Жильё в России: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
{{Незавершённая статья}} | {{Незавершённая статья}} | ||
Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) | Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) составляет 3,5 млрд м², из них | ||
100 млн | 100 млн м² (меньше 3%) — аварийного и ветхого жилья. Стратегическая потребность населения России ещё в 1,5 млрд м². | ||
Годовой ввод жилья | Годовой ввод жилья — 80 млн м². План к 2020 году — 140 млн м². | ||
По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире | По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире | ||
с показателем чуть меньше 24 | с показателем чуть меньше 24 м²/чел. (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). | ||
Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире | Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире | ||
(0,9 комнат на человека). | (0,9 комнат на человека). | ||
=== Законодательная база === | === Законодательная база === | ||
На федеральном уровне приняты программы и целевые ориентиры: | На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры: | ||
* приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё | * приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»; | ||
* государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; | * государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; | ||
* федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы; | * федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы; | ||
* Указ Президента России от 7 мая 2012 года | * Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». | ||
=== Стандарты жилищной обеспеченности === | === Стандарты жилищной обеспеченности === | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
категорию попадают граждане: | категорию попадают граждане: | ||
*в имеющейся у них жилплощади (будь то собственной или предоставленной по договору соцнайма) на каждого члена семьи выходит меньше 10 м²; | |||
* существующая квартира давно не отвечает установленным для жилых помещений | |||
требованиям; | требованиям; | ||
* в одной квартире с ними проживает гражданин, страдающий заболеванием, при | |||
котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет; | котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет; | ||
* квартиры нет вовсе, ни на праве собственности, ни по договору соцнайма. | |||
Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению. | Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
=== Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО === | === Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО === | ||
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры | Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры — зарубежные проектировщики, строители и инвесторы и так довольно свободно чувствуют себя в РФ, и рынок недвижимости уже успел привыкнуть к их присутствию. | ||
В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует | В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует «не имеющая мировых аналогов» система саморегулирования строительной отрасли, позволяющая иностранцам комфортно работать в России, в результате чего в стране есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут. | ||
Вызывает беспокойство архитекторов и строителей переход на международные, в частности европейские, технические нормы (еврокоды), хотя вступление в ВТО и гармонизация российских и международных технических норм в области строительства не имеют между собой прямой связи по срокам. Кстати, в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства и только в последнее время появляются документы наднационального характера — еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах. | |||
При этом ФЗ №94 | При этом ФЗ №94 «О госзакупках» не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды, но устанавливает для них российский национальный режим. | ||
Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран | Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран — членов ВТО, так что вступление России в ВТО даёт возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран. | ||
На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов. | На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов. | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
=== Доступность жилья === | === Доступность жилья === | ||
Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей | Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения. | ||
Согласно федерально целевой программе | Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20% от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет. | ||
При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости | При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения. | ||
Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном | Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего». | ||
Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере [[Ипотека в России|ипотечного кредитования]]. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё. | Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере [[Ипотека в России|ипотечного кредитования]]. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё. | ||
=== Аренда === | === Аренда === | ||
По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья | По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности. | ||
Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё. | Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё. | ||
Долгосрочная аренда привлекает россиян лишь | Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья. | ||
=== См. также === | === См. также === | ||
Строка 92: | Строка 92: | ||
=== Ссылки === | === Ссылки === | ||
* [http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/76/events/4869 Национальный проект «Доступное и комфортное жильё | * [http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/76/events/4869 Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»] | ||
* [http://government.ru/programs/204/about/ Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»] | * [http://government.ru/programs/204/about/ Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»] | ||
* [http://gov.garant.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=12182235&linkType=65537 Федеральная целевая программа | * [http://gov.garant.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=12182235&linkType=65537 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы] | ||
* [http://government.ru/info/11177/ О программе «Жильё для российской семьи»] | * [http://government.ru/info/11177/ О программе «Жильё для российской семьи»] | ||
* [http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610855 Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600] | * [http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610855 Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600] |
Версия от 19:38, 10 июня 2015
Копипаста Статья содержит скопированные с других ресурсов фрагменты текста. Удалите их или тщательно перепишите своими словами. Уровень копипасты можно проверить вот здесь. |
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) составляет 3,5 млрд м², из них 100 млн м² (меньше 3%) — аварийного и ветхого жилья. Стратегическая потребность населения России ещё в 1,5 млрд м².
Годовой ввод жилья — 80 млн м². План к 2020 году — 140 млн м².
По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем чуть меньше 24 м²/чел. (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (0,9 комнат на человека).
Законодательная база
На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:
- приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»;
- государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
- федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы;
- Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Стандарты жилищной обеспеченности
Сегодня в нашей стране муниципальные квартиры, т.е. за государственный счёт, полагаются лишь некоторым категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания. Особая категория граждан, которая может требовать от государства помощи в получении жилья, военнослужащие.
По данным Минрегиона, квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. В эту категорию попадают граждане:
- в имеющейся у них жилплощади (будь то собственной или предоставленной по договору соцнайма) на каждого члена семьи выходит меньше 10 м²;
- существующая квартира давно не отвечает установленным для жилых помещений
требованиям;
- в одной квартире с ними проживает гражданин, страдающий заболеванием, при
котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет;
- квартиры нет вовсе, ни на праве собственности, ни по договору соцнайма.
Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению.
Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время. Длительность ожидания зависит от многих факторов: от того, когда вы встали на учёт нуждающихся в улучшении жилых помещений; от региона и количества очередников в данной местности; от количества лиц, имеющих льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению жилья; от объёма бюджетного финансирования, направленного на решение жилищных вопросов.
Гораздо шире круг претендентов на служебные квартиры. В российском законодательстве предусмотрена возможность обеспечения служебным жильём практически любого сотрудника бюджетной сферы, если на то, конечно, хватит средств у работодателя.
Вместе с тем, некоторые категории граждан в случае отсутствия у них жилья по месту работы или службы, обеспечиваются служебным жилым помещением в обязательном порядке. К таковым относятся депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и других правоохранительных органов, судьи и военнослужащие.
Служебные квартиры обычно не подлежат передаче в собственность. При этом, если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и занимает служебную квартиру, органы власти в целях реализации прав гражданина могут принять решение о передачи ему служебной квартиры в качестве постоянной.
Влияние товарных рынков
Статистический анализ динамики цен на нефть и цен на квартиры в Москве