Невский завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 88 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''АО «НЗЛ»''') — энергомашиностроительное предприятие тяжёлого машиностроения в городе [[Санкт-Петербург]]е, один из лидеров отечественного турбокомпрессоростроения[http://www.webcitation.org/6IEnqQ7eL], до революций 1917 года являвшееся крупным судостроительным и паровозостроительным заводом. Входит в состав ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы». Основан 15 января (3 января по старому стилю) 1857 года[http://babs71.livejournal.com/327877.html] как «Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики». | |||
''' | |||
В настоящее время специализируется на производстве газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей. | В настоящее время специализируется на производстве газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей. | ||
{{#ev:youtubeimg|KUTHOJoXc2E|200|right|Фильм о «Невском заводе»}} | |||
История наименований предприятия: | История наименований предприятия: | ||
* | * 1857—1870 годы — '''Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики'''. | ||
* 1889—1898 годы — '''Невский судостроительный и механический завод'''. | * 1870—1889 годы — '''Русское общество механических и горных заводов'''. | ||
... | * 1889—1898 годы — '''Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода''' | ||
* | * 1898—1922 годы — '''Невский судостроительный и механический завод'''. | ||
* | * 1922—1930 годы — '''Невский судостроительный и механический завод имени Ленина'''. | ||
* | * 1930—1975 годы — '''Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина'''. | ||
* | * 1976—1992 годы — '''Производственное объединение «Невский завод им. В. И. Ленина»''' (официальное сокращённое название '''ПО «НЗЛ»'''). | ||
* | * 1992—1994 годы — '''Государственное предприятие «Невский завод им. В. И. Ленина»''' (официальное сокращённое название '''ГП «НЗЛ»'''). | ||
* 1994—2002 годы — '''Акционерное общество открытого типа «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''АООТ «НЗЛ»'''). | |||
* 2002—2007 годы — '''Открытое акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''ОАО «НЗЛ»'''). | |||
* 2007—2021 годы — '''Закрытое акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''ЗАО «НЗЛ»'''). | |||
* 2021 — настоящее время (2023) — '''Акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''АО «НЗЛ»'''). | |||
== История предприятия == | == История предприятия == | ||
{{#ev:youtubeimg|Xj3WaskDS8Q|200|right|История «Невского завода»}} | |||
=== Предыстория предприятия === | === Предыстория предприятия === | ||
'''1850-е годы''' — на месте завода работает сначала шёлковая фабрика Бинарда[http://www.citywalls.ru/house2424.html], затем небольшой чугунолитейный завод Томсона, специализировавшийся на производстве чугунного литья и артиллерийских снарядов, в то время тоже | '''1830-е годы''' — на месте завода находилась дача чиновника и архитектора Георгия Шишова.[http://www.citywalls.ru/house2424.html] | ||
'''1850-е годы''' — на месте завода работает сначала шёлковая фабрика Бинарда[http://www.citywalls.ru/house2424.html], затем небольшой чугунолитейный завод Томсона, специализировавшийся на производстве чугунного литья и артиллерийских снарядов, в то время тоже чугунных. | |||
'''1853—1856 годы''' — Крымская война показала необходимость радикальной модернизации как конструкций кораблей, так судостроительной отрасли с окончательным переходом от деревянных парусников ко всё более | '''1853—1856 годы''' — Крымская война показала необходимость радикальной модернизации как конструкций кораблей, так и судостроительной отрасли с окончательным переходом от деревянных парусников ко всё более металлическим парусно-винтовым кораблям, в том числе броненосцам. | ||
=== Российская Империя === | === Российская Империя === | ||
'''15 января (3 января по старому стилю) 1857 года''' — два горных инженерах — генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика на основе выкупленного ими чугунолитейного завода Томсона основали судостроительный '''«Невский литейный и механический завод | '''15 января (3 января по старому стилю) 1857 года''' — два горных инженерах — генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика на основе выкупленного ими чугунолитейного завода Томсона основали судостроительный '''«Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики»'''. | ||
'''1858 год''' — спущены на воду первые два небольших парохода «Мария» и «Работник». | '''1858 год''' — спущены на воду первые два небольших парохода «Мария» и «Работник». | ||
'''1863—1864 годы''' — проведена масштабная реконструкция предприятия, помимо прочего, построены два больших металлических эллинга | [[Файл:Russian-ironclad-Ne-Tron-Me.png|150px|thumb|right|Броненосная батарея типа «Первенец»]] | ||
'''1863—1864 годы''' — проведена масштабная реконструкция предприятия, помимо прочего, построены два больших металлических эллинга. В настоящее время несколько производственных корпусов завода, построенных в это время по проекту архитектора Р. Р. Генрихсена, имеют статус памятника промышленной архитектуры. [http://www.news-petersburg.com/2014gosudarstvo80/prikaz10/webp7.htm][http://kirill-kravchenko.narod.ru/werksdenkmal/gebiet_nevskij/04/nevskij_04.htm Фото.] | |||
'''1863—1865 годы''' — на предприятии в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)#.D0.9C.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B5.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.BC.D0.B0|мониторной судостроительной программы]] построены две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган» — «Лава» и «Перун». | |||
'''1864—1867 годы''' — на заводе построена [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B1.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.80.D0.B5.D1.8F .C2.AB.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8C.C2.BB|броненосная батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль»]] типа «Первенец» — первый крупный броненосец, построенный отечественным подрядчиком<ref>Построенные ранее броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня» строились по программе локализации производства: первая — в Англии с участием российских специалистов, а вторая — английской фирмой на российской верфи, опять же с участием российских специалистов.</ref>. | |||
