Рюрик: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 27: Строка 27:
Согласно номаннской реконструкции событий, в конце VIII-первой половине IX века норманны постепенно проникают на Ладогу и земли близ будущего Новгорода и со временем неизбежно вступают в конфликт с местным населением, коими являлись словене, кривичи, а также финно-угорскими племенами меря и чудь<ref>Об этом говорят данные археологии: многочисленные захоронения скандинавов, предметы скандинавского быта и т.п. Не без участия скандинавов рождаются первые городища: Рюриково Городище, Изборск, Белоозеро, Ладога (см. также [[Крупные проекты: Рюрик]]). </ref>. По-видимому, в военном плане норманны были подготовлены лучше аборигенов, поскольку война и грабеж для них были образом жизни. После периода войн (что отразилось в «Легедне о призвании…» как изгнание варяг «за море») племенам все же удается поладить, между ними заключается устный договор — «ряд», по которому покоренные норманнами племена обязуются платить дань взамен на поддержание мира («дань мира деля»).
Согласно номаннской реконструкции событий, в конце VIII-первой половине IX века норманны постепенно проникают на Ладогу и земли близ будущего Новгорода и со временем неизбежно вступают в конфликт с местным населением, коими являлись словене, кривичи, а также финно-угорскими племенами меря и чудь<ref>Об этом говорят данные археологии: многочисленные захоронения скандинавов, предметы скандинавского быта и т.п. Не без участия скандинавов рождаются первые городища: Рюриково Городище, Изборск, Белоозеро, Ладога (см. также [[Крупные проекты: Рюрик]]). </ref>. По-видимому, в военном плане норманны были подготовлены лучше аборигенов, поскольку война и грабеж для них были образом жизни. После периода войн (что отразилось в «Легедне о призвании…» как изгнание варяг «за море») племенам все же удается поладить, между ними заключается устный договор — «ряд», по которому покоренные норманнами племена обязуются платить дань взамен на поддержание мира («дань мира деля»).


Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами могли носить взаимовыгодный характер. По-видимому, именно взаимоотношения варягов и славян впоследствии сыграют ключевую роль в формировании древнерусской государственности.
Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами-балто-финнскими племенами могли носить взаимовыгодный характер. Другими словами, приход варягов не был простым завоеванием и узурпацией власти. По-видимому, именно взаимоотношения варягов и славян впоследствии сыграют ключевую роль в формировании древнерусской государственности.


Скандинавия в это время была малозаселенной областью. К тому же подобные истории о приглашении «князей» существуют и в историях западно-европейских народов, причем «приглашенные» всегда были из Скандинавии, что достаточно странно само по себе. Примечательно, что новые сторонники этой теории постоянно увеличивали численность варягов. Советский и российский учёный Лев Самуилович Клейн писал о 13 % скандинавов от всего населения Руси, что, согласно подсчёту историка Вячеслава Фомина, должно составить полмиллиона человек.
Скандинавия в это время была малозаселенной областью. К тому же подобные истории о приглашении «князей» существуют и в историях западно-европейских народов, причем «приглашенные» всегда были из Скандинавии, что достаточно странно само по себе. Примечательно, что новые сторонники этой теории постоянно увеличивали численность варягов. Советский и российский учёный Лев Самуилович Клейн писал о 13 % скандинавов от всего населения Руси, что, согласно подсчёту историка Вячеслава Фомина, должно составить полмиллиона человек.

Версия от 11:45, 21 ноября 2015

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Рюрик I, Князь Новгородский (832?-879) — летописный основатель Новгородского княжества на Руси.

Годы правления — 862—879 н. э.

Предшественник: Гостомысл

Летописные сведения

Генеалогия

Родители: Не известны.

Жены и наследники (существование не доказано): Жена: Эфанда или Умила (согласно различным летописям) => Сын: Игорь Рюрикович

Происхождение

Норманнская теория

Согласно норманнской теории, основоположниками которой были немецкие учёные Герхард Миллер и Август Шлёцер, отправной точкой возникновения русской государственности стал призыв в 862 году варяга Рюрика на княжение в Новгородскую землю интернациональным, и что в то время под будущим Новгородом кроме славян жили угро-финны, балты и скандинавы. Они писали о том, что славяне были не способны создать собственное государство, а скандинавов было очень много на Руси. Им противостояла школа антинорманнистов (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, из современных ученых - В. В. Фомин, А. Г. Кузьмин, А. Н. Сахаров), которые доказывали, что варяги были вовсе не скандинавами, а западными славянами (возможно, ваграми).

К сожалению, очень часто вековая дискуссия между норманнистами и антинорманнистами приобретала идеологический и политический окрас, что только мешало объективному рассмотрению «варяжского вопроса». Например, сторонникам норманнской теории часто ставят в упрек то, что их взгляд на происхождение Рюрика и древнерусской государственности якобы унижает славян, изображая их убогими и неспособными к самостоятельному развитию. Поэтому многие люди считают норманнизм русофобской теорией. Хотя, конечно же, такие расистские идеи не имеют практически ничего общего с современным норманизмом.

