Развал советской науки: различия между версиями
Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
== Советская наука == | == Советская наука == | ||
Советский Союз вкладывал в науку значительные средства. Развитие науки и техники было идеологически мотивировано и являлось важным направлением государственной политики. По числу учёных на 1000 населения СССР вышел на ведущее место в мире. В силу ограниченности ресурсов и международной обстановки финансировались в первую очередь направления связанные с обороной страны — физика и химия, в прикладной и технической сфере — ядерные вооружения, ядерная энергетика и космонавтика. Хорошо развивалась астрофизика и не требующая значительных вложений математика. Советская наука в целом не отличалась высокой эффективностью, но в силу большого числа учёных и качественного образования продемонстрировала значительные достижения — с 1956 по 2003 год<ref>Премии 2001 и 2003 года были вручены за исследования советского периода.</ref> советские учёные получили семь премий за физические исследования и одну за химические. Три советских математика до 1991 года получили медаль Филдса. Советский Союз первым осуществил космический пуск и вывел человека в космос. | Советский Союз вкладывал в науку значительные средства. Развитие науки и техники было идеологически мотивировано и являлось важным направлением государственной политики. По числу учёных на 1000 населения СССР вышел на ведущее место в мире. В силу ограниченности ресурсов и международной обстановки финансировались в первую очередь направления связанные с обороной страны — физика и химия, в прикладной и технической сфере — ядерные вооружения, ядерная энергетика и космонавтика. Хорошо развивалась астрофизика и не требующая значительных вложений математика. Советская наука в целом не отличалась высокой эффективностью, но в силу большого числа учёных и качественного образования продемонстрировала значительные достижения — с 1956 по 2003 год<ref>Премии 2001 и 2003 года были вручены за исследования советского периода.</ref> советские учёные получили семь премий за физические исследования и одну за химические. Три советских математика до 1991 года получили [[rwp:медаль Филдса|медаль Филдса]]. Советский Союз первым осуществил космический пуск и вывел человека в космос. | ||
Состояние науки в РСФСР 80-х годов и, отчасти, в СССР характеризуются следующими показателями:<ref>Справочник «Страны мира», М., «Политиздат», 1985 </ref> | Состояние науки в РСФСР 80-х годов и, отчасти, в СССР характеризуются следующими показателями:<ref>Справочник «Страны мира», М., «Политиздат», 1985 </ref> | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
* Пенсия научного работника со стажем: кандидат наук — 120 рублей, доктор наук — 160 рублей. | * Пенсия научного работника со стажем: кандидат наук — 120 рублей, доктор наук — 160 рублей. | ||
Добавим, что успешно учившиеся студенты получали стипендии в 40 и более рублей. Пересчёт зарплат и пенсий на современные деньки с текущим коэффициентом | Добавим, что успешно учившиеся студенты получали стипендии в 40 и более рублей. Пересчёт зарплат и пенсий на современные деньки с текущим коэффициентом порядка 100—150 показывает, что даже после повышения зарплат в 2006 году финансовое положение современных российских учёных не лучше, чем у советских учёных 30 лет назад. | ||
== Начало кризиса == | == Начало кризиса == | ||
Точкой отсчёта кризиса науки можно считать | Точкой отсчёта кризиса науки можно считать 1987 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование» — прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлён переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Перевод прикладной науки на рыночные принципы внутри застойной не рыночной экономики никак не мог пойти науке на пользу. Сам принцип договорной самоокупаемости для науки, в том числе и прикладной, является убийственным. | ||
{{quote|1=Можно услышать, что в «цивилизованном» мире цивилизованный бизнес оплачивает научные исследования. Это в чистом виде враньё! Во всех странах, в том числе и так называемых «цивилизованных», к которым мы, прежде всего, относим США, научные исследования (и фундаментальные, и прикладные) оплачивает государство. Бизнес оплачивает только то, что нужно сегодня, конкретные работы, где он видит прибыль. А то, что будет через пять лет, его не интересует. | {{quote|1=Можно услышать, что в «цивилизованном» мире цивилизованный бизнес оплачивает научные исследования. Это в чистом виде враньё! Во всех странах, в том числе и так называемых «цивилизованных», к которым мы, прежде всего, относим США, научные исследования (и фундаментальные, и прикладные) оплачивает государство. Бизнес оплачивает только то, что нужно сегодня, конкретные работы, где он видит прибыль. А то, что будет через пять лет, его не интересует. | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
