Российские изобретения: различия между версиями
(15-й век) |
(Начало 16-го века) |
||
Строка 136: | Строка 136: | ||
===Начало 16-го века=== | ===Начало 16-го века=== | ||
'''[[Кокошник (архитектура)]]''' | |||
* '''Кокошник''' — это полукруглый или килевидный внешний декоративный элемент в традиционной русской архитектуре, тип выступающих слепых арок. Название происходит от кокошника — традиционного головного убора русских женщин. Кокошники использовались в русской церковной архитектуре 16-го века, до тех пор пока в 17-м веке их популярность не достигла своего максимума. Кокошники размещались на стенах, в основании шатровых крыш или толобатов, или над оконными проёмами, или рядами под сводом.<ref>[http://bse.sci-lib.com/article062648.html Kokoshnik (architecture)] in the [[Great Soviet Encyclopedia]]</ref> | |||
'''1510-е гг. [[Шатровая крыша]]''' | |||
* '''Шатровая крыша''' — широко используемая в 16-м и 17-м века техника в русской архитектуре. До этого времени шатровые конические или, точнее, полигональные крыши делались из дерева для деревянных же церквей. Идея такой формы крыши возникла на русском севере, она не позволяла скапливаться снегу на деревянных зданиях во время длинной зимы. Деревянные крыши также использовались для покрытия башен кремлей, или даже для обычных зданий, как в Западной Европе, но тонкие, заострённые, почти конические крыши или подобной формы, сделанные из кирпича или камня стали уникальной формой русской церковной архитектуры. Некоторые учёные, однако, говорят, что эти шатровые крыши имеют что-то общее с европейской готической архитектурой, сравнивая со шпилями, и даже склонны называть этот стиль русской готикой. Вознесенская церковь в Коломенском селе, построенная в 1532 году в ознаменование рождения первого русского царя Ивана IV Грозного, часто считается первой шатровой каменной церковью, но недавние исследования показали, что до этого каменная шатровая крыша была у Троицкой церкви В Александрове, построенная в 1510-х гг..<ref>[http://www.rusarch.ru/zagraevsky19.htm The first stone tented roof church and the origins of the tented roof architecture] by [[Sergey Zagraevsky]] at RusArch.ru</ref> | |||
'''1530 [[rwp:Русская архитектура#.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D0.BD.D1.8F.D0.B6.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.28XIV.E2.80.94XVI.C2.A0.D0.B2.D0.B2..29|Архитектура Московского княжества]]''' | |||
==Царская Русь== | ==Царская Русь== | ||
Версия от 22:26, 22 мая 2014
Хронология русских инноваций содержит ключевые события в истории технологии в России, начиная с восточных славян и до Российской Федерации.
Содержимое можно разделить на следующие категории:
- Местные(природные, аборигенные, присущие) изобретения, такие как воздушный лайнер, спутник, МБР.
- Уникальные объекты и продукты, например Собор Василия Блаженного, матрёшка, водка.
- Объекты с непревзойдёнными характеристиками: Царь-Бомба, АК-47 и подлодки класса "Тайфун" и т.п.
- Научные и медицинские открытия: таблица Менделеева, атмосфера Венеры, вирусы и т.п.
Во временной последовательности рассматриваются научные и медицинские открытия, продукты и технологии, сделанные в России людьми любой наиональности, включая натурализовавшихся граждан-иммигрантов. Инновации, достигнутые в ходе всенародных исследований могут быть также включены в список, если русские играли главную роль в таких проектах. Изобретения, сделанные эммигрантами из России здесь не упомянуты.
