Коррупция в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
(Отмена правки 38138, сделанной участником 128.68.148.209 (обс.), Копипаста)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья|фактов}}
{{Незавершённая статья|фактов}}


Коррупция является одной из серьёзных проблем в современной России. Значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса. Простые граждане с коррупцией сталкиваются последние годы реже: уважающий правила водитель или честный представитель малого бизнеса может годами работать, не передавая никому никаких конвертов.
Коррупция является одной из серьёзных проблем в современной России. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса. Простые граждане с коррупцией сталкиваются последние годы реже: уважающий правила водитель или честный представитель малого бизнеса может годами работать, не передавая никому никаких конвертов.


Дополнительного веса проблеме коррупции придают пиарящиеся на этой теме политики: белоленточные оппозиционеры, например, делают борьбу с коррупцией главной своей изюминкой. Также тема борьбы с коррупцией, наравне с темами толерантности, демократии и защиты прав геев, является одной из традиционных точек давления Запада на Россию. В западной мифологии принято считать, будто коррупция — это главная причина всех государственных проблем, и что именно на борьбе с ней и нужно концентрировать все без исключения усилия государства.
Дополнительного веса проблеме коррупции придают пиарящиеся на этой теме политики: белоленточные оппозиционеры, например, делают борьбу с коррупцией главной своей изюминкой. Также тема борьбы с коррупцией, наравне с темами толерантности, демократии и защиты прав геев, является одной из традиционных точек давления Запада на Россию. В западной мифологии принято считать, будто коррупция — это главная причина всех государственных проблем, и что именно на борьбе с ней и нужно концентрировать все без исключения усилия государства.
Строка 63: Строка 63:


=== Коррупция при Путине ===
=== Коррупция при Путине ===
Оценки текущего уровня коррупции в России разнятся. Некоторые полагают, что Россия является одним из самых коррумпированных государств мира, находясь, в 2011 году, на 143 месте из 182, в списке Transparency International. Однако, согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst & Young, проведенному весной 2012 года, за 2011 год коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня. В исследовании Ernst & Young приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Так, если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %. По мнению экономиста Евгения Ясина, масштабы коррупции в России многократно преувеличиваются.
На момент избрания Путина президентом в 2000 году высшие органы власти были коррумпированы практически на 100 %: поэтому олигархи не только не считали нужным платить налоги в бюджет, но и лоббировали разрушающие государство законы. Весь первый срок Путина прошёл в борьбе с олигархами за власть стране, которая после громкого дела Ходорковского завершилась убедительной победой государства. Нефтяные компании начали выплачивать налоги и пошлины в полном объёме, а коррупция перешла из открытой в скрытую фазу.


По данным опросов, проведённых Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), коррупционное давление на российские предприятия в 2000-е годы снизилось по сравнению с его уровнем в 1990-х годах. По мнению учёного секретаря ИНП РАН Дмитрия Кувалина, это стало следствием, прежде всего, «постепенного наведения порядка в стране, что выразилось в улучшении экономического законодательства, а также в совершенствовании судебной и правоприменительной практики»
В качестве стратегии борьбы с коррупцией была выбрана прозрачность, а также усиление контроля за доходами и расходами госслужащих. В июле 2005 года Путин подписал знаменитый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому закону вся информация о госзакупках должна была размещаться в интернете — чтобы лица с активной гражданской позицией и отодвинутые от кормушки предприниматели могли бы легко выводить на чистую воду коррупционеров. Закон заработал в полную силу к началу десятых годов. После ряда громких скандалов с разоблачением коррупционных закупок чиновники осознали, что теперь за их тратами следят гораздо пристальнее, чем раньше.


Проведенная в 2004—2009 годах реформа образования, в частности введение ЕГЭ, привела к радикальному снижению уровня коррупции в системе высшего образования.
Благодаря путинскому закону 94-ФЗ стала возможна деятельность ряда общественных организаций по контролю за закупками — включая, например, хорошо распиаренный несистемной оппозицией проект «РосПил».


Следует иметь в виду, что эти и подобные им утверждения могут представлять собой форму апологетики коррупции.
Государственный бюджет при Путине стал одним из самых прозрачных в мире. По итогам 2012 года в рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership, Россия заняла 10-е место (из 100 исследованных стран), опередив такие государства, как Германия, Испания и Италия. [http://lenta.ru/news/2013/01/24/budget/][http://www.vedomosti.ru/finance/news/8345171/rossiya_podnyalas_v_rejtinge_otkrytosti_byudzheta_blagodarya]


