Основной боевой танк Т-14: различия между версиями
POLIGON (обсуждение | вклад) |
POLIGON (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата»''' ''(ранее: Т-99 «Приоритет»<sup>[http://www.militarists.ru/?p=8109]</sup>)'' — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади. | '''Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата»''' ''(ранее: Т-99 «Приоритет»<sup>[http://www.militarists.ru/?p=8109]</sup>)'' — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади. | ||
Т-14 создан на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» по новой компоновочной схеме с необитаемой башней и расположение экипажа в бронекапсуле, отдельно от боекомплекта, что значительно увеличивает их шансы на выживание в случае поражения или детонации снарядов. Кроме этого в новом танке | Т-14 создан на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» по новой компоновочной схеме с необитаемой башней и расположение экипажа в бронекапсуле, отдельно от боекомплекта, что значительно увеличивает их шансы на выживание в случае поражения или детонации снарядов. Кроме этого в новом танке применён ряд уникальных разработок и конструкторских решений, что делает Т-14 уникальным российским оружием.[http://www.rg.ru/2015/01/23/armata-site.html] | ||
== Проблемы и развитие современного танкостроения == | == Проблемы и развитие современного танкостроения == | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
=== Недостатки классической компоновки === | === Недостатки классической компоновки === | ||
К середине ХХ-го века в мировом танкостроении укрепилась классическая компоновка танков, согласно которой механик-водитель располагался в передней части танка, за ним в обитаемой башне находился командир танка, наводчик и заряжающий. Двигатель обычно располагался сзади. Подобная схема сохранилась почти без изменений вплоть до наших дней, лишь с незначительными вариациями. К примеру у Израильского танка «Меркава-4» двигатель находится спереди, а шведский танк Strv 103 не имел башни, но общие принципы компоновки были сохранены. Казалось бы, ничего нового в подобной схеме предложить нельзя, так как она удобна и функциональна, опробованная в самых | К середине ХХ-го века в мировом танкостроении укрепилась классическая компоновка танков, согласно которой механик-водитель располагался в передней части танка, за ним в обитаемой башне находился командир танка, наводчик и заряжающий. Двигатель обычно располагался сзади. Подобная схема сохранилась почти без изменений вплоть до наших дней, лишь с незначительными вариациями. К примеру, у Израильского танка «Меркава-4» двигатель находится спереди, а шведский танк Strv 103 не имел башни, но общие принципы компоновки были сохранены. Казалось бы, ничего нового в подобной схеме предложить нельзя, так как она удобна и функциональна, опробованная в самых тяжёлых боевых условиях, и неплохо себя зарекомендовала. Но тем не менее, развитие концепции новых танков подталкивало конструкторов к созданию новых машин с абсолютно новой компоновкой. Одной из таких идей — стало размещение экипажа в корпусе танка, а боевое отделение функционировало в автоматизированном режиме. | ||
Дело в том, что у танков подобной компоновки есть два наиболее явных недостатка — это непосредственный контакт экипажа с боеприпасами и нахождение экипажа в обитаемой башне, на которую по статистике приходится наибольшее количество попаданий различных ПТС. Эти проблемы присущи и отечественным танка 3-го поколения, которые сохранили практически без изменений компоновку танков военного периода и зарубежным машинам. Сказался и тот факт, что в послевоенные годы противотанковые средства резко возросли по своим возможностям и стали доминировать над защитой от них. Другими словами конструкторам так и не удалось создать танк, который был бы совершенно неуязвимым, а экипаж находился в нём в полной безопасности. В этом случае необходимо было найти решение которое помогло бы защитить экипаж от гибели, даже в случае полного уничтожения танка, так как людской ресурс более важен, чем технический, а экипаж, находясь в безопасности выполняет боевую задачу более профессионально.