Древние восточные славяне
- Топлёное молоко готовится на медленном огне не доводя до кипения 8 и более часов. У готового легкий коричневый цвет, специфичный вкус и способность сохраняться при комнатной температуре до 40 часов, гораздо дольше большинства напитков на молочной основе. Оно производится с древнейших времён, традиционно с помощью русской печки. Сегодня производство поставленно на промышленную основу. Заквашенное или сброженное топлёное молоко, также известное как ряженка особенно популярно в России.[1]
- Баня это традиционная русская влажная парилка, где моющиеся занимают места в специальных комнатах или отдельно стоящем деревянном доме, с паром образующимся набрызгиванием воды на растопленную печь. Исторически, баня развивалась вместе с ближайшим родственником — финской сауной. Однако, современные сауны перешли к сухому пару, тогда как бани продолжали использовать влажный. Температура в бане может превышать 110 °C, и люди часто бьют себя или других вениками из высушенных веток и листьев из белой берёзы, дуба или эвкалипта с целью усиления циркуляции. Допольнительно охлаждаются на свежем воздухе или плескаются в холодной воде, или даже в озере или реке. Зимой, люди могут кататься в снегу или прыгать в прорубь. После двух-трёх повторений пропотевания и охлаждения, ритуал заканчивается питьем напитков или чая, играми или расслаблением в хорошей компании в передней парилки. У бани сильный оздоровляющий эффект, помогающий предотвратить многие болезни и укрепляющий иммунную систему.[2][3]
- Блины — кулинарное изделие из теста. Блин происходит от старославянского млин, означающего молоть. Русские блины сделаны из дрожжевого теста, которое поднялось, затем было разбавленно холодной (кипящей) водой или молоком. Блины могли появиться во времена славянского единства, и имели некий ритуальный смысл в дохристианский период, так как они были символом солнца из-за круглой формы. Блины традиционно готовились к концу зимы во славу рождения нового солнца (Масленица). Эта традиция была приспособлена Православной церковью к началу Великого Поста и существует по сей день.[4] Многие следуют простому рецепту смешивая муку, молоко, сахар, яйца, масло и ваниль; без дрожжей. В них заворачивают мясной соус или варенье, мёд или другую сладкую приправу.
- Гусли — старейший тип славянского и русского мультиструнного щипкового инструмента. Археологи нашли сохранившиеся инструменты, у них было от 5 до 9 струн, в одном случае даже 12. Гусли могли произойти от византийской формы греческой кифары и имели много сходных инструментов, например финнская кантеле. Первое упоминание датируется 591 н. э., в трактате греческого историка Феофилакта Симокатта, который описывал инструмент, используемый славянами с территории Киевской Руси. Без игры на гуслях не мыслился Боян (сказитель легенд) и другие герои русской мифологии. Позднее гусли широко использовались странствующими музыкантами и артистами — скоморохами.[5]
- Изба — традиционное русское деревенское жилище, тип бревенчатого дома, подходящий для холодного климата Северо-Восточной Европы и Сибири. Традиционно, избы старого стиля возводились с помощью простых инструментов, таких как канат, топор, нож и лопата. Гвозди в основном не использовались, так как металл был относительно дорог, также и пилы были редки. И внутреннее и наружное убранство сделаны соединением стволов деревьев, промежутки между ними заполнялись глиной из речного русла. Начиная с 15-го столетия, центральном внтуренним элементом становится русская печь. Снаружи изба часто украшалась различными специальными архитектурными деталями, искусно вырезанными из дерева наличниками на окнах. Такие декоратвные элементы и русская печь все ещё можно найти во многих современных русских деревенских домах.[6]
- Косоворотка — рубаха с косым воротом, с длинными рукавами, достигающая середины бедра. Традиционное верхнее одеяние известное с давних времён. Когда ворот выглядит скошенным, когда расстёгнту, — отсюда и пошло название. Ворот и рукава часто украшены славянским орнаментом. До 20-го века её носили все — от крестьян до городских жителей, пока не заместили менее замысловатой одеждой. Также известна как «толстовка», потому что граф Лев Толстой обычно носил её в последние годы жизни. Сейчас косоворотка больше сувенир или сценическая одежда в рускких народных ансамблях.[7]
- 'Лапти -восточно-славянская версия обуви из лыка. Наподобие корзины в виде ступни. Лапти были преимущественно из липового лыка или луба берёзы. Они просты в изготовлении, но не очень прочные. В России лапти носили до 1930-х гг., как дешёвую замену обуви из кожи, прямо как клоги(сабо) в Западной Европе.[8]
- Щи — русский суп с капустой в качестве главного ингридиента, что позволяет приготовленному блюду безопасно храниться довольно долгое время без потери вкуса. Как правило их готовят из свежей или квашеной капусты и других зимних овощей, иногда с добавкой мяса. Летом готовят щи из щавеля — зелёные щи, которые были популярны до Революции 1917 года и в современной России. Перед подачей на стол в щи добавляют сметану.[9] Щи, сделанные из капусты имеют кисловатый вкус и ныне часто называются кислыми щами, но вплоть до конца XIX века считалось, что кислые щи — это сильногазированный русский народный напиток, близкий к квасу.
- Сметана — жирные, желтовато-белого цвета и слегка кислые сливки, содержащие около 40 % молочных жиров. Готовится скисанием пастеризованных сливок. В русской кухне используется практически везде: от аперетивов и главных блюд до десертов. Ближайшие подобие сметаны — сливочный фреш (crème fraîche). Сметана — идеал для блюд, требующих длительной готовки в печи, или как добавке в горячие блюда, так как не сворачивается.[10]
Киевская Русь
10-й век
Архитектура Киевской Руси. Ранние киевские церкви были построены византийскими мастерами и украшены фресками и мозаиками. Великолепные церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988, были первыми экземплярами монументальной архитектуры в землях восточных славян. Ранние восточные православные церкви в основном строились из дерева, при этом главные соборы часто выделялись множеством мелких куполов. Церковь Тита в 10-м веке является первой построенной из камня.
- Кокошник — традиционный женский головной убор. Узоры соответствуют стилю сарафана. Кокошники могут быть заострёнными или круглыми. Он заязывается на затылке длинной толстой лентой как большой лук. Очелье часто украшается жемчугом или другими драгоценностями. Само слово кокошник появилось в 16-м веке, однако самые ранние части головных уборов подобного типа найдены в захоронениях 10-12-х веков в Великом Новгороде. Кокошник носили девушки и женщины по особым случаям вплоть до Революции 1917-го года, и впоследствии был введён в западную моду русскими эммигрантами.[11]
- Квас (известен в Англии еще как '"хлебное питьё") — это сброженный напиток из ржи или ржаного хлеба. От хлеба зависит будет ли тёмным или светлым квас. Хоть в нём и содержится алкоголь как результат брожения, но все же его относят к неалкогольным напиткам: в нём до 1,2% алкоголя, что очень мало и полагается приемлемым для детей. Хотя низкоалкогольные подобия кваса были известны у некоторых древних цивилизациях, его современная, почти безалкогольная форма появилась в Восточной Европы. Квас впервые упоминается в русской хронике «Повѣсть времяньныхъ лѣтъ», где говорится как князь Владимир угощал квасом вместе с другими напитками народ во время празднования христианизации Руси. Квас также известен как главный ингридиент в окрошке, русском холодном супе.[12][13]
- Многоглавая церковь — обычная форма для русских церквей, которая отличает Россию от других ортодоксальных наций и христианских конфессий. Даже самые древние русские церкви, построенные сразу после христианизации Руси, уже были многоглавыми, что привело некоторых историков к мысли, что русские дохристианские языческие храмы могли выглядеть также. Конкретно эти ранние церкви: деревянная 13-главая Собор Святой Софии в Новгороде (989) и 25-главая каменная Десятинная Церковь в Киеве (989-996). Количество глав имело символическое значение в русской архитектуре, например, 13 глав символизировали Христа с 12-ю апостолами, тогда как 25 глав значили тоже и плюс 12 пророков Старого Завета. Многочисленные главы русских церквей часто делались из дерева и были относительно меньше, чем византийские.[14][15]
997 Кисель
- Кисель — это десерт, состоящий из подслащенного сока (обычно из ягод), для загущения используются овёс, кукурузный или картофельный крахмал, иногда добавляют красное вино или сухофрукты. Десерт может подаваться как горячим так и холодным, и если при изготовлении использовать меньше крахмала, то его можно пить, как обычно и делают в России. Кисель впервые упоминается в русской хронике «Повѣсть времяньныхъ лѣтъ», где является частью истории об осаждённом печенегами русском городе, спасённом с помощью смекалки.[13][16]
11-й век
