Участник:J.Nada/Психология толпы: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Неформат)
Строка 1: Строка 1:
{{Неформат}}
== Гюстав Лебон ==
== Гюстав Лебон ==
Французский социолог и ученый Гюстав Лебон. Книга «[http://ihavebook.org/books/5525/psihologiya-narodov-i-mass.html Психология народов и масс]». 1895 год.
Французский социолог и ученый Гюстав Лебон. Книга «[http://ihavebook.org/books/5525/psihologiya-narodov-i-mass.html Психология народов и масс]». 1895 год.

Версия от 17:52, 13 января 2016

Неформат 64.pngНеформат
Эта статья возможно не вписывается в формат сайта и должна быть перенесена за его пределы на более подходящий ресурс в ближайшее время. Обоснуйте на странице обсуждения значимость статьи для проекта.

Гюстав Лебон

Французский социолог и ученый Гюстав Лебон. Книга «Психология народов и масс». 1895 год.

  1. Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает по­клоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой

  2. Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях. Кажется, Наполеон сказал, что суще­ствует только одна заслуживающая внимания фигура риторики — это повторение. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина

  3. Читая по­стоянно в одной и той же газете, что А — совершенный негодяй, а В — честнейший человек, мы в конце концов становимся сами убежденными в этом, конечно, если только не читаем при этом еще какую-нибудь другую газету, высказывающую совершенно противоположное мнение. Только утверждение и повторение в состоянии состязаться друг с другом, так как обладают в этом случае одинаковой силой

  4. Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные историче­ские события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мысли людей
  5. Исто­рия указывает нам, что как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения заверша­ется бессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами. Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой. Сила толпы на­правлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства

  6. Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху суще­ствует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им

  7. Верить в преобладание революционных инстин­ктов в толпе — это значит не знать ее психологии. Нас вводит тут в заблуждение только стремительность этих инстинктов. Взрывы возмущения и стремления к разрешению всегда эфемерны в толпе. Толпа слишком управляется бессознательным и поэтому слишком под­чиняется влиянию вековой наследственности, чтобы не быть на самом деле чрезвычайно консервативной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству

  8. Толпа, способная мыслить только образами, воспри­имчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков

  9. Могущество слов находится в тесной связи с вы­зываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое боль­шое влияние на толпу. Таковы, например, термины: «демократия», «социализм», «равенство», «свобода» и т. д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить