Окская судоверфь: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 123 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Акционерное общество «Окская судоверфь»''' (официальное сокращённое наименование '''АО «Окская судоверфь»''') — судостроительное предприятие в г. [[Навашино]], [[Нижегородская область]], работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как '''Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода'''.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | '''Акционерное общество «Окская судоверфь»''' (официальное сокращённое наименование '''АО «Окская судоверфь»''') — судостроительное предприятие в г. [[Навашино]], [[Нижегородская область]], работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как '''Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода'''.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | ||
Исторические названия предприятия: | Исторические названия предприятия[http://www.osy.ru/about/istoriya][http://fleetphoto.ru/entities/17/]: | ||
* Мордовщиковская судоверфь. | * Мордовщиковская судоверфь (Мордовщицкая судоверфь (?)). | ||
* Мордовщиковский судомостовой завод. | * Мордовщиковский судомостовой завод(?). | ||
* Мордовщиковский судостроительный завод(?). | |||
* Завод № 342 (Судостроительный завод № 342). | |||
* Предприятие п/я № 31. | |||
* Навашинский судостроительный завод «Ока». | |||
* Акционерное общество открытого типа <nowiki>«Навашинский судостроительный завод «Ока».</nowiki> | |||
* Открытое акционерное общество «Окская судоверфь». | |||
* Общество с ограниченной ответственностью «Навашинский машиностроительный завод» (ООО"НМЗ") — название понтонностроительного подразделения верфи, существовавшего как самостоятельное предприятие в 2005(?)—2016<ref>Дата завершения ликвидации предприятия.</ref> годах. | |||
В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения. | В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения. | ||
На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding. | На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding. | ||
Строка 13: | Строка 19: | ||
=== Российская Империя === | === Российская Империя === | ||
'''Начало 1907 года(?)''' — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии | '''Начало 1907 года(?)''' — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии [[Кулебаки]] — Липня примерно в 26 верстах от Кулебак и в 8 верстах от Мурома.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | ||
'''Лето 1907 года''' — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[http://www.osy.ru/about/istoriya] | '''Лето 1907 года''' — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[http://www.osy.ru/about/istoriya] | ||
Строка 19: | Строка 25: | ||
'''Осень 1911 года''' — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | '''Осень 1911 года''' — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | ||
'''1912 год''' | '''1912 год''' — к этому времени Мордовщиковская судоверфь стала основным производителем речных барж для Волги и её притоков.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | ||
'''1917 год''' — до начала связанного с революциями 1917 года развала экономики, продолжавшая развиваться и дооснащаться судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 — землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуну.[http://www.osy.ru/about/istoriya] | |||
''' | === Советская Россия === | ||
'''30 июня 1918 года''' — декретом ВСНХ национализирован Коломенский машиностроительный завод, включая, очевидно, и Мордовщиковскую судоверфь. | |||
'''1928—1940 годы''' — предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн. | |||
'''1933 год''' — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия. | '''1933 год''' — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия. | ||
'''1934 год''' — построено не менее 5 колёсных буксирных пароходов проекта СБ-15. | |||
'''Июнь 1935 года''' — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн. | '''Июнь 1935 года''' — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн. | ||
'''1937(?) год''' — предприятие в рамках мобилизации страны переименовано в '''Завод № 342''' (в литературе часто «Судостроительный завод № 342»). | |||
'''1937—1938 годы''' — построено не менее 4 колёсных буксирных пароходов проекта 1006 типа «Алексей Стаханов» («Мирон Дюканов»). | |||