[[Файл:Концепция советского танка 1959 года.jpg|thumb|250px|right|Концепция советского танка с необитаемым боевым отделением. Проект 1959 года.]] | Дело в том, что у танков подобной компоновки есть два наиболее явных недостатка — это непосредственный контакт экипажа с боеприпасами и нахождение экипажа в обитаемой башне, на которую по статистике приходится наибольшее количество попаданий различных ПТС. Эти проблемы присущи и отечественным танка 3-го поколения, которые сохранили практически без изменений компоновку танков военного периода и зарубежным машинам. Сказался и тот факт, что в послевоенные годы противотанковые средства резко возросли по своим возможностям и стали доминировать над защитой от них. Другими словами конструкторам так и не удалось создать танк, который был бы совершенно неуязвимым, а экипаж находился в нём в полной безопасности. В этом случае необходимо было найти решение которое помогло бы защитить экипаж от гибели, даже в случае полного уничтожения танка, так как людской ресурс более важен, чем технический, а экипаж, находясь в безопасности выполняет боевую задачу более профессионально.[[Файл:Концепция советского танка 1959 года.jpg|thumb|250px|right|Концепция советского танка с необитаемым боевым отделением. Проект 1959 года.]] | ||
=== Поиск решения проблемы === | === Поиск решения проблемы === | ||
Ещё в 1959 году советские конструкторы из научно- | Ещё в 1959 году советские конструкторы из научно-исследовательского института ВНИИ-100 разработали проект танка с необитаемым боевым отделением, а в 1961 году появился аналогичный проект, но уже ракетного танка. Экипаж по замыслу конструкторов должен был находится в корпусе машины, а все заряжание орудия проходило механизированным способом. Подобные разработки обогнали своё время более чем на 50 лет и в значительной мере опровергают доводы, что танк Т-14 был скопирован с иностранных разработок.[http://www.vestnik-rm.ru/news-4-12344.htm] Технологический уровень развития того времени не позволил реализовать новый танк в металле и работы дальше чертежей не продвинулись, но именно они послужили началом к созданию танка будущего. Все последующие годы разные КБ работали над созданием танка с необитаемой башней, но все они, вплоть до распада СССР, по разным причинам не были доведены до принятия на вооружение. Среди них можно отметить Т-74, «Объект 477» созданный к рамках ОКР «Молот» и «Объект 490а» созданный к рамках ОКР «Бунтарь».[http://weaponscollection.com/1455-obekt-477-tank-molot.html] | ||
[[Файл:Т-95.jpg|thumb|250px|left|Предполагаемый внешний вид опытного российского танка с необитаемым боевым отделением Т-95 (объект 195).]] | [[Файл:Т-95.jpg|thumb|250px|left|Предполагаемый внешний вид опытного российского танка с необитаемым боевым отделением Т-95 (объект 195).]] | ||
=== Т-95 === | === Т-95 === | ||
В 1990 году конструкторское бюро УБКТМ в Нижнем Тагиле, под руководством Владимира Поткина, в инициативном порядке приступило к работе над новым танком четвёртого послевоенного поколения «Объект 195», более известный под индексом Т-95. А результаты военных действий коалиции в [[Кувейт]]е (война в Персидском заливе 1990—1991 гг.) только ускорило эти работы. Дело в том, что подавляющее большинство всех попаданий в танк приходилось на башню, где находится экипаж. Большинство ПТС рассчитаны на поражение экипажа и выведение из строя части чувствительной аппаратуры. Кроме этого экипаж находится в одном отделении с боезапасом, который в случае поражения может детонировать и уничтожить как танк так и танкистов. Зачастую танк | В 1990 году конструкторское бюро УБКТМ в Нижнем Тагиле, под руководством Владимира Поткина, в инициативном порядке приступило к работе над новым танком четвёртого послевоенного поколения «Объект 195», более известный под индексом Т-95. А результаты военных действий коалиции в [[Кувейт]]е (война в Персидском заливе 1990—1991 гг.) только ускорило эти работы. Дело в том, что подавляющее большинство всех попаданий в танк приходилось на башню, где находится экипаж. Большинство ПТС рассчитаны на поражение экипажа и выведение из строя части чувствительной аппаратуры. Кроме этого экипаж находится в одном отделении с боезапасом, который в случае поражения может детонировать и уничтожить как танк, так и танкистов. Зачастую танк остаётся боеспособным даже после многократных попаданий. Таким образом, конструкторы решили убрать экипаж из боевого отделения в корпус танка, тем самым увеличив безопасность экипажа и живучесть танка. Сам экипаж поместили в бронекапсулу, отделив от снарядов, а все процессы по заряжанию проходили в автоматизированном режиме. На танк было установлено мощное 152 мм орудие, новый двигатель, новая динамическая и активная защита. | ||
