Инкубатор:Авторские права в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 73: Строка 73:


== История авторских прав в мире ==
== История авторских прав в мире ==
С изобретением книгопечатания у издателей появилась проблема: нечистый на руку автор может дать своё произведение нескольким издателем, получить от них гонорар, а они не смогут продать книгу и окупить гонорар. Потому они требовали от автора лишиться всех прав на произведение и торговали им, пока компания не исчезнет. А если исчезла — непонятно, к тому обратиться. Первым крупным документом, регламентирующим авторские права, стал статут королевы Анны (Англия, 1710). Статут разрулил этот бардак, сказав: автор владеет правами 14 лет (и может продавать их кому угодно на это время), и может продолжить их ещё на 14 лет. После этого произведение становится ничьим, и его может печатать кто угодно.
В 1780-е годы авторское право было принято США. В 1831 году США впервые продлили срок защиты до 42 лет.
В XIX в. авторские права стали расширяться и на другие виды произведений: ноты, картины, фотографии, пьесы.
В 1886 году подписали Бернскую конвенцию о защите авторских прав с такими пунктами:
* Независимость охраны. Каждая страна сама себе придумывает режим защиты авторских прав; импорт законодательства из других стран не допускается.
* Общегосударственные режимы. Каждая страна поддерживает иностранцев как своих.
* Автоматическая охрана. Авторское право появляется автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме.
* Презумпция авторства. Если не доказано обратное, автором считается тот, кто объявлен автором.
Конвенция много раз пересматривалась, и с 1908 года минимальным сроком охраны считается 50 лет со дня смерти автора.
В 1893 году два бюро (одно по патентам, второе по литературным произведениям), объединившись, образовали Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI, БИРПИ).
В 1909 году США подняли сроки до 28+28 = 56 лет.
В 1952 году была подписана Женевская (или Всемирная) конвенция об авторском праве. Она рассчитана на отношения между странами, которые не связаны Бернской конвенцией, и ставила более мягкие условия — 25 лет со дня смерти.
В 1967 году БИРПИ реорганизовались во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Как ни странно, ВОИС до недавнего времени удавалось блокировать большинство начинаний стран-экспортёров медиапродукции (ведь что они — меньшинство).
В 1976 году США установили максимальный срок охраны авторских прав (50 лет от смерти для людей, 75 лет — для компаний).
Продолжали расширять перечень объектов копирайта: объектами права стали программы, компьютерная графика, архитектурные проекты. Запретили исполнение музыки без разрешения автора.
В 1993 году Playboy засудил порносайт — первый процесс о копирайте в интернете.
В 1995 году произошёл ещё один знаковый процесс: отвечает ли владелец сервера, если защищённую информацию выложил пользователь? Суд постановил: нет.


== Краткая история российских авторских прав ==
== Краткая история российских авторских прав ==

Версия от 08:22, 5 января 2017

В этой статье поговорим об имущественных авторских правах по отношению к России.

Тема очень щекотливая, ведь правообладатели зачастую действуют вразрез с народными интересами, а иногда — похожи на вымогателей 1990-х. С другой стороне, и народ зачастую привык к «халяве» 1990-х и не покупает даже те книги и программы, что ему по карману.

В этой статье не будет…

  • Свободы фотографирования. Не авторские права качают охранники, а постановления директора (явно незаконные) или заявления, что объект секретный или выкладка товара — «коммерческая тайна».
  • Спекуляции, что могут заблокировать, а что нет. Мы не нострадамусы, да и это во многом сложные технические вопросы. А Госдума, к сожалению, любит идти напролом, даже если страдают много невинных.