'''1941—1945 годы''' — предприятием было выпущено большое количество различной оборонной продукции, в том числе 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП и 162 катера понтонного парка СП-19. | |||
'''1947—1950 годы''' — заводом построено не менее 8 наливных барж проекта 426 грузоподъёмностью 5000 тонн, некоторые из которых впоследствии продолжали работать и на 2017 год.[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1949—1953 годы''' — заводом построено не менее 41 наливных барж проектов 428 и 428Б грузоподъёмностью 6000 тонн.[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''Около 1950 года''' — заводом для отечественной армии начато серийное производство тяжелых понтонных парков ТПП.[http://osy.ru/about/istoriya] | |||
'''Начало 1950-х(?) — начало 1960-х(?) годов''' — завод подвергся реконструкции, в результате чего его производственные мощности заметно возрасли. Были сданы в эксплуатацию новые цеха и новое оборудование, а также освоены новые технологии производства судов. | |||
'''1953—1956(?) годы''' — заводом построено не менее 10 несамоходных нефтеналивных лихтеров проекта 480 (тип «Ульяновск») грузоподъёмностью 3700 тонн.[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1954—1957 годы''' — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566 (тип «Олег Кошевой»).[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1957 год''' — заводской посёлок Мордовщиково объединён с селом Липня в город [[Навашино]]. | |||
'''1957—1958 годы''' — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566-бис (тип «Инженер А. Пустошкин»).[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1958—1959 годы''' — на предприятии построено не менее 16 небольших сухогрузных пароходов проекта 456-бис (тип «Колхозница»).[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1959—1963 годы''' — заводом построен 21 теплоход-хлопколесовоз проекта 570 (тип «Инженер Белов»).[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
[[Файл:OpenWater2017qualifying-30.jpg|thumb|150px|left|Речное звено понтонно-мостового парка ПМП, 2017]] | |||
'''Около 1960 года''' — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП.[http://osy.ru/about/istoriya] | |||
[[Файл:Volgo-Don-185 Uglich.jpg|thumb|150px|right|Сухогруз «Волго-Дон 185», 2017]] | |||
'''1960—1980 годы''' — завод строит крупной серией речные сухогрузные теплоходы типа «Волго — Дон» грузоподъемностью 5300 тонн проектов 507, 507А, 507Б, а также составные теплоходы проекта 1566 общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций. | |||
'''1963 год''' — с помощью специальных имитирующих устройств сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводить ся в заводской гавани. | |||
'''1965 год''' — заводом построен (либо достроен) теплоход-лесовоз «Сухоналес» проекта 450 (тип «Малоярославец»).[http://fleetphoto.ru/projects/1288/] | |||
'''1965-1968 годы''' — заводом построены 7 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес».[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1966 год''' — предприятие получило открытое наименование '''Навашинский судостроительный завод «Ока»'''. | |||
'''1968-1977 годы''' — заводом построены 35 сухогрузов проекта 1572 типа «Кишинёв» класса «река-море».[http://fleetphoto.ru/projects/1063/] | |||
[[Файл:Залив Ольги, теплоход Валерий Кузьмин.JPG|thumb|150px|left|Контейнеровоз проекта 15881, 2012]] | |||
'''1969-1971 годы''' — для Азовского морского пароходства предприятием построены 7 агломератовозов проекта 1572А типа «Вольногорск» («Владимир Лепорский»<ref>Головное судно проекта было переименовано в 1983 году.</ref>) класса «река-море».[http://fleetphoto.ru/projects/1577/] | |||
'''1972-1975 годы''' — специально для эксплуатации на северо-восточном побережье страны заводом построены 8 сухогрузов ледового класса проекта 1576 типа «Советская Якутия» класса «река-море».[http://fleetphoto.ru/projects/1064/] | |||
'''1974 год''' — предприятием построено судно «Серебрянка» проекта 1591, предназначенное для сбора радиоактивных вод. | |||
'''1977—1988 годы''' — построены 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 типа «Василий Шукшин» и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 типа «Виталий Дьяконов». | |||
'''1978 год''' — на предприятии построена плавучая насосная станция РН-6х320 одноимённого проекта.[http://fleetphoto.ru/ship/50567/] | |||
