Доступ России к Мировому океану: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) м (Развивать данную тему пока что проблематично) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
||
Строка 130: | Строка 130: | ||
'''Недостатки.''' Россия контролирует малую часть акватории Балтики, остальная часть контролируется недружественными России странами, входящих в ЕС и НАТО, а именно: страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Германия и страны Скандинавии.<br> | '''Недостатки.''' Россия контролирует малую часть акватории Балтики, остальная часть контролируется недружественными России странами, входящих в ЕС и НАТО, а именно: страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Германия и страны Скандинавии.<br> | ||
'''1)''' Большую часть Финского залива контролирует Финляндия и Эстония, что позволит без труда сковать силы балтийского флота РФ в восточной части залива.<br> | '''1)''' Большую часть Финского залива контролирует Финляндия и Эстония, что позволит без труда сковать силы балтийского флота РФ в восточной части залива, а также создать проблемы связи по морю с Калининградом.<br> | ||
'''2)''' Основные выходы из Прибалтики контролируют Германия (Кильский канал) и страны Скандинавия (водное пространство между Скандинавским полуостровом и полуостровом Ютландия).<br> | '''2)''' Основные выходы из Прибалтики контролируют Германия (Кильский канал) и страны Скандинавия (водное пространство между Скандинавским полуостровом и полуостровом Ютландия).<br> | ||
'''3)''' Калиниград — единственный балтийский крупный порт России за пределами Финского залива. Будучи полуанклавом<ref>Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т.д.</ref> лишен беспрепятственной | '''3)''' Калиниград — единственный балтийский крупный порт России за пределами Финского залива. Будучи полуанклавом<ref>Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т.д.</ref> лишен беспрепятственной сухопутной связи с остальной Россией.<br> | ||
=== Причерноморье === | |||
[[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]] | |||
'''''Субъекты РФ на побережье Черного и Азовского морей'''''<br> | |||
На побережье Черного и Азовского морей выходит 4 субъекта РФ и 1 федеральный округ: | |||
{| class="wikitable sortable collapsible" | |||
! scope="col" | '''Субъект''' | |||
! scope="col" | '''Федеральный округ''' | |||
! scope="col" | '''Плотность населения'''<ref name="Плотность"/> | |||
|- | |||
| Краснодарский край || Южный || 73.05 | |||
|- | |||
| Республика Крым || Южный || 73,12 | |||
|- | |||
| Ростовская область|| Южный || 41,95 | |||
|- | |||
| Севастополь|| Южный || 481,79 | |||
|} | |||
В плане заселенности Причерноморье обладает более благоприятными условиями, что видно по средней плотности населения в 62,7 чел/км2, что почти в 1,5 раза выше балтийского показателя. Также как и на Балтике в расчет не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории. | |||
'''''Контроль над акваторией.'''''<br> | |||
В Причерноморье Россия обладает 10 крупными портами: | |||
* Евпатория<ref name="Крым">С 2014 года</ref> | |||
* Кавказ | |||
* Керчь<ref name="Крым"/> | |||
* Новороссийск | |||
* Севастополь<ref name="Крым"/> | |||
* Ростов-на-Дону | |||
* Тамань | |||
* Туапсе | |||
* Феодосия<ref name="Крым"/> | |||
* Ялта<ref name="Крым"/> | |||
'''Преимущества.''' Главное преимущество — Россия контролирует значительную часть (40%) черноморской акватории вследствие [[Воссоединение Крыма с Россией|Крымской Весны]]. Как и Калиниградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.<br> | |||
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала буде полезно как для [[Крым#Что воссоединение с Россией дало Крыму|самого Крыма]], так и для [[Крым#Что воссоединение с Крымом дало России|России]]. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края. | |||
'''Недостатки.''' Главная проблема — отдаленность от Атлантического и Индийского океанов. Доступ в Эгейское и Средиземное море контролируется Турцией и Грецией, в Атлантический океан Испанией и Великобританией, а в Индийский океан — Египтом и Йеменом.<br> | |||
Другой проблемой является [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|экономическая зависимость]] от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения ([[Мост через Керченский пролив]]) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придется решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания [[Воссоединение Крыма с Россией|сецессии Крыма]] странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.<br> | |||
В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Черным морем не получится. | |||
=== Остальные регионы === | === Остальные регионы === | ||
Строка 143: | Строка 184: | ||
!Контроль над морем | !Контроль над морем | ||
!Доступ в Мировой Океан | !Доступ в Мировой Океан | ||
|- | |- | ||
|'''Каспий''' | |'''Каспий''' |
Версия от 01:30, 19 октября 2016
Мировой Океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.
Какие моря омывают Россию?
Море | Океан | Район акватории РФ | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцово | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое море | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
Арктическая акватория РФ обладает самой протяженной береговой линией, из-за чего на нее выходит наибольшее количество как субъектов РФ (8), так и федеральных округ (4).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Все эти регионы обладают крайне низкой степенью заселенности[2] и не случайно обладают самыми низкими в России показателями плотности населения[1].
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона: </ref>
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область |
Север Западной Сибири | 0,95 | Красноярский край |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия |
Всего | 1,255 |
Столь малая заселенность обусловлена, прежде всего, крайне неблагоприятными условиями климата, а также массовым исходом населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг., последствия которой лишь частично компенсированы нынешней трудовой миграцией населения России.
