Участник:AlexBond/Проблемы образования в России: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) м (AlexBond переименовал страницу Образование в России в Участник:AlexBond/Проблемы образования в России) |
|||
(не показано 25 промежуточных версий 8 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Реформа образования == | |||
=== Хроническое состояние реформ. Искусственное растягивание образования === | |||
Последние несколько десятилетий система отечественного образования находится в состоянии хронических реформ, что далеко не всегда положительно сказывается на качестве образования. | |||
Наиболее негативной по своим последствиям реформой был переход к 11-летнему образованию. Изначально данная реформа задумывалась в середине 1980-х годов для того, чтобы несколько разгрузить детские сады, места в которых были дефицитными. Предполагалось, что 6-летние дети достаточно готовы для того, чтобы посещать школу. В школах же предполагалось создать условия для малышей - группы продлённого дня со спальнями и т.д. | |||
Однако вскоре выяснилось, что у школ нет условий, необходимых для массового приема учащихся с 6 лет. К тому же в 90-е годы в связи с началом демографического кризиса проблема перегрузки детских садов исчезла. Школы продолжили прием учащихся с 7-летнего возраста, но теперь стали учить их не 10, а 11 лет. Учащиеся покидают школу уже в совершеннолетнем возрасте | |||
Таким образом, реформа образования забрала из жизни человека как минимум один год, который человек мог бы продуктивно использовать, устроившись на работу или занявшись бизнесом. | |||
В дальнейшим ситуацию усугубило участие России в т.н. "болонском процессе". В рамках этой инициативе произошёл переход высшего образования на двухступенчатую основу. Если ранее студенты в большинстве вузов обучались 5 лет, то после данной реформы процесс обучения был разделен на четырёхлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. То есть, реформа высшего образования отобрала из продуктивного периода жизни российского гражданина ещё один год. | |||
=== | === Введение ФГОС: достижения и проблемы === | ||
ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения) поэтапно вводятся в системе образования страны с 2010 года. Он предполагает переход от традиционного «знаниевого» к компетентностному, системно-деятельностному подходу. Предполагается, что в школе ученика будут учить не готовым знаниям, а умению добывать эти знания и использовать их в реальной жизни. Такой подход позволит личности учиться и переучиваться в течение всей жизни, самостоятельно приобретать необходимые знания, и, таким образом, оставаться востребованным специалистом. Обоснованием необходимости такой реформы является отсыл к взрывообразному росту знаний в современном мире. Например, популярно утверждение о том, что объем знаний человечества сегодня удваивается в среднем за три года. | |||
В образовательных стандартах была заложена еще одна глобальная идея — организация образовательного процесса с ориентацией на ожидаемые результаты. Основным таким результатом должно было стать формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД), которые он в дальнейшем мог бы применять для самостоятельного освоения нового материала. Для этого подробно формулировались результаты, которых учащиеся должны были достичь, а от учителя требовалось самому конструировать процесс обучения так, чтобы обучающиеся достигли запланированных результатов. По замыслу идеологов стандарта учителя должны были самостоятельно отбирать содержание образования, разрабатывать учебные программы, а затем проектировать и реализовывать процесс освоения учащимися отобранного педагогами содержания образования. Но, во-первых, учителей к такой деятельности не готовили. Педагоги традиционно транслировали уже отобранный разработчиками учебных программ материал. Во-вторых, несмотря на требование самостоятельного отбора материала, учителя продолжали работать по учебникам, в которых материал был отобран не ими, и которые не разрабатывались с нуля под требования стандарта, а только корректировались. С введением ФГОС в реальной практике изменения в деятельности педагога свелись к добавлению в конспект урока колонки с указанием тех УУД, которые учитель может формировать на данном учебном материале. Однако сама структура урока не была перестроена, деятельность на формирование УУД специально не направлялась. Таким образом, сформированные УУД оказались побочным продуктом традиционного предметного изложения материала. | |||
