Участник:IgorSPb/Агитка:Список антинародных законов Путина и Единой России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Незавершённая статья}} == Разбор агитки == === Указ о гарантиях экс-президенту === {{quote|'''Ука…»)
 
Нет описания правки
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}


== Разбор агитки ==
== Разбор агитки ==
Строка 6: Строка 5:
'''Утверждение #1:'''
'''Утверждение #1:'''
{{quote|'''Самый первый указ Путина, подписан в первый день его президентства.'''}}
{{quote|'''Самый первый указ Путина, подписан в первый день его президентства.'''}}
Первым был указ о вступлении в должность и.о. президента [http://kremlin.ru/events/president/news/37383 (№1762)] – следующим был указ «О гарантиях...» [http://kremlin.ru/events/president/news/37383 (№1763)].
Первым был указ о вступлении в должность и.о. президента [http://kremlin.ru/events/president/news/37383 (№1762)] – следующим был указ «О гарантиях...» [http://www.kremlin.ru/acts/bank/14857 (№1763)].


Непонятно, что указ делает в списке законов – это совершенно разные нормативные акты. Закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения<ref>Стр. 176 || [[#Литература|Додонов]]</ref>. Указы – наиболее важные акты, издаваемые главой государства (президентом). Указы не должны противоречить Конституции и законам государства – они занимают более низкое положение в иерархии нормативно-правовых актов (см. [http://ruxpert.ru/images/b/b4/Иерархия_нормативно-правовых_актов_России.png схему])<ref>Стр. 574 || [[#Литература|Додонов]]</ref>.
В список законов зачем-то включен указ, хотя это разные нормативные акты – в иерархии нормативно-правовых актов указы находятся ниже, чем законы (см. [http://ruxpert.ru/images/b/b4/Иерархия_нормативно-правовых_актов_России.png схему]). Закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения<ref>Стр. 176 || [[#Литература|Додонов]]</ref>. Указ – наиболее важный акт, издаваемый главой государства (президентом), который не должен противоречить Конституции и законам государства<ref>Стр. 574 || [[#Литература|Додонов]]</ref>.