== Т-14 == | == Т-14 == | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
=== Разработка и первое появление === | === Разработка и первое появление === | ||
[[Файл:Alabino220415part2-01.jpg|thumb|300px|right|ОБТ Т-14 на репетиции Парада Победы в 2015 году, башня скрыта маскировочным чехлом.]] | [[Файл:Alabino220415part2-01.jpg|thumb|300px|right|ОБТ Т-14 на репетиции Парада Победы в 2015 году, башня скрыта маскировочным чехлом.]] | ||
В 2010 году разработка танка Т-95 была официально прекращена и одновременно начат проект многоцелевой платформы «Армата» с создание на её базе основного боевого танка Т-14. Новый танк, в отличие от Т-95 был гораздо дешевле и при этом универсальная платформа позволяла без существенных | В 2010 году разработка танка Т-95 была официально прекращена и одновременно начат проект многоцелевой платформы «Армата» с создание на её базе основного боевого танка Т-14. Новый танк, в отличие от Т-95 был гораздо дешевле и при этом универсальная платформа позволяла без существенных изменений создавать широкий ряд бронетехники. Относительно быстрая реализация новой программы стала, возможно, благодаря предшествующим наработкам из которых конструкторы взяли все самое лучше. В качестве основы для универсальной платформы взяли разработку ленинградского КБ «Спецмаш» — «Объект 299», которая ещё в начале 90-х годов был разработана как платформа универсального назначения для создания на её базе основного танка, БМП, инженерной машины и носителя ПТУР. Ходовая, с опорными катками малого диаметра, также была сохранена. Известно, что при разработке «Арматы» были использованы и другие наработки в области отечественного танкостроения. Другими словами танк Т-14 стал итогом советских и российских разработок в области танкостроения, в рамках программы «танк будущего». Кроме этого, помимо танка, на базе платформы «Армата», разработчики изготовили тяжёлую БМП, а также БРЭМ. Таким образом, применение универсальной платформы позволит избежать разунификации значительно числа отечественной бронетехники и упростит её ремонт и обслуживание. Всего же, по словам конструкторов, на базе платформы «Армата» можно разработать 28 единиц перспективных видов вооружения.[https://rg.ru/2016/05/18/reg-urfo/vojskovye-ispytaniia-pervyh-tankov-armata-popali-na-video.html] | ||
Несколько лет, с начала разработки проекта, специалисты в области бронетехники и простые любители обсуждали новый танк, из-за чего тот оброс многочисленными мифами и предположениями. В сети даже развернулась целая компания по угадыванию внешнего вида будущего танка, но в итоге все версии оказались далеки от оригинала. Секретность проекта только подогревала интерес. В 2013 году состоялся закрытый показ, на котором высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца бронетехники на платформе «Армата» — основной боевой танк (ОБТ), тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) и бронированная ремотно-эвакуационная машина (БРЭМ).[https://vpk.name/news/128837_v_internete_poyavilis_pervyie_foto_noveishih_tankov_t14_armata.html] | Несколько лет, с начала разработки проекта, специалисты в области бронетехники и простые любители обсуждали новый танк, из-за чего тот оброс многочисленными мифами и предположениями. В сети даже развернулась целая компания по угадыванию внешнего вида будущего танка, но в итоге все версии оказались далеки от оригинала. Секретность проекта только подогревала интерес. В 2013 году состоялся закрытый показ, на котором высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца бронетехники на платформе «Армата» — основной боевой танк (ОБТ), тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) и бронированная ремотно-эвакуационная машина (БРЭМ).[https://vpk.name/news/128837_v_internete_poyavilis_pervyie_foto_noveishih_tankov_t14_armata.html] | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
[[Файл:Main battle tank T-14 - 0-03.jpg|thumb|300px|left|Т-14 на репетиции Парада Победы в 2016 году. Бортовые экраны отсутствуют, хорошо видна ходовая с 7-ю опорными катками.]] | [[Файл:Main battle tank T-14 - 0-03.jpg|thumb|300px|left|Т-14 на репетиции Парада Победы в 2016 году. Бортовые экраны отсутствуют, хорошо видна ходовая с 7-ю опорными катками.]] | ||
