Крупные российские проекты: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Крупнейшие мосты: перекомпоновка для лучшего расположения рисунков)
Строка 485: Строка 485:
Модернизация завода в Волгоградской области проходила в 2005...2010 гг. В рамках проекта значительно увеличена производственная мощность нескольких цехов. Стоимость проекта - более 10 млрд рублей[http://www.sdelanounas.ru/blogs/2862/].
Модернизация завода в Волгоградской области проходила в 2005...2010 гг. В рамках проекта значительно увеличена производственная мощность нескольких цехов. Стоимость проекта - более 10 млрд рублей[http://www.sdelanounas.ru/blogs/2862/].


Параллельно с модернизацией прокатного стана были введены новые мощности по отделке обсадных труб, которые на данный момент достигли производительности 360 тыс. т в год. Также был запущен новый участок термической обработки труб, что позволило увеличить мощности по выпуску термообработанных труб на «ВТЗ» до 640 тыс. т в год, помимо этого в ТПЦ-3 было освоено производство обсадных труб с резьбовыми соединениями класса «Премиум».
Параллельно с модернизацией прокатного стана были введены новые мощности по отделке обсадных труб, которые на данный момент достигли производительности 360 тыс. т в год. Также был запущен новый участок термической обработки труб, что позволило увеличить мощности по выпуску термообработанных труб на «ВТЗ» до 640 тыс. т в год, помимо этого в ТПЦ-3 было освоено производство обсадных труб с резьбовыми соединениями класса «Премиум».


==== Хакасский алюминиевый завод ====
==== Хакасский алюминиевый завод ====

Версия от 21:17, 23 февраля 2013

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше грандиозных проектов.

Здесь перечислены введенные в строй в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей. Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, перечисляются в статье Крупные_российские_проекты_(незавершённые).

Символы нации

Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве

Воссозданный Храм Христа Спасителя

Крупнейший в России храм вместимостью 10000 человек — памятник героям 1812 г. Cтроился с 1839 по 1883 г. Разрушен в 1931 г. Восстановлен в 1994—1997 гг. в основном на пожертвования. При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Суммарная стоимость проекта — более 4 млрд. рублей в ценах 2001 года (что соответствует примерно 30 млрд в ценах 2013 г.) [1]

Царицыно, восстановленный Большой дворец

Реконструкция (достройка) дворцово-паркового комплекса Царицыно

Самый главный долгострой России строился 232 года с 1775 по 2007 г. Когда при Лужкове в ходе длившейся еще с 1980-х реставрации стало окончательно ясно, что кирпичные руины в нашем климате не могут стоять тысячелетиями, было принято решение провести достройку дворцового комплекса и благоустройство парка. Это и было выполнено, в основном в 2005-2007 гг. под критику части общественности, но к удовольствию большинства москвичей. В это время в работы было вложено 10 млрд. рублей[2], в 2008 г. - еще 4 млрд.[3]

Вот что было[4] и что стало[5].

Большой театр после реконструукции

Реконструкция Большого театра

Реконструкция исторического здания Большого театра в Москве длилась шесть лет и завершилась в 2011 г. В ее ходе зданию были добавлены подземные этажи и существенно обновлены внутренние конструкции и отделка, а также отреставрирована историческая часть. Стоимость проекта 24 млрд. рублей. [6]

Космонавтика и ракетная техника

Орбитальная станция "Мир"

Орбитальная станция "Мир"

Строилась с 1980-х по 1996 г. Являлась первой по-настоящему долговременной и многомодульной станцией на орбите. Была затоплена в 2001 г. после 15 лет полета первых модулей, что в три раза превышало их первоначально заложенный ресурс. Ориентировочная стоимость проекта - не менее 3 млрд. долларов в ценах тех лет. [7]


Система низкоорбитальной спутниковой связи "Иридиум"

Создана в 1998 г. за 5 млрд. долларов. Российский "Центр им. Хруничева" участвовал в ее развертывании (вложено 87 млн. долларов), за что получил 4,8%. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате, в 2001 г. готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок (25 млн. долларов) досталась неким частным инвесторам. При этом у нее появился постоянный клиент в виде правительства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах.

Международная космическая станция

Международная космическая станция

О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль запущен в 1998 году. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов [8].

Морской старт

Файл:Morskoi start.jpg
Запуск ракеты "Зенит" с платформы "Морской старт"

Проект запуска ракет-носителей "Зенит" с плавучей платформы у экватора, вошел в срой в 1999 г. Изначально создавался консорциумом фирм из США, России, Украины и Норвегии. Стоимость проекта 3,5 млрд. долларов. В настоящий момент после банкротства из за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анжелес, США) на 95% принадлежит российской РКК "Энергия" через ее дочернюю фирму. [9]

Файл:GLONASS-GPS v rabote 2.JPG
GLONASS/GPS-навигатор

ГЛОНАСС

Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Доступ к ГЛОНАСС предоставляется по всему миру безвозмездно и без ограничений.

В настоящий момент немного уступает американскому GPS по точности, однако в перспективе должен превзойти её, так как спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Уже сейчас ГЛОНАСС работает лучше, чем GPS в северных широтах.

В 2001—2011 гг. на развертывание системы было выделено 117 млрд рублей, на ее развите в 2012—2020 гг. предполагается выделение еще 331 млрд рублей.[10]

Третьи системы навигации — такие как китайский Бэйдоу — пока являются сугубо локальными и выйдут на всемирный охват не ранее 2020 года.

Запуск «Союза» на космодроме Куру

«Союз» в Куру

Строительство стартового комплекса для ракеты космического назначения «Союз» в Гвианском космическом центре (Куру, Французская Гвиана, Южная Америка) обошлось обеим сторонам в 344 млн евро, которые должны окупиться за семь — девять лет. [11] Первый запуск состоялся в октябре 2011 г.

Тополь-М

Ракета "Тополь-М"

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) - глубокая модернизация МБР "Тополь". Создавалась в 1993...1998 гг. одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Стоимость проекта 143 млрд. рублей в ценах 1992 г. [12]

Ракета "Булава"

Межконтинентальная баллистическая ракета для подводных лодок. Разрабатывалась с 1998 г. Принята на вооружение в 2013 г. вместе с подводной лодкой «Юрий Долгорукий».