[[Файл:Броненосный фрегат «Минин».jpg|150px|thumb|left|Броненосный фрегат «Минин»]] | |||
'''1865—1878 годы''' — на заводе построен [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B1.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.80.D0.B5.D1.8F .C2.AB.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8C.C2.BB|броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Минин»]] типа «Князь Пожарский». Постройка корабля затянулась из-за того, что проект ввиду быстрого развития техники в области броненосного кораблестроения дважды радикально перерабатывался — сначала из казематного рангоутного броненосца в башенный рангоутный фрегат, а затем в казематный броненосный крейсер, в результате чего от первого корабля серии он отличался весьма значительно, будучи заметно крупнее. | |||
[[Файл:Admiral spiridov.jpg|150px|thumb|right|Двухбашенный броненосный фрегат «Адмирал Спиридов»]] | |||
'''1866—1869 годы''' — на заводе построены два [[ | '''1866—1869 годы''' — на заводе построены два [[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)#.D0.94.D0.B2.D1.83.D1.85.D0.B1.D0.B0.D1.88.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.84.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB .D0.A1.D0.BF.D0.B8.D1.80.D0.B8.D0.B4.D0.BE.D0.B2.C2.BB|двухбашенных броненосных фрегата типа «Адмирал Спиридов»]] | ||
''' | '''Март 1867 года''' — объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами. | ||
'''1868 год''' — завод получил первый заказ на постройку паровозов. | '''1868 год''' — завод получил первый заказ на постройку паровозов. | ||
Строка 38: | Строка 53: | ||
'''1869 год''' — завод выпустил свою первую модель паровоза. | '''1869 год''' — завод выпустил свою первую модель паровоза. | ||
'''1870 год''' — | '''1870 год''' — завод преобразован в '''«Русское общество механических и горных заводов»'''. Представленный заводом на Всероссийской промышленной выставке паровоз признан лучшим в стране, за что предприятие было награждено Малым Гербом Российской Империи, установленным впоследствии над главными воротами перед зданием заводоуправления. Началась реконструкция предприятия под серийное производство паровозов, для чего его территория была расширена и соединена веткой с Николаевской железной дорогой. | ||
[[Файл:Полуброненосный фрегат «Генерал-Адмирал».jpg|150px|thumb|left|Броненосный крейсер «Генерал-адмирал» под парусами]] | |||
'''1870—1875 годы''' — на предприятии построен [[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)#.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D1.83.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.84.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B .28.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0.29 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.93.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.B0.D0.BB-.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.C2.BB|полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал»]] — первый в мире броненосный крейсер. | |||
'''1882 год''' — заводом выпущен 1000-й паровоз. | '''1882 год''' — заводом выпущен 1000-й паровоз. | ||
Строка 44: | Строка 63: | ||
'''1884 год''' — в связи с тяжёлым финансовым положением завод приостановил производство на четыре месяца. | '''1884 год''' — в связи с тяжёлым финансовым положением завод приостановил производство на четыре месяца. | ||
'''1888 год''' — после смерти обоих акционеров предприятие обанкротилось и было | '''1888 год''' — после смерти обоих акционеров предприятие обанкротилось и было куплено инженером В. Титовым за 691 тысячу рублей. | ||
'''1889 год''' — завод преобразован в '''«Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода»''', крупнейшим акционером которого стал знаменитый меценат С. Мамонтов. | '''1889 год''' — завод преобразован в '''«Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода»''', крупнейшим акционером которого стал знаменитый меценат С. Мамонтов. | ||
'''1893—1897 годы''' — завод выпускает серию из 229 паровозов «Нормального типа 1893 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия О<sup>''д''</sup>. | |||
[[Файл:Torpedo boat 142 1897.jpg|150px|thumb|right|Миноносец № 142 типа «Пернов»]] | |||
'''1894 год''' — из-за задержки зарплаты на заводе начались волнения рабочих, в связи с чем свою первую листовку в четырёх экземплярах написал [[В. И. Ленин]]. [http://leninism.su/books/4223-lenin-peterburgskie-gody.html] | |||
'''1894—1897 годы''' — на предприятии построены десять номерных (безымянных) миноносцев типа «Пернов». | '''1894—1897 годы''' — на предприятии построены десять номерных (безымянных) миноносцев типа «Пернов». | ||
'''1898 год''' — после скупки основной части акций | '''1896—1903 годы''' — завод выпускает серию из 134 паровозов типа 1-3-0 для пригородных перевозок, изначально имевших различные обозначения в товарных сериях, но впоследствии классифицировавшихся как серия Я. | ||
'''1897—1902 годы''' — завод выпускает серию из 396 паровозов «Нормального типа 1897 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия О<sup>''Д''</sup>. | |||
'''1898 год''' — после скупки основной части акций Государственным банком предприятие преобразовано в '''«Невский судостроительный и механический завод»'''. | |||
[[Файл:Миноносец Стерегущий.jpg|150px|thumb|right|Эскадренный миноносец «Стерегущий» типа «Сокол»]] | |||
'''1898 — май 1902 года''' — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»<ref>Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».</ref>) типа «Сокол».[http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/2004_02/09.htm] | |||