Много прозвучало предположений и о том, когда с Т-14 и Т-15 снимут брезент на генеральной репетиции или же на самом Параде. Но ошиблись и те и другие. Впервые полный облик танка появился на сайте Минобороны 4 мая 2015 года и в этот же день он, уже без брезента принял участие в репетиции Парада. 7 мая на генеральной репетиции случился неожиданный инцидент. Один из танков во время прохода по Красной площади заглох прямо напротив Мавзолея.[https://vpk.name/news/131523_armata_zaglohla_na_krasnoi_ploshadi.html] Причины случившегося не разглашаются, но известно, что танк после прибытия на место специалисты УВЗ | Много прозвучало предположений и о том, когда с Т-14 и Т-15 снимут брезент на генеральной репетиции или же на самом Параде. Но ошиблись и те и другие. Впервые полный облик танка появился на сайте Минобороны 4 мая 2015 года и в этот же день он, уже без брезента принял участие в репетиции Парада. 7 мая на генеральной репетиции случился неожиданный инцидент. Один из танков во время прохода по Красной площади заглох прямо напротив Мавзолея.[https://vpk.name/news/131523_armata_zaglohla_na_krasnoi_ploshadi.html] Причины случившегося не разглашаются, но известно, что танк после прибытия на место специалисты УВЗ завёлся и уехал своим ходом. Данный случай породил много шуток и мемов, а кто-то даже радовался, что новый российский танк глохнет без всяких видимых причин, но сам Парад прошёл успешно и вся техника отработала в штатном режиме, что несколько расстроило критикующих Россию личностей. | ||
После Парада машины были переданы обратно на УВЗ для доработки и дальнейшего прохождения заводских испытаний. А в мае уже 2016 года Т-14 вновь приняли участие в Параде, как и другая новейшая техника, кроме БМП Т-15, которые по некоторым данным проходили фазу активных испытаний. В начале осени того же года, Минобороны заключила контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку опытной партии из более чем ста танков Т-14. Сумма контракта, а также стоимость одного танка не разглашается.[https://ria.ru/defense_safety/20160906/1476182016.html] Позже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что первые танки Т-14 начали поступать на опытно-боевую эксплуатацию в части Вооружённых сил России.[https://topwar.ru/100321-mo-rf-seriynye-tanki-t-14-armata-nachali-postupat-v-voyska.html] | После Парада машины были переданы обратно на УВЗ для доработки и дальнейшего прохождения заводских испытаний. А в мае уже 2016 года Т-14 вновь приняли участие в Параде, как и другая новейшая техника, кроме БМП Т-15, которые по некоторым данным проходили фазу активных испытаний. В начале осени того же года, Минобороны заключила контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку опытной партии из более чем ста танков Т-14. Сумма контракта, а также стоимость одного танка не разглашается.[https://ria.ru/defense_safety/20160906/1476182016.html] Позже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что первые танки Т-14 начали поступать на опытно-боевую эксплуатацию в части Вооружённых сил России.[https://topwar.ru/100321-mo-rf-seriynye-tanki-t-14-armata-nachali-postupat-v-voyska.html] | ||
== Описание конструкции == | == Описание конструкции == | ||
В настоящее время все | В настоящее время все данные по конструкции Т-14 находятся под грифом секретно, известно сравнительно не много, поэтому в будущем, по мере развития проекта, информация по устройству может кардинально изменится. | ||
=== Тяжёлая универсальная гусеничная платформа «Армата» === | === Тяжёлая универсальная гусеничная платформа «Армата» === | ||
Танк Т-14 стал первым в мире серийным танком разработанным на базе универсальной платформы. Подобные проекты пытались создать во многих танкостроящих странах, но все они остались в единичных опытных экземплярах, хотя по заверению многих специалистов именно универсальные платформы станут будущим для большинства видов бронетехники. Только российским конструкторам в настоящее время удалось довести дело до серийного производства. | Танк Т-14 стал первым в мире серийным танком, разработанным на базе универсальной платформы. Подобные проекты пытались создать во многих танкостроящих странах, но все они остались в единичных опытных экземплярах, хотя по заверению многих специалистов именно универсальные платформы станут будущим для большинства видов бронетехники. Только российским конструкторам в настоящее время удалось довести дело до серийного производства. | ||
Платформа Армата имеет удлинённый, нетипичный для отечественных танков 7-ми катковый корпус. Это стало | Платформа Армата имеет удлинённый, нетипичный для отечественных танков 7-ми катковый корпус. Это стало необходимым по причине повышения массы машины, так как увеличилась удельное давление на грунт. Для его снижения был введён дополнительный каток. Заявлено, что Т-14 весит 48 тонн, но по мнению многие экспертов его оценочный вес составляет не менее 50-ти тонн. | ||
