Города Волгоградской области: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) (Обновление данных) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 3: | Строка 3: | ||
* 1 крупный ([[Волжский]]); | * 1 крупный ([[Волжский]]); | ||
* 1 большой ([[Камышин]]); | * 1 большой ([[Камышин]]); | ||
* | * 5 средних; | ||
* | * 11 малых. | ||
По состоянию на 1 января 2025 года в них проживает 1 758 592 человек (72,25% населения области). | |||
По состоянию на 1 января | |||
== Города-миллионеры (более 1 млн) == | == Города-миллионеры (более 1 млн) == | ||
[[Файл: | [[Файл:Флаг Волгограда.jpg|thumb|150px|right|Флаг Волгограда]] | ||
[[Файл:Герб Волгограда.jpg|thumb|150px|right|Герб Волгограда]] | |||
=== Волгоград === | === Волгоград === | ||
Население – 1 | Население – 1 012 219 человек (2025).<ref name="АТД">Согласно закону области об административно-территориальном устройстве, является городом областного значения, образуя одноимённый городской округ ([http://docs.cntd.ru/document/804917414 текст закона]).</ref> Административный центр [[Волгоградская область|Волгоградской области]] и единственный её город-миллионер. | ||
Впервые | Основан в 1589 году<ref>Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году.[http://volgadmin.ru/d/about/History]</ref> как [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)#Инфраструктура Волжского водного пути|одна из деревянных крепостей на берегу Волги]] для обороны волжского пути от степных кочевников и разбойничьих шаек.<sup>[http://volgadmin.ru/d/about/History]</sup> Царицын был разорен в годы Смутного времени и перенесен на правый берег, на нынешнее место (1615). Служил одной из баз русских войск во время 1-го Азовского похода (1695). Дважды подвергался нападению со стороны восставших – при Булавине (1708, был взят) и Пугачеве (1774, взят не был). В XVIII веке через Царицын проходил торговый путь России из Центральной России в Прикаспий, Приазовье и Среднюю Азию (Астраханский шлях).<sup>[https://old.bigenc.ru/geography/text/5374117]</sup> Статус города Царицын получил в 1780 году. Город в составе Казанской (1708–1719) и Астраханской губерний (1719–1773), уездный город Саратовского наместничества (1780–1796) и затем губернии (1796–1920).<sup>[http://volgadmin.ru/d/about/History]</sup> | ||
В годы Гражданской войны неоднократно переходил из рук в руки, советская власть окончательно установлена 3 января 1920 года. В середине 1918 – начале 1919 года войска П.Н. Краснова трижды пытались взять город, но были отбиты частями РККА. Был переименован в Сталинград в честь И.В. Сталина (1925). Во время Индустриализации в Сталинграде был построен первый в СССР тракторный завод (1934). В годы Великой Отечественной войны упорно оборонялся советскими войсками в Сталинградской битве (1942–1943), полностью восстановлен к началу 1950-х годов. Нынешнее название носит с 1961 года, вместе с ним была переименована и область. Административный центр Царицынской (Сталинградской) губернии (1919–1928), Сталинградского края (1934–1936) и затем области (с 1936).<sup>[https://old.bigenc.ru/geography/text/5374117]</sup> | |||
Город | За героическую оборону в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) удостоен почетного звания «[[Города-герои|Город герой]]» (8 мая 1965).<sup>[http://istok88.ru/wp-content/uploads/2020/02/Города-герои.pdf]</sup> | ||
Население Волгограда впервые превысило 1 млн человек в 1991 году, но из-за [[runi:Волгоград#Население|колебаний населения]] неоднократно терял этот статус – в 1993-1996, 1998-2001, 2005-2009 годах. Перепись 2020–2021 годов зафиксировала максимальное число жителей за всю историю – 1 028 036 человек.<sup>[http://34.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/34.rosstat.gov.ru_storage_mediabank_goroda_100(1).htm]</sup> | |||
После распада СССР политики и общественные деятели неоднократно поднимали вопрос о возвращении городу названия Сталинград.<sup>[http://novostivolgograda.ru/news/2025-02-27/bitva-za-stalingrad-skolko-let-dlyatsya-popytki-pereimenovat-volgograd-5333337]</sup> В определенные памятные даты город носит название «Город-герой Сталинград» – 2 февраля (день разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве), 9 мая (День Победы) и другие дни (с 2013).<sup>[http://www.gazeta.ru/politics/2013/01/31_a_4948441.shtml]</sup><sup>[http://www.ramenskoye.ru/novosti/12021-shest-dnej-v-godu-volgograd-resheno-nazyvat-gorod-geroj-stalingrad]</sup> Аэропорт города носит название «Сталинград» (с 2025).<sup>[http://www.kremlin.ru/acts/news/76826]</sup><sup>[http://www.1tv.ru/news/2025-04-30/508579-aeroportu_volgograda_prisvoili_istoricheskoe_nazvanie_stalingrad]</sup> | |||