'''1900—1904 годы''' — ещё девять миноносцев (истребителей) типа «Сокол» построены заводом для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым [[Транссибирская магистраль|Транссибирской железной дороге]] и [[КВЖД]] на Дальний Восток в арендованную у [[Китай|Китая]] морскую крепость Порт-Артур, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/2004_02/09.htm] Один из этих миноносцев — «Стерегущий» — прославился впоследствии, геройски погибнув в бою под Порт-Артуром. | |||
[[Файл:Buynyy1901-1905b.jpg|150px|thumb|left|Эскадренный миноносец «Буйный»]] | |||
[[Файл:MinonosetsNo214-1901-1914.jpg|150px|thumb|right|Миноносец № 214 типа «Циклон»]] | |||
''' | '''1901—1902(1905) годы''' — на заводе построены десять миноносцев (истребителей) типа «Буйный». Девять из десяти миноносцев были сданы флоту в 1902 году, а последний — «Видный» (до 22 марта 1902 года «Сиг»), который предполагалось оснастить вместо паровой машины экспериментальным двигателем внутреннего сгорания, в результате был срочно достроен во время Русско-японской войны с паровой машиной, но по улучшенному проекту (практически типа «Грозный») и вступил в строй вскоре после окончания боевых действий. Два из этих миноносцев — «Буйный» и «Бравый» — прославились впоследствии в Цусимском сражении. | ||
[[Файл:Крейсер «Жемчуг».jpg|150px|thumb|left|Крейсер 2 ранга «Жемчуг»]] | |||
'''1901 — ноябрь (декабрь) 1903 года''' — на заводе построены пять номерных (безымянных) миноносцев типа «Циклон». | '''1901 — ноябрь (декабрь) 1903 года''' — на заводе построены пять номерных (безымянных) миноносцев типа «Циклон». | ||
''' | '''1902—1904 годы''' — на предприятии одновременно построены оба крейсера 2-го ранга типа «Жемчуг» («Жемчуг» и «Изумруд») — по сути дела, первые в мире серийные крейсера-скауты, построенные по переработанному проекту родоначальника класса — крейсера «Новик». | ||
[[Файл:Groznyi.jpg|150px|thumb|right|Эскадренный миноносец «Грозный»]] | |||
'''1902—1905 годы''' — завод выпускает серию из 374 паровозов «Нормального типа 1901 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия О<sup>''в''</sup>. | |||
''' | '''1903—1905 годы''' — на заводе построены три миноносца (истребителя, с 1907 года — эскадренных миноносца) типа «Грозный». Головной корабль серии — эсминец «Грозный» впоследствии прославился в Цусимском сражении. | ||
''' | [[Файл:Deyatel'nyy1907-1917Gel'singfors.jpg|150px|thumb|left|Эскадренный миноносец «Деятельный»]] | ||
'''1905—1907 годы''' — завод выпускает серию из 261 паровоза «Нормального типа 1904 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия О<sup>''в''</sup>. В эту серию входил и единственный сохранившийся на ходу до XXI века паровоз типа О<sup>''в''</sup>, он же старейший действующий паровоз на территории России — [[rwp:ОВ-324|О<sup>''в''</sup>−324]]. | |||
'''1905—1908 годы''' — на заводе построено восемь миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Деятельный». | '''1905—1908 годы''' — на заводе построено восемь миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Деятельный». | ||
Строка 68: | Строка 109: | ||
'''1907 год''' — предприятие вошло в синдикат «Продпаровоз». | '''1907 год''' — предприятие вошло в синдикат «Продпаровоз». | ||
''' | [[Файл:TaimyrVaigach.jpg|thumb|300px|right|Пароходы «Таймыр» и «Вайгач» во льдах]] | ||
'''1907—1909 годы''' — на заводе специально для [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)#.D0.93.D0.B8.D0.B4.D1.80.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D1.8D.D0.BA.D1.81.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.86.D0.B8.D1.8F .D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE .D0.9B.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B8.D1.82.D0.BE.D0.B3.D0.BE .D0.BE.D0.BA.D0.B5.D0.B0.D0.BD.D0.B0|Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана]] построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», впоследствии первыми прошедшие Северный морской путь с востока на запад. | |||
[[Файл:Steam locomotive S overview.jpg|150px|thumb|left|Паровоз С68, 2006]] | |||
'''Июль 1910 года''' — к пятидесятилетию первого крупного промышленного заказа заводом выпущен трёхтысячный паровоз. | |||
'''1912 год''' — завод выкуплен консорциумом русских и французских банков и присоединён к акционерному обществу Путиловских заводов. | '''1912 год''' — завод выкуплен консорциумом русских и французских банков и присоединён к акционерному обществу Путиловских заводов. | ||
'''1912—1917 годы''' — завод выпускает серию из 143 паровозов серии С (Сормовский). В эту серию входил, в том числе, и единственный сохранившийся до XXI века паровоз типа С — [[rwp:С68|С68]]. | |||
=== Советская Россия === | === Советская Россия === | ||
'''1918 год''' — «Невский завод» национализирован. | '''1918 год''' — «Невский завод» национализирован. В это время завод выпускал снаряды и паровозы, а также ремонтировал речные суда. | ||
'''1920-е годы''' — завод перепрофилирован на энергетическое машиностроение с включением в План ГОЭЛРО. | '''1920-е годы''' — завод перепрофилирован на энергетическое машиностроение с включением в План ГОЭЛРО. | ||
'''1922 год''' — по инициативе рабочих | '''1922 год''' — по инициативе рабочих предприятие переименовано в '''«Невский судостроительный и механический завод имени Ленина»'''.[http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=236&sid=799603] | ||
'''1926 год''' — на заводе установлен один из первых в стране памятников В. И. Ленину. | '''1926 год''' — на заводе установлен один из первых в стране памятников В. И. Ленину. | ||
'''1930 год''' — завод переименован в '''«Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина»'''. | |||
'''1935 год''' — на заводе изготовлена первая паровая турбина. | '''1935 год''' — на заводе изготовлена первая паровая турбина. | ||
[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|31px|left]] | [[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|31px|left]] | ||
'''1939 год''' — завод награждён орденом Трудового Красного Знамени. | '''1939 год''' — завод награждён орденом Трудового Красного Знамени. На заводе изготовлена первая советская доменная воздуходувка. | ||
