Инкубатор:Авторские права в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 33: Строка 33:


; Организация коллективного управления правами (ОКУП) : Профессионалы, занятые сбором отчислений и мониторингом нарушителей. Эту деятельность им поручают правообладатели, за процент с собранного. Специфика деятельности приводит к тому, что они — как, впрочем, и коллекторы — зачастую выглядят и действуют как вымогатели 1990-х. Наиболее известная из них — Российское авторское общество (РАО).
; Организация коллективного управления правами (ОКУП) : Профессионалы, занятые сбором отчислений и мониторингом нарушителей. Эту деятельность им поручают правообладатели, за процент с собранного. Специфика деятельности приводит к тому, что они — как, впрочем, и коллекторы — зачастую выглядят и действуют как вымогатели 1990-х. Наиболее известная из них — Российское авторское общество (РАО).
; Файлообмен : Прямая передача информации (зачастую — объектов авторского права) от одного пользователя к другому. Может проводиться любыми методами, хоть на дискетах, но существуют и технические средства этого — файлообменные сети и файлообменники.


; Файлообменная сеть : Организованная по специальным компьютерным протоколам (BitTorrent и не только) передача файлов, когда отсутствует центральный сервер, владеющий файлами; файлы передаются от одного абонента к другому. Центральный сервер может играть координирующую роль (трекер в классическом BitTorrent), а может быть просто списком раздаваемых файлов (бестрекерные протоколы). Не путать с файлообменником!
; Файлообменная сеть : Организованная по специальным компьютерным протоколам (BitTorrent и не только) передача файлов, когда отсутствует центральный сервер, владеющий файлами; файлы передаются от одного абонента к другому. Центральный сервер может играть координирующую роль (трекер в классическом BitTorrent), а может быть просто списком раздаваемых файлов (бестрекерные протоколы). Не путать с файлообменником!

Версия от 04:52, 5 января 2017

В этой статье поговорим об имущественных авторских правах по отношению к России.

Тема очень щекотливая, ведь правообладатели зачастую действуют вразрез с народными интересами, а иногда — похожи на вымогателей 1990-х. С другой стороне, и народ зачастую привык к «халяве» 1990-х и не покупает даже те книги и программы, что ему по карману.

