|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| | Российский самолёт Сухой Суперджет - региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000, Чему, как утверждают очевидцы, в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. На разработку этого воздушного судна было потрачено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард был потрачен непосредственно на его проектирование, создание, сертификацию, остальное ушло на создание современного производства с нуля. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб). Максимальная пассажировместимость - 105 мест (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название "Региональный", версия Long Range ( SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории "С" самолёт может садиться на весьма короткую полосу - 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57% из 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57%). |
|
| |
|
| '''Рыночная ниша самолета Sukhoi Superjet''' | | '''Особенности разработки''' |
| [http://topwar.ru/35950-takoy-malenkiy-superdzhet.html]
| | Проект стартовал в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов. Для консультации в управлении проектом были привлечены специалисты из Boeing, главная заслуга которых, по словам сотрудников Сухого - в том, что они научили работать по системе этапов (ворот, Gate). |
|
| |
|
| RRJ, Russian Regional Jet, как он назывался в первые годы своего существования, не задумывался как спаситель всего авиапрома России или конкурент Airbus. Это был всего лишь инициативный проект компании «Сухой», вторая ее попытка диверсификации своего бизнеса в гражданский сегмент в предвидении падения продаж основной продукции – истребителей семейства Су-27.
| | Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи: |
| Когда в самом начале двухтысячных RRJ еще только задумывался, поставленная цель – с нуля создать востребованный пассажирский самолет – была смелой и чрезвычайно амбициозной для «Сухого». Тогда он был производителем только боевых самолетов и находился в самостоятельном плавании. Спустя 10 лет в рамках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую сведены практически все остатки авиапрома страны, проект выглядит по-прежнему амбициозно, но уже далеко не столь масштабно. Быть «мотором», тянущим вперед объединенный отечественный авиапром, он просто не в состоянии.
| | 1) сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320 |
| | 2) самолёт максимально быстро должен пройти сертификацию в европейском EASA или американском FAA. |
|
| |
|
| Избранная для RRJ ниша изначально скромна и не слишком престижна – реактивный региональный самолет для второстепенных линий, не обеспечивающих загрузку стандартных узкофюзеляжных ближнемагистральных лайнеров. Такие региональные самолеты уступают продукции Airbus и Boeing не только своими размерами, но обычно и удобством для пассажиров и экипажей. Мировая потребность в них невелика и сейчас едва превышает отметку в сто самолетов в год. За первую половину нынешнего года авиакомпании всего мира получили только 50 машин этого класса – от канадского Bombardier CRJ700 до бразильского Embraer E195. Еще десяток обеспечили авиапромы России и Украины. Для сравнения: более крупных самолетов Airbus и Boeing за те же полгода было поставлено около 600 единиц.
| |
|
| |
|
|
| | Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся свойствах планер - например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации. |
|
| |
|
| На настоящий момент программа потребовала от ГСС привлечения уже более трех миллиардов долларов на разработку, испытания, создание производства и системы послепродажного обслуживания. Причем непосредственно НИОКР стоили менее миллиарда долларов, а наибольшие затраты пришлись именно на запуск серийного производства, которое все еще требует дополнительных вложений.
| | '''Особенности производства.''' |
|
| |
|
| | Производство - наисовременнейшее, строилось с нуля. Сейчас работает достаточно широкая кооперация - часть работ выполняется в Новосибирске, окраска - на 3 площадках, в зависимости от заказчика, основная сборка - на заводе в Комсомольске на Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира, однако их производство постепенно локализуется (например, в Кимрах построен завод, производящий систему кондиционирования воздуха для SSJ). Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР, не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-3 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Супреджет и проектируется, и производится "в цифре", что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станка. |
|
| |
|
| '''Причины выбора иностранных поставщиков'''
| | Темпы производства неуклонно наращиваются. Так, первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 - 12 шт, в 2013 - 24. Всего было построено 48 самолётов, включая образцы, проходящие статические испытания. |
| [http://superjet.wikidot.com/wiki:foreign]
| |
| | |
| Причина выбора иностранных поставщиков — не только в меньшем весе или более высокой надёжности систем. Главный и основной критерий — возможность сертификации комплектующих в отдельности, и систем в составе самолёта - по нормам EASA/FAA. А так же возможность создания этих систем за приемлемые сроки, деньги, с гарантией качества и стабильностью цены. Российские поставщики ни первого, ни второго, ни третьего, обеспечить не брались. А задача была поставлена однозначная: возможность сертификации SSJ по международным нормам. Это является одним из базовых принципов, если хотите, «краеугольных камней» данного проекта, без чего он не был бы реализован.
