Адмиралтейские верфи: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 124: | Строка 124: | ||
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#130-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BB.D0.B0.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.82.D1.8C.C2.BB|130-пушечный корабль «Благодать»]]''' (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы. | * '''[[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#130-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BB.D0.B0.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.82.D1.8C.C2.BB|130-пушечный корабль «Благодать»]]''' (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы. | ||
* Стимбот (пароход) «Елизавета» (построен в 1815 году на | * '''Стимбот (пароход) «Елизавета»''' (построен в 1815 году на заводе Берда) — первый русский пароход. | ||
* '''Пароходофрегат «Богатырь»''' (построен в 1835—1836 годах) — первый пароходофрегат российского флота с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Был вооружён 31 пушками. | * '''Пароходофрегат «Богатырь»''' (построен в 1835—1836 годах) — первый пароходофрегат российского флота с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Был вооружён 31 пушками. |
Версия от 23:58, 12 июня 2016
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Адмиралтейские верфи» (официальное сокращённое название АО «Адмиралтейские верфи») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 5 ноября 1704 года как «Адмиралтейский дом», позднее в его состав вошло ещё несколько крупных и важных предприятий Санкт-Петербурга.
История наименований предприятия:
- 5 ноября 1704 года — предприятие основано как «Адмиралтейский дом» в только начавшем строиться Санкт-Петербурге.
…
- 28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
- 7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
- 13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
- 1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
- 13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
- 1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
- 21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
- 1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
- 1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
- 30 марта 1992 года — объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве прежде всего неатомных подводных лодок, а также среднего размера танкерах и специальных судах. Выпускаются также маломерные суда — алюминиевые лодки под брендом «Мастер».
История предприятия
Русское Царство
5 ноября 1704 года — предприятие основано в Санкт-Петербурге как «Адмиралтейский дом».
Российская Империя
1799—1800 годы — на предприятии одновременно строятся 130-пушечный корабль «Благодать», 74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны» и 72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»[1] заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.
1815 год — на заводе Берда построен первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф») «Елизавета».
1863—1864 годы — на верфи Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построена двухбашенная броненосная лодка (монитор) «Смерч», четвёртой в Европе получившая башни практически современного типа.
1863—1865 годы — на верфях Нового адмиралтейства и Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены по две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган»: в Новом адмиралтействе — «Ураган» и «Тифон», а на Галерном островке — «Единорог» и «Стрелец».
1865—1869 годы — на Галерном островке по английскому проекту, но, в отличие от предыдущих русских мониторов, уже полностью из отечественных материалов были построены обе броненосные лодки (монитора) типа «Руслака» — «Русалка» и «Чародейка». Монитор «Русалка» впоследствии печально прославился, пропав без вести с концами[2] в мирное время во время относительно короткого перехода, после чего мода на такого рода названия в российском флоте практически полностью прекратилась.
1869—1877 годы — на верфи на Галерном острове построен монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[3].
1883—1886 годы — на Франко-русском заводе на Галерном островке построены два парусно-винтовых корвета типа «Витязь» («Рында»), позднее переклассифицированных в крейсера 1 ранга. Уже во время постройки оба корабля решено было оснастить броневой палубой. Впоследствии крейсер «Витязь» стал одним из самых прославленных в мире гидрографических судов.
Советская Россия
28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
1932—1933 годы — на заводе им. А. Марти для Тихоокеанского флота изготовлены две подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.
1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
1983—1990 годы — на заводе построены шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Индии.
1991 год — началось строительство серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана. Первый корабль серии — «Tareg» — был введён в строй в последний день существования СССР и в тот же день был заложен второй — «Noor».
Современная Россия
1991—1996 годы — завершение строительства серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана, введены в строй подводные лодки «Noor» и «Yunes».
30 марта 1992 года — Ленинградское адмиралтейское объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».
1995—1997 годы — построена подводная лодка S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.
1996—1998 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (улучшенной версии проекта 877ЭКМ «Палтус») для военно-морского флота Китая.
1997—2010 годы — на заводе построена спущенная на воду в 2004 году большая неатомная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» — головная подводная лодка проекта 677 «Лада». Вследствие неких выявившихся конструктивных недостатков принципиально новая подводная лодка была принята только в опытную эксплуатацию в 2010 году, что позднее задержало строительство и серийных подводных лодок этого проекта.
1998—2000 годы — построена подводная лодка S65 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.
2002—2006 годы — на заводе построены пять подводные лодок проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.
2005—2011 годы — на заводе начато строительство двух серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», однако в связи с проблемами, выявившимися при приёмке головной подводной лодки проекта Б-585 "Санкт-Петербург" их достройка была приостановлена для доработки проекта.
2006—2010 годы — на заводе построены две подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Алжира.
2013—н.в. — на заводе по скорректированному проекту возобновлено строительство серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».
2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для отечественного Черноморского флота.
2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Вьетнама.
Ожидаемые события
- Строительство двух подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» по заказу Алжира.
- Начало строительства серии из шести подводных лодок новой модификации проекта 636 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота.
- Серийное производство неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- 54-пушечный корабль «Полтава» (построен в 1709—1712 годах) — первый линейный корабль, заложенный и построенный в Санкт-Петербурге. В строительстве принимал участие лично Царь Пётр I.
- 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд»
- 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
- 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
- 130-пушечный корабль «Благодать» (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы.
- Стимбот (пароход) «Елизавета» (построен в 1815 году на заводе Берда) — первый русский пароход.
- Пароходофрегат «Богатырь» (построен в 1835—1836 годах) — первый пароходофрегат российского флота с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Был вооружён 31 пушками.
- Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» (построен в 1869—1877 годах) — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[4]. Прослужил в последствии с переделками более 80 лет, приняв участие в Первой мировой войне и Ледовом походе. Разобран на металл в 1959 году.
- Парусно-винтовой корвет (бронепалубный крейсер 1 ранга) «Витязь» (построен в 1883—1886 годах на Франко-русском заводе) — боевой корабль, ставший благодаря активной океанографической деятельности во время походов на Дальний Восток, первый из которых проводился под командованием тогда ещё капитана 1 ранга С. О. Макарова, одним из самых прославленных океанографических судов в мире. Он единственный из отечественных кораблей приведён в списке 10 самых прославленных экспедиционных судов на фасаде Океанографического музея в Монако. Во время второго своего похода на Дальний Восток крейсер попал на камни во время картографических работ у восточных берегов Корейского полуострова.
- Гвардейская подводная лодка М-172 (М-88) (построена в 1936—1937 годах на Заводе № 196) —
- Гвардейская подводная лодка М-174 (М-91) (построена в 1937—1938 годах на Заводе № 196) —
- Гвардейская подводная лодка К-22 (построена в 1938—1940 годах на Заводе № 196) —
- Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 «Варшавянка» (построена в 2011—2014 годах) — подводная лодка прославилась в 2015 году, когда на переходе к постоянному месту базирования на Чёрном море впервые в истории отечественного флота провела боевые стрельбы крылатыми ракетами из-под воды по реальным наземным целям в рамках боевых действий России против террористических группировок в Сирии из акватории Средиземного моря.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.
- ↑ Сведения о достоверном обнаружении затонувшего корабля появились в открытой печати лишь в 2003 году через 110(!) лет после его гибели.
- ↑ Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
- ↑ Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|