В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией. Так, в конце 2005 года Путин внёс в Госдуму федеральный закон о ратификации Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В марте 2006 года он подписал этот закон и тем самым Конвенция была ратифицирована. Конвенция создаёт основу для взаимодействия правоохранительных органов различных государств в деле борьбы с коррупцией, а также устанавливает ряд стандартов в антикоррупционной политике. В июле 2006 года Путин подписал федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Первый зампред Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков тогда заявил, что ратификация Конвенции будет «способствовать совершенствованию правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а также международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство».
В 2006 году Путин подписал законы о ратификации двух важнейших международных конвенций по противодействию коррупции: Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Конвенция ООН предопределяет взаимодействие правоохранительных органов различных государств в сфере борьбы с коррупцией, а также устанавливает ряд стандартов в антикоррупционной политике. После вступления Конвенции Совета Европы в силу Россия стала участником Группы государств против коррупции (ГРЕКО). В 2012 году Россия присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. [http://www.km.ru/glavnoe/2006/03/17/politika/putin-podpisal-zakon-o-ratifikatsii-konventsii-oon-protiv-korruptsii][http://www.rg.ru/2006/07/03/konvencia.html][http://www.kommersant.ru/doc/2259584]


20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.
Проведенная реформа образования, в частности введение ЕГЭ, способствовала существенному снижению уровня коррупции в высшей школе. [http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/271666/ege_protiv_korrupcii] Количество взяток при поступлении в ВУЗы сильно снизилось: что, впрочем, послужило поводом к жесточайшей критике ЕГЭ со стороны ректоров московских вузов.


9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции. За исключением ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Существует мнение, что до сих пор не расследуется происхождение состояний подполковника Артема Кузнецова, следователя майора Павла Карпова, ряда сотрудников налоговых инспекций Москвы. А арестованный в начале 2011 года начальник Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) генерал милиции Александр Боков, имея несметные богатства, проходит по формально не имеющей отношения к коррупции статье о мошенничестве.
18 июля 2011 Путин подписал закон 223-ФЗ. Аналогично закону 94-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивает прозрачность закупок для госкомпаний и их «дочек».


Одной из укоренившихся форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как плату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы Алексея Ткачева, 22-летняя студентка Анастасия Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».
В декабре 2012 года Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».


Самым выскопоставленным осуждённым чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции Валентин Ковалев. Ковалев и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет. Условные наказания такого рода, по существу, представляют собой средство стимуляции коррупции.
На 2013 год главной тактической задачей на фронте борьбы с коррупцией обозначена «национализация элит». Под руководством вице-премьера Игоря Шувалова идёт деоффшоризация российской экономики, представителям власти последовательно запрещают иметь имущество за рубежом.


По мнению британского еженедельника The Economist, высказанному в середине 2012 года, для правителей России коррупция — суть системы. По мнению Экономиста, с 2002 года «небольшая группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие любые фантазии царей. Возврат к власти г-на Путина защитит эти неправедные богатства».
Принимаемые меры по борьбе с коррупцией приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается.


В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.
Индекс восприятия коррупции (CPI), рассчитываемый [[Transparency International]], вырос в России. Рост индекса свидетельствует о снижении коррупции. Россия улучшила свои позиции в рейтинге в 2011 и 2012 годах<ref>Следует отметить, что TI полностью контролируется США и относится к России крайне предвзято. Воспринимать всерьёз его индексы не представляется возможным.</ref>. [http://ria.ru/society/20111201/503135867.html]


Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.
Британская аудиторская компания Ernst & Young, одна из крупнейших в мире, отмечает, что коррупционные риски в России за 2011 год заметно снизились, причем по многим параметрам стали даже ниже среднемирового уровня. В то же время по данным Ernst & Young общий уровень коррупции в мире растет. Число тех, кто опасается столкнуться с необходимостью подкупа деньгами, практически сравнялось с российским уровнем — 15 %. [http://www.vedomosti.ru/career/news/1794687/ey_korrupciya_v_rossii_padaet]


Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более миллиарда долларов) записана на жену, является экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Его жена занимается строительным бизнесом на территории, которой распоряжался муж.
Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала доклад за 2011 год, в котором говорится о снижении коррупции в России: «Широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды». [http://www.pwc.ru/en_RU/ru/forensic-services/assets/Economic-survey-2011-Russia-ru.pdf]


В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.
== Деятельность несистемной оппозиции ==
{{main|Фейлы оппозиции}}


В мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции.
Главным лозунгом российской белоленточной оппозиции является бескомпромиссная борьба с коррупцией в России: по их мнению, это главная проблема в стране. Согласно утверждениям оппозиционных лидеров, Россия поражена коррупцией полностью, и уровень поражения с каждым годом всё возрастает.


В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах. Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года.
В своей «борьбе» с коррупционерами оппозиция использует принятые властями законы. Так, например, известный проект «Роспил» существует исключительно благодаря подписанному Путиным в 2005 году закону 94-ФЗ, а истории с нахождением зарубежной недвижимости у политиков стали возможны только после запрета последним иметь имущество за рубежом.
В конце 2011 года экономист Татьяна Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 до 60 процентов бюджетных средств.
 
Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.
 
В конце 2011 года международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды.»
 