Сам деятельностный подход успешно применяется к тем учебным предметам, основным компонентом содержания которых являются способы деятельности (например, иностранный язык, русский язык, математика), а также к обучению в начальной школе по системе Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в которой центральной идеей является формирование учебной деятельности. Применительно к другим предметам и возрастным группам учащихся применение деятельностного подхода не всегда оправдано и не проработано. | |||
ФГОС | Применительно ко второй ступени школьного образования (основная средняя школа), ФГОС второго поколения были введены без достаточного научно-педагогического и методического сопровождения: у учителей не оказалось необходимого количества учебных пособий, методических рекомендаций, которые помогли бы им выполнить требования стандарта. | ||
К тому же, само утверждение о взрывном росте знаний как причине необходимости перестройки школьного образования тоже может вызвать критику. Дело в том, что этот взрывной рост характерен не для всех отраслей знания: он наблюдается в основном в технических и естественно-научных дисциплинах. В таких науках, как история, лингвистика, социология, права рост знаний не выглядит столь взрывным. Возникает вопрос: необходимо ли будоражить преподавание истории, обществознания, литературы, математики, русского языка? Не является ли реформа в преподавании этих предметов "реформой ради реформы"? | |||
=== ЕГЭ и ОГЭ, их влияние на образовательный процесс === | |||
=== Достоинство ЕГЭ и ОГЭ === | |||
ЕГЭ и ОГЭ проводятся в обезличенной форме. Сами задания и процедура их выполнения предельно формализованы. Это исключает, или, по крайней мере, предельно снижает субъективный фактор. Экзаменатор лишён возможности повысить бал «нужному» ученику или снизить бал «ненужному». Таким образом, по замыслу разработчиков, снижается коррупционная составляющая при проведении экзамена. | |||
=== ЕГЭ и | === Недостатки ОГЭ и ЕГЭ === | ||
* несоответствие формата итоговой аттестации (тесты) форматам промежуточной и текущей аттестации, применяемых педагогами ежедневно на обычных уроках (устные развернутые ответы, творческие задания). | |||
* несмотря на то, что Федеральным Государственным Образовательным стандартом перед учебными заведениями ставится задача в первую очередь формировать компетенции, а не давать готовые знания, сами задания ОГЭ и ЕГЭ, по большей части, сформированность компетенций не проверяют. Например, в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ нет заданий на поиск информации в интернете, несмотря на то, что ФГОС требует формировать такие умения. Напротив, задания ЕГЭ и ОГЭ по-прежнему в первую очередь проверяют знания. | |||
=== Образование и воспитание === | === Образование и воспитание === | ||
Существующий Закон об образовании является классическим образцом либеральных заблуждений. Он исходит из концепции прав ребенка. Авторы закона вполне обоснованно считают, что дети имеют право на получение образования и у государства существует обязанность это право детям предоставить. | |||
Но! | |||
Далеко не все дети, в особенности подросткового возраста, согласны с утверждением о том, что им необходимо школьное образование. При этом учащихся, которые не хотят учиться, существующий Закон об образовании не позволяет отстранить от процесса образования и вообще как-либо реально наказать. | |||
| |||
Советский учитель не боялся ни ставить двойки в четверти, ни оставлять двоечников на второй год. Даже не слишком заинтересованные в грызне гранита науки ученики всё же имели в те времена достаточно мотивации, чтобы хоть что-нибудь, но выучить. | |||
Сейчас такой мотивации у школьников нет. Они знают, что тройка будет у них в любом случае, даже если учить предмет они не будут принципиально. Результат налицо — первый же честный экзамен в жизни школьников — ЕГЭ — оборачивается стрессом, паникой и шокирующей наивных людей статистикой. | |||
