Поправки к Конституции России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) (→Поправки в статью 65: Завершено формирование данного раздела) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
== История внесения поправок == | == История внесения поправок == | ||
=== Поправки в статью 65 === | === Поправки в статью 65 === | ||
Статья 65 Конституции России содержит '''[[Субъекты России|перечень субъектов федерации]]''' – перечисление территорий, составляющих государство, устанавливает пределы его юрисдикции. Кроме того, такой перечень является существенной гарантией территориальной целостности, ибо для изменения территории государства необходимо изменение самой Конституции. | |||
* | Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России: | ||
* | {{quote|1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.<br> | ||
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.}} | |||
Изменения, вносимые в данную статью, можно разделить на три группы: | |||
* '''[[#Переименование субъектов|Переименование субъектов]]''' – осуществляется на основании решения субъекта<ref>Вопрос о наименовании субъекта относится к исключительному ведению самих субъектов – именно из этого исходит наименование субъектов федерации в Конституции России. При этом наименование субъекта не может нарушать нормы Конституции России – подробно эти ограничения перечислил Конституционный Суд России[http://www.constitution.ru/decisions/10005627/10005627.htm]: | |||
{{quote|Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.}}</ref>. Внесение такой поправки не требует принятия федерального конституционного закона, а осуществляется по указу президента; | |||
* '''[[#Объединение субъектов|Объединение субъектов]]''' – изменение состава субъектов без изменения границ страны. Происходило это путем объединения субъектов – к 2008 году их общее число сократилось с 89 до 83. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов в России пока отсутствует. В отличие от переименования субъектов, изменение их состава требует принятия соответствующего федерального конституционного закона и регулируется законом ''[http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 «О порядке принятия в Российскую Федерацию...»]''; | |||
* '''[[#Образование новых субъектов|Образование новых субъектов]]''' – присоединение к России иностранного государства или его части в качестве нового субъекта. Также как и объединение субъектов, данная группа поправок требует принятия соответствующего федерального конституционного закона и регулируется законом ''[http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 «О порядке принятия в Российскую Федерацию...»]''. При этом существует ряд дополнительных условий: взаимное согласие России и иностранного образования в соответствии с международным (межгосударственным) договором; инициатором предложения о присоединении к России должно быть само иностранное образование; соответствующий договор до его ратификации вносится президентом на рассмотрение Конституционного Суда России. | |||
Ниже представлена сравнительная таблица изначальной (12.12.1993) и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям: | |||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
Строка 30: | Строка 39: | ||
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. | 2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. | ||
|} | |} | ||
{{столбцы}} | |||
{{столбец|width=33%}} | |||
* <span style="background-color:#ADFF2F">Цветом</span> выделены упраздненные субъекты; | |||
{{столбец|width=33%}} | |||
* <span style="background-color:#EBC0B3">Цветом</span> выделены переименованные субъекты; | |||
{{столбец|width=33%}} | |||
* <span style="background-color:#FFA07A">Цветом</span> выделены новые субъекты; | |||
{{столбцы/конец}} | |||
Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения: | Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения: | ||
* '''Республики''' – общее число ''возросло'' с 21 до 24 за счет принятия в состав России [[Крым]]а (2014), [[ДНР|Донецкой]] и [[ЛНР|Луганской Народной Республики]] (2022); | * '''Республики''' – общее число ''возросло'' с 21 до 24 за счет принятия в состав России [[Крым]]а (2014), [[ДНР|Донецкой]] и [[ЛНР|Луганской Народной Республики]] (2022); | ||
Строка 39: | Строка 57: | ||
==== Переименование субъектов ==== | ==== Переименование субъектов ==== | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="15%" class="unsortable"| Нормативный акт,<br>вносящий поправку || width="15%" class="unsortable"| Вступление поправки в силу<br>(день/месяц/год) || width="35%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="35%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
|rowspan="2"| [[rws:Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20|{{abbr|УПРФ|Указ Президента Российской Федерации|0}} от 09.01.1996 № 20]] ||rowspan="2"| <center>1996/01/13</center> || Ингушская Республика || [[Республика Ингушетия]] | |rowspan="2"| [[rws:Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20|{{abbr|УПРФ|Указ Президента Российской Федерации|0}} от 09.01.1996 № 20]] ||rowspan="2"| <center>1996/01/13</center> || Ингушская Республика || [[Республика Ингушетия]] | ||
