Государственный флаг России (видеолекция): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Очень интересная лекция)
 
Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#ev:rutubeimg|8c013e51d67d315331a30bbbed309aab|350|right|Государственный флаг России: видеолекция Калашникова Глеба Вадимовича (2014) на Рутубе}}
{{#ev:rutubeimg|8c013e51d67d315331a30bbbed309aab|350|right|Государственный флаг России: видеолекция Калашникова Глеба Вадимовича (2014) на Рутубе}}


Лектор Глеб Вадимович Калашников, ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, кандидат исторических наук. Лекция прочитана в 2014 году, транскрибирование (перевод в текст) сделано в 2024 году.
Лектор Глеб Вадимович Калашников, ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, кандидат исторических наук. Лекция о [[Флаг России|флаге России]] прочитана в 2014 году, транскрибирование (перевод в текст) сделано в 2024 году.


Для удобства местами расставлены временные метки. По тексту встречаются сокращения «бск» и «чжб» для слов «бело-сине-красный» и «чёрно-жёлто-белый» в разных падежах.
Для удобства местами расставлены временные метки. По тексту встречаются сокращения «бск» и «чжб» для слов «бело-сине-красный» и «чёрно-жёлто-белый» в разных падежах.
Строка 10: Строка 10:
Здравствуйте, дорогие друзья.  
Здравствуйте, дорогие друзья.  


Сегодняшний наш разговор будет посвящён российскому флагу, его истории, перепитиям судьбы.
Сегодняшний наш разговор будет посвящён российскому флагу, его истории, перепетиям судьбы.
Но для начала нам нужно оговориться, что такое флаги, зачем они вообще нужны.
Но для начала нам нужно оговориться, что такое флаги, зачем они вообще нужны.


Строка 47: Строка 47:
И вообще обязаны своим рождением Новому времени, развитию мореходства и не просто мореходства, а появлению больших флотов.
И вообще обязаны своим рождением Новому времени, развитию мореходства и не просто мореходства, а появлению больших флотов.


Флотов крупн
Флотов крупных национальных государств.
 
Почему?
 
А всё очень просто.
 
Когда появились крупные флоты, эти флоты: и торговые, и военные — стали вести между собой борьбу на морях за то, кому каким владеть океаном.
 
Это, естественно, были великие морские державы Европы: Испания, Нидерланды, Британия.
 
Насущно важной задачей на море было определить, чей перед тобой корабль и как с ним соответственно поступать, можно ли на него напасть, или, наоборот, надо уносить от него ноги как можно скорее, или к нему нельзя подступиться, потому что это корабль нейтральной державы.
 
Или не нейтральной, но настолько сильной, что лучше с ним не связываться.
 
Или что это свой, к которому надо спешить на помощь.
 
И так далее.
 
4:05
 
Но как? На море большие расстояния.
Старые знаки, то есть те же знамёна, например, а знамёна имели очень сложную композицию, выполнялись на них рисунки масляными красками, шитьё различной цветной нитью.
 
Из-за этого знамёна, если их перенести на море, во-первых, они плохо видны, потому что требуют более близкого расстояния, а не расстояния в несколько морских миль.
А во-вторых, морской ветер и соль очень быстро выводят знамёна из строя.
 
А каждое знамя стоит дорого.
Кроме того, знамя — святыня, а тут с ним приходиться обращаться довольно утилитарно, его надо стирать, его надо заменять вовремя.
 
И вот тогда родился, если угодно, сын или внук знамён.
Родились флаги.
 
Флаги отличались от знамён тем, что имели сравнительно простые композиции, допускали тиражирование.
И флаги, если и окружались почётом, то в то время, пока они выполняли свою функцию.
 
Собственно, это и сейчас так.
 
Действительно, когда флаг поднят на почётном месте, мы оказываем ему какие-то знаки уважения.
Но вот пришло время спустить флаг и отправить его в стиральную машину, постирать, погладить и снова вернуть на место.
И тут, когда он сошёл с флагштока, он начинает превращаться в такую утилитарную вещь, позволяющую с собой вполне рабочее, деловое обхождение.
 
Со знаменем так поступать нельзя.
 
Любой акт со знаменем, будь то стряхивание с него пыли или зашивание дырочки обставляется торжественно и ритуально.
Итак, флаги появились на морях.
 
Соответственно, и рождались, и наличествовали они в тех странах, которые занимались морским судоходством.
 
А что же Россия?
 
А Россия — как все.
 
И наш государственный флаг начинает историю тогда, когда в России начинается морское судоходство.
 
6:17
 
 
Когда мы говорим о морях, мы сразу вспоминаем Петра Великого. Что море у нас и суда начались с него.
 
 
Но любопытно внимательно прочитать предисловие к Уставу морскому 1720 года.
Предисловие целиком и полностью написано собственноручно Петром.
Так вот в этом предисловии Пётр старательно подчёркивает мысль, что он не основатель флота российского, он лишь продолжатель дела отца.
 
 
А первые регулярные морские корабли были заведены при Царе Алексее Михайловиче.
 
И это правда.
 
При Царе Алексее Михайловиче в середине XVII века Россия не имела выхода ни к Чёрному, ни к Балтийскому морю.
 
На Белом море нужды в кораблях не было.
 
Но было ещё одно море — Каспийское, по которому шла оживлённая торговля с Персией (сегодняшним Ираном).
Торговля эта была крайне выгодной для России, но она страшно страдала от морского разбоя.
Знаменитый Степан Разин, прежде чем стать вождём народного движения, был великолепным пиратом, прославившимся на всё Каспийское море.
 
И княжну, которую он потопил в водах Волги, этот самый Степан Разин вывез в результате классического пиратского набега на персидское побережье.
 
Так вот от этих бравых казаков, если уж отречься от пиратской терминологии, очень страдали и российские, и персидские торговые караваны.
 
7:44
 
Фактически к 1660-м годам торговля была почти блокирована, как на Каспийском море, так и в низовьях Волги.
 
Правительство решает предпринять против этого меры, а меры могут быть только одни: охрана торговых караванов вооружёнными судами, причём не простыми судами, а судами европейской постройки, способными нести пушки, крупнокалиберные пушки и достаточно много, а кроме того мореходными.
Потому что мореходство по Каспийскому морю и сегодня является задачей непростой.
Море это вроде бы и внутреннее, а штормы там такие случаются, что позавидуют и просторы океана.
 
Задача проста, но как её решать?
 
В России строить крупные суда в середине XVII века не умели, и выход был найден тоже вполне простой: были приглашены специалисты из одной из самых могущественных держав того времени, да ещё и имевшей добрые отношения с Россией — из Голландии.
 
8:44
 
В 1667 году в Россию прибыли голландские мастера, и в селе Дединово на Оке приступили к строительству судов.
 
За год с небольшим ими был построен корабль «Орёл» (это был небольшой фрегат) и две или три яхты.
 
Когда собственно деревянное строение подошло к концу, началась оснастка судов.
Голландские мастера задали вопрос — написали о том ко двору — какие флаги поднимать на новых кораблях.
К сожалению, запрос нам известен, а вот ответ, вышедший из Москвы не известен.
 
Но известно другое, что на нужды флажного строения кораблям было отпущено материи белого, синего и красного цветов в равной пропорции.
 
До наших дней сохранился один рисунок корабля «Орёл». Он представлен перед вами.
 
9:47
 
Вообще, судьба этого корабля была короткой.
 