Исправить ситуацию можно двумя способами. Способ первый — отменить ЕГЭ и перестать контролировать знания школьников вовсе. Тогда все будут получать хорошие оценки, и можно будет сделать вид, будто ½ и ¼ могут сложить если не 100% школьников, то уж 99,5% так наверняка. | |||
Способ второй — легализовать двойки. Разрешить учителям честно оценивать знания детей. Это немедленно высветит проблемные места, к решению которых можно будет осмысленно приступить. | |||
=== Качество учебников === | === Качество учебников === | ||
* Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования просит Минобрнауки об усовершенствовании механизма экспертизы школьных учебников. Как сообщает в среду газета «Известия», в ходе проверки, организованной ОП при поддержке министерства, в школьных учебниках найдены многочисленные фактические ошибки [http://tass.ru/obschestvo/2598995]. | * Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования просит Минобрнауки об усовершенствовании механизма экспертизы школьных учебников. Как сообщает в среду газета «Известия», в ходе проверки, организованной ОП при поддержке министерства, в школьных учебниках найдены многочисленные фактические ошибки [http://tass.ru/obschestvo/2598995]. | ||
[[ | === Программа «5ТОП100» === | ||
В 2010-е годы в результате выполнения программы «5ТОП100» позиции более половины российских вузов, участвующих в программе 5ТОП100, в самых престижных мировых рейтингах растут. [http://5top100.ru/]. В то же время, согласно данным на сайте 5ТОП100 на февраль 2017 года лучший из Российских вузов Московский Государственный Университет занимает 216 место [http://5top100.ru/news/51323/]. Согласно целям программы, действующей с 2013 года как исполнение майских указов Президента от 2012 года, к 2020 году в топ 100 должны попасть 5 российских Вузов. В настоящее, время нет уверенности что в ТОП100 всех указанных мировых рейтингов к 2020 году попадет хотя бы МГУ. Возможно, МГУ к 2020 году удастся войти в ТОП100 части или хотя бы одного из мировых рейтингов. Но остальные российские вузы слишком далеки от первой сотни, чтобы был шанс попасть в первую сотню хотя бы одного из мировых рейтингов (у следующего за МГУ Санкт-Петербургского государственного университета 526 место). Таким образом, программа 5ТОП100 с высокой вероятностью не будет выполнена. | |||
Российские университеты, по итогам предметного рейтинга QS в 2017 году, увеличили своё представительство до 28 вузов, заняв в общей сложности 147 позиций в 38 предметах и отраслях. А Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова добился лучших за всю историю показателей, попав в список 50 ведущих вузов мира сразу в семи предметах.[http://sdelanounas.ru/blogs/91201/] | |||
== См. также == | |||
* [[Плюсы и минусы советского образования]] | |||
== Ссылки == | |||
* [http://luckyea77.livejournal.com/1793306.html 11 ресурсов для бесплатного образования] | |||
* [https://biblsoft.ru/windows/education Программы для учебы на ПК] | |||
* [http://mel.fm/2016/06/16/salary Сколько зарабатывают учителя в разных странах мира] | |||
* [http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года] |
Текущая версия от 00:28, 4 сентября 2019
Реформа образования
Хроническое состояние реформ. Искусственное растягивание образования
Последние несколько десятилетий система отечественного образования находится в состоянии хронических реформ, что далеко не всегда положительно сказывается на качестве образования.
Наиболее негативной по своим последствиям реформой был переход к 11-летнему образованию. Изначально данная реформа задумывалась в середине 1980-х годов для того, чтобы несколько разгрузить детские сады, места в которых были дефицитными. Предполагалось, что 6-летние дети достаточно готовы для того, чтобы посещать школу. В школах же предполагалось создать условия для малышей - группы продлённого дня со спальнями и т.д.
Однако вскоре выяснилось, что у школ нет условий, необходимых для массового приема учащихся с 6 лет. К тому же в 90-е годы в связи с началом демографического кризиса проблема перегрузки детских садов исчезла. Школы продолжили прием учащихся с 7-летнего возраста, но теперь стали учить их не 10, а 11 лет. Учащиеся покидают школу уже в совершеннолетнем возрасте
Таким образом, реформа образования забрала из жизни человека как минимум один год, который человек мог бы продуктивно использовать, устроившись на работу или занявшись бизнесом.
