Жильё в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 2: Строка 2:
{{Незавершённая статья}}
{{Незавершённая статья}}


Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) - 3,5 млрд. квадратных метров, из них  
Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) составляет 3,5 млрд м², из них  
100 млн. кв.м. (меньше 3%) - аварийного и ветхого жилья. Стратегическая потребность населения России ещё в 1,5 млрд. кв.м.
100 млн м² (меньше 3%) аварийного и ветхого жилья. Стратегическая потребность населения России ещё в 1,5 млрд м².


Годовой ввод жилья - 80 млн. квадратных метров. План к 2020 году - 140 млн.
Годовой ввод жилья 80 млн м². План к 2020 году 140 млн м².


По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире  
По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире  
с показателем чуть меньше 24 кв.м./чел. (в Швеции - 42 кв.м./чел., в Германии - 40).
с показателем чуть меньше 24 м²/чел. (в Швеции 42 м²/чел., в Германии 40).
Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире  
Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире  
(0,9 комнат на человека).
(0,9 комнат на человека).


=== Законодательная база ===
=== Законодательная база ===
На федеральном уровне приняты программы и целевые ориентиры:
На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:
* приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России»;
* приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России»;
* государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
* государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
* федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы;  
* федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы;  
* Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
* Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».


=== Стандарты жилищной обеспеченности ===
=== Стандарты жилищной обеспеченности ===
Строка 31: Строка 31:
категорию попадают граждане:  
категорию попадают граждане:  


- в имеющейся у них жилплощади (будь то собственной или предоставленной по договору соцнайма) на каждого члена семьи выходит меньше 10 квадратных метров;
*в имеющейся у них жилплощади (будь то собственной или предоставленной по договору соцнайма) на каждого члена семьи выходит меньше 10 м²;


- существующая квартира давно не отвечает установленным для жилых помещений  
* существующая квартира давно не отвечает установленным для жилых помещений  
требованиям;
требованиям;


- в одной квартире с ними проживает гражданин, страдающий заболеванием, при  
* в одной квартире с ними проживает гражданин, страдающий заболеванием, при  
котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет;  
котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет;  


- квартиры нет вовсе, ни на праве собственности, ни по договору соцнайма.  
* квартиры нет вовсе, ни на праве собственности, ни по договору соцнайма.  


Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению.
Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению.
Строка 57: Строка 57:


=== Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО ===
=== Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО ===
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры - зарубежные проектировщики, строители и инвесторы и так довольно свободно чувствуют себя в РФ, и рынок недвижимости уже успел привыкнуть к их присутствию.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры зарубежные проектировщики, строители и инвесторы и так довольно свободно чувствуют себя в РФ, и рынок недвижимости уже успел привыкнуть к их присутствию.


В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует "не имеющая мировых аналогов" система саморегулирования строительной отрасли, позволяющая иностранцам комфортно работать в России, в результате чего в стране есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут.
В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует «не имеющая мировых аналогов» система саморегулирования строительной отрасли, позволяющая иностранцам комфортно работать в России, в результате чего в стране есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут.


Также беспокоят архитекторов и строителей, - это переход на международные, в частности европейские, технические нормы (еврокоды), хотя вступление в ВТО и гармонизация российских и международных технических норм в области строительства не имеют между собой прямой связи по срокам. Кстати, в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства и только в последнее время появляются документы наднационального характера - еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах.  
Вызывает беспокойство архитекторов и строителей переход на международные, в частности европейские, технические нормы (еврокоды), хотя вступление в ВТО и гармонизация российских и международных технических норм в области строительства не имеют между собой прямой связи по срокам. Кстати, в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства и только в последнее время появляются документы наднационального характера еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах.  


При этом ФЗ №94 "О госзакупках" не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды, но устанавливает для них российский национальный режим.
При этом ФЗ №94 «О госзакупках» не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды, но устанавливает для них российский национальный режим.
Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран - членов ВТО, так что вступление России в ВТО даёт возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.
Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран членов ВТО, так что вступление России в ВТО даёт возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.


На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов.
На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов.
Строка 71: Строка 71:


=== Доступность жилья ===
=== Доступность жилья ===
Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей, – в большом разрыве между средней стоимостью "квадрата" и средней ежемесячной зарплаты населения.
Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения.
Согласно федерально целевой программе "Жилище", к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20% от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.
Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20% от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.


При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости "квадрата" и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.  
При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.  


Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном "среднем доходе", нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего".
Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего».


Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере [[Ипотека в России|ипотечного кредитования]]. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.   
Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере [[Ипотека в России|ипотечного кредитования]]. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.   


=== Аренда ===
=== Аренда ===
По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья это всего 25-30% жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.
По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.


Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.
Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.


Долгосрочная аренда привлекает россиян лишь в том случае, когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.
Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.