'''1941 год''' — часть завода эвакуирована в [[Барнаул]], на её базе создан Барнаульский котельный завод. | '''1941 год''' — часть завода эвакуирована в [[Барнаул]], на её базе создан Барнаульский котельный завод. | ||
'''1941 год''' — во время | '''1941 год''' — во время блокады Ленинграда оставшаяся в городе часть завода выпускала военную продукцию: лебёдки для тралов, авиабомбы, неуправляемые ракеты систем залпового огня (по терминологии того времени — реактивные снаряды). | ||
'''1949 год''' — на предприятии изготовлена первая отечественная газовая турбина. | |||
''' | '''1952 год''' — заводом начат выпуск первой серийной отечественной газовой турбины. Мощность турбины составляла 4 МВт. | ||
[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]] | [[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]] | ||
Строка 101: | Строка 154: | ||
'''1968—1972 годы''' — при заводе построен Дом культуры «Невский». | '''1968—1972 годы''' — при заводе построен Дом культуры «Невский». | ||
'''1 января 1976 года''' — | '''1 января 1976 года''' — завод преобразован в '''Производственное объединение «Невский завод им. В. И. Ленина»''' (официальное сокращённое название '''ПО «НЗЛ»''').[http://pandia.ru/text/78/584/60517-3.php] | ||
=== Современная Россия === | === Современная Россия === | ||
'''16 июля 1992 года''' — предприятие преобразовано в '''Государственное предприятие «Невский завод им. В. | '''16 июля 1992 года''' — предприятие преобразовано в '''Государственное предприятие «Невский завод им. В. И. Ленина»''' (официальное сокращённое название '''ГП «НЗЛ»''').[http://pandia.ru/text/78/584/60517-3.php] | ||
'''21 января 1994 года''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество открытого типа «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''АООТ «НЗЛ»''').[http://pandia.ru/text/78/584/60517-3.php][http://www.lin.ru/db/emitent/54EA9809392E1D09C3256E1E004AA8DE/discl_attc.html] | '''21 января 1994 года''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество открытого типа «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''АООТ «НЗЛ»''').[http://pandia.ru/text/78/584/60517-3.php][http://www.lin.ru/db/emitent/54EA9809392E1D09C3256E1E004AA8DE/discl_attc.html] | ||
Строка 110: | Строка 163: | ||
'''10 декабря 2002 года''' — предприятие преобразовано в '''Открытое акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''ОАО «НЗЛ»''').[http://allinfo24.ru/company/oao-nzl_id2492255.html][http://pandia.ru/text/78/584/60517-3.php] | '''10 декабря 2002 года''' — предприятие преобразовано в '''Открытое акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''ОАО «НЗЛ»''').[http://allinfo24.ru/company/oao-nzl_id2492255.html][http://pandia.ru/text/78/584/60517-3.php] | ||
'''2007 | {{#ev:youtubeimg|-zgCxSbAYoo|200|right|Фильм о производстве турбины «Ладога 32»}} | ||
'''13 сентября 2007 года''' — «Невский Завод» вошёл в состав энергомашиностроительного предприятия «Росэлектропром Холдинг» (позднее «РЭП Холдинг»). При этом, судя по всему, ОАО «НЗЛ» продало[http://13aas.arbitr.ru/cases/cdoc?docnd=783093910] часть имущества продолжившему его производственную деятельность '''ЗАО «Невский завод»''' ('''ЗАО «НЗЛ»'''), а само стало девелоперской компанией[http://www.oao-nzl.ru/universal_rent/un88] на базе освобождённой в ходе реконструкции части земельных участков и зданий завода, переданных под застройку и аренду. | |||
'''2008 год''' — для скорейшего преодоления технологического отставания, накопленного в 1990-е годы, подписано соглашение с компанией «Дженерал Электрик» ([[США]]) о покупке лицензии на производство с глубокой локализацией газовой турбины MS5002E, впоследствии производимой предприятием как Т32 в основном в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) «Ладога 32». | |||
'''2008—2009 годы''' — на предприятии «Невский Завод» проведена существенная реконструкция стоимостью несколько миллиардов рублей в текущих ценах. | |||
'''2009—2010 годы''' — начато серийное производство газовой турбины Т32. | |||
'''2012 год''' — завершена локализация производства основной части газовой турбины Т32. | |||
'''Конец 2014 года''' — с компанией «Дженерал Электрик» ([[США]]) заключено соглашение о передаче полного комплекта документации турбины MS5002E, включая, что очень необычно, её горячую часть, что позволило начать программу практически полного завершения локализации производства газовой турбины Т32.[http://www.nzl.ru/press-center/news/single/item/1265/] | |||
'''23 декабря 2019 года''' — вместе с остальной частью материнской компании АО «РЭП Холдинг» предприятие вошло в состав компании ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы».[http://www.nzl.ru/press-center/news/single/item/1197/] | |||
'''2020 год''' — разработана газовая турбина Т32-1, представляющая собой модификацию турбины Т32 в однорамном исполнении, что позволило улучшить ряд характеристик этой газотурбинной установки.[http://www.nzl.ru/press-center/news/single/item/1144/] | |||
'''2021 год''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество «Невский завод»''' (официальное сокращённое название '''АО «НЗЛ»'''). | |||
[[Файл:Полуброненосный фрегат «Генерал-Адмирал».jpg|150px|thumb|left|Броненосный крейсер «Генерал-адмирал» под парусами]] | |||
== Знаменитые корабли и | == Знаменитые корабли, суда и паровозы построенные на предприятии == | ||
На предприятии в своё время было построено множество судов, часть из которых впоследствии в той или иной мере прославилась: | На предприятии в своё время было построено множество судов, часть из которых впоследствии в той или иной мере прославилась: | ||
