Демократия: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 15: | Строка 15: | ||
== Демократия в России == | == Демократия в России == | ||
Несмотря на соответствующий [[Русофобские исторические мифы#.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.86.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE.C2.A0.E2.80.94_.D1.82.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F.2C_.D0.B2_.D0.BE.D1.82.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.B5_.D0.BE.D1.82_.D0.A0.D0.B5.D1.87.D0.B8_.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.BE.D0.B9.2C_.D0.B3.D0.B4.D0.B5_.D0.B1.D1.8B.D0.BB.D0.B0_.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.BE.D0.BA.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.8F|русофобский миф]] Россия ещё в средние века значительно опережала соседей по уровню реальной демократии. В | Несмотря на соответствующий [[Русофобские исторические мифы#.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.86.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE.C2.A0.E2.80.94_.D1.82.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F.2C_.D0.B2_.D0.BE.D1.82.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B8.D0.B5_.D0.BE.D1.82_.D0.A0.D0.B5.D1.87.D0.B8_.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.BE.D0.B9.2C_.D0.B3.D0.B4.D0.B5_.D0.B1.D1.8B.D0.BB.D0.B0_.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.BE.D0.BA.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.8F|русофобский миф]] Россия ещё в средние века значительно опережала соседей по уровню реальной демократии. В те времена польские и литовские парламенты состояли только из дворян, которые могли по своему усмотрению казнить собственных крестьян. Российский же крестьянин никогда не был в полной власти кого-либо, кроме государства. В России, помимо известного вечевого права с 1549 года созывались Земские соборы, которые были куда более демократичными - в них были представлены все слои населения ("вся земля") кроме крепостных крестьян (однако полное введение крепостного права произошло лишь в 1649 г). | ||
На соборах избирались новые цари (1598, 1606, 1610, 1613) или утверждались в качестве царей наследники предыдущих монархов (1584, 1645, в условной форме это также происходило в 1674 и 1682 гг.). Также на соборах решались некоторые важнейшие вопросы законодательства, вопросы войны и мира. | |||
Вот как, например. описывается процесс голосования в Решении Земского собора о воссоединении Украины с Россией от 1 октября 1653 года[http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1653.htm]: | |||
{{quote|А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.}} | {{quote|А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.}} | ||
Строка 21: | Строка 25: | ||
{{quote|И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.}} | {{quote|И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.}} | ||
Интересно, что первый Земский собор созвал именно Иван IV Грозный, которого западная пропаганда, как известно, ославила как тирана. | Интересно, что первый Земский собор созвал именно Иван IV Грозный, которого западная пропаганда, как известно, ославила как тирана. А полностью прекратилась эта традиция во времена Петра I, реформатора России по западному образцу - к этому русскому монарху на Западе относятся скорее положительно, хотя именно при нем в России установилась абсолютная монархия, которая тогда была распространена в Европе. | ||
За 135 лет (с 1549 по 1684) на Руси было созвано около 60 Земских соборов. До этого в числе центров российской государственности были Новгородская вечевая республика (1136 — 1478) и Псковская вечевая республика (1200-е — 1510), но и еще ранее, в IX-XI вв. городская и племенная демократия играли большую роль в истории страны, начиная от призвания в князья династии Рюриковичей до различных выступлений жителей городов, требовавших себе новых князей или отказывавшихся от старых. | |||
В эпоху Российской Империи чистый абсолютизм продержался в стране недолго - в 1766 возникло дворянское самоуправление в виде дворянских собраний, с 1860-х было введено широкое местное (земское самоуправление). Кроме того, практически всё это время существовало казачье самоуправление, сохранялись некоторые традиции самоуправления у окраинных народов России. | |||
===Выводы=== | |||
Можно констатировать, что в течение практически всей истории России в стране существовали те или иные формы народовластия, иногда проявлявшиеся лишь на местном уровне, а иногда влиявшие на ключевые решения о судьбе всей страны. Но далеко не всегда демократия приводила к хорошим последствиям. Вечевая республика Новгорода в итоге ослабла и из-за угрозы её союза с Литвою была присоединена к Москве, а необузданная демократия и охлократия 1905-1918 гг. в итоге привела к развалу страны и гражданской войне. Наоборот, в Смутное Время земское правительство выбрало новую династию и положило конец тяжелейшему кризису, а в конце XIX века земские власти сделали крайне много для создания системы всеобщего образования и здравоохранения. | |||
Таким образом, демократия в России была инструментом управления - иногда удачным, иногда разрушительным. Отсюда можно сделать вывод, что демократические традиции надо поддерживать и развивать, но при этом удерживая в определенных рамках, не превращая демократию в карго-культ и в безусловную сверхценность, избегая её перерождения олигархию (власть узкой кучки богатых собственников) или охлократию (власть слепой толпы), избегая хаоса, ведущого к распаду общества на непримиримые группировки. | |||
<br /> | <br /> | ||
[[Категория:Идеология]] | [[Категория:Идеология]] |
Версия от 18:57, 18 июня 2015
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
|
|
Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «народовластие») — это форма политической организации общества, то есть фактически форма государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, что реализуется в виде достаточно широких прав и свобод граждан, и их праве участвовать в управлении государством. Также термин применяется применительно к формам организации и деятельности практически любых организаций и предприятий, а также применительно к политическим движениям и учениям для описания их политических взглядов.