Волгоград – важнейший экономический центр области. Ведущие отрасли промышленности – металлургия («Красный Октябрь», «Северсталь-метиз» и т.д.), машиностроение («Титан-Баррикады», «Ахтуба», «Волгограднефтемаш» и т.д.), нефтепереработка («ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка» и т.д.), химическая («Химпром», «Каустик» и т.д.). Основа экономики города – сфера услуг, в т.ч. торговля: на Волгоград приходится 64,7% розничной торговли региона (2013).<sup>[https://old.bigenc.ru/geography/text/5374117]</sup> | |||
Волгоград – крупнейший в области узел автомобильных и ж/д магистралей. Через город проходят автомагистраль «Каспий» (Москва – Астрахань), автомобильные дороги Волгоград – Саратов (по правому берегу Волги), Волгоград – Самара (по левому берегу Волги), Волгоград – Элиста, Волгоград – Ростов-на-Дону. Узел ж/д линий на Москву, Саратов, Астрахань, Краснодар и Ростов-на-Дону. Речной порт Волгограда – один из крупнейших на Волге, грузовые и пассажирские перевозки). Действует международный аэропорт с пассажирооборотом в 1 млн пассажиров в годы (2017). Важный логистический узел на Волге – действуют [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)#Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина|Волго-Донский канал]] и два мостовых перехода через Волгу (по плотине [[Волжская ГЭС|Волжской ГЭС]] и [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Волгоградский мост — первая очередь|Волгоградскому мосту]]. Действует скоростной трамвай (метротрам), насчитывающий 22 станции, в т.ч. пять подземных. <sup>[https://old.bigenc.ru/geography/text/5374117]</sup> | |||
Волгоград – крупнейший в Нижнем Поволжье центр науки (Всероссийский агролесомелиоративный, «ВНИКТИнефтехимоборудование» и другие НИИ), образования (Волгоградский государственный, технический, архитектурно-строительный и другие университеты) и культуры (Консерватория им. П. А. Серебрякова, Областная универсальная научная библиотека им. М. Горького и т.д.).<sup>[https://old.bigenc.ru/geography/text/5374117]</sup> | |||
<gallery perrow=5> | <gallery perrow=5> | ||
Мамаев курган.jpg | |||
Волгоградский скоростной трамвай.jpg | |||
Казанский собор (Волгоград).jpg | |||
Мельница Гергардта (руины).jpg | |||
Мельница Гергардта | Фонтан «Бармалей» (реконструкция).jpg | ||
</gallery> | </gallery> | ||
== Крупные города (250–500 тыс.) == | == Крупные города (250–500 тыс.) == | ||
[[Файл:Герб Волжского.jpg|thumb|100px|right|Герб Волжского]] | |||
=== Волжский === | === Волжский === | ||
Население – | Население – 313 034 человека (2025).<ref name="АТД"/> Единственный крупный город области. | ||
Основан в 1951 | Основан в 1951 как посёлок при строительстве [[Волжская ГЭС|Волжской ГЭС]]. <sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/5374274]</sup> Статус города Волжский получил 22 июля 1954 года, его население на тот момент составляло 30 тысяч человек.<sup>[https://admvol.ru/ovolzhsky/historycity/]</sup> | ||
Волжский – крупный узел автомобильных и ж/д магистралей. Через город проходит автомагистраль «Каспий» (Москва – Астрахань) и берет начало автомагистраль Волжский – Самара. Действуют ж/д-станция (на линии Волгоград – Астрахань) и речной порт.<sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/5374274]</sup> | |||
Волжский – крупный промышленный центр области. Ведущие отрасли – трубопрокат (Волжский трубный, трубный «Профиль-Акрас» им. В. В. Макарова и другие заводы), химическая («Волжский Оргсинтез», «Волтайр-Пром», «Волжскрезинотехника» и т.д.), машиностроение («Ситиритм», «Метеор», «Энерготехмаш» и т.д.).<sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/5374274]</sup> | |||
== Большие города (100–250 тыс.) == | == Большие города (100–250 тыс.) == | ||
[[Файл:Герб Камышина.jpg|thumb|100px|right|Герб Камышина]] | |||
=== Камышин === | === Камышин === | ||
Население – | Население – 104 220 человек (2025).<ref name="АТД"/> Единственный большой город области. | ||
Основан в 1668 году, город с | Основан в 1668 году как острог Камышенка для охраны переволоки с Дона на Волгу. Был разрушен во время Восстания Степана Разина (1670). При Пётре I вблизи современного Камышина начато строительство канала соединения Волги и Дона (1697–1701), но было прекращено. Во время строительства канала были основаны поселение Пётр-город (Петровское) и крепость Дмитриевская (Дмитриевск), позднее были объединены в город Дмитриевск. Дважды был захвачен во время восстаний – при Булавине (1708) и Пугачеве (1774). Входил в состав Казанской (1708–1717) и Астраханской губернии (1717–1780). Статус города Камышин получил в 1780 году, с этого же времени носит нынешнее название. Уездный город Саратовского наменистчества (1780–1796) и затем губернии (1797–1919, 1920–28), а также Пензенской губернии (1796–1797).<sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/3791535]</sup> | ||