В дальнейшим ситуацию усугубило участие России в т.н. "болонском процессе". В рамках этой инициативе произошёл переход высшего образования на двухступенчатую основу. Если ранее студенты в большинстве вузов обучались 5 лет, то после данной реформы процесс обучения был разделен на четырёхлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. То есть, реформа высшего образования отобрала из продуктивного периода жизни российского гражданина ещё один год.
Введение ФГОС: достижения и проблемы
ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения) поэтапно вводятся в системе образования страны с 2010 года. Он предполагает переход от традиционного «знаниевого» к компетентностному, системно-деятельностному подходу. Предполагается, что в школе ученика будут учить не готовым знаниям, а умению добывать эти знания и использовать их в реальной жизни. Такой подход позволит личности учиться и переучиваться в течение всей жизни, самостоятельно приобретать необходимые знания, и, таким образом, оставаться востребованным специалистом. Обоснованием необходимости такой реформы является отсыл к взрывообразному росту знаний в современном мире. Например, популярно утверждение о том, что объем знаний человечества сегодня удваивается в среднем за три года.
В образовательных стандартах была заложена еще одна глобальная идея — организация образовательного процесса с ориентацией на ожидаемые результаты. Основным таким результатом должно было стать формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД), которые он в дальнейшем мог бы применять для самостоятельного освоения нового материала. Для этого подробно формулировались результаты, которых учащиеся должны были достичь, а от учителя требовалось самому конструировать процесс обучения так, чтобы обучающиеся достигли запланированных результатов. По замыслу идеологов стандарта учителя должны были самостоятельно отбирать содержание образования, разрабатывать учебные программы, а затем проектировать и реализовывать процесс освоения учащимися отобранного педагогами содержания образования. Но, во-первых, учителей к такой деятельности не готовили. Педагоги традиционно транслировали уже отобранный разработчиками учебных программ материал. Во-вторых, несмотря на требование самостоятельного отбора материала, учителя продолжали работать по учебникам, в которых материал был отобран не ими, и которые не разрабатывались с нуля под требования стандарта, а только корректировались. С введением ФГОС в реальной практике изменения в деятельности педагога свелись к добавлению в конспект урока колонки с указанием тех УУД, которые учитель может формировать на данном учебном материале. Однако сама структура урока не была перестроена, деятельность на формирование УУД специально не направлялась. Таким образом, сформированные УУД оказались побочным продуктом традиционного предметного изложения материала.
Сам деятельностный подход успешно применяется к тем учебным предметам, основным компонентом содержания которых являются способы деятельности (например, иностранный язык, русский язык, математика), а также к обучению в начальной школе по системе Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в которой центральной идеей является формирование учебной деятельности. Применительно к другим предметам и возрастным группам учащихся применение деятельностного подхода не всегда оправдано и не проработано.
Применительно ко второй ступени школьного образования (основная средняя школа), ФГОС второго поколения были введены без достаточного научно-педагогического и методического сопровождения: у учителей не оказалось необходимого количества учебных пособий, методических рекомендаций, которые помогли бы им выполнить требования стандарта.
К тому же, само утверждение о взрывном росте знаний как причине необходимости перестройки школьного образования тоже может вызвать критику. Дело в том, что этот взрывной рост характерен не для всех отраслей знания: он наблюдается в основном в технических и естественно-научных дисциплинах. В таких науках, как история, лингвистика, социология, права рост знаний не выглядит столь взрывным. Возникает вопрос: необходимо ли будоражить преподавание истории, обществознания, литературы, математики, русского языка? Не является ли реформа в преподавании этих предметов "реформой ради реформы"?
ЕГЭ и ОГЭ, их влияние на образовательный процесс
Достоинство ЕГЭ и ОГЭ
ЕГЭ и ОГЭ проводятся в обезличенной форме. Сами задания и процедура их выполнения предельно формализованы. Это исключает, или, по крайней мере, предельно снижает субъективный фактор. Экзаменатор лишён возможности повысить бал «нужному» ученику или снизить бал «ненужному». Таким образом, по замыслу разработчиков, снижается коррупционная составляющая при проведении экзамена.