=== См. также ===
=== См. также ===
Строка 92: Строка 92:


=== Ссылки ===
=== Ссылки ===
* [http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/76/events/4869 Национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России»]
* [http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/76/events/4869 Национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России»]
* [http://government.ru/programs/204/about/ Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»]
* [http://government.ru/programs/204/about/ Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»]
* [http://gov.garant.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=12182235&linkType=65537 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы]
* [http://gov.garant.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=12182235&linkType=65537 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы]
* [http://government.ru/info/11177/ О программе «Жильё для российской семьи»]
* [http://government.ru/info/11177/ О программе «Жильё для российской семьи»]
* [http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610855 Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600]
* [http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610855 Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600]

Версия от 19:38, 10 июня 2015

Thief 64.jpgКопипаста
Статья содержит скопированные с других ресурсов фрагменты текста. Удалите их или тщательно перепишите своими словами. Уровень копипасты можно проверить вот здесь.
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) составляет 3,5 млрд м², из них 100 млн м² (меньше 3%) — аварийного и ветхого жилья. Стратегическая потребность населения России ещё в 1,5 млрд м².

Годовой ввод жилья — 80 млн м². План к 2020 году — 140 млн м².

По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем чуть меньше 24 м²/чел. (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (0,9 комнат на человека).

Законодательная база

На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:

  • приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»;
  • государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
  • федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы;
  • Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Стандарты жилищной обеспеченности

Сегодня в нашей стране муниципальные квартиры, т.е. за государственный счёт, полагаются лишь некоторым категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания. Особая категория граждан, которая может требовать от государства помощи в получении жилья, военнослужащие.

По данным Минрегиона, квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. В эту категорию попадают граждане:

  • в имеющейся у них жилплощади (будь то собственной или предоставленной по договору соцнайма) на каждого члена семьи выходит меньше 10 м²;
  • существующая квартира давно не отвечает установленным для жилых помещений

требованиям;

  • в одной квартире с ними проживает гражданин, страдающий заболеванием, при

котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет;

  • квартиры нет вовсе, ни на праве собственности, ни по договору соцнайма.

Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению.

Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время. Длительность ожидания зависит от многих факторов: от того, когда вы встали на учёт нуждающихся в улучшении жилых помещений; от региона и количества очередников в данной местности; от количества лиц, имеющих льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению жилья; от объёма бюджетного финансирования, направленного на решение жилищных вопросов.

Гораздо шире круг претендентов на служебные квартиры. В российском законодательстве предусмотрена возможность обеспечения служебным жильём практически любого сотрудника бюджетной сферы, если на то, конечно, хватит средств у работодателя.

Вместе с тем, некоторые категории граждан в случае отсутствия у них жилья по месту работы или службы, обеспечиваются служебным жилым помещением в обязательном порядке. К таковым относятся депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и других правоохранительных органов, судьи и военнослужащие.

Служебные квартиры обычно не подлежат передаче в собственность. При этом, если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и занимает служебную квартиру, органы власти в целях реализации прав гражданина могут принять решение о передачи ему служебной квартиры в качестве постоянной.

Влияние товарных рынков

Статистический анализ динамики цен на нефть и цен на квартиры в Москве за последние 10 лет показывает, что изменение стоимости барреля нефти на 1 доллар приводит к изменению средней стоимости 1 квадратного метра жилья примерно на 30 долларов.

Цена на нефть и газ влияет на параметры бюджета, инфляцию, бизнес-активность, ипотечную ставку, курсы валют, доходы населения. В конечном счёте, эти факторы воздействуют и на стоимость жилой недвижимости. Особенно это касается Москвы, где самая высокая и одновременно очень чувствительная к макроэкономическим переменам цена жилья, и где высокий сегмент элитного жилья. Однако прямой причинно-следственной связи между краткосрочными тенденциями цен на нефть и стоимостью жилых квадратных метров в регионах нет и ближайшее время не будет.

Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры — зарубежные проектировщики, строители и инвесторы и так довольно свободно чувствуют себя в РФ, и рынок недвижимости уже успел привыкнуть к их присутствию.

В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует «не имеющая мировых аналогов» система саморегулирования строительной отрасли, позволяющая иностранцам комфортно работать в России, в результате чего в стране есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут.

Вызывает беспокойство архитекторов и строителей переход на международные, в частности европейские, технические нормы (еврокоды), хотя вступление в ВТО и гармонизация российских и международных технических норм в области строительства не имеют между собой прямой связи по срокам. Кстати, в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства и только в последнее время появляются документы наднационального характера — еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах.

При этом ФЗ №94 «О госзакупках» не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды, но устанавливает для них российский национальный режим. Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран — членов ВТО, так что вступление России в ВТО даёт возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.

На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов.

Возросшая конкуренция подтолкнёт российских строителей к применению новых материалов и технологий и снижению энергоёмкости всех процессов для того, чтобы успешно конкурировать с иностранцами.

Доступность жилья

Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения. Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20% от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.

При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.

Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего».

Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере ипотечного кредитования. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.

Аренда

По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.

Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.

Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.

См. также

Ссылки