Строка 56: | Строка 74: | ||
==== Объединение субъектов ==== | ==== Объединение субъектов ==== | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="15%" class="unsortable"| Нормативный акт,<br>вносящий поправку || width="15%" class="unsortable"| Вступление поправки в силу<br>(день/месяц/год) || width="35%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="35%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
|rowspan="2"| [[rws:Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ|{{abbr|ФКЗ|Федеральный конституционный закон|0}} от 25.03.2004 № 1-ФКЗ]] ||rowspan="2"| <center>2005/12/01</center> || Пермская область<ref name="Пермь">По итогам [[rwp:Объединение регионов России#Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край|референдума]] 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в [[Пермский край]].</ref> ||rowspan="2"| [[Пермский край]] | |rowspan="2"| [[rws:Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ|{{abbr|ФКЗ|Федеральный конституционный закон|0}} от 25.03.2004 № 1-ФКЗ]] ||rowspan="2"| <center>2005/12/01</center> || Пермская область<ref name="Пермь">По итогам [[rwp:Объединение регионов России#Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край|референдума]] 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в [[Пермский край]].</ref> ||rowspan="2"| [[Пермский край]] | ||
Строка 80: | Строка 98: | ||
| Агинский Бурятский автономный округ<ref name="Забайкалье"/> | | Агинский Бурятский автономный округ<ref name="Забайкалье"/> | ||
|} | |} | ||
* ''Курсивом'' выделены регионы, под чьим названием был образован новый субъект России, объединяющий в себе упразднённые регионы. | |||
==== Образование новых субъектов ==== | ==== Образование новых субъектов ==== | ||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="15%" class="unsortable"| Нормативный акт,<br>вносящий поправку || width="15%" class="unsortable"| Вступление поправки в силу<br>(день/месяц/год) || width="35%" class="unsortable"| СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ || width="35%" class="unsortable"| НОВАЯ РЕДАКЦИЯ | ||
|- | |- | ||
|rowspan="2"| [[rws:Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ|{{abbr|ФКЗ|Федеральный конституционный закон|0}} от 21.03.2014 № 6-ФКЗ]] ||rowspan="2"| <center>2014/03/21</center> ||rowspan="2"| <center>ОТСУТСТВУЕТ<ref>Бывшие регионы Украины – по итогам [[Воссоединение Крыма с Россией|референдума]] 2014 года [[Крым]] и [[Севастополь]] вошли в состав России.</ref></center> || [[Республика Крым]] | |rowspan="2"| [[rws:Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ|{{abbr|ФКЗ|Федеральный конституционный закон|0}} от 21.03.2014 № 6-ФКЗ]] ||rowspan="2"| <center>2014/03/21</center> ||rowspan="2"| <center>ОТСУТСТВУЕТ<ref>Бывшие регионы Украины – по итогам [[Воссоединение Крыма с Россией|референдума]] 2014 года [[Крым]] и [[Севастополь]] вошли в состав России.</ref></center> || [[Республика Крым]] |
Версия от 02:08, 20 октября 2022
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
История внесения поправок
Поправки в статью 65
Статья 65 Конституции России содержит перечень субъектов федерации – перечисление территорий, составляющих государство, устанавливает пределы его юрисдикции. Кроме того, такой перечень является существенной гарантией территориальной целостности, ибо для изменения территории государства необходимо изменение самой Конституции.
Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России:
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. |
Изменения, вносимые в данную статью, можно разделить на три группы:
- Переименование субъектов – осуществляется на основании решения субъекта[1]. Внесение такой поправки не требует принятия федерального конституционного закона, а осуществляется по указу президента;
- Объединение субъектов – изменение состава субъектов без изменения границ страны. Происходило это путем объединения субъектов – к 2008 году их общее число сократилось с 89 до 83. Практика изменения конституционно-правового статуса субъектов в России пока отсутствует. В отличие от переименования субъектов, изменение их состава требует принятия соответствующего федерального конституционного закона и регулируется законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию...»;
- Образование новых субъектов – присоединение к России иностранного государства или его части в качестве нового субъекта. Также как и объединение субъектов, данная группа поправок требует принятия соответствующего федерального конституционного закона и регулируется законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию...». При этом существует ряд дополнительных условий: взаимное согласие России и иностранного образования в соответствии с международным (межгосударственным) договором; инициатором предложения о присоединении к России должно быть само иностранное образование; соответствующий договор до его ратификации вносится президентом на рассмотрение Конституционного Суда России.