| |
| Многие только и говорят что о %% иностранных комплектующих в Суперджете. Тогда вот вам простой тест. В давние времена основным продуктом экспорта России были пенька, льняное полотно и лес. Из которых та же Англия строила корабли, шила паруса и вила канаты. Согласно вашей логике получается это на российских кораблях англичане завоевывали моря?:) Или все же они принадлежали тому, кто их построил?
| |
| SSJ дал возможность России не растерять окончательно компетенции в разработке и реальном проектировании гражданских самолетов. Были бы кости - мясо нарастет, тем более лицемерный плач о российских производителях авионики не имеет ничего общего с реальностью - им на данный момент при существующих производственных возможностях вполне хватает работ по вертолетной и военной тематике.
| |
| Для разработки у нас конкурентной, надёжной, да и просто безопасной для ВС «начинки», требуется вложить очень немалые средства и не один год работы. И даже если сейчас, всё поставить на эту карту, а потом дожидаться результата, то к тому времени, все отечественные разработчики ВС с их школами проектирования, да и сами их проекты, уже умрут.
| |
| на начальном этапе работ по RRJ Российский рынок "лежал на боку" и на внутренние продажи никто не рассчитывал. В качестве основных конкурентов и рассматривались, и по сей день рассматриваются именно Е-170 и Е-190. Отсюда и полу-французский двигатель, западные поставщики систем, контракт с Alenia, заявка на сертификацию, поданная в одновременно в АРМАК и EASA.
| |
| | |
| | |
| '''Производство SSJ'''
| |
| [http://zhdanofff.livejournal.com/153971.html]
| |
| | |
| ''Как было раньше''
| |
| | |
| При поступлении КД (конструкторской документации) из ОКБ на завод создавалась комплексная бригада по проработке этого самого КД. Бригада создавалась на базе ПШЦ (плазово-шаблонного цеха), в ходе работы бригады происходило вычерчивание плазов (на листах металла в масштабе 1:1 вычерчивались сечения, на которых отражалось все, что попадает в сечение), выявлялись неувязки, которые тут же и решались. Дальше по уже готовым плазам изготавливались шаблоны, как для деталей, так и для оснастки (номенклатура шаблонов очень большая). По шаблонам изготавливали детали, оснастку, как сборочную, так и для изготовления деталей. Как итог на сборке набегало до 1,5-2 мм погрешностей от исходного значения. Простейшая производственная цепочка выглядела так:
| |
| | |
| -> Шаблон контура заготовки -> Резка -> заготовка плаз ->
| |
| -> Шаблон контура детали -> Фрезеровка оправки -> Гибка -> деталь (допуск на каждом шаге от 0,1 на изготовление шаблона, до 0,5 на гибку)
| |
| | |
| | |
| ''Как происходит сейчас''
| |
| | |
| Конструкторской документация (КД) в виде электронного макета, бумаги нет совсем.
| |
| На SSJ-100 чертежей нет. Все детали изготавливают на станках с ЧПУ, или изготавливается оснастка для их изготовления. Контролируется все на КИМ (контрольно-измерительных машинах), что позволяет сравнивать деталь сразу с моделью.
| |
| | |
| КД поступает из ОКБ полностью увязанной и готовой к подготовке производства.
| |
| | |
| Например:
| |
| - на аэробусе центроплан стыкуют за 2 дня.
| |
| - Сборка Б747 из модулей занимает около двух суток.
| |
| - У Ту-204 крыло с фюзеляжем стыкуют 3-4 недели, а у Боинга 737 - одну смену.
| |
| - Стыковка частей фюзеляжа Суперджета занимает один день.
| |
| | |
| | |
| ''Итоги 2013:Взлетело 24 самолетов, подписано актов о приеме-передачи 12 SSJ.''
| |
| | |
| | |
| | |
| '''История, аэродинамика, уровень комфорта SuperJet 100'''
| |
| | |
| [http://superjet.wikidot.com/wiki:dolotovsky]
| |
| | |
| | |
| | |
| '''История'''
| |
| | |
| Проект – первый, компания – новая. Обычно, когда происходит такое сочетание, никто выдающегося от проекта не ждет. Как ни странно, когда, как вы знаете, мы работали с Боингом, и ребята с Боинга (а ребята эти были убеленные сединами старые инженерные кадры, которые делали программы 737, 767 и 777) говорили нам, что это «Big challenge» (большой вызов) организовать в чистом поле нового игрока. Кроме того, это был вызов не только для нас, но и для французов, нашего партнера по двигателю, ведь Снекма не имела опыта разработки гражданского двигателя, как ИНТЕГРАТОР. И на самом деле организовывалось две компании, ГСС и PowerJet, и появилось два новых продукта, самолёт и мотор. При этом даже не мотор, а силовая установка, потому что она включает в себя мотогондолу и все агрегаты навески внутри.
