Судебная система России: различия между версиями
Строка 68: | Строка 68: | ||
== Проблемы российской судебной системы == | == Проблемы российской судебной системы == | ||
Наивно считать, что в российской судебной системе всё идеально. В ней, как и в любой другой, существуют свои проблемы и изъяны. Перечислим самые основные из них. | |||
=== Обвинительный уклон российского правосудия === | |||
Всем известна пугающая цифра оправдательных приговоров в России, которая болтается в пределах статистической погрешности (1-2% в год), причем особенно любят сравнивать со сталинской Россией, в которой выносилось 12% оправдательных приговоров. Отсюда многие делают далеко идущий вывод о том, что Россия - это полицейское государство, правды там нет, ну и далее по тексту. Разбираться в предмете хотят немногие. | |||
Некоторые упрекнут, указав, что обвинительный уклон вовсе не проблема, а очередной миф судебной системы. И будут отчасти правы. Но здесь необходимо разобраться, и без экскурса в историю не обойтись. На данный момент выделяют три типа уголовных процесса. | |||
: 1) Инквизиционный процесс - главной целью процесса является обвинение. В данном случае становятся не важны доказательства, кроме собственных признаний обвиняемого, которые добываются, как правило, пыткой. Роль защиты сводится к номинальной или даже декоративной и никакого влияния на процесс она не имеет. На сегодняшний день практикуется в разных авторитарных и тоталитарных государствах. | |||
: 2) Состязательный процесс. Развит в странах англо-американской правовой семьи (Великобритания и её бывшие колонии). В данном процессе обвинение и защита выступают абсолютно равными сторонами по делу и рассматриваются в порядке, максимально приближенном к гражданскому. Если помните американские фильмы, то в США в уголовном процессе говорят: Народ против... (Ларри Флинта, например). То есть стороной по делу является народ в лице прокурора. В данном процессе судья лишь арбитр, если суд считает, что у прокуратуры нет доказательств, процесс прекращается, а обвинение снимается. | |||
: 3) Смешанный процесс. Сочетает в себе признаки инквизиционного и состязательного процесса. Такой процесс характер для систем континентального права (к которым относится и Россия). В данном процессе у суда не пассивная роль наблюдателя, а активная. Причем, и это особенность, оставшаяся в России с советских времен, его роль сдвинута ближе к роли обвинения. При недостаточности доказательств суд не прекращает дело, а может отправить его на доследование. Это не плюс и не минус судебной системы, это её особенность. В Японии, например, выносится и того меньшее количество оправданий, а ещё там до сих пор применяется смертная казнь. Но почему-то все упрекают российскую судебную систему, а не японскую. | |||
Так вот, проблема обвинтельного уклона российского правосудия не в том, что выносится мало оправдательных приговоров, а в палочной системе, которая разъедает изнутри все органы государственной власти в нашей стране. Для следователя нет ничего хуже, чем оправдательный приговор: это означает, что он, следователь, сработал из рук вон плохо, а из этого следует, что его лишат премии и подвергнут обструкции на служебных совещаниях. Поэтому даже если в отношении невиновного человека возбудили уголовное дело, то без срока, пусть даже и условного, из зала суда он уже не выйдет. Как правило. | |||
=== Низкая квалификация судебных органов === | |||
Нужно заметить, что судьями как правило становятся бывшие сотрудники силовых структур - внутренних дел или прокуратуры, реже - из нижестоящих судов или помощников, совсем редкие случаи - из секретарей судебных заседаний. И это накладывает свой определенный отпечаток. Бывшие сотрудники сохраняют свои связи в органах и могут "подсуживать" своим, особенно это видно на примере уголовных дел. Кроме того, они слабо разбираются в гражданском процессе, что тоже влияет на качество судебных решений. Судей из "гражданских" - адвокатуры или коммерческих структур, очень и очень немного, и они зачастую заседают в арбитражных судах. Но, надо заметить, сейчас ситуация постепенно меняется, и таких судей становится всё больше и больше. | |||
Судьи - это очень закрытое сообщество, попасть туда, просто сдав квалификационный экзамен, практически невозможно. Как и в любых других органах, всё решают связи и протекция. | |||
И также следует отметить в этой же связи и высокую текучку секретарей судебных заседаний, вследствие низкой зарплаты и большого объема работ. | |||
