Рюрик: различия между версиями
McGriffit (обсуждение | вклад) |
McGriffit (обсуждение | вклад) |
||
Строка 52: | Строка 52: | ||
«Повесть временных лет» указывает, что Рюрик пришёл в Новгород в 862 г. вместе с Трувором и Синеусом, но некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был им построен через два года после прихода на Русь, что подтверждается некоторыми археологическими находками. | «Повесть временных лет» указывает, что Рюрик пришёл в Новгород в 862 г. вместе с Трувором и Синеусом, но некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был им построен через два года после прихода на Русь, что подтверждается некоторыми археологическими находками. | ||
Согласно летописи, Трувор правил кривичами, а Синеус — в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель. [[Инкубатор:Неоязычество|Неоязычник]] В.Чудинов утверждает, что Синеус — отец Рюрика и Трувора. В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута. | Согласно летописи, Трувор правил кривичами, а Синеус — в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель. [[Инкубатор:Неоязычество|Неоязычник]] В.Чудинов утверждает, что Синеус — отец Рюрика и Трувора. В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута (ссылка на Мельникову, Петрухина и Николаева). | ||
«Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это — то немногое, что знают историки о Рюрике, биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын Рюрика Игорь станет князем киевским.» | «Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это — то немногое, что знают историки о Рюрике, биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын Рюрика Игорь станет князем киевским.» |
Версия от 06:29, 21 ноября 2015
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Рюрик I, Князь Новгородский (832?-879) — летописный основатель Новгородского княжества на Руси.
Годы правления — 862—879 н. э.
Предшественник: Гостомысл
Генеалогия
Родители
Не известны.
Жены и наследники
Жена: Эфанда Нормандская => Сын: Игорь Рюрикович
Происхождение
Норманнская теория
Согласно нормандской теории, основоположниками которой были немецкие учёные Герхард Миллер и Август Шлёцер, отправной точкой возникновения русской государственности стал призыв в 862 году варяга Рюрика на княжение в Новгородскую землю интернациональным, и что в то время под будущим Новгородом кроме славян жили угро-финны, балты и скандинавы. Они писали о том, что славяне были не способны создать собственное государство, а скандинавов было очень много на Руси. Им противостояла школа антинорманнистов (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, из современных ученых - В. В. Фомин, А. Г. Кузьмин, А. Н. Сахаров), которые доказывали, что варяги были вовсе не скандинавами, а западными славянами (возможно, ваграми).
К сожалению, очень часто вековая дискуссия между норманнистами и антинорманнистами приобретала идеологический и политический окрас, что только мешало объективному рассмотрению «варяжского вопроса». Например, сторонникам норманнской теории часто ставят в упрек то, что их взгляд на происхождение Рюрика и древнерусской государственности якобы унижает славян, изображая их убогими и неспособными к самостоятельному развитию. Поэтому многие люди считают норманнизм русофобской теорией. Хотя, конечно же, такие расистские идеи не имеют практически ничего общего с современным норманизмом.
Никто из норманнистов не говорит, что Рюрик принес восточным славянам готовую систему управления и что скандинавские варяги специально занимались организацией «диких» славянских племен, потому что лучше разбирались в вопросах управления (вот делать им было больше нечего!). Напротив, становление древнерусской государственности происходило постепенно и заняло не менее 100 лет. Варяги отнюдь не ставили цель объединить восточно-славянские племена, хотя их действия во многом этому способствовали. Ими двигали совершенно другие мотивы, а именно разбой, торговля (в том числе, и работорговля) и наемничество. Скандинавов манили прославленные в народном эпосе цивилизации ближнего востока (Византийской Империи и Арабскому Халифату), с которыми можно было торговать и которые можно было время от времени грабить. Но путь к грекам и арабам им преграждали восточно-славянские племена, с которыми еще предстояло договориться.
Исторические корни «Легенды…»
Примерно во второй половине VIII-X века на Ладоге и близ будущего Новгорода появляется множество поселений с явными проявлениями скандинавских влияний (Рюриково Городище, Изоборск, Белоозеро, Ладога). Норманны постепенно проникают на Ладогу и в Поволховье и со временем неизбежно вступают в конфликт с местным населением, коими являлись словене, кривичи, а также финно-угорскими племенами меря и чудь. По-видимому, в военном плане норманны были подготовлены лучше аборигенов, поскольку война и грабеж для них были образом жизни. После периода войн (что отразилось в «Легедне о призвании…» как изгнание варяг «за море») племенам удается поладить. Между ними заключается устный договор — «ряд», по которому покоренные норманнами племена обязуются платить дань взамен на поддержание мира («дань мира деля»). Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами могли носить взаимовыгодный характер.
Ценным источником сведений об образе жизни на древней Руси является сочинение византийского императора X века Константина Багрянородного. В сочинении «Об управлении империей» он описывает образ взаимоотношение славян и росов (по сути, варягов)[1]. В частности он рассказывает, что каждый год росы покупают у славян лодки-однодеревки (моноскилы), по которым легче проходить через днепровские пороги.
Скандинавия в это время была малозаселенной областью. К тому же подобные истории о приглашении «князей» существуют и в историях западно-европейских народов, причем «приглашенные» всегда были из Скандинавии, что достаточно странно само по себе. Примечательно, что новые сторонники этой теории постоянно увеличивали численность варягов. Советский и российский учёный Лев Самуилович Клейн писал о 13 % скандинавов от всего населения Руси, что, согласно подсчёту историка Вячеслава Фомина, должно составить полмиллиона человек.
