Государственная дума России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
(не показана 21 промежуточная версия 2 участников) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
== Наименование == | == Наименование == | ||
Термин ''«дума»'' в истории России имеет глубокие корни. В средние века думой называли орган сословного представительства, которые царь созывал для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера, а зачастую и | Термин ''«дума»'' в истории России имеет глубокие корни. В средние века думой называли орган сословного представительства, которые царь созывал для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера, а зачастую и текущих, но значимых вопросов (Боярская дума и т.д.).<ref name="Авакьян-287">Стр.287 || [[#Литература|''Авакьян С.А.'']]</ref> В XVIII – начале XX века (Российская империя) были городские думы – выборный распорядительный орган городского самоуправления, созданные в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785).<ref name="Фадеев">[[#Литература|''Фадеев В.И.'']]</ref> В начале XX века была образована Государственная дума – в 1906–1917 годах высший законодательный орган наряду с Государственном советом (Госсовет). После Февральской революции и образования Временного Правительства Госдума была фактически упразднена<ref name="Раскин Д.И.">[[#Литература|''Раскин Д.И.'']]</ref> | ||
Госдума была возрождена в 1993 году, став законодательным представительным органом уже Российской Федерации. Её полное название – ''«Госуда́рственная ду́ма Федера́льного собра́ния Росси́йской Федера́ции»''. В официальных документах и повседневной речи (как письменной, так и устной) применяются сокращения «Государственная дума», «Госдума» и «ГД». | |||
Первое из них используется по-разному – слово ''«дума»'' в одних случаях пишут со строчной буквы, в других с прописной буквы. Орфографически верным является написание ''«Государственная дума»'', ибо в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные. Однако в официальных документах (например, Конституция России или Регламент Госдумы) и повседневной письменной речи принято написание ''«Государственная Дума»''.<sup>[http://gramota.ru/spravka/vopros/280478]</sup> | Первое из них используется по-разному – слово ''«дума»'' в одних случаях пишут со строчной буквы, в других с прописной буквы. Орфографически верным является написание ''«Государственная дума»'', ибо в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные. Однако в официальных документах (например, Конституция России или Регламент Госдумы) и повседневной письменной речи принято написание ''«Государственная Дума»''.<sup>[http://gramota.ru/spravka/vopros/280478]</sup> | ||
Слово «дума» также используется в названиях региональных законодательных органов: [[Астраханская область]], [[Ставропольский край]], [[Ханты-Мансийский автономный округ]], [[Чукотский автономный округ]], а также многочисленные областные и городские думы. | |||
== Полномочия Госдумы == | |||
Государственная дума согласно Конституции России обладает следующими полномочиями<ref>Статья 103 || [[#Нормативные акты и документы|Конституция России]]</ref>: | |||
* а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации<ref name="Поправки-2020">Редакция статей, частей и пунктов приведена в соответствие с [[Поправки в Конституцию России (2020)#Глава 5: Федеральное Собрание|поправками в Конституцию]], внесенных в 2020 году.</ref>; | |||
* а<sup>1</sup>) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации<ref name="Поправки-2020"/>; | |||
* б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; | |||
* в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; | |||
* г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; | |||
* г<sup>1</sup>) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации<ref name="Поправки-2020"/>; | |||
* д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации<ref name="Поправки-2020"/>; | |||
* е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации<ref name="Поправки-2020"/>; | |||
* ж) объявление амнистии; | |||
* з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности<ref name="Поправки-2020"/>. | |||
Также Госдума (вместе с Советом Федерации) вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.<ref>Статья 103<sup>1</sup> || [[#Нормативные акты и документы|Конституция России]]</ref> | |||
== Порядок формирования == | == Порядок формирования == | ||
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Избрание состава депутатов происходит путем общенациональных выборов на основании всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Места в Госдуме получают те партии, которые набрали 7% и более голосов избирателей, то есть преодолели проходной барьер.<ref name="Раскин Д.И."/> В 1990-е и 2000-е годы Госдума избиралась сроком на 4 года. Принятые в 2008 году поправки к Конституции увеличили срок полномочий до 5 лет.<sup>[http://rg.ru/2009/01/21/konstitucia-popravki.html]</sup> Начиная с 2011 году (VI созыв) Госдума избирается именно на такой срок. <ref name="Авакьян- | Государственная дума состоит из 450 депутатов. Избрание состава депутатов происходит путем общенациональных выборов на основании всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Места в Госдуме получают те партии, которые набрали 7% и более голосов избирателей, то есть преодолели проходной барьер.<ref name="Раскин Д.И."/> В 1990-е и 2000-е годы Госдума избиралась сроком на 4 года. Принятые в 2008 году поправки к Конституции увеличили срок полномочий до 5 лет.<sup>[http://rg.ru/2009/01/21/konstitucia-popravki.html]</sup> Начиная с 2011 году (VI созыв) Госдума избирается именно на такой срок. <ref name="Авакьян-199">Стр.199 || [[#Литература|''Авакьян С.А.'']]</ref> | ||
Система формирования Госдумы неоднократно менялась. До 2007 года применялась т.н. [[runi:Смешанная избирательная система|смешанная избирательная система]], которая сочетала в себе принципы [[runi:Мажоритарная избирательная система |мажоритарной]] и [[runi:Пропорциональная избирательная система|пропорциональной систем]]:<ref name="Авакьян- | Система формирования Госдумы неоднократно менялась. До 2007 года применялась т.н. [[runi:Смешанная избирательная система|смешанная избирательная система]], которая сочетала в себе принципы [[runi:Мажоритарная избирательная система |мажоритарной]] и [[runi:Пропорциональная избирательная система|пропорциональной систем]]:<ref name="Авакьян-199"/> | ||
