Ватник: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
[[Файл:Ватные вести.jpg|thumb]]
[[Файл:Ватные вести.jpg|thumb]]



Версия от 10:21, 4 августа 2014

Ватные вести.jpg

«Ватник» — термин, который представители креативного класса используют для обозначения патриотов России. В переводе с белоленточного языка — «патриот-фанатик».

Предыстория термина

В 1831 году Пушкин написал своё знаменитое патриотическое стихотворение — «Клеветникам России», [1] вполне актуальное и сейчас. В тексте Пушкин спрашивает французских депутатов за что те ненавидят Россию, и поясняет представителям Запада, что их попытки напасть на Россию неизбежно закончатся их поражением.

По мнению (бездоказательному) польских специалистов это стихотворение было написано Пушкиным не по велению души, а по заказу императора Николая I.

Это стихотворение вместе с двумя другими — «Бородинской годовщиной» того же Пушкина и «Старой песней на новый лад» Жуковского — было опубликовано в брошюре «На взятие Варшавы».

Креативная часть российского общества тех лет горячо возмутилась стихами. Князь Пётр Вяземский даже запустил крылатое выражение «шинельная ода»: [2]

Попроси Жуковского прислать мне поскорее какую-нибудь новую сказку свою. Охота ему было писать шинельные стихи (стихотворцы, которые в Москве ходят по домам с поздравительными одами) и не совестно ли Певцу во стане русских воинов и Певцу на Кремле сравнивать нынешнее событие с Бородиным? Там мы бились один против 10, а здесь, напротив, 10 против одного. Это дело весьма важно в государственном отношении, но тут нет ни на грош поэзии.

Позже это выражение употреблял, в частности, Иосиф Бродский в своём отзыве о поэте Тютчеве: [3]

Холуи наши, времен Иосифа Виссарионовича Сталина, по сравнению с Тютчевым - сопляки: не только талантом, но прежде всего подлинностью чувств. Тютчев имперские сапоги не просто целовал - он их лобзал. Не знаю, за что Маяковский на него серчал - по сходству ситуации, возможно. Что до меня, я без - не скажу, отвращения - изумления второй том сочинений Тютчева читать не могу. С одной стороны, казалось бы, колесница мирозданья в святилище небес катится, а с другой - эти его, пользуясь выражением Вяземского, «шинельные оды».

Появление мема «ватник»

Ватник. Оригинальная либеральная версия.

В сентябре 2011 года в одной из либеральных групп ВКонтакте появился комикс с «ватником». «Ватник» представлял собой небрежно нарисованное антропоморфное существо с ватником вместо туловища и головы. Ватник был одет в валенки, на его лице наблюдались лёгкая небритость, подбитый глаз, красный нос и весьма щербатые зубы. Вся поверхность ватника была покрыта заплатками и пятнами грязи. В качестве заднего фона использовался российский флаг с небольшим значком советского символа «серп и молот» на одной из полос.

Изображение пришлось по душе сетевой части либеральной оппозиции, и «ватника» начали активно пропагандировать по разным каналам: в частности, была создана значительных размеров статья про мем «ватник» на Луркоморье. [4]

Вскоре выяснилось, что сравнение с заслуженным предметом одежды само по себе не вызывает особых эмоций. Мем дополнили двумя второстепенными деталями: в более поздних изображениях «ватник» обычно держит в руках бутылку водки «Путинка», также в сюжете комикса активнейшим образом используются нечистоты.

Приблизительно к 2013 году мем распространился настолько широко, что традиционное противостояние либеральной оппозиции и патриотов России начали называть не иначе как «борьбой креаклов с ватниками».

Пропагандистский эффект

Против ожидания создателей и распространителей мема «ватник», термин не выполнил своей задачи. Несмотря на все старания либеральной оппозиции, слово «ватник» не стало обидным: патриоты и сами начали называть себя ватниками, не видя в таком сравнении ничего зазорного.

Напротив, представители креативного класса восприняли ироничное сокращение «креакл» в штыки. Если в 2011-2012 годах оппозиционеры с гордостью заявляли о своей принадлежности к «креативному классу», то уже к середине 2013 года они не выдержали насмешек и начали делать вид, будто никогда так себя не называли.

Причина такой разницы в восприятии терминов заключается, надо полагать, в их сути.

Ватник ассоциируется с доблестными советскими воинами времён Второй Мировой войны, великими стройками СССР, с советским классом трудящихся и с советскими же заключёнными. Никакого негатива тут нет: быть рабочим или воином в нашей культуре почётно, а быть заключённым — как минимум не позорно.

«Креаклы» же ассоциируются с некими бесполезными манерными фриками в вычурной одежде, не способными ни на что, кроме как на пустую болтовню и на нелепые «креативные» акции протеста. Быть «креаклом» хочется мало кому, поэтому представители оппозиции вынуждены или открещиваться от этого термина или же тратить время на безуспешные попытки доказать, что на самом деле креативный класс якобы состоит из инженеров, учёных и прочих созидателей.

Также очень сильное влияние на восприятие обществом терминов оказал психологический «эффект большинства». Употребляющие термины «ватник» и «креакл» подразумевают, что Россия густо населена ватниками, количество же креаклов очень невелико. Психологически всегда гораздо комфортнее относить себя к большинству, особенно в ситуации, когда ты претендуешь на право говорить от имени всей страны.

Таким образом, противостояние «ватников» и «креаклов» воспринимается как противостояние народа и небольшой части гнилой интеллигенции. Позиции «ватников» в этой ситуации являются гораздо более сильными.

См. также