Поправки к Конституции России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) (→Поправки в статью 65: Завершено формирование данного раздела) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) (Добавлены ссылки на комментарии к Конституции России) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
== История внесения поправок == | == История внесения поправок == | ||
=== Поправки в статью 65 === | === Поправки в статью 65 === | ||
Статья 65 | Статья 65 содержит полный перечень '''[[Субъекты России|субъектов России]]''' – равноправных субъектов федерации, которые перечислены в алфавитном порядке с разбивкой по видам (республики, края, области и т.д.). | ||
Перечисление в конституции территорий, составляющих государство, прописано с целью установления пределов его юрисдикции. Другая задача – обеспечение гарантии его территориальной целостности, так как для изменения территории необходимо изменение самой Конституции.<ref name="Зорькин-1">Стр.466 || [[#Ссылки|''Зорькин В.Д.'']]</ref>. Поэтому федеративное устройство России, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти<ref name="Чернявский-1">Стр.241 || [[#Ссылки|''Чернявский А.Г.'']]</ref>. | |||
Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России: | Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России: | ||
Строка 9: | Строка 11: | ||
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.}} | 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.}} | ||
Иными словами, изменение перечня субъектов осуществляется тремя способами: | |||
* ''' | * '''Переименование субъектов''' – изменение наименования существующих субъектов. В 1995 году Конституционый Суд России подчеркнул<ref>[http://www.constitution.ru/decisions/10005627/10005627.htm Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»]</ref>, что наименование субъекта определяется им самим, но соответствующие решения не должны затрагивать основы конституционного строя. Внесение в конституцию измененного наименования субъекта осуществляется указом Президента России на основании решения субъекта, принятого в установленном им порядке<ref name="Зорькин-1"/>. | ||
* '''Объединение субъектов''' – объединение двух или нескольких субъектов с учетом волеизъявления населения субъектов<ref name="Чернявский-2">Стр.242 || [[#Ссылки|''Чернявский А.Г.'']]</ref>. Инициатива образования в составе России нового субъекта принадлежит только субъектам, на территориях которых образуется новый субъект. При одобрении инициативы Президентом России вопрос об объединении субъектов выносится на референдумы<ref name="Зорькин-2">Стр.468 || [[#Ссылки|''Зорькин В.Д.'']]</ref>. | |||
* ''' | * '''Образование новых субъектов''' – принятие в состав России иностранной территории (государство или его часть). Осуществляется при условии взаимного согласия России и иностранной территории по инициативе последней. Заключение соответствующего международного договора требует одобрения со стороны Конституционного Суда России<ref name="Зорькин-2"/>. | ||
* ''' | Два последних процесса осуществляются в порядке, установленном соответствующим федеральным конституционным законом ([http://www.kremlin.ru/acts/bank/17637 № 6-ФКЗ]). Общим для обоих процессов условием является, например, принятие соответствующего федерального конституционного закона. | ||
Ниже представлена сравнительная таблица изначальной и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям: | |||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в изначальной редакции || width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в актуальной редакции | ! width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в изначальной редакции || width="50%" class="unsortable"| Текст статьи в актуальной редакции | ||
Строка 288: | Строка 289: | ||
* [http://konstitucija.ru/ Конституция Российской Федерации (все редакции)] | * [http://konstitucija.ru/ Конституция Российской Федерации (все редакции)] | ||
* [http://tass.ru/info/15959107 Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых] (ТАСС) | * [http://tass.ru/info/15959107 Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых] (ТАСС) | ||
'''Литература''' | |||
* ''Зорькин В. Д., Лазарев Л.В.'' [http://disk.yandex.ru/i/zAFJc23g02NP7w Конституция 1993 года – правовая легитимация новой России. Комментарий к Конституции РФ]. — М.: Эксмо, 2010. | |||
* ''Чернявский А.Г.'' [http://www.litres.ru/aleksandr-chernyavsk/kommentariy-k-konstitucii-rossiyskoy-federac-61579198/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный)]. – М: КНОРУС, 2020. |
Версия от 01:50, 4 декабря 2022
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
История внесения поправок
Поправки в статью 65
Статья 65 содержит полный перечень субъектов России – равноправных субъектов федерации, которые перечислены в алфавитном порядке с разбивкой по видам (республики, края, области и т.д.).
Перечисление в конституции территорий, составляющих государство, прописано с целью установления пределов его юрисдикции. Другая задача – обеспечение гарантии его территориальной целостности, так как для изменения территории необходимо изменение самой Конституции.[1]. Поэтому федеративное устройство России, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти[2].
Порядок внесения изменений в данную статью прописан в статье 137 Конституции России:
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. |
Иными словами, изменение перечня субъектов осуществляется тремя способами:
- Переименование субъектов – изменение наименования существующих субъектов. В 1995 году Конституционый Суд России подчеркнул[3], что наименование субъекта определяется им самим, но соответствующие решения не должны затрагивать основы конституционного строя. Внесение в конституцию измененного наименования субъекта осуществляется указом Президента России на основании решения субъекта, принятого в установленном им порядке[1].
- Объединение субъектов – объединение двух или нескольких субъектов с учетом волеизъявления населения субъектов[4]. Инициатива образования в составе России нового субъекта принадлежит только субъектам, на территориях которых образуется новый субъект. При одобрении инициативы Президентом России вопрос об объединении субъектов выносится на референдумы[5].
- Образование новых субъектов – принятие в состав России иностранной территории (государство или его часть). Осуществляется при условии взаимного согласия России и иностранной территории по инициативе последней. Заключение соответствующего международного договора требует одобрения со стороны Конституционного Суда России[5].