=== "Телефонное" право === | |||
Это действительно проблема, она существует, отмечали её и президент, и премьер-министр. Заключается проблема в сращивании судебных и иных органов власти. По теории разделения властей судебная власть должна быть независимой от исполнительной и законодательной, на деле же выходит совсем не так: и исполнительные органы, случается, диктуют судебных как решать то или иное дело. | |||
Но, отметим, что это должно быть действительно важное дело, затрагивающее интересы очень влиятельных лиц. Просто так "подставляться" и принимать решение, которое заведомо отменит вышестоящая инстанция, никто не будет. | |||
=== Высокая загруженность === | |||
Через судебные органы проходит больше миллиона дел ежегодно, а количество судей строго ограничено. Отсюда возникает проблема, что в густонаселенных районах (например, в Москве) загруженность судей резко возрастает. Поэтому возникает определенная проблема качества рассмотрения дел, которое, соответственно, падает: судья не может рассматривать множество дел одинаково объективно и качественно. | |||
=== Плохое материально-техническое обеспечение === | |||
Несмотря на то, что федеральные судьи получают очень хорошие деньги за свою работу, в судебную систему вливаются очень хорошие деньги, на настоящий момент приходится признать, что материально-техническое обеспечение судов поставлено из рук вон плохо. Так, например, секретари судебных заседаний получают очень мало - не более 12-15 тысяч рублей. При этом от них зависит очень и очень многое: именно они печатают протоколы судебных заседаний (а иногда и судебные решения и исполнительные листы), ведут администрирование дела, принимают и отправляют корреспонденцию. Как правило, секретарями работают девочки-студентки или сразу после юридических вузов (мужики с монотонной сидячей бумажной работой как правило не справляются), и когда подворачивается место получше, норовят уйти. Отсюда: высокая текучка и плохая подготовка. При этом доходит даже до того, что секретари за свои (!!!) деньги вынуждены покупать канцелярские товары (ручки, нитки, папки), бумагу и заправлять принтеры. Хотя всеобщая компьютеризация охватила и суды, поэтому хотя бы с этим проблем нет. | |||
== Перспективы развития == | == Перспективы развития == |
Версия от 05:09, 23 ноября 2013
Пустые заголовки В этой статье есть ничего не возглавляющие заголовки. Нужно незамедлительно наполнить эти заголовки текстом или превратить их в список. Если список окажется не к месту, перенесите его в обсуждение статьи. |
Судебная система в современной России далека от совершенства. Тем не менее, она всё же существует, и по ряду показателей даже опережает судебные системы многих других развитых стран.
Структура судебной системы
В настоящее время в Российской Федерации существует четко структурированная система судов. Можно их разделить на три большие ветви — суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды.
Конституционные суды
Конституционный суд — это самый главный суд в нашей стране. Точнее, один из самых главных. Только Конституционный суд РФ может официально толковать Конституцию страны, кроме того, он разбирает споры о разграничении компетенции органов, проверка соответствия Конституции тех или иных нормативных актов. Ещё в его функциях: предъявление официальных обвинений главе государства за государственную измену или иное тяжкое преступление.
Конституционные (уставные) суды субъектов — они могут быть, а могут и не быть, это зависит от самого субъекта федерации. У автономных республик они называются конституционными, у остальных субъектов (поскольку у них не конституции, а Уставы), соответственно, уставные. Их функции схожи с Конституционным судом, но ограничиваются территорией субъекта.
Суды общей юрисдикции
Верховный суд — Верховный суд является последней инстанцией по всем уголовным, гражданским и административным делам. По первой инстанции рассматривает очень ограниченный круг дел. Состоит из 4 коллегий - гражданской, уголовной, административной и Военной коллегии.
Верховный суд субъекта (республиканский, краевой, областной суд) — верховный суд субъекта рассматривает всё то, что не вправе рассматривать нижестоящие суды. Чаще всего его используют как апелляционную инстанцию для обжалования нижестоящих судов. По первой инстанции суды субъектов рассматривают очень ограниченное количество дел. В частности, они рассматривают уголовные дела в отношении депутатов Федерального Собрания, а также дела, содержащие государственную тайну.