'''1980 год''' — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП-М.[http://osy.ru/about/istoriya] | |||
[[Файл:Taganrog. General cargo ship "ALEKSANDR LEBED" P7200840 2200.jpg|thumb|150px|right|Сухогруз типа «Волжский», 2017]] | |||
'''1981 год''' — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в городе [[Муром]] [[Владимирская область|Владимирской области]]. | |||
'''1981—1991 годы''' — предприятием построены 49(?) речных сухогрузных теплоходов типа «Волжский» (развитие типа «Волго — Дон») проектов проект 05074, 05074ВФТ/Пр и 05074М, в том числе составные теплоходы общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций. | |||
[[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]] | |||
'''1982 год''' — предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени. | |||
[[Файл:ППС-84 понтонный парк специальный 1.JPG|thumb|150px|right|Речное звено понтонного парка ППС-84]] | |||
'''1984(?) год''' — заводом для отечественной армии начато производство понтонного парка специального ППС-84, перевозимого более чем на 300 грузовых автомобилях и позволяющего создавать мосты грузоподъёмностью до 120 тонн при длине более 700 м, по всей видимости, предназначенные, в том числе, и для переброски комплексов баллистических ракет стратегического назначения. | |||
'''1985 год''' — на предприятии для отечественного военно-морского флота был построен плашкоут «Шельф» — стенд для испытаний «Шквал».[http://www.osy.ru/about/istoriya] | |||
'''1988—1991 годы''' — заводом достаточно крупной серией строятся пары барж проектов Р-156 и Р-156А, предназначенных для эксплуатации в составах по две баржи.[http://fleetphoto.ru/entities/17/] | |||
'''1990 год''' — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в районе города [[Павлово]] [[Нижегородская область|Нижегородской области]]. | |||
[[Файл:Ozery oka bridge.jpg|thumb|150px|left|Наплавной мост в п. Клишино, 2006]] | |||
'''1991 год''' — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в посёлке Клишино Озёрского района [[Московская область|Московской области]]. | |||
=== Российская Федерация === | === Российская Федерация === | ||
''' | '''1991—1994 годы''' — предприятием построены ещё, как минимум, 14 речных сухогрузных судов типа «Волжский» различных модификаций. | ||
'''1991(?) год''' — предприятием начато производство понтонных парков ПП-91, пришедших на смену понтонным паркам ПМП. | |||
'''1993 год''' — предприятием построены наплавные автодорожные мосты через реку через реку Клязьму в районе города [[Гороховец]] [[Владимирская область|Владимирской области]] и через реку Иртыш в городе Семипалатинск в [[Казахстан]]е. | |||
'''1994 год''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество открытого типа <nowiki>«Навашинский судостроительный завод «Ока»</nowiki>'''[http://ogrik2.ru/b/dmitrij-vladimirovich-zubov/boris-nemcov-slishkom-neizvestnyj-chelovek-otpoved-buntaryu/29765/zlopoluchnye-navashinskie-milliony/48]. Тогда же заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Луза в посёлке Красавино [[Кировская область|Кировской области]]. | |||
'''1994—1996 годы''' — заводом построены две нефтеналивные баржи проекта 16806 грузоподъёмностью 4500 тонн каждая. | |||
'''1994—2002 годы''' — заводом построены три сухогруза класса «река-море» проекта 16510 грузоподъёмностью типа «Иван Щепетов». | |||
'''1996 год''' — в связи с изменением законодательства предприятие стало называться '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Навашинский судостроительный завод «Ока»</nowiki>'''. Тогда же, по некоторым сведениям, предприятие было признано банкротом[http://serg.e-stile.ru/page262/]. | |||
'''1997 год''' — на базе обанкротившегося завода создано '''Государственное унитарное предприятие Нижегородской области «Окская судоверфь»''' (ГУП НО «Окская судоверфь»). | |||
'''1998 год''' — формальная ликвидация '''ОАО <nowiki>«Навашинский судостроительный завод «Ока»</nowiki>''' после банкротства признана завершённой[http://serg.e-stile.ru/page262/]. | |||
[[Файл:Murom-na-pereprave-cherez-oku.JPG|thumb|150px|right|Паром ПК-1, 2008]] | |||
'''1999 год''' — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Суру в Пильнинском районе [[Нижегородская область|Нижегородской области]]. | |||
'''2000 год''' — заводом построены наплавной автодорожный мост через реку Белая у города [[Бирск]]а в [[Башкирия|Башкирии]] и речной паром «ПК-1» проекта ПКР-25Т типа «Автодор». | |||