| |
| | |
| И как говорил Боинг, ребята, если вам удастся сделать самолёт на уровне, это уже большой шаг вперёд, потому что для вас главное не построить выдающийся самолёт, а научиться эти самолёты строить. Собственно по этому пути шла EADS, когда запустила программу Airbus А300, которому было далеко до конкурентов, в первую очередь по экономике.
| |
| | |
| Но здесь у нас было преимущество перед другими начинающими компаниями. Мы всё-таки живем и работаем в великой авиационной державе под названием Россия. И у нас мощный фундамент в лице авиационных научных центров, обладающих уникальными компетенциями, особенно в части разработки аэродинамики и конструкции самолёта и двигателя. Я естественно имею ввиду ЦАГИ и СибНИИ ГА.
| |
| Поэтому у нас появилась возможность вложить в проект определённую изюминку, используя опыт наших научных центров. Эта изюминка состоит в том, что мы, с точки зрения аэродинамики, сделали ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ САМОЛЁТ с характеристиками как у УЗКОФЮЗЕЛЯЖНОГО. Здесь мы опираемся почти на столетний опыт постройки самолётов в России и Советском Союзе.
| |
| | |
| Весь СОФТ для управления электроникой написан, фактически, ГСС. Вся логика управления написана ГСС. Эта интеллектуальная собственность, которая появилась в ходе создания самолёта.
| |
| | |
| | |
| '''Аэродинамика'''
| |
| | |
| Крыло по своим геометрическим параметрам почти такое же, как и Боинга. Крыло SSJ - из современных материалов и имеет суперконфигурацию. Удлинение крыла у B-787 чуть более 11, а у SSJ 10. Кстати и то, и другое — рекордный показатель в своём классе. Здесь мы опираемся почти на столетний опыт постройки самолётов в России и Советском Союзе.
| |
| | |
| Была поставлена задача получить самолёт с уровнем комфортности сопоставимый с 320-ым семейством Аэрбасов. Это подразумевает большой диаметр фюзеляжа, поскольку комфорт – это, прежде всего, физический размер. И при этом уровень уровнем аэродинамического качества должен был быть не ниже, а даже выше чем у 190 Эмбрайера, который имеет диаметр фюзеляжа меньше.
| |
| И это получилось. По факту имеем машину, у которой удельный диаметр фюзеляжа примерно на 30% больше, чем у Эмбрайера и еще больше чем у Бомбардье, при этом у нас аэродинамическое качество выше чем у Эмбрайера на пол-единицы (у нас порядка 16.5 у Эмбрайера в районе 16) и немного хуже чем у CRJ. Но это потому, что у CRJ фюзеляж маленького диаметра при большом размахе крыла.
| |
| | |
| Современные требования сертификации, особенно в современной трактовке, просто переворачивают традиционное для нашей страны отношение к поведению самолёта на больших углах атаки и при сваливании. Здесь интересно даже сравнение русского и английского термина этого состояния. То, что мы называем «сваливание», на английском языке называется «stall». Если мы заглянем в словарь, то обнаружим, что основное значение этого слова – установить, остановиться, т.е. никакой связи между stall и падением не существует.
| |
| | |
| При испытаниях в штопорной трубе ЦАГИ модель SSJ удалось «вбросить» в штопор далеко не с первой попытки, а выводится она из штопора простой постановкой рулей в нейтральное положение. В плоский штопор модель не входит, даже при полностью отклоненных на себя рулях высоты. Это очень хороший результат, отмеченный, в частности, тем, что впервые за свою историю ЦАГИ дало нам заключение на полёты на большие углы атаки и на сваливание без использования противоштопорного парашюта или противоштопорных ракет.
| |
| | |
| | |
| '''Уровень комфорта'''
| |
| | |
| Что можно почувствовать, собственным телом войдя в салон? Это в первую очередь наличие пространства для пассажира, сравнимого с магистральным самолётом, высота в проходе, ширина прохода, ширина кресла, шаг между креслами, высота, ширина и глубина багажной полки. Подчеркиваю, не объёма полки, а именно высота, ширина и глубина.
| |
| | |
| В результате, при заходе в салон пассажиры не чувствуют разницу с А-320. Особенно это отмечают европейцы, и прочие люди, которые в отличие от нас с вами много летают на CRJ и EMB. Например, в CRJ ручной багаж, который Вы только что везли в полке на А320 или В737, сдаётся перед входом в самолёт и укладывается в передний багажник. Это единственный способ, в салоне для этой клади места нет.
| |
| | |
| | |
| | |
| '''Выводы'''
| |
| [http://topwar.ru/35950-takoy-malenkiy-superdzhet.html]
| |
| | |
| Создание маленького регионального «Суперджета» потребовало огромных затрат, невиданных ранее в постсоветском авиапроме России. Маловероятно, что в обозримом будущем один этот проект сумеет их окупить. Тем не менее при его реализации был получен бесценный опыт по проектированию, сертификации, разворачиванию производства и созданию системы послепродажного обслуживания современного пассажирского самолета мирового уровня.