Районный (городской) суд — подведомственность гражданских и уголовных дел этим судам определяется соответствующими законами. Но если говорить обобщенно, то районные суды рассматривают имущественные споры свыше 50 000 рублей, неимущественные споры, обжалования органов власти, а также большинство уголовных дел.
Арбитражные суды
Высший арбитражный суд - ВАС является высшим судебным органом в Российской Федерации по экономическим спорам, но по первой инстанции рассматривает совсем небольшое количество дел. В основном он служит высшей инстанцией для обжалования нижестоящих судов, занимается обобщением судебной практики. Довольно скоро будет упразднен.
Федеральный арбитражный суд округа - по арбитражной юстиции страна разделена на специальные округа, на территории которых действуют соответствующие суды. Надо заметить, что федеральные округа и арбитражные округа (равно как и военные, разумеется), совсем не совпадают территориально и количественно: всего их десять штук.
Арбитражный суд субъекта — в системе арбитражных судов отсутствуют районные суды, в них всё начинается с судов субъектов. Арбитражные суды рассматривают в основном экономические дела, а также дела о банкротстве.
Суды, не входящие в систему судов России
Мировой суд — мировые судьи в Российской Федерации не входят в систему судов общей юрисдикции. Мировые суды формируются субъектами федерации самостоятельно — либо на основании утверждения главой субъекта, либо путем выбора населением (норма есть, но на территории РФ нет ни одного субъекта, который бы её применял). Мировые суды рассматривают имущественные споры до 50 000 рублей, некотрые категории неимущественных споров (вроде разводов, если нет спора об имуществе либо нет детей), а также мелкоуголовные дела. Их решения можно обжаловать в федеральный суд.
Третейский суд — интересной разновидностью судов в России являются так называемые третейские суды. Грубо говоря, это суды по договоренности. Стороны могут предусмотреть, чтобы их спор рассматривали не общие суды, а специальные люди, оговоренные сторонами. Третейские суды не очень развиты в нашей стране, они существуют как правило при крупных компаниях вроде Газпрома, либо при Торгово-промышленных палатах. Что интересно: решения третейских судов нельзя обжаловать в принципе, только в очень ограниченном количестве случаев.
Административные комиссии — это не менее интересный орган: по сути не являясь судом, тем не менее, комиссии берут на себя функции суда. Несмотря на Конституцию, да. Они создаются при субъектах федерации и их, впрочем, может и не быть. В Москве, к примеру, административные комиссии есть (Закон г. Москвы «О коллегиальных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях в городе Москве»). Административные комиссии рассматривают только дела об административных правонарушениях, которые установлены субъектами. Как правило, они состоят из любых граждан, а Председатель утверждается субъектом.
Международные суды
Европейский суд по правам человека - базируется в городе Страсбург, Франция. Считается самой последней инстанцией в Российской Федерации, поскольку решения ЕСПЧ на территории Российской Федерации подлежат немедленному исполнению. Суд рассматривает как уголовные, так и гражданские дела. К слову, Россия в ЕСПЧ на хорошем счету, потому что его решения исполняются быстро и в срок. Конечно, существует определенная проблематика: простому российскому обывателю трудно понять, почему грабители, мошенники и маньяки получают по 5-10 тысяч евро компенсации за якобы ненадлежащее содержание, обращение, а также за нарушение их прав (казалось бы, какие могут быть у выродка, убивающего пенсионеров, права?), но своя логика в этом есть. Россия всё же находится только в развитии своего правосудия, кроме того, её правоохранительная и пенитенциарная системы унаследовали пороки старой, советской системы. Разумеется, со временем нормы о верховенстве Европейского суда будут изменены или даже отменены. Например, Великобритания принципиально не признает решений ЕСПЧ, но все российские олигархи стараются судиться в Лондоне, а не в России.
Стокгольмский арбитраж - находится, как видно из названия в Стокгольме, Швеция. Рассматривает экономические дела транснациональных компаний. В 70-е годы использовался для разрешения торговых споров между США и СССР. Из последних резонансных дел, рассмотренных судом с участием России, иск Газпрома к Нафтогазу в 2009 году в рамках "газовых войн" с Украиной.