'''2001 год''' — заводом построены две несамоходные сухогрузные баржи проекта 003020 грузоподъёмностью 4130 тонн каждая и наплавной автодорожный мост через реку Уфу у посёлка Караидель в [[Башкирия|Башкирии]]. | |||
'''2002 год''' — предприятие ГУП НО «Окская судоверфь» повторно приватизировано с образованием предприятия '''Открытое акционерное общество «Окская судоверфь»'''. | |||
[[Файл:Rusich-6.jpg|thumb|150px|left|Сухогруз «Русич-6»]] | |||
'''2002—2003 годы''' — заводом построены 5 сухогрузных барж проекта 003040 грузоподъёмностью 4025 тонн каждая | |||
'''2003—2008 годы''' — на предприятии построен теплоход «Танаис» проекта 006RSD02 типа «Надежда».[http://fleetphoto.ru/ship/29635/] | |||
'''2004—2007 годы''' — заводом построены 7 сухогрузов класса «река-море» проекта 00101 типа «Русич». | |||
[[Файл:«ВТР-79».jpg|thumb|150px|right|Крановое судно «ВТР-79», 2015]] | |||
'''2005-2010 годы''' — на заводе построено крановое судно ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота. | |||
[[Файл:Murom. New Bridge over Oka River.jpg|thumb|150px|left|Муромский мост, 2013]] | |||
'''2006 год''' — предприятием изготовлены металлоконструкции для автодорожного моста через Оку под городом Муром, впоследствии считавшимся одним из красивейших в России. | |||
'''2007—2013 годы''' — на заводе строилось второе крановое судно проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота, но в 2012 году было переведено на Судостроительный завод «Волга», где его достроили как опытное судно «Виктор Чероков» по проекту 20360ОС. | |||
'''2010 год''' — заводом сданы 3 танкера проекта 00216 типа ''«Primemax»''. | |||
'''2011 год''' — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Большая Хета на Крайнем Севере [[Красноярский край|Красноярского края]] для ЗАО «Ванкорнефть».[http://www.osy.ru/about/istoriya][http://www.24rus.ru/more.php?UID=72382] | |||
'''2010—2012 годы''' — заводом построены 10 сухогрузных судов проекта ''RSD''44. | |||
'''2011—2013 годы''' — заводом построены 12 танкеров проекта ''RST''27. | |||
'''2013—2016 годы''' — заводом построены 7 комбинированных судов-площадок/танкеров проекта ''RST''54. | |||
[[Файл:PP-2005 - Bridging2017-07.jpg|thumb|150px|right|Наведение моста понтонным парком ПП-2005, 2017]] | |||
'''2014 год''' — завод начал производство понтонных парков ПП-2005.[http://magspace.ru/blog/gun/298650.html] тргда же были построены 3 рабочих катера ледового класса проекта ''ST''23''W''1. | |||
'''2014—2016 годы''' — заводом построено многофункциональное судно (бункеровщик, сборщик льяльных вод и нефтесборщик) «Эколог» проекта 92800. | |||
'''2015—2016 годы''' — заводом построен многофункциональный аварийно-спасательный буксир «Пенай» проекта ''TG-17''. | |||
'''2015—2017 годы''' — заводом построена серия из двух служебно-разъездных катеров для высшего командного состава отечественного военно-морского флота проекта 21270, а также ещё 2 танкера проекта ''RST''27. | |||
'''2016—2017 годы''' — на предприятии построено многофункциональное морское водолазное судно-катамаран «Игорь Ильин» проекта ''SDS''18. | |||
'''2017—2019 годы''' — заводом построена серия из 8 несамоходных наливных барж проекта ''ROB''20. | |||
'''2018—2019 годы''' — предприятием построены 8 сухогрузных судов проекта ''RSD''32''M''. | |||
'''2018—2020 годы''' — заводом строится большой гидрографический катер проекта 19920 «Александр Макорта». | |||
'''2019 — настоящее время (2023 год)''' — предприятием строятся 18 сухогрузных судов проекта ''RSD''59.[http://sdelanounas.ru/blogs/142970] | |||
'''2019—2022 годы''' — для использования в портах [[Камчатский край|Камчатского края]] заводом построено грузопассажирское судно ледового плавания «Анатолий Чернеев» проекта ''PV''24.[http://sudostroenie.info/mobver/novosti/28957.html] | |||
'''2021 — настоящее время (2023 год)''' — предприятие строится серию из трёх краболовов-процессоров проекта 5712Р для группы компаний «Русский Краб».[http://sdelanounas.ru/blogs/139165] | |||
'''2021—2022 годы''' — предприятием построен большой гидрографический катер проекта 19920 «Анатолий Князев».[http://sdelanounas.ru/blogs/142209] | |||
'''2021 — настоящее время (2023 год)''' — предприятие строит серию из четырёх многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD71. | |||