* Мажоритарная половина (225) – избиралась по территориальным одномандатным («один округ – один депутат») избирательным округам. Победителем становился кандидат, набравший большинство голосов избирателей. Применяется система относительного большинства, предполагающая победу того кандидата, который получил больше голосов по сравнению с другими; | * Мажоритарная половина (225) – избиралась по территориальным одномандатным («один округ – один депутат») избирательным округам. Победителем становился кандидат, набравший большинство голосов избирателей. Применяется система относительного большинства, предполагающая победу того кандидата, который получил больше голосов по сравнению с другими; | ||
* Пропорциональная половина (225) – избиралась по спискам избирательных объединений (реально политических партий и их блоков). Партии и их блоки выдвигали свои списки кандидатов, избиратели голосовали за соответствующий список или против всех списков. Объединения не допускались к распределению мандатов, не прошедшие проходной барьер в 5 (позднее 7) процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Каждое избирательное объединение, преодолевшее барьер, получало депутатские места пропорционально количеству поданных за него голосов. | * Пропорциональная половина (225) – избиралась по спискам избирательных объединений (реально политических партий и их блоков). Партии и их блоки выдвигали свои списки кандидатов, избиратели голосовали за соответствующий список или против всех списков. Объединения не допускались к распределению мандатов, не прошедшие проходной барьер в 5 (позднее 7) процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Каждое избирательное объединение, преодолевшее барьер, получало депутатские места пропорционально количеству поданных за него голосов. | ||
Выборы в Госдуму, проведенные в 2007 году, проходили исключительно по пропорциональной системе, то есть избирать по партийным спискам стали всех депутатов. Был сохранен 7-процентный проходной барьер для партий, хотя допускалось выделение мандатов для партий, которые его не прошли – одно место перешагнувшей 5%, два места – преодолевшей 6% голосов избирателей. Среди других изменений были запрет избирательных блоков, а также отмена порога явки, ранее составляющей 25% от числа избирателей, включенных в избирательные списки.<ref name="Авакьян- | Выборы в Госдуму, проведенные в 2007 году, проходили исключительно по пропорциональной системе, то есть избирать по партийным спискам стали всех депутатов. Был сохранен 7-процентный проходной барьер для партий, хотя допускалось выделение мандатов для партий, которые его не прошли – одно место перешагнувшей 5%, два места – преодолевшей 6% голосов избирателей. Среди других изменений были запрет избирательных блоков, а также отмена порога явки, ранее составляющей 25% от числа избирателей, включенных в избирательные списки.<ref name="Авакьян-199"/> | ||
В 2014 году был принят новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы…», закрепивший возвращение к прежней, смешанной системе выборов. Проходной барьер для партий был снижен до 5% голосов избирателей на выборах в Госдуму. Выборы 2016 года и последующие за ними проводились по смешанной системе выборов (225+225).<ref name="Авакьян- | В 2014 году был принят новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы…», закрепивший возвращение к прежней, смешанной системе выборов. Проходной барьер для партий был снижен до 5% голосов избирателей на выборах в Госдуму. Выборы 2016 года и последующие за ними проводились по смешанной системе выборов (225+225).<ref name="Авакьян-200">Стр.200 || [[#Литература|''Авакьян С.А.'']]</ref>. | ||
Депутатом Госдумы может быть избран гражданин России, достигший 21 года. Депутат Госдумы не может одновременно быть членом Совета Федерации, а также иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Среди других запретов: нахождение на государственной службе, занятие иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) и т.д.<ref name="Авакьян- | Депутатом Госдумы может быть избран гражданин России, достигший 21 года. Депутат Госдумы не может одновременно быть членом Совета Федерации, а также иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Среди других запретов: нахождение на государственной службе, занятие иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) и т.д.<ref name="Авакьян-199"/> После внесения [[Поправки в Конституцию России (2020)|поправок в Конституцию]] в 2020 году для депутатов Госдумы на конституционном уровне установлены запреты на наличие иностранного гражданства или вида на жительство и заводить счета в иностранных банках.<sup>[http://akademichesky.mos.ru/presscenter/news/detail/8979804.html]</sup> | ||
== Порядок голосования == | |||
Порядок голосования в Госдуме определяется Регламентом Госдумы (глава 10) и Конституцией России (глава 5). Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.<ref>Статья 83 || [[#Нормативные акты и документы|Регламент Госдумы]]</ref> | |||
Государственная дума – орган народного представительства и законодательный орган. Основная функция Госдумы законотворчество – принятие федеральных и федеральных конституционных законов, в т.ч. поправки к ранее принятым.<ref name="Раскин Д.И."/> | |||
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы (т.н. простое большинство), пройдя до этого обсуждения в трёх чтениях. Далее принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если Совет Федерации не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если Госдума все-таки не согласится с мнением Совета Федерации, федеральный закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. <ref name="Авакьян-201">Стр.201-202 || [[#Литература|''Авакьян С.А.'']]</ref> | |||
Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон, в этом случае Госдума и Совет Федерации вправе повторно рассмотреть закон, однако для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в Г.Д. и Совете Федерации и в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.<ref name="Авакьян-201"/> | |||
По ряду актов требуется не простое, а квалифицированное большинство в Госдуме. Так, федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдуме и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ должны быть поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.<ref name="Авакьян-201"/> | |||
== Созывы Госдумы == | == Созывы Госдумы == | ||
Строка 55: | Строка 80: | ||
| <center>{{abbr|КПРФ|Коммунистическая партия Российской Федерации|0}}<br>(Зюганов Г.А.)</center> || <center>45</center> || <center>10,00%</center> | | <center>{{abbr|КПРФ|Коммунистическая партия Российской Федерации|0}}<br>(Зюганов Г.А.)</center> || <center>45</center> || <center>10,00%</center> | ||
|- | |- | ||
