Миф: 40% самолетов в мире были советскими: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 29: Строка 29:
* Lockheed L-1011 — 250 машин.
* Lockheed L-1011 — 250 машин.


Таким образом, только в США было построено почти 7900 магистральных пассажирских самолетов. Даже если допустить, что других самолетов в небе не было, доля советских машин будет 2530/(2530+7900)*100 %=24 %. Как видим, если сравнивать по реактивным пассажирским машинам, то тут откровенная ложь. Прибавим сюда «англичан»: 114 «Комет» (да, это будет честно, так как советские Ту-104 тоже включены в расчет), 117 «Трайдентов», 54 VC-10 итого 285 машин, «французов» — 282 «Каравеллы», почти 300 Airbus A300, около сотни А310 и еще около сотни будущего бестселлера A320 и доля советских машин падает до 22%. Не мало, конечно же. Но здесь важно не только счетное количество бортов, но и суммарное число пассажирских мест и соотношение тут будет совсем не в пользу СССР.
Таким образом, только в США было построено почти 7900 магистральных пассажирских самолетов. Даже если допустить, что других самолетов в небе не было, доля советских машин будет 2530/(2530+7900)*100 %=24 %. Как видим, если сравнивать по реактивным пассажирским машинам, то тут откровенная ложь. Прибавим сюда «англичан»: 114 «Комет» (да, это будет честно, так как советские Ту-104 тоже включены в расчет), 117 «Трайдентов», 54 VC-10 итого 285 машин, «французов» — 282 «Каравеллы», почти 300 Airbus A300, около сотни А310 и еще около сотни будущего бестселлера A320 и доля советских машин падает до 22 %. Не мало, конечно же. Но здесь важно не только счетное количество бортов, но и суммарное число пассажирских мест и соотношение тут будет совсем не в пользу СССР.
 
== Пассажирские реактивные региональные ==
Здесь на советской стороне «капитаном» команды будет Як-40, коих было выпущено 1018 штук. Ту-124 оказался машиной неудачной, их выпустили всего 166 и быстро вывели из эксплуатации, однако учтем и их. Ан-74 в пассажирской модификации до 1991 года включительно было выпущено всего 18 машин. Всего 1202 машины. Казалось бы, совсем не много.
 
Но именно в этом классе советский авиапром, а фактически — один Як-40 смотрелся очень достойно, так как фактически был первопроходцем. На западе машины такого класса тоже массово строили и строят, но это начало происходить уже после 1991 года. До 1991 года среди западных машин в этом классы были только средние и большие «бизнес-джеты» среди которых наиболее массовыми стали Cessna Citation II (около 500 машин на 1991 год), Hawker Siddeley (около 700 машин на 1991 года) и Hawker 800 (около 300 машин на 1991 год).
Посчитаем долю Як-40  1018/(1018+500+700+300)=40%. Да, вот в этом классе - действительно 40% будет.

Версия от 11:42, 25 декабря 2024

Среди сторонников СССР существует миф о том, что якобы 40% мирового парка самолетов были советскими. В реальности, конечно же все было не так.

О каких самолетах идет речь?

Сторонники этого мифа не уточняют, о каких самолетах идет речь. Но ведь они бывают военными и гражданскими, реактивными и винтовыми, большими и маленькими. Поэтому для анализа стоит собрать самолеты в следующие группы (в скобках указаны выпускавшиеся в СССР типы). Здесь будут только послевоенные машины:

  1. Пассажирские реактивные магистральные (Ту-104, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-42)
  2. Пассажирские реактивные региональные (Ту-124, Як-40, Ан-74)
  3. Пассажирские турбовинтовые (Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ан-24, пассажирские модификации Ан-26, Ан-28)
  4. Самолеты авиации общего назначения (Ан-2, Ил-12, Ил-14, Як-12)
  5. Истребители и истребители-бомбардировщики (Миг-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-27)
  6. Штурмовики (Су-7, Су-25)
  7. Фронтовые бомбардировщики (Ил-28, Як-28, Су-24)
  8. Дальние бомбардировщики (Ту-4, М-4, 3М, Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-160)
  9. Военно-транспортные (Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-72, Ан-124, Ил-76)

Сравнения по каждой группе следует вести отдельно, потому что например, бессмысленно сравнивать по единицам, к примеру Ан-2 и Боинг-747 или Су-27 и DC-9.

Высший класс: пассажирские реактивные магистральные

Всего в СССР было построено: 204 Ту-104, 854 Ту-134, 917 Ту-154 (всего их построено больше, производство велось до 2013 г.), 289 Ил-62, 88 Ил-86 (всего их построено 102) и 178 Як-42. Итого 2530 машин.

Казалось бы — огромная цифра. Но, это всего лишь чуть больше, чем по состоянию на 1991 год было выпущено самолетов только одной модели Boeing-737 в разных модификациях: 1114 — Original (модификации 100 и 200) и 1055 — Classic (модификации 300, 400 и 500), что в сумме составляет 2169 машин. Но ведь Боинг-737 был не единственным «капиталлистическим» самолетом. Подсчитать все реактивные лайнеры сложно, но давайте посчитаем хотя бы самые популярные:

  • Легендарный Boeing-747 (аналогов которого в СССР не было даже в проекте) — до 1991 года их было построено около 400 единиц;
  • Boeing-707 — 865 машин;
  • Boeing-727 — 1832 машины;
  • Boeing-757 — около 300 машин;
  • Boeing-767 — около 100 машин;
  • Douglas DC-8 — 556 машин;
  • Douglas DC-9 — 976 машин;
  • Douglas DC-10 — 446 машин
  • Lockheed L-1011 — 250 машин.

Таким образом, только в США было построено почти 7900 магистральных пассажирских самолетов. Даже если допустить, что других самолетов в небе не было, доля советских машин будет 2530/(2530+7900)*100 %=24 %. Как видим, если сравнивать по реактивным пассажирским машинам, то тут откровенная ложь. Прибавим сюда «англичан»: 114 «Комет» (да, это будет честно, так как советские Ту-104 тоже включены в расчет), 117 «Трайдентов», 54 VC-10 итого 285 машин, «французов» — 282 «Каравеллы», почти 300 Airbus A300, около сотни А310 и еще около сотни будущего бестселлера A320 и доля советских машин падает до 22 %. Не мало, конечно же. Но здесь важно не только счетное количество бортов, но и суммарное число пассажирских мест и соотношение тут будет совсем не в пользу СССР.

Пассажирские реактивные региональные

Здесь на советской стороне «капитаном» команды будет Як-40, коих было выпущено 1018 штук. Ту-124 оказался машиной неудачной, их выпустили всего 166 и быстро вывели из эксплуатации, однако учтем и их. Ан-74 в пассажирской модификации до 1991 года включительно было выпущено всего 18 машин. Всего 1202 машины. Казалось бы, совсем не много.

Но именно в этом классе советский авиапром, а фактически — один Як-40 смотрелся очень достойно, так как фактически был первопроходцем. На западе машины такого класса тоже массово строили и строят, но это начало происходить уже после 1991 года. До 1991 года среди западных машин в этом классы были только средние и большие «бизнес-джеты» среди которых наиболее массовыми стали Cessna Citation II (около 500 машин на 1991 год), Hawker Siddeley (около 700 машин на 1991 года) и Hawker 800 (около 300 машин на 1991 год). Посчитаем долю Як-40 1018/(1018+500+700+300)=40%. Да, вот в этом классе - действительно 40% будет.