Когда он был спущен на воду, оснащён, спущен по Оке,
совершил плавание по Волге,
пришёл в Астрахань, встал там на зимовку.
А зимой совершил захват Астрахани Степан Разин, который это судно, направленное на борьбу с пиратством (родным его делом), торжественно сжёг.
Так что первая попытка российского мореплавания не удалась.
Вероятно, вместе с судном сгорели и заготовленные для него флаги.
Но нам же интересно, какими были эти флаги.
 
К сожалению, на этот вопрос не существует точного ответа.
 
10:20
 
На сохранившемся изображении корабля «Орёл» вы видите на корме большой полосатый флаг,
у которого средняя полоса явно белая.
 
[http://andcvet.narod.ru/Van_der_Aa/asd6.html Рисунок] этот выполнен позже, много позже гибели корабля «Орёл», голландским мастером [[runi:Ван дер Аа, Питер|Ван дер Аа]] ''(прим.: скорее он выступал в роли издателя, а рисовал [[runi:Витсен, Николаас|Николаас Витсен]])'',
и выполнен он по описаниям строителей этого корабля.
Дело в том, что голландская команда, которая должна была служить на корабле,
она во время зимовки уехала из Астрахани в Москву, и поэтому голландские моряки и кораблестроители не пострадали от разинского восстания.
 
Они и сохранили подробные рассказы о корабле, от них они дошли в своё время и до Петра Великого.
 
Вполне вероятно, что голландцы строили флаг по той схеме, которая была им знакома, которая была им родной, поскольку
голландский флаг был полосатый из трёх горизонтальных полос.
 
11:21
 
В принципе это была и самая практичная форма для того времени.
 
Потому что элементарно сшивалось три полосы ткани, было соответственно всего два шва.
И более того, с точки зрения опять же эксплуатационной, эта сшивка из горизонтальных полос, она самая удобная на море.
Потому что по мере <использования> флаг может достаточно сильно истрепаться, но оставаться ещё функциональным, полосы могут даже разорваться, но, если они три вьются отдельно, впечатление вполне годится для опознания.
Вполне можно узнать этот флаг.
 
11:54
 
 
Поэтому, скорей всего, это был полосатый флаг, а вот как на нём располагались полосы, мы не знаем
И по этому поводу существует много предположений
Пожалуй, самое основательное заключается в том, что на «Орле» могло быть вообще голландское расположение цветов: белая полоса между синей и красной. Такое вполне возможно.
 
А вот другие предположения, которые выдвигались в начале XIX века:
О том, что для «Орла» были сшиты флаги крестовые (то есть синий крест и углы красные либо белые)
и ещё иные предположения — эти предположения, честно говоря, не основательны и никаких подтверждений у них серьёзных нет.
 
Поэтому будем считать, что в 1668 году родился российский полосатый флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов, но, правда, пока непонятно в каком составе.
 
12:55
 
Пётр Великий, ну тогда ещё не Великий, а Московский Царь Пётр увлёкся мореплаванием с ранних лет
и первый длинный поход, ну ещё не вполне морской, больше речной, по Северной Двине, а затем и по Белому морю,
он совершил в 1693 году — это было путешествие в Архангельск, потом из Архангельска на Соловки и обратно.
И вот от этого путешествия до наших дней сохранился флаг, один, вернее, из флагов, которые использовались тогда на царских судах.
Этот флаг вы видите в верхнем правом углу слайда.
 
13:36
 
Хранится этот флаг сегодня в Центральном Военно-морском музее здесь у нас в Петербурге.
Как видите, флаг представляет собой бело-сине-красное полосатое полотнище, в центре которого золотой двуглавый орёл.
Есть, правда, предположение, что это не центр, а часть полотнища у древка, что вообще-то оно было прямоугольное, просто часть полотнища не сохранилась — истлела от времени.
 
Завершив свои морские походы и возвращаясь обратно в Москву, Пётр подарил флаги, под которыми он ходил на море местному архиепископу, и они сохранялись в Архангельске вплоть до начала XX века.
Когда этот флаг, получивший название «Флаг Царя Московского», был торжественно доставлен в Петербург,
что было очень кстати ввиду ведшейся тогда активно дискуссии о русских национальных цветах — о ней несколько позже.
 
14:40
 
На том же слайде вы видите две картины, естественно, европейских, западноевропейских мастеров, которые представляют события уже более позднего времени, 1667 года (''прим.: явно оговорка, Посольство было в 1697—1698 годах'')
Это время, когда Пётр Великий в составе Великого Посольства предпринял огромную экспедицию в Западную Европу.
И когда он посещал Голландию, среди прочих событий и развлечений, которые были для него устроены, была устроена примерная морская баталия, в которой наблюдателем поучаствовала яхта под российским флагом.
И вот эта яхта здесь изображена на переднем плане.
Эта картина была выполнена специально голландскими мастерами для подарка Петру I в память об этом сражении.
 
Здесь вы видите флаг, очень похожий на флаг Царя Московского, правда с расширенной синей полосой, чтобы на неё влез двуглавый орёл целиком.
 
14:40
 
Что в принципе вполне разумно, потому что вряд ли посольство привезло флаги с собой, наверняка флаг шился на месте, а практичные голландцы, хорошо знакомые с правилами геральдики, конечно не позволили бы орлу залезать на белую полосу, где будь он золотой или серебряный, его плохо видно, соответственно будет видно 2/3 орла. Они поместили его целиком на синюю полосу.
А правее ещё одна яхта, на которой Пётр путешествует по Голландии.
Тоже картина выполнена в подарок Петру, потому что он очень ценил любые водные походы, и там видим точно такой же флаг.
 
16:09
 
Таким образом, мы можем констатировать, что в 1690-х годах Пётр Великий пользовался в качестве российского флага —
На мой взгляд, в качестве своего личного пока ещё флага —
Но самое главное — полотнищем, которое состояло из полос белого, синего и красного цветов.
 
То есть он воспринял цвета своего родителя, определённые в то время для флота.
И, кстати, даже когда Посольство Великое отправлялось ещё в Европу, ему была написано длинная, подробная инструкция, что ему надлежит делать
Так вот, в первом десятке пунктов (вообще-то их там чуть не 60)
Одно из заданий посольства было: покупка белых, синих и красных гарусов на флаги морские в равной пропорции.
 
То есть опять же мы сталкиваемся с тем, что морские флаги должны были шиться из этих материй.
 
17:09
 
Дальнейшее развитие тематики бело-сине-красного флага имело в самом конце 1690-х годов.
В частности, вы видите справа собственноручный набросок Петра Великого флага для корабля «Крепость»,
на котором отправлялось в Константинополь русское посольство по Чёрному морю.
То есть первого русского военного корабля, вышедшего в Чёрное море.
И верхний пример этого флага — это именно полосатый бело-сине-красный флаг.
 
17:31
 
А в центре изображён рисунок знамени (знамя сохранилось).
Но это знамя, которое было взято шведами под Нарвой среди многих других знамён разбитой в 1700 году русской армии.
Сегодня знамя хранится в Королевском военном музее в Стокгольме, в неплохой сохранности.
А рисунок был сделан в начале XX века с документальной точностью.
Считается, тоже, что это тоже личное знамя Петра, то самое знамя, под которым он сам шёл в поход
 
Как видите, оно тоже бело-сине-красное.
 