| <center>{{abbr|ПРЕС|Партии российского единства и согласия}}<br>(Шахрай С.М.)</center> || <center>30</center> || <center>6,67%</center> | | <center>{{abbr|ПРЕС|Партии российского единства и согласия|0}}<br>(Шахрай С.М.)</center> || <center>30</center> || <center>6,67%</center> | ||
|- | |- | ||
| <center>ЯБЛОКО<br>(Явлинский Г.А.)</center> || <center>25</center> || <center>5,56%</center> | | <center>ЯБЛОКО<br>(Явлинский Г.А.)</center> || <center>25</center> || <center>5,56%</center> | ||
Строка 188: | Строка 213: | ||
|} | |} | ||
=== VII созыв (2016–2021) === | |||
'''Председатель:''' [[runi:Володин, Вячеслав Викторович|Вячеслав Викторович Володин]] (Единая Россия) | |||
'''Срок полномочий:''' 5 октября 2016 года – 12 октября 2021 года | |||
<!---=== VIII созыв (2021–2026) ===--> | '''Законодательная деятельность:''' принято 2672 федерального закона.<sup>[http://www.pnp.ru/politics/volodin-gosduma-vii-sozyva-prinyala-bolee-26-tysyachi-zakonov.html]</sup> | ||
'''Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:''' | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="33%"| Депутатские объединения || width="33%"| Количество депутатов<br>(человек) || width="33%" | Количество депутатов<br>(% мест в Госдуме) | |||
|- | |||
| <center>Единая Россия<br>(Неверов С.И.)</center> || <center>334</center> || <center>74,22%</center> | |||
|- | |||
| <center>{{abbr|КПРФ|Коммунистическая партия Российской Федерации|0}}<br>(Зюганов Г.А.)</center> || <center>43</center> || <center>9,56%</center> | |||
|- | |||
| <center>{{abbr|ЛДПР|Либерально-демократическая партия России|0}}<br>(Жириновский В.В.)</center> || <center>40</center> || <center>8,89%</center> | |||
|- | |||
| <center>Справедливая Россия<br>(Миронов С.М.)</center> || <center>23</center> || <center>5,11% | |||
|- | |||
| <center>Остальные<ref name="Безпарт"/></center> || <center>2</center> || <center>0,44%</center> | |||
|} | |||
=== VIII созыв (2021–2026) === | |||
'''Председатель:''' [[runi:Володин, Вячеслав Викторович|Вячеслав Викторович Володин]] (Единая Россия) | |||
'''Срок полномочий:''' 19 сентября 2021 года – настоящее время | |||
'''Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:''' | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="33%"| Депутатские объединения || width="33%"| Количество депутатов<br>(человек) || width="33%" | Количество депутатов<br>(% мест в Госдуме) | |||
|- | |||
| <center>Единая Россия<br>(Васильев В.А.)</center> || <center>324</center> || <center>72,00%</center> | |||
|- | |||
| <center>{{abbr|КПРФ|Коммунистическая партия Российской Федерации|0}}<br>(Зюганов Г.А.)</center> || <center>57</center> || <center>12,67%</center> | |||
|- | |||
| <center>Справедливая Россия<br>— За правду<br>(Миронов С.М.)</center> || <center>28</center> || <center>6,22%</center> | |||
|- | |||
| <center>{{abbr|ЛДПР|Либерально-демократическая партия России|0}}<br>(Слуцкий Л.Э.)</center> || <center>23</center> || <center>5,11%</center> | |||
|- | |||
| <center>Новые люди<br>(Нечаев А.Г.)</center> || <center>15</center> || <center>3,33%</center> | |||
|- | |||
| <center>Остальные<ref name="Безпарт"/></center> || <center>2</center> || <center>0,44%</center> | |||
|} | |||
== Председатель Госдумы == | |||
'''Председатель Государственной думы''' – должностное лицо, организующее деятельность Государственной думы. Статус и деятельность Председателя Госдумы регулируют нормы Конституции России и Регламента Госдумы, а также нормы соответствующих федеральных и федеральных конституционных законов.<ref name="Авакьян-532">Стр.532 || [[#Литература|''Авакьян С.А.'']]</ref> | |||
Председатель Госдумы избирается из числа её депутатов тайным (с использованием бюллетеней) или открытым голосованием. Кандидатов на должность председателя выдвигают депутатские фракции, всех кандидатов заносят в список для голосования. Депутат считается избранным на должность председателя, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Госдумы.<ref name="Авакьян-532"/> | |||
Председатель Госдумы представляет свою палату парламента во взаимоотношениях с некоторыми органами власти России:<ref name="РГД-11">Статья 11 || [[#Нормативные акты и документы|Регламент Госдумы]]</ref> | |||
* [[runi:Президент Российской Федерации|Президент России]]; | |||
* [[runi:Совет Федерации|Совет Федерации]]; | |||
* [[Правительство России]]; | |||
* [[runi:Конституционный Суд Российской Федерации|Конституционный Суд России]]; | |||
* [[runi:Верховный Суд Российской Федерации|Верховный суд России]]; | |||
* [[runi:Генеральный прокурор Российской Федерации|Генеральный прокурор России]]; | |||
* [[runi:Центральная избирательная комиссия Российской Федерации|Центральная избирательная комиссия]]; | |||
* [[runi:Банк России|Центральный банк России]]; | |||
* [[runi:Счётная палата Российской Федерации|Счетная палата]]; | |||
* [[runi:Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации|Уполномоченным по правам человека]]; | |||
* [[Субъекты России]]. | |||
Также председатель представляет Госдуму во взаимоотношениях с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями.<ref name="РГД-11"/> | |||
=== Полномочия === | |||
Председатель Госдумы наделен рядом полномочий, зафиксированных в Регламенте Госдумы.<ref name="РГД-11"/> В зависимости от направленности деятельности их можно разделять на несколько групп. | |||
'''Организационные полномочия:''' | |||
* ведёт заседания Госдумы; | |||
* ведает вопросами внутреннего распорядка Госдумы; | |||
* организует работу Совета Госдумы; | |||
* подписывает постановления Государственной думы; | |||
* приглашает федеральных министров и иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной думы; | |||
'''Кадровые полномочия:''' | |||
* осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Думы, назначает на должность и освобождает от должности его руководителя (с согласия Совета Думы и по представлению комитета по регламенту), первого заместителя и заместителей руководителя (по представлению руководителя), а также принимает решение о предоставлении отдельных полномочий руководителя аппарата его первому заместителю; | |||
* вносит представления о назначении и досрочном прекращении представителей Государственной думы в органах и организациях России (в том числе членов их наблюдательных советов); | |||
'''Финансовые полномочия:''' | |||
* утверждает бюджетную смету Государственной думы; | |||
* направляет для рассмотрения в комитет по бюджету и налогам поступающие в Государственную думу проекты основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России и проект бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза) России на долгосрочный период; в период между сессиями Думы направляет перечисленные проекты в Совет Федерации; | |||