== Катастрофа == | == Катастрофа == | ||
[[Файл:Chislennost_nauchnih_rabotnikov.png|thumb|300px|Численность научных работников в России.]] | [[Файл:Chislennost_nauchnih_rabotnikov.png|thumb|300px|Численность научных работников в России.]] | ||
После смены власти и развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто и положение стало катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно, началось массовое бегство заслуженных и молодых учёных за рубеж. Например, из трёх лауреатов премии Филдса эмигрировало двое, | После смены власти и развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто и положение стало катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно, началось массовое бегство заслуженных и способных молодых учёных за рубеж. Например, из трёх лауреатов премии Филдса эмигрировало двое. Примечательно, что оба, в том числе якобы преследуемый [[rwp: Маргулис|Маргулис, Григорий Александрович]], который стал выездным ещё в советское время, эмигрировали только в постсоветский период. Те, кто не мог найти работу за границей, меняли сферу деятельности.<ref>Процесс начался ещё до краха советской власти. Небезызвестный Б. А. Березовский ушёл в бизнес в 1989 году. До этого он делал успешную научную карьеру и публиковал содержательные математические работы.</ref> Этот процесс, который шёл катастрофически быстрыми темпами, привёл к уничтожению «научных школ», снижению качества высшего образования, к деградации и падению рейтинга российских академических журналов. | ||
== Идеологическое обеспечение разгрома науки == | == Идеологическое обеспечение разгрома науки == | ||
На фоне общей кампании по дискредитации «всего советского» была предпринята атака и на советскую науку. В частности, новое руководство телевидения закрыло программу «Очевидное — невероятное», поскольку её ведущий отказался выполнять прямые указания администрации громить советскую науку и пропагандировать популярные в тот период лжеучения.<ref> | На фоне общей кампании по дискредитации «всего советского» была предпринята атака и на советскую науку. В частности, новое руководство телевидения закрыло программу «Очевидное — невероятное», поскольку её ведущий отказался выполнять прямые указания администрации громить советскую науку и пропагандировать популярные в тот период лжеучения. | ||
{{quote|1=«…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда. | |||
- Просто так поставили вопрос ребром? | |||
- Именно так. Циничными они были. | |||
- Молодёжь, которая пришла на телевидение? | |||
- Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу». '''С. Капица''' <ref>[http://politikus.ru/articles/65970-zakrytie-teleprogrammy-ochevidnoe-neveroyatnoe-kak-pozner-i-ernst-unichtozhali-kapicu.htm Закрытие программы «Очевидное – невероятное»]</ref>}} | |||
В советское время беспартийный С. Капица вёл передачу, которая относилась к высшей номенклатуре пропаганды, и не получал никаких указаний. | |||
== Результаты «реформ» == | == Результаты «реформ» == | ||
В относительно недавнем интервью А. Чубайс заявил, что «ненавидит советскую власть» и охарактеризовал «советский народ» как совокупность людей, которые, по его мнению, в принципе не хотят работать, и которых в отличие от советской власти пока не удалось искоренить<ref>[http://strana.lenta.ru/russia/chubais.htm А. Чубайс. «Я ненавижу советскую власть»]</ref>. Действия «реформаторов», пришедших к власти вмести с Ельциным, строились на подобных взглядах и установках — используя кризис и накопившуюся неприязнь советского народа к советской власти не модернизировать, а до основания сокрушить всю коммунистическую систему — и советскую власть, и Советский Союз. А потом «советский народу» придётся поработать на строительство капитализма просто в силу утраты средств к существованию. Это совпало и со стремлением Ельцина к верховной личной власти. Подобное развитие событий означало катастрофические последствия для таких составляющих системы как советская наука и бесплатное высшее образование. | |||
В 1998 г. А. Солженицын на общем собрании РАН, посвященном ее 275-летию, подводя итоги «реформ», сказал, что «ещё никогда за три века своего существования на Руси наука не была покинута в таком пренебрежении и нищете». | |||
