Участник:Арсений Меркушев/Россия в Первой Мировой Войне: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 114: Строка 114:
|}
|}


Ту надо сделать уточнение. Под грамотностью в Российской империи понималось умение про читать и писать несложный текст. Знания четырех правил арифметики, азы географии прочее, что входит в программу начального образования не включались в обязательные, для признания человека грамотным. - То есть нынешний дошкольник способный переписать несколько абзацев по критериям Российской Империи  начала 20-го века был бы признан грамотным человеком.
Ту надо сделать уточнение. Под грамотностью в Российской империи понималось умение прочитать и написать несложный текст. Знания четырех правил арифметики, азы географии и прочее, что входит в программу начального образования не включались в обязательные критерии, для признания человека грамотным. - То есть нынешний дошкольник способный переписать несколько абзацев по критериям Российской Империи  начала 20-го века был бы признан грамотным человеком.


Какая связь с армией? - Вот какая: К осени 1917 г. офицеры с военным образованием, полученным до Первой Мировой, составляли 4%, остальные '''96% - офицеры военного времени.'''  
Какая связь с армией? - Вот какая: К осени 1917 г. офицеры с военным образованием, полученным до Первой Мировой, составляли 4%, остальные '''96% - офицеры военного времени.'''  

Версия от 17:15, 2 сентября 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Одним из «грехов» Советской власти либералы называют выход из Первой Мировой Войны и заключение Брестского Мира. Согласно их логике, если бы не большевики, то Россия непременно бы победила в Первой Мировой Войне, и будущее ее под скипетром царя было бы прекрасно. Согласно их логике Россия в 1917 г. была в шаге от победы, но большевики все испортили. Это не совсем так. В подтверждение этого в данной статье публикуются ряд фактов о Российской Империи в Первой Мировой Войне. Является ли эта статья патриотической в обычном понимании, несмотря на ряд нелицеприятных фактов? — Думаю, что да. Так как приводит доказательства объясняющие почему выход России из войны был закономерен и желателен, и является своего рода адвокатом пред лицом истории СССР как фактического приемника Российской империи.

О готовности народа воевать

Стойкость войск

Если во время военной кампании подразделение несет 100 % потери — это говорит о характере боя и о том, как упорно солдаты сражались? — Вовсе нет! О том, как упорно солдаты сражались, как они были мотивированы, говорит не размер потерь, а их СТРУКТУРА.

А вот небольшая разбивка по структуре потерь главных игроков Первой Мировой:

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — ПЕРВОЕ МЕСТО по упорству солдат!!!! Из 6 потерянных в бою — 5 убиты, и лишь 1 — пленен. — Впрочем, давайте на забывать, что за 30 лет до ПМВ армия Осман Паши устроила русским кровавую баню под Плевной и Турция имела серьезные шансы свести ТУ войну к ничьей. Поэтому не стоит недооценивать стойкость турок.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — Соотношение немногим менее почетно турецкого, но не сильно. — 4 убитых / 1 пленный

ФРАНЦИЯ — 12 убитых/ 5 пленных

ГЕРМАНИЯ — 2 убитых/ 1 пленный

ИТАЛИЯ- 1 убитый/ 1 пленный

АВСТРО-ВЕНГРИЯ- 2 убитых / 1 пленный

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — «рекордсмен» в той войне, имела структуру потерь в которой на 1 убитого приходилось 2 солдата сдавшихся в плен. — И это без учета дезертировавших!

При этом, армию Царской России в Первую Мировую войну не призывались азиатские и часть кавказских народов, как не отличавшихся большой стойкостью.

Такая структура потерь могла объяснятся тем что народ не видел смысла в этой войне, и не горел желанием погибать. Справедливости ради надо отметить, что через четверть века- в Великую Отечественную Войну Красная армия понесла потери в 7,4 млн убитых на поле боя и 4,5 млн пленных, то есть имела «пропорцию стойкости» — 3 убитых / 2 пленных.

Интересно, что и Вермахт с союзниками потерявший 6,94 млн убитыми и 3,78 млн пленными имел такую же «пропорцию стойкости».

Дезертиры

Первая мировая война — это война народов, для русского крестьянина (93 % Вооруженных сил) не понятная потому, что лично ему она ничего не несла. Ни непосредственной выгоды (земли в Галиции не хватало и для собственного населения, а торговли сквозь Черноморские проливы сам крестьянин не вел), ни опасности семье (война велась вне русской территории, и семьи солдат находились в безопасности). Зато невыгоды войны — чрезмерные потери, неумение, неравенство в технике, продовольственный кризис в тылу — вот это крестьянином воспринималось как нечто «свое», «кровное», потому что напрямую затрагивало интересы его лично и его близких. — Соответственно отмечался и рост дезертирства и самострелов. — В 1915 году самострелы — солдаты, отстреливавшие себе пальцы — составляли до двадцати процентов всех раненых.

О качестве и количестве мобилизационного ресурса

Распространенное мнение - Российская империя обладал неисчислимыми силами и могла закидать противника шапками. На деле все оказалось совсем не так.

Сужение мобилизационного ресурса по национальному признаку

К началу 1914г. РИ имело самое крупное в Европе население 167 млн. чел. На этом основании считалось возможным тупо задавить противника массой. - На практике же оказалось, что ресурсы РИ сильно переоценены. Прежде всего из призыва в армию исключались "инородцы" как потенциально ненадежные или непригодные к несению службы. На плакате "подлежит призыву-не подлежит" это выглядело бы примерно ТАК

TmpVWqeqq.jpeg

Надо отметить, что целый ряд народов, не подлежал обязательному призыву, но его представители могли служить добровольно.