В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012—2013 годы.
 
В конце 2012 года оглашена информация о «среднем размере взятки» по России — около 10 тыс. рублей (порядка половины средней зарплаты в стране).
Кампания 2012—2013
 
Самым громким делом 2011—2012 гг. стало «игорное дело» о масштабном нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области (однако к концу второго года расследования из полутора десятков обвиняемых по этому делу за решеткой в России не осталось ни одного).
 
С осени 2012, с дела о растрате средств на развёртывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами:
 
    Дело Роскосмоса (ГЛОНАСС)
    Дело Оборонсервиса (Минобороны, Сердюкова; первоначальная оценка ущерба ок. 3 млрд руб., февраля 2013 — 13 млрд руб.)
    Дело Саммита АТЭС — 2012
    Дело Росагролизинга (ущерб более 30 млрд руб.)
    Дело РусГидро
    Дело Росреестра
    Дело Росрыболовства]
 
    и др. (во многих из них собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат)
 
Всего, к началу 2013 г. за коррупцию сняты с должности ок. 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов.
Области распространения коррупции
 
К сферам деятельности, которые по мнению некоторых подвержены коррупции в России, относятся:
 
    таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто наличие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
    налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
    правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;
    бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов; (основная статья)
    борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;
    учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.
 
По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России экспертно установлена пятёрка наиболее коррумпированных:
 
    Министерство обороны (а также подведомственный ему Спецстрой);
    Министерство транспорта (а также подведомственный ему Росавтодор);
    Министерство экономического развития (и особенно подведомственные ему Росимущество и Росреестр);
    Министерство здравоохранения и социального развития (а также подведомственный ему Роспотребнадзор);
    Министерство финансов (в первую очередь его Департамент бюджетной политики, а также подведомственные ему Росстрахнадзор и Федеральное казначейство).


Реальные результаты «антикоррупционной» деятельности оппозиции крайне скромны [http://politrash.livejournal.com/62588.html]: основной профит для оппозиционеров заключается в пиаре на громких разоблачениях. Также репутации оппозиционеров серьёзно вредят регулярные скандалы с обнаружением коррупционеров в их собственных рядах.


== Резонансные дела ==
== Резонансные дела ==

Версия от 14:54, 14 мая 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше фактов.

Коррупция является одной из серьёзных проблем в современной России. Хоть уровень коррупции и снизился кардинально за последнее десятилетие, но всё же значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. Из-за этого серьёзно тормозятся многие процессы, связанные со значительными государственными расходами: такие как крупные стройки или масштабные закупки. Вредит коррупция и росту некоторых отраслей бизнеса. Простые граждане с коррупцией сталкиваются последние годы реже: уважающий правила водитель или честный представитель малого бизнеса может годами работать, не передавая никому никаких конвертов.

Дополнительного веса проблеме коррупции придают пиарящиеся на этой теме политики: белоленточные оппозиционеры, например, делают борьбу с коррупцией главной своей изюминкой. Также тема борьбы с коррупцией, наравне с темами толерантности, демократии и защиты прав геев, является одной из традиционных точек давления Запада на Россию. В западной мифологии принято считать, будто коррупция — это главная причина всех государственных проблем, и что именно на борьбе с ней и нужно концентрировать все без исключения усилия государства.

История коррупции в России

Коррупция в царской России

Коррупция в России имеет глубочайшие корни. Первые письменные упоминания о «посулах» встречаются в летописях XIV века. Традиционно в царской России взяточничество разделялось на «мздоимство» и «лихоимство». Чиновник считался «мздоимцем» если получал взятку за исполнение своих обязанностей. «Лихоимцем» считался чиновник, совершающий незаконные действия за взятку. «Лихоимство» считалось более тяжким преступлением и каралось более строго.

До 1715 года получение подношений государственными служащими было естественной практикой и основным их доходом. Чиновники жили «кормлениями» на средства лиц, заинтересованных в их деятельности. Государевы люди не имели фиксированного жалования и прокармливали себя как могли.

Соляной бунт 1648 года в Москве имел одну из основных причин — разгул коррупции.

При Петре I был учреждён административный аппарат. С 1715 года чиновникам стали выплачивать фиксированное жалованье, и получение взяток стало преступлением. Однако крупный канцелярский аппарат требовал на своё содержание больших денег, которых в казне нередко было недостаточно из-за частых войн. Для многих чиновников, особенного низшего ранга, получение взяток являлось вопросом выживания.

Впервые при Петре I против взяточников стали применяться жесточайшие меры: битьё батогами, клеймление, ссылки, казни. Но всё было тщетно.

После смерти Петра из-за нехватки средств пришлось снова вернуться к прежней системе обеспечения чиновников. Канцелярским служащим без жалования дозволялось «брать акциденцию от дел».