- Берестяные грамоты — письма и записи, сделанные на коре берёзы. Эта форма письменного материала развивалась несколькими древними культурами независимо друг от друга. На Руси использовали бересту как дешёвую замену пергаменту и бумаге. Вскоре после христианизации страны береста получила широкое распростаранение. Ранние русские берестяные грамоты (вероятно написанные в первой четверти 11-го века) были найдены в Великом Новгороде. Всего более 1000 подобных грамот было обнаружено, большинство в Великом Новгороде, остальные в других древних горадах России, Украины и Беларуси. Многие берестяные грамоты написаны незнатными людьми, даже больше чем духовенством и дворянством. Этот факт привёл некоторых историков к мнению, что перед монгольским нашествием уровень грамотности в стране должен быть значительно выше, чем в Западной Европе.[17]
- Коч был древней формой ледокола. Это один- или двухмачтовый деревянный парусный корабль, используюмый для плавания в условиях арктических морей и рек Сибири. Коч разработан русскими поморами в 11-м веке, когда они осваивали берега Белого моря. Каркас коча защищён от плавучих льдин обшивкой (сделанной из дуба или лиственницы) вдоль возможной ватерлинии, и имел фальшкиль для переправ волоком по льду. Характерной особенностью корпуса коча была яйцевидная форма, которую впоследствии применил на своем «Фраме» Нансен, а вслед за ним и создатель «Ермака» Макаров. При сжатии во льдах такое судно не подвергалось чрезмерным перегрузкам, а попросту выжималось вверх.[18]
- Гудок — древний смычковый струнный музыкальный инструмент восточных славян. Обычно имел три струны, две из них настроены в унисон и издавали гудение, третья настроена на квинту выше и солировала. Все три лежали в одной плоскости, так что смычок мог касаться всех сразу. Иногда гудок дполнительно имел несколько резонансных струн (числом до восьми) под декой. Они делали звук теплее и богаче. На нём можно играть стоя или танцуя, что сделало его популярно среди скоморохов. Название гудок происходит из 17-го века, однако подобный тип инструмента сществовал в 11-16-х веках, но назывался смык.[19]
- Медовуха — странный славянский алкогольный напитако, основанный на меду, очень похожий на медовое пиво, но дешевле и быстрее в приготовлении. С древних времён славяне экспортировали сброженный мёд как продукт роскоши в Европу в больших количествах. Брожение происходило естественно в течение 15-50 лет, поэтому правильно сделанный продукт был очень дорог и доступен только знати. Однако, в 11 веке восточные славяне обнаружили способ ускорить брожение подогревом смеси мёда, что сделало медовуху широко доступной в Киевской Руси. Изобретение в 14-м столетии дистиляции сделало возможным создание прототипа современной медовухи, однако водка изобретённая в это же время постепенно превзошла её в популярности.[20]
1048 Русский кулачный бой
- Русский кулачный бой — древнее русское боевое искусство, в основном похожее на современный бокс. Однако, имел некоторые местные методы и приёмы и часто применялся в коллективных событиях, называемых стенка на стенку. Он существовал со времён Киевской Руси, впервые о нём упоминается в 1048 в русской хронике(Повѣсть времяньныхъ лѣтъ). Руководство Православной Церкви часто пыталось запретить бои, однако кулачный бой оставался популярным до 19-го столетия, в 20-м некоторые приёмы перекочевали в современные русские боевые искусства.[13][21]
12-й век
- Пернач — разновидность булавы с приваренными к набалдашнику перьями (пластинами), разработанная в 12-м веке в Киевской Руси и позднее широко распространённая в Европе. Название отражает форму пернача, который похож на оперённую стрелу. Наиболее распространённые имели 6 перьев и назывались шестопёрами. Пернач был первой формой перьевой булавы, получившей народное признание. Он отлично подходил для разрушения доспехов и кольчуг. Позднее часто использовался как символ власти военными лидерами Восточной Европы.[22]
- Шашка — особый вид сабли, очень острый, односторонней заточки, одноручный и без гарды. По виду шашка нечто среднее между саблей и прямым мечом. Имеет слегка изогнутое лезвие и ей можно эффективно как рубить, так и колоть (но сложнее, чем саблей). Первоначально шашка была разработана черкесами на Северном Кавказе в 12-м веке. Эти земли были интегрированы в состав Российской Империи в 18-м веке. Со временем шашка была принята на вооружение казаками в качестве главного холодного оружия.[23]