* направляет в комитет по бюджету и налогам доклад Правительства России об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчётный период и предложения Счетной палаты России о приостановлении всех видов финансовых платёжных и расчётных операций по счетам объектов аудита (контроля); | |||
'''Участие в законодательном процессе:''' | |||
* направляет поступающие в Думу законопроекты и материалы к ним во фракции и в [[runi:Комитеты Государственной думы|профильный комитет Думы]]; поручает Научному совету по правотворчеству провести экспертизу законопроекта и направляет её результаты в профильный комитет; направляет в профильный комитет заключение [[runi:Общественная палата Российской Федерации|Общественной палаты России]] по результатам экспертизы законопроекта; | |||
* направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной думой проекты законов России; направляет Президенту России федеральные законы, принятые Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции (без одобрения Советом Федерации); | |||
* направляет для рассмотрения в профильный комитет внесенный в Государственную думу проект постановления Думы и материалы к нему и устанавливает срок подготовки проекта постановления; | |||
'''Взаимодействие с комитетами Госдумы:''' | |||
* направляет для рассмотрения в профильные комитеты и комитет по бюджету и налогам поступающие в Государственную думу проекты государственных программ (в том числе [[runi:Федеральная целевая программа|федеральных целевых программ]]) и предложения о внесении в них изменений; | |||
* направляет в профильные комитеты поступившую Думу информацию Правительства России о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами; | |||
* направляет в профильный комитет приглашение Правительства России принять участие в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий; | |||
=== Список председателей === | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="10%" class="unsortable"| Портрет || width="30%"| {{abbr|ФИО|Фамилия, имя и отчество|0}} || width="30%"| Даты председательства || width="30%"| Созывы | |||
|- | |||
| [[Файл:Рыбкин Иван Петрович.jpg|100px|]] || <center>[[runi:Рыбкин, Иван Петрович|Рыбкин,<br>Иван<br>Петрович]]</center> || <center>1994/01/14 – 1996/01/17</center> || <center>[[#I созыв (1993–1995)|I]]</center> | |||
|- | |||
| [[Файл:Селезнёв Геннадий Николаевич.jpg|100px|]] || <center>[[runi:Селезнёв, Геннадий Николаевич|Селезнёв,<br>Геннадий<br>Николаевич]]<ref>19 июля 2015 года на 68-м году жизни скончался советский и российский политический и государственный деятель, бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев.<sup>[http://ria.ru/20150719/1112132008.html]</sup><sup>[https://tass.ru/politika/2130098]</sup></ref></center> || <center>1996/01/17 – 2003/12/29</center> || <center> [[#II созыв (1996–2000)|II]]–[[#III созыв (2000–2003)|III]]</center> | |||
|- | |||
| [[Файл:Грызлов Борис Вячеславович.jpg|100px|]] || <center>[[runi:Грызлов, Борис Вячеславович|Грызлов,<br>Борис<br>Вячеславович]]</center> || <center>2003/12/29 – 2011/12/21</center> || <center>[[#IV созыв (2003–2007)|IV]]–[[#V созыв (2007–2011)|V]]</center> | |||
|- | |||
| [[Файл:Нарышкин Сергей Евгеньевич.jpg|100px|]] || <center>[[runi:Нарышкин, Сергей Евгеньевич|Нарышкин,<br>Сергей<br>Евгеньевич]]</center> || <center>2011/12/21 – 2016/10/05</center> || <center>[[#VI созыв (2011–2016)|VI]]</center> | |||
|- | |||
| [[Файл:Володин Вячеслав Викторович.jpg|100px|]] || <center>[[runi:Володин, Вячеслав Викторович|Володин<br>Вячеслав<br>Викторович]]</center> || <center>2016/10/05 – настоящее время</center> || <center>[[#VII созыв (2016–2021)|VII]]–[[#VIII созыв (2021–2026)|VIII]]</center> | |||
|} | |||
== Комитеты и комиссии Госдумы == | |||
{{main|Комитеты и комиссии Госдумы}} | |||
Комиссия и комиссии Госдумы – органы палаты с подготовительно-вспомогательными и в определенной мере контрольными задачами.<ref name="Авакьян-372">Стр.372 || [[#Ссылки|''Авакьян С.А.'']]</ref> Приведен список комитетов и комиссий Государственной думы по состоянию на 1 августа 2024 года (VIII созыв). | |||
'''Комитеты''' | |||
* [http://komitet-agro.duma.gov.ru/ Комитет ГД по аграрным вопросам] | |||
* [http://komitet-bezopasnost.duma.gov.ru/ Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции] | |||
* [http://komitet-budget-nalogi.ru/ Комитет ГД по бюджету и налогам] | |||
* [http://komitet-sobstv.duma.gov.ru/ Комитет ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям] | |||
* [http://komitet-gosstroi.duma.gov.ru/ Комитет ГД по государственному строительству и законодательству] | |||
* [http://komitet-dn.duma.gov.ru/ Комитет ГД по делам национальностей] | |||
* [http://komitet.info/ Комитет ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками] | |||
* [http://komitet-zako.duma.gov.ru/ Комитет ГД по защите конкуренции] | |||
* [http://komitet-sjd.duma.gov.ru/ Комитет ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства] | |||
* [http://komitet-it.duma.gov.ru/ Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи] | |||
* [http://komitetcontrol.duma.gov.ru/ Комитет ГД по контролю] | |||
* [http://komitet-kultura.duma.gov.ru/ Комитет ГД по культуре] | |||
* [http://komitet-msp.duma.gov.ru/ Комитет ГД по малому и среднему предпринимательству] | |||
* [http://interkomitet.ru/ Комитет ГД по международным делам] | |||
* [http://molpol.duma.gov.ru/ Комитет ГД по молодежной политике] | |||
* [http://komitet-nauka.duma.gov.ru/ Комитет ГД по науке и высшему образованию] | |||
* [http://komitet-oboron.duma.gov.ru/ Комитет ГД по обороне] | |||
* [http://komitet-zdorov.duma.gov.ru/ Комитет ГД по охране здоровья] | |||
* [http://komitet-promtorg.duma.gov.ru/ Комитет ГД по промышленности и торговле] | |||
* [http://komitet-prosvesh.duma.gov.ru/ Комитет ГД по просвещению] | |||
* [http://komitet-rgo.duma.gov.ru/ Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений] | |||
* [http://komitet-rdva.duma.gov.ru/ Комитет ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики] | |||
* [http://komitet-regpol.duma.gov.ru/ Комитет ГД по региональной политике и местному самоуправлению] | |||
* [http://stroi.duma.gov.ru/ Комитет ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству] | |||
* [http://komitet-transport.duma.gov.ru/ Комитет ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры] | |||
* [http://komitet-trud.duma.gov.ru/ Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов] | |||
* [http://komtour.km.duma.gov.ru/ Комитет ГД по туризму и развитию туристической инфраструктуры] | |||
* [http://komitet-fizkult.duma.gov.ru/ Комитет ГД по физической культуре и спорту] | |||
* [http://komitet-finans.duma.gov.ru/ Комитет ГД по финансовому рынку] | |||
* [http://komitet-ekol.duma.gov.ru/ Комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды] | |||
* [http://komitet-ekpol.duma.gov.ru/ Комитет ГД по экономической политике] | |||
* [http://komitet-energo.duma.gov.ru/ Комитет ГД по энергетике] | |||
'''Комиссии''' | |||
* Комиссия ГД по вопросам депутатской этики | |||
* Комиссия ГД по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы, и мандатным вопросам | |||
* Комиссия ГД по обеспечению жилищных прав граждан | |||
* Комиссия ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России | |||
* Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности | |||
* Комиссия ГД по Регламенту и обеспечению деятельности Госдумы | |||
* Парламентская комиссия по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима | |||
* Счетная комиссия Госдумы | |||
== Здание Госдумы == | |||
[[Файл:Здание Госдумы России (2020).jpg|thumb|right|350px|Здание Госдумы России в 2020 году]] | |||
Государственная дума России расположена в Здании Совета труда и обороны (Москва, ул. Охотный Ряд, 1). Здание, возведенное в стиле сталинского ампира, включено в реестр объектов культурного наследия Москвы<sup>[http://mosculture.ru/object/zdanie-soveta-truda-i-oborony-1932-1936-gg-arhitektor-a-n-langman/]</sup> | |||
Здание Совета Труда и Обороны (СТО)<ref>Совет Труда и Обороны (СТО) – орган Совета народных комиссаров (СНК) по объединению деятельности учреждений военного и промышленного ведомств, продовольственных и снабженческих органов в целях обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства; действовал на правах постоянной комиссии СНК.<sup>[http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/4563536]</sup></ref> было построено в 1932–1935 годах по проекту архитектора А.Я. Лангмана. Как и гостиница «Москва», здание СТО возводилось для формирования нового облика столицы, задуманного по [[runi:Генеральный план реконструкции Москвы|генеральному плану 1935 года]].<sup>[http://um.mos.ru/houses/zdanie-soveta-truda-i-oborony/]</sup> | |||
Здание СТО стало образцом правительственного здания на долгие годы вперед. Строго симметричная постройка с мощными пилонами, трактованными как трансформированный ордер, по логичности и конструктивной выявленности фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности - к следующему периоду советской архитектуры, связанному с освоением классического наследия прошлого. Оно находится как бы посредине, фиксируя ту грань, на которой хотели, но не смогли остановиться многие советские архитекторы. <sup>[http://um.mos.ru/houses/zdanie-soveta-truda-i-oborony/]</sup> | |||
После распада СССР стал вопрос о размещении Государственной думы. Здание Верховного Совета было сильно повреждено после событий октября 1993 года и нуждалось в серьезных восстановительных работах. Депутатов изначально разместили в здании секретариата СЭВ (Новый Арбат, дом 36), но его площадей не хватало. Среди других вариантов размещения были Московский Кремль и Торговый дом Московского страхового общества (комплекс на Старой Площади).<sup>[http://www.pnp.ru/social/ot-okhotnogo-ryada-do-bolshoy-dmitrovki-proshloe-zdaniy-rossiyskogo-parlamenta.html]</sup> | |||
В 1994 году мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать Здание СТО для размещения Госдумы России. В бывшее здание СТО Госдума переехала в мае 1995 года, после года работ по его реконструкции. В обоих корпусах разместились административные службы, офисы комитетов и депутатов, а в четырехэтажном переходе обустроили Зал пленарных заседаний на 450 мест с балконами.<sup>[http://www.pnp.ru/social/ot-okhotnogo-ryada-do-bolshoy-dmitrovki-proshloe-zdaniy-rossiyskogo-parlamenta.html]</sup> | |||
== Госдума в сети Интернет == | |||
'''Официальные сайты''' | |||
* '''[http://duma.gov.ru/ Официальный сайт]''' | |||
* [http://sozd.duma.gov.ru/ База законопроектов] | |||
* [http://vote.duma.gov.ru/ Результаты голосований] | |||
'''Каналы''' | |||
* '''[http://dumatv.ru/ ДУМА ТВ]''' | |||
* [http://rutube.ru/u/dumatv/ ДУМА ТВ на Rutube] | |||
* [http://rutube.ru/channel/23470166/ Канал на Rutube] | |||
* [http://t.me/duma_gov_ru Канал в Telegram'е] | |||
'''Группы в соцсетях''' | |||
* [http://vk.com/duma Группа в ВКонтакте] | |||
* [http://ok.ru/group/53531169521850 Группа в Одноклассниках] | |||
* [http://dzen.ru/duma Группа в Яндекс-Дзене] | |||
'''Подборки новостей''' | |||
* [http://www.pnp.ru/ Парламентская Газета] | |||
* [http://ria.ru/organization_Gosudarstvennaja_Duma_RF/ РИА-Новости] | |||
* [http://rg.ru/org/zakon/gosduma Российская Газета] | |||
* [http://russian.rt.com/tag/gosduma-rf Russia Today] | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
== Литература == | == Ссылки == | ||
* ''Авакьян С.А.'' [http://disk.yandex.ru/i/GsAvSS4TdPUd1w] – М.: Юстицинформ, 2015. | === Нормативные акты и документы === | ||
* [[rws:Конституция Российской Федерации#ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ|Глава 5: Федеральное собрание (Конституция России)]] // Викитека (сайт) | |||
* [http://docs.cntd.ru/document/901700817/titles Регламент Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» (сайт) | |||
=== Литература === | |||
* ''Авакьян С.А.'' [http://disk.yandex.ru/i/GsAvSS4TdPUd1w Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь] – М.: Юстицинформ, 2015. | |||
* ''Клишас А.А., Плигин В.Н.'' [http://disk.yandex.ru/i/7BSsgClp1CKxvQ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] | * ''Клишас А.А., Плигин В.Н.'' [http://disk.yandex.ru/i/7BSsgClp1CKxvQ Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации] | ||
* ''Раскин Д.И., Чиркин В.Е.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2372888 Государственная дума] // Большая российская энциклопедия [сайт] | * ''Раскин Д.И., Чиркин В.Е.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2372888 Государственная дума] // Большая российская энциклопедия [сайт] | ||
* ''Фадеев В.И.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2371725 Городская дума] // Большая российская энциклопедия [сайт] | * ''Фадеев В.И.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2371725 Городская дума] // Большая российская энциклопедия [сайт] | ||
<br> | |||
{{Госдума}} | |||
[[Категория:Госдума]] |
Текущая версия от 12:32, 24 сентября 2024
Государственная дума Российской Федерации – одна из двух палат российского парламента (Федеральное собрание). Относится к законодательной ветви власти и является органом народного представительства. Высший законодательный орган – основной функцией Госдумы является законотворчество.