'''2021—2023 годы''' — заводом построена серия из пяти многофункциональных буксирно-спасательных судов ледового класса Arc4 проекта NE025.[http://sdelanounas.ru/blogs/142549/] | |||
'''2021 — настоящее время (2023 год)''' — предприятие ведёт на строительство буксира-спасателя проекта MPSV12 [http://sdelanounas.ru/blogs/141626/]. | |||
'''2021 — настоящее время (2024 год, план 2025)''' — на заводе строится серия из, как минимум, трëх судов-сборщиков льяльных вод проекта RST38. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 45: | Строка 225: | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | [[Категория:Предприятия России]] | ||
[[Категория:Предприятия Нижегородской области]] | [[Категория:Предприятия Нижегородской области]] | ||
[[Категория:Навашино]] | [[Категория:Навашино]] |
Текущая версия от 11:39, 24 октября 2024
Акционерное общество «Окская судоверфь» (официальное сокращённое наименование АО «Окская судоверфь») — судостроительное предприятие в г. Навашино, Нижегородская область, работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода.[1]
Исторические названия предприятия[2][3]:
- Мордовщиковская судоверфь (Мордовщицкая судоверфь (?)).
- Мордовщиковский судомостовой завод(?).
- Мордовщиковский судостроительный завод(?).
- Завод № 342 (Судостроительный завод № 342).
- Предприятие п/я № 31.
- Навашинский судостроительный завод «Ока».
- Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока».
- Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
- Общество с ограниченной ответственностью «Навашинский машиностроительный завод» (ООО"НМЗ") — название понтонностроительного подразделения верфи, существовавшего как самостоятельное предприятие в 2005(?)—2016[1] годах.
В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения.
На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding.
История предприятия
Российская Империя
Начало 1907 года(?) — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии Кулебаки — Липня примерно в 26 верстах от Кулебак и в 8 верстах от Мурома.[4]
Лето 1907 года — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[5]
Осень 1911 года — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[6]
1912 год — к этому времени Мордовщиковская судоверфь стала основным производителем речных барж для Волги и её притоков.[7]
1917 год — до начала связанного с революциями 1917 года развала экономики, продолжавшая развиваться и дооснащаться судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 — землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуну.[8]
Советская Россия
30 июня 1918 года — декретом ВСНХ национализирован Коломенский машиностроительный завод, включая, очевидно, и Мордовщиковскую судоверфь.
1928—1940 годы — предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн.
1933 год — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия.
1934 год — построено не менее 5 колёсных буксирных пароходов проекта СБ-15.
Июнь 1935 года — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн.
1937(?) год — предприятие в рамках мобилизации страны переименовано в Завод № 342 (в литературе часто «Судостроительный завод № 342»).
1937—1938 годы — построено не менее 4 колёсных буксирных пароходов проекта 1006 типа «Алексей Стаханов» («Мирон Дюканов»).
1941—1945 годы — предприятием было выпущено большое количество различной оборонной продукции, в том числе 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП и 162 катера понтонного парка СП-19.
1947—1950 годы — заводом построено не менее 8 наливных барж проекта 426 грузоподъёмностью 5000 тонн, некоторые из которых впоследствии продолжали работать и на 2017 год.[9]
1949—1953 годы — заводом построено не менее 41 наливных барж проектов 428 и 428Б грузоподъёмностью 6000 тонн.[10]
Около 1950 года — заводом для отечественной армии начато серийное производство тяжелых понтонных парков ТПП.[11]
Начало 1950-х(?) — начало 1960-х(?) годов — завод подвергся реконструкции, в результате чего его производственные мощности заметно возрасли. Были сданы в эксплуатацию новые цеха и новое оборудование, а также освоены новые технологии производства судов.
1953—1956(?) годы — заводом построено не менее 10 несамоходных нефтеналивных лихтеров проекта 480 (тип «Ульяновск») грузоподъёмностью 3700 тонн.[12]
1954—1957 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566 (тип «Олег Кошевой»).[13]
1957 год — заводской посёлок Мордовщиково объединён с селом Липня в город Навашино.