- Трещотка — это русский народный этнический автофонный музыкальный иструмент (иногда упоминается во мн. числе трещотки), который используется для имитации хлопков. Представляет набор маленьких дощечек на верёвке, что позволяет хлопать всеми дощечками разом. Нет документов подтверждающих использование трещотики в Древней Руси, однако, остатки трещоток недавно были найдены в Великом Новгороде и относятся к 12-му веку.[24]
1149 Копьё на медведя
- Копьё на медведя или рогатина — средневековый тип копья, используемый в охоте на медведей или других крупных животных, например зубров и боевых лошадей. Заострённый наконечник рогатины увеличен и обычно имеет форму лаврового листа. Прямо под наконечником расположена короткая крестовина, которая помогает фиксировать оружие в теле животного. Часто рогатину втыкают в землю древком, что позволяет сдержать натиск атакующего зверя. Русские хроники впервые упоминают её как военное оружие в 1149 году, и как охотничье в 1255.[25]
13-й век
- Соха — легкий деревянный плуг, который могла тянуть одна лошадь. Его изобрели на севере России, скорее всего в Новгородской республике, где его использовали с начала 13-го века. Характерной особенностью конструкции сохи являлось раздвоенное пашущее остриё (рассоха), так что соха имела два сошника, позднее их делали из металла, ими и пахали землю. Соха являлась развитием царапающего плуга. Сошники, которые переворачивали землю в плуге, в сохе просто отваливали в сторону пласт земли, что позволяло сохранить плодородие почвы.[26]
- Пельмени — блюдо родом из Сибири, неотъемлемая часть русской кухни. Состоит из начинки и пресного теста, обволакивающего её. Слово «пельмени» пришло из финно-угорских языков: коми, удмуртского, манси. Неясно, когда пельмени стали частью кухни населяющих Сибирь народов и когда впервые появились в русской кухне, но, наиболее вероятно, во времена монголо-татарского нашествия, когда монголо-татары принесли основную идею пельменей из Китая в Сибирь и Восточную Европу.[27]
- Луковичная глава — купол в форме луковицы. Подобные купола зачастую больше в диаметре чем барабан, на который они устанавливаются, а их высота обычно больше ширины. Целая луковица плавно утончается в точку. Такая форма является преобладающей в России, и хотя древнейшие сохранившиеся русские купола датируются 16-м веком; иллюстрации в старых хрониках показывают, что луковичная форма использовалась с 13-го века .[28]
Великое княжество Московское
14-й век
- Лапта — русская игра с мячом и битой (лаптой), напоминающая современный бейсбол. Играют на открытом воздухе на поле размером 20 x 25 саженей (примерно 43,2 x 54 метров). Очки получают, ударяя по мячу, который кидает игрок команды противника, и отбивающий старается отбить как можно дальше, затем бежит через поле к линии «кона», и если в него не попадают подхватившие мяч противники, возвращается к линии «города». Причем, если мяч был пойман с лёту, то считается что «город продан» и команды меняются местами. Наиболее древние мячи и биты для лапты найдены в 14-м веке во время раскопок в Великом Новгороде.[29]
- Звонница — большая прямоугольная структура, содержащая много арок или балок, на которые крепятся колокола. Звонарь, управляющий снизу колоколами с помощью длинных верёвок, играет на них как на гигантском музыкальном инструменте. Колокольня была альтернативой звоннице в среднекевековой архитектуре России и некоторых восточноевропейских странах. Звонница впервые встречается в России в 14-м веке и широко использовалась до 17-го века. Иногда звонницу помещают прямо на вершине церкви, такие церкви зовутся «под звоном» или «иже под колоколы». Наиболее известной такого типа является церковь Иоанна Лествичника, расположенная в основании колокольни Ивана Великого в московском Кремле.[30][31]
Древнепермская письменность / Абур