* '''Истребитель (миноносец) «Стерегущий» (до 22 марта 1902 года «Кулик») типа «Сокол»''' (построен в 1900—1903 годах, спуск на воду осуществлён в арендованной у [[Китай|Китая]] морской крепости Порт-Артур) — эскадренный миноносец, героически погибший в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время Русско-японской войны под Порт-Артуром и, как считается, затопленный запершимися в трюме моряками | * '''[[Крупные российские проекты (Александр II, 1861-1870)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B1.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.80.D0.B5.D1.8F .C2.AB.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8C.C2.BB|Броненосная батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль»]] типа «Первенец»''' (построен в 1864—1867 годах) — первый крупный броненосец, построенный отечественным предприятием<ref>Построенные ранее броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня» строились по программе локализации производства: первая — в Англии с участием российских специалистов, а вторая — английской фирмой на российской верфи, опять же с участием российских специалистов.</ref>. | ||
* '''[[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)#.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D1.83.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.84.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B .28.D0.B1.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0.29 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.93.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.B0.D0.BB-.D0.90.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.C2.BB|Полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал»]]''' (построен в 1870—1875 годах) — первый в мире океанский броненосный крейсер. Впоследствии представители этого класса кораблей стали одними из основных во всех крупных флотах мира и, проэволюционировав в тяжелые и лёгкие крейсера, прослужили почти до конца XX века. | |||
[[Файл:Destroyer Stereguschiy.jpg|thumb|150px|right|Истребитель «Стерегущий»]] | |||
* '''Истребитель (миноносец) «Стерегущий» (до 22 марта 1902 года «Кулик») типа «Сокол»''' (построен в 1900—1903 годах, спуск на воду осуществлён в арендованной у [[Китай|Китая]] морской крепости Порт-Артур) — эскадренный миноносец, героически погибший в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время Русско-японской войны под Порт-Артуром и, как считается, затопленный запершимися в трюме моряками во избежание неминуемого захвата корабля противником. | |||
[[Файл:Open letter Torpedo Destroyer Buyniy of Russian Imperial Navy.jpg|thumb|150px|left|Эсминец «Буйный» на почтовой открытке]] | |||
* '''Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Буйный» (до 22 марта 1902 года «Бычок») типа «Буйный»''' (построен в 1901—1902 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда под огнём неприятеля организовал спасение большого числе моряков с утонувшего эскадренного броненосца «Ослябя», а затем с большим риском эвакуировал штаб с тяжело повреждённого и также обстреливаемого противником флагмана эскадры — эскадренного броненосца «Князь Суворов». Впоследствии был потоплен в том же бою крейсером «Дмитрий Донской» вследствие невозможности дальнейшего использования из-за полученных повреждений. | * '''Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Буйный» (до 22 марта 1902 года «Бычок») типа «Буйный»''' (построен в 1901—1902 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда под огнём неприятеля организовал спасение большого числе моряков с утонувшего эскадренного броненосца «Ослябя», а затем с большим риском эвакуировал штаб с тяжело повреждённого и также обстреливаемого противником флагмана эскадры — эскадренного броненосца «Князь Суворов». Впоследствии был потоплен в том же бою крейсером «Дмитрий Донской» вследствие невозможности дальнейшего использования из-за полученных повреждений. | ||
[[Файл:Bravyy1901-1925a.jpg|thumb|150px|right|Эсминец «Бравый»]] | |||
* '''Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Бравый» (до 22 марта 1902 года «Налим») типа «Буйный»''' (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во [[Владивосток]]. | * '''Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Бравый» (до 22 марта 1902 года «Налим») типа «Буйный»''' (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во [[Владивосток]]. | ||
[[Файл:Groznyi (1).jpg|thumb|150px|left|Эсминец «Грозный» во Владивостоке]] | |||
* '''Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Грозный» типа «Грозный»''' (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во [[Владивосток]]. | * '''Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Грозный» типа «Грозный»''' (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во [[Владивосток]]. | ||
* '''Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач»''' (построены в 1907—1909 годах) — научно-исследовательские, по сути, суда, предназначенные специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, впервые прошли Северный морской путь с востока на запад и стали первыми русскими кораблями, прошедшими его насквозь в 1914—1915 годах. Позднее в их честь назвали советские атомные ледоколы. | [[Файл:Steam locomotive OV 324.JPG|thumb|150px|right|Паровоз О<sup>В</sup>−324, 1915]] | ||
* '''Паровоз О<sup>В</sup>−324''' «нормального типа 1904 г.» (построен в 1905 году) — к XXI веку остался старейшим действующим паровозом России. Работает в локомотивном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ТЧР-7). Многократно снимался в кинофильмах. | |||
[[Файл:1965. 50-летие прохождения северного морского пути ледоколами Таймыр и Вайгач.jpg|thumb|150px|left|Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» на почтовой марке, 1965]] | |||
* '''Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач»''' (построены в 1907—1909 годах) — научно-исследовательские, по сути, суда, предназначенные специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), впервые прошли Северный морской путь с востока на запад и стали первыми русскими кораблями, прошедшими его насквозь в 1914—1915 годах. Позднее в их честь назвали советские атомные ледоколы. | |||
[[Файл:Steam locomotive S overview.jpg|thumb|150px|right|Паровоз С68, 2006]] | |||