1957—1958 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566-бис (тип «Инженер А. Пустошкин»).[14]
1958—1959 годы — на предприятии построено не менее 16 небольших сухогрузных пароходов проекта 456-бис (тип «Колхозница»).[15]
1959—1963 годы — заводом построен 21 теплоход-хлопколесовоз проекта 570 (тип «Инженер Белов»).[16]
Около 1960 года — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП.[17]
1960—1980 годы — завод строит крупной серией речные сухогрузные теплоходы типа «Волго — Дон» грузоподъемностью 5300 тонн проектов 507, 507А, 507Б, а также составные теплоходы проекта 1566 общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций.
1963 год — с помощью специальных имитирующих устройств сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводить ся в заводской гавани.
1965 год — заводом построен (либо достроен) теплоход-лесовоз «Сухоналес» проекта 450 (тип «Малоярославец»).[18]
1965-1968 годы — заводом построены 7 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес».[19]
1966 год — предприятие получило открытое наименование Навашинский судостроительный завод «Ока».
1968-1977 годы — заводом построены 35 сухогрузов проекта 1572 типа «Кишинёв» класса «река-море».[20]
1969-1971 годы — для Азовского морского пароходства предприятием построены 7 агломератовозов проекта 1572А типа «Вольногорск» («Владимир Лепорский»[2]) класса «река-море».[21]
1972-1975 годы — специально для эксплуатации на северо-восточном побережье страны заводом построены 8 сухогрузов ледового класса проекта 1576 типа «Советская Якутия» класса «река-море».[22]
1974 год — предприятием построено судно «Серебрянка» проекта 1591, предназначенное для сбора радиоактивных вод.
1977—1988 годы — построены 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 типа «Василий Шукшин» и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 типа «Виталий Дьяконов».
1978 год — на предприятии построена плавучая насосная станция РН-6х320 одноимённого проекта.[23]
1980 год — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП-М.[24]
1981 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в городе Муром Владимирской области.
1981—1991 годы — предприятием построены 49(?) речных сухогрузных теплоходов типа «Волжский» (развитие типа «Волго — Дон») проектов проект 05074, 05074ВФТ/Пр и 05074М, в том числе составные теплоходы общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций.
1982 год — предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
1984(?) год — заводом для отечественной армии начато производство понтонного парка специального ППС-84, перевозимого более чем на 300 грузовых автомобилях и позволяющего создавать мосты грузоподъёмностью до 120 тонн при длине более 700 м, по всей видимости, предназначенные, в том числе, и для переброски комплексов баллистических ракет стратегического назначения.
1985 год — на предприятии для отечественного военно-морского флота был построен плашкоут «Шельф» — стенд для испытаний «Шквал».[25]
1988—1991 годы — заводом достаточно крупной серией строятся пары барж проектов Р-156 и Р-156А, предназначенных для эксплуатации в составах по две баржи.[26]
1990 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в районе города Павлово Нижегородской области.
1991 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в посёлке Клишино Озёрского района Московской области.
Российская Федерация
1991—1994 годы — предприятием построены ещё, как минимум, 14 речных сухогрузных судов типа «Волжский» различных модификаций.
1991(?) год — предприятием начато производство понтонных парков ПП-91, пришедших на смену понтонным паркам ПМП.
1993 год — предприятием построены наплавные автодорожные мосты через реку через реку Клязьму в районе города Гороховец Владимирской области и через реку Иртыш в городе Семипалатинск в Казахстане.
1994 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока»[27]. Тогда же заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Луза в посёлке Красавино Кировской области.
1994—1996 годы — заводом построены две нефтеналивные баржи проекта 16806 грузоподъёмностью 4500 тонн каждая.
1994—2002 годы — заводом построены три сухогруза класса «река-море» проекта 16510 грузоподъёмностью типа «Иван Щепетов».
1996 год — в связи с изменением законодательства предприятие стало называться Открытое акционерное общество «Навашинский судостроительный завод «Ока». Тогда же, по некоторым сведениям, предприятие было признано банкротом[28].