Гаагский трибунал - его часто путают с ЕСПЧ, хотя компетенция у них совершенно разная. Находится в городе Гаага, Нидерланды. Изначально задумывался как преемник Нюрнбергского процесса, в котором будут беспристрастно судить диктаторов по всему миру. Но, как это обычно бывает, быстро утонул в политических разборках заинтересованных сторон. Кроме того, после громких и скандальных дел по бывшей Югославии (многие тогда обвиняли трибунал в ангажированности в пользу косовских албанцев, хотя они тоже попадали на скамью подсудимых) судить стало особо некого, так что теперь Гаагский трибунал превратился в место разборок между африканскими диктаторами. Что касается России, то Россия по Конституции не экстрадирует своих граждан, так что за военные преступления граждане России отвечают по Уголовному кодексу Российской Федерации. На настоящий момент ни один россиянин Гаагским судом не осужден.
Международный суд ООН - был создан в 1946 году на базе Организации Объединенных Наций. Находится там же, где и Гаагский трибунал, то есть в Гааге, Нидерланды. В его компетенцию входит цивилизованное разрешение споров между государствами. СССР до 1989 года не признавал юрисдикции международного суда (хотя судьи от СССР в него входили, сейчас же одним из 15 судей является россиянин Скотников Леонид Алексеевич), теперь же Россия формально признает его юрисдикцию, но особо громкими делами суд всё равно не отмечен. Единственый спор, связанный с Россией, был подан Грузией по итогам Пятидневной войны 2008 года. Суд в 2010 году принял соломоново решение и иск отклонил по формальным основаниям.
Мифы о российской судебной системе
Миф 1. В российском суде правды не добьёшься
Миф этот в основном обусловлен тем фактом, что подавляющее большинство граждан России юридически неграмотны. Мало подать заявление в суд, надо ещё грамотно и чётко сформулировать свои требования, а также сослаться на необходимые законы и иные нормативные акты. Просто так зайти в суд и вслед за Золя воскликнуть — J’accuse![1] — не получится. Нужно уметь грамотно и четко формулировать требования и доказательства.
Миф 2. В российских судах всё куплено
Этот миф прямиком вытекает из первого мифа. На самом деле, федеральный судья получает больше ста тысяч рублей (зарплата почти как у американских!), причём его доходы не облагаются налогами, кроме того, у федерального судьи ещё очень много льгот, в том числе и пенсионных. А наказание за любую провинность — пожизненный бан на профессию, так что открытого взяточничества в судах не так много. Поэтому в российских судах граждане выигрывают и у крупных ритейлеров и производителей, и даже у государственных органов.
Миф 3. Российское правосудие очень долгое
Этот миф имеет под собой основу, но здесь надо разбираться. В общем случае судопроизводство в мировом суде длится 1 месяц, в районном — 2 месяца. Это сроки, установленные законом, и судьи очень сильно за их соблюдение беспокоятся. Ещё один месяц даётся на вступление в законную силу решения суда. Кроме того, сторона имеет право подать апелляционную жалобу — на её рассмотрение обычно уходит не более полутора месяцев. Таким образом, в идеальном случае решение мирового судьи вступит в законную силу через 2 месяца после начала рассмотрения, через 3 — у районного судьи. Разумеется, если судья заболеет/уйдет в отпуск, либо будет назначена судебная экспертиза, либо будут иные причины, указанные законом, сроки приостанавливаются. Кроме того, стороны искусственно могут затягивать процесс, но это проблема, пожалуй, всех развитых стран[2].
Миф 4. Российский суд всегда встает на сторону государства
Миф также имеет под собой основу. В советский период так, в целом, и было, поскольку разделения властей как таковых не было. Но даже в те времена суды порой не соглашались с мнением государственных органов и выносили решения не в их пользу. Теперь же ситуация и вовсе для государства удручающая: так почти половина всех споров с налоговой службой решаются не в её пользу, тоже самое можно сказать и про иные дела. Разумеется, есть определенное сращивание судов с государственными органами, но это происходит нечасто, и чаще относится к сфере уголовного права. В гражданском процессе у государства пусть и сложно, но при соответствующей квалификации выиграть можно.