* '''Паровоз С68''' (он же '''С.68''', '''С-68''' и, с 1982 по 2001 годы — '''С245''') (построен летом 1913 года) — единственный сохранившийся паровоз типа С («Сормовский»). Получил известность в 1980-х годах в связи с эпопеей по его восстановлению, для чего даже пришлось пойти на хитрость — переименовать в С245, поскольку аналогичный паровоз с этим номером в 1918 году вёз Правительство во главе с В. И. Лениным из Петрограда в Москву, а всё связанное с именем Ленина в СССР по возможности сохранялось. | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://www.reph.ru/about/enterprise/nevskij_zavod/ Официальный сайт предприятия] | * [http://www.reph.ru/about/enterprise/nevskij_zavod/ Официальный сайт предприятия] | ||
* [https://www.youtube.com/channel/UCZ7bAgQVyca482piZ8jmzaw/videos Канал «РЭП Холдинг» на ''YouTube''] | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
<br | <br> | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Экономика России]] | [[Категория:Экономика России]] | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Российское энергетическое машиностроение]] | |||
[[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]] | |||
[[Категория:Предприятия России]] | [[Категория:Предприятия России]] | ||
[[Категория:Санкт-Петербург]] | [[Категория:Санкт-Петербург]] |
Текущая версия от 06:02, 4 июля 2023
Акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название АО «НЗЛ») — энергомашиностроительное предприятие тяжёлого машиностроения в городе Санкт-Петербурге, один из лидеров отечественного турбокомпрессоростроения[1], до революций 1917 года являвшееся крупным судостроительным и паровозостроительным заводом. Входит в состав ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы». Основан 15 января (3 января по старому стилю) 1857 года[2] как «Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики».
В настоящее время специализируется на производстве газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.
История наименований предприятия:
- 1857—1870 годы — Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики.
- 1870—1889 годы — Русское общество механических и горных заводов.
- 1889—1898 годы — Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода
- 1898—1922 годы — Невский судостроительный и механический завод.
- 1922—1930 годы — Невский судостроительный и механический завод имени Ленина.
- 1930—1975 годы — Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина.
- 1976—1992 годы — Производственное объединение «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ПО «НЗЛ»).
- 1992—1994 годы — Государственное предприятие «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ГП «НЗЛ»).
- 1994—2002 годы — Акционерное общество открытого типа «Невский завод» (официальное сокращённое название АООТ «НЗЛ»).
- 2002—2007 годы — Открытое акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название ОАО «НЗЛ»).
- 2007—2021 годы — Закрытое акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название ЗАО «НЗЛ»).
- 2021 — настоящее время (2023) — Акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название АО «НЗЛ»).
История предприятия
Предыстория предприятия
1830-е годы — на месте завода находилась дача чиновника и архитектора Георгия Шишова.[3]
1850-е годы — на месте завода работает сначала шёлковая фабрика Бинарда[4], затем небольшой чугунолитейный завод Томсона, специализировавшийся на производстве чугунного литья и артиллерийских снарядов, в то время тоже чугунных.
1853—1856 годы — Крымская война показала необходимость радикальной модернизации как конструкций кораблей, так и судостроительной отрасли с окончательным переходом от деревянных парусников ко всё более металлическим парусно-винтовым кораблям, в том числе броненосцам.
Российская Империя
15 января (3 января по старому стилю) 1857 года — два горных инженерах — генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика на основе выкупленного ими чугунолитейного завода Томсона основали судостроительный «Невский литейный и механический завод П. Ф. Семянникова и В. А. Полетики».
1858 год — спущены на воду первые два небольших парохода «Мария» и «Работник».
1863—1864 годы — проведена масштабная реконструкция предприятия, помимо прочего, построены два больших металлических эллинга. В настоящее время несколько производственных корпусов завода, построенных в это время по проекту архитектора Р. Р. Генрихсена, имеют статус памятника промышленной архитектуры. [5]Фото.
1863—1865 годы — на предприятии в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган» — «Лава» и «Перун».
1864—1867 годы — на заводе построена броненосная батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль» типа «Первенец» — первый крупный броненосец, построенный отечественным подрядчиком[1].
1865—1878 годы — на заводе построен броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Минин» типа «Князь Пожарский». Постройка корабля затянулась из-за того, что проект ввиду быстрого развития техники в области броненосного кораблестроения дважды радикально перерабатывался — сначала из казематного рангоутного броненосца в башенный рангоутный фрегат, а затем в казематный броненосный крейсер, в результате чего от первого корабля серии он отличался весьма значительно, будучи заметно крупнее.
1866—1869 годы — на заводе построены два двухбашенных броненосных фрегата типа «Адмирал Спиридов»
Март 1867 года — объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами.
1868 год — завод получил первый заказ на постройку паровозов.
1869 год — завод выпустил свою первую модель паровоза.
1870 год — завод преобразован в «Русское общество механических и горных заводов». Представленный заводом на Всероссийской промышленной выставке паровоз признан лучшим в стране, за что предприятие было награждено Малым Гербом Российской Империи, установленным впоследствии над главными воротами перед зданием заводоуправления. Началась реконструкция предприятия под серийное производство паровозов, для чего его территория была расширена и соединена веткой с Николаевской железной дорогой.
1870—1875 годы — на предприятии построен полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал» — первый в мире броненосный крейсер.