Таким образом, сочетание цветов бело-сине-красного при Петре в конце 1690-х годов перебирается с моря и на сушу и воплощается в самых разных видах, в том числе в любопытном воплощении офицерских шарфов.
 
18:46
 
Это левая иллюстрация, на ней представлены два офицера гвардии Преображенского полка.
Это форма образца 1720-х годов.
И через плечо у них, видите, бело-сине-красные шарфы.
Шарф — это был очень важный знак офицерской формы.
Собственно шарф и отличал офицера от всех остальных.
Потому что других существенных знаков различия на форме не было.
 
 
В Европе шарфы офицерские шились из металлизированных нитей (одноцветные, как правило, либо серебристые, либо золотистые), а вот в России был избран такой любопытный бело-сине-красный шарф.
 
Кстати, в фондах Эрмитажа до сих хранится бск шарф, в котором Пётр сражался на Полтавском поле.
 
С 1700 года использование бск флага в военном флоте прекратилось.
С этого времени Пётр обратился к…
создал для военного флота новую идею — Андреевский флаг, то есть белое полотнище с синим диагональным крестом.
 
Однако, похоже, что уже с этого времени бск флаг был Петром задуман как флаг для гражданских судов, или торговых, как в то время говорили.
 
Однако мы не должны обманываться.
 
19:58
 
Дело в том, что торговым или коммерческим в то время, в XVIII веке, называлось любое судоходство, кроме военного.
То есть и китобойное, и рыболовное, и пассажирское, и почтовое — всё оно рассматривалось как коммерческое или торговое.
Это особенности филологии того времени.
 
Так вот, хотя мы не имеем для того документальных подтверждений.
Есть, правда, довольно смутный указ 1705 года, где говорится, что судам, плавающим по внутренним водным линиям, иметь флаги по-прежнему бск.
Но не совсем понятно, какие именно.
 
А вот в 1712 году состоялся уже указ, достаточно точно говорящий о том, что торговый флаг должен иметь бск цвета.
И наконец, окончательно уже и бесповоротно мы можем говорить о том, что русский торговый или коммерческий флаг был утверждён
бск в 1720 году.
 
В 1720 году был утверждён Устав Морской, эпохальное событие в русском законодательстве.
 
21:00
 
И одна из частей этого Устава — это таблица флагов.
И на левой странице, верхний ряд, второй флаг от центра — это торговый или коммерческий флаг бск.
 
В XVII, XVIII и первой половине XIX века государственные флаги, да вообще флаги
бытовали исключительно на море.
На суше было флаг встретить почти невероятно.
Именно поэтому у держав сухопутных флагов почти не было.
 
В России сочетание бск цветов в послепетровское время начинает потихонечку забываться.
Офицерские бск шарфы ушли в прошлое где-то в 1730-х годах.
Военные знамёна уже после ранних петровских лет полосатыми уже никто не создавал.
 
То есть это сочетание оставалось только у торгового флота.
А торгового флота в XVIII веке у России не было, как это ни печально нам признавать, но
торговых русских кораблей были единицы и это были явления эпизодические,
наше купечество не хотело строить свои торговые корабли.
И весь вывоз товаров осуществлялся из России судами иностранными.
 
22:00
 
Поэтому торговый коммерческий флаг хоть и существовал, но применялся он крайне мало.
И о бытовании бск флага где-то до середины XIX века мы имеем лишь эпизодические сведения.
Ну, например, когда морская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открывала определённые новые земли,
на них, известно, поднимался бск флаг именно в знак их присоединения к России
Но, правда, другие экспедиции, например Крузенштерна, поднимали там Андреевский флаг или
Императорский штандарт — жёлтое полотнище с чёрным двуглавым орлом.
 
23:00
 
Ситуация кардинально изменилась в середине XIX века,
когда во всей Европе поднялось активное национальное движение, объединительное движение,
когда стали создаваться национальные государства там, где их ещё не было,
когда национально-освободительная борьба привела к освобождению ряда народов от иностранного владычества.
 
В это время Россия выступала такой матерью-покровительницей прежде всего славянских и балканских народов.
И бск цвета именно как русские, российские цвета получили самое широкое распространение.
Перед вами таблица флагов славянских и балканских стран.
 
23:51
 
В верхнем правом углу российский флаг.
И я думаю, у вас не возникнет особенных сомнений, какой флаг служил флагом для подражания, основой для флагов славянских и балканских стран.
 
Ниже под российским флагом расположены флаги Словении, Словакии и самый нижний — Болгарии.
Правда, у Болгарии вы видите зелёную полосу вместо синей, но дело в том, что болгарский флаг возник позже всех славянских флагов и уже все сочетания полос были использованы, поэтому болгары даже спрашивали монаршее разрешение на то, чтобы взять российский флаг, но только заменить в нём синюю полосу на зелёную.
 
Средний столбец, вверху флаг Югославии, причём в этом сочетании он использовался, то применялся, то отменялся, но многократно был у югославского государства.
Ниже него флаг Хорватии, существующий до сегодняшнего дня.
Ещё ниже один из вариантов флагов Черногории.
И совсем внизу современный флаг Сербии.
Как видите, все они выстроены на бск полосах,
причём флаги Сербии и Черногории повторяют российский, только перевёрнутый.
 
24:42
 
Несколько дальше от них уходит флаг Чехии. В верхнем левом углу.
Но и чешский флаг создавался на основе российских цветов, которые в 1850-е/60/70/80-е XIX века понимались как цвета панславянские, то есть общие цвета славянства.
И до сих пор это сильное влияние российского флага вполне ощутимо в государственных флагах славянских стран.
 
 
А что же в самой России?
А в самой России в 1850-х годах с флагами началась полная чехарда.
Потому что никто не отменял и не трогал бск российский флаг.
Здесь я вам должен заметить такую в общем особенность интересную.
Что у нас в России существует какой-то комплекс по отношению к слову «торговля», «коммерция».
Нам всегда кажется, что это «фу-фу-фу», это нехорошо, это нехорошее какое-то вот занятие. Торговля — это фу.
Это не новость, у нас всегда как-то и «купец» для нас — это тоже какой-то персонаж не очень приятный, заслуживающий снисходительно-иронического отношения.
А уж «торгаш» — это вовсе почти ругательное слово.
Вот как ни странно, и к бск флагу из-за его названия торговый у нас какой-то существует комплекс.
А между тем вообще-то все государственные флаги старых стран, которые выросли из морских флагов — они все выросли из торговых флагов.
Более того, торговый флаг и понимался собственно как общегосударственный.
Как правило, крупные морские державы имели два основных морских флага, торговый и военный.
 
25:45
 
Военный понимался как флаг гораздо ниже классом, как флаг судов, которые не торговые, то есть некоего меньшинства.
У нас то же самое.
Был Андреевский военный флаг и торговый бск.
Но Андреевский у нас до сих пор в почёте.
А вот как-то даже слышать о том, что бск был торговым не очень приятно.
Это странный комплекс, неправильный комплекс.
Из гражданского судоходства выросли все старые государственные флаги.
И наш тоже.
 
27:04
 
Он потихонечку перебирался на сушу в 1850-х годах.
Но в это время российской геральдикой стал управлять очень примечательный человек — барон Кёне
Человек очень много сделавший доброго, но формалист.
И вот формалист Кёне выступил с инициативой.
Он сказал, что государственная геральдика должна представлять единый комплекс.
У России орёл в чжб цветах, то есть чёрный орёл на золотом фоне с белым всадником на груди.
А флаг почему-то бск.
Ну что это такое?!
Это непорядок!
 