Авиация

Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

SSJ 100

Сухой Суперджет-100

Ближемагистральный пассажирский самолет, разработанный с широким применением композитных материалов, что обуславливает его высокую эффективность. Программа его создания стоила 34 млрд рублей. Вместе с проектируемым МС-21 должен занять до 80% рынка пассажирских самолетов в России. [13]

Су-34

Су-34

Фронтовой бомбардировщик, который представляет собой замену устаревшего Су-24 в ВВС России. Первый полет прототипа — 1990 год, первое боевое применение во время войны 2008 года в Южной Осетии. В 2010 году модернизирован, начало массовой эксплуатации — 2011 год. Стоимость единицы составляет 1 млрд рублей, на 2012 год произведено более 25 единиц. [14][15]

Ил-96

Ил-96

Первый российский широкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначен для авиалиний средней и большой протяжённости. Совершил первый полёт в 1988 году, эксплуатируется и производится серийно с 1993 года. Стоимость самолета — 58 млн. долларов, на 2012 год произведено более 25 единиц. [16]

Бе-200

Бе-200

Cамолёт-амфибия, по ряду характеристик не имеет аналогов в мире. Может применяться для охраны водных поверхностей, экологических миссий, тушения пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Первый полёт состоялся 24 сентября 1998, принят в эксплуатацию в 2003. Самолет экспортируется, реализуется государственная программа закупки 8 Бе-200 на 14 млрд руб. для задач ВМФ РФ. [17][18]

Ка-52

Ка-50 и Ка-52

Ка-50 «Чёрная акула» и его двуместный вариант Ка-52 «Аллигатор» — боевые ударные вертолёты, предназначенные для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы. На данных моделях реализован принцип «длинной руки», то есть они оснащены вооружением, дальность действия которого больше, чем у систем ПВО потенциального противника. Ка-50 (эксплуатировался в 1995-2008 гг.) — первый боевой вертолет, на котором установлено кресло-катапульта (перед ее действием для обеспечения безопасности пилота происходит отделение винтов). На данный момент производится и эксплуатируется только Ка-52. Стоимость единицы Ка-52 — 857,142 млн руб., на 2013 год построено более 40 единиц. [19][20]


Крупнейшие корабли и суда

Атомный ледокол «50 лет Победы»

«50 лет Победы»

В настоящее время является крупнейшим атомным ледоколом в мире. По некоторым оценкам его общая стоимость составляет 2 млрд долл.[21] Строился с 1989 г. по 2007 г. с перерывом между 1993 и 2003 гг.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Крупнейший и сильнейший в мире на начало 2013 г. крейсер. Строился с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в 1,2 млрд долл. [22] Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибсом бассейне, в борье с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награжден орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования».

Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б»

Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1984 по 2012 г. Всего было построено 15 единиц, еще несколько не достравивались. После распада СССР вступило в строй 8 подводных лодок этого типа, одна из которых была сдана в долгосрочную аренду ВМС Индии.

  • «Волк», строилась с 1988 г., вошла в строй в декабре 1991 гг.
  • «Леопард», строилась с 1988 г., вошла в строй в 1993 гг.
  • «Тигр», строилась с 1989 г., вошла в строй в 1993 гг.
  • «Кузбасс»(«Морж»), вошла в строй в 1995 г.
  • «Вепрь», строилась с 1990 г., вошла в строй в 1995 гг.
  • «Самара», вошла в строй в 1995 г.
  • «Гепард», строилась с сентября 1991 г., вошла в строй в 2002 г.
  • «Нерпа»(«Chakra»), строилась с конца 1991 г. В 2012 г. сдана в аренду ВМС Индии на 10 лет примерно за 1 млрд долл.[23] В советское время также имел место случай сдачи в аренду Индии атомной подводной лодки.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий»

Первая в мире стратегическая атомная подводная лодка 4-го поколения, вооруженная ракетным комплексом 5-го поколения «Булава». Стоимость корабля — порядка 1 млрд долл.[24] Строилась с средины 1990-х. Приемный акт подписан в конце 2012 г. Флаг поднят в январе 2013 г. В постройке на начало 2013 г. находятся еще несколько подводных лодок, строящихся по усовершенствованному проекту «Юрия Долгорукого» (см. Крупные российские проекты (незавершённые)).

Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

Две серии по три фрегата этого типа с небольшими различиями в проекте строились для ВМФ Индии. Стоимость каждого корабля — 533 млн долл. В настоящий момент заказчику передано пять фрегатов, шестой проходит испытания(см. «Реализуемые в настоящее время проекты»).

  • «Talwar», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
  • «Trishul», заложен в 1999 г., вошел строй в 2002 г.
  • «Tabar», заложен в 2000 г., вошел строй в 2004 г.
  • «Teg», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г.
  • «Tarkash», заложен в 2007 г., вошел строй в 2012 г.

Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций

Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей. [25] Всего в послесоветское время были достроены и построены (в порядке ввода в строй):

  • «Tareg» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1991 г.);
  • Б-187 проекта 877 (строилась в 1991 г.);
  • Б-177 «Липцк» проекта 877 (строилась в 1989...1991 г.);
  • Б-190 «Краснокаменск» проекта 877 (строилась в 1992 г.);
  • «Noor» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1992 г.);
  • Б-345 «Могоча» проекта 877 (строилась в 1993...1994 г.);
  • «364 Yuan Zhend 64 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМС Китая (строилась в 1989...1994 гг.);
  • «365 Yuan Zhend 65 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМС Китая (строилась в 1990...1995 гг.);
  • «Yunes» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана (строилась в 1992...1996 г.);
  • S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии (строилась в 1995...1997 гг.);
  • «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для ВМС Китая (строилась в 1996...1997 гг.);
  • «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для ВМС Китая (строилась в 1997...1998 гг.);
  • S64 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ для ВМС Индии (строилась в 1998...2000 гг.);
  • «368 Yuan Zhend 68 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2002...2004 гг.);
  • «369 Yuan Zhend 69 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2002...2005 гг.);
  • «370 Yuan Zhend 70 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2004...2005 гг.);
  • «371 Yuan Zhend 71 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2004...2005 гг.);
  • «372 Yuan Zhend 72 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2005...2006 гг.);
  • «367 Yuan Zhend 73 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 1992...2005 гг.);
  • «367 Yuan Zhend 74 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2003...2005 гг.);
  • «367 Yuan Zhend 75 Hao» проекта 636М для ВМС Китая (строилась в 2003...2005 гг.);
  • 022 проекта 636М для ВМС Алжира (строилась в 2006...2009 гг.);
  • 023 проекта 636М для ВМС Алжира (строилась в 2007...2009 гг.).

Строительство кораблей этого типа продолжается, см. Крупные российские проекты (незавершённые)

Морские порты

Порт Приморск

Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[26]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[27].

Порт Усть-Луга

Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [28], [29], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012—2015 гг. составит 249 млрд рублей [30], а до 2030 г. — 630 млрд рублей [31].

Порт Козьмино

Нефтепорт в Приморском крае, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [32].