'''Утверждение #2:'''
'''Утверждение #2:'''
{{quote|'''Этим указом Путин предоставил пожизненную неприкосновенность Ельцину и членам его семьи<ref>'''На самом деле''' указ наделяет неприкосновенностью лишь бывшего президента:
{{quote|'''Этим указом Путин предоставил пожизненную неприкосновенность Ельцину и членам<ref>'''На самом деле''' неприкосновенностью наделялся лишь бывший президент:
{{quote|д) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к уголовной или к  административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.}}</ref>. Также Ельцину предоставлялось ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% зарплаты президента.'''}}
{{quote|д) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к уголовной или к  административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.}}</ref> его семьи. Также Ельцину предоставлялось ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% зарплаты президента.'''}}
В феврале 2001 года указ был отменен и фактически переоформлен в виде закона [http://www.kremlin.ru/acts/bank/16582 (№12-ФЗ)]. В отличие от указа, в нем прописаны основания и порядок лишения неприкосновенности:
В феврале 2001 года указ был отменен и фактически переоформлен в виде закона [http://www.kremlin.ru/acts/bank/16582 (№12-ФЗ)]. Например, в нем прописали основания и порядок лишения неприкосновенности:
{{quote|2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.<br>
{{quote|2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.<br>
Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.}}
Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.}}
Дальнейший процесс зависит от итогов голосований в обеих палатах Федерального Собрания. В 2020 году это положение было конкретизировано в связи с принятием [[Поправки в Конституцию России (2020)|поправок в Конституцию]] – в частности, в состав участников процесса был введен Конституционный Суд. Сравнение редакций – см. [http://www.zakonrf.info/izmeneniya-v-zakonodatelstve/sravnenie-18317/ здесь].
Дальнейший процесс зависит от итогов голосований в обеих палатах Федерального Собрания. В 2020 году это положение было конкретизировано в связи с принятием [[Поправки в Конституцию России (2020)|поправок в Конституцию]] – в частности, в состав участников процесса был введен Конституционный Суд. Сравнение редакций – см. [http://www.zakonrf.info/izmeneniya-v-zakonodatelstve/sravnenie-18317/ здесь].
Недовольство автора заключается в том, что указ позволил Ельцину избежать ответственности за свои действия. Тут стоит вспомнить про [[rwp:Отрешение от должности президента России#Попытка импичмента в 1999 году|попытку импичмента]] в мае 1999 года. Обвинение содержало пять пунктов – три из них ([[rwp:Распад СССР|распад СССР]], [[rwp:События сентября — октября 1993 года в Москве|разгон парламента]] и [[rwp:Военная реформа в РФ (1997—1999)|ослабление обороноспособности]]) были описаны как государственная измена<ref>Подробнее все пять пунктов обвинения расписаны в заключении специальной комиссии Госдумы (см. [http://www.1993.sovnarkom.ru/TEXT/DOKUMENT/vivovoco_ru_Duma.htm текст]).</ref>. По каждому пункту обвинения было набрано по 253 года (в среднем)<ref>Итоги голосования с разбивкой по партиям – см. [http://www.kommersant.ru/doc/218468 здесь]</ref> – по Конституции [http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF/razdel-i/glava-4/statja-93/ (ст.93)] решение об импичменте должно быть принято Госдумой ⅔ голосов её депутатов (300 из 450)<ref>Из 440 депутатов (по списку) в голосовании принимали участие 348 человек –  почти 100 человек сразу же отказались от участия в процедуре импичмента[http://историк.рф/journal/53/neudavshijsya-impichment-bb.html].</ref>.
Неприкосновенность экс-президента является логическим следствием правового иммунитета, которым обладает действующий президент, и гарантией его деятельности на посту главы государства. Иными словами, данная гарантия призвана обеспечить повышенную охрану личности Президента России в силу осуществляемых им государственных функций. Необходимость такой защиты признается мировым сообществом и даже является одним из критериев цивилизованности общества и государства<ref name="Сопельцева">Стр. 50 || [[#Литература|Сопельцева Н.С.]]</ref>.  
Неприкосновенность экс-президента является логическим следствием правового иммунитета, которым обладает действующий президент, и гарантией его деятельности на посту главы государства. Иными словами, данная гарантия призвана обеспечить повышенную охрану личности Президента России в силу осуществляемых им государственных функций. Необходимость такой защиты признается мировым сообществом и даже является одним из критериев цивилизованности общества и государства<ref name="Сопельцева">Стр. 50 || [[#Литература|Сопельцева Н.С.]]</ref>.  
Неприкосновенность глав государств за действия, совершенные ими в период правления, существует в ряде современных государств. Например, во Франции президент несет ответственность за свои действия лишь в случае совершения им государственной измены. Аналогичное положение действует и в Италии – президент несет ответственность лишь за государственную измену или посягательство на конституцию. Президент США пользуется иммунитетом от гражданской и уголовной ответственности в силу решения Верховного суда<ref name="Сопельцева"/>.
Неприкосновенность глав государств за действия, совершенные ими в период правления, существует в ряде современных государств. Например, во Франции президент несет ответственность за свои действия лишь в случае совершения им государственной измены. Аналогичное положение действует и в Италии – президент несет ответственность лишь за государственную измену или посягательство на конституцию. Президент США пользуется иммунитетом от гражданской и уголовной ответственности в силу решения Верховного суда<ref name="Сопельцева"/>.
Тоже самое насчет льготного обеспечения – помимо России оно практикуется, например, в США, Франции, Чехии и Германии. Причем речь идет не только о выплатах, но и других благах вроде личного автомобиля и т.д.[http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/573300]
 
Недовольство автора заключается в том, что указ позволил Ельцину избежать ответственности за свои действия. Тут стоит вспомнить про [[rwp:Отрешение от должности президента России#Попытка импичмента в 1999 году|попытку импичмента]] в мае 1999 года. Обвинение содержало пять пунктов – три из них ([[rwp:Распад СССР|распад СССР]], [[rwp:События сентября — октября 1993 года в Москве|разгон парламента]] и [[rwp:Военная реформа в РФ (1997—1999)|ослабление обороноспособности]]) были описаны как государственная измена<ref>Подробнее все пять пунктов обвинения расписаны в заключении специальной комиссии Госдумы (см. [http://www.1993.sovnarkom.ru/TEXT/DOKUMENT/vivovoco_ru_Duma.htm текст]).</ref>.
Тоже самое насчет льготного обеспечения – помимо России оно практикуется, например, в США, Франции, Чехии и Германии. Причем речь идет не только о выплатах, но и других благах вроде личного автомобиля и т.д.[http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/573300].
По каждому пункту обвинения было набрано по 253 года (в среднем)<ref>Итоги голосования с разбивкой по партиям – см. [http://www.kommersant.ru/doc/218468 здесь]</ref> – по Конституции [http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF/razdel-i/glava-4/statja-93/ (ст.93)] решение об импичменте должно быть принято Госдумой ⅔ голосов её депутатов (300 из 450)<ref>Из 440 депутатов (по списку) в голосовании принимали участие 348 человек –  почти 100 человек сразу же отказались от участия в процедуре импичмента[http://историк.рф/journal/53/neudavshijsya-impichment-bb.html].</ref>.