1882 год — заводом выпущен 1000-й паровоз.
1884 год — в связи с тяжёлым финансовым положением завод приостановил производство на четыре месяца.
1888 год — после смерти обоих акционеров предприятие обанкротилось и было куплено инженером В. Титовым за 691 тысячу рублей.
1889 год — завод преобразован в «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода», крупнейшим акционером которого стал знаменитый меценат С. Мамонтов.
1893—1897 годы — завод выпускает серию из 229 паровозов «Нормального типа 1893 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия Од.
1894 год — из-за задержки зарплаты на заводе начались волнения рабочих, в связи с чем свою первую листовку в четырёх экземплярах написал В. И. Ленин. [6]
1894—1897 годы — на предприятии построены десять номерных (безымянных) миноносцев типа «Пернов».
1896—1903 годы — завод выпускает серию из 134 паровозов типа 1-3-0 для пригородных перевозок, изначально имевших различные обозначения в товарных сериях, но впоследствии классифицировавшихся как серия Я.
1897—1902 годы — завод выпускает серию из 396 паровозов «Нормального типа 1897 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия ОД.
1898 год — после скупки основной части акций Государственным банком предприятие преобразовано в «Невский судостроительный и механический завод».
1898 — май 1902 года — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»[2]) типа «Сокол».[7]
1900—1904 годы — ещё девять миноносцев (истребителей) типа «Сокол» построены заводом для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым Транссибирской железной дороге и КВЖД на Дальний Восток в арендованную у Китая морскую крепость Порт-Артур, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[8] Один из этих миноносцев — «Стерегущий» — прославился впоследствии, геройски погибнув в бою под Порт-Артуром.
1901—1902(1905) годы — на заводе построены десять миноносцев (истребителей) типа «Буйный». Девять из десяти миноносцев были сданы флоту в 1902 году, а последний — «Видный» (до 22 марта 1902 года «Сиг»), который предполагалось оснастить вместо паровой машины экспериментальным двигателем внутреннего сгорания, в результате был срочно достроен во время Русско-японской войны с паровой машиной, но по улучшенному проекту (практически типа «Грозный») и вступил в строй вскоре после окончания боевых действий. Два из этих миноносцев — «Буйный» и «Бравый» — прославились впоследствии в Цусимском сражении.
1901 — ноябрь (декабрь) 1903 года — на заводе построены пять номерных (безымянных) миноносцев типа «Циклон».
1902—1904 годы — на предприятии одновременно построены оба крейсера 2-го ранга типа «Жемчуг» («Жемчуг» и «Изумруд») — по сути дела, первые в мире серийные крейсера-скауты, построенные по переработанному проекту родоначальника класса — крейсера «Новик».
1902—1905 годы — завод выпускает серию из 374 паровозов «Нормального типа 1901 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия Ов.
1903—1905 годы — на заводе построены три миноносца (истребителя, с 1907 года — эскадренных миноносца) типа «Грозный». Головной корабль серии — эсминец «Грозный» впоследствии прославился в Цусимском сражении.
1905—1907 годы — завод выпускает серию из 261 паровоза «Нормального типа 1904 г.», впоследствии классифицировавшихся как серия Ов. В эту серию входил и единственный сохранившийся на ходу до XXI века паровоз типа Ов, он же старейший действующий паровоз на территории России — Ов−324.
1905—1908 годы — на заводе построено восемь миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Деятельный».
1907 год — предприятие вошло в синдикат «Продпаровоз».
1907—1909 годы — на заводе специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана построены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», впоследствии первыми прошедшие Северный морской путь с востока на запад.
Июль 1910 года — к пятидесятилетию первого крупного промышленного заказа заводом выпущен трёхтысячный паровоз.
1912 год — завод выкуплен консорциумом русских и французских банков и присоединён к акционерному обществу Путиловских заводов.
1912—1917 годы — завод выпускает серию из 143 паровозов серии С (Сормовский). В эту серию входил, в том числе, и единственный сохранившийся до XXI века паровоз типа С — С68.
Советская Россия
1918 год — «Невский завод» национализирован. В это время завод выпускал снаряды и паровозы, а также ремонтировал речные суда.
1920-е годы — завод перепрофилирован на энергетическое машиностроение с включением в План ГОЭЛРО.
1922 год — по инициативе рабочих предприятие переименовано в «Невский судостроительный и механический завод имени Ленина».[9]
1926 год — на заводе установлен один из первых в стране памятников В. И. Ленину.
1930 год — завод переименован в «Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина».
1935 год — на заводе изготовлена первая паровая турбина.
1939 год — завод награждён орденом Трудового Красного Знамени. На заводе изготовлена первая советская доменная воздуходувка.
1941 год — часть завода эвакуирована в Барнаул, на её базе создан Барнаульский котельный завод.
1941 год — во время блокады Ленинграда оставшаяся в городе часть завода выпускала военную продукцию: лебёдки для тралов, авиабомбы, неуправляемые ракеты систем залпового огня (по терминологии того времени — реактивные снаряды).
1949 год — на предприятии изготовлена первая отечественная газовая турбина.
1952 год — заводом начат выпуск первой серийной отечественной газовой турбины. Мощность турбины составляла 4 МВт.
1957 год — завод награждён орденом Ленина.
1958 год — заводом начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов, впоследствии ставшее основной специализацией завода.
1968 год — на заводе запущено серийное производство газоперекачивающих агрегатов ГТК 10 мощностью 10МВт, впоследствии самых массовых в СССР.
1968—1972 годы — при заводе построен Дом культуры «Невский».