В 2004 году персонал занятый научными разработками, составлял в России менее 840 тысяч человек, а собственно учёных среди них было 491 тысяча. Число учёных сократилось в 3 раза, причём остались в основном пожилые. По относительной численности учёных страна опустилась с первого на седьмое место. В 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело к отмиранию понятия «отраслевая наука». За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7.8 раза, конструкторских бюро — в 3.6 раза. В результате политики 90-х годов в науке произошла «возрастная катастрофа» − исчезло поколение научных сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет притом, что во многих научных дисциплинах возраст наиболее активной и эффективной работы приходится на 30-40 лет.<ref>[http://bourabai.ru/boyarintsev/against09.htm Проф. Бояринцев В. И., Фионова Л. К. «ВОЙНА ПРОТИВ РАЗУМА», Глава II. «РАЗГРОМ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»]</ref> | В 2004 году персонал занятый научными разработками, составлял в России менее 840 тысяч человек, а собственно учёных среди них было 491 тысяча. Число учёных сократилось в 3 раза, причём остались в основном пожилые. По относительной численности учёных страна опустилась с первого на седьмое место. В 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело к отмиранию понятия «отраслевая наука». За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7.8 раза, конструкторских бюро — в 3.6 раза. В результате политики 90-х годов в науке произошла «возрастная катастрофа» − исчезло поколение научных сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет притом, что во многих научных дисциплинах возраст наиболее активной и эффективной работы приходится на 30-40 лет.<ref>[http://bourabai.ru/boyarintsev/against09.htm Проф. Бояринцев В. И., Фионова Л. К. «ВОЙНА ПРОТИВ РАЗУМА», Глава II. «РАЗГРОМ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»]</ref> | ||
В постсоветский период в научной сфере нобелевскую премию получил только [[rwp:Новосёлов, Константин Сергеевич|К. | В постсоветский период в научной сфере нобелевскую премию получил только [[rwp:Новосёлов, Константин Сергеевич|К. С. Новосёлов]], который получил свои результаты в Великобритании и является типичным примером «утечки мозгов». | ||
== Гражданская наука в современной России == | |||
=== Финансирование === | |||
[[Файл:Ассигнования_на_гражданскую_науку.png|thumb|300px|Финансирование гражданской науки в России.]] | |||
После 2000 года финансирование науки в России многократно выросло. В 2006 году была повышена зарплата российским учёным. Однако нетрудно убедиться, что практически весь рост финансирования связан с ростом российского бюджета. В процентном отношении ассигнования выросли незначительно и по современным меркам совершенно недостаточны. | |||
=== Оборудование === | |||
Современная Россия практически не производит оборудование для продвинутых исследований в гражданской сфере. На пике нефтяных цен ряд гражданских институтов закупил дорогостоящее импортное оборудование. Однако часто закупки осуществлялись не под конкретные программы, а ради престижа. Гранты на закупку выделяли чиновники по коррупционным схемам. После девальвации рубля возникли проблемы с закупкой дорогостоящих запчастей и расходных материалов. <ref name = "Крах" /> | |||
В этом отношении ситуация очень похожа на то, что происходило при советской власти. | |||
=== Результаты === | |||
К числу успехов постсоветской российской науки можно было бы отнести 6 медалей Филдса. Но проблема даже не том, что математика не требует материальных вложений, а в том, что трое из шести награждённых российских граждан имеют второе американское гражданство. Возникает предположение, что российские математики получают больше наград не потому, что получают более интересные результаты, а потому, что они теперь не советские, а отчасти американские. | |||
В 2007 году в наиболее популярных научных журналах [[rwp:Cell (журнал)|Cell]], [[rwp:Nature|Nature]], [[rwp:Science|Science]] среди многих тысяч публикаций были напечатаны только 2 статьи из России, из них только одна научная. | |||
<ref name = "Крах" >[http://www.cprfspb.ru/2020.html С. Миронин. «Путин – Крах российской науки».]</ref> | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} |
Версия от 18:01, 1 сентября 2017
Разгром советской науки — многократное сокращение научного потенциала России в результате смены власти и «либеральных» реформ 90-х годов.
Советская наука
Советский Союз вкладывал в науку значительные средства. Развитие науки и техники было идеологически мотивировано и являлось важным направлением государственной политики. По числу учёных на 1000 населения СССР вышел на ведущее место в мире. В силу ограниченности ресурсов и международной обстановки финансировались в первую очередь направления связанные с обороной страны — физика и химия, в прикладной и технической сфере — ядерные вооружения, ядерная энергетика и космонавтика. Хорошо развивалась астрофизика и не требующая значительных вложений математика. Советская наука в целом не отличалась высокой эффективностью, но в силу большого числа учёных и качественного образования продемонстрировала значительные достижения — с 1956 по 2003 год[1] советские учёные получили семь премий за физические исследования и одну за химические. Три советских математика до 1991 года получили медаль Филдса. Советский Союз первым осуществил космический пуск и вывел человека в космос.