=== Компоновка === | === Компоновка === | ||
[[Файл:Компоновка танка Т-14.jpg|thumb|300px|right|Примерная схема компоновки танка Т-14. Цветами обозначено:<br><span style="color: #70f1b0">██</span> — отделение управления;<br><span style="color: #FFB6C1">██</span> — боевое отделение;<br><span style="color: #4682B4">██</span> — моторно-трансмиссионное отделение.]] | [[Файл:Компоновка танка Т-14.jpg|thumb|300px|right|Примерная схема компоновки танка Т-14. Цветами обозначено:<br><span style="color: #70f1b0">██</span> — отделение управления;<br><span style="color: #FFB6C1">██</span> — боевое отделение;<br><span style="color: #4682B4">██</span> — моторно-трансмиссионное отделение.]] | ||
Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая | Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая надёжно изолирует его от боекомплекта и защищает в случае поражения основной брони. Таким образом, даже при полном уничтожении танка и детонации боекомплекта у экипажа остаётся много шансов не погибнуть. Члены экипажа сидят рядом друг с другом, механик-водитель слева, наводчик по центру, а командир экипажа справа. | ||
=== Башня === | === Башня === | ||
=== Вооружение === | === Вооружение === | ||
=== Броня и ДЗ === | === Броня и ДЗ === | ||
=== Комплекс активной защиты «Афганит» === | === Комплекс активной защиты «Афганит» === | ||
=== Подвижность === | === Подвижность === | ||
Строка 73: | Строка 77: | ||
=== Обещали 2000 «Армат» к 2020 году === | === Обещали 2000 «Армат» к 2020 году === | ||
=== На Т-14 установят | === На Т-14 установят 152 мм орудие === | ||
=== Т-14 — танк с картонной башней === | === Т-14 — танк с картонной башней === |
Версия от 04:40, 12 марта 2017
Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» (ранее: Т-99 «Приоритет»[1]) — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади.
Т-14 создан на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» по новой компоновочной схеме с необитаемой башней и расположение экипажа в бронекапсуле, отдельно от боекомплекта, что значительно увеличивает их шансы на выживание в случае поражения или детонации снарядов. Кроме этого в новом танке применён ряд уникальных разработок и конструкторских решений, что делает Т-14 уникальным российским оружием.[2]
Проблемы и развитие современного танкостроения
Впервые танки появились на поле боя 15 сентября 1916 года во время сражения на Сомме. Это были английские танки Mark I хорошо известные многим за свой внешний вид в форме ромба.[3] Эти машины были далеки от совершенства и многие из них не доехали даже до линии фронта, но уже тогда они сыграли важную роль в той битве, позволив вклиниться в оборону противника с гораздо меньшими потерями. Многие державы, поначалу скептически отнеслись к новому игроку на поле боя, но позже спохватившись приступили к энергичной разработке аналогичных машин. В дальнейшем именно танки стали основной ударной силой сухопутных войск и без них не обходилось ни одна крупная наступательная операция. Весь межвоенный период не прекращались эксперименты по разработке новых танков, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Было создано большое количество разнообразных машин с различным вооружением назначением и возможностями.
Недостатки классической компоновки
К середине ХХ-го века в мировом танкостроении укрепилась классическая компоновка танков, согласно которой механик-водитель располагался в передней части танка, за ним в обитаемой башне находился командир танка, наводчик и заряжающий. Двигатель обычно располагался сзади. Подобная схема сохранилась почти без изменений вплоть до наших дней, лишь с незначительными вариациями. К примеру, у Израильского танка «Меркава-4» двигатель находится спереди, а шведский танк Strv 103 не имел башни, но общие принципы компоновки были сохранены. Казалось бы, ничего нового в подобной схеме предложить нельзя, так как она удобна и функциональна, опробованная в самых тяжёлых боевых условиях, и неплохо себя зарекомендовала. Но тем не менее, развитие концепции новых танков подталкивало конструкторов к созданию новых машин с абсолютно новой компоновкой. Одной из таких идей — стало размещение экипажа в корпусе танка, а боевое отделение функционировало в автоматизированном режиме.