27:35
 
Флаг и герб должны быть единым концертом.
Поэтому Кёне предложил создать флаг чёрно-жёлто-белого цвета, но тоже, естественно, полосатый.
Его инициативу поддержал Император Александр II, однако поддержал в очень странной такой форме.
Дело в том, что бск флаг никто не тронул.
Он остался торговым/коммерческим флагом России.
Именно поэтому он был так известен на международной арене.
И славянские страны именно его принимали за основу своих флагов.
 
28:10
 
А чжб флаг был утверждён изначально как «сочетание национальных цветов для праздничных украшений».
Позднее он был назван ещё «национальным флагом гербовых цветов для праздничных украшений».
 
В результате в самой России возникла какая-то путаница:
Два флага — который из них что?
При Александре II больше в официальных целях использовались чжб полотнища, но
при этом бск тоже.
Даже при международных встречах возникали какие-то странности, потому что, например, когда встречались с германскими государствами чаще всего использовали чжб гамму,
а с другими государствами — бск.
Чжб флаги использовали при украшении улиц в официальные праздники.
А вот народные гуляния, масленичные, особенно рождественские, активно украшались бск флагами.
В общем было несколько непонятно, какой же из этих флагов основной?
 
29:07
 
Собственно, это и не удивительно, потому что в это время ещё только и формируется
понимание национального государственного флага.
Не только в России — по всей Европе.
Именно в это время — в 1850-е, 60-е, 70-е годы — это время, когда флаги начинают активно использоваться на суше.
 
30:00
 
Конец в этом споре должен был быть поставлен Императором Александром III,
который в 1883 году отдал повеление:
во время его коронации все украшения делать только бск и чжб гамму не использовать.
Но он и не отменил принятые ранее решения о вот этих вот странных цветах для украшения
(национальных гербовых цветах для праздничных украшений).
Поэтому не в столицах, но в провинциальных городах чжб украшения встречались
вплоть до царствования Николая II.
И например, если Москва и Петербург в дни коронации Николая II
были бск, то весь Харьков был расцвечен чжб цветами.
 
30:42
 
Такая двойственность сохранялась до самого конца Империи.
И даже два специально созданных совещания о русских национальных цветах
не могли поставить в них точку.
Хотя, впрочем, Николай II, как и его отец Александр III, был сторонником бск цветов.
И в 1914 году, когда началась, как тогда её называли, Великая Отечественная война.
Это название придумал не товарищ Сталин для войны 1941—1945 годов.
это название придумали для войны 1914—1917 годов ещё в то время, когда она велась.
Или Мировая война, как мы её называем.
Когда эта война началась, был очень мощный патриотический всплеск.
Очень много использовались полотнища бск.
Но в то же время, конечно, была явлена очень большая привычка к гербу,
который всё-таки в России воспринимался как основной символ государственности.
 
31:12
 
И тогда Николай II учредил вот такой, тоже очень любопытный, неофициальный флаг,
который назывался «Флаг для использования в частном быту».
Который совместил в себе герб и флаг.
То есть это бск флаг, но с крыжем, то есть углом у древка, где изображён герб в его официальных цветах.
 
То есть к концу Российской Империи государственным флагом России де-факто являлся бск флаг.
Но, кроме того, ещё по городам и весям продолжали кое-где в провинции пользоваться чжб, который никогда не имел официального значения государственного флага.
А к концу Империи совсем уж был забыт.
Ну и ещё появился вот этот флаг для частного использования.
Впрочем, эта склонность совмещать бск цвета с двуглавым орлом — она вообще очень характерна для нашего народа.
 
32:31
 
Мы всегда стремимся что-нибудь попышнее и побольше.
В Мировую войну выходило огромное количество плакатов, открыток, рисунков всевозможных.
Вот довольно яркий пример этакого русского витязя, скачущего со совмещённым символом — наш бск флаг, но с двуглавым орлом.
 
33:00
 
Революция февраля 1917 года ничего в судьбе флага не изменила.
Российская республика продолжала жить под бск флагом.
Зато Октябрьская революция повернула судьбу флага очень резко.
Если с гербом большевики стали бороться не сразу и не сразу решили, каким ему быть.
То сразу придя к власти, с первых дней они пропагандировали красный коммунистический флаг как флаг нового государства.
И бск флаг был подхвачен Белым движением, движением сопротивления узурпации власти,
и поэтому в России перестал употребляться.
 
Я должен вам покаяться, что я вырос в советское время и я вообще не знал, каким был флаг Российской Империи.
Хотя жил в общем в семье гуманитариев.
И узнал это уже только в начале Перестройки.
Впрочем, и в начале Перестройки к бск флагу относились очень насторо{{Ударение}}женно.
 
34:00
 
Впервые бск полотнища были замечены во время митинга в 1987 году у нас в Петербурге возле Казанского собора.
Демократические силы там митинговали.
Надо сказать, на них обрушилась страшная газетная критика, их чуть ли не фашистами за это клеймили.
Но тем не менее уже в 1989 году заработала правительственная комиссия, рассматривавшая вопрос, каким быть флагу РСФСР — российской республики в составе Советского Союза.
И если по гербу эта комиссия ещё довольно долго спорила, то в вопросе флага уже в 1989 году был достигнут консенсус.
 
34:25
 
И первое решение об утверждении бск флага как нового флага России было принято ещё в 1990 году, ещё до развала Советского Союза.
Впрочем, оно не было до конца проведено в жизнь.
И тут грянули события августа 1991 года.
Собственно к которым и относятся все приводимые фотографии.
И вот это было удивительное дело.
Вот в те дни, когда вдруг мы все почувствовали, что от нас что-то зависит.
И от нас действительно зависит, как жить дальше и какой быть дальше России.
В те дни Москва и Петербург буквально оделись бск флагами.
И флаг вернулся сам собой.
Собственно, уже, можно сказать, не было пути назад.
Существуют документальные кадры, по-моему, от 20 августа,
когда Президент Ельцин вот там, у Белого дома, прямо на броне танка подписывает какую-то бумажку
и говорит: «Вот я подписал указ, теперь бело-сине-красный флаг — государственный флаг России».
Но эта бумажка не сохранилась.
 
35:00
 
Не вполне правильный был и порядок тогдашней власти.
Но это не поменяло дела,
потому что уже 22 августа 1991 года было принято вполне официальное решение Верховного Совета (тогда ещё РСФСР), законодательного органа республики, об установлении нового флага.
Правда, поскольку принималось решение в спешке, была допущена небольшая ошибка:
флаг был назван национальным флагом, что позволило вскорости некоторым депутатам коммунистической направленности, выходя на трибуны, говорить, почему это здесь поставлен национальный флаг России, а не государственный — извольте вернуть нам государственный флаг.
 
36:18
 
Но этот казус был исправлен в 1992 году.
И с тех пор российский государственный флаг постоянно существует как флаг нашей страны.
 
Были ещё изменения.
 
 
Потому что изначально были установлены пропорции полотнища 1:2.
Потом они были приведены к более традиционным 2:3.
В 1993 году флаг был переутверждён указом Президента.
А в 2000-м уже окончательно установлен Федеральным Конституционным законом.
Таким образом, более чем трёхсотлетняя история нашего флага опять же таки не завершилась.
Но получила то, что должна была получить — продолжение.
И столько, сколько существует Россия — столько с ней и должен существовать её государственный бск флаг.
 
