Участник:AlexBond/Проблемы образования в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 66: Строка 66:
=== Программа «5ТОП100» ===
=== Программа «5ТОП100» ===
В 2010-е годы в результате выполнения программы «5ТОП100» позиции более половины российских вузов, участвующих в программе 5ТОП100, в самых престижных мировых рейтингах растут. [http://5top100.ru/]. В то же время, согласно данным на сайте 5ТОП100 на февраль 2017 года лучший из Российских вузов Московский Государственный Университет занимает 216 место [http://5top100.ru/news/51323/]. Согласно целям программы, действующей с 2013 года как исполнение майских указов Президента от 2012 года, к 2020 году в топ 100 должны попасть 5 российских Вузов. В настоящее, время нет уверенности что в ТОП100 всех указанных мировых рейтингов к 2020 году попадет хотя бы МГУ. Возможно, МГУ к 2020 году удастся войти в ТОП100 части или хотя бы одного из мировых рейтингов. Но остальные российские вузы слишком далеки от первой сотни, чтобы был шанс попасть в первую сотню хотя бы одного из мировых рейтингов (у следующего за МГУ Санкт-Петербургского государственного университета 526 место). Таким образом, программа 5ТОП100 с высокой вероятностью не будет выполнена.
В 2010-е годы в результате выполнения программы «5ТОП100» позиции более половины российских вузов, участвующих в программе 5ТОП100, в самых престижных мировых рейтингах растут. [http://5top100.ru/]. В то же время, согласно данным на сайте 5ТОП100 на февраль 2017 года лучший из Российских вузов Московский Государственный Университет занимает 216 место [http://5top100.ru/news/51323/]. Согласно целям программы, действующей с 2013 года как исполнение майских указов Президента от 2012 года, к 2020 году в топ 100 должны попасть 5 российских Вузов. В настоящее, время нет уверенности что в ТОП100 всех указанных мировых рейтингов к 2020 году попадет хотя бы МГУ. Возможно, МГУ к 2020 году удастся войти в ТОП100 части или хотя бы одного из мировых рейтингов. Но остальные российские вузы слишком далеки от первой сотни, чтобы был шанс попасть в первую сотню хотя бы одного из мировых рейтингов (у следующего за МГУ Санкт-Петербургского государственного университета 526 место). Таким образом, программа 5ТОП100 с высокой вероятностью не будет выполнена.
Российские университеты, по итогам предметного рейтинга QS в 2017 году, увеличили своё представительство до 28 вузов, заняв в общей сложности 147 позиций в 38 предметах и отраслях. А '''Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова добился лучших за всю историю показателей, попав в список 50 ведущих вузов мира сразу в семи предметах.'''[http://sdelanounas.ru/blogs/91201/]
== См. также ==
* [[Плюсы и минусы советского образования]]


[[Категория:Образование в России]]
[[Категория:Образование в России]]
[[Категория:Инкубатор]]
[[Категория:Инкубатор]]

Версия от 02:40, 12 марта 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Состояние образования в России является предметом оживлённых общественных дискуссий. Сама сфера образования на протяжении как минимум последних трёх десятилетий является объектом постоянного реформирования, что вовсе не всегда способствует положительным результатам.

История образования в России

Образование в Российской империи

Образование в СССР

Образование в современной России

Дошкольное воспитание

Это — первая ступень образовательной системы в России. Представлена детскими садами и другими организациями дошкольного воспитания. В отличие от школьного образования, право на дошкольное воспитание не гарантируется Конституцией. Поэтому его развитию уделяется чуть меньше внимания, чем развитию школьного образования.

В 90-е годы системе детских садов был нанесён колоссальный урон. На волне демографического кризиса многие детские сады, лишившиеся своих клиентов, изменили профиль: стали интернатами, центрами детского творчества, либо и вовсе — закрыты и приватизированы. В 2000-е годы наметился рост рождаемости, в связи с чем возник острый дефицит мест в муниципальных детских садах.

Представляется, что дефицит мест в детских садах является одним из основных факторов, сдерживающих рост рождаемости в стране. Молодые родители встают перед вопросом: или мама, родив ребенка, остаётся с ним дома, тем самым не работая и не получая заработную плату (что ведет к существенному падению доходов семьи), либо мама не рожает ребенка, но доходы семьи остаются на прежнем уровне.

Система дошкольного воспитания переведена на ФГОС нового поколения

Начальное образование

Согласно документам ООН, каждое государство обязано предоставить проживающим на своей территории детям бесплатное и общедоступное начальное образование. Российская Федерация полностью выполняет эти свои обязательства.

Начальное образование дети получают в 1-4 классах муниципальных и общеобразовательных школ. По состоянию на 2016/2017 год все школы страны на ступени начального образования реализуют ФГОС второго поколения.

Основное среднее образование

Полное среднее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Реформа образования

Реформа школьного образования

Введение ФГОС: достижения и проблемы

ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения) поэтапно вводятся в системе образования страны с 2010 года. Он предполагает переход от традиционного «знаниевого» к компетентностному, системно-деятельностному подходу. Предполагается, что в школе ученика будут учить не готовым знаниям, а умению добывать эти знания и использовать их в реальной жизни. Такой подход позволит личности учиться и переучиваться в течение всей жизни, самостоятельно приобретать необходимые знания, и, таким образом, оставаться востребованным специалистом.