Дело в том, что у танков подобной компоновки есть два наиболее явных недостатка — это непосредственный контакт экипажа с боеприпасами и нахождение экипажа в обитаемой башне, на которую по статистике приходится наибольшее количество попаданий различных ПТС. Эти проблемы присущи и отечественным танка 3-го поколения, которые сохранили практически без изменений компоновку танков военного периода и зарубежным машинам. Сказался и тот факт, что в послевоенные годы противотанковые средства резко возросли по своим возможностям и стали доминировать над защитой от них. Другими словами конструкторам так и не удалось создать танк, который был бы совершенно неуязвимым, а экипаж находился в нём в полной безопасности. В этом случае необходимо было найти решение которое помогло бы защитить экипаж от гибели, даже в случае полного уничтожения танка, так как людской ресурс более важен, чем технический, а экипаж, находясь в безопасности выполняет боевую задачу более профессионально.
Поиск решения проблемы
Ещё в 1959 году советские конструкторы из научно-исследовательского института ВНИИ-100 разработали проект танка с необитаемым боевым отделением, а в 1961 году появился аналогичный проект, но уже ракетного танка. Экипаж по замыслу конструкторов должен был находится в корпусе машины, а все заряжание орудия проходило механизированным способом. Подобные разработки обогнали своё время более чем на 50 лет и в значительной мере опровергают доводы, что танк Т-14 был скопирован с иностранных разработок.[4] Технологический уровень развития того времени не позволил реализовать новый танк в металле и работы дальше чертежей не продвинулись, но именно они послужили началом к созданию танка будущего. Все последующие годы разные КБ работали над созданием танка с необитаемой башней, но все они, вплоть до распада СССР, по разным причинам не были доведены до принятия на вооружение. Среди них можно отметить Т-74, «Объект 477» созданный к рамках ОКР «Молот» и «Объект 490а» созданный к рамках ОКР «Бунтарь».[5]
Т-95
В 1990 году конструкторское бюро УБКТМ в Нижнем Тагиле, под руководством Владимира Поткина, в инициативном порядке приступило к работе над новым танком четвёртого послевоенного поколения «Объект 195», более известный под индексом Т-95. А результаты военных действий коалиции в Кувейте (война в Персидском заливе 1990—1991 гг.) только ускорило эти работы. Дело в том, что подавляющее большинство всех попаданий в танк приходилось на башню, где находится экипаж. Большинство ПТС рассчитаны на поражение экипажа и выведение из строя части чувствительной аппаратуры. Кроме этого экипаж находится в одном отделении с боезапасом, который в случае поражения может детонировать и уничтожить как танк, так и танкистов. Зачастую танк остаётся боеспособным даже после многократных попаданий. Таким образом, конструкторы решили убрать экипаж из боевого отделения в корпус танка, тем самым увеличив безопасность экипажа и живучесть танка. Сам экипаж поместили в бронекапсулу, отделив от снарядов, а все процессы по заряжанию проходили в автоматизированном режиме. На танк было установлено мощное 152 мм орудие, новый двигатель, новая динамическая и активная защита.
Т-14
Разработка и первое появление
В 2010 году разработка танка Т-95 была официально прекращена и одновременно начат проект многоцелевой платформы «Армата» с создание на её базе основного боевого танка Т-14. Новый танк, в отличие от Т-95 был гораздо дешевле и при этом универсальная платформа позволяла без существенных изменений создавать широкий ряд бронетехники. Относительно быстрая реализация новой программы стала, возможно, благодаря предшествующим наработкам из которых конструкторы взяли все самое лучше. В качестве основы для универсальной платформы взяли разработку ленинградского КБ «Спецмаш» — «Объект 299», которая ещё в начале 90-х годов был разработана как платформа универсального назначения для создания на её базе основного танка, БМП, инженерной машины и носителя ПТУР. Ходовая, с опорными катками малого диаметра, также была сохранена. Известно, что при разработке «Арматы» были использованы и другие наработки в области отечественного танкостроения. Другими словами танк Т-14 стал итогом советских и российских разработок в области танкостроения, в рамках программы «танк будущего». Кроме этого, помимо танка, на базе платформы «Армата», разработчики изготовили тяжёлую БМП, а также БРЭМ. Таким образом, применение универсальной платформы позволит избежать разунификации значительно числа отечественной бронетехники и упростит её ремонт и обслуживание. Всего же, по словам конструкторов, на базе платформы «Армата» можно разработать 28 единиц перспективных видов вооружения.[6]
Несколько лет, с начала разработки проекта, специалисты в области бронетехники и простые любители обсуждали новый танк, из-за чего тот оброс многочисленными мифами и предположениями. В сети даже развернулась целая компания по угадыванию внешнего вида будущего танка, но в итоге все версии оказались далеки от оригинала. Секретность проекта только подогревала интерес. В 2013 году состоялся закрытый показ, на котором высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца бронетехники на платформе «Армата» — основной боевой танк (ОБТ), тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) и бронированная ремотно-эвакуационная машина (БРЭМ).[7]
И вот в 2015 году, было объявлено, что танки на платформе «Армата», примут участие в юбилейном Параде Победы на Красной площади. Специально для этого была выпущена предсерийная партия из 9 машин. И вот, незадолго до начала репетиции Парада, 24 марта 2015 года первые фотографии и видео Т-14 попали в интернет, но его башня была скрыта маскировочным чехлом.[8] Этот факт породил ещё ряд предположений об окончательном облике, вплоть до самых фантастических, так как под чехлом можно сделать ложный каркас и таким образом ещё больше запутать ожидания любителей.