| |
| | |
| Сменивший его в роли флагмана отечественного авиастроения МС-21 более дерзок. Перспективный ближнемагистральный узкофюзеляжный лайнер разработки ОАК претендует теперь на игру совсем в другой лиге. Он должен бросить перчатку уже не авиапроизводителям второго эшелона, а безоговорочным лидерам мирового авиастроения, сразиться за рынок объемом больше тысячи самолетов в год.
| |
| | |
| Не будь региональника «Сухого», который доказал, что Россия способна с нуля создать современный пассажирский самолет, над этими планами могли бы лишь посмеяться. Теперь же МС-21, какое бы название он ни получил в итоге, воспринимается всерьез. Идти по уже проторенной дороге ему будет легче, больше и шансов на успех.
| |
Российский самолёт Сухой Суперджет - региональный (летающий на относительно небольшие расстояния) стоместный самолёт, спроектированный в России в компании Гражданские Самолёты Сухого. Уже развиваясь, проект выиграл конкурс на создание регионального самолёта в самом начале 2000, Чему, как утверждают очевидцы, в наибольшей мере способствовал обход принимающих решение чиновников конструкторских бюро и оценка обстановки в них. На разработку этого воздушного судна было потрачено около трёх миллиардов долларов, причём лишь один миллиард был потрачен непосредственно на его проектирование, создание, сертификацию, остальное ушло на создание современного производства с нуля. Значительную долю этих средств ГСС привлекла самостоятельно. Государственная поддержка проекта сопоставима с затратами на ремонт Большого Театра (20 млрд руб). Максимальная пассажировместимость - 105 мест (такую комплектацию заказала авиакомпания Ютэйр). Несмотря на название "Региональный", версия Long Range ( SSJ 100 LR) имеет дальность полёта более 4000 км. Для своей скоростной категории "С" самолёт может садиться на весьма короткую полосу - 1700 м. В настоящее время по техническим параметрам 57% из 158 аэропортов России способны принимать этот тип воздушного судна (соответствующее оформление прошли далеко не все из этих 57%).
Особенности разработки
Проект стартовал в компании Сухой как способ диверсификации портфеля продукции в целях выхода на рынок гражданских воздушных судов. Для консультации в управлении проектом были привлечены специалисты из Boeing, главная заслуга которых, по словам сотрудников Сухого - в том, что они научили работать по системе этапов (ворот, Gate).
Две поставленные при разработке и удачно решённые задачи:
1) сделать региональный самолёт с уровнем комфорта, аналогичным А-320
2) самолёт максимально быстро должен пройти сертификацию в европейском EASA или американском FAA.
Самолёт разработан в электронном виде, с учётом огромного опыта и традиций СССР в аэродинамике, прочностных и прочих расчётах. В частности, на оптимизацию обтекателей вместе с ЦАГИ специалисты ГСС потратили три года. В результате получены выдающиеся свойствах планер - например, самолёт очень трудно загнать в плоский штопор даже в аэродинамической трубе, где не вмешивается умная система управления, выводящая реальный аппарат из всех опасных режимов, а из плоского штопора самолёт выводится простой постановкой рулей в нейтральное положение. У самолёта очень высокое аэродинамическое качество для его диаметра фюзеляжа (16,5) и высокая эффективность использования крыла на всех режимах полёта, что положительно влияет на экономику его эксплуатации.
Особенности производства.
Производство - наисовременнейшее, строилось с нуля. Сейчас работает достаточно широкая кооперация - часть работ выполняется в Новосибирске, окраска - на 3 площадках, в зависимости от заказчика, основная сборка - на заводе в Комсомольске на Амуре, КнААПО. Поставляются системы со всего мира, однако их производство постепенно локализуется (например, в Кимрах построен завод, производящий систему кондиционирования воздуха для SSJ). Освоение производства было, возможно, более трудным, чем проектирование. Таких технологий, цепочек кооперации и компетенций ни в России, ни в СССР, не существовало. Это сопоставимо с постановкой на производство Ли-3 в тридцатые годы прошлого века, которое дало авиапрому СССР шаблонно-плазовый метод. Супреджет и проектируется, и производится "в цифре", что даёт уменьшение погрешностей в десять, а иногда и более раз. Более того, детали автоматически контролируются после выхода из станка.
Темпы производства неуклонно наращиваются. Так, первый самолёт поднялся в воздух в мае 2008 года; в 2011 было произведено 5 суперджетов, в 2012 - 12 шт, в 2013 - 24. Всего было построено 48 самолётов, включая образцы, проходящие статические испытания.