=== Вертикаль власти ===
=== Вертикаль власти ===
Строка 29: Строка 31:
'''Утверждение #1:'''
'''Утверждение #1:'''
{{quote|'''Прекращение выборов в Совет Федерации'''}}
{{quote|'''Прекращение выборов в Совет Федерации'''}}
Изначально Совет Федерации действительно формировался на выборной основе – в декабре 1993 года были проведены соответствующие выборы. Согласно [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-12.htm переходным положениям] Конституции Совет Федерации первого созыва был избран на два года – избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов.
Изначально Совет Федерации действительно формировался на выборной основе – его первый созыв, согласно Конституции [http://www.constitution.ru/10003000/10003000-12.htm (переходные положения)], был избран на два года. Избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов. Выборы в Совет Федерации были проведены 12 декабря 1993 года – избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов.
 
В декабре 1995 года вышел закон, изменяющий порядок формирования Совета Федерации [http://www.kremlin.ru/acts/bank/4574 (№192-ФЗ)]. Отныне членами верхней палаты становились становились главы законодательной и исполнительной власти субъектов. Таким образом, ''«прекращение выборов в Совет Федерации»'' произошло еще при Ельцине.
В декабре 1995 года вышел закон, изменяющий порядок формирования Совета Федерации [http://www.kremlin.ru/acts/bank/4574 (№192-ФЗ)]. Отныне членами верхней палаты становились становились главы законодательной и исполнительной власти субъектов. Таким образом, ''«прекращение выборов в Совет Федерации»'' произошло еще при Ельцине.
При укреплении вертикали власти были внесены новые изменения в порядок формирования Совета Федерации. В августе 2000 года был принят закон, по которому Совет Федерации формировался из представителей законодательной и исполнительной власти [http://www.kremlin.ru/acts/bank/15921 (№113-ФЗ)]. Данный закон, внесенный по инициативе Путина, был принят ввиду большой занятости на местах глав законодательной и исполнительной власти субъектов – она мешала дважды в месяц прибывать в столицу, вникать в тексты законов, требующих их одобрения. Представитель законодательной власти избирается соответствующим органом субъекта, а представитель исполнительной назначается главой субъекта<ref>Стр.67-68 || [[#Литература|Сафронова А.М.]]</ref>.
 
Процесс формирования вертикали власти также внес изменения в порядок формирования Совета Федерации. В августе 2000 года был принят закон, по которому Совет Федерации формировался из представителей законодательной и исполнительной власти [http://www.kremlin.ru/acts/bank/15921 (№113-ФЗ)]. Данный закон, внесенный по инициативе Путина, был принят ввиду большой занятости на местах глав законодательной и исполнительной власти субъектов – она мешала дважды в месяц прибывать в столицу, вникать в тексты законов, требующих их одобрения. Представитель законодательной власти избирается соответствующим органом субъекта, а представитель исполнительной назначается главой субъекта<ref>Стр.67-68 || [[#Литература|Сафронова А.М.]]</ref>.


'''Утверждение #2:'''
'''Утверждение #2:'''
Строка 38: Строка 42:
{{quote|Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования Правительства Российской Федерации}}
{{quote|Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования Правительства Российской Федерации}}
В декабре 2004 года инициатива стала законом – по нему президент получил право не только назначать глав регионов, но и отстранять их от должности [http://www.kremlin.ru/acts/bank/21739 (№159-ФЗ)]. Новый порядок устанавливал назначение глав регионов местными парламентами по представлению Президента России<ref name="губеры">Стр. 81 || [[#Литература|Мухаметов Р. С.]]</ref>. Представление на должность – официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность, без чего не может состояться назначение<ref>Стр.542 || [[#Литература|Авакьян С. А.]]</ref>.
В декабре 2004 года инициатива стала законом – по нему президент получил право не только назначать глав регионов, но и отстранять их от должности [http://www.kremlin.ru/acts/bank/21739 (№159-ФЗ)]. Новый порядок устанавливал назначение глав регионов местными парламентами по представлению Президента России<ref name="губеры">Стр. 81 || [[#Литература|Мухаметов Р. С.]]</ref>. Представление на должность – официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность, без чего не может состояться назначение<ref>Стр.542 || [[#Литература|Авакьян С. А.]]</ref>.
Список соответствующих кандидатов (максимум трёх) вносил президенту его полномочный представитель в федеральном округе. Президент России выбирает одну из них и вносит в парламент соответствующего региона. Утверждение губернатора происходит, если за его кандидатуру проголосовало более половины депутатов регионального парламента<ref name="губеры"/>.
Список соответствующих кандидатов (максимум трёх) вносил президенту его полномочный представитель в федеральном округе. Президент России выбирает одну из них и вносит в парламент соответствующего региона. Утверждение губернатора происходит, если за его кандидатуру проголосовало более половины депутатов регионального парламента<ref name="губеры"/>.
В 2011 году Путин обосновывал свою инициативу ситуацией вокруг теракта в Беслане[http://archive.is/20120716014724/premier.gov.ru/events/news/17409/index.html#selection-2243.289-2243.791]:
В 2011 году Путин обосновывал свою инициативу ситуацией вокруг теракта в Беслане[http://archive.is/20120716014724/premier.gov.ru/events/news/17409/index.html#selection-2243.289-2243.791]:

Текущая версия от 00:34, 24 ноября 2021

Разбор агитки

Указ о гарантиях экс-президенту

Указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». (31 декабря 1999 г.).

Утверждение #1:

Самый первый указ Путина, подписан в первый день его президентства.

Первым был указ о вступлении в должность и.о. президента (№1762) – следующим был указ «О гарантиях...» (№1763).

В список законов зачем-то включен указ, хотя это разные нормативные акты – в иерархии нормативно-правовых актов указы находятся ниже, чем законы (см. схему). Закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения[1]. Указ – наиболее важный акт, издаваемый главой государства (президентом), который не должен противоречить Конституции и законам государства[2].

Утверждение #2:

Этим указом Путин предоставил пожизненную неприкосновенность Ельцину и членам[3] его семьи. Также Ельцину предоставлялось ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% зарплаты президента.

В феврале 2001 года указ был отменен и фактически переоформлен в виде закона (№12-ФЗ). Например, в нем прописали основания и порядок лишения неприкосновенности:

2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Дальнейший процесс зависит от итогов голосований в обеих палатах Федерального Собрания. В 2020 году это положение было конкретизировано в связи с принятием поправок в Конституцию – в частности, в состав участников процесса был введен Конституционный Суд. Сравнение редакций – см. здесь.

Недовольство автора заключается в том, что указ позволил Ельцину избежать ответственности за свои действия. Тут стоит вспомнить про попытку импичмента в мае 1999 года. Обвинение содержало пять пунктов – три из них (распад СССР, разгон парламента и ослабление обороноспособности) были описаны как государственная измена[4]. По каждому пункту обвинения было набрано по 253 года (в среднем)[5] – по Конституции (ст.93) решение об импичменте должно быть принято Госдумой ⅔ голосов её депутатов (300 из 450)[6].

Неприкосновенность экс-президента является логическим следствием правового иммунитета, которым обладает действующий президент, и гарантией его деятельности на посту главы государства. Иными словами, данная гарантия призвана обеспечить повышенную охрану личности Президента России в силу осуществляемых им государственных функций. Необходимость такой защиты признается мировым сообществом и даже является одним из критериев цивилизованности общества и государства[7].

Неприкосновенность глав государств за действия, совершенные ими в период правления, существует в ряде современных государств. Например, во Франции президент несет ответственность за свои действия лишь в случае совершения им государственной измены. Аналогичное положение действует и в Италии – президент несет ответственность лишь за государственную измену или посягательство на конституцию. Президент США пользуется иммунитетом от гражданской и уголовной ответственности в силу решения Верховного суда[7].

Тоже самое насчет льготного обеспечения – помимо России оно практикуется, например, в США, Франции, Чехии и Германии. Причем речь идет не только о выплатах, но и других благах вроде личного автомобиля и т.д.[2].

Вертикаль власти

Формирование вертикали власти (2000−2004).

В этом пункте речь идет о выборах в Госдуму, Совет Федерации и глав регионов. Формирование вертикали власти не ограничивается этими тремя законами, а является целым комплексом реформ – здесь также можно вспомнить укрепление регионов, создание федеральных округов, Госсовета, Общественной палаты и т.д.

Утверждение #1:

Прекращение выборов в Совет Федерации

Изначально Совет Федерации действительно формировался на выборной основе – его первый созыв, согласно Конституции (переходные положения), был избран на два года. Избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов. Выборы в Совет Федерации были проведены 12 декабря 1993 года – избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов.