Недостатки ОГЭ и ЕГЭ
- несоответствие формата итоговой аттестации (тесты) форматам промежуточной и текущей аттестации, применяемых педагогами ежедневно на обычных уроках (устные развернутые ответы, творческие задания).
- несмотря на то, что Федеральным Государственным Образовательным стандартом перед учебными заведениями ставится задача в первую очередь формировать компетенции, а не давать готовые знания, сами задания ОГЭ и ЕГЭ, по большей части, сформированность компетенций не проверяют. Например, в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ нет заданий на поиск информации в интернете, несмотря на то, что ФГОС требует формировать такие умения. Напротив, задания ЕГЭ и ОГЭ по-прежнему в первую очередь проверяют знания.
Образование и воспитание
Существующий Закон об образовании является классическим образцом либеральных заблуждений. Он исходит из концепции прав ребенка. Авторы закона вполне обоснованно считают, что дети имеют право на получение образования и у государства существует обязанность это право детям предоставить.
Но!
Далеко не все дети, в особенности подросткового возраста, согласны с утверждением о том, что им необходимо школьное образование. При этом учащихся, которые не хотят учиться, существующий Закон об образовании не позволяет отстранить от процесса образования и вообще как-либо реально наказать. ? Советский учитель не боялся ни ставить двойки в четверти, ни оставлять двоечников на второй год. Даже не слишком заинтересованные в грызне гранита науки ученики всё же имели в те времена достаточно мотивации, чтобы хоть что-нибудь, но выучить.
Сейчас такой мотивации у школьников нет. Они знают, что тройка будет у них в любом случае, даже если учить предмет они не будут принципиально. Результат налицо — первый же честный экзамен в жизни школьников — ЕГЭ — оборачивается стрессом, паникой и шокирующей наивных людей статистикой.
Исправить ситуацию можно двумя способами. Способ первый — отменить ЕГЭ и перестать контролировать знания школьников вовсе. Тогда все будут получать хорошие оценки, и можно будет сделать вид, будто ½ и ¼ могут сложить если не 100% школьников, то уж 99,5% так наверняка.
Способ второй — легализовать двойки. Разрешить учителям честно оценивать знания детей. Это немедленно высветит проблемные места, к решению которых можно будет осмысленно приступить.
Качество учебников
- Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования просит Минобрнауки об усовершенствовании механизма экспертизы школьных учебников. Как сообщает в среду газета «Известия», в ходе проверки, организованной ОП при поддержке министерства, в школьных учебниках найдены многочисленные фактические ошибки [1].
Программа «5ТОП100»
В 2010-е годы в результате выполнения программы «5ТОП100» позиции более половины российских вузов, участвующих в программе 5ТОП100, в самых престижных мировых рейтингах растут. [2]. В то же время, согласно данным на сайте 5ТОП100 на февраль 2017 года лучший из Российских вузов Московский Государственный Университет занимает 216 место [3]. Согласно целям программы, действующей с 2013 года как исполнение майских указов Президента от 2012 года, к 2020 году в топ 100 должны попасть 5 российских Вузов. В настоящее, время нет уверенности что в ТОП100 всех указанных мировых рейтингов к 2020 году попадет хотя бы МГУ. Возможно, МГУ к 2020 году удастся войти в ТОП100 части или хотя бы одного из мировых рейтингов. Но остальные российские вузы слишком далеки от первой сотни, чтобы был шанс попасть в первую сотню хотя бы одного из мировых рейтингов (у следующего за МГУ Санкт-Петербургского государственного университета 526 место). Таким образом, программа 5ТОП100 с высокой вероятностью не будет выполнена.
Российские университеты, по итогам предметного рейтинга QS в 2017 году, увеличили своё представительство до 28 вузов, заняв в общей сложности 147 позиций в 38 предметах и отраслях. А Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова добился лучших за всю историю показателей, попав в список 50 ведущих вузов мира сразу в семи предметах.[4]