В годы Гражданской войны неоднократно переходил из рук в руки, советская власть окончательно установлена 28 августа 1919 года.<sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/3791535]</sup> В годы Великой Отечественной войны более 20 тысяч камышан сражались на фронтах, около 7 тысяч из них не вернулись с войны. В знак глубокого уважения к живым и погибшим, ко всем участникам Великой Отечественной, на берегу реки Камышинки заложен новый городской «Парк Победы».<sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/3791535]</sup> Районный город Нижневолжского края (1928–1934), Сталинградского края (1934–1936) и затем области (с 1936).<sup>[http://old.bigenc.ru/geography/text/3791535]</sup> | |||
== Средние города (20–100 тыс.) == | == Средние города (20–100 тыс.) == | ||
=== Михайловка === | === Михайловка === | ||
Население – | Население – 54 343 человека (2025). | ||
=== Урюпинск === | === Урюпинск === | ||
Население – | Население – 34 783 человека (2025).<ref name="АТД"/> | ||
=== Фролово === | === Фролово === | ||
Население – | Население – 33 933 человека (2025).<ref name="АТД"/> | ||
=== Калач-на-Дону === | === Калач-на-Дону === | ||
Население – 23 | Население – 23 398 человек (2025). | ||
По указу Президента России [[Дмитрий Медведев|Д.А. Медведева]] городу присуждено почётное звание «[[Города воинской славы|Город воинской славы]]» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками городов в борьбе за свободу и независимость Отечества (2010).<sup>[http://www.kremlin.ru/acts/bank/30796]</sup> | |||
=== Котельниково === | === Котельниково === | ||
Население – | Население – 22 056 человек (2025). | ||
== Малые города (менее 20 тыс.) == | == Малые города (менее 20 тыс.) == | ||
=== Котово === | |||
Население – 19 955 человек (2025). | |||
=== Суровикино === | === Суровикино === | ||
Население – 18 | Население – 18 909 человек (2025). | ||
=== Краснослободск (Волгоградская область) === | === Краснослободск (Волгоградская область) === | ||
: ''Существуют и другие значения этого названия, см. [[Краснослободск]]'' | : ''Существуют и другие значения этого названия, см. [[Краснослободск]]'' | ||
Население – | Население – 16 384 человека (2025). | ||
=== Жирновск === | |||
Население – 15 003 человека (2025). | |||
=== Новоаннинский === | === Новоаннинский === | ||
Население – | Население – 14 708 человек (2025). | ||
=== | === Дубовка === | ||
Население – 14 491 человек (2025). | |||
Население – 14 | |||
=== Палласовка === | === Палласовка === | ||
Население – 14 | Население – 14 456 человека (2025). | ||
=== Николаевск (Волгоградская область) === | === Николаевск (Волгоградская область) === | ||
: ''Существуют и ранее существовали и другие населённые пункты с близкими к этому названиями, см. [[Николаевск]]'' | : ''Существуют и ранее существовали и другие населённые пункты с близкими к этому названиями, см. [[Николаевск]]'' | ||
Население – 13 | Население – 13 200 человек (2025). | ||
=== | === Ленинск (Волгоградская область) === | ||
Население – 12 | : ''Существуют и ранее существовали и другие населённые пункты с близкими к этому названиями, см. [[Ленинск]]'' | ||
Население – 12 796 человек (2025). | |||
=== Петров Вал === | === Петров Вал === | ||
Население – 12 | Население – 12 315 человек (2025). | ||
=== Серафимович === | === Серафимович === | ||
Население – 8 | Население – 8 389 человека (2025). | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
| Строка 139: | Строка 116: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ | * [http://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Сhisl_MO_01-01-2025.xlsx Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2025 года] | ||
== См. также == | == См. также == | ||
| Строка 150: | Строка 127: | ||
[[Категория:Города России]] | [[Категория:Города России]] | ||
[[Категория:Города Волгоградской области]] | [[Категория:Города Волгоградской области| ]] | ||
[[Категория:Волгоградская область]] | [[Категория:Волгоградская область]] | ||
Текущая версия от 13:10, 15 июня 2025
На территории Волгоградской области находится 19 городов, из них:
По состоянию на 1 января 2025 года в них проживает 1 758 592 человек (72,25% населения области).
