Поправки в Конституцию России (2020): различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) (→Глава 6: Правительство России: Изменил оформление для главы 6) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) м (→Ссылки) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1013: | Строка 1013: | ||
== Глава 7: Судебная власть и прокуратура == | == Глава 7: Судебная власть и прокуратура == | ||
=== Статья 118 === | === Статья 118 === | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="10%" class="unsortable"| Часть/пункт статьи || width="40%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="40%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 2</center> | |||
|| | |||
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. | 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. | ||
|| | || | ||
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, '''арбитражного''', административного и уголовного судопроизводства. | 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, '''арбитражного''', административного и уголовного судопроизводства. | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 3</center> | |||
|| | |||
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. | 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. | ||
|| | || | ||
Строка 1044: | Строка 1042: | ||
=== Статья 125 === | === Статья 125 === | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="10%" class="unsortable"| Часть/пункт статьи || width="40%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="40%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 1</center> | |||
|| | |||
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. | 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. | ||
|| | || | ||
1. '''Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.''' Конституционный Суд Российской Федерации состоит из <s>19</s> '''11''' судей, '''включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.''' | 1. '''Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.''' Конституционный Суд Российской Федерации состоит из <s>19</s> '''11''' судей, '''включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 2</center> | |||
|| | |||
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:<br> | 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:<br> | ||
* а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; | * а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; | ||
Строка 1064: | Строка 1060: | ||
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой <s>членов Совета Федерации</s> '''сенаторов Российской Федерации''' или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:<br> | 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой <s>членов Совета Федерации</s> '''сенаторов Российской Федерации''' или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:<br> | ||
* а) '''федеральных конституционных законов,''' федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; | * а) '''федеральных конституционных законов,''' федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 4</center> | |||
|| | |||
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. | 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. | ||
|| | || | ||
Строка 1076: | Строка 1069: | ||
* '''а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;''' | * '''а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;''' | ||
* '''б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.''' | * '''б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 5<sup>1</sup></center> | |||
|| | |||
<center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | <center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | ||
|| | || | ||
Строка 1089: | Строка 1079: | ||
* '''б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;''' | * '''б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;''' | ||
* '''в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).''' | * '''в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 6</center> | |||
|| | |||
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. | 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. | ||
|| | || | ||
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. '''Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании.''' | 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. '''Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 7</center> | |||
|| | |||
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. | 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. | ||
|| | || | ||
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации '''либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий,''' в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. | 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации '''либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий,''' в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 8</center> | |||
|| | |||
<center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | <center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | ||
|| | || | ||
Строка 1132: | Строка 1113: | ||
=== Статья 128 === | === Статья 128 === | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="10%" class="unsortable"| Часть/пункт статьи || width="40%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="40%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 1</center> | |||
|| | |||
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. | 1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. | ||
|| | || | ||
1. '''Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.''' | 1. '''Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 2</center> | |||
|| | |||
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. | 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. | ||
|| | || | ||
2. '''Председатели, заместители председателей и''' судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. | 2. '''Председатели, заместители председателей и''' судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 3</center> | |||
|| | |||
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. | 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. | ||
|| | || | ||
Строка 1163: | Строка 1139: | ||
=== Статья 129 === | === Статья 129 === | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="10%" class="unsortable"| Часть/пункт статьи || width="40%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="40%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 1</center> | |||
|| | |||
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. | 1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. | ||
|| | || | ||
'''1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.''' Полномочия '''и функции''' прокуратуры Российской Федерации, '''ее''' организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. | '''1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.''' Полномочия '''и функции''' прокуратуры Российской Федерации, '''ее''' организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 2</center> | |||
|| | |||
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. | 2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. | ||