Основные понятия

Интеллектуальная собственность
Общее понятие, объединяющее малосвязанные нематериальные объекты владения: авторские права, товарные знаки, наименования мест происхождения, патенты, промышленные образцы, коммерческую тайну.
Авторские права
Права и свободы, связанные с созданием, использованием и публикацией произведений литературы, науки и искусства, программ для ЭВМ и баз данных. Делятся на имущественные и неимущественные авторские права. Имущественные, в свою очередь, делятся на исключительное право и лицензионные договоры (лицензии). Имущественные права не привязаны к праву владения на тот или иной носитель информации.
Неимущественные авторские права
Права, которые связаны с признанием человека как автора. Они принадлежат конкретным физическим лицам, непередаваемы и вечны; оспорить их в суде может любой заинтересованный. К ним в России относятся: право признаваться автором, право выбирать имя, под которым публиковать, право на неприкосновенность от изменения/сокращения/искажения, право на обнародование и право на отзыв.
Плагиат
Наиболее известное нарушение неимущественных авторских прав. А именно — права называться автором.
Исключительное авторское право (также copyright, ©)
Автору даётся право использовать произведение любым законным путём. Он это право может передавать любому физическому или юридическому лицу, безвозмездно или за плату, постоянно или на время, а также отдавать по наследству. Со временем (70 лет с момента смерти автора) пропадает.
Правообладатель
Владелец исключительного права на произведение.
Лицензионный договор (лицензия)
Договор с правообладателем, позволяющий использовать произведение в определённых целях. Лицензия может быть и публичной офертой, автоматически срабатывающей, как только начинается пользование.
Свободное пользование (Россия), добросовестное пользование (США)
Предусмотренные законодательством способы пользования произведением, когда считается, что имущественные права не нарушены. В России: личное пользование; пользование в информационных, научных и культурных целях; публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения; воспроизведение в целях правоприменения; запись организацией эфирного вещания для краткосрочного пользования.
Свобода панорамы
Предусмотренные законодательством случаи, которые говорят: произведение попало в кадр лишь случайно, пользования не было.
Свободная лицензия
Лицензионный договор, выполненный в виде публичной оферты и дающий пользователю произведения широкие свободы: использовать, изучать, изменять и распространять. Такого понятия в российском праве нет, но все широко известные свободные лицензии вписываются в российское законодательство.
Общественное/всеобщее достояние
Произведение, не защищённая имущественными правами.
Осиротелое произведение
Произведение, которое защищено имущественными правами, но для него проблематично найти правообладателя.
Копираст, правоторговец
Жаргонное название нечистого на руку правообладателя.
Смежные права
Права исполнителей, изготовителей баз данных, публикаторов — людей, причастных к выходу произведения в свет. Срок их защиты короче (в России — 50 лет от смерти).
Производная работа
Произведение, основанное на другом произведении. В частности, перевод, аранжировка, кино- или театральная постановка…
Организация коллективного управления правами (ОКУП)
Профессионалы, занятые сбором отчислений и мониторингом нарушителей. Эту деятельность им поручают правообладатели, за процент с собранного. Специфика деятельности приводит к тому, что они — как, впрочем, и коллекторы — зачастую выглядят и действуют как вымогатели 1990-х. Наиболее известная из них — Российское авторское общество (РАО).
Файлообмен
Прямая передача информации (зачастую — объектов авторского права) от одного пользователя к другому. Может проводиться любыми методами, хоть на флэшках, но существуют и технические средства этого — файлообменные сети и файлообменники.
Файлообменная сеть
Организованная по специальным компьютерным протоколам (BitTorrent и не только) передача файлов, когда отсутствует центральный сервер, владеющий файлами; файлы передаются от одного абонента к другому. Центральный сервер может играть координирующую роль (трекер в классическом BitTorrent), а может быть просто списком раздаваемых файлов (бестрекерные протоколы). Не путать с файлообменником!
Файлообменник, файлхостинг
Сервер, предназначенный для передачи больших файлов и устроенный так, чтобы до файла невозможно было добраться без ссылки. Не путать с файлообменной сетью!
Технические средства защиты авторских прав (ТСЗАП, DRM, защита от копирования)
Аппаратно-программные средства, автоматически ограничивающие или отслеживающие незаконное пользование произведением.
Даркнеты
Шифрованные сети с зашумлённой маршрутизацией, организованные поверх Интернета. Наиболее известные — Tor и I2P.
Гражданский кодекс России
Основной документ, регламентирующий авторские права в России.
Налог на болванки
Ехидное название для налогов и сборов, которые идут ОКУПам с информационных устройств и носителей для них, и которые служат для компенсации файлообмена.

В дальнейшем, говоря «авторское право», будем понимать «имущественные авторские права».