На протяжении всей истории царской России борьба с коррупцией велась с переменным успехом. С одной стороны, принимались новые законы, ужесточались наказания, особенно в сфере оборонных заказов. С другой стороны, аппарат чиновников рос и требовал на своё содержание всё больше денег, которых часто было недостаточно.

Справедливости ради следует заметить, что в XIX веке коррупция во многих других странах укоренилась гораздо сильнее, особенно в США. В России разгул мздоимства наблюдался в основном в низших слоях чиновничества, на что их начальство традиционно вынуждено было смотреть сквозь пальцы, поскольку зарплаты низшего чиновничества были на грани прожиточного минимума[1], а то и за его гранью, особенно в столицах. В США коррупцией были глубоко поражены даже средние и высшие слои чиновников и политиков вплоть до помощников президента. [1]

В начале XX века в России и других странах наблюдался всплеск взяточничества, что было связано с военными поставками, сделками с недвижимостью, ростом числа чиновников.

Коррупция в первые годы Советской власти

Несмотря на громкие лозунги и расстрелы коррупция, причем, зачастую, в самых верхних эшелонах власти, после Революции 1917 г. никуда не делась. Показательна тёмная история с заказом заграницей в 1920—1921 г. 1000 паровозов.[2] на 200 млн золотых рублей, с авансом 15 млн рублей (для сравнения: линейный корабль-дредноут типа Императрица Мария стоил 27,7 млн рублей). Причем заказ был сделан заводу в Швеции никогда до того не выпускавшему более 40 паровозов в год с отсрочкой на расширение производства. Это при том, что один только выпускавший до Революции 225 паровозов в год Путиловский завод практически простаивал, а на железных дорогах страны имелось около 1000 неиспользуемых из-за недостатка топлива паровозов. В результате, как раз во время голода в Поволжье и проведенного под предлогом борьбы с ним изъятия церковных ценностей, основной статьей импорта Страны Советов стало отнюдь не продовольствие, а паровозы.

Коррупция в СССР

В раннем СССР взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и наказывалось расстрелом, но, несмотря на суровые меры, взяточничество процветало. Штат чиновников увеличился многократно по сравнению с царскими временами, что способствовало росту коррупции.

В правоохранительной системе взяточничество благополучно перекочевало из царской России. Бедственное материальное положение сотрудников госбезопасности толкало их к незаконным арестам, конфискации имущества и взяточничеству.

После отмены НЭПа любое частное предпринимательство стало незаконным. Активно начал развиваться «теневой бизнес» тесно связанный с криминалом и коррупцией.

Очередной всплеск коррупции наблюдался в брежневские времена. Стиль руководства Леонида Ильича тому способствовал. Сам Брежнев смотрел сквозь пальцы на предосудительное поведение своих родственников, поощрял распределения нужных людей на хлебных должностях, часто удостаивал «сам себя» различным правительственным наградам. Высшая партийная номенклатура беззастенчиво строила свою жизнь на широчайших привилегиях: правительственные дачи, особое питание, получение дефицитных товаров и многое другое.

В обиход советских людей плотно вошло слово «блат», означающее наличие прочных коррупционных связей.[2] В условия тотального дефицита «блатными» были такие ничем не примечательные сегодня профессии как продавец, рубщик мяса, грузчик.

Получение дефицитных товаров «по блату» стало обыденным явлением в СССР. Иногда можно слышать мнение, будто в СССР коррупции почти не было. Это нелепое утверждение опровергается банальным фактом: торговля «из-под прилавка» была классическим случаем коррупции, а торговали «из-под прилавка» практически в каждом магазине. Также почти полностью поражены коррупцией были автосервисы, таксопарки и многие другие отрасли советской экономики. Насквозь коррумпированным был общепит.

При помощи «блата» в СССР можно было быстро решить любую бытовую проблему — от получения квартиры до покупки авиабилета, купить которые в общем порядке часто не представлялось возможным. Существование коррупции признавалось вполне официально: факты коррупции регулярно освещались в разного рода фельетонах и юмористических передачах.

Существовала коррупция и в высших эшелонах власти. Благодаря тотальному государственному контролю государства над СМИ, вскрытые факты коррупции обычно не афишировались. Тем не менее, громкими коррупционными делами, широко освещаемыми в советской прессе, были: Рыбное дело по Министерству рыбного хозяйства, Сочинско-краснодарское дело, Хлопковое дело, дело Моспродторга.

Отдельной темой является коррупция в среднеазиатских и кавказских республиках СССР. Там она достигала невероятного уровня: например, высшие управленческие должности зачастую продавались на аукционах за баснословные суммы, которые, впрочем, победитель аукциона окупал буквально за пару лет «работы» на новом месте.

Коррупция в 90-е годы

С распадом СССР коррупция мутировала в полуоткрытый грабёж. Деградация и ослабление государства, дырявая законодательная база, падение моральных принципов способствовали всплеску коррупции. «Лихие девяностые» стали периодом незаконного обогащения для многих нечистых на руку представителей власти, предпринимателей и просто бандитов. Многими общественными деятелями, экономистами, политиками степень поражения госаппарата коррупцией оценивалась как тотальная.