Порт Сочи Имеретинский

Грузовой порт, который после 2014 года порт предполагается перепрофилировать в яхтенную марину. Строился с 2008 г. по 2012 г. Суммарный объем инвестиций - 13 млрд руб. (7 - БазЭл", остальное - бюджетные средства). [33][34]

Железные дороги

Железная дорога Обская-Бованенково (Обская-Бованенково-Карская)

Самая северная железная дорога в мире. Строилась на месте незавершенного в советское время строительства и эксплуатируется ОАО «Газпром». В настоящее время используется в основном с целью обеспечения круглогодичной транспортной доступности месторождений на полуострове Ямал[35]. Общая протяженность 678 км. Рабочее движение на всем протяжении до Карской открыто в начале 2011 г. Включает уникальный мост через реку Юрибей длиной 3,9 километра. Рассматриваются проекты строительства веток от этой линии к нескольким планируемым и перспективным портам Харасавей, Новый Порт и Сабетта. В этом случае значение дороги существенно возрастет. Инвестиции в строительство железной дороги Обская-Бованенково превысили 160 млрд рублей[36], но, видимо, это не полные данные, так как основную часть этой суммы может составлять стоимость моста через Юрибей. Необходимость и своевременность строительства дороги, а также ее качество подвергались ожесточенной критике в Интернете (из которой во многом и состоит соответствующая статья в Википедии[37]). Видимо критики, утверждавшие, что дорога строится «в никуда» не могли осознать, что для того, чтобы ввести в строй месторождения и построить заводы сжиженного газа как раз и нужна железная дорога. В условиях экстремально болотистого летом и погруженного в арктические морозы и полярную ночь зимой Ямала другие способы доставки соответствующего оборудования обошлись бы куда дороже.

Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская (I этап)

Проект предусматривал реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург - граница Финляндии для организации скоростного пассажирского движения. Стоимость проекта 34 млрд. рублей. [38] Выполнение основной части (одноименного первого этапа) проекта завершено в 2010 г. [39][40] Второй этап - строительство ветки Лосево-Каменногорск см. Крупные российские проекты (незавершённые).

Организация скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва - Нижний Новгород

Проект предусматривал реконструкцию железнодорожной инфраструктуры на участке Москва - Нижний Новгород для организации скоростного пассажирского движения. Стоимость проекта по разным источникам 15,9-37 млрд. рублей (последнее число - с учетом 4,5 млрд. рублей на приобретение поездов). [41][42] Выполнение проекта завершено в 2010 г.

Строительство вторых путей на участке Буй-Вологда

Укладка вторых путей на 130-километровом участке проведена в 2004...2006 гг., что позволило увеличить его пропускную способность в 1,6 раза. [43] Стоимость проекта 11 млрд. рублей. [44]

Строительство нового участка Яйва — Соликамск Свердловской ж.д. в обход района техногенной аварии

Проект был начат в связи с провалом земли в непосредственной близости от действовавшего участка железной дороги в районе калийных шахт г. Березники. Участок длиной 53 км в обход района расположения шахт был введен в строй за два года на 10 месяцев раньше установленных сроков (начало строительства 2008 г, первый поезд - конец 2009 г.), хотя позже достраивался еще какое-то время. Стоимость проекта не менее 12 млрд. рублей. [45] В будущем участок может стать частью песпективной магистрали "Белкомур".

Реконструкция железной дороги Москва - Санкт-Петербург для организации скоростного сообщения в 2007-2009 гг.

В рамках подготовки к запуску скоростных поездов "Сапсан" на дороге были реконструированы 302 км контактной сети, построено 78 км путей, реконструированы и построены десятки сооружений инфраструктуры. Объем капитальных вложений составил 15 млрд. рублей. [46]

Автомобильные дороги

«Амур»

Дорога от Читы до Хабаровска строилась очень долго. Решение о начале строительства было принято еще в 1966 году, но к 2000 г., когда было принято решение о достройке дороги 800 километров еще вовсе несуществовало и значительная часть ранее построенного пришла в негодность. Общая протяженность трассы 2097 км. Строительство завершено в сентябре 2010 г. В силу существовавшего во время строительства информационного давления многие до сих пор уверены, что все выделенные на дорогу средства были «попилены», а сама дорога — отсутствует. Вот тут [47] можно убедиться в обратном — дорога есть, хоть и не везде в идеальном состоянии. Выложены также сжатые видео езды по дороге (1400 км) в сентябре 2010-го[48].

Магистраль позволила впервые связать автодороги Дальнего Востока и остальной части страны в единое целое.

Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)

В начале 1990-х возможности столичного дорожного кольца длинной 109 км построенного в 1962 г. оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти». [49] Начавшаяся в 1994 г. реконструкция расширила МКАД r 1998 г. с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 г.[50], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд руб. за счет сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги). С 2011 г. прорабатываются планы новой серьезной реконструкции МКАД.

Третье транспортное кольцо (г. Москва)

Восьмиполосная магистраль, построенная в 1997-2003 г. Общая протяженность - 36 км, из них 19 км эстакад и 5 км тоннелей. Стоимость проекта 4,6 млрд. долларов. [51]

Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга

Автомагистраль длиной 142 км, проходящая вокруг г. Санкт-Петербург, в т.ч. по дамбам в Финском заливе. Строилась с 1998 г. На 2008 г. проект оценивался в 135 млрд. рублей. [52] Движение на всем протяжении открыто в 2011 г. В рамках проекта был построен крупный Большой Обуховский мост.

Автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», г. Владивосток

Дорога является альтернативным выездом из города, решающим проблему пробок в выходные дни. Кроме того, эта трасса существенно сокращает время пути от аэропорта Владивостока до городского центра. Стоимость проекта 29 млрд рублей. Крупнейший по затратам объект на трассе — низководный мост через Амурский залив. [53]

Северный обход Новосибирска (первая очередь)

Дорога, призванная избавить автомобильные потоки идущие вдоль Транссиба от необходимости петлять по улицам сибирского мегаполиса. Строился с 1999 г. Строительство первого этапа первой очереди, включая новый мост через Обь, завершено в 2008 г., второго - в 2011 г. Общая стоимость строительства первой очереди 16 млрд рублей[54].

Южный обход Нижнего Новгорода (1-я, 2-я и первый пусковой комплекс третьей очереди)

Строится с 1984 г., окончательно ввести в строй все четыре очереди планируется в 2018 г. Первая очередь введена в строй в 1993 г., вторая очередь строилась с 2000 по 2008 г. Третья очередь строится с 2008 г., в 2012 г. велось строительство уже второго ее второго пускового комплекса. Стоимость строительства только третьей очереди - 23 млрд рублей. [55][56]

Дублёр Курортного проспекта г. Сочи (первая очередь)

Прокладываемая напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырехполосная трасса длиной 17 километров должна существенно улучшить дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[57] или более [58]. На конец января 2013 г. в строй введена первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[59]. Строительство оставшейся части дороги на начало 2013 г. продолжается.

Линии метрополитена

Первая очередь Казанского метрополитена

Первая очередь из 7 станций ведена в строй в 2005 г. Стоимость проекта 14,3 млрд. рублей в ценах 2003 г. [60]

Люблинско-Дмитровская линия Московского метрополитена

Начала строиться в конце 1980-х, но все действующие на начало 2013 г. 17 станций введены в строй в 1995-2011 гг. [61] При этом только постройка трех из них оценивалась в 22-25 млрд рублей в ценах 2010 г. [62]

Крупнейшие мосты

Большой Обуховский мост

Большой Обуховский мост

Первый неразводной мост через Неву. Построен в 2001...2007 гг. на границе Санкт-петербурга и Ленинградской области. Представляет собой два параллельных вантовых моста[63] с максимальным пролетом 382 м. Стоимость строительства первой очереди 7 млрд рублей в ценах 2004 г., второй очереди – 6,5 млрд руб. в ценах 2007 г.[64] В ценах 2012 г. суммарная стоимость составит порядка 24 млрд рублей. Является частью проекта кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.

Мост через реку Юрибей

Железнодорожный однопутный мост длиной 3,9 км на линии Обская-Бованенково. Построен в условиях вечной мерзлоты и Заполярья в рекордные сроки — за 349 дней с использованием специальных технических решений для сохранения хрупкой экосистемы этой местности. Введен в эксплуатацию в 2009 году. На начало 2013 г. является восьмым по длине мостом в России и самым длинным мостом за Полярным кругом в мире. Строительство моста обошлось в 130 млрд рублей.[65]

Пилон Сургутского моста

Сургутский мост

Мост длиной 2110 м (основной пролет 408 м) черезь Обь у г. Сургут. Один из крупнейших мостов Сибири и крупнейших вантовых мостов в мире. Строился около 5 лет, введен в строй в 2000 г. [66] На начало 2013 г. мост полностью загружен, планируется строительство дублера.

Мост через Каму на дороге Р239 (первая очередь)

Самый длинный мост в России (13967 м). Первая очередь строилась с 1992 по 2002 г. Строительство второй очереди было заморожено. [67]

Президентский мост в Ульяновске

Двухярусный автодорожный мост через Волгу общей длиной 12 970 метров, длинни мостовой части 5825 метров. Дублер построенного в 1916 г. совмещенного Императорского моста. Строился с 1980-х по 2009 г. [68]

Академический мост в Иркутске

Третий автодорожный мост через Ангару в Иркутске. Проект включал строительство развязок и путепроводов на подходах к мосту. Строился в 4 очереди с большими перерывами с 1990-х гг. Основной этап строительства проходил с 2006 по 2012 г. [69] Стоимость проекта 12 млрд рублей. [70]

Новый Саратовский мост

Автодорожный мост через Волгу у села Пристанное, один из самых длинных в России. Строился с 1991 г. Первая очередь открыта в 2001 г., вторая в 2009 г.[71]

Мост через бухту Золотой Рог

Мост через бухту Золотой Рог (Золотой мост, г. Владивосток)

Один из крупнейших в мире вантовых мостов. Строился с 2008 по 2012 г. Стоимость проекта 21 млрд рублей. [72]

Мост на остров Русский (Русский мост, г. Владивосток)

Русский мост в цвтах триколора

Вантовый мост, соединяющий полуостров Назимова во Владивостоке с пока ещё не заселённым островом «Русский». По длине пролета и высоте пилонов — на начало 2013 г. крупнейший в мире. [73] Мост на ранее пустынный остров подарил участок около ста квадратных километров Владивостоку, запертому с одной стороны болотами, а с другой морем. На острове уже развёрнуто масштабное строительство, планируется построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН.Также планируется разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Кроме того, программой предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров станет точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас там находится здание Дальневосточного Федерального университета.

В связи с тем, что мост ведёт на пустынный остров, оппозиция назвала этот мост «мостом в никуда» и считает проектом для распила денег. К сожалению, не все люди могут понять, что остров был пустынным потому, что на него крайне затруднительно было попасть, а Владивосток остро нуждался в площадях для строительства новых объектов.

Мост через Амурский залив, г. Владивосток

Низководный мост во Владивостоке, являющийся частью автотрассы «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», на начало 2013 г. шестой по длине в России. Длина моста — 4 378 м, стоимость проекта (вместе с прилегающей транспортной развязкой) — 14 млрд рублей. [74]

Крупнейшие тоннели

Северомуйский тоннель

Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Входит в состав Байкало-Амурской магистрали. Строился с 1977 по 2003 г. Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.[75]

Новый Кузнецовский тоннель

Построенный в Хабаровском крае в рамках проекта реконструкции железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань тоннель длиной 3,8 км позволит значительно увеличить пропускную способность магистрали. Стоимость строительства 24 млрд руб. Строился с 2008 г., введен в эксплуатацию в 2012 г.[76]

Нефтегазодобыча

Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение

Крупное нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии. Подключено к Восточному нефтепроводу. Лицензия на разработку принадлежит компании «Сургутнефтегаз», которая с 2004 пл 2011 год вложила в разработку 217 млрд рублей. Рядом строится аэропорт «Талакан» стоимостью 5.1 млрд. рублей.[77][78]

Южно-русское нефтегазовое месторождение

Расположено в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого АО.[79] Инфраструктура строилась с 2005 г. Введено в строй в 2007 г. Инвестиции в 2005...2008 гг. составили 133 млрд. рублей. [80]

Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение

Расположено в южной части Тазовского района Ямало-Ненецкого АО. Инфраструктура строилась с 1994 г. Введено в строй в 2001 г.[81] Инвестиции только за период 1994...2001 гг. составили 140 млрд. рублей. [82] На полную проектную мощность после развития инфраструктуры с 2007 г. выведено в 2013 г. На местороджении с 2001 г. работает самая крупная в мире установка комплексной подготовки газа 1С. [83]

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение (первый пусковой комплекс)

Расположено на полуострове Ямал. Обустраивалось с 2006 г., первый пусковой комплекс введен в строй в 2012 г.[84] Объем запланированных инвестиций только на 2011...2013 гг. оценивался в примерно 300 млрд. рублей[85].

Нефтепроводы

БТС и БТС-2

Нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. В 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-2. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитеров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран. Стоимость БТС-2 — 97,8 млрд руб. (включая резервуарный парк Усть-Луга)[86].

ВСТО

Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО завершилось в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти. Проект реализовывался в два этапа:

  • ВСТО-1 Включал нефтепровод Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн.тонн в год, пункт налива нефти на железнодорожной станции Сковородино, и нефтеналивной порт «Козьмино» в районе г. Находка. Строился в 2006—2009 гг. Стоимость проекта 380 млрд рублей[87].
  • ВСТО-2 Включал нефтепровод Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — порт «Козьмино» длиной 2046 км мощностью 50 млн.тонн в год и расширение до той же мощности трубопровода Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино. Введенв строй в 2012 г.[88] Стоимость проекта 243 млрд рублей[89].

Сковородино — граница с КНР

Ответвление нефтепровода ВСТО в Китай (российский участок нефтепровода «Сковородино — Мохэ»). Длина 67 км, производительность 15 млн тонн в год. Строился в 2009—2010 г. [90] Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах 2007 г.[91]

КТК

Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[92]. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.

Пурпе — Самотлор

Нефтепровод в Западной Сибири длиной 429 км и мощностью 25 млн тонн нефти в год предназначен для транспортировки нефти с местрождений северо-восточной части Западно-Сибирской низменности к нефтеперерабатывающим заводам и трубопроводам в районе Нижневартовска. Строился с 2010 по 2001 г. Является первой частью более крупного строящегося трубопровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор»[93], вторая, еще более крупная, часть — нефтепровод «Заполярье — Пурпе» еще строится. Фактическую стоимость проекта 45 млрд рублей удалось сделать ниже запланированной в 53 млрд рублей[94].

Газопроводы

Северный поток

Газопровод, проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря. Осенью 2011 года завершилось строительство первой нитки газопровода, осенью 2012 года — второй нитки. Основная цель сооружения Северного потока — снижение зависимости от стран-транзитеров российского газа, в первую очередь от Украины. Если в I квартале 2011 года доля Украины в транзите российского газа составляла 63 %, то к началу 2013 года она снизилась до 42 % [95].

Бованенково-Ухта (первая очередь)

Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [96] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [97] Строительство второй нитки газопровода на начало 2013 г. продолжается.

Ухта-Торжок (первая очередь)

Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [98] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [99]

Сахалин — Хабаровск — Владивосток (первая очередь)

Газопровод длиной около 1,8 тыс. км для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. Первая очередь длиной 1350 км введена в строй в 2011 г. [100] Общая стоимость проекта 467 млрд рублей в ценах 2009 года. [101]

Грязовец — Выборг

Газопровод длиной около 680 км для транспортировки газа к газопроводу Северный поток. Строился с 2005 г., начал воодиться в строй в 2011 г., в 2012 г. достроены 680 км второй нитки. [102] Общая стоимость проекта 154 млрд рублей в ценах 2007 года. [103]

Джубга — Лазаревское — Сочи

Газопровод длиной около 172 км (из которых 160 проходят по дну Черного моря). Предназначен для снабжения газом объектов города Сочи, в том числе Адлерской ТЭЦ. Строился с 2009 по 2011 г. [104] Общая стоимость проекта 32 млрд рублей в ценах 2008 года. [105]

Ямал — Европа

Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверсой области, где присоединен к системе существующих газопроводов. Протяженность более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд.  м³ в год[106][107]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[108]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, видимо, вследствие назревания проблем уже с Лукашенко, а также из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.

Голубой поток

Газопровод длиной 1213 км, из них 446 км по дну Черного моря и 3,3 км горных тоннелей, проложен из России в Турцию. Производительность 16 млрд  м³ газа в год. Строился примерно с 2000 г. по 2005 г. Стоимость 3,2 млрд долларов[109][110].

СРТО — Торжок

Представляет собой развитие существующих линий газопроводов между северными районами Тюменской области (СРТО), г. Новый Уренгой и газораспределительным узлом в г. Торжок Тверской области. Длина 2200 км. Мощность на разных участках 20,5-28,5 млрд куб. м.в год. Строился с 1995 г. Линейная часть введена в строй в 2006 г. Последние три компрессорные станции - в 2012 г.[111]

Дзуарикау — Цхинвал

Самый высокогорный газопровод в мире длиной 162 км предназначенный для независимого от Грузии снабжения Южной Осетии российским газом. Пропускная способность 252,5 млн куб м газа в год. Строился в 2006...2009 г.[112][113]. 75 км трассы газопровода проложено в крайне сложной горной местности на высоте более 1500 м. Включает 14 тоннелей общей протяженностью 1848 м, 29 переходов через водные преграды. Проходит через пять горных хребтов, достагая на перевале Кударский высоты 3148 м над уровнем моря. Стоимость проекта 15 млрд руб[114].

Касимовское ПХГ — КС «Воскресенск»

Газопровод «Касимовское подземное хранилище газа (ПХГ) — Компрессорная станция (КС) „Воскресенск“» длиной 204 км строился в 2005...2009 гг. для повышения надежности газоснабжения Москвы и Московской области в период осенне-зимнего максимума нагрузок. Производительность до 130 млн куб. м в сутки (2,7 млрд куб м в год)[115]. Стоимость проекта 20 млрд рублей[116].

Расширение существующих мощностей газопровода «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград»

Проект, предусматривающий увеличение можщности газопровода, по которому снабжается газом с суши Калининградская область с 1,4 до 2,5 млрд куб м в год. Строился в 2008...2010 гг.[117]

Починки — Грязовец

Газопровод, предназначенный для повышения гибкости Единой газотранспортной системы России. Позвляет перебрасывать знасчительные объемы газа между северным и центральным регионами в обоих направлениях в зависимости от необходимости. Длина около 650 км, пропускная способность 36 млрд куб м в год. Строился с 2007 г. по 2011 г.[118][119]

Соболево — Петропавловск-Камчатский

Газопровод, призванный впервые обеспечить газоснабжение юга Камчатки строился в 2000...2010 г. Длина 392 километра, пропускная способность около 750 млн куб м в год[120]. Стоимость проекта, включающего также освоение соответствующих месторождений, так как газопровод не подключен к единой системе, оценивалась в 42...45 млрд рублей[121].

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Энергетическое кольцо 330 кВ в Санкт-Петербурге (первая очередь)

Строится с 2007 г., включает в том числе подводную кабельную ЛЭП по дну Фиинского залива. В декабре 2012 г. ЛЭП введены в строй, в 2013 г. ожидается запуск последнего объекта - подстанции Василеостровская. [122] Общая стоимость проекта - 32 млрд. рублей. [123]

Гидроэнергетика

Загорская ГАЭС

Гидроаккумулирующая электростанция в Московской области мощностью 1200 МВт в турбинном режиме и 1320 МВт в насосном. Строилась с 1980 г. по 2003 г. В настоящее время строится вторая очередь ГАЭС (см. «Незавершенные проекты»).

Вилюйская ГЭС-3 (Светлинская ГЭС)

Гидроэлектростанция на реке Вилюй в Якутии, строилась с 1979 г. Мощность станции 270 МВт. Станция является уникальной по условиям строительства, так как плотина расположена на вечномерзлых грунтах. В 2008 г. принята в эксплуатацию с тремя из четырех гидроагрегатов. [124] Строительство четвертого гидроагрегата, который поднимет мощность ГЭС до проектных 360 МВт отложено, по-видимому, в связи с избытком генерирующих мощностей в регионе (см. также проект ЛЭП «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» в «Незавершенных проектах»).

Ирганайская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Аварское Койсу в Дагестане, строилась с 1979 г. по 2008 г. Крупнейшая в России ГЭС деривационного типа. Введена в строй с двумя гидроагрегатами вместо первончально планировавшихся четырех, которые, возможно, достроят позднее. Мощность станции 400 МВт. В 2010 г. на станции случился пожар, но на начало 2013 г. оба гидроагрегата введены в промышленную эксплуатацию.[125]

Береговой водосброс Саяно-Шушенской ГЭС

Строительство гидротехнического сооружения началось в 2005 г. с целью увеличить надежность функционирования станции путем разгрузки существующих сооружений станции от черезмерного расхода воды во время паводков. Строительство было ускорено после аварии на станциив 2009 г. Первая очередь введена в строй в 2010 г., вторая - в 2011 г. [126] Стоимость водосброса - 13 млрд. рублей. [127]

Атомная энергетика

Ростовская (Волгодонская) АЭС

Строилась с 1977 г. Введена в строй в 2001 г. с одним энергоблоком типа ВВЭР-1000 стоимостью более 100 млрд рублей. С 2001 по 2010 гг. носила название «Волгодонская АЭС». В 2010 пополнилась еще одним энергоблоком ВВЭР-1000 (см. ниже) и еще два на 2013 г. строятся (см. «Незавершенные проекты»).

Тяньваньская АЭС (Китай)

Оснащена 2 блоками ВВЭР-1000. Строилась с 1999 по 2007 г.

АЭС в г. Бушере (Иран)

Достройка первого энергоблока незавершенной концерном «Сименс» АЭС. Первое соглашение заключено в 1992 г. Проект оценивался в 1 млрд долларов[128] и полностью завершен в 2012 г. [129]

Ввод в строй отдельных новых энергоблоков ВВЭР-1000

Строительство каждого такого энергоблока стоит порядка 100 млрд рублей, но достаточно быстро окупается. С 1991 г. были введены в строй:

  • энергоблок № 4 Балаковской АЭС — 1993 г.
  • энергоблок № 3 Калининской АЭС — 2004 г.
  • энергоблок № 2 Ростовской АЭС — 2010 г.[130]

Тепловая энергетика

Адлерская ТЭЦ, г. Сочи

ТЭЦ мощностью 360 МВт, призванная резко уменьшать энергодефицитность региона и обеспечить энергией объекты олимпийского строительсства в г. Сочи. Стоимость проекта по разным источникам 19-23 млрд руб. [131] Введена в строй в 2013 г. [132]

Реконструкция Первомайской ТЭЦ-14 (г. Санкт-Петербург)

В рамках первой очереди реконструкции с 2007 по 2012 г. два энергоблока по 180 МВт. Стоимость проекта свыше 15 млрд. рублей. [133]

Строительство отдельных энергоблоков на базе парогазовой установки ПГУ-400

ПГУ-400 - современная парогазовая установка с высоким КПД мощностью 400 МВт. Использовалась при строительстве целого ряда энергоблоков на существующих ГРЭС.

  • энергоблоки №7 и №8 на Сургутской ГРЭС-2. В рамках проекта до 2011 г. построены два энергоблока по 400 МВт. После этого станция стала самой мощной в России и одной из самых мощных в мире ГРЭС. Стоимость проекта 32 млрд. рублей. [134][135]
  • энергоблок №5 Яйвинской ГРЭС. Введен в строй в 2011 г. Объем инвестиций 15 млрд. рублей. [136]
  • энергоблок Шатурской ГРЭС. Введен в строй в 2010 г. [137]

Строительство отдельных энергоблоков на базе парогазовой установки ПГУ-420

ПГУ-420 - современная парогазовая установка с высоким КПД мощностью 420 МВт. Используется при строительстве целого ряда энергоблоков на существующих ТЭЦ и ГРЭС. На начало 2013 г. введен в строй один энергоблок

  • энергоблок ТЭЦ-26 Мосэнерго. Введен в строй в 2011 г. [138]

Строительство отдельных энергоблоков на базе парогазовых установок ПГУ-450 и ПГУ-450Т

ПГУ-450 - современная парогазовая установка с высоким КПД мощностью 450 МВт. Использовалась при строительстве целого ряда энергоблоков на существующих ГРЭС и ТЭЦ.

  • первый энергоблок Уренгойской ГРЭС (до этого работали лишь вспомогательные мощности), г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкого АО. Строился с 2010 по 2012 г. [139][140] Стоимость проекта 25 млрд. рублей.
  • энергоблок №4 Южной ТЭЦ-22, г. Санкт-Петербург. Строился с 2008 по 2011 г. Объем инвестиций 13 млрд. рублей. [141][142]
  • энергоблок №2 Правобережной ТЭЦ-5, г. Санкт-Петербург. Строился с 2008 по 2012 г. Объем инвестиций 13 млрд. рублей. [143][144]
  • энергоблоки №3 и №4 ТЭЦ-27 Мосэнерго на базе ПГУ-450Т, строились в 2005...2007 и 2007...2008 гг. соответственно. Сама станция строилась с 1987 г. Первые два энергоблока мощностью 160 МВт введены в строй в 1996 и 1998 г. [145]
  • энергоблок ТЭЦ-21 Мосэнерго на базе ПГУ-450Т. Введен в строй в 2008 г. [146]

Красноярская ТЭЦ-3

Пуск первого и пока единственного энергоблока новой ТЭЦ мощностью 208 МВт состоялся в 2012 г. Объем инвестиций в его строительство - 15 млрд. рублей. [147]

Псковская ГРЭС

Строилась с 1979 по 1996 г. Введена в строй в 1993-1996 гг. с двумя энергоблоками по 215 МВт. Третий энергоблок начали строить в 1997 г. и тогда же отложили. [148]

Харанорская ГРЭС

Три энергоблока примерно одинаковых по мощности энергоблока расположенной в Забайкальском крае ГРЭС вводились в строй в 1995, 2001 и 2012 г. Стоимость только третьего - 11 млрд. рублей. [149]

Калининградская ТЭЦ-2

Строительство первого энергоблока ТЭЦ на основе парогазовой установки ПГУ-450 велось с 2002 по 2005 г. Второй аналогичный энергоблок введен в строй в 2010 г. [150] Стоимость проекта - более 20 млрд. рублей.

Железногорская ТЭЦ (Красноярский край)

Электростанция строилась по межгосударственному договору с США для замещения электро- и теплоснабжения ранее обеспечивавшегося выведенным из эксплуатации в 2010 г. ядерным реактором, на котором ранее нарабатывался оружейный плутоний. Электрическая мощность 116 МВт. Строилась с 2006 по 2012 г. Стоимость проекта 17 млрд. рублей. [151]

Крупнейшие промышленные предприятия

Тихвинский вагоностроительный завод

Крупнейший вагоностроительный завод. Производственные мощности вагонного производства – 13000 грузовых вагонов, 65000 колесных пар в год; литейного производства – 90 000 тонн крупного и среднего вагонного литья в год. Строился с 2008 г., запущен в 2012 г.[152] Общий объем инвестиций 36 млрд рублей в сам завод и еще 6 млрд рублей в строительство жилья для его сотрудников[153].

Промышленность строительных материалов

Цементные заводы

  • "Воронежский филиал «Евроцемент груп». Крупнейший цементный завод производительностью 3 млн тонн цемента в год в п.г.т. Подгоренское Подгоренского района Воронежской области. Строился с 2008 по 2012 г. Общий объем инвестиций 17 млрд рублей.[154]
  • «Серебрянский цементный завод». Цементный завод производительностью 1,7 млн тонн цемента в год в п.г.т. Октябрьский Михайловского района Рязанской области. Строился с 2008 по 2012 г. Общий объем инвестиций более 10 млрд рублей.[155]
  • «ТулаЦемент». Цементный завод производительностью 2 млн тонн цемента в год в п.г.т. Новогуровский Алексинского района Тульской области. Строился с 2007 по 2011 г. Общий объем инвестиций 11 млрд рублей.[156][157]
  • "Цемент — дочернее предприятие ОАО «Группа ЛСР». Цементный завод производительностью 1,86 млн тонн цемента в год в г. Сланцы Ленинградской области. [158] Строился с 2008 по 2010 г. Общий объем инвестиций 19 млрд рублей.[159]

Кирпичный завод, деревня Никольское Кировского района Ленинградской области

Крупнейший в России кирпичный завод. Введен в строй в конце 2012 г., на полную мощность (160 млн. шт. условного кирпича в год) должен выйти к середине 2013 г. Стоимость проекта 10 млрд. рублей. [160]

Металлургия

Трубоэлектросварочный цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода

Проектная мощность цеха составляет 600 000 тонн высококачественных труб большого диаметра в год. Проект отличается уникальным дизайном [161], основанным на концепции "белой металлургии", то есть стерильно чистой производственной среды. Выпускает инновационные трубы с цветными покрытиями диаметром до 1420 мм, толщиной стенки до 45,5 мм. Запущен в строй в 2010 г. с выходом на полную мощность в 2011 г. Общий объем инвестиций 21 млрд рублей. В цехе работает около 1000 человек.[162]

Техническое перевооружение Магнитогорского металлургического комбината

Крупный металлургический завод, основанный в годы первых пятилеток. В последнее время активно модернизируется. Введены в строй два очень крупных проекта:

  • Стан-5000. Установка для производства крупных листов проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн тонн проката в год. Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 39 млрд рублей в ценах тех лет. [163]
  • Стан-2000. Установка для производства холоднокатаного листового проката, прежде всего для производства автомобилей и бытовой техники. Производственная мощность 2,1 млн тонн проката в год, из которых 650 тыс. тонн будут оцинковываться. Первая очередь введена в строй в 2011 г., вторая — в 2012 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд рублей. [164]

Техническое перевооружение Выксунского металлургического завода

Один из старейших (1766 г.) металлургических заводов в России. В последние годы активно модернизируется - ежегодные инвестиции превышают 10 млрд. рублей. Часть проектов строится (см. Крупные российские проекты (незавершённые)). Уже реализованы следующие крупные проекты:

  • металлургический комплекс стан-5000. Установка для производства крупных листов проката, прежде всего для трубного производства. Ширина проката до 4850 мм. Производственная мощность 1,5 млн тонн проката в год, чем достигается замещение импорта на 1 млрд евро ежегодно. [165] Строился с 2006 по 2009 г. Объем инвестиций в проект 45 млрд рублей в ценах тех лет. [166]
  • реконструкция трубоэлектросварочного комплекса производства труб большого диаметра (ТЭСК ТБД), с 2003 по 2008 г. вложено 500 млн. долларов. [167]

Электросталеплавильный комплекс "Железный Озон 32" на Первоуральском новотрубном заводе

Комплекс введен в строй в 2012 г. Стоимость проекта - 19 млрд. рублей[168].

Техническое перевооружение Северского трубного завода (переход от мартеновского к электросталеплавильному производству)

Один из старейших (1739 г.) металлургических заводов в России. С 2001 года активно модернизируется. Уже реализован в 2008 г. проект перехода от мартеновского к электросталеплавильному производству. Сумма инвестиций — 15 млрд рублей в ценах тех лет.[169] Еще один крупный проект - строительство непрерывного стана FQM - на начало 2013 г. реализуется (см. Крупные российские проекты (незавершённые)).

Волгореченский трубный завод

Крупный трубный завод в Костромской области. Построен в 1999 г., на рынок вышел в 2000 г. До 2011 г. в завод вложено 10 млрд. рублей[170]. На начало 2013 г. проходит крупный проект по дополнительному расширению производства[171] (см. Крупные российские проекты (незавершённые)).

Модернизация сталеплавильно-прокатного комплекса по производству бесшовных труб Волжского трубного завода

Модернизация завода в Волгоградской области проходила в 2005...2010 гг. В рамках проекта значительно увеличена производственная мощность нескольких цехов. Стоимость проекта - более 10 млрд рублей[172].

Параллельно с модернизацией прокатного стана были введены новые мощности по отделке обсадных труб, которые на данный момент достигли производительности 360 тыс. т в год. Также был запущен новый участок термической обработки труб, что позволило увеличить мощности по выпуску термообработанных труб на «ВТЗ» до 640 тыс. т в год, помимо этого в ТПЦ-3 было освоено производство обсадных труб с резьбовыми соединениями класса «Премиум».

Хакасский алюминиевый завод

Алюминиевый завод производственной мощностью 297 тыс. тонн алюминия в год строился с 2004 г., запущен в 2006 г., выведен на проектную мощность в 2007 г. [173] Построен по соседству с корпусами ранее существовавшего Саяногорского алюминиевого завода. Объем инвестиций составил 750 млн долларов. [174]

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Пуровский завод переработки газового конденсата

Строился с 2003 г. на средства компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО. Первая очередь завода введена в строй в 2005 г., вторая — в 2008 г. Общий объем инвестиций 21-22 млрд рублей. [175]

Яйский нефтеперерабатывающий завод (первая очередь)

Первая очередь завода, расположенного в поселке Яя Кемеровской области, строилась с 2008 г. по 2012 г. и на начало 2013 г. находится на этапе пуско-наладочных работ. Производственная мощность первой очереди — 3 млн тонн нефти в год. Стоимость первой очереди 16 млрд рублей. Всего в проект до 2017 г. планируется вложить 57 млрд рублей. [176]

Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов "ТАНЕКО", Нижнекамск, республика Татарстан (первая очередь, пусковой комплекс 1а)

Крупный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс производительностью 7 млн. тонн нефти в год (после пуска второй очереди - 14 млн. тонн в год). Проект имеет важное значение для нефтяной отрасли в целом, так как должен обеспечить повышение качества и, соответственно, цены российской экспортной нефти марки Urals, поскольку примеси, содержащиеся в татарстанской нефти заметно снижали качество всей нефти в трубе. Проект комплекса разрабатывался с 2005 г., строительство начато в 2008 г., строительно-монтажные работы завершены в 2010 г., пусковой комплекс 1а введен в строй в 2011 г. [177] Стоимость введенных в строй объектов первой очереди - не менее 170 млрд. рублей в ценах 2010 г. [178] Строительство завода продолжается, см. Крупные российские проекты (незавершённые), общий ожидаемый объем инвестиций - 235 млрд. рублей. [179].