Контроль над акваторией.
Крупные порты[3] России в Арктике представлены лишь Архангельском и Мурманском.
Преимущества. Россия обладает непосредственным доступом в Северный Ледовитый Океан, который затруднительно блокировать враждебным России государствам. Регион представляет интерес и с экономической точки зрения — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, существует потенциал развития Северного Морского Пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли.
Недостатки. Главная проблема - наличие крупных портов лишь на Европейском Севере и отсутствие таковых на северном побережье Сибири и Дальнего Востока, то есть на протяжении большой части арктической береговой линии России.
Другой проблемой является проблема большой удаленности друг от друга и отсутствия коротких путей сообщения сухопутного типа (авто- и ж/д дороги) между собой, которая актуальна даже для крупных портов, не говоря уже о малых.
Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселенности, а с другой, является насущной задачей ввиду геополитической конкуренции за обладание территорией и ресурсами Арктики.
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Из всех акваторий России балтийская является самой малой по размерам и протяженности береговой линии, из-за чего на нее выходит наименьшее количество как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
В отличие от Арктики, Балтика обладает хорошей заселенностью и благоприятными климатическими условиями. Средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. В расчет не берется СПб, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс км2, которая занимается малую часть побережья Балтики.
Контроль над акваторией.
На Балтике Россия имеет 5 крупных портов:
- Высоцк
- Калининград
- Приморск
- Санкт-Петербург
- Усть-Луга
Преимущества. Главное преимущество — наличие быстроразвивающихся портов в условиях приоритета Балтики в направлении морской торговли России. Быстрое развитие обусловлено уже упомянутыми заселенностью и климатом, а также экономическим влиянием СПб как города-миллионера и второй столицы РФ.
Недостатки. Россия контролирует малую часть акватории Балтики, остальная часть контролируется недружественными России странами, входящих в ЕС и НАТО, а именно: страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Германия и страны Скандинавии.
1) Большую часть Финского залива контролирует Финляндия и Эстония, что позволит без труда сковать силы балтийского флота РФ в восточной части залива, а также создать проблемы связи по морю с Калининградом.
2) Основные выходы из Прибалтики контролируют Германия (Кильский канал) и страны Скандинавия (водное пространство между Скандинавским полуостровом и полуостровом Ютландия).
3) Калиниград — единственный балтийский крупный порт России за пределами Финского залива. Будучи полуанклавом[4] лишен беспрепятственной сухопутной связи с остальной Россией.
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Черного и Азовского морей
На побережье Черного и Азовского морей выходит 4 субъекта РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
В плане заселенности Причерноморье обладает более благоприятными условиями, что видно по средней плотности населения в 62,7 чел/км2, что почти в 1,5 раза выше балтийского показателя. Также как и на Балтике в расчет не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.
Контроль над акваторией.
В Причерноморье Россия обладает 10 крупными портами:
- Евпатория[5]
- Кавказ
- Керчь[5]
- Новороссийск
- Севастополь[5]
- Ростов-на-Дону
- Тамань
- Туапсе
- Феодосия[5]
- Ялта[5]
Преимущества. Главное преимущество — Россия контролирует значительную часть (40%) черноморской акватории вследствие Крымской Весны. Как и Калиниградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала буде полезно как для самого Крыма, так и для России. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.
Недостатки. Главная проблема — отдаленность от Атлантического и Индийского океанов. Доступ в Эгейское и Средиземное море контролируется Турцией и Грецией, в Атлантический океан Испанией и Великобританией, а в Индийский океан — Египтом и Йеменом.
Другой проблемой является экономическая зависимость от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения (Мост через Керченский пролив) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придется решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания сецессии Крыма странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.
В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Черным морем не получится.
Остальные регионы
Регион | Федеральные округа | Крупные порты | Заселенность | Контроль над морем | Доступ в Мировой Океан |
---|---|---|---|---|---|
Каспий | Северо-Кавказский, Южный | Астрахань, Махачкала | Ввиду засушливого климата побережье Каспия заселено чуть хуже, чем Причерноморье. | Контролируется меньшая часть побережья и территории моря | Отсутствует, так как Каспий является морем-озером |
Дальний Восток | Дальневосточный | Ванино, Восточный[6], Владивосток, Находка, Петропавлоск-Камчатский, Пригородное | Дальний Восток по большой части заселен не намного лучше Севера. | Контролируется малая часть побережья и ОЭЗ, при этом крупные порты сильно удалены друг от друга. | Петропавловск-Камчатский расположен непосредственно на Тихом Океане, но Камчатка слишком слабо связана с материком. Владивосток расположен на Японском море, выход из которого по большой части контролирует Япония. |
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Берется общая плотность населения субъекта РФ
- ↑ В данной статье степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе регион заселенность является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз - хорошей.
- ↑ В данной статье под крупным портом будет пониматься порт, чей грузоборот превышает 10 млн тонн (по данным 2015 года), а также порт с большим географическим преимуществом и историческим значением (исторический порт)
- ↑ Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т.д.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 С 2014 года
- ↑ Вместе с Козьмино