Что защищают авторские права?

Авторские права защищают авторские произведения в их первозданной форме от тех, кто попытается объявить себя автором, опубликовать или на основе произведения сделать что-то своё. К произведениям приравниваются программы для ЭВМ, сборники, базы данных.

Авторское право срабатывает автоматически в момент публикации произведения.

Случай: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде»
Как известно, современная РПЦ действует довольно агрессивно, и высмеивающая попа сказка Пушкина ей очень не нравится. Впрочем, не нравилась она и дореволюционной цензуре, и сказка была впервые выпущена под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе…». Когда, уже в 2000-е годы, переиздали сказку под этим названием, ничьи неимущественные права не ущемлены: сказка и раньше была отцензурена в таком виде.

А что не защищают?

Все произведения, не защищаемые авторскими правами, называются всеобщим (общественным) достоянием. А именно:

  • Произведения, чей срок защиты истёк.
  • Произведения чисто информационной природы: расписания поездов, спортивные сводки, новости…
  • Официальные документы государственных органов России, органов местного самоуправления.
  • Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.

Кроме того, авторские права не защищают всё, что не является произведением. Например, можно взять общие сюжетные ходы и переписать по-своему. Можно взять принципы геймплея или интерфейса из любимой игры и написать свою. И выкладка товара в магазине — не произведение. Впрочем, могут помешать другие виды интеллектуальной собственности — например, патенты.

История авторских прав в мире

С изобретением книгопечатания у издателей появилась проблема: нечистый на руку автор может дать своё произведение нескольким издателем, получить от них гонорар, а они не смогут продать книгу и окупить гонорар. Потому они требовали от автора лишиться всех прав на произведение и торговали им, пока компания не исчезнет. А если исчезла — непонятно, к тому обратиться. Первым крупным документом, регламентирующим авторские права, стал статут королевы Анны (Англия, 1710). Статут разрулил этот бардак, сказав: автор владеет правами 14 лет (и может продавать их кому угодно на это время), и может продолжить их ещё на 14 лет. После этого произведение становится ничьим, и его может печатать кто угодно.

В 1780-е годы авторское право было принято США. В 1831 году США впервые продлили срок защиты до 42 лет.

В XIX в. авторские права стали расширяться и на другие виды произведений: ноты, картины, фотографии, пьесы.

В 1886 году подписали Бернскую конвенцию о защите авторских прав с такими пунктами:

  • Независимость охраны. Каждая страна сама себе придумывает режим защиты авторских прав; импорт законодательства из других стран не допускается.
  • Общегосударственные режимы. Каждая страна поддерживает иностранцев как своих.
  • Автоматическая охрана. Авторское право появляется автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме.
  • Презумпция авторства. Если не доказано обратное, автором считается тот, кто объявлен автором.

Конвенция много раз пересматривалась, и с 1908 года минимальным сроком охраны считается 50 лет со дня смерти автора.

В 1893 году два бюро (одно по патентам, второе по литературным произведениям), объединившись, образовали Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI, БИРПИ).

В 1909 году США подняли сроки до 28+28 = 56 лет.

В 1952 году была подписана Женевская (или Всемирная) конвенция об авторском праве. Она рассчитана на отношения между странами, которые не связаны Бернской конвенцией, и ставила более мягкие условия — 25 лет со дня смерти.

В 1967 году БИРПИ реорганизовались во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Как ни странно, ВОИС до недавнего времени удавалось блокировать большинство начинаний стран-экспортёров медиапродукции (ведь что они — меньшинство).

В 1976 году США установили максимальный срок охраны авторских прав (50 лет от смерти для людей, 75 лет — для компаний).

Продолжали расширять перечень объектов копирайта: объектами права стали программы, компьютерная графика, архитектурные проекты. Запретили исполнение музыки без разрешения автора.

В 1993 году Playboy засудил порносайт — первый процесс о копирайте в интернете.

В 1995 году произошёл ещё один знаковый процесс: отвечает ли владелец сервера, если защищённую информацию выложил пользователь? Суд постановил: нет.

Краткая история российских авторских прав

Юридические тонкости

Мировые проблемы

Специфичные для России проблемы