1 января 1976 года — завод преобразован в Производственное объединение «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ПО «НЗЛ»).[10]
Современная Россия
16 июля 1992 года — предприятие преобразовано в Государственное предприятие «Невский завод им. В. И. Ленина» (официальное сокращённое название ГП «НЗЛ»).[11]
21 января 1994 года — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Невский завод» (официальное сокращённое название АООТ «НЗЛ»).[12][13]
10 декабря 2002 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название ОАО «НЗЛ»).[14][15]
13 сентября 2007 года — «Невский Завод» вошёл в состав энергомашиностроительного предприятия «Росэлектропром Холдинг» (позднее «РЭП Холдинг»). При этом, судя по всему, ОАО «НЗЛ» продало[16] часть имущества продолжившему его производственную деятельность ЗАО «Невский завод» (ЗАО «НЗЛ»), а само стало девелоперской компанией[17] на базе освобождённой в ходе реконструкции части земельных участков и зданий завода, переданных под застройку и аренду.
2008 год — для скорейшего преодоления технологического отставания, накопленного в 1990-е годы, подписано соглашение с компанией «Дженерал Электрик» (США) о покупке лицензии на производство с глубокой локализацией газовой турбины MS5002E, впоследствии производимой предприятием как Т32 в основном в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) «Ладога 32».
2008—2009 годы — на предприятии «Невский Завод» проведена существенная реконструкция стоимостью несколько миллиардов рублей в текущих ценах.
2009—2010 годы — начато серийное производство газовой турбины Т32.
2012 год — завершена локализация производства основной части газовой турбины Т32.
Конец 2014 года — с компанией «Дженерал Электрик» (США) заключено соглашение о передаче полного комплекта документации турбины MS5002E, включая, что очень необычно, её горячую часть, что позволило начать программу практически полного завершения локализации производства газовой турбины Т32.[18]
23 декабря 2019 года — вместе с остальной частью материнской компании АО «РЭП Холдинг» предприятие вошло в состав компании ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы».[19]
2020 год — разработана газовая турбина Т32-1, представляющая собой модификацию турбины Т32 в однорамном исполнении, что позволило улучшить ряд характеристик этой газотурбинной установки.[20]
2021 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Невский завод» (официальное сокращённое название АО «НЗЛ»).
Знаменитые корабли, суда и паровозы построенные на предприятии
На предприятии в своё время было построено множество судов, часть из которых впоследствии в той или иной мере прославилась:
- Броненосная батарея (броненосец береговой обороны) «Кремль» типа «Первенец» (построен в 1864—1867 годах) — первый крупный броненосец, построенный отечественным предприятием[3].
- Полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал» (построен в 1870—1875 годах) — первый в мире океанский броненосный крейсер. Впоследствии представители этого класса кораблей стали одними из основных во всех крупных флотах мира и, проэволюционировав в тяжелые и лёгкие крейсера, прослужили почти до конца XX века.
- Истребитель (миноносец) «Стерегущий» (до 22 марта 1902 года «Кулик») типа «Сокол» (построен в 1900—1903 годах, спуск на воду осуществлён в арендованной у Китая морской крепости Порт-Артур) — эскадренный миноносец, героически погибший в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время Русско-японской войны под Порт-Артуром и, как считается, затопленный запершимися в трюме моряками во избежание неминуемого захвата корабля противником.
- Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Буйный» (до 22 марта 1902 года «Бычок») типа «Буйный» (построен в 1901—1902 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда под огнём неприятеля организовал спасение большого числе моряков с утонувшего эскадренного броненосца «Ослябя», а затем с большим риском эвакуировал штаб с тяжело повреждённого и также обстреливаемого противником флагмана эскадры — эскадренного броненосца «Князь Суворов». Впоследствии был потоплен в том же бою крейсером «Дмитрий Донской» вследствие невозможности дальнейшего использования из-за полученных повреждений.
- Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Бравый» (до 22 марта 1902 года «Налим») типа «Буйный» (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во Владивосток.
- Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Грозный» типа «Грозный» (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во Владивосток.
- Паровоз ОВ−324 «нормального типа 1904 г.» (построен в 1905 году) — к XXI веку остался старейшим действующим паровозом России. Работает в локомотивном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ТЧР-7). Многократно снимался в кинофильмах.
- Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (построены в 1907—1909 годах) — научно-исследовательские, по сути, суда, предназначенные специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), впервые прошли Северный морской путь с востока на запад и стали первыми русскими кораблями, прошедшими его насквозь в 1914—1915 годах. Позднее в их честь назвали советские атомные ледоколы.
- Паровоз С68 (он же С.68, С-68 и, с 1982 по 2001 годы — С245) (построен летом 1913 года) — единственный сохранившийся паровоз типа С («Сормовский»). Получил известность в 1980-х годах в связи с эпопеей по его восстановлению, для чего даже пришлось пойти на хитрость — переименовать в С245, поскольку аналогичный паровоз с этим номером в 1918 году вёз Правительство во главе с В. И. Лениным из Петрограда в Москву, а всё связанное с именем Ленина в СССР по возможности сохранялось.
Ссылки
Примечания
- ↑ Построенные ранее броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня» строились по программе локализации производства: первая — в Англии с участием российских специалистов, а вторая — английской фирмой на российской верфи, опять же с участием российских специалистов.
- ↑ Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».
- ↑ Построенные ранее броненосные батареи «Первенец» и «Не тронь меня» строились по программе локализации производства: первая — в Англии с участием российских специалистов, а вторая — английской фирмой на российской верфи, опять же с участием российских специалистов.