только что перестроенный Елизаветой в 1741…1751 гг дворец в 1752…1756 гг снова подвергся серьезной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительной расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.
Судя по объему работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учетом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Крупнейшие корабли и суда
100-пушечные линейные корабли
Тяжелые трехдечные флагманские линейные корабли, с особопрочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:
- «Святой Дмитрий Ростовский» - заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.
80-пушечные линейные корабли
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
- «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
- «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
- «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
- «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.
66-пушечные линейные корабли
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено девять таких кораблей:
- «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
- «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
- «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
- «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
- «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
- Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
- «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
- «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
- «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.
54-пушечные линейные корабли
В это время было построено два легких линкора этого типа:
- «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
- «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.
Крупнейшие морские порты
Реконструкция Галерной гавани
При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного еще при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м).
В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому. с наметившимся политическм курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение судя по опыту Великой Северной войны 1700-1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.
В 1753-1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные "галерные сараи" (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведенные еще в 1721-1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный еще Трезини, был облицован камнем в 1750-1754 гг.[1][2]
Машиностроение
Галерная верфь в Гребном порту
См. Реконструкция Галерной гавани.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Екатерининский дворец в Царском Селе
См. раздел Символы Нации.
Фортификационные сооружения
Крепость Святой Елизаветы
Крупная дерево-земляная крепость заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[3][4][5]
Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).