Российский космос: различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 7: | Строка 7: | ||
== Смена курса Роскосмоса в 2012 г == | == Смена курса Роскосмоса в 2012 г == | ||
С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[http://www.federalspace.ru/main.php?id=402]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» | С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[http://www.federalspace.ru/main.php?id=402]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» В стратегии выделяются три важных рубежа: | ||
В конце года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[http://www.federalspace.ru/main.php?id=24], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. | * 2015 год - рубеж восстановления возможностей, достижимый при выполнение всех действующих космических программ | ||
* 2020 год - рубеж закрепления возможностей, достижимый при закреплении России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности | |||
* 2030 год - рубеж прорыва, достижимый с началом реализации масштабных программ по исследованию и освоению ближнего и дальнего космоса | |||
== Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы == | |||
В конце 2012 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[http://www.federalspace.ru/main.php?id=24], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. Но при этом программа рассматривает только два этапа из стратегии: | |||
* до 2015 - этап базируется на действующих космических программах | |||
* до 2020 - этап базируется на перспективных космических программах. | |||
В программе выделяются следующие приоритеты: | |||
{{quote|Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. | {{quote|Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. | ||
Строка 15: | Строка 24: | ||
Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов.}} | Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов.}} | ||
Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г. | Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г. | ||
{{quote|Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением. | |||
В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году.}} | |||
Финансирование программы 2,1 трлн. рублей | |||
== Перспективы после 2020 года == | |||
После наступления рубежа прорыва можно ожидать реализации следующих космических программ: | |||
* создание ракет сверхтяжелого класса | |||
* создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой | |||
* создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных | |||
* создание научно-исследовательской базы на Луне | |||
* высадка космонавтов на поверхность Луны | |||
== Крупнейшие проекты отечественной космонавтики (см. [[Крупные российские проекты]]) == | == Крупнейшие проекты отечественной космонавтики (см. [[Крупные российские проекты]]) == |
Версия от 01:54, 15 февраля 2013
Российская космическая отрасль по правусчитается одной из ведущих в мире. На настоящий момент она безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике и в запусках на орбиту, держит паритет с США в области космической навигации. Небольшое отставание от США и ЕКА имеется в радиационно-стойкой элементной базе, исследованиях дальнего космоса и технологиях дистанционного зондирования Земли.
Российская космонавтика в 1991—2010 гг
Резкое сокращение финансирования космонавтики, начавшееся еще при СССР достигло с началом 1990-х гг. настолько серьезных размеров, что, например, первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть практически на поддержание станций «Мир» и МКС. В этих условиях в 1990-х гг. образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х. Но даже принятая в 2005 г. «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.»[1] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь
создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники |
то есть речь шла только о том, чтобы не отстать. Такому положению вещей способствовала ситуация когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Видимо, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства.
Смена курса Роскосмоса в 2012 г
С назначением руководителем Роскосмоса В. А. Поповкина, началась работа над новыми программными документами, которые позволили бы России занять в перспективе безоговорочно лидирующие позиции в Космосе. Первым таким документом стала широко обсуждавшаяся в профессиональной среде (в том числе с публичными слушаниями в Сколково) «Cтратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу»[2]. Цель стратегии звучит вполне достойно и определена как «Обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности.» В стратегии выделяются три важных рубежа:
- 2015 год - рубеж восстановления возможностей, достижимый при выполнение всех действующих космических программ
- 2020 год - рубеж закрепления возможностей, достижимый при закреплении России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности
- 2030 год - рубеж прорыва, достижимый с началом реализации масштабных программ по исследованию и освоению ближнего и дальнего космоса
Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы
В конце 2012 года была принята Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013—2020 годы»[3], соответствующая по духу ранее принятой Стратегии и предусматривающая резкую смену приоритетов развития отечественной космонавтики. Но при этом программа рассматривает только два этапа из стратегии:
- до 2015 - этап базируется на действующих космических программах
- до 2020 - этап базируется на перспективных космических программах.
В программе выделяются следующие приоритеты:
Первый приоритет – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологий и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств.
Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Третий приоритет – осуществление пилотируемых полетов. |
Отнесение пилотируемой космонавтики на третий план при этом разумно аргументируется окончанием строительства МКС и планированием крупных проектов в этой сфере на период после 2020 г.
Основной проблемой, на решение которой направлена государственная программа, является обеспечение соответствия достигнутого уровня и темпов развития отечественных космических систем (комплексов) научного и социально-экономического назначения, применения спутниковых технологий в других социально-экономических сферах страны опережающему росту потребностей в их использовании государственными структурами и населением. В настоящее время российская ракетно-космическая промышленность в целом занимает на рынке производства ракетно-космической техники достаточно устойчивую нишу, уступая только США и Европе. В 2011 году доля ракетно-космической промышленности России в общемировом производстве ракетно-космической техники составила 10,7%. Государственной программой предусматривается дальнейший рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% в 2015 году и до 16% в 2020 году. |
Финансирование программы 2,1 трлн. рублей
Перспективы после 2020 года
После наступления рубежа прорыва можно ожидать реализации следующих космических программ:
- создание ракет сверхтяжелого класса
- создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаватной ядерной силовой установкой
- создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных
- создание научно-исследовательской базы на Луне
- высадка космонавтов на поверхность Луны
Крупнейшие проекты отечественной космонавтики (см. Крупные российские проекты)
Уже реализованы полностью или практически полностью
- «Союз» в Куру
- ГЛОНАСС
- Морской старт
- Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
- Международная космическая станция
- Орбитальная станция «Мир»
В процессе реалдизации находятся следующие проекты
- Семейство модульных ракет-носителей «Ангара»
- Космодром Восточный
- Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой
Ссылки
Роскосмос [4]