|| | || | ||
'''2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.''' | '''2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 3</center> | |||
|| | |||
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. | 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. | ||
|| | || | ||
3. '''Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.''' | 3. '''Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 4</center> | |||
|| | |||
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. | 4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. | ||
|| | || | ||
'''4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.''' | '''4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 5</center> | |||
|| | |||
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. | 5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. | ||
|| | || | ||
'''5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.''' | '''5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 6</center> | |||
|| | |||
<center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | <center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | ||
|| | || | ||
'''6. Если иное не предусмотрено федеральным законом,''' прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. | '''6. Если иное не предусмотрено федеральным законом,''' прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. | ||
|} | |} | ||
== Глава 8: Местное самоуправление == | == Глава 8: Местное самоуправление == | ||
=== Статья 131 === | === Статья 131 === | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="10%" class="unsortable"| Часть/пункт статьи || width="40%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="40%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 1</center> | |||
|| | |||
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. | 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. | ||
|| | || | ||
1. Местное самоуправление осуществляется '''в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются''' с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно '''в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.''' | 1. Местное самоуправление осуществляется '''в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются''' с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно '''в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 1<sup>1</sup></center> | |||
|| | |||
<center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | <center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | ||
|| | || | ||
'''1<sup>1</sup>. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.''' | '''1<sup>1</sup>. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 2</center> | |||
|| | |||
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. | 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. | ||
|| | || | ||
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, '''в порядке, установленном федеральным законом.''' | 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, '''в порядке, установленном федеральным законом.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 3</center> | |||
|| | |||
<center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | <center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | ||
|| | || | ||
Строка 1266: | Строка 1220: | ||
=== Статья 132 === | === Статья 132 === | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="10%" class="unsortable"| Часть/пункт статьи || width="40%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="40%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 1</center> | |||
|| | |||
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. | 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. | ||
|| | || | ||
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, <s>устанавливают</s> '''вводят''' местные налоги и сборы, <s>осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения</s> '''решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральными законами обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.''' | 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, <s>устанавливают</s> '''вводят''' местные налоги и сборы, <s>осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения</s> '''решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральными законами обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.''' | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 2</center> | |||
|| | |||
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. | 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. | ||
|| | || | ||
2. Органы местного самоуправления могут наделяться '''федеральным''' законом, '''законом субъекта Российской Федерации,''' отдельными государственными полномочиями '''при условии передачи им''' необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. | 2. Органы местного самоуправления могут наделяться '''федеральным''' законом, '''законом субъекта Российской Федерации,''' отдельными государственными полномочиями '''при условии передачи им''' необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
<center>Часть 3</center> | |||
|| | |||
<center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | <center>ОТСУТСТВУЕТ</center> | ||
|| | || | ||
Строка 1318: | Строка 1267: | ||
* [http://duma.gov.ru/media/files/WRg3wDzAk8hRCRoZ3QUGbz84pI0ppmjF.pdf Сравнительная таблица статей до и после внесения поправок] | * [http://duma.gov.ru/media/files/WRg3wDzAk8hRCRoZ3QUGbz84pI0ppmjF.pdf Сравнительная таблица статей до и после внесения поправок] | ||
* [http://www.law.ru/article/22899-popravki-v-konstitutsii-rf-2020-spisok-izmeneniy Поправки в Конституции РФ 2020: список изменений] – список изменений по категориям; | * [http://www.law.ru/article/22899-popravki-v-konstitutsii-rf-2020-spisok-izmeneniy Поправки в Конституции РФ 2020: список изменений] – список изменений по категориям; | ||
* [http://ookpb.ru/docs/constit/main_changes.pdf Конституция-2020. Главные изменения в Основном законе страны] | |||
'''Анализ предложенных поправок''' | '''Анализ предложенных поправок''' |
Текущая версия от 21:29, 23 октября 2022
В январе 2020 года Владимир Путин выступил с инициативой внесения поправок в Конституцию России. Данный процесс (см. хронологию) получил название «реформа Конституции России» – изменения в основной закон вносились и до этого, но поправки 2020 года являются (на момент 2021 года) самым масштабным изменением документа.
Поправки в Конституцию были приняты в марте 2020 года в качестве соответствующего федерального конституционного закона (№1-ФКЗ) и вступили в силу по итогам общероссийского голосования. Принятие данных поправок направлено на защиту социальных прав граждан[1], изменение полномочий Госдумы и Совета Федерации[2], защиту исторической памяти[3], обеспечение безопасности страны[4] и т.д.
Всего было внесено более 200 поправок – помимо внесения пяти новых статей, также были внесены изменения в 41 статью (главы 3-8). В статье представлено сравнение статей и их положений в старой и новой редакции Конституции России. Внесенные изменения выделены жирным, а убранные зачеркнутым шрифтом.