 
На этом наш разговор подошёл к концу.
Я был бы рад ответить на ваши вопросы, если они у вас есть.
Ну что ж, тогда спасибо вам большое за внимание, до следующих встреч.
 
(''Аплодисменты'')
 
 
(''Иллюстрации'')
 
38:13

Текущая версия от 02:33, 18 ноября 2024

Государственный флаг России: видеолекция Калашникова Глеба Вадимовича (2014) на Рутубе

Лектор Глеб Вадимович Калашников, ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, кандидат исторических наук. Лекция о флаге России прочитана в 2014 году, транскрибирование (перевод в текст) сделано в 2024 году.

Для удобства местами расставлены временные метки. По тексту встречаются сокращения «бск» и «чжб» для слов «бело-сине-красный» и «чёрно-жёлто-белый» в разных падежах.

https://www.prlib.ru/item/330181 — источник.


Здравствуйте, дорогие друзья.

Сегодняшний наш разговор будет посвящён российскому флагу, его истории, перепетиям судьбы. Но для начала нам нужно оговориться, что такое флаги, зачем они вообще нужны.

В русском языке существуют два близких, но всё-таки разных понятия — знамя и флаг. Довольно часто мы их сливаем и смешиваем. Хотя это не вполне верно. Это похожие вещи. И то, и другое представляют собой некое полотнище, служащее геральдическим знаком, то есть различительным знаком. Однако знамёна отличаются от флага тем, что каждое знамя существует в единственном экземпляре.

Знамя — это не только геральдический знак, но и реликвия, святыня. Оно окружается особым почётом, иногда мистическим даже наполнением. Оно хранится особым образом. Как правило, не сменяется.

Есть строки Пушкина, посвящённые воинскому параду на Марсовом поле. Они звучат в «Евгении Онегине», и там слова: «Лоскутья сих знамён победных» Это не метафора, не поэтический образ, это буквализм. Дело в том, что во времена Пушкина многие полки имели знамёна примерно столетней давности, за сто лет полотнища превращались в лоскутья, они истрёпывались.

А в конце Российской Империи, когда началась эра фотографий, позволяющая нам живо видеть парады гвардейских полков, то многие полки выходят на парад вообще просто с древками, потому что от полотнищ уже ничего не осталось.

Но тем не менее даже такое знамя, которое превратилось в лоскутья, вообще от него осталось одно древко, оно всё равно — святыня, оно всё равно хранится, оно всё равно сохраняет своё назначение и функцию.

В отличие от знамени флаг позволяет бесконечное тиражирование полотнищ, то есть флаг это просто полотнище установленных цветов с определёнными изображениями.

Флагов может быть столь много, сколь нужно. Более того, флаги могут иметь самые разные размеры: от крошечного флажочка настольного до многометрового полотнища над зданием, на открытых пространствах.

2:49

Знамёна очень старые геральдические знаки — они существуют с тех пор, как люди стали ходить на войну.

А флаги появились гораздо позже.

И вообще обязаны своим рождением Новому времени, развитию мореходства и не просто мореходства, а появлению больших флотов.

Флотов крупных национальных государств.

Почему?

А всё очень просто.

Когда появились крупные флоты, эти флоты: и торговые, и военные — стали вести между собой борьбу на морях за то, кому каким владеть океаном.

Это, естественно, были великие морские державы Европы: Испания, Нидерланды, Британия.

Насущно важной задачей на море было определить, чей перед тобой корабль и как с ним соответственно поступать, можно ли на него напасть, или, наоборот, надо уносить от него ноги как можно скорее, или к нему нельзя подступиться, потому что это корабль нейтральной державы.

Или не нейтральной, но настолько сильной, что лучше с ним не связываться.

Или что это свой, к которому надо спешить на помощь.

И так далее.

4:05

Но как? На море большие расстояния. Старые знаки, то есть те же знамёна, например, а знамёна имели очень сложную композицию, выполнялись на них рисунки масляными красками, шитьё различной цветной нитью.

Из-за этого знамёна, если их перенести на море, во-первых, они плохо видны, потому что требуют более близкого расстояния, а не расстояния в несколько морских миль. А во-вторых, морской ветер и соль очень быстро выводят знамёна из строя.

А каждое знамя стоит дорого. Кроме того, знамя — святыня, а тут с ним приходиться обращаться довольно утилитарно, его надо стирать, его надо заменять вовремя.

И вот тогда родился, если угодно, сын или внук знамён. Родились флаги.

Флаги отличались от знамён тем, что имели сравнительно простые композиции, допускали тиражирование. И флаги, если и окружались почётом, то в то время, пока они выполняли свою функцию.

Собственно, это и сейчас так.

Действительно, когда флаг поднят на почётном месте, мы оказываем ему какие-то знаки уважения. Но вот пришло время спустить флаг и отправить его в стиральную машину, постирать, погладить и снова вернуть на место. И тут, когда он сошёл с флагштока, он начинает превращаться в такую утилитарную вещь, позволяющую с собой вполне рабочее, деловое обхождение.

Со знаменем так поступать нельзя.

Любой акт со знаменем, будь то стряхивание с него пыли или зашивание дырочки обставляется торжественно и ритуально.

Итак, флаги появились на морях.

Соответственно, и рождались, и наличествовали они в тех странах, которые занимались морским судоходством.

А что же Россия?

А Россия — как все.

И наш государственный флаг начинает историю тогда, когда в России начинается морское судоходство.

6:17


Когда мы говорим о морях, мы сразу вспоминаем Петра Великого. Что море у нас и суда начались с него.


Но любопытно внимательно прочитать предисловие к Уставу морскому 1720 года. Предисловие целиком и полностью написано собственноручно Петром. Так вот в этом предисловии Пётр старательно подчёркивает мысль, что он не основатель флота российского, он лишь продолжатель дела отца.


А первые регулярные морские корабли были заведены при Царе Алексее Михайловиче.

И это правда.

При Царе Алексее Михайловиче в середине XVII века Россия не имела выхода ни к Чёрному, ни к Балтийскому морю.

На Белом море нужды в кораблях не было.

Но было ещё одно море — Каспийское, по которому шла оживлённая торговля с Персией (сегодняшним Ираном).

Торговля эта была крайне выгодной для России, но она страшно страдала от морского разбоя. Знаменитый Степан Разин, прежде чем стать вождём народного движения, был великолепным пиратом, прославившимся на всё Каспийское море.

И княжну, которую он потопил в водах Волги, этот самый Степан Разин вывез в результате классического пиратского набега на персидское побережье.

Так вот от этих бравых казаков, если уж отречься от пиратской терминологии, очень страдали и российские, и персидские торговые караваны.

7:44

Фактически к 1660-м годам торговля была почти блокирована, как на Каспийском море, так и в низовьях Волги.

Правительство решает предпринять против этого меры, а меры могут быть только одни: охрана торговых караванов вооружёнными судами, причём не простыми судами, а судами европейской постройки, способными нести пушки, крупнокалиберные пушки и достаточно много, а кроме того мореходными. Потому что мореходство по Каспийскому морю и сегодня является задачей непростой. Море это вроде бы и внутреннее, а штормы там такие случаются, что позавидуют и просторы океана.

Задача проста, но как её решать?