В декабре 1995 года вышел закон, изменяющий порядок формирования Совета Федерации (№192-ФЗ). Отныне членами верхней палаты становились становились главы законодательной и исполнительной власти субъектов. Таким образом, «прекращение выборов в Совет Федерации» произошло еще при Ельцине.

Процесс формирования вертикали власти также внес изменения в порядок формирования Совета Федерации. В августе 2000 года был принят закон, по которому Совет Федерации формировался из представителей законодательной и исполнительной власти (№113-ФЗ). Данный закон, внесенный по инициативе Путина, был принят ввиду большой занятости на местах глав законодательной и исполнительной власти субъектов – она мешала дважды в месяц прибывать в столицу, вникать в тексты законов, требующих их одобрения. Представитель законодательной власти избирается соответствующим органом субъекта, а представитель исполнительной назначается главой субъекта[8].

Утверждение #2:

Прекращение...выборов глав регионов

Соответствующую инициативу Путин выдвинул в сентябре 2004 года на заседании Правительства России[3]:

Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования Правительства Российской Федерации

В декабре 2004 года инициатива стала законом – по нему президент получил право не только назначать глав регионов, но и отстранять их от должности (№159-ФЗ). Новый порядок устанавливал назначение глав регионов местными парламентами по представлению Президента России[9]. Представление на должность – официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность, без чего не может состояться назначение[10].

Список соответствующих кандидатов (максимум трёх) вносил президенту его полномочный представитель в федеральном округе. Президент России выбирает одну из них и вносит в парламент соответствующего региона. Утверждение губернатора происходит, если за его кандидатуру проголосовало более половины депутатов регионального парламента[9]. В 2011 году Путин обосновывал свою инициативу ситуацией вокруг теракта в Беслане[4]:

Давайте вспомним, когда и в каких условиях это было сделано. Это было сделано в начале 2000-х годов, когда у нас полыхала гражданская война на Кавказе, когда многие губернаторы, надо прямо сказать, приходили к власти путем прямых, якобы прямых выборов тайных, но опирались при этом на местные полукриминальные элиты, и, что особенно опасно и важно было тогда, сосредоточили в своих руках большую экономическую власть, да еще сидели в Совете Федерации и имели неприкосновенность как депутаты парламента.

Отмена прямых выборов губернаторов привела к политическому контролю со стороны федеральной власти над политическим пространством в регионах, а также повышению политической лояльности глав регионов. Главный политический эффект – быстрое сокращение зоны публичной политики в регионах, снижение роли законодательной власти на уровне субъектов[11]. Вопрос о возвращении прямых выборов губернаторов был поднят в начале 2010-х годов, в президентство Дмитрия Медведева. В декабре 2011 года это предложение озвучил тогдашний премьер-министр Владимир Путин на прямой линии[5][6][7]. Дмитрий Медведев, президент России, выступил с поддержкой этой инициативы – она стала одним из пунктов пакета реформ, предложенных в послании Федеральному Собранию[8][11]:

Сегодня, на новом этапе развития государства, поддерживая ту инициативу, с которой выступил Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы. Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Итак, считаю необходимым следующее. Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов.

Соответствующий закон был принят и вступил в силу в мае-июне 2012 года (№40-ФЗ). Эта и другие реформы, предложенные Медведевым в послании, стали своеобразным ответом властей на требования о демократизации, прозвучавшие в ходе одного из митингов на Болотной площади[11]. Согласно новому порядку, глава региона избирается населением региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты в главы регионов выдвигаются политическими партиями или в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено законами региона. В обоих случаях кандидату необходима поддержка от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на местных выборах глав городов[11]. Возврат прямых выборов губернаторов был выгоден как федеральной власти, так и самим губернаторам. Для центра стало возможным снять с себя часть ответственности за ситуацию в регионах (социально-экономические проблемы и непопулярные преобразования). Для глав регионов стало возможным увеличить свой политический вес во взаимоотношениях во взаимоотношения с региональными региона[12].

Утверждение #3:

Теперь губернаторов и членов Совфеда назначал президент.

Здесь необходимо сделать выводы из выше написанного:

  • Выборы в Совет Федерации были отменены до Путина;
  • Прямые выборы губернаторов были отменены для усиления взаимодействия между центром и регионами;
  • Губернаторы назначались не по воле, а по представлению президента;
  • Прямые выборы губернаторов возвращены при Медведеве;

Примечания

Ссылки

Справочные материалы

Литература