Два последних процесса осуществляются в порядке, установленном соответствующим федеральным конституционным законом (№ 6-ФКЗ). Общим для обоих процессов условием является, например, принятие соответствующего федерального конституционного закона.
Ниже представлена сравнительная таблица изначальной и актуальной редакции статьи 65 с обозначением регионов, которые подверглись изменениям:
|
|
|
Таким образом, за период с 12 декабря 1993 по 4 октября 2022 года, несмотря на сохранение общего числа субъектов федерации (89), их состав претерпел значительные изменения:
- Республики – общее число возросло с 21 до 24 за счет принятия в состав России Крыма (2014), Донецкой и Луганской Народной Республики (2022);
- Края – общее число возросло с шести до девяти за счет создания новых краев, возникших в результате объединения регионов (2000-е);
- Области – общее число сократилось с 49 до 48 за счет упразднения трёх областей в процессе объединения регионов (2000-е), а также принятия в состав России Запорожской и Херсонской области (2022);
- Города федерального значения – общее число возросло с двух до трёх за счет принятия в состав России Севастополя (2014);
- Автономные округа – общее число сократилось с десяти до четырёх за счет упразднения шести автономных округов в процессе объединения регионов (2000-е).
Переименование субъектов
Нормативный акт, вносящий поправку |
Вступление поправки в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|---|
УПРФ от 09.01.1996 № 20 | Ингушская Республика | Республика Ингушетия | |
Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия – Алания | ||
УПРФ от 10.02.1996 № 173 | Республика Калмыкия – Хальмг Тангч | Республика Калмыкия | |
УПРФ от 09.06.2001 № 679 | Чувашская Республика – Чаваш Республики | Чувашская Республика – Чувашия | |
УПРФ от 25.07.2003 № 841 | Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | |
УПРФ от 27.03.2019 № 130 | Кемеровская область | Кемеровская область – Кузбасс |
Объединение субъектов
Нормативный акт, вносящий поправку |
Вступление поправки в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|---|
ФКЗ от 25.03.2004 № 1-ФКЗ | Пермская область[6] | Пермский край | |
Коми-Пермяцкий автономный округ[6] | |||
ФКЗ от 14.10.2006 № 6-ФКЗ | Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ[7] | Красноярский край | |
Эвенкийский автономный округ[7] | |||
Красноярский край[7] | |||
ФКЗ от 12.07.2006 № 2-ФКЗ | Камчатская область[8] | Камчатский край | |
Корякский автономный округ[8] | |||
ФКЗ от 30.12.2006 № 6-ФКЗ | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ[9] | Иркутская область | |
Иркутская область[9] | |||
ФКЗ от 21.07.2007 № 5-ФКЗ | Читинская область[10] | Забайкальский край | |
Агинский Бурятский автономный округ[10] |
- Курсивом выделены регионы, под чьим названием был образован новый субъект России, объединяющий в себе упразднённые регионы.
Образование новых субъектов
Нормативный акт, вносящий поправку |
Вступление поправки в силу (день/месяц/год) |
СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|---|
ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ | Республика Крым | ||
Севастополь | |||
ФКЗ от 04.10.2022 № 5-ФКЗ | Донецкая Народная Республика | ||
ФКЗ от 04.10.2022 № 6-ФКЗ | Луганская Народная Республика | ||
ФКЗ от 04.10.2022 № 7-ФКЗ | Запорожская область | ||
ФКЗ от 04.10.2022 № 8-ФКЗ | Херсонская область |
Поправки 2008 года
Сроки полномочий президента и Госдумы
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
|
1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. |
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. |
Ежегодные отчёты Правительства
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
1. К ведению Государственной Думы относятся: |
1. К ведению Государственной Думы относятся: |
|
1. Правительство Российской Федерации: |
1. Правительство Российской Федерации: |
Поправки 2014 года
Изменения в судебной системе
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
1. К ведению Совета Федерации относятся:
|
|
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. |
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации |
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
|
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации |
|
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам |
|
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
|
|
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. |
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации |
|
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. |
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. |
Изменения формирования Совета Федерации
Статья Конституции | СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ | НОВАЯ РЕДАКЦИЯ |
---|---|---|
|
|
Президент Российской Федерации:
|
|
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. |
2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. |
Поправки 2020 года
Основная статья: Поправки в Конституцию России (2020)
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Стр.466 || Зорькин В.Д.
- ↑ Стр.241 || Чернявский А.Г.
- ↑ Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации»
- ↑ Стр.242 || Чернявский А.Г.
- ↑ 5,0 5,1 Стр.468 || Зорькин В.Д.
- ↑ 6,0 6,1 По итогам референдума 2003 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 По итогам референдума 2005 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа вошли в состав Красноярского края.
- ↑ 8,0 8,1 По итогам референдума 2005 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край.
- ↑ 9,0 9,1 По итогам референдума 2006 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошел в состав Иркутской области
- ↑ 10,0 10,1 По итогам референдума 2007 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
- ↑ Бывшие регионы Украины – по итогам референдума 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России.
- ↑ Бывшая регионы Украины – по итогам референдумов 2022 года ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав России.
Ссылки
- Конституция Российской Федерации (все редакции)
- Как менялась Конституция РФ в связи с переименованием субъектов или образованием новых (ТАСС)
Литература
- Зорькин В. Д., Лазарев Л.В. Конституция 1993 года – правовая легитимация новой России. Комментарий к Конституции РФ. — М.: Эксмо, 2010.
- Чернявский А.Г. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Новая редакция (постатейный). – М: КНОРУС, 2020.