Бизнес уходил от налогов благодаря большому количеству лазеек в законах и бездействию правоохранительных органов в этой сфере. Нормализации налогового законодательства препятствовали многочисленные лоббисты от олигархических структур. Это было одной из причин того, что доходы госбюджета были мизерными, соответственно нищенскими были пенсии, зарплаты бюджетников, сотрудников госпредприятий и чиновников.

Низкие зарплаты в государственной сфере в свою очередь способствовали ещё большему разрастанию коррупции. Многие честные чиновники уходили в частный сектор, где зачастую уровень оплаты труда был намного больше, а их место занимали те, кто пришёл на госслужбу «зарабатывать» на получении взяток.

Государственные закупки разворовывались под корень, даже пенсии нередко доходили до пенсионеров с многомесячной задержкой — после «прокрутки» их чиновниками.

Однако несмотря на весь свой размах в 90-е годы коррупция как безусловное социальное зло отступила на второй план по сравнению с другими более серьёзными проблемами: обнищанием населения, алкоголизмом, бандитизмом, рэкетом, убийствами, переделом собственности, кровопролитными войнами в национальных республиках, терроризмом, гиперинфляцией, экономическим кризисом, развалом предприятий и целых отраслей и многими другими.

Коррупция при Путине

На момент избрания Путина президентом в 2000 году высшие органы власти были коррумпированы практически на 100 %: поэтому олигархи не только не считали нужным платить налоги в бюджет, но и лоббировали разрушающие государство законы. Весь первый срок Путина прошёл в борьбе с олигархами за власть стране, которая после громкого дела Ходорковского завершилась убедительной победой государства. Нефтяные компании начали выплачивать налоги и пошлины в полном объёме, а коррупция перешла из открытой в скрытую фазу.

В качестве стратегии борьбы с коррупцией была выбрана прозрачность, а также усиление контроля за доходами и расходами госслужащих. В июле 2005 года Путин подписал знаменитый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому закону вся информация о госзакупках должна была размещаться в интернете — чтобы лица с активной гражданской позицией и отодвинутые от кормушки предприниматели могли бы легко выводить на чистую воду коррупционеров. Закон заработал в полную силу к началу десятых годов. После ряда громких скандалов с разоблачением коррупционных закупок чиновники осознали, что теперь за их тратами следят гораздо пристальнее, чем раньше.

Благодаря путинскому закону 94-ФЗ стала возможна деятельность ряда общественных организаций по контролю за закупками — включая, например, хорошо распиаренный несистемной оппозицией проект «РосПил».

Государственный бюджет при Путине стал одним из самых прозрачных в мире. По итогам 2012 года в рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership, Россия заняла 10-е место (из 100 исследованных стран), опередив такие государства, как Германия, Испания и Италия. [3][4]

В 2006 году Путин подписал законы о ратификации двух важнейших международных конвенций по противодействию коррупции: Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Конвенция ООН предопределяет взаимодействие правоохранительных органов различных государств в сфере борьбы с коррупцией, а также устанавливает ряд стандартов в антикоррупционной политике. После вступления Конвенции Совета Европы в силу Россия стала участником Группы государств против коррупции (ГРЕКО). В 2012 году Россия присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. [5][6][7]

Проведенная реформа образования, в частности введение ЕГЭ, способствовала существенному снижению уровня коррупции в высшей школе. [8] Количество взяток при поступлении в ВУЗы сильно снизилось: что, впрочем, послужило поводом к жесточайшей критике ЕГЭ со стороны ректоров московских вузов.

18 июля 2011 Путин подписал закон 223-ФЗ. Аналогично закону 94-ФЗ, 223-ФЗ обеспечивает прозрачность закупок для госкомпаний и их «дочек».

В декабре 2012 года Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

На 2013 год главной тактической задачей на фронте борьбы с коррупцией обозначена «национализация элит». Под руководством вице-премьера Игоря Шувалова идёт деоффшоризация российской экономики, представителям власти последовательно запрещают иметь имущество за рубежом.

Принимаемые меры по борьбе с коррупцией приносят реальные плоды: даже иностранные организации вынуждены признавать, что уровень коррупции в России снижается.