- Абур — алфавит разработанный и внедрённый русским миссионером Стефаном Пермским в 1372 года. Название происходит от первых двух букв «А» и «Бур». Алфавит основан на кириллице, греческом алфавите и племенных знаках коми. Последние похожи на руны и на «siglas poveiras», потому что они чаще высекались или вырезались, нежели писались. Алфавит использовалася вплоть до 17-го века, когда был вытеснен кириллицей. Абур также использовался в тайнописи.[32]
1376 Сарафан
- Сарафан — это длинная бесформенная фартучного типа часть традиционного народного костюма, которую носили девушки и женщины. Сарафан может быть состоящей из одного куска конструкцией с тонкими лямками, поверх которого иногда носили корсет, что придавало форму меньшего треугольника над большим. Сарафаны были разных расцветок: одноцветный, украшенный цветами или узорами. В прошлом использовался для повседнего ношения, хотя были изысканные парчовые варианты для особых случаев. Хроники впервые упоминают о сарафане в 1376 году, и с тех пор был широко распространён до 20-го века. Сейчас его носят группы, исполняющие русские народные песни и танцы. Прямой сарафан все еще популярен в летнее время.[33][34]
15-й век
- Холуйская миниатюра
- Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.[35]
- Бердыш — это длинная секира, объединяющая достоинства топора и копья, известная главным образом в Восточной Европе, где использовалась вместо алебарды. Иногда такое оружие делали в Античности и раннем Средневековье, но регулярное и широкое распростанение бердыша началось в начале 15-го века в России. Возможно, прообразом послужил скандинавский плотницкий топор, но в Скандинавии он появился только в конце 15-го века. В 16-м веке бердыш становится оружием стрельцов, служилых людей, вооружённых ручным огнестрельным оружиемo, которые использовали бердыши как опору при стрельбе.[36]
- Боярская шапка, также известная как горлатная шапка, сделана из меха и носилась русской знатью между 15-м и 17-м веками, главным образом боярами, подчеркивающими свой статус. Чем выше шапка, тем выше статус. Высота шапки в среднем составляла один локоть (примерно 46 см.) и имела цилиндрическую форму с более широкой верхней частью. На верх шапки шёл бархат или парча, а главная часть делалась из меха куницы, лисы или соболя. Сегодня иногда шапка используется в русской моде.[37]
- Гуляй-город — это передвижная крепость, сделанная из больших, размером со стену, заготовленных щитов, которые устанавливаются на повозки или сани. Развитая форма вагенбурга. Использование устанавливаемых щитов вместо бронированных повозок было дешевле и позволяло больше комбинаций при сборке. Гуляй-города в основном использовали в степях, где мало естественных укрытий. Широкое использование началось во время русско-казанских войн, позднее часто использовались украинскими казаками.[38]
- Уха — это русский суп, сделанный из отвара рыбы, такой как семга или треска, корнеплодов, корней и зелени петрушки, лука, картофеля, лаврового листа, лайма, укропа, и приправленная чёрным перцем, корицей и гвоздикой. Такие рыбы как окунь, линь, сом и налим используется для запаха. В русской кухне «уха» как название для рыбного отвара установилось между концом 17-го века и началом 18-го. До этого ухой назывался жирный мясной суп, а затем куриный. Начиная с 15-го века, рыба используется всё чаще для приготовления ухи, так появилось блюдо с выдающимся среди супов вкусом.[39]
- Русская печь или русская плита — это уникальный тип печи/очага, впервые появившийся в начале 15-го века. Русская печь обычно размещалась в центре избы, и играла огромную роль в традиционной русской культуре и жизни людей. Её использовали как для готовки , так и для обогрева. Она специально создана для сохранения тепла на долгое время. Это достигалось выводом дыма и горячего воздуха, получаемых в процессе горения, через сложный лабиринт ходов, прогревающим кирпичи, из которых сложена печь. Зимой часто люди могли спать на верху печи, который долго оставался теплым. Также хорошо как для обогрева и готовки, русская печь могла использоваться для стирки. Взрослый человек мог легко поместиться внутри, и во время Великой Отечественной Войны некоторые люди спасались от нацистов, спрятавшись в печи. Каши или блины, приготовленные в таком типе очага, могут отличаться вкусом от той же еды, приготовленной на современной печи или плите. Процесс приготовления в русской печи может быть назван томлением — выдержкой блюд длительное время при постоянной температуре. Полагается что следующие блюда приобретают особый вкус от готовки в русской печи: топлёное молоко, перловая крупа, грибы, приготовленные в сметане, или даже простой картофель.[40][41]