В настоящее время понятие используется для многочисленных спекуляций. Часто можно видеть пропаганду примерно в таком ключе:
Демократия — это ответы на все ваши вопросы. Если вы живете плохо, значит у вас мало этой самой демократии. Как только государством начнут управлять специальные люди, то все сразу же станет хорошо. |
То, что демократическим путём к власти частенько приходят отнюдь не специальные люди, часто никак не расстраивает сторонников такого подхода.
Часто демократия служит основой для русофобских мифов.
Следует отличать подлинную демократию от «демократии» по западному типу, которая может прививаться народу при помощи цветных революций.
Демократия в России
Несмотря на соответствующий русофобский миф Россия ещё в средние века значительно опережала соседей по уровню реальной демократии. В те времена польские и литовские парламенты состояли только из дворян, которые могли по своему усмотрению казнить собственных крестьян. Российский же крестьянин никогда не был в полной власти кого-либо, кроме государства. В России, помимо известного вечевого права с 1549 года созывались Земские соборы, которые были куда более демократичными - в них были представлены все слои населения ("вся земля") кроме крепостных крестьян (однако полное введение крепостного права произошло лишь в 1649 г).
На соборах избирались новые цари (1598, 1606, 1610, 1613) или утверждались в качестве царей наследники предыдущих монархов (1584, 1645, в условной форме это также происходило в 1674 и 1682 гг.). Также на соборах решались некоторые важнейшие вопросы законодательства, вопросы войны и мира.
Вот как, например. описывается процесс голосования в Решении Земского собора о воссоединении Украины с Россией от 1 октября 1653 года[1]:
А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь. |
И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть. |
Интересно, что первый Земский собор созвал именно Иван IV Грозный, которого западная пропаганда, как известно, ославила как тирана. А полностью прекратилась эта традиция во времена Петра I, реформатора России по западному образцу - к этому русскому монарху на Западе относятся скорее положительно, хотя именно при нем в России установилась абсолютная монархия, которая тогда была распространена в Европе.
За 135 лет (с 1549 по 1684) на Руси было созвано около 60 Земских соборов. До этого в числе центров российской государственности были Новгородская вечевая республика (1136 — 1478) и Псковская вечевая республика (1200-е — 1510), но и еще ранее, в IX-XI вв. городская и племенная демократия играли большую роль в истории страны, начиная от призвания в князья династии Рюриковичей до различных выступлений жителей городов, требовавших себе новых князей или отказывавшихся от старых.
В эпоху Российской Империи чистый абсолютизм продержался в стране недолго - в 1766 возникло дворянское самоуправление в виде дворянских собраний, с 1860-х было введено широкое местное (земское самоуправление). Кроме того, практически всё это время существовало казачье самоуправление, сохранялись некоторые традиции самоуправления у окраинных народов России.
Выводы
Можно констатировать, что в течение практически всей истории России в стране существовали те или иные формы народовластия, иногда проявлявшиеся лишь на местном уровне, а иногда влиявшие на ключевые решения о судьбе всей страны. Но далеко не всегда демократия приводила к хорошим последствиям. Вечевая республика Новгорода в итоге ослабла и из-за угрозы её союза с Литвою была присоединена к Москве, а необузданная демократия и охлократия 1905-1918 гг. в итоге привела к развалу страны и гражданской войне. Наоборот, в Смутное Время земское правительство выбрало новую династию и положило конец тяжелейшему кризису, а в конце XIX века земские власти сделали крайне много для создания системы всеобщего образования и здравоохранения.
Таким образом, демократия в России была инструментом управления - иногда удачным, иногда разрушительным. Отсюда можно сделать вывод, что демократические традиции надо поддерживать и развивать, но при этом удерживая в определенных рамках, не превращая демократию в карго-культ и в безусловную сверхценность, избегая её перерождения олигархию (власть узкой кучки богатых собственников) или охлократию (власть слепой толпы), избегая хаоса, ведущого к распаду общества на непримиримые группировки.