Индекс восприятия коррупции (CPI), рассчитываемый Transparency International, вырос в России. Рост индекса свидетельствует о снижении коррупции. Россия улучшила свои позиции в рейтинге в 2011 и 2012 годах[3]. [9]

Британская аудиторская компания Ernst & Young, одна из крупнейших в мире, отмечает, что коррупционные риски в России за 2011 год заметно снизились, причем по многим параметрам стали даже ниже среднемирового уровня. В то же время по данным Ernst & Young общий уровень коррупции в мире растет. Число тех, кто опасается столкнуться с необходимостью подкупа деньгами, практически сравнялось с российским уровнем — 15 %. [10]

Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала доклад за 2011 год, в котором говорится о снижении коррупции в России: «Широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды». [11]

Деятельность несистемной оппозиции

Основная статья: Фейлы оппозиции

Главным лозунгом российской белоленточной оппозиции является бескомпромиссная борьба с коррупцией в России: по их мнению, это главная проблема в стране. Согласно утверждениям оппозиционных лидеров, Россия поражена коррупцией полностью, и уровень поражения с каждым годом всё возрастает.

В своей «борьбе» с коррупционерами оппозиция использует принятые властями законы. Так, например, известный проект «Роспил» существует исключительно благодаря подписанному Путиным в 2005 году закону 94-ФЗ, а истории с нахождением зарубежной недвижимости у политиков стали возможны только после запрета последним иметь имущество за рубежом.

Реальные результаты «антикоррупционной» деятельности оппозиции крайне скромны [12]: основной профит для оппозиционеров заключается в пиаре на громких разоблачениях. Также репутации оппозиционеров серьёзно вредят регулярные скандалы с обнаружением коррупционеров в их собственных рядах.

Резонансные дела

В рамках кампании по борьбе с коррупцией можно выделить следующие резонансные уголовные дела.

Дело Роскосмоса возбуждено по факту падения трёх спутников ГЛОНАСС. [13] Президент России поручил провести проверку, которая выявила случаи нарушения законодательства должностными лицами Федерального космического агентства, «содержащие, в том числе, признаки уголовно-наказуемого деяния, которые привели к утрате трех спутников».

Дело Оборонсервиса (Сердюкова). В ходе расследования проведены 18 обысков в коттеджах бывших высших чиновников Минобороны. Был отстранён от должности министр обороны Анатолий Сердюков. В отношении его подчиненной Евгении Васильевой заведено уголовное дело. Сам Сердюков признан потерпевшим.

Дело Росагролизинга. Следствием выявлена организованная группа, участники которой подозреваются в систематических хищениях средств федерального бюджета с 2001 по 2009 годы. Преступная группа получила более 500 миллионов рублей за фиктивные поставки оборудования для спиртовых заводов и ферм крупного рогатого скота. [14]

Дело РусГидро находится на начальном этапе. Первое уголовное расследование начато в отношении генерального директора ОАО «Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания» Григора Саратикяна и других лиц. Ущерб государству оценивается в 340 млн рублей. [15]

Дело Росреестра. Разоблачено мошенничество чиновников в Подмосковье. Злоумышленники отчуждали землю, находившуюся в государственной собственности при помощи фиктивных документов. Ущерб государству составил свыше 1 млрд рублей. [16]

Дело Росрыболовства. Уголовные дела заведены в отношении чиновников замешанных в коррупции. Под следствие попал и глава Росрыболовства, который пытался выгородить своих подчиненных, получающих взятки. [17]

Доведённые до приговора коррупционные дела[4]

За 2012 год в России были осуждены свыше 6 тысяч коррупционеров, из них к лишению свободы приговорены около 500 человек. При этом около трети осуждённых были наказаны за дачу взятки. Максимальные сроки наказания составили от 8 до 10 лет (их получили 8 осужденных) [18]

По данным ВС РФ, за получение взятки осуждают в основном чиновников (более 50%), медработников (29%) и работников сферы образования (10%).[19]

Вот ссылки на сообщения в СМИ о некоторых доведённых до приговора коррупционных делах.

Апрель 2013

Июль 2013

Август 2013

Сентябрь 2013

Декабрь 2013

Мифы о коррупции

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции

Основная статья: Статья 20 Конвенции ООН против коррупции

Согласно распространённому мифу, Россия отстаёт от «цивилизованных стран», так как она до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции — «незаконное обогащение».

Это не так. Во-первых, Россия ратифицировала в 2006 году Конвенцию целиком, без исключения статьи 20. Мы не внедрили эту статью в наше законодательство — однако мы всё же её ратифицировали.

Во-вторых, ряд цивилизованных стран, вроде Германии, Новой Зеландии и Японии Конвенцию ООН против коррупции вообще не ратифицировал, а другие страны хоть и ратифицировали Конвенцию, но не стали менять под статью 20 своё законодательство.

Как в России, так и в большинстве других стран действует презумпция невиновности (статья 49 Конституции РФ), которой статья о незаконном обогащении противоречит.

В рамках следования духу Конвенции Россия идёт по тому же пути, что и ведущие европейские страны. Мы приняли ряд антикоррупционных законов, согласно которым чиновники обязаны декларировать всё своё имущество, а банки и нотариусы должны сообщать в правоохранительные органы информацию об отмывании доходов. Для борьбы с незаконным обогащением этих механизмов достаточно: добавление в УК состава преступления «незаконное обогащение» не дало бы правоохранительным органам никаких дополнительных преимуществ.