- Рассольник — русский суп, приготовленный из соленых огурцов, перловой крупы, свиных или говяжьих почек, хотя существует и вегетарианская версия. Блюдо известно с 15-го века, когда оно сначала называлось «калья». Ключевой частью рассольника является рассол, жидкость основанная на соке солёных огурцов с некоторыми добавками, знаменитая использованием при похмелье.[42]
1430 Водка
- Русская водка наиболее знаменитый бренд водки в мире. Это напиток, получаемый дистилляцией, состоящий только из воды и этанола со следовыми примесями и приправами. Водка — один из популярнейших алкогольных напитков. Производится брожением из ржи, пшеницы, картофеля, винограда, или патоки сахарной свеклы. Процент алкоголя от всего объёма находится в районе между 35 и 50. Стандарт для русской водки — 40. Точное происхождение водки не может быть точно определенно, но почти наверняка между 14-м и 15-м веком в Восточной Европе. Часто местом рождения называют Россию. Дистилляционный аппарат был известен в конце 14-го века и использовался для производства спирта, предшественника водки. Согласно истории русской пищи Вильяма Похлёбкина, водку впервые по оригинальному рецепту сделал в 1430 году монах Исидор из Чудова монастыря московского Кремля.[43]
Начало 16-го века
- Кокошник — это полукруглый или килевидный внешний декоративный элемент в традиционной русской архитектуре, тип выступающих слепых арок. Название происходит от кокошника — традиционного головного убора русских женщин. Кокошники использовались в русской церковной архитектуре 16-го века, до тех пор пока в 17-м веке их популярность не достигла своего максимума. Кокошники размещались на стенах, в основании шатровых крыш или толобатов, или над оконными проёмами, или рядами под сводом.[44]
1510-е гг. Шатровая крыша
- Шатровая крыша — широко используемая в 16-м и 17-м века техника в русской архитектуре. До этого времени шатровые конические или, точнее, полигональные крыши делались из дерева для деревянных же церквей. Идея такой формы крыши возникла на русском севере, она не позволяла скапливаться снегу на деревянных зданиях во время длинной зимы. Деревянные крыши также использовались для покрытия башен кремлей, или даже для обычных зданий, как в Западной Европе, но тонкие, заострённые, почти конические крыши или подобной формы, сделанные из кирпича или камня стали уникальной формой русской церковной архитектуры. Некоторые учёные, однако, говорят, что эти шатровые крыши имеют что-то общее с европейской готической архитектурой, сравнивая со шпилями, и даже склонны называть этот стиль русской готикой. Вознесенская церковь в Коломенском селе, построенная в 1532 году в ознаменование рождения первого русского царя Ивана IV Грозного, часто считается первой шатровой каменной церковью, но недавние исследования показали, что до этого каменная шатровая крыша была у Троицкой церкви В Александрове, построенная в 1510-х гг..[45]
1530 Архитектура Московского княжества
Царская Русь
Конец 16-го века
17-й век
Начало 18-го века
Российская Империя
1720-е гг.
1730-е гг.
1740-е гг.
1750-е гг.
1760-е гг.
1770-е гг.
1780-е гг.
1790-е гг.
19-й век
1810-е гг.
1820-е гг.
1830-е гг.
1840-е гг.
1850-е гг.
1860-е гг.
1870-е гг.
1880-е гг.
1890-е гг.
20-й век
1910-е гг.
Советский Союз
Конец 1910-х гг.
1920-е гг.
1930-е гг.
1940-е гг.
1950-е гг.
1960-е гг.
1970-е гг.
1980-е гг.
Начало 1990-е гг.
Российская Федерация
1990-е гг.
2000-е гг.