В России строить крупные суда в середине XVII века не умели, и выход был найден тоже вполне простой: были приглашены специалисты из одной из самых могущественных держав того времени, да ещё и имевшей добрые отношения с Россией — из Голландии.

8:44

В 1667 году в Россию прибыли голландские мастера, и в селе Дединово на Оке приступили к строительству судов.

За год с небольшим ими был построен корабль «Орёл» (это был небольшой фрегат) и две или три яхты.

Когда собственно деревянное строение подошло к концу, началась оснастка судов. Голландские мастера задали вопрос — написали о том ко двору — какие флаги поднимать на новых кораблях. К сожалению, запрос нам известен, а вот ответ, вышедший из Москвы не известен.

Но известно другое, что на нужды флажного строения кораблям было отпущено материи белого, синего и красного цветов в равной пропорции.

До наших дней сохранился один рисунок корабля «Орёл». Он представлен перед вами.

9:47

Вообще, судьба этого корабля была короткой.

Когда он был спущен на воду, оснащён, спущен по Оке, совершил плавание по Волге, пришёл в Астрахань, встал там на зимовку. А зимой совершил захват Астрахани Степан Разин, который это судно, направленное на борьбу с пиратством (родным его делом), торжественно сжёг. Так что первая попытка российского мореплавания не удалась. Вероятно, вместе с судном сгорели и заготовленные для него флаги. Но нам же интересно, какими были эти флаги.

К сожалению, на этот вопрос не существует точного ответа.

10:20

На сохранившемся изображении корабля «Орёл» вы видите на корме большой полосатый флаг, у которого средняя полоса явно белая.

Рисунок этот выполнен позже, много позже гибели корабля «Орёл», голландским мастером Ван дер Аа (прим.: скорее он выступал в роли издателя, а рисовал Николаас Витсен), и выполнен он по описаниям строителей этого корабля. Дело в том, что голландская команда, которая должна была служить на корабле, она во время зимовки уехала из Астрахани в Москву, и поэтому голландские моряки и кораблестроители не пострадали от разинского восстания.

Они и сохранили подробные рассказы о корабле, от них они дошли в своё время и до Петра Великого.

Вполне вероятно, что голландцы строили флаг по той схеме, которая была им знакома, которая была им родной, поскольку голландский флаг был полосатый из трёх горизонтальных полос.

11:21

В принципе это была и самая практичная форма для того времени.

Потому что элементарно сшивалось три полосы ткани, было соответственно всего два шва. И более того, с точки зрения опять же эксплуатационной, эта сшивка из горизонтальных полос, она самая удобная на море. Потому что по мере <использования> флаг может достаточно сильно истрепаться, но оставаться ещё функциональным, полосы могут даже разорваться, но, если они три вьются отдельно, впечатление вполне годится для опознания. Вполне можно узнать этот флаг.

11:54


Поэтому, скорей всего, это был полосатый флаг, а вот как на нём располагались полосы, мы не знаем И по этому поводу существует много предположений Пожалуй, самое основательное заключается в том, что на «Орле» могло быть вообще голландское расположение цветов: белая полоса между синей и красной. Такое вполне возможно.

А вот другие предположения, которые выдвигались в начале XIX века: О том, что для «Орла» были сшиты флаги крестовые (то есть синий крест и углы красные либо белые) и ещё иные предположения — эти предположения, честно говоря, не основательны и никаких подтверждений у них серьёзных нет.

Поэтому будем считать, что в 1668 году родился российский полосатый флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов, но, правда, пока непонятно в каком составе.

12:55

Пётр Великий, ну тогда ещё не Великий, а Московский Царь Пётр увлёкся мореплаванием с ранних лет и первый длинный поход, ну ещё не вполне морской, больше речной, по Северной Двине, а затем и по Белому морю, он совершил в 1693 году — это было путешествие в Архангельск, потом из Архангельска на Соловки и обратно. И вот от этого путешествия до наших дней сохранился флаг, один, вернее, из флагов, которые использовались тогда на царских судах. Этот флаг вы видите в верхнем правом углу слайда.

13:36

Хранится этот флаг сегодня в Центральном Военно-морском музее здесь у нас в Петербурге. Как видите, флаг представляет собой бело-сине-красное полосатое полотнище, в центре которого золотой двуглавый орёл. Есть, правда, предположение, что это не центр, а часть полотнища у древка, что вообще-то оно было прямоугольное, просто часть полотнища не сохранилась — истлела от времени.

Завершив свои морские походы и возвращаясь обратно в Москву, Пётр подарил флаги, под которыми он ходил на море местному архиепископу, и они сохранялись в Архангельске вплоть до начала XX века. Когда этот флаг, получивший название «Флаг Царя Московского», был торжественно доставлен в Петербург, что было очень кстати ввиду ведшейся тогда активно дискуссии о русских национальных цветах — о ней несколько позже.

14:40

На том же слайде вы видите две картины, естественно, европейских, западноевропейских мастеров, которые представляют события уже более позднего времени, 1667 года (прим.: явно оговорка, Посольство было в 1697—1698 годах) Это время, когда Пётр Великий в составе Великого Посольства предпринял огромную экспедицию в Западную Европу. И когда он посещал Голландию, среди прочих событий и развлечений, которые были для него устроены, была устроена примерная морская баталия, в которой наблюдателем поучаствовала яхта под российским флагом. И вот эта яхта здесь изображена на переднем плане. Эта картина была выполнена специально голландскими мастерами для подарка Петру I в память об этом сражении.

Здесь вы видите флаг, очень похожий на флаг Царя Московского, правда с расширенной синей полосой, чтобы на неё влез двуглавый орёл целиком.

14:40

Что в принципе вполне разумно, потому что вряд ли посольство привезло флаги с собой, наверняка флаг шился на месте, а практичные голландцы, хорошо знакомые с правилами геральдики, конечно не позволили бы орлу залезать на белую полосу, где будь он золотой или серебряный, его плохо видно, соответственно будет видно 2/3 орла. Они поместили его целиком на синюю полосу. А правее ещё одна яхта, на которой Пётр путешествует по Голландии. Тоже картина выполнена в подарок Петру, потому что он очень ценил любые водные походы, и там видим точно такой же флаг.

16:09

Таким образом, мы можем констатировать, что в 1690-х годах Пётр Великий пользовался в качестве российского флага — На мой взгляд, в качестве своего личного пока ещё флага — Но самое главное — полотнищем, которое состояло из полос белого, синего и красного цветов.

То есть он воспринял цвета своего родителя, определённые в то время для флота. И, кстати, даже когда Посольство Великое отправлялось ещё в Европу, ему была написано длинная, подробная инструкция, что ему надлежит делать Так вот, в первом десятке пунктов (вообще-то их там чуть не 60) Одно из заданий посольства было: покупка белых, синих и красных гарусов на флаги морские в равной пропорции.

То есть опять же мы сталкиваемся с тем, что морские флаги должны были шиться из этих материй.

17:09

Дальнейшее развитие тематики бело-сине-красного флага имело в самом конце 1690-х годов. В частности, вы видите справа собственноручный набросок Петра Великого флага для корабля «Крепость», на котором отправлялось в Константинополь русское посольство по Чёрному морю. То есть первого русского военного корабля, вышедшего в Чёрное море. И верхний пример этого флага — это именно полосатый бело-сине-красный флаг.