Основные понятия

Интеллектуальная собственность
Общее понятие, объединяющее малосвязанные нематериальные объекты владения: авторские права, товарные знаки, наименования мест происхождения, патенты, промышленные образцы, коммерческую тайну.
Авторские права
Права и свободы, связанные с созданием, использованием и публикацией произведений литературы, науки и искусства, программ для ЭВМ и баз данных. Делятся на имущественные и неимущественные авторские права. Имущественные, в свою очередь, делятся на исключительное право и лицензионные договоры (лицензии). Имущественные права не привязаны к праву владения на тот или иной носитель информации.
Неимущественные авторские права
Права, которые связаны с признанием человека как автора. Они принадлежат конкретным физическим лицам, непередаваемы и вечны; оспорить их в суде может любой заинтересованный. К ним в России относятся: право признаваться автором, право выбирать имя, под которым публиковать, право на неприкосновенность от изменения/сокращения/редактуры/искажения, право на обнародование и право на отзыв.
Плагиат
Наиболее известное нарушение неимущественных авторских прав. А именно — права называться автором.
Исключительное авторское право (также copyright, ©)
Автору даётся право использовать произведение любым законным путём. Он это право может передавать любому физическому или юридическому лицу, безвозмездно или за плату, а также отдавать по наследству. Со временем (70 лет с момента смерти автора) пропадает.
Правообладатель
Владелец исключительного права на произведение.
Лицензионные договор (лицензия)
Договор с правообладателем, позволяющий использовать произведение в определённых целях. Лицензия может быть и публичной офертой, автоматически срабатывающей, как только начинается пользование.
Свободное пользование (Россия), добросовестное пользование (США)
Предусмотренные законодательством способы пользования произведением, когда считается, что имущественные права не нарушены. В России: личное пользование; пользование в информационных, научных и культурных целях; публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения; воспроизведение в целях правоприменения; запись организацией эфирного вещания для краткосрочного пользования.
Свобода панорамы
Предусмотренные законодательством случаи, которые говорят: произведение попало в кадр лишь случайно, пользования не было.
Общественное достояние
Работа, не защищённая имущественными правами.
Осиротелая работа
Работа, теоретически защищённая имущественными правами, но для которой проблематично найти правообладателя.
Копираст, правоторговец
Жаргонное название нечистого на руку правообладателя.
Смежные права
Права исполнителей, изготовителей баз данных, публикаторов — людей, причастных к выходу произведения в свет. Срок их защиты короче (в России — 50 лет от смерти).
Производная работа
Произведение, основанное на другом произведении. В частности, перевод, аранжировка, кино- или театральная постановка…
Организация коллективного управления правами (ОКУП)
Профессионалы, занятые сбором отчислений и мониторингом нарушителей. Эту деятельность им поручают правообладатели, за процент с собранного. Специфика деятельности приводит к тому, что они — как, впрочем, и коллекторы — зачастую выглядят и действуют как вымогатели 1990-х. Наиболее известная из них — Российское авторское общество (РАО).
Файлообмен
Прямая передача информации (зачастую — объектов авторского права) от одного пользователя к другому. Может проводиться любыми методами, хоть на дискетах, но существуют и технические средства этого — файлообменные сети и файлообменники.
Файлообменная сеть
Организованная по специальным компьютерным протоколам (BitTorrent и не только) передача файлов, когда отсутствует центральный сервер, владеющий файлами; файлы передаются от одного абонента к другому. Центральный сервер может играть координирующую роль (трекер в классическом BitTorrent), а может быть просто списком раздаваемых файлов (бестрекерные протоколы). Не путать с файлообменником!
Файлообменник
Сервер, предназначенный для передачи файлов и устроенный так, чтобы до файла невозможно было добраться без ссылки. Не путать с файлообменной сетью!
Технические средства защиты авторских прав (ТСЗАП, DRM, защита от копирования»)
Аппаратно-программные средства, автоматически ограничивающие или отслеживающие незаконное пользование произведением.
Даркнеты
Шифрованные сети с зашумлённой маршрутизацией, организованные поверх Интернета. Наиболее известные — Tor и I2P.
Гражданский кодекс России
Основной документ, регламентирующий авторские права в России.

В дальнейшем, говоря «авторское право», будем понимать «имущественные авторские права».

Что защищают авторские права?

Авторские права защищают авторские произведения в их первозданной форме от тех, кто попытается объявить себя автором, опубликовать или на основе произведения сделать что-то своё.

Случай: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде»
Как известно, современная РПЦ действует довольно агрессивно, и высмеивающая попа сказка Пушкина ей очень не нравится. Впрочем, не нравилась она и дореволюционной цензуре, и сказка была впервые выпущена под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе…». Когда, уже в 2000-е годы, переиздали сказку под этим названием, ничьи неимущественные права не ущемлены: сказка и раньше была отцензурена в таком виде.

А что не защищают?

Все произведения, не защищаемые авторскими правами, называются всеобщим (общественным) достоянием. А именно:

  • Произведения, чей срок защиты истёк.
  • Произведения чисто информационной природы: расписания поездов, спортивные сводки, новости…
  • Официальные документы государственных органов России, органов местного самоуправления.
  • Произведения народного творчества (фольклор), имеющие конкретных авторов.

Кроме того, авторские права не защищают всё, что не является произведением. Например, можно взять общие сюжетные ходы и переписать по-своему. Можно взять принципы геймплея или интерфейса из любимой игры и написать свою. Впрочем, могут помешать другие виды интеллектуальной собственности — например, патенты.

История авторских прав в мире

Краткая история российских авторских прав

Юридические тонкости

Мировые проблемы

Специфичные для России проблемы