Никто из норманнистов не говорит, что Рюрик принес восточным славянам готовую систему управления и что скандинавские варяги специально занимались организацией «диких» славянских племен, потому что лучше разбирались в вопросах управления (вот делать им было больше нечего!). Напротив, становление древнерусской государственности происходило постепенно и заняло не менее 100 лет. Варяги отнюдь не ставили цель объединить восточно-славянские племена, хотя их действия во многом этому способствовали. Ими двигали совершенно другие мотивы, а именно разбой, торговля (в том числе, и работорговля) и наемничество. Скандинавов манили прославленные в народном эпосе цивилизации ближнего востока (Византийской Империи и Арабскому Халифату), с которыми можно было торговать и которые можно было время от времени грабить. Но путь к грекам и арабам им преграждали восточно-славянские племена, с которыми еще предстояло договориться.

Историк Татьяна Джаксон и филолог Федор Успенский обсуждают «Легенду о призвании варягов» в передаче Александра Гордона

Исторические корни «Легенды…»

Согласно номаннской реконструкции событий, в конце VIII-первой половине IX века норманны постепенно проникают на Ладогу и земли близ будущего Новгорода и со временем неизбежно вступают в конфликт с местным населением, коими являлись словене, кривичи, а также финно-угорскими племенами меря и чудь[1]. По-видимому, в военном плане норманны были подготовлены лучше аборигенов, поскольку война и грабеж для них были образом жизни. После периода войн (что отразилось в «Легедне о призвании…» как изгнание варяг «за море») племенам все же удается поладить, между ними заключается устный договор — «ряд», по которому покоренные норманнами племена обязуются платить дань взамен на поддержание мира («дань мира деля»).

Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами-балто-финнскими племенами могли носить взаимовыгодный характер. Другими словами, приход варягов не был простым завоеванием и узурпацией власти. По-видимому, именно взаимоотношения варягов и славян впоследствии сыграют ключевую роль в формировании древнерусской государственности.

Скандинавия в это время была малозаселенной областью. К тому же подобные истории о приглашении «князей» существуют и в историях западно-европейских народов, причем «приглашенные» всегда были из Скандинавии, что достаточно странно само по себе. Примечательно, что новые сторонники этой теории постоянно увеличивали численность варягов. Советский и российский учёный Лев Самуилович Клейн писал о 13 % скандинавов от всего населения Руси, что, согласно подсчёту историка Вячеслава Фомина, должно составить полмиллиона человек.

По Норманнской теории, в начале X века скандинавы составляли значительную часть правящей элиты зарождающегося Древнерусского государства, оставаясь при этом в подавляющем меньшинстве по сравнению с остальным населением. Постоянная жизнь в окружении славян не могла пройти для них даром, и уже через несколько десятилетий скандинавы просто растворились в среде окружающих их народов, позабыли родной язык, восприняли славянскую культуру и религию. И если имена первых правителей из династии Рюриковичей (Олег, Ольга, Игорь) имели явное скандинавское происхождение, то, начиная со Святослава, имена русских князей были либо славянскими, либо греческими. Отсюда следует, что варяги могли оказывать значимое влияние на развитие Древней Руси лишь в первые десятилетия её существования. В память о том непродолжительном периоде истории России остались немногочисленные заимствования в русском языке (кнут, якорь). Столь стремительная ассимиляция норманнов не является чем-то странным. Например, норманны, во главе с Вильгельмом Завоевателем покорившие Британию в 1066 году, разговаривали уже не на древнескандинавском, а на старофранцузском.

Не исключено, что и само слово «русь» имеет скандинавское происхождение[1]. По этой версии, слово русь происходит от скандинавского *roþs- (þ произносилось как английское th), которое обозначало дружины гребцов. В некоторых местах ПВЛ слово русь имеет близкое значение: оно обозначает княжескую дружину. Получается, что поначалу слово русь могло быть именем нарицательным и лишь к концу X века оно постепенно обретает новое значение, как территория очень молодого, но стремительно развивающегося Древнерусского государства. Хотя эта гипотеза получила широкое распространение среди лингвистов и филологов и в настоящее время считается наиболее обоснованной, в научной литературе есть и иные точки зрения, по которым слово «русь» может иметь индоиранское (археолог В. В. Седов предложил аланскую этимологию, а лингвист О. Н. Трубачёв — синдо-меотскую[2]) или исконно славянское происхождение[3].