Миф 5. Судиться в России дорого
Строго говоря, это не вполне миф, но будем разбираться. На самом деле, российское государство делает своё судопроизводство максимально доступным самым широким слоям населения с самым разным уровнем дохода. Делается это по нескольким направлениям:
- 1) Государственная пошлина. Пошлины, взимаемые за подачу заявления в суд общей юрисдикции, на данный момент вполне приемлемы. По неимущественным спорам пошлина составляет 200 рублей, по имущественным — в зависимости от суммы иска, но не менее 400 рублей. Максимальный размер государственной пошлины в суд общей юрисдикции составляет 50 000 рублей. Кроме того, некоторые споры вообще не облагаются госпошлиной: например, трудовые споры или споры о защите прав потребителей. Существует и категория льготников, которые также не обязаны платить госпошлину — как, например, инвалиды II—III группы. Но и это ещё не всё. Если доходы гражданина низкие, то он может подать заявление об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, и его исковое заявление все равно может быть рассмотрено. При рассмотрении гражданских исков в рамках уголовных дел государственная пошлина вообще не подлежит оплате.
- 2) Бесплатная юридическая помощь. На данный момент в Российской Федерации существует федеральный закон, принятый совсем недавно, в конце 2011 года, «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Этот закон определяет круг лиц, на которых его действие распространяется, а также порядок её получения. В основном созданием системы оказания бесплатной юридической помощи занимаются регионы, которые заключают соглашения с адвокатскими или юридическими конторами. Следует также отметить, что по Конституции защитник обязателен в уголовном процессе, но здесь стоит отметить, что адвокаты, немотивированные материально (за представление интересов обвиняемых они получают по установленной государством таксе, которая, прямо скажем, невелика), работают спустя рукава.
В целом стоит отметить, что юридические услуги в Российской Федерации сильно варьируются, но рассмотрение дела в регионах в среднем обойдется в 15-20 тысяч рублей в юридических конторах, адвокаты за свои услуги берут в 2-2,5 раза больше. Но рынок в стране очень конкурентный, так что всегда можно найти где подешевле, хотя и не факт, что это «подешевле» будет качественнее. Короче говоря, ситуация примерно та же, что и с остальным рынком услуг.
Хороший способ сэкономить на услугах юриста — готовить документы и ходить в суд самостоятельно, а у юристов только брать почасовые консультации. Выйдет значительно дешевле: раз в 10, если не больше. Кроме того, вы избежите риска нарваться на ленивого юриста, который будет брать с вас деньги и ровно ничего за эти деньги не делать.
Проблемы российской судебной системы
Наивно считать, что в российской судебной системе всё идеально. В ней, как и в любой другой, существуют свои проблемы и изъяны. Перечислим самые основные из них.
Обвинительный уклон российского правосудия
Всем известна пугающая цифра оправдательных приговоров в России, которая болтается в пределах статистической погрешности (1-2% в год), причем особенно любят сравнивать со сталинской Россией, в которой выносилось 12% оправдательных приговоров. Отсюда многие делают далеко идущий вывод о том, что Россия - это полицейское государство, правды там нет, ну и далее по тексту. Разбираться в предмете хотят немногие.
Некоторые упрекнут, указав, что обвинительный уклон вовсе не проблема, а очередной миф судебной системы. И будут отчасти правы. Но здесь необходимо разобраться, и без экскурса в историю не обойтись. На данный момент выделяют три типа уголовных процесса.
- 1) Инквизиционный процесс - главной целью процесса является обвинение. В данном случае становятся не важны доказательства, кроме собственных признаний обвиняемого, которые добываются, как правило, пыткой. Роль защиты сводится к номинальной или даже декоративной и никакого влияния на процесс она не имеет. На сегодняшний день практикуется в разных авторитарных и тоталитарных государствах.
- 2) Состязательный процесс. Развит в странах англо-американской правовой семьи (Великобритания и её бывшие колонии). В данном процессе обвинение и защита выступают абсолютно равными сторонами по делу и рассматриваются в порядке, максимально приближенном к гражданскому. Если помните американские фильмы, то в США в уголовном процессе говорят: Народ против... (Ларри Флинта, например). То есть стороной по делу является народ в лице прокурора. В данном процессе судья лишь арбитр, если суд считает, что у прокуратуры нет доказательств, процесс прекращается, а обвинение снимается.