В отличие от Российской Империи Франция и Великобритания призывала и использовала своих "инородцев" (арабов) миллионам - как в качестве солдат, так и на военно-строительных работах.

Сужение мобилизационного ресурса по возрастному признаку и по-болезни

Призывной возраст в Российской империи ограничивался 43 годами.

Призывной возраст в государствах Центральной Европы - 50 лет.

Причина?- Потому что средняя продолжительность жизни в России составляла около 30 лет, а в Германии, Франции и Великобритании около 50-55 лет.

То есть призывать тех кто старше 43 лет в России смысла просто не было - или уже померли, или скоро помрут из-за болезней.

Но даже из тех кто был младше 47 лет призвать можно было далеко не всех. - Так к началу войны в России было около 6 млн. белобилетников, а а общее число мужчин призывного возраста составляло 26 млн., т.е. примерно каждый 5-й мужчина в России уже был потерян для армии по причине болезней или инвалидности.

Качество мобилизационного ресурса

Один из инициаторов создания монархической организации «Всероссийский национальный союз» Михаил Осипович Меньшиков писал в 1909 году: «С каждым годом армия русская становится все более хворой и физически неспособной... Из трех парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы... Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, — вот причины физического истощения... Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40% новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу».

Впрочем был еще один нюанс, куда более важный чем вынужденное вегетарианство призывников - это образовательный уровень. - Как отметил известный российский историк Алексей Исаев - "У немцев еще с Бисмарка было введено всеобщее образование, поэтому средний образовательный уровень был достаточно высокий. И это позволяло легче бойцам, там, рядовым и младшим офицерам заучивать какие-то простейшие алгоритмы действий. Даже в справочнике для русского офицера 1913 года, там прямым тестом написано, что да, у немцев, там, есть такие-то, такие-то недостатки в количестве подготовленных офицеров, унтер-офицеров, но высокий уровень образования в стране позволяет легко компенсировать эти недостатки.". Тут можно лишь добавить, что с 1870-х годов в Германии было введено всеобщее среднее образование! А вот в России примерно через 15 лет после этого русский царь Александр 3-й подпишет "закон о кухаркиных" детях, который запрещает получить среднее образование детям «кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». - Широко известно замечание, сделанное им на полях доклада одного из губернаторов, сетовавшего на низкий уровень грамотности населения в своей волости: «И слава Богу!» — размашисто приписал царь.

Всеобщее начальное образование начали вводить в Российской империи только после начала Первой Мировой Войны. Наиболее "грамотными" провинциями Российской Империи были Польша, Прибалтика и Финляндия - т.е. явно не-русские.

Как это сказалось на армии? - Следующим образом. - Количество неграмотных рекрутов (на 1000) в разных армиях мира перед войной было таким:

Страна Колличество неграмотных на 1000 человек на 1912г.
Германия 0,2
Дания 2
Швеция 3,7
Швейцария 5
Нидерланды 14
Франция 33
Бельгия 85
Греция 300
Италия 306
Сербия 496
Россия 617

Ту надо сделать уточнение. Под грамотностью в Российской империи понималось умение прочитать и написать несложный текст. Знания четырех правил арифметики, азы географии и прочее, что входит в программу начального образования не включались в обязательные критерии, для признания человека грамотным. - То есть нынешний дошкольник способный переписать несколько абзацев по критериям Российской Империи начала 20-го века был бы признан грамотным человеком.

Какая связь с армией? - Вот какая: К осени 1917 г. офицеры с военным образованием, полученным до Первой Мировой, составляли 4%, остальные 96% - офицеры военного времени.

При этом дворяне среди офицеров военного времени составляли 5%, выходцы из крестьян - 80%. То есть в ходе войны шло постоянно выбытие кадрового офицерского состава - смерть, плен, болезни, увечья, возраст, - и замена его на "ускоренный продукт" офицерских школ, который хорошо если имел хотя бы начальное образование. - А общее количество произведённых в прапорщики в 1914-1917 гг. через ускоренные 3-месячные курсы составило - 220 тыс. человек.

Об уровне младшего офицерства пришедшего на смену выбитым кадровикам очень хорошо говррит частушка того времени:

«Раньше был я дворником,

звали все Володею,

а теперь я прапорщик

— ваше благородие!»

т.е. если в 1914г. в Восточной Пруссии уровень младшего командного состава противоборствующих сторон был адекватен друг другу, то мере выбытия кадровых офицеров (с обоих сторон) приводило к тому что должность младшего офицера после ускоренных курсов занимал, с немецкой стороны, солдат с полным средним образованием, а с русской - порою даже не имеющий начального, хотя и грамотный.

О материальном обеспечении войск

Индустриальные экономики Франции, Великобритании и Германии имели резервы мощностей для наращивания выпуска вооружений. Россия, имевшая более отсталую промышленность таких возможностей не имела, и могла победить только в краткосрочной войне, опираясь на накопленные резервы. После их исчерпания наступал кризис. В таблице внизу представлены данные по производству вооружений среди разных стран в ходе Первой Мировой Войны. 13 (1).jpg

То есть если сравнивать производственные возможности Российской империи с...даже не с Германией, а с Австро-Венгрией, то получиться что за годы войны А-В империя превосходила Российскую в производстве:

- пулеметов- в 2 раза

- артиллерийских орудий - в 1,5 раза

- самолетов - в 1,5 раза

- снарядов - в 1,2

- винтовок - в 1,06 раза.

При этом по снарядам потребности русской армии с конца 1914 г. составляли 10 млн штук в месяц. А за все время войны производство снарядов мощностями страны составило 67 млн. штук....или чуть менее чем на 7 месяцев войны.