Состояние науки в РСФСР 80-х годов и, отчасти, в СССР характеризуются следующими показателями:[2]
- Численность научных работников в стране — 1,5 млн человек (в СССР — 3 млн).
- На научные исследования израсходовано в год 26 млрд рублей — в пересчёте на современные цены не менее 2,6 триллиона рублей.
- В 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в ядерной физике, астрофизике, физике твёрдого тела, геофизике, в химии, биологии и медицине.
- В народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений и около 4-х миллионов рационализаторских предложений.
- Зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц.
- Зарплата научного работника: кандидат наук — 250—300 рублей; доктора наук — 300—400 рублей.
- Пенсия научного работника со стажем: кандидат наук — 120 рублей, доктор наук — 160 рублей.
Добавим, что успешно учившиеся студенты получали стипендии в 40 и более рублей. Пересчёт зарплат и пенсий на современные деньки с текущим коэффициентом порядка 100—150 показывает, что даже после повышения зарплат в 2006 году финансовое положение современных российских учёных не лучше, чем у советских учёных 30 лет назад.
Начало кризиса
Точкой отсчёта кризиса науки можно считать 1987 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчёт и самофинансирование» — прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлён переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Перевод прикладной науки на рыночные принципы внутри застойной не рыночной экономики никак не мог пойти науке на пользу. Сам принцип договорной самоокупаемости для науки, в том числе и прикладной, является убийственным.
Можно услышать, что в «цивилизованном» мире цивилизованный бизнес оплачивает научные исследования. Это в чистом виде враньё! Во всех странах, в том числе и так называемых «цивилизованных», к которым мы, прежде всего, относим США, научные исследования (и фундаментальные, и прикладные) оплачивает государство. Бизнес оплачивает только то, что нужно сегодня, конкретные работы, где он видит прибыль. А то, что будет через пять лет, его не интересует.
Я специально провёл исследование. В 20 ведущих американских университетах финансирование научно-технических разработок на 50-60 % идёт из федерального бюджета, на 20-30 % из бюджетов штата, и лишь 10-15 % составляют частные инвестиции. Поэтому забота о науке — это государственное дело. Бюджетное обеспечение науки, здравоохранения и образования — это святой долг государства. Относительно финансирования есть очень простой принцип: один миллион — на научно-исследовательские работы, десять миллионов — опытно-конструкторские работы, 100 миллионов — производство. Но без миллиона, вложенного в НИР, сто миллионов, вложенных в производство «сгорят» и ничего не получится. Кроме того, не надо думать, что если будут науке платить больше денег, то у нас всё изменится. Научные исследования должны быть востребованы промышленностью и экономикой. Академик РАН Ж. И. Алфёров[3] |
Катастрофа
После смены власти и развала СССР финансирование науки было резко свёрнуто и положение стало катастрофическим. Поскольку заниматься наукой в новой России стало практически невозможно, началось массовое бегство заслуженных и способных молодых учёных за рубеж. Например, из трёх лауреатов премии Филдса эмигрировало двое. Примечательно, что оба, в том числе якобы преследуемый Маргулис, Григорий Александрович, который стал выездным ещё в советское время, эмигрировали только в постсоветский период. Те, кто не мог найти работу за границей, меняли сферу деятельности.[4] Этот процесс, который шёл катастрофически быстрыми темпами, привёл к уничтожению «научных школ», снижению качества высшего образования, к деградации и падению рейтинга российских академических журналов.
Идеологическое обеспечение разгрома науки
На фоне общей кампании по дискредитации «всего советского» была предпринята атака и на советскую науку. В частности, новое руководство телевидения закрыло программу «Очевидное — невероятное», поскольку её ведущий отказался выполнять прямые указания администрации громить советскую науку и пропагандировать популярные в тот период лжеучения.
«…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.
