Судебные перспективы споров Украины с Россией: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки

Версия от 01:39, 3 июня 2014

 
Leftquotes.pngВыживание государства не является объектом правового регулирования».Rightquotes.png
Лесли Грин[1]

Начиная с провозглашения независимой Украины в 1991 году, Россия строила экономические отношения с Украиной с добрососедских позиций. Россия не только поставляла Украине газ по льготным ценам, но и сквозь пальцы смотрела на регулярные нарушения Украиной условий контрактов.

Власти Украины, в свою очередь, видели в России своего естественного врага, и не стеснялись угрожать России перекрытием транзита газа в Европу.

Украина не является экономически самостоятельной страной, 30% товарооборота Украины приходится на Россию, при этом, что ещё важнее, бюджет Украины невозможно свести без льготных цен на российский газ. В таких условиях серьёзный конфликт с Россией означает для Украины экономическое самоубийство. Тем не менее, власти Украины в лице Ющенко и других прозападных президентов целенаправленно шли на это самоубийство: так как их личные интересы были связаны с США и не совпадали с интересами украинского народа.

Попытку наладить отношения с Россией предпринял было Виктор Янукович, который был избран президентом в 2010 году, однако и он, будучи зависимой фигурой, продолжал русофобский курс.

В феврале 2014 года, в результате организованного американцами государственного переворота, к власти на Украине пришла хунта, которая перевела вялотекущую русофобию в практически открытую войну с Россией и со всем русским. После этого Россия была вынуждена пересмотреть политику экономической помощи правительству Украины.

Самопровозглашённая власть Украины декларирует сейчас намерение подать на Россию в суд, чтобы добиться выплаты компенсации за решение жителей Крыма воссоединиться с Россией и чтобы обязать Россию поставлять Украине газ по льготной цене.

Суды

Существует несколько инстанций, в которых теоретически могут рассматриваться жалобы Украины на Россию.

Международный уголовный суд

В настоящий момент Украина пытается в спешном порядке ратифицировать Римский статут, чтобы получить возможность обращаться в Международный уголовный суд. Самопровозглашённые власти Украины декларируют намерение привлечь к ответственности президента Януковича (за применение силы к участникам госпереворота) и российских должностных лиц (за воссоединение Крыма с Россией).

Специфика Международного уголовного суда заключается в том, что он рассматривает дела, связанные с военными преступлениями, геноцидом и преступлениями против человечности.

Привлечь к ответственности Януковича будет крайне сложно, доказательства его вины не выдерживают никакой критики.

Об осуждении же российских же должностных и выборных лиц не может быть и речи: состав подсудного Международному Уголовному Суду преступления отсутствует. Кроме того, юрисдикция Международного Уголовного суда не распространяется на Российскую Федерацию. Так что даже если Запад демонстративно осудит Януковича на основании тех слабых «доказательств», которые есть у хунты, у России всё равно будут правовые основания игнорировать решения Международного уголовного суда.

Международный суд при ООН

Международный суд при ООН — довольно специфическое учреждение, которое сильно отличается от других судов. В частности, подсудность международного суда распространяется только на государства, при этом исходя из принципа независимости и равноправия государств, оба государства должны дать согласия на процедуру урегулирования споров международным судом.

Проще говоря, прежде чем хунта попытается обвинить в чём-либо Россию, Россия должна будет дать своё согласие на это судебное разбирательство. Вряд ли Россия захочет выслушивать нелепые обвинения хунты. Скорее всего, получится как с недавним скандалом, когда Россия демонстративно проигнорировала истерию в Международном Трибунале ООН по морскому праву по делу Arctic Sunrise.

Тем не менее, у Украины остаётся в запасе «юридическое иезуитство», при помощи которого одна может попытаться привлечь Россию к ответственности в этом суде: если она предъявит какой-нибудь договор, в котором Россия уже дала предварительно согласие на рассмотрение споров в Международном Суде при ООН.

Так, например, в деле Россия против Грузии в Международном Суде, которое официально называлось «Дело, касающееся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации». Грузия тогда заявила, что Россия с 1990 года дискриминирует грузин на территории Грузии.

Это был первый для России процесс в Международном суде, и он закончился отказом Международного суда рассматривать дело. Суд установил, что не обладает юрисдикцией для разрешения дела, кроме того, Грузия не соблюла обязательные досудебные процедуры.

Теоретически, Украина тоже может попытаться предъявить России дискриминацию украинцев. Однако судебных перспектив у этой попытки по ряду причин не просматривается.

Претензии Украины к России

Не вполне понятно, какие именно юридические претензии может Украина предъявить России.

Ввод войск на территорию Украины

Ввода войск не было, военная база находилась на территории Украины в соответствии с договоренностями между странами.

«Аннексия» Крыма

Аннексия — это пропагандистский термин, который является юридически безграмотным. Аннексия в международном праве — это прямой акт агрессии, которого просто не может быть, если не были введены вооруженные силы страны на территорию другого государства. Россия не вводила войска на территорию Украины, следовательно, называть воссоединение Крыма с Россией «аннексией» нельзя — как минимум с юридической точки зрения.

«Недружелюбные действия» России по отношению к Украине

Даже если таковые и были, это не является основанием для судебного преследования.

«Оккупация» Крыма

Власти Украины, судя по косвенным признакам, собираются представить дело так, что Крым по-прежнему находится под юрисдикцией Украины, но оккупирован Россией. Однако с юридической точки зрения оккупации не было, просто возникло иное государство, Республика Крым. Которое, в свою очередь, имело полное право воссоединиться с Россией.

Россия собиралась ввести войска на Украину

Президенту было дано Советом Федерации право использовать вооруженные силы на территории иного государства.  

Это разрешено Российским законодательством. Например, пункт 2 статьи 61 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Защита собственных граждан - это собственно одна из функций государства и причина по которой существует само понятие государства. Более того, есть закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», где «узкий» принцип гражданства заменён на более «широкий» — на принцип защиты соотечественников.

Это разрешено Международным правом. Метод «превентивной защиты» уже применялся в Ираке, при реализации государством права на самооборону (Устав ООН статья 51).

События на Украине с юридической точки зрения

С точки зрения международного права, на Украине в феврале-марте 2014 года произошло следующее.

1. Государственный переворот, свержение демократически выбранного правительства силовым путём привели к конфликту между нелегитимной киевской властью и республикой Крым.

2. Республика Крым, используя свое право на самоопределение народа (Устав ООН, статья 1), совершенно демократическим образом провела референдум об определении статуса Республики Крым. Референдум продемонстрировал однозначное желание народа Крыма выйти из состава Украины и стать самостоятельным государством.

3. Российская Федерация и Республика Крым, реализуя своё право на самоопределение и опираясь на волеизъявление народа, приняли историческое решение о воссоединении.

Вопрос признания/непризнания государства не имеет в данной ситуации важного значения. Государство имеет право не признавать иное государство по тем или иным причинам, и это общепринятая практика. К примеру, США на протяжении десятка лет не признавали СССР как государство, что не мешало Советскому Союзу успешно существовать.

Претензии к России с точки зрения международного права минимальны, поскольку возникло государство, которое было признано РФ, как субъект международного права, и, соответственно, сначала были установлены дипломатические отношения, а затем подписано соглашение о присоединении Крыма к России.

Будапештский меморандум

Вот выдержка из Будапештского меморандума, в обмен на подписание которого Украина решила в 1994 году стать безъядерной державой:

Согласно меморандуму, учитывая обязательство Украины об удалении всех ядерных вооружений с ее территории в установленные сроки, США, РФ и Великобритания подтвердили обязательства:

- Уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины; - Воздерживаться от угрозы силой и ее применения против территориальной целостности и политической независимости Украины; никакое их оружие никогда не будет использоваться против нее, кроме целей самообороны или любым другим образом в соответствии с Уставом ООН; – Воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету;

– Добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.

С юридической точки зрения, у Российской Федерации нет обязательств по этому договору: он не был ратифицирован Россией.

Тем не менее, Россия, в отличие от США, старается придерживаться подписанных ей международных соглашений, даже если в какой-то момент эти соглашения становятся ей невыгодны.

Так было и в случае с Будапештским меморандумом. Россия его не нарушала — хоть украинские политики и пытаются доказать обратное.

Во-первых, в меморандуме есть отметка «кроме целей самообороны». У России были веские основания полагать, что существует серьёзнейшая угроза безопасности как для русского населения Крыма, так и для нашей военной базы в Севастополе.

Во-вторых, Россия стала единственной из подписавших мемомарндум стран, которая до конца защищала сначала законное правительство Украины, а когда это правительство было свергнуто — народ Украины.

Наконец, ни угроз применения военной силы, ни её применения, ни экономического давления зафиксировано не было, равно как и посягательств на суверенитет Украины.

См. также

  1. Leslie C. Green. Essays on the modern law of war.