Города-миллионеры (более 1 млн)
Волгоград
Население – 1 012 219 человек (2025).[1] Административный центр Волгоградской области и единственный её город-миллионер.
Основан в 1589 году[2] как одна из деревянных крепостей на берегу Волги для обороны волжского пути от степных кочевников и разбойничьих шаек.[2] Царицын был разорен в годы Смутного времени и перенесен на правый берег, на нынешнее место (1615). Служил одной из баз русских войск во время 1-го Азовского похода (1695). Дважды подвергался нападению со стороны восставших – при Булавине (1708, был взят) и Пугачеве (1774, взят не был). В XVIII веке через Царицын проходил торговый путь России из Центральной России в Прикаспий, Приазовье и Среднюю Азию (Астраханский шлях).[3] Статус города Царицын получил в 1780 году. Город в составе Казанской (1708–1719) и Астраханской губерний (1719–1773), уездный город Саратовского наместничества (1780–1796) и затем губернии (1796–1920).[4]
В годы Гражданской войны неоднократно переходил из рук в руки, советская власть окончательно установлена 3 января 1920 года. В середине 1918 – начале 1919 года войска П.Н. Краснова трижды пытались взять город, но были отбиты частями РККА. Был переименован в Сталинград в честь И.В. Сталина (1925). Во время Индустриализации в Сталинграде был построен первый в СССР тракторный завод (1934). В годы Великой Отечественной войны упорно оборонялся советскими войсками в Сталинградской битве (1942–1943), полностью восстановлен к началу 1950-х годов. Нынешнее название носит с 1961 года, вместе с ним была переименована и область. Административный центр Царицынской (Сталинградской) губернии (1919–1928), Сталинградского края (1934–1936) и затем области (с 1936).[5]
За героическую оборону в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) удостоен почетного звания «Город герой» (8 мая 1965).[6]
Население Волгограда впервые превысило 1 млн человек в 1991 году, но из-за колебаний населения неоднократно терял этот статус – в 1993-1996, 1998-2001, 2005-2009 годах. Перепись 2020–2021 годов зафиксировала максимальное число жителей за всю историю – 1 028 036 человек.[7]
После распада СССР политики и общественные деятели неоднократно поднимали вопрос о возвращении городу названия Сталинград.[8] В определенные памятные даты город носит название «Город-герой Сталинград» – 2 февраля (день разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве), 9 мая (День Победы) и другие дни (с 2013).[9][10] Аэропорт города носит название «Сталинград» (с 2025).[11][12]
Волгоград – важнейший экономический центр области. Ведущие отрасли промышленности – металлургия («Красный Октябрь», «Северсталь-метиз» и т.д.), машиностроение («Титан-Баррикады», «Ахтуба», «Волгограднефтемаш» и т.д.), нефтепереработка («ЛУКОЙЛ – Волгограднефтепереработка» и т.д.), химическая («Химпром», «Каустик» и т.д.). Основа экономики города – сфера услуг, в т.ч. торговля: на Волгоград приходится 64,7% розничной торговли региона (2013).[13]
Волгоград – крупнейший в области узел автомобильных и ж/д магистралей. Через город проходят автомагистраль «Каспий» (Москва – Астрахань), автомобильные дороги Волгоград – Саратов (по правому берегу Волги), Волгоград – Самара (по левому берегу Волги), Волгоград – Элиста, Волгоград – Ростов-на-Дону. Узел ж/д линий на Москву, Саратов, Астрахань, Краснодар и Ростов-на-Дону. Речной порт Волгограда – один из крупнейших на Волге, грузовые и пассажирские перевозки). Действует международный аэропорт с пассажирооборотом в 1 млн пассажиров в годы (2017). Важный логистический узел на Волге – действуют Волго-Донский канал и два мостовых перехода через Волгу (по плотине Волжской ГЭС и Волгоградскому мосту. Действует скоростной трамвай (метротрам), насчитывающий 22 станции, в т.ч. пять подземных. [14]
Волгоград – крупнейший в Нижнем Поволжье центр науки (Всероссийский агролесомелиоративный, «ВНИКТИнефтехимоборудование» и другие НИИ), образования (Волгоградский государственный, технический, архитектурно-строительный и другие университеты) и культуры (Консерватория им. П. А. Серебрякова, Областная универсальная научная библиотека им. М. Горького и т.д.).[15]
Крупные города (250–500 тыс.)
Волжский
Население – 313 034 человека (2025).[1] Единственный крупный город области.
Основан в 1951 как посёлок при строительстве Волжской ГЭС. [16] Статус города Волжский получил 22 июля 1954 года, его население на тот момент составляло 30 тысяч человек.[17]
Волжский – крупный узел автомобильных и ж/д магистралей. Через город проходит автомагистраль «Каспий» (Москва – Астрахань) и берет начало автомагистраль Волжский – Самара. Действуют ж/д-станция (на линии Волгоград – Астрахань) и речной порт.[18]
Волжский – крупный промышленный центр области. Ведущие отрасли – трубопрокат (Волжский трубный, трубный «Профиль-Акрас» им. В. В. Макарова и другие заводы), химическая («Волжский Оргсинтез», «Волтайр-Пром», «Волжскрезинотехника» и т.д.), машиностроение («Ситиритм», «Метеор», «Энерготехмаш» и т.д.).[19]
Большие города (100–250 тыс.)
Камышин
Население – 104 220 человек (2025).[1] Единственный большой город области.
Основан в 1668 году как острог Камышенка для охраны переволоки с Дона на Волгу. Был разрушен во время Восстания Степана Разина (1670). При Пётре I вблизи современного Камышина начато строительство канала соединения Волги и Дона (1697–1701), но было прекращено. Во время строительства канала были основаны поселение Пётр-город (Петровское) и крепость Дмитриевская (Дмитриевск), позднее были объединены в город Дмитриевск. Дважды был захвачен во время восстаний – при Булавине (1708) и Пугачеве (1774). Входил в состав Казанской (1708–1717) и Астраханской губернии (1717–1780). Статус города Камышин получил в 1780 году, с этого же времени носит нынешнее название. Уездный город Саратовского наменистчества (1780–1796) и затем губернии (1797–1919, 1920–28), а также Пензенской губернии (1796–1797).[20]
В годы Гражданской войны неоднократно переходил из рук в руки, советская власть окончательно установлена 28 августа 1919 года.[21] В годы Великой Отечественной войны более 20 тысяч камышан сражались на фронтах, около 7 тысяч из них не вернулись с войны. В знак глубокого уважения к живым и погибшим, ко всем участникам Великой Отечественной, на берегу реки Камышинки заложен новый городской «Парк Победы».[22] Районный город Нижневолжского края (1928–1934), Сталинградского края (1934–1936) и затем области (с 1936).[23]
Средние города (20–100 тыс.)
Михайловка
Население – 54 343 человека (2025).
Урюпинск
Население – 34 783 человека (2025).[1]
Фролово
Население – 33 933 человека (2025).[1]
Калач-на-Дону
Население – 23 398 человек (2025).
По указу Президента России Д.А. Медведева городу присуждено почётное звание «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками городов в борьбе за свободу и независимость Отечества (2010).[24]
Котельниково
Население – 22 056 человек (2025).
Малые города (менее 20 тыс.)
Котово
Население – 19 955 человек (2025).
Суровикино
Население – 18 909 человек (2025).
Краснослободск (Волгоградская область)
- Существуют и другие значения этого названия, см. Краснослободск
Население – 16 384 человека (2025).
Жирновск
Население – 15 003 человека (2025).
Новоаннинский
Население – 14 708 человек (2025).
Дубовка
Население – 14 491 человек (2025).
Палласовка
Население – 14 456 человека (2025).
Николаевск (Волгоградская область)
- Существуют и ранее существовали и другие населённые пункты с близкими к этому названиями, см. Николаевск
Население – 13 200 человек (2025).
Ленинск (Волгоградская область)
- Существуют и ранее существовали и другие населённые пункты с близкими к этому названиями, см. Ленинск
Население – 12 796 человек (2025).
Петров Вал
Население – 12 315 человек (2025).
Серафимович
Население – 8 389 человека (2025).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Согласно закону области об административно-территориальном устройстве, является городом областного значения, образуя одноимённый городской округ (текст закона).
- ↑ Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году.[1]
Ссылки
См. также