- Просто так поставили вопрос ребром? - Именно так. Циничными они были. - Молодёжь, которая пришла на телевидение? - Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу». С. Капица [5] |
В советское время беспартийный С. Капица вёл передачу, которая относилась к высшей номенклатуре пропаганды, и не получал никаких указаний.
Результаты «реформ»
В относительно недавнем интервью А. Чубайс заявил, что «ненавидит советскую власть» и охарактеризовал «советский народ» как совокупность людей, которые, по его мнению, в принципе не хотят работать, и которых в отличие от советской власти пока не удалось искоренить[6]. Действия «реформаторов», пришедших к власти вмести с Ельциным, строились на подобных взглядах и установках — используя кризис и накопившуюся неприязнь советского народа к советской власти не модернизировать, а до основания сокрушить всю коммунистическую систему — и советскую власть, и Советский Союз. А потом «советский народу» придётся поработать на строительство капитализма просто в силу утраты средств к существованию. Это совпало и со стремлением Ельцина к верховной личной власти. Подобное развитие событий означало катастрофические последствия для таких составляющих системы как советская наука и бесплатное высшее образование.
В 1998 г. А. Солженицын на общем собрании РАН, посвященном ее 275-летию, подводя итоги «реформ», сказал, что «ещё никогда за три века своего существования на Руси наука не была покинута в таком пренебрежении и нищете».
В 2004 году персонал занятый научными разработками, составлял в России менее 840 тысяч человек, а собственно учёных среди них было 491 тысяча. Число учёных сократилось в 3 раза, причём остались в основном пожилые. По относительной численности учёных страна опустилась с первого на седьмое место. В 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело к отмиранию понятия «отраслевая наука». За период с 1990 по 2003 год количество научных и проектных организаций сократилось в 7.8 раза, конструкторских бюро — в 3.6 раза. В результате политики 90-х годов в науке произошла «возрастная катастрофа» − исчезло поколение научных сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет притом, что во многих научных дисциплинах возраст наиболее активной и эффективной работы приходится на 30-40 лет.[7]
В постсоветский период в научной сфере нобелевскую премию получил только К. С. Новосёлов, который получил свои результаты в Великобритании и является типичным примером «утечки мозгов».
Гражданская наука в современной России
Финансирование
После 2000 года финансирование науки в России многократно выросло. В 2006 году была повышена зарплата российским учёным. Однако нетрудно убедиться, что практически весь рост финансирования связан с ростом российского бюджета. В процентном отношении ассигнования выросли незначительно и по современным меркам совершенно недостаточны.
Оборудование
Современная Россия практически не производит оборудование для продвинутых исследований в гражданской сфере. На пике нефтяных цен ряд гражданских институтов закупил дорогостоящее импортное оборудование. Однако часто закупки осуществлялись не под конкретные программы, а ради престижа. Гранты на закупку выделяли чиновники по коррупционным схемам. После девальвации рубля возникли проблемы с закупкой дорогостоящих запчастей и расходных материалов. [8]
В этом отношении ситуация очень похожа на то, что происходило при советской власти.
Результаты
К числу успехов постсоветской российской науки можно было бы отнести 6 медалей Филдса. Но проблема даже не том, что математика не требует материальных вложений, а в том, что трое из шести награждённых российских граждан имеют второе американское гражданство. Возникает предположение, что российские математики получают больше наград не потому, что получают более интересные результаты, а потому, что они теперь не советские, а отчасти американские.
В 2007 году в наиболее популярных научных журналах Cell, Nature, Science среди многих тысяч публикаций были напечатаны только 2 статьи из России, из них только одна научная. [8]
Примечания
- ↑ Премии 2001 и 2003 года были вручены за исследования советского периода.
- ↑ Справочник «Страны мира», М., «Политиздат», 1985
- ↑ «Дуэль», № 18-19, 2007 г.
- ↑ Процесс начался ещё до краха советской власти. Небезызвестный Б. А. Березовский ушёл в бизнес в 1989 году. До этого он делал успешную научную карьеру и публиковал содержательные математические работы.
- ↑ Закрытие программы «Очевидное – невероятное»
- ↑ А. Чубайс. «Я ненавижу советскую власть»
- ↑ Проф. Бояринцев В. И., Фионова Л. К. «ВОЙНА ПРОТИВ РАЗУМА», Глава II. «РАЗГРОМ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
- ↑ 8,0 8,1 С. Миронин. «Путин – Крах российской науки».