Много прозвучало предположений и о том, когда с Т-14 и Т-15 снимут брезент на генеральной репетиции или же на самом Параде. Но ошиблись и те и другие. Впервые полный облик танка появился на сайте Минобороны 4 мая 2015 года и в этот же день он, уже без брезента принял участие в репетиции Парада. 7 мая на генеральной репетиции случился неожиданный инцидент. Один из танков во время прохода по Красной площади заглох прямо напротив Мавзолея.[9] Причины случившегося не разглашаются, но известно, что танк после прибытия на место специалисты УВЗ завёлся и уехал своим ходом. Данный случай породил много шуток и мемов, а кто-то даже радовался, что новый российский танк глохнет без всяких видимых причин, но сам Парад прошёл успешно и вся техника отработала в штатном режиме, что несколько расстроило критикующих Россию личностей.
После Парада машины были переданы обратно на УВЗ для доработки и дальнейшего прохождения заводских испытаний. А в мае уже 2016 года Т-14 вновь приняли участие в Параде, как и другая новейшая техника, кроме БМП Т-15, которые по некоторым данным проходили фазу активных испытаний. В начале осени того же года, Минобороны заключила контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку опытной партии из более чем ста танков Т-14. Сумма контракта, а также стоимость одного танка не разглашается.[10] Позже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что первые танки Т-14 начали поступать на опытно-боевую эксплуатацию в части Вооружённых сил России.[11]
Описание конструкции
В настоящее время все данные по конструкции Т-14 находятся под грифом секретно, известно сравнительно не много, поэтому в будущем, по мере развития проекта, информация по устройству может кардинально изменится.
Тяжёлая универсальная гусеничная платформа «Армата»
Танк Т-14 стал первым в мире серийным танком, разработанным на базе универсальной платформы. Подобные проекты пытались создать во многих танкостроящих странах, но все они остались в единичных опытных экземплярах, хотя по заверению многих специалистов именно универсальные платформы станут будущим для большинства видов бронетехники. Только российским конструкторам в настоящее время удалось довести дело до серийного производства.
Платформа Армата имеет удлинённый, нетипичный для отечественных танков 7-ми катковый корпус. Это стало необходимым по причине повышения массы машины, так как увеличилась удельное давление на грунт. Для его снижения был введён дополнительный каток. Заявлено, что Т-14 весит 48 тонн, но по мнению многие экспертов его оценочный вес составляет не менее 50-ти тонн.
Компоновка
Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая надёжно изолирует его от боекомплекта и защищает в случае поражения основной брони. Таким образом, даже при полном уничтожении танка и детонации боекомплекта у экипажа остаётся много шансов не погибнуть. Члены экипажа сидят рядом друг с другом, механик-водитель слева, наводчик по центру, а командир экипажа справа.
Башня
Вооружение
Броня и ДЗ
Комплекс активной защиты «Афганит»
Подвижность
Дальнейшее развитие
Другая бронетехника на УГП «Армата»
ТБМП Т-15
БРЭМ Т-16
БМПТ «Терминатор-3»
Прочая техника
Мифы об «Армате»
Танк называется Т-14 «Армата»
Обещали 2000 «Армат» к 2020 году
На Т-14 установят 152 мм орудие
Т-14 — танк с картонной башней
Т-14 на Украине
Т-14 хуже, чем Т-95
Сырой танк — заглох на Параде
Абсолютно новый танк
Первый в мире танк с необитаемой башней
Конструкцию Т-14 позаимствовали у Запада
См. также
Литература
- Чаплыгин А. В. «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины. — ЭКСМО, 2015. — ISBN ISBN 978-5-699-83534-8