Завод полипропилена «Полиом», г. Омск

Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официальное открытие ожидается в марте 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд. рублей. [180]

Автозаводы

Петербургский автокластер

Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (6 автозаводов, более 10 моделей автомобилей).[181] Правительства города и области подготовили ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекают инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей. Объем инвестиций в создание автомобильного кластера на 2012 год составляет более 1,3 млрд долларов. С 2004 года по настоящее время открыты следующие крупные заводы:

  • Ford (США) - производство легковых автомобилей в г. Всеволожск Ленинградской области. [182]
  • General Motors (США) -— производство легковых автомобилей.[183]
  • Nissan (Япония) — производство легковых автомобилей.[184]
  • Toyota (Япония) — производство легковых автомобилей.[185]
  • Hyundai (Корея) — производство легковых автомобилей.[186]
  • Scania (Швеция) — производство грузовиков. [187]
  • Nokian Tyres (Финляндия) - производство автошин в г. Всеволожск. [188]

Также свой завод в Ленобласти планирует открыть итальянский Fiat.[189]

Калужский автокластер

Крупный кластер производства автомобилей, автокомпонентов и строительной техники на территории Калужской области (три автомобильных завода, более 20 предприятий — поставщиков автокомпонентов, 17 моделей выпускаемых на территории региона на 2012 год). Правительство области подготовило ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекает инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей, открывающих здесь свои заводы (с 2007 года по настоящее время):

  • PSA Peugeot Citroёn & Mitsubishi (Франция, Япония) — производство легковых автомобилей.
  • Volkswagen Group Rus (Германия) — производство легковых автомобилей.
  • Volvo Group и Volvo Trucks (Швеция) — производство и обслуживание грузовиков.[190]
  • Magna (Канада) — производство автокомпонентов. [191]

Также строится крупный завод Continental AG (Германия) по производству автошин [192] и завод Volvo по производству экскаваторов. [193]

Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», г. Новосибирск

Совместное предприятие госкорпорации РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky. Выпускает литий-ионные аккумуляторы высокой мощности для оснащения ими электробусов. Запущен в 2011 г., общий объем инвестиций в проект – более 13,5 млрд рублей.[194][195]

Завод по производству двигателей ЯМЗ-530, г. Ярославль

Современный завод по производству двигателей семейства ЯМЗ-530 стандарта Евро-4 (двигатель разработан в России). Предприятие компании «Автодизель» группы ГАЗ. Запущен в 2011 г., инвестиции – 10 млрд руб. [196]

Завод по производству автомобильных шин «Йокохама Р.П.З.», г. Липецк

Завод японской компании «Йокохама Р.П.З.» введен в эксплуатацию в особой экономической зоне «Липецк». Запущен в 2011 г., объем заявленных инвестиций — 11,7 млрд. рублей. [197]

Производство Lada Granta на АвтоВАЗе

Самый продаваемый автомобиль в России в конце 2012 — начале 2013 года. Инвестиции в проект по неофициальной информации — $20 млрд.[198][199]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

На территории строящегося делового района общая стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд. долларов возведено большое количество уникальных сооружений, многие из которых можно отнести к крупнейшим росийским проектам. Часть объектов см. в разделе «Реализуемые в настоящее время проекты», среди завершенных к крупнейшим можно отнести следующие:

  • «Город Столиц» — комплекс из двух небоскребов «Мoсквa» (76 этaжeй) и «Сaнкт-Пeтeрбург» (69 этaжeй) на общем 18-этажном основании, высота 301,6 м («Москва»), 289 тыс. м². Самое высокое здание в Европе с момента ввода в строй в 2010 г. по лето 2012 г. Объем инвестиций 450 млн. долларов. [200]
  • «Башня Империя» - небоскреб, высота 234 м (шпиль 239 м), 290 тыс. м², сдан в 2011 г. Затраты около 12 млрд. руб. в ценах 2009 г.
  • «Башня на набережной» - комплекс из трех (A, B и C) башен разной высоты, высота 268 м (башня "C") 254 тыс. м². Высочайшее здание в Европе в 2007-2010 гг. Английской Википедией оценивается в 500 млн. долларов.
  • Башня «Восток» комплекса «Федерация» - введенная в строй первая очередь крупнейшего комплекса из двух небоскребов. Высота башни 242,4 м. Строительство компелекса после определенных задержек продолжается (см. Крупные российские проекты (незавершённые)). Стоимость всего проекта «Федерация» составляет 1,2 млрд. долларов.

Гидротехническое строительство

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга (Дамба)

Коплекс из 11 дамб в Финском заливе с судопропускными и водопропускными сооружениями, призванный защитить город от наводнений строилась с 1979 по 2011 г. и с большим перерывом между 1990 и 2005 г. В свое время был модным объектом общественной критики. Между тем, уже в 2011 г. дамба спасла город от очередного крупного наводнения. Также по ней проходит Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга. Стоимость достройки проекта в 2005-2011 гг. составила 105 млрд. рублей. [201]

Наука

Кампус Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

Дальневосточный федеральный университет образован слиянием четырех ведущих вузов Владивостока. Для Университета врамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 г. построен абсолютно новый кампус на острове Русский, в который на начало 2013 г. проходит его постепенный переезд. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривала выделение на развитие вуза 42 млрд рублей.

Большой адронный коллайдер

Россия является одним из участников проекта этого ускорителя элементарных частиц, позволившего в 2012 г. найти, наконец, бозон Хиггса. Над проектом в России работает около 1000 ученых и ею внесен достаточно солидный материальный и технический вклад в его создание.[202]

Спорт

Реконструкция стадиона "Лужники" 1996-1997 гг., г. Москва

Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона страны, в ходе которой было заменено практически все оборудование чаши стадиона и возведена крыша над трибунами. От устройства раздвижной крыши над полем, которая должна была быть установлена в ходе второго этапа реконструкции, позднее было решено отказаться. Стоимость проекта - 1,2 триллиона неденоминированных рублей в ценах тех лет (порядка 20-24 млрд. рублей в ценах 2012 г.). [203]

Крупнейшие мероприятия

Саммит АТЭС 2012, г. Владивосток

Ежегодный саммит лидеров экономик стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) впервые проходил в России. В рамках его подготовки было решено значительно улучшить инфраструктуру г. Владивосток и Приморского края. Общая стоимость подготовки к саммиту вследствие этого достагла 660 млрд. рублей[204], из них только на газификацию пошло 300 млрд. В рамках подготовки к саммиту были введены следующие крупные объекты:

Строительство части крупных объектов все еще ведется (см. Крупные российские проекты (незавершённые)). Также в проект входило множество объектов стоимсотью менее 10 млрд. рублей, список которых есть в Википедии.

Ссылки