2010-е гг.
Примечания
- ↑ Glenn Randall Mack, Asele Surina. Food Culture In Russia And Central Asia. Greenwood Press, 2005. ISBN 0-313-32773-4. Page 22.
- ↑ Aaland, Mikkel (1998). The Russian Bania. History of the Great Russian Bath. Cyber-Bohemia.
- ↑ Russian Banya
- ↑ Maslenitsa, Blin! Статья с рецептами блинов и описание связанного с ними праздника.
- ↑ The history of gusli.
- ↑ Traditional Russian Village Structure
- ↑ Русские рубахи / Russian shirts
- ↑ Lapti at the Slavyanskaya Sloboda Slavic ethnography site
- ↑ Soup in the Russian cuisine. Shchi
- ↑ Nordic Recipe Archive — Cooking ingredients — Milk products
- ↑ Primeval Rus': Women's head dress and jewellery
- ↑ The history of kvas at kvas.ru site
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Primary Cronicle
- ↑ Russian Church Design by Lisa Kies.
- ↑ About Russian Domes and Cupolas at Sky Palace world architecture site.
- ↑ Kissels at supercook.ru
- ↑ Online library of 956 Russian birch bark documents and modern translations
- ↑ Navigation in ice conditions. Experience of Russian sailors by Nataly Marchenko at ris.npolar.no (Svalbard Science Forum)
- ↑ String instruments at the site Russian musical instruments.
- ↑ Medovukha at the site Culinary Edem
- ↑ Russian fist fighting at the site Russian Civilization
- ↑ Medieval flanged maces by Shawn M. Caza.
- ↑ The culture and customs of Adygs at the site www.adigeya.com
- ↑ http://www.folkmusic.ru/tresh.php
- ↑ Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие», 1971 / Kirpichnikov A.N. The Ancient Russian weapons, 1971.
- ↑ The study of the history of ancient ploughs of the Novgorod land by V. Ya. Konetsky.
- ↑ Pelmeni. A Tasty History by Josh Wilson at The School of Russian and Asian Studies site.
- ↑ The shapes of domes of ancient Russian churches by Sergey Zagraevsky at the site of RusArch.ru
- ↑ No Wrong Way to Swing Bat at the site of The St. Petersburg Times.
- ↑ Zvonnitsa in the Great Soviet Encyclopedia
- ↑ Churches Under Bells at the site hramy.ru (Churches of Russia)
- ↑ Лыткин В. И., Древнепермский язык, М., 1952; его же, Историческая грамматика коми языка, ч. 1, Сыктывкар, 1957, с. 38—50; Вопросы финно-угорского языкознания, М., 1962, с. 178—211.
- ↑ What Is a Traditional Russian Sarafan? at aerotranslate.com
- ↑ Russian sarafan at linorusso.ru
- ↑ Искусство Холуя / Составители: В. В. Стариков (†), Л. А. Вдовина; Художник Ю. Ф. Алексеева; Фотографии Ю. А. Кавера. — Изд. 2-е, испр. и доп.. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1980. — 160, [48] с. — 25 000 экз.
- ↑ Кирпичников А. Н., «Военное дело на Руси в XIII—XV вв.» Л., 1976 / Kirpichnikov A.N. Warfare in Russia in the 13th-15th centuries. Leningrad, 1976.
- ↑ Киреева Е. В. «История костюма. Европейский костюм от античности до XX века.» Москва. Просвещение. 1976 / Kireeva E. V. The history of costume. European costume from Antiquity into the 20th century. Moscow, Prosvescheniye, 1976.
- ↑ V.F.Shperk, "The History of Fortification" (В. Ф. Шперк, История фортификации) (1957)
- ↑ Ukha at kulinarnie-recepty.ru
- ↑ Russian oven in the 20th century
- ↑ Russian oven at pechka.su
- ↑ How to cook solyanka and rassolnik at solyanca.ru
- ↑ Шаблон:Cite book
- ↑ Kokoshnik (architecture) in the Great Soviet Encyclopedia
- ↑ The first stone tented roof church and the origins of the tented roof architecture by Sergey Zagraevsky at RusArch.ru