Западно-Славянская теория

В XIX веке высказывались точки зрения, что Рюрик и варяги являются вовсе не норманнами, а западными славянами. При этом имя Рюрик выводилось из славянского рарог, а варяги ассоциировались с ваграми…

Ведущий представитель научного направления «ДНК-генеалогия», доктор химических наук, профессор МГУ и приглашённый профессор Гарвардского университета Анатолий Клёсов провёл исследование, в ходе которого выяснил, что две трети Рюриковичей — это южнобалтийские славяне (гаплогруппа N). У остальных оказалась хромосомная гаплогруппа R1a, которая распространена у населения Центральной и Восточной Европы. У Рюриковичей был общий предок. Следа скандинавов в высшем дворянстве и среди широких масс населения не нашли, из чего он сделал вывод, что Рюрик — не варяг, а славянин — полабский славянин или прибалтийский, но — славянин. Наличие двух галогрупп у Рюриковичей он попытался объяснить возможной изменой мужу жены Владимира Мономаха. Несмотря на то, что, вероятно, Рюрик был славянином, его социальный статус и род занятий неизвестны. [4]

Работы Клёсова были встречены жесткой критикой со стороны научного сообщества. В частности, генетик Балановский заметил, что гаплогруппа N отнюдь не является южнобалтийской, она также распространена в Финляндии и Скандинавии, так что ее наличие у Рюриковичей не противоречит норманнским корням династии Рюриковичей. Вообще, как заметил Игорь Данилевский, Рюрик был легендарной личностью, и вести полемику о его этнической принадлежности — путь, тупиковый изначально. Наконец, не генетика определяет народы, а культура и национальное самосознание. Поэтому невозможно выделив ДНК человека, определить его национальность со стопроцентной уверенностью.

Гипотеза о связи с Рёриком Ютландским

Крупные проекты

Основная статья: Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)

Ладога, Рюриково Городище (Старый Новгород), Сарское городище. Организация пути из варяг в греки происходит примерно в это время. С путём из варяг в арабы к концу предполагаемого правления Рюрика I возникают перебои, связанные с ухудшением отношений варягов с хазарами.

Правление, достижения

Хотя Рюрик и считается первым правителем Руси, не следует забывает, что это легендарная личность, и летописные сведения о его деяниях основаны на устном предании, которые были записаны лишь спустя полтора столетия после его смерти. Понятно, что за это время они могли сильно исказиться, но других источников у летописцев XI века просто не могло быть. Еще меньше доверия к летописным датам эпохи Рюрика. Многие филологи склоняются к тому, что в первоначальном варианте текста, повествующего о правлении первого князя, никаких дат не было. Они были приписаны задним числом, возможно, в 90-х годах XI века во время составления Начального свода[2] Поэтому, рассуждая о «правлении Рюрика», правильнее говорить не столько о личности первого князя, сколько о самом временном отрезке, занимающим важное место в истории России.

Начало государственности и основание надплеменного органа власти

Тем не менее, изучение этого периода очень важно для понимания исторического пути России. Ведь именно в этот период начинает зарождаться древнерусская государственность, появляются первые крупные (по меркам тех времен) города. Всего за полтора века практически из неоткуда возникает крупнейшее и весьма сильное и влиятельное государство Европы — Киевская Русь. И истоки этого по истине грандиозного процесса следует примерно в этом временном отрезке. Конечно, отсюда еще не следует, что до этого времени на территории будущей Руси зарил царил полнейший вакуум. Конечно, нет. Здесь проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена с собственной культурой, религией и вечевой системой управления. Однако между ними не было единства. Собственно, конец племенного периода и начало становления более высоких, надплеменных систем власти и стало началом древнерусской государственности.

Первая осада Константинополя

В это же время происходят первые засвидетельствованные неудачные походы руси на Византию, когда русские флотилии появляются под стенами Царьграда, известные по сообщениям патриарха Фотия и древнерусским летописям. И хотя росы, описанные у Патриарха Фотия, скорее всего, еще не были славянами, а относились к скандинавам (сторонники теории Русского Каганата считают, что росы могли иметь иранское происхождение), именно этот исторический эпизод древнерусские летописцы выбирают за начало отсчета русской истории.

Текст для распределения

Легенда утверждает, что на княжение Рюрика призвали не сумевшие договориться между собой племена кривичей, чуди и ильменских словен, чтобы прекратить межплеменную вражду славянских племен. «Повесть временных лет» указывает, что Рюрик пришёл в Новгород в 862 г. вместе с Трувором и Синеусом, но некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был им построен через два года после прихода на Русь, что подтверждается некоторыми археологическими находками.

Согласно летописи, Трувор правил кривичами, а Синеус — в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель. В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута (ссылка на Мельникову, Петрухина и Николаева).

«Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это — то немногое, что знают историки о Рюрике, биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын Рюрика Игорь станет князем киевским.» [5] [6]

Литература

Примечания

  1. Об этом говорят данные археологии: многочисленные захоронения скандинавов, предметы скандинавского быта и т.п. Не без участия скандинавов рождаются первые городища: Рюриково Городище, Изборск, Белоозеро, Ладога (см. также Крупные проекты: Рюрик).
  2. Начальный свод — условное название утраченного летописного свода, составленного, предположительно, в 90-х годах XI века. Лёг в основу Повести временных лет и Новгородской первой летописи. Хотя оригинал НС не дошёл до нас, его текст восстанавливается на основе анализа летописей.

См. также