- 3) Смешанный процесс. Сочетает в себе признаки инквизиционного и состязательного процесса. Такой процесс характер для систем континентального права (к которым относится и Россия). В данном процессе у суда не пассивная роль наблюдателя, а активная. Причем, и это особенность, оставшаяся в России с советских времен, его роль сдвинута ближе к роли обвинения. При недостаточности доказательств суд не прекращает дело, а может отправить его на доследование. Это не плюс и не минус судебной системы, это её особенность. В Японии, например, выносится и того меньшее количество оправданий, а ещё там до сих пор применяется смертная казнь. Но почему-то все упрекают российскую судебную систему, а не японскую.
Так вот, проблема обвинтельного уклона российского правосудия не в том, что выносится мало оправдательных приговоров, а в палочной системе, которая разъедает изнутри все органы государственной власти в нашей стране. Для следователя нет ничего хуже, чем оправдательный приговор: это означает, что он, следователь, сработал из рук вон плохо, а из этого следует, что его лишат премии и подвергнут обструкции на служебных совещаниях. Поэтому даже если в отношении невиновного человека возбудили уголовное дело, то без срока, пусть даже и условного, из зала суда он уже не выйдет. Как правило.
Низкая квалификация судебных органов
Нужно заметить, что судьями как правило становятся бывшие сотрудники силовых структур - внутренних дел или прокуратуры, реже - из нижестоящих судов или помощников, совсем редкие случаи - из секретарей судебных заседаний. И это накладывает свой определенный отпечаток. Бывшие сотрудники сохраняют свои связи в органах и могут "подсуживать" своим, особенно это видно на примере уголовных дел. Кроме того, они слабо разбираются в гражданском процессе, что тоже влияет на качество судебных решений. Судей из "гражданских" - адвокатуры или коммерческих структур, очень и очень немного, и они зачастую заседают в арбитражных судах. Но, надо заметить, сейчас ситуация постепенно меняется, и таких судей становится всё больше и больше. Судьи - это очень закрытое сообщество, попасть туда, просто сдав квалификационный экзамен, практически невозможно. Как и в любых других органах, всё решают связи и протекция.
И также следует отметить в этой же связи и высокую текучку секретарей судебных заседаний, вследствие низкой зарплаты и большого объема работ.
"Телефонное" право
Это действительно проблема, она существует, отмечали её и президент, и премьер-министр. Заключается проблема в сращивании судебных и иных органов власти. По теории разделения властей судебная власть должна быть независимой от исполнительной и законодательной, на деле же выходит совсем не так: и исполнительные органы, случается, диктуют судебных как решать то или иное дело.
Но, отметим, что это должно быть действительно важное дело, затрагивающее интересы очень влиятельных лиц. Просто так "подставляться" и принимать решение, которое заведомо отменит вышестоящая инстанция, никто не будет.
Высокая загруженность
Через судебные органы проходит больше миллиона дел ежегодно, а количество судей строго ограничено. Отсюда возникает проблема, что в густонаселенных районах (например, в Москве) загруженность судей резко возрастает. Поэтому возникает определенная проблема качества рассмотрения дел, которое, соответственно, падает: судья не может рассматривать множество дел одинаково объективно и качественно.
Плохое материально-техническое обеспечение
Несмотря на то, что федеральные судьи получают очень хорошие деньги за свою работу, в судебную систему вливаются очень хорошие деньги, на настоящий момент приходится признать, что материально-техническое обеспечение судов поставлено из рук вон плохо. Так, например, секретари судебных заседаний получают очень мало - не более 12-15 тысяч рублей. При этом от них зависит очень и очень многое: именно они печатают протоколы судебных заседаний (а иногда и судебные решения и исполнительные листы), ведут администрирование дела, принимают и отправляют корреспонденцию. Как правило, секретарями работают девочки-студентки или сразу после юридических вузов (мужики с монотонной сидячей бумажной работой как правило не справляются), и когда подворачивается место получше, норовят уйти. Отсюда: высокая текучка и плохая подготовка. При этом доходит даже до того, что секретари за свои (!!!) деньги вынуждены покупать канцелярские товары (ручки, нитки, папки), бумагу и заправлять принтеры. Хотя всеобщая компьютеризация охватила и суды, поэтому хотя бы с этим проблем нет.