17:31

А в центре изображён рисунок знамени (знамя сохранилось). Но это знамя, которое было взято шведами под Нарвой среди многих других знамён разбитой в 1700 году русской армии. Сегодня знамя хранится в Королевском военном музее в Стокгольме, в неплохой сохранности. А рисунок был сделан в начале XX века с документальной точностью. Считается, тоже, что это тоже личное знамя Петра, то самое знамя, под которым он сам шёл в поход

Как видите, оно тоже бело-сине-красное.

Таким образом, сочетание цветов бело-сине-красного при Петре в конце 1690-х годов перебирается с моря и на сушу и воплощается в самых разных видах, в том числе в любопытном воплощении офицерских шарфов.

18:46

Это левая иллюстрация, на ней представлены два офицера гвардии Преображенского полка. Это форма образца 1720-х годов. И через плечо у них, видите, бело-сине-красные шарфы. Шарф — это был очень важный знак офицерской формы. Собственно шарф и отличал офицера от всех остальных. Потому что других существенных знаков различия на форме не было.


В Европе шарфы офицерские шились из металлизированных нитей (одноцветные, как правило, либо серебристые, либо золотистые), а вот в России был избран такой любопытный бело-сине-красный шарф.

Кстати, в фондах Эрмитажа до сих хранится бск шарф, в котором Пётр сражался на Полтавском поле.

С 1700 года использование бск флага в военном флоте прекратилось. С этого времени Пётр обратился к… создал для военного флота новую идею — Андреевский флаг, то есть белое полотнище с синим диагональным крестом.

Однако, похоже, что уже с этого времени бск флаг был Петром задуман как флаг для гражданских судов, или торговых, как в то время говорили.

Однако мы не должны обманываться.

19:58

Дело в том, что торговым или коммерческим в то время, в XVIII веке, называлось любое судоходство, кроме военного. То есть и китобойное, и рыболовное, и пассажирское, и почтовое — всё оно рассматривалось как коммерческое или торговое. Это особенности филологии того времени.

Так вот, хотя мы не имеем для того документальных подтверждений. Есть, правда, довольно смутный указ 1705 года, где говорится, что судам, плавающим по внутренним водным линиям, иметь флаги по-прежнему бск. Но не совсем понятно, какие именно.

А вот в 1712 году состоялся уже указ, достаточно точно говорящий о том, что торговый флаг должен иметь бск цвета. И наконец, окончательно уже и бесповоротно мы можем говорить о том, что русский торговый или коммерческий флаг был утверждён бск в 1720 году.

В 1720 году был утверждён Устав Морской, эпохальное событие в русском законодательстве.

21:00

И одна из частей этого Устава — это таблица флагов. И на левой странице, верхний ряд, второй флаг от центра — это торговый или коммерческий флаг бск.

В XVII, XVIII и первой половине XIX века государственные флаги, да вообще флаги бытовали исключительно на море. На суше было флаг встретить почти невероятно. Именно поэтому у держав сухопутных флагов почти не было.

В России сочетание бск цветов в послепетровское время начинает потихонечку забываться. Офицерские бск шарфы ушли в прошлое где-то в 1730-х годах. Военные знамёна уже после ранних петровских лет полосатыми уже никто не создавал.

То есть это сочетание оставалось только у торгового флота. А торгового флота в XVIII веке у России не было, как это ни печально нам признавать, но торговых русских кораблей были единицы и это были явления эпизодические, наше купечество не хотело строить свои торговые корабли. И весь вывоз товаров осуществлялся из России судами иностранными.

22:00

Поэтому торговый коммерческий флаг хоть и существовал, но применялся он крайне мало. И о бытовании бск флага где-то до середины XIX века мы имеем лишь эпизодические сведения. Ну, например, когда морская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открывала определённые новые земли, на них, известно, поднимался бск флаг именно в знак их присоединения к России Но, правда, другие экспедиции, например Крузенштерна, поднимали там Андреевский флаг или Императорский штандарт — жёлтое полотнище с чёрным двуглавым орлом.

23:00

Ситуация кардинально изменилась в середине XIX века, когда во всей Европе поднялось активное национальное движение, объединительное движение, когда стали создаваться национальные государства там, где их ещё не было, когда национально-освободительная борьба привела к освобождению ряда народов от иностранного владычества.

В это время Россия выступала такой матерью-покровительницей прежде всего славянских и балканских народов. И бск цвета именно как русские, российские цвета получили самое широкое распространение. Перед вами таблица флагов славянских и балканских стран.

23:51

В верхнем правом углу российский флаг. И я думаю, у вас не возникнет особенных сомнений, какой флаг служил флагом для подражания, основой для флагов славянских и балканских стран.

Ниже под российским флагом расположены флаги Словении, Словакии и самый нижний — Болгарии. Правда, у Болгарии вы видите зелёную полосу вместо синей, но дело в том, что болгарский флаг возник позже всех славянских флагов и уже все сочетания полос были использованы, поэтому болгары даже спрашивали монаршее разрешение на то, чтобы взять российский флаг, но только заменить в нём синюю полосу на зелёную.

Средний столбец, вверху флаг Югославии, причём в этом сочетании он использовался, то применялся, то отменялся, но многократно был у югославского государства. Ниже него флаг Хорватии, существующий до сегодняшнего дня. Ещё ниже один из вариантов флагов Черногории. И совсем внизу современный флаг Сербии. Как видите, все они выстроены на бск полосах, причём флаги Сербии и Черногории повторяют российский, только перевёрнутый.

24:42

Несколько дальше от них уходит флаг Чехии. В верхнем левом углу. Но и чешский флаг создавался на основе российских цветов, которые в 1850-е/60/70/80-е XIX века понимались как цвета панславянские, то есть общие цвета славянства. И до сих пор это сильное влияние российского флага вполне ощутимо в государственных флагах славянских стран.


А что же в самой России? А в самой России в 1850-х годах с флагами началась полная чехарда. Потому что никто не отменял и не трогал бск российский флаг. Здесь я вам должен заметить такую в общем особенность интересную. Что у нас в России существует какой-то комплекс по отношению к слову «торговля», «коммерция». Нам всегда кажется, что это «фу-фу-фу», это нехорошо, это нехорошее какое-то вот занятие. Торговля — это фу. Это не новость, у нас всегда как-то и «купец» для нас — это тоже какой-то персонаж не очень приятный, заслуживающий снисходительно-иронического отношения. А уж «торгаш» — это вовсе почти ругательное слово. Вот как ни странно, и к бск флагу из-за его названия торговый у нас какой-то существует комплекс. А между тем вообще-то все государственные флаги старых стран, которые выросли из морских флагов — они все выросли из торговых флагов. Более того, торговый флаг и понимался собственно как общегосударственный. Как правило, крупные морские державы имели два основных морских флага, торговый и военный.

25:45

Военный понимался как флаг гораздо ниже классом, как флаг судов, которые не торговые, то есть некоего меньшинства. У нас то же самое. Был Андреевский военный флаг и торговый бск. Но Андреевский у нас до сих пор в почёте. А вот как-то даже слышать о том, что бск был торговым не очень приятно. Это странный комплекс, неправильный комплекс. Из гражданского судоходства выросли все старые государственные флаги. И наш тоже.

27:04

Он потихонечку перебирался на сушу в 1850-х годах. Но в это время российской геральдикой стал управлять очень примечательный человек — барон Кёне Человек очень много сделавший доброго, но формалист. И вот формалист Кёне выступил с инициативой. Он сказал, что государственная геральдика должна представлять единый комплекс. У России орёл в чжб цветах, то есть чёрный орёл на золотом фоне с белым всадником на груди. А флаг почему-то бск. Ну что это такое?! Это непорядок!