По Норманнской теории, в начале X века скандинавы составляли значительную часть правящей элиты зарождающегося Древнерусского государства, оставаясь при этом в подавляющем меньшинстве по сравнению с остальным населением. Постоянная жизнь в окружении славян не могла пройти для них даром, и уже через несколько десятилетий скандинавы стремительно ассимилировались, и если имена первых правителей из династии Рюриковичей (Олег, Ольга, Игорь) имели явное скандинавское происхождение, то, начиная со Святослава, имена русских князей были либо славянскими, либо греческими. Отсюда следует, что варяги могли оказывать значимое влияние на развитие Древней Руси лишь в первые десятилетия её существования. В память о том непродолжительном периоде истории России остались немногочисленные заимствования в русском языке (кнут, якорь). Столь стремительная ассимиляция норманнов не является чем-то странным. Например, норманны, во главе с Вильгельмом Завоевателем покорившие Британию в 1066 году, разговаривали уже не на древнескандинавском, а на старофранцузском.
Не исключено, что и само слово «русь» имеет скандинавское происхождение. [1] Хотя эта гипотеза получила широкое распространение среди лингвистов и филологов и в настоящее время считается наиболее обоснованной, в научной литературе есть и иные точки зрения, по которым слово «русь» может иметь индоиранское (археолог В. В. Седов предложил аланскую этимологию, а лингвист О. Н. Трубачёв — синдо-меотскую[2]) или исконно славянское происхождение[3].
Западно-Славянская теория
В XIX веке высказывались точки зрения, что Рюрик и варяги являются вовсе не норманнами, а западными славянами. При этом имя Рюрик выводилось из славянского рарог, а варяги ассоциировались с ваграми…
Ведущий представитель научного направления «ДНК-генеалогия», доктор химических наук, профессор МГУ и приглашённый профессор Гарвардского университета Анатолий Клёсов провёл исследование, в ходе которого выяснил, что две трети Рюриковичей — это южнобалтийские славяне (гаплогруппа N). У остальных оказалась хромосомная гаплогруппа R1a, которая распространена у населения Центральной и Восточной Европы. У Рюриковичей был общий предок. Следа скандинавов в высшем дворянстве и среди широких масс населения не нашли, из чего он сделал вывод, что Рюрик — не варяг, а славянин — полабский славянин или прибалтийский, но — славянин. Наличие двух галогрупп у Рюриковичей он попытался объяснить возможной изменой мужу жены Владимира Мономаха. Несмотря на то, что, вероятно, Рюрик был славянином, его социальный статус и род занятий неизвестны. [4]
Работы Клёсова были встречены жесткой критикой со стороны научного сообщества. В частности, генетик Балановский заметил, что гаплогруппа N отнюдь не является южнобалтийской, она также распространена в фенноскандии, так что ее наличие у Рюриковичей не противоречит норманнским корням династии Рюриковичей. Вообще, как заметил Игорь Данилевский, Рюрик был легендарной личностью, и вести полемику о его этнической принадлежности — путь, тупиковый изначально. Наконец, не генетика определяет народы, а культура и национальное самосознание. Поэтому невозможно выделив ДНК человека, определить его национальность со стопроцентной уверенностью.
Гипотеза о связи с Рёриком Ютландским
Крупные проекты
Ладога [5]
Правление, достижения
Хотя Рюрик и считается первым правителем Руси, не следует забывает, что это легендарная личность, и летописные сведения о его деяниях основаны на устном предании, которые были записаны лишь спустя полтора столетия после его смерти. Понятно, что за это время они могли сильно исказиться, но других источников у летописцев XI века просто не могло быть. Еще меньше доверия к летописным датам эпохи Рюрика. Многие филологи склоняются к тому, что в первоначальном варианте текста, повествующего о правлении первого князя, никаких дат не было. Они были приписаны задним числом, возможно, в 90-х годах XI века во время составления Начального свода[2].
Легенда утверждает, что на княжение Рюрика призвали не сумевшие договориться между собой племена кривичей, чуди и ильменских словен, чтобы прекратить межплеменную вражду славянских племен. «Повесть временных лет» указывает, что Рюрик пришёл в Новгород в 862 г. вместе с Трувором и Синеусом, но некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был им построен через два года после прихода на Русь, что подтверждается некоторыми археологическими находками.
Согласно летописи, Трувор правил кривичами, а Синеус — в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель. Неоязычник В.Чудинов утверждает, что Синеус — отец Рюрика и Трувора. В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута (ссылка на Мельникову, Петрухина и Николаева).
«Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это — то немногое, что знают историки о Рюрике, биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын Рюрика Игорь станет князем киевским.» [6] [7]
Литература
- Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: к истории композиции Повести временных лет// Вереница литер: К 60-летию В.М. Живова. М.: Языки славянской культуры, 2006. С. 56-96.
- Николаев С. Л. Семь ответов на варяжский вопрос. 2012.
- Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв. Смоленск; М., 1995.
Примечания
- ↑ Об этнической принадлежности росов говорит описание днепровский порогов в сочинении. Константин приводит два перечня названий: один по-славянски, другой — по-росски. И почти все росские названия порогов хорошо этимологизируются в древнескандинавском. Сторонники норманнской концепции считают, что слово рос происходит от древнескандинавского *roþ-s- (þ близко к английскому th), которым обозначались дружины «гребцов»
- ↑ Начальный свод — условное название утраченного летописного свода, составленного, предположительно, в 90-х годах XI века. Лёг в основу Повести временных лет и Новгородской первой летописи. Хотя оригинал НС не дошёл до нас, его текст восстанавливается на основе анализа летописей.