Перспективы развития
Слияние Верховного и Высшего арбитражного судов
Данная проблема назрела на самом деле давно. Дело в том, что, несмотря на то, что и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции живут по одним и тем же законам, обе юрисдикции сильно различаются в плане толкования норм права. И Высший арбитражный, и Верховный суды издают свои собственные Постановления пленумов, которые могут серьёзно различаться по содержанию. Несмотря на то, что они — постановления — не могут являться нормами права (у нас право не прецедентное, в отличие от англо-американской правовой семьи), но суды стараются держаться их линии. В итоге возникает путаница, когда суды общей юрисдикции не хотят принимать во внимание постановления пленумов ВАС и наоборот, хотя толкуемые нормы одни и те же! Более того, оба суда становятся, по сути, параллельными системами. Арбитражные суды становятся всё более прогрессивными: например, все судебные акты выкладываются в общий доступ на соответствующих сайтах, исковое заявление теперь можно подать через сайт арбитражного суда, кроме того существует приложение арбитражных судов для iOS и Android — мелочь, а приятно. Кроме того, в арбитраже развивается и открытость правосудия: заседания судов транслируются в Интернете, появилась возможность проводить заседания через видеоконференц-связь. Но даже не это главное: судьи арбитражных судов зачастую на порядок лучше подготовлены своих коллег из судов общей юрисдикции. Без шуток и лишнего пафоса, но арбитражные суды России — это, пожалуй, наиболее близкая к судебной системе развитых стран структура. Суды общей юрисдикции плетутся где-то далеко позади прогресса — хотя сайты судов существуют и даже функционируют, работают они с частыми перебоями, судебные акты выкладываются в общий доступ далеко не все, информация зачастую неоперативна. Про подачу исковых заявлений через Интернет там даже не слышали.
Закономерным итогом стало готовящееся объединение Высшего арбитражного и Верховного судов. Однако в основном юридическое сообщество встретило в штыки новую реформу, и на то были причины. Главная, конечно, состоит в том, что качество арбитражных судов резко упадет, хотя уже было обещано, что слияние произойдет только на уровне двух высших инстанций. Тем не менее, юристы обоснованно указывают, что проблему в разном толковании можно решить путем систематизации практики обоих судов и издания совместных пленумов (таковые имеются) для создания однородного толкования норм права. Однако скорее всего объединение судов всё же произойдёт.
Создание Административных судов
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. (Часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации). |
Тема создания специализированных судов, которые бы рассматривали споры, связанные с государственными органами, витает в воздухе уже более 20 лет. Действительно, проблема актуальная, особенно она её актуальность растет по ходу усиления роли государственной власти, происходящей в последние 15 лет нашей истории. Также стоит учитывать и опыт соседей: на Украине, например, помимо судов общей юрисдикции и арбитражных (хозяйственных) судов также действуют и административные суды.
Однако споры с государством пока что равномерно распределены между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Более того, в России на данный момент по сути отсутствует нормальный административный процесс, то есть порядок рассмотрения административных дел: если у нас существуют гражданский процессуальный кодекс, арбитражный процессуальный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс, то административного процессуального кодекса нет. Кодекс об административных правонарушениях содержит определенные процессуальные нормы, но их очень мало, а зияющие дыры приходится залатывать высшим судам. Но обычно все вопросы решаются по аналогии с гражданским процессом.
На текущий момент Государственной думой уже одобрен в первом чтении президентский законопроект Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, а Верховный суд продвигает создание при судах общей юрисдикции коллегий по рассмотрению административных дел. Следующим логичным шагом станет и создание специализированных административных судов.
См. также
Ссылки
- http://pavel-shipilin.livejournal.com/55466.html — Фейк о запрете судье из Омска на въезд в Шенген;
- http://pavel-shipilin.livejournal.com/51863.html — ЕСПЧ, статистика за 2012 год;
- http://pavel-shipilin.livejournal.com/52047.html — ЕСПЧ, ещё статистика за 2012 год;
- http://pavel-shipilin.livejournal.com/53422.html — EСПЧ, снова статистика. 2008—2012;
- http://pavel-shipilin.livejournal.com/53663.html — ЕСПЧ, сравнение с Россией;
- http://pavel-shipilin.livejournal.com/7377.html — Миф об обвинительном уклоне наших судов;