1997 год — на базе обанкротившегося завода создано Государственное унитарное предприятие Нижегородской области «Окская судоверфь» (ГУП НО «Окская судоверфь»).
1998 год — формальная ликвидация ОАО «Навашинский судостроительный завод «Ока» после банкротства признана завершённой[29].
1999 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Суру в Пильнинском районе Нижегородской области.
2000 год — заводом построены наплавной автодорожный мост через реку Белая у города Бирска в Башкирии и речной паром «ПК-1» проекта ПКР-25Т типа «Автодор».
2001 год — заводом построены две несамоходные сухогрузные баржи проекта 003020 грузоподъёмностью 4130 тонн каждая и наплавной автодорожный мост через реку Уфу у посёлка Караидель в Башкирии.
2002 год — предприятие ГУП НО «Окская судоверфь» повторно приватизировано с образованием предприятия Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
2002—2003 годы — заводом построены 5 сухогрузных барж проекта 003040 грузоподъёмностью 4025 тонн каждая
2003—2008 годы — на предприятии построен теплоход «Танаис» проекта 006RSD02 типа «Надежда».[30]
2004—2007 годы — заводом построены 7 сухогрузов класса «река-море» проекта 00101 типа «Русич».
2005-2010 годы — на заводе построено крановое судно ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота.
2006 год — предприятием изготовлены металлоконструкции для автодорожного моста через Оку под городом Муром, впоследствии считавшимся одним из красивейших в России.
2007—2013 годы — на заводе строилось второе крановое судно проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота, но в 2012 году было переведено на Судостроительный завод «Волга», где его достроили как опытное судно «Виктор Чероков» по проекту 20360ОС.
2010 год — заводом сданы 3 танкера проекта 00216 типа «Primemax».
2011 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Большая Хета на Крайнем Севере Красноярского края для ЗАО «Ванкорнефть».[31][32]
2010—2012 годы — заводом построены 10 сухогрузных судов проекта RSD44.
2011—2013 годы — заводом построены 12 танкеров проекта RST27.
2013—2016 годы — заводом построены 7 комбинированных судов-площадок/танкеров проекта RST54.
2014 год — завод начал производство понтонных парков ПП-2005.[33] тргда же были построены 3 рабочих катера ледового класса проекта ST23W1.
2014—2016 годы — заводом построено многофункциональное судно (бункеровщик, сборщик льяльных вод и нефтесборщик) «Эколог» проекта 92800.
2015—2016 годы — заводом построен многофункциональный аварийно-спасательный буксир «Пенай» проекта TG-17.
2015—2017 годы — заводом построена серия из двух служебно-разъездных катеров для высшего командного состава отечественного военно-морского флота проекта 21270, а также ещё 2 танкера проекта RST27.
2016—2017 годы — на предприятии построено многофункциональное морское водолазное судно-катамаран «Игорь Ильин» проекта SDS18.
2017—2019 годы — заводом построена серия из 8 несамоходных наливных барж проекта ROB20.
2018—2019 годы — предприятием построены 8 сухогрузных судов проекта RSD32M.
2018—2020 годы — заводом строится большой гидрографический катер проекта 19920 «Александр Макорта».
2019 — настоящее время (2023 год) — предприятием строятся 18 сухогрузных судов проекта RSD59.[34]
2019—2022 годы — для использования в портах Камчатского края заводом построено грузопассажирское судно ледового плавания «Анатолий Чернеев» проекта PV24.[35]
2021 — настоящее время (2023 год) — предприятие строится серию из трёх краболовов-процессоров проекта 5712Р для группы компаний «Русский Краб».[36]
2021—2022 годы — предприятием построен большой гидрографический катер проекта 19920 «Анатолий Князев».[37]
2021 — настоящее время (2023 год) — предприятие строит серию из четырёх многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD71.
2021—2023 годы — заводом построена серия из пяти многофункциональных буксирно-спасательных судов ледового класса Arc4 проекта NE025.[38]
2021 — настоящее время (2023 год) — предприятие ведёт на строительство буксира-спасателя проекта MPSV12 [39].
2021 — настоящее время (2024 год, план 2025) — на заводе строится серия из, как минимум, трëх судов-сборщиков льяльных вод проекта RST38.
См. также
Ссылки
Примечания