Ниже представлена сравнительная таблица изначальной (12.12.1993) и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям:
|
|
|
Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения:
- Республики – общее число возросло с 21 до 24 за счет принятия в состав России Крыма (2014), Донецкой и Луганской Народной Республики (2022);
- Края – общее число возросло с шести до девяти за счет создания новых краев, возникших в результате объединения регионов (2000-е);
- Области – общее число сократилось с 49 до 48 за счет упразднения трёх областей в процессе объединения регионов (2000-е), а также принятия в состав России Запорожской и Херсонской области (2022);
- Города федерального значения – общее число возросло с двух до трёх за счет принятия в состав России Севастополя (2014);
- Автономные округа – общее число сократилось с десяти до четырёх за счет упразднения шести автономных округов в процессе объединения регионов (2000-е).
Переименование субъектов
Нормативный акт, вносящий поправку |
Вступление поправки в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|---|
УПРФ от 09.01.1996 № 20 | Ингушская Республика | Республика Ингушетия | |
Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия – Алания | ||
УПРФ от 10.02.1996 № 173 | Республика Калмыкия – Хальмг Тангч | Республика Калмыкия | |
УПРФ от 09.06.2001 № 679 | Чувашская Республика – Чаваш Республики | Чувашская Республика – Чувашия | |
УПРФ от 25.07.2003 № 841 | Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | |
УПРФ от 27.03.2019 № 130 | Кемеровская область | Кемеровская область – Кузбасс |
Объединение субъектов
Нормативный акт, вносящий поправку |
Вступление поправки в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|---|
ФКЗ от 25.03.2004 № 1-ФКЗ | Пермская область[2] | Пермский край | |
Коми-Пермяцкий автономный округ[2] | |||
ФКЗ от 14.10.2006 № 6-ФКЗ | Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ[3] | Красноярский край | |
Эвенкийский автономный округ[3] | |||
Красноярский край[3] | |||
ФКЗ от 12.07.2006 № 2-ФКЗ | Камчатская область[4] | Камчатский край | |
Корякский автономный округ[4] | |||
ФКЗ от 30.12.2006 № 6-ФКЗ | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ[5] | Иркутская область | |
Иркутская область[5] | |||
ФКЗ от 21.07.2007 № 5-ФКЗ | Читинская область[6] | Забайкальский край | |
Агинский Бурятский автономный округ[6] |
- Курсивом выделены регионы, под чьим названием был образован новый субъект России, объединяющий в себе упразднённые регионы.
Образование новых субъектов
Нормативный акт, вносящий поправку |
Вступление поправки в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|---|
ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ | Республика Крым | ||
Севастополь | |||
ФКЗ от 04.10.2022 № 5-ФКЗ | Донецкая Народная Республика | ||
ФКЗ от 04.10.2022 № 6-ФКЗ | Луганская Народная Республика | ||
ФКЗ от 04.10.2022 № 7-ФКЗ | Запорожская область | ||
ФКЗ от 04.10.2022 № 8-ФКЗ | Херсонская область |
Поправки 2008 года
Сроки полномочий президента и Госдумы
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
|
1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. |
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. |
Ежегодные отчёты Правительства
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся: |
1. К ведению Государственной Думы относятся: |
|
1. Правительство Российской Федерации: |
1. Правительство Российской Федерации: |
Поправки 2014 года
Изменения в судебной системе
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. |
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации |
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации |
|
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам |
|
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
|
|
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации |
|
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. |
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. |
Изменения формирования Совета Федерации
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. |
2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. |
Поправки 2020 года
Основная статья: Поправки в Конституцию России (2020)
Примечания
- ↑ Вопрос о наименовании субъекта относится к исключительному ведению самих субъектов – именно из этого исходит наименование субъектов федерации в Конституции России. При этом наименование субъекта не может нарушать нормы Конституции России – подробно эти ограничения перечислил Конституционный Суд России[1]:
Новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации подлежащее включению в статью 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией Российской Федерации, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции Российской Федерации идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции. - ↑ 2,0 2,1 По итогам референдума 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 По итогам референдума 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края.
- ↑ 4,0 4,1 По итогам референдума 2005 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край.
- ↑ 5,0 5,1 По итогам референдума 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области
- ↑ 6,0 6,1 По итогам референдума 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
- ↑ Бывшие регионы Украины – по итогам референдума 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России.
- ↑ Бывшая регионы Украины – по итогам референдумов 2022 года ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России.