Дворец Путина

Некий бизнесмен Сергей Колесников, проживающий за границей, написал открытое письмо действующему президенту Дмитрию Медведеву. В письме он жаловался на тогдашнего премьер-министра Путина, строящего на бюджетные деньги дворец для личного пользования в районе Геленджика. Стоимость дворца оценивалась в 1 млрд долларов. По некоторым данным письмо было написано еще в 2010 году. «Сенсационная новость» тогда прошла абсолютно незамеченной либеральными СМИ.

О «дворце Путина» внезапно вспомнили «оппозиционеры» в преддверии предвыборной кампании. Миф широко транслировался практически во всех либеральных печатных изданиях и интернет ресурсах, несмотря на то, что никаких доказательств (кроме голых слов Колесникова) как не было, и нет до сих пор.

В 2011 году так называемый «дворец» был продан одним частным лицом другому частному лицу. Бизнесмен Николай Шамалов, как владелец данного имущества, продал его другому бизнесмену, специализирующемуся на недвижимости Александру Пономаренко. Покупатель произвел аудит приобретаемого объекта и никаких государственных вложений в строительство не обнаружил. Переговоры о продаже вели около года, так что никакая версия о быстрой перепродаже не выдерживает критики. Стоимость недвижимости составила 350 млн долларов, а вовсе не миллиард. [20] [21]

Таким образом, на строительство дворца бюджетные деньги не выделялись, «дворец» принадлежит частному лицу, и стоимость его была завышена почти втрое для большего пропагандистского эффекта.

Русский мост

При выявлении фактов коррупции либеральные «эксперты» часто используют прием несопоставимого сравнения. Стоимость возведенного в России объекта сравнивается со стоимостью зарубежного якобы «аналога». Отечественный аналог предсказуемо оказывается дороже и на основании этого делается вывод о масштабах воровства.

«Эксперты» Немцов и Милов в своей брошюре сравнили мосты на остров Русский с французским и китайским «аналогами»: «Одно только строительство двух мостов на остров Русский через бухту Золотой Рог и через пролив Босфор Восточный обойдётся более чем в $2 млрд. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за $2 млрд китайцы построили Мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в €394 млн.»

Естественно, эксперты «забыли» учесть некоторые сложности строительства российского моста:

  • ветровые нагрузки до 51 м/cек на высоте 70 м,
  • сейсмическая активность до 8,1 баллов по шкале MSK-64,
  • сложная геология,
  • низкие температуры до −31°С,
  • возможное воздействие на островок и опоры нагрузок от навала судов водоизмещением до 66000 тонн и льда толщиной до 80 см,
  • прокладка водопровода,
  • у китайского моста основной пролёт 448 метров, что более чем в 2 раза меньше длины пролёта моста на о. Русский — 1104 м.
  • французский «мост» технически вообще не является мостом, это виадук над твердой поверхностью. [22]

В России самые дорогие в мире дороги

Миф возник, когда либеральные «эксперты» стали делить затраты на строительство на длину построенной дороги. Сравнивая полученную таким образом «среднюю» стоимость километра оказалось, что в России дороги в разы дороже чем в других странах.

На самом деле разница возникает из-за ряда различий: в России учитываются все затраты, в том числе на выкуп земли, перенос зданий и инженерных сооружений и т. п.; выше требования по морозоустойчивости; больше расстояния доставки строительных материалов; холодный климат требует больших энергозатрат и трудоемкости; разница в геометрических размерах дороги согласно стандартов; разный размер НДС. Кроме этого каждое строительство уникально и между разными стройками даже внутри одной страны цена «среднего» километра может изменяться в разы за счёт: разного ландшафта; жилой застройки; необходимости строительства мостов, тоннелей и других сооружений. После того, как эти различия были учтены, то оказалось, что в России строят дороги не так уж дорого.

Подробный разбор мифа о сверхдорогих дорогах.[23] Справка о сравнительной стоимости автомобильных дорог [24] Наши дороги стоят в три раза дешевле, чем в Германии[25] Ещё один разбор мифа [26]

Коррупция в других странах

В начале 2014 года Еврокомиссия опубликовала доклад о коррупции в Евросоюзе, где было показано наличие высокого уровня коррупции в Евросоюзе в целом и в отдельных странах, а общие коррупционные потери были оценены как равные или превышающие бюджет Евросоюза. Если взять в отчетах российских социологических организаций ФОМ и ВЦИОМ аналоги данных по ответам на вопросы «Широко ли распространена коррупция в вашей стране?», «Присутствует ли коррупция в вашей повседневной жизни?», «Знаете ли вы кого-то, кто берет или брал взятки?», статистика ответов европейцев на которые была опубликована Еврокомиссией, то оказывается, что Россия по уровню оценки восприятия коррупции должна находится где-то в середине списка европейских стран, ближе к его лучшей половине. И это при том, что прозападная организация Transparency International, разумеется, ставит Россию на 127 место по коррупции, далеко позади всех стран ЕС. [27]

США

Основная статья: Коррупция в США

Грузия

В либеральных СМИ Грузия разрекламирована как страна, успешно победившая коррупцию. На самом деле пиар-статьи о «молодой демократии» не соответствуют действительности.