В образовательных стандартах была заложена еще одна глобальная идея — организация образовательного процесса с ориентацией на ожидаемые результаты. ТОсновным таким результатом должно было стать формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД), которые он в дальнейшем мог бы применять для самостоятельного освоения нового материала. Для этого подробно формулировались результаты, которых учащиеся должны были достичь, а от учителя требовалось самому конструировать процесс обучения так, чтобы обучающиеся достигли запланированных результатов. По замыслу идеологов стандарта учителя должны были самостоятельно отбирать содержание образования, разрабатывать учебные программы, а затем проектировать и реализовывать процесс освоения учащимися отобранного педагогами содержания образования. Но, во-первых, учителей к такой деятельности не готовили. Педагоги традиционно транслировали уже отобранный разработчиками учебных программ материал. Во-вторых, несмотря на требование самостоятельного отбора материала, учителя продолжали работать по учебникам, в которых материал был отобран не ими, и которые не разрабатывались с нуля под требования стандарта, а только корректировались. С введением ФГОС в реальной практике изменения в деятельности педагога свелись к добавлению в конспект урока колонки с указанием тех УУД, которые учитель может формировать на данном учебном материале. Однако сама структура урока не была перестроена, деятельность на формирование УУД специально не направлялась. Таким образом, сформированные УУД оказались побочным продуктом традиционного предметного изложения материала.

Сам деятельностный подход успешно применяется к тем учебным предметам, основным компонентом содержания которых являются способы деятельности (например, иностранный язык, русский язык, математика), а также к обучению в начальной школе по системе Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в которой центральной идеей является формирование учебной деятельности. Применительно к другим предметам и возрастным группам учащихся применение деятельностного подхода не всегда оправдано и не проработано.

Применительно ко второй ступени школьного образования (основная средняя школа), ФГОС второго поколения были введены без достаточного научно-педагогического и методического сопровождения: у учителей не оказалось необходимого количества учебных пособий, методических рекомендаций, которые помогли бы им выполнить требования стандарта.

ЕГЭ и ОГЭ, их влияние на образовательный процесс

Достоинство ЕГЭ и ОГЭ

ЕГЭ и ОГЭ проводятся в обезличенной форме. Сами задания и процедура их выполнения предельно формализованы. Это исключает, или, по крайней мере, предельно снижает субъективный фактор. Экзаменатор лишён возможности повысить бал «нужному» ученику или снизить бал «ненужному». Таким образом, по замыслу разработчиков, снижается коррупционная составляющая при проведении экзамена.

Недостатки ОГЭ и ЕГЭ

  • несоответствие формата итоговой аттестации (тесты) форматам промежуточной и текущей аттестации, применяемых педагогами ежедневно на обычных уроках (устные развернутые ответы, творческие задания).
  • несмотря на то, что Федеральным Государственным Образовательным стандартом перед учебными заведениями ставится задача в первую очередь формировать компетенции, а не давать готовые знания, сами задания ОГЭ и ЕГЭ, по большей части, сформированность компетенций не проверяют. Например, в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ нет заданий на поиск информации в интернете, несмотря на то, что ФГОС требует формировать такие умения. Напротив, задания ЕГЭ и ОГЭ по-прежнему в первую очередь проверяют знания.

Образование и воспитание

Значительной проблемой в школьном образовании является снижение мотивации учащихся.

Качество учебников

  • Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования просит Минобрнауки об усовершенствовании механизма экспертизы школьных учебников. Как сообщает в среду газета «Известия», в ходе проверки, организованной ОП при поддержке министерства, в школьных учебниках найдены многочисленные фактические ошибки [1].

Программа «5ТОП100»

В 2010-е годы в результате выполнения программы «5ТОП100» позиции более половины российских вузов, участвующих в программе 5ТОП100, в самых престижных мировых рейтингах растут. [2]. В то же время, согласно данным на сайте 5ТОП100 на февраль 2017 года лучший из Российских вузов Московский Государственный Университет занимает 216 место [3]. Согласно целям программы, действующей с 2013 года как исполнение майских указов Президента от 2012 года, к 2020 году в топ 100 должны попасть 5 российских Вузов. В настоящее, время нет уверенности что в ТОП100 всех указанных мировых рейтингов к 2020 году попадет хотя бы МГУ. Возможно, МГУ к 2020 году удастся войти в ТОП100 части или хотя бы одного из мировых рейтингов. Но остальные российские вузы слишком далеки от первой сотни, чтобы был шанс попасть в первую сотню хотя бы одного из мировых рейтингов (у следующего за МГУ Санкт-Петербургского государственного университета 526 место). Таким образом, программа 5ТОП100 с высокой вероятностью не будет выполнена.

Российские университеты, по итогам предметного рейтинга QS в 2017 году, увеличили своё представительство до 28 вузов, заняв в общей сложности 147 позиций в 38 предметах и отраслях. А Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова добился лучших за всю историю показателей, попав в список 50 ведущих вузов мира сразу в семи предметах.[4]

См. также