Нынешний состав (VIII созыв) Госдумы сформирован по итогам выборов в Госдуму 2021 года.
Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок проведения выборов депутатов определяются федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и рядом других федеральных законов.
Правовой статус Госдумы определяется Конституцией России (глава 5), а внутренняя организация и порядок работы – Регламентом Госдумы.
Наименование
Термин «дума» в истории России имеет глубокие корни. В средние века думой называли орган сословного представительства, которые царь созывал для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера, а зачастую и текущих, но значимых вопросов (Боярская дума и т.д.).[1] В XVIII – начале XX века (Российская империя) были городские думы – выборный распорядительный орган городского самоуправления, созданные в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785).[2] В начале XX века была образована Государственная дума – в 1906–1917 годах высший законодательный орган наряду с Государственном советом (Госсовет). После Февральской революции и образования Временного Правительства Госдума была фактически упразднена[3]
Госдума была возрождена в 1993 году, став законодательным представительным органом уже Российской Федерации. Её полное название – «Госуда́рственная ду́ма Федера́льного собра́ния Росси́йской Федера́ции». В официальных документах и повседневной речи (как письменной, так и устной) применяются сокращения «Государственная дума», «Госдума» и «ГД».
Первое из них используется по-разному – слово «дума» в одних случаях пишут со строчной буквы, в других с прописной буквы. Орфографически верным является написание «Государственная дума», ибо в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные. Однако в официальных документах (например, Конституция России или Регламент Госдумы) и повседневной письменной речи принято написание «Государственная Дума».[4]
Слово «дума» также используется в названиях региональных законодательных органов: Астраханская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, а также многочисленные областные и городские думы.
Полномочия Госдумы
Государственная дума согласно Конституции России обладает следующими полномочиями[4]:
- а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации[5];
- а1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации[5];
- б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- г1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации[5];
- д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации[5];
- е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации[5];
- ж) объявление амнистии;
- з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности[5].
Также Госдума (вместе с Советом Федерации) вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.[6]
Порядок формирования
Государственная дума состоит из 450 депутатов. Избрание состава депутатов происходит путем общенациональных выборов на основании всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Места в Госдуме получают те партии, которые набрали 7% и более голосов избирателей, то есть преодолели проходной барьер.[3] В 1990-е и 2000-е годы Госдума избиралась сроком на 4 года. Принятые в 2008 году поправки к Конституции увеличили срок полномочий до 5 лет.[5] Начиная с 2011 году (VI созыв) Госдума избирается именно на такой срок. [7]
Система формирования Госдумы неоднократно менялась. До 2007 года применялась т.н. смешанная избирательная система, которая сочетала в себе принципы мажоритарной и пропорциональной систем:[7]
- Мажоритарная половина (225) – избиралась по территориальным одномандатным («один округ – один депутат») избирательным округам. Победителем становился кандидат, набравший большинство голосов избирателей. Применяется система относительного большинства, предполагающая победу того кандидата, который получил больше голосов по сравнению с другими;
- Пропорциональная половина (225) – избиралась по спискам избирательных объединений (реально политических партий и их блоков). Партии и их блоки выдвигали свои списки кандидатов, избиратели голосовали за соответствующий список или против всех списков. Объединения не допускались к распределению мандатов, не прошедшие проходной барьер в 5 (позднее 7) процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Каждое избирательное объединение, преодолевшее барьер, получало депутатские места пропорционально количеству поданных за него голосов.
Выборы в Госдуму, проведенные в 2007 году, проходили исключительно по пропорциональной системе, то есть избирать по партийным спискам стали всех депутатов. Был сохранен 7-процентный проходной барьер для партий, хотя допускалось выделение мандатов для партий, которые его не прошли – одно место перешагнувшей 5%, два места – преодолевшей 6% голосов избирателей. Среди других изменений были запрет избирательных блоков, а также отмена порога явки, ранее составляющей 25% от числа избирателей, включенных в избирательные списки.[7]
В 2014 году был принят новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы…», закрепивший возвращение к прежней, смешанной системе выборов. Проходной барьер для партий был снижен до 5% голосов избирателей на выборах в Госдуму. Выборы 2016 года и последующие за ними проводились по смешанной системе выборов (225+225).[8].