Согласно данным международной организации Freedom House, опубликованным в 2010 году: «Показатель коррупции в Грузии сегодня такой же, как и в 1999—2000 годах. За этот же период не изменился в Грузии и уровень развития гражданского общества». [28] Во времена СССР Грузия считалась одной из самых коррумпированных советских республик.

Согласно докладу, опубликованному организацией Transparency International в начале 2013 года, Грузия попала в категорию «высокого риска» коррупции в сфере обороны.

Андрей Епифанцев: [29]

Непотизм — кумовство и предоставление протекции родственникам и нужным людям — специалисты называют в качестве одной из причин позорного бегства грузинской армии во время августовской войны. Когда военнослужащие стали получать втрое больше обычных граждан, престиж армейской службы поднялся и на нее стали пристраивать родственников и знакомых. Само по себе это резко снизило требования к подготовке солдат и уровень дисциплины. Надо знать грузинский менталитет — как дядя будет командовать любимым племянником — сыном сестрички Мананы? Что он будет с него требовать? Как наказывать? Пока работа заключалась в парадах под пятизвездными флагами в б/у-шной американской форме и в проверке документов у безоружных и запуганных иракских крестьян, дело шло, но едва на горизонте замаячила реальная опасность, как семейный бизнес внезапно дал трещину и все дяди и племянники побросали оружие и быстро убежали.

Режиссер Роберт Стуруа: [30]

Отсутствие коррупции в Грузии — миф. Самое страшное, что сделал М.Саакашвили, — это полное беззаконие. Это был султанат, где один человек мог решать судьбу любого в Грузии.

Пресс-секретарь Саакашвили задержан по обвинению в коррупции. Ему предъявлено обвинение по статье «вымогательство» [31]

Великобритания

В 2009 году парламент Великобритании обнаружил, что большое число членов парламента несло свои расходы за счёт правительства. Один депутат за счет государственных средств произвел ремонт своего теннисного корта, другой использовал 2700 долларов государственных средств на строительство дома для уток в своём загородном доме. [32]

Банковская система Великобритании является крупнейшим мировым центром по отмыванию преступно нажитых денег. 48 млрд фунтов отмываются через Великобританию каждый год коррумпированными иностранными вкладчиками и чиновниками. [33]

Франция

Ноэль Понс, директор французского Центра противодействия коррупции: [34]

Взятка — это самая настоящая коррупция. А по нашим данным, только 20 % населения ангельски чисты и сразу попадают в рай, не взяв за свою жизнь ни одного сантима. Еще 20 % — злостные коррупционеры, которые ни перед чем не останавливаются. А оставшиеся 60 % хотели бы участвовать в незаконных действиях, но просто боятся.

Бывший президент Франции Жак Ширак приговорен к двум годам условно. Он признан виновным в злоупотреблении положением, доверием и растрате государственных средств. [35]

Германия

В Германии, несмотря на восстановление экономики, по-прежнему преобладает значительная доля коррупции. Взяточничество в немецкой экономике в этом году может привести к потере около 250 миллиардов евро, определил известный профессор экономики Университета Иоганна Кеплера в Линце, исследователь Фридрих Шнайдер из Австрии. [36]

Фактически установленный ежегодный ущерб от получения мошенническим путем заказов превышает 8 миллиардов евро. По опросу 400 немецких фирм экспертами PricewaterhouseCoopers финансовый ущерб от растраты финансовых средств на подкуп составляет для каждой фирмы в среднем 3,4 млн евро в год. [37]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В XIX — начале XX века низкие зарплаты госслужащих невысокого ранга были практически общепринятыми, например очень мало получали младшие офицеры, в связи с чем практически во всех европейских армиях и флотах им было запрещено жениться до определённого возраста, за исключением случая, когда потенциальный жених мог показать достаточно высокий дополнительный доход, например, от перешедших по наследству ценных бумаг. Существовало такое ограничение и в России, однако рекордсменом тут была Франция, где в начале XX века женившийся до срока офицер подлежал уголовной ответственности.
  2. Согласно одной из версий, это слово ведёт происхождение с ленинских времён: когда иностранным специалистам продавали товары в особых магазинах, по предъявлению специального документа. Этот документ назывался «блат» — от немецкого слова «Blatt», «лист бумаги».
  3. Следует отметить, что TI полностью контролируется США и относится к России крайне предвзято. Воспринимать всерьёз его индексы не представляется возможным.
  4. Так как статья создавалась в июле 2013 года, более ранние периоды слабо освещены. Тем не менее, коррупционеров активно сажали и до 2013 года.