Глава 3: Федеративное устройство
Статья 67
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. |
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом. |
|
|
21. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами)[1], направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. |
Статья 671
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
|
1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации. |
Статья 68
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Государственным языком России на всей ее территории является русский язык. |
1. Государственным языком России на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов России. |
|
|
4. Культура в России является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством. |
Статья 69
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
|
2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей России, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. |
|
|
3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. |
Статья 70
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. |
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом. |
Статья 71
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся: р) метрологическая служба, метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; |
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
Статья 72
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
|
|
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
|
Статья 75
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
|
5. Российская Федерации уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. |
|
|
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. |
|
|
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. |
Статья 751
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
|
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. |
Статья 77
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
|
3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). |
Статья 78
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
|
5. Руководителем федерального государственного органа может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Руководителю федерального государственного органа в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. |
Статья 79
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. |
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. |
Статья 791
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
|
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. |
Глава 4: Президент России
Статья 80
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. |
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти. |
Статья 81
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. |
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее |
|
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. |
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. |
|
|
31. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением. |
Статья 82
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. |
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации |
Статья 83
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
Статья 921
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
|
|
Статья 93
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. |
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. |
|
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. |
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа |
|
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. |
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным. |
Глава 5: Федеральное Собрание
Статья 95
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. |
2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:
|
|
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. |
3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи. |
|
|
4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. |
|
|
5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. |
|
|
6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. |
|
|
7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. |
Статья 97
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. |
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатом Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. |
|
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. |
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться |
Статья 98
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. |
1. |
Статья 100
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. |
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации. |
Статья 102
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся: |
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. |
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа |
Статья 103
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
1. К ведению Государственной Думы относятся:
|
Статья 1031
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
|
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. |
Статья 104
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. |
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, |
Статья 107
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. |
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа |
Статья 108
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. |
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа |
Статья 109
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. |
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации. |
Глава 6: Правительство России
Статья 110
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. |
1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации. |
|
|
3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. |
|
|
4. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. |
Статья 111
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. |
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации |
|
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. |
2. |
|
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. |
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения |
|
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. |
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. |
Статья 112
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. |
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации. |
|
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. |
2. Председатель Правительства Российской Федерации |
|
|
3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой. |
|
|
4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации), остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. |
|
|
5. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации), по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. |
Статья 113
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. |
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами |
Статья 114
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
|
|
1. Правительство Российской Федерации:
|
Статья 115
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. |
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, |
|
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. |
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам |
Статья 117
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. |
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. |
|
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. |
4. Председатель Правительства Российской Федерации |
|
|
41. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. |
|
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. |
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения. |
|
|
6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3-5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации. |
Глава 7: Судебная власть и прокуратура
Статья 118
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. |
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. |
|
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. |
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается. |
Статья 119
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
Статья 125
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. |
1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из |
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой
|
|
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. |
4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
|
|
|
51. Конституционный Суд Российской Федерации:
|
|
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. |
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании. |
|
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. |
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. |
|
|
8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом. |
Статья 126
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Статья 128
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
|
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. |
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. |
|
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. |
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством. |
Статья 129
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. |
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. |
|
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. |
|
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. |
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. |
|
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. |
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. |
|
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. |
5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. |
|
|
6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. |
Глава 8: Местное самоуправление
Статья 131
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. |
1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. |
|
|
11. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. |
|
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. |
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в порядке, установленном федеральным законом. |
|
|
3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом. |
Статья 132
Часть/пункт статьи | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. |
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, |
|
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. |
2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. |
|
|
3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. |
Статья 133
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. |
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате |
Примечания
- ↑ Справочно:
- Делимитация — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров;
- Демаркация — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками;
- Редемаркация — проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.
Ссылки
Текст Конституции
- Текст Конституции до внесения поправок
- Текст Конституции с внесёнными поправками (Викитека)
- Текст Конституции с внесёнными поправками (pdf-версия)
Список поправок
- Сравнительная таблица статей до и после внесения поправок
- Поправки в Конституции РФ 2020: список изменений – список изменений по категориям;
- Конституция-2020. Главные изменения в Основном законе страны
Анализ предложенных поправок
- Заключение Конституционного суда по поправкам в Конституцию
- Авторский постатейный обзор (комментарий) к предлагаемым изменениям в Конституцию Российской Федерации. 2020 год
Примечания