27:35

Флаг и герб должны быть единым концертом. Поэтому Кёне предложил создать флаг чёрно-жёлто-белого цвета, но тоже, естественно, полосатый. Его инициативу поддержал Император Александр II, однако поддержал в очень странной такой форме. Дело в том, что бск флаг никто не тронул. Он остался торговым/коммерческим флагом России. Именно поэтому он был так известен на международной арене. И славянские страны именно его принимали за основу своих флагов.

28:10

А чжб флаг был утверждён изначально как «сочетание национальных цветов для праздничных украшений». Позднее он был назван ещё «национальным флагом гербовых цветов для праздничных украшений».

В результате в самой России возникла какая-то путаница: Два флага — который из них что? При Александре II больше в официальных целях использовались чжб полотнища, но при этом бск тоже. Даже при международных встречах возникали какие-то странности, потому что, например, когда встречались с германскими государствами чаще всего использовали чжб гамму, а с другими государствами — бск. Чжб флаги использовали при украшении улиц в официальные праздники. А вот народные гуляния, масленичные, особенно рождественские, активно украшались бск флагами. В общем было несколько непонятно, какой же из этих флагов основной?

29:07

Собственно, это и не удивительно, потому что в это время ещё только и формируется понимание национального государственного флага. Не только в России — по всей Европе. Именно в это время — в 1850-е, 60-е, 70-е годы — это время, когда флаги начинают активно использоваться на суше.

30:00

Конец в этом споре должен был быть поставлен Императором Александром III, который в 1883 году отдал повеление: во время его коронации все украшения делать только бск и чжб гамму не использовать. Но он и не отменил принятые ранее решения о вот этих вот странных цветах для украшения (национальных гербовых цветах для праздничных украшений). Поэтому не в столицах, но в провинциальных городах чжб украшения встречались вплоть до царствования Николая II. И например, если Москва и Петербург в дни коронации Николая II были бск, то весь Харьков был расцвечен чжб цветами.

30:42

Такая двойственность сохранялась до самого конца Империи. И даже два специально созданных совещания о русских национальных цветах не могли поставить в них точку. Хотя, впрочем, Николай II, как и его отец Александр III, был сторонником бск цветов. И в 1914 году, когда началась, как тогда её называли, Великая Отечественная война. Это название придумал не товарищ Сталин для войны 1941—1945 годов. это название придумали для войны 1914—1917 годов ещё в то время, когда она велась. Или Мировая война, как мы её называем. Когда эта война началась, был очень мощный патриотический всплеск. Очень много использовались полотнища бск. Но в то же время, конечно, была явлена очень большая привычка к гербу, который всё-таки в России воспринимался как основной символ государственности.

31:12

И тогда Николай II учредил вот такой, тоже очень любопытный, неофициальный флаг, который назывался «Флаг для использования в частном быту». Который совместил в себе герб и флаг. То есть это бск флаг, но с крыжем, то есть углом у древка, где изображён герб в его официальных цветах.

То есть к концу Российской Империи государственным флагом России де-факто являлся бск флаг. Но, кроме того, ещё по городам и весям продолжали кое-где в провинции пользоваться чжб, который никогда не имел официального значения государственного флага. А к концу Империи совсем уж был забыт. Ну и ещё появился вот этот флаг для частного использования. Впрочем, эта склонность совмещать бск цвета с двуглавым орлом — она вообще очень характерна для нашего народа.

32:31

Мы всегда стремимся что-нибудь попышнее и побольше. В Мировую войну выходило огромное количество плакатов, открыток, рисунков всевозможных. Вот довольно яркий пример этакого русского витязя, скачущего со совмещённым символом — наш бск флаг, но с двуглавым орлом.

33:00

Революция февраля 1917 года ничего в судьбе флага не изменила. Российская республика продолжала жить под бск флагом. Зато Октябрьская революция повернула судьбу флага очень резко. Если с гербом большевики стали бороться не сразу и не сразу решили, каким ему быть. То сразу придя к власти, с первых дней они пропагандировали красный коммунистический флаг как флаг нового государства. И бск флаг был подхвачен Белым движением, движением сопротивления узурпации власти, и поэтому в России перестал употребляться.

Я должен вам покаяться, что я вырос в советское время и я вообще не знал, каким был флаг Российской Империи. Хотя жил в общем в семье гуманитариев. И узнал это уже только в начале Перестройки. Впрочем, и в начале Перестройки к бск флагу относились очень насторо́женно.

34:00

Впервые бск полотнища были замечены во время митинга в 1987 году у нас в Петербурге возле Казанского собора. Демократические силы там митинговали. Надо сказать, на них обрушилась страшная газетная критика, их чуть ли не фашистами за это клеймили. Но тем не менее уже в 1989 году заработала правительственная комиссия, рассматривавшая вопрос, каким быть флагу РСФСР — российской республики в составе Советского Союза. И если по гербу эта комиссия ещё довольно долго спорила, то в вопросе флага уже в 1989 году был достигнут консенсус.

34:25

И первое решение об утверждении бск флага как нового флага России было принято ещё в 1990 году, ещё до развала Советского Союза. Впрочем, оно не было до конца проведено в жизнь. И тут грянули события августа 1991 года. Собственно к которым и относятся все приводимые фотографии. И вот это было удивительное дело. Вот в те дни, когда вдруг мы все почувствовали, что от нас что-то зависит. И от нас действительно зависит, как жить дальше и какой быть дальше России. В те дни Москва и Петербург буквально оделись бск флагами. И флаг вернулся сам собой. Собственно, уже, можно сказать, не было пути назад. Существуют документальные кадры, по-моему, от 20 августа, когда Президент Ельцин вот там, у Белого дома, прямо на броне танка подписывает какую-то бумажку и говорит: «Вот я подписал указ, теперь бело-сине-красный флаг — государственный флаг России». Но эта бумажка не сохранилась.

35:00

Не вполне правильный был и порядок тогдашней власти. Но это не поменяло дела, потому что уже 22 августа 1991 года было принято вполне официальное решение Верховного Совета (тогда ещё РСФСР), законодательного органа республики, об установлении нового флага. Правда, поскольку принималось решение в спешке, была допущена небольшая ошибка: флаг был назван национальным флагом, что позволило вскорости некоторым депутатам коммунистической направленности, выходя на трибуны, говорить, почему это здесь поставлен национальный флаг России, а не государственный — извольте вернуть нам государственный флаг.

36:18

Но этот казус был исправлен в 1992 году. И с тех пор российский государственный флаг постоянно существует как флаг нашей страны.

Были ещё изменения.


Потому что изначально были установлены пропорции полотнища 1:2. Потом они были приведены к более традиционным 2:3. В 1993 году флаг был переутверждён указом Президента. А в 2000-м уже окончательно установлен Федеральным Конституционным законом. Таким образом, более чем трёхсотлетняя история нашего флага опять же таки не завершилась. Но получила то, что должна была получить — продолжение. И столько, сколько существует Россия — столько с ней и должен существовать её государственный бск флаг.


На этом наш разговор подошёл к концу. Я был бы рад ответить на ваши вопросы, если они у вас есть. Ну что ж, тогда спасибо вам большое за внимание, до следующих встреч.

(Аплодисменты)


(Иллюстрации)

38:13