Депутатом Госдумы может быть избран гражданин России, достигший 21 года. Депутат Госдумы не может одновременно быть членом Совета Федерации, а также иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Среди других запретов: нахождение на государственной службе, занятие иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) и т.д.[7] После внесения поправок в Конституцию в 2020 году для депутатов Госдумы на конституционном уровне установлены запреты на наличие иностранного гражданства или вида на жительство и заводить счета в иностранных банках.[6]
Порядок голосования
Порядок голосования в Госдуме определяется Регламентом Госдумы (глава 10) и Конституцией России (глава 5). Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.[9]
Государственная дума – орган народного представительства и законодательный орган. Основная функция Госдумы законотворчество – принятие федеральных и федеральных конституционных законов, в т.ч. поправки к ранее принятым.[3]
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы (т.н. простое большинство), пройдя до этого обсуждения в трёх чтениях. Далее принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если Совет Федерации не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если Госдума все-таки не согласится с мнением Совета Федерации, федеральный закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. [10]
Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон, в этом случае Госдума и Совет Федерации вправе повторно рассмотреть закон, однако для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в Г.Д. и Совете Федерации и в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.[10]
По ряду актов требуется не простое, а квалифицированное большинство в Госдуме. Так, федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдуме и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ должны быть поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.[10]
Созывы Госдумы
I созыв (1993–1995)
Основная статья: Работа Госдумы (I созыв)
Председатель: Иван Петрович Рыбкин (АПР)
Срок полномочий: 11 января 1994 – 12 декабря 1995
Законодательная деятельность: принят 461 федеральный закон, из них 282 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Гайдар Е.Т.) |
||
(Медведев В.С.) |
||
(Жириновский В.В.) |
||
(Лапшин М.И.) |
||
(Зюганов Г.А.) |
||
(Шахрай С.М.) |
||
(Явлинский Г.А.) |
||
(Лахова Е.Ф.) |
||
(Травкин Н.И.) |
||
II созыв (1996–2000)
Председатель: Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ)
Срок полномочий: 16 января 1996 – 24 декабря 1999
Законодательная деятельность: принято 1036 федеральные законов, из них 715 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Зюганов Г.А.) |
||
(Беляев С.Г.) |
||
(Жириновский В.В.) |
||
(Явлинский Г.А.) |
||
(Медведев В.С.) |
||
(Рыжков Н.И.) |
||
депутатская группа (Харитонов Н.М.) |
||
III созыв (2000–2003)
Председатель: Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ)
Срок полномочий: 18 января 2000 – 11 декабря 2003
Законодательная деятельность: рассмотрено (в различных чтениях) около 2100 законопроектов, из них свыше 718 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Зюганов Г.А.) |
||
(Грызлов Б.В.) |
||
(Примаков Е.М.) |
||
(Морозов О.В.) |
||
депутатская группа (Харитонов Н.М.) |
||
(Кириенко С.В.) |
||
(Явлинский Г.А.) |
||
(Жириновский В.В.) |
||
IV созыв (2003–2007)
Председатель: Борис Вячеславович Грызлов (Единая Россия)
Срок полномочий: 29 декабря 2003 – 16 ноября 2007
Законодательная деятельность: рассмотрено (в различных чтениях) 2712 законопроектов, из них свыше 1062 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Грызлов Б.В.) |
||
(Зюганов Г.А.) |
||
(Жириновский В.В.) |
||
(Глазьев С.Ю., Рогозин Д.О.) |
||
V созыв (2007–2011)
Председатель: Борис Вячеславович Грызлов (Единая Россия)
Срок полномочий: 24 декабря 2007 – 21 декабря 2011
Законодательная деятельность: принят 1581 федеральный закон.[11]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Грызлов Б.В.) |
||
(Зюганов Г.А.) |
||
(Лебедев И.В.) |
||
(Левичев Н.В.) |
VI созыв (2011–2016)
Председатель: Сергей Евгеньевич Нарышкин (Единая Россия)
Срок полномочий: 21 декабря 2011 года – 5 октября 2016 года
Законодательная деятельность: принято 906 федеральных законов.[7]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Воробьёв А.Ю.) |
||
(Зюганов Г.А.) |
||
(Миронов С.М.) |
||
(Жириновский В.В.) |
VII созыв (2016–2021)
Председатель: Вячеслав Викторович Володин (Единая Россия)
Срок полномочий: 5 октября 2016 года – 12 октября 2021 года
Законодательная деятельность: принято 2672 федерального закона.[8]
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Неверов С.И.) |
||
(Зюганов Г.А.) |
||
(Жириновский В.В.) |
||
(Миронов С.М.) |
||
VIII созыв (2021–2026)
Председатель: Вячеслав Викторович Володин (Единая Россия)
Срок полномочий: 19 сентября 2021 года – настоящее время
Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:
Депутатские объединения | Количество депутатов (человек) |
Количество депутатов (% мест в Госдуме) |
---|---|---|
(Васильев В.А.) |
||
(Зюганов Г.А.) |
||
— За правду (Миронов С.М.) |
||
(Слуцкий Л.Э.) |
||
(Нечаев А.Г.) |
||
Председатель Госдумы
Председатель Государственной думы – должностное лицо, организующее деятельность Государственной думы. Статус и деятельность Председателя Госдумы регулируют нормы Конституции России и Регламента Госдумы, а также нормы соответствующих федеральных и федеральных конституционных законов.[13]
Председатель Госдумы избирается из числа её депутатов тайным (с использованием бюллетеней) или открытым голосованием. Кандидатов на должность председателя выдвигают депутатские фракции, всех кандидатов заносят в список для голосования. Депутат считается избранным на должность председателя, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Госдумы.[13]
Председатель Госдумы представляет свою палату парламента во взаимоотношениях с некоторыми органами власти России:[14]
- Президент России;
- Совет Федерации;
- Правительство России;
- Конституционный Суд России;
- Верховный суд России;
- Генеральный прокурор России;
- Центральная избирательная комиссия;
- Центральный банк России;
- Счетная палата;
- Уполномоченным по правам человека;
- Субъекты России.
Также председатель представляет Госдуму во взаимоотношениях с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями.[14]
Полномочия
Председатель Госдумы наделен рядом полномочий, зафиксированных в Регламенте Госдумы.[14] В зависимости от направленности деятельности их можно разделять на несколько групп.
Организационные полномочия:
- ведёт заседания Госдумы;
- ведает вопросами внутреннего распорядка Госдумы;
- организует работу Совета Госдумы;
- подписывает постановления Государственной думы;
- приглашает федеральных министров и иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной думы;
Кадровые полномочия:
- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Думы, назначает на должность и освобождает от должности его руководителя (с согласия Совета Думы и по представлению комитета по регламенту), первого заместителя и заместителей руководителя (по представлению руководителя), а также принимает решение о предоставлении отдельных полномочий руководителя аппарата его первому заместителю;
- вносит представления о назначении и досрочном прекращении представителей Государственной думы в органах и организациях России (в том числе членов их наблюдательных советов);
Финансовые полномочия:
- утверждает бюджетную смету Государственной думы;
- направляет для рассмотрения в комитет по бюджету и налогам поступающие в Государственную думу проекты основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России и проект бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза) России на долгосрочный период; в период между сессиями Думы направляет перечисленные проекты в Совет Федерации;
- направляет в комитет по бюджету и налогам доклад Правительства России об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчётный период и предложения Счетной палаты России о приостановлении всех видов финансовых платёжных и расчётных операций по счетам объектов аудита (контроля);
Участие в законодательном процессе:
- направляет поступающие в Думу законопроекты и материалы к ним во фракции и в профильный комитет Думы; поручает Научному совету по правотворчеству провести экспертизу законопроекта и направляет её результаты в профильный комитет; направляет в профильный комитет заключение Общественной палаты России по результатам экспертизы законопроекта;
- направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной думой проекты законов России; направляет Президенту России федеральные законы, принятые Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции (без одобрения Советом Федерации);
- направляет для рассмотрения в профильный комитет внесенный в Государственную думу проект постановления Думы и материалы к нему и устанавливает срок подготовки проекта постановления;
Взаимодействие с комитетами Госдумы:
- направляет для рассмотрения в профильные комитеты и комитет по бюджету и налогам поступающие в Государственную думу проекты государственных программ (в том числе федеральных целевых программ) и предложения о внесении в них изменений;
- направляет в профильные комитеты поступившую Думу информацию Правительства России о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами;
- направляет в профильный комитет приглашение Правительства России принять участие в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий;
Список председателей
Портрет | ФИО | Даты председательства | Созывы |
---|---|---|---|
Иван Петрович |
|||
Геннадий Николаевич[15] |
|||
Борис Вячеславович |
|||
Сергей Евгеньевич |
|||
Вячеслав Викторович |
Комитеты и комиссии Госдумы
Основная статья: Комитеты и комиссии Госдумы
Комиссия и комиссии Госдумы – органы палаты с подготовительно-вспомогательными и в определенной мере контрольными задачами.[16] Приведен список комитетов и комиссий Государственной думы по состоянию на 1 августа 2024 года (VIII созыв).
Комитеты
- Комитет ГД по аграрным вопросам
- Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции
- Комитет ГД по бюджету и налогам
- Комитет ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям
- Комитет ГД по государственному строительству и законодательству
- Комитет ГД по делам национальностей
- Комитет ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
- Комитет ГД по защите конкуренции
- Комитет ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства
- Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
- Комитет ГД по контролю
- Комитет ГД по культуре
- Комитет ГД по малому и среднему предпринимательству
- Комитет ГД по международным делам
- Комитет ГД по молодежной политике
- Комитет ГД по науке и высшему образованию
- Комитет ГД по обороне
- Комитет ГД по охране здоровья
- Комитет ГД по промышленности и торговле
- Комитет ГД по просвещению
- Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
- Комитет ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики
- Комитет ГД по региональной политике и местному самоуправлению
- Комитет ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
- Комитет ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
- Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов
- Комитет ГД по туризму и развитию туристической инфраструктуры
- Комитет ГД по физической культуре и спорту
- Комитет ГД по финансовому рынку
- Комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
- Комитет ГД по экономической политике
- Комитет ГД по энергетике
Комиссии
- Комиссия ГД по вопросам депутатской этики
- Комиссия ГД по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы, и мандатным вопросам
- Комиссия ГД по обеспечению жилищных прав граждан
- Комиссия ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России
- Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности
- Комиссия ГД по Регламенту и обеспечению деятельности Госдумы
- Парламентская комиссия по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима
- Счетная комиссия Госдумы
Здание Госдумы
Государственная дума России расположена в Здании Совета труда и обороны (Москва, ул. Охотный Ряд, 1). Здание, возведенное в стиле сталинского ампира, включено в реестр объектов культурного наследия Москвы[9]
Здание Совета Труда и Обороны (СТО)[17] было построено в 1932–1935 годах по проекту архитектора А.Я. Лангмана. Как и гостиница «Москва», здание СТО возводилось для формирования нового облика столицы, задуманного по генеральному плану 1935 года.[10]
Здание СТО стало образцом правительственного здания на долгие годы вперед. Строго симметричная постройка с мощными пилонами, трактованными как трансформированный ордер, по логичности и конструктивной выявленности фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности - к следующему периоду советской архитектуры, связанному с освоением классического наследия прошлого. Оно находится как бы посредине, фиксируя ту грань, на которой хотели, но не смогли остановиться многие советские архитекторы. [11]
После распада СССР стал вопрос о размещении Государственной думы. Здание Верховного Совета было сильно повреждено после событий октября 1993 года и нуждалось в серьезных восстановительных работах. Депутатов изначально разместили в здании секретариата СЭВ (Новый Арбат, дом 36), но его площадей не хватало. Среди других вариантов размещения были Московский Кремль и Торговый дом Московского страхового общества (комплекс на Старой Площади).[12]
В 1994 году мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать Здание СТО для размещения Госдумы России. В бывшее здание СТО Госдума переехала в мае 1995 года, после года работ по его реконструкции. В обоих корпусах разместились административные службы, офисы комитетов и депутатов, а в четырехэтажном переходе обустроили Зал пленарных заседаний на 450 мест с балконами.[13]
Госдума в сети Интернет
Официальные сайты
Каналы
Группы в соцсетях
Подборки новостей
Примечания
- ↑ Стр.287 || Авакьян С.А.
- ↑ Фадеев В.И.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Раскин Д.И.
- ↑ Статья 103 || Конституция России
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Редакция статей, частей и пунктов приведена в соответствие с поправками в Конституцию, внесенных в 2020 году.
- ↑ Статья 1031 || Конституция России
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Стр.199 || Авакьян С.А.
- ↑ Стр.200 || Авакьян С.А.
- ↑ Статья 83 || Регламент Госдумы
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Стр.201-202 || Авакьян С.А.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Стр.6–10 || Клишас А.А.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 Депутаты, не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения
- ↑ 13,0 13,1 Стр.532 || Авакьян С.А.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Статья 11 || Регламент Госдумы
- ↑ 19 июля 2015 года на 68-м году жизни скончался советский и российский политический и государственный деятель, бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев.[1][2]
- ↑ Стр.372 || Авакьян С.А.
- ↑ Совет Труда и Обороны (СТО) – орган Совета народных комиссаров (СНК) по объединению деятельности учреждений военного и промышленного ведомств, продовольственных и снабженческих органов в целях обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства; действовал на правах постоянной комиссии СНК.[3]
Ссылки
Нормативные акты и документы
- Глава 5: Федеральное собрание (Конституция России) // Викитека (сайт)
- Регламент Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» (сайт)
Литература
- Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь – М.: Юстицинформ, 2015.
- Клишас А.А., Плигин В.Н. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации
- Раскин Д.И., Чиркин В.Е. Государственная дума // Большая российская энциклопедия [сайт]
- Фадеев В.И. Городская дума // Большая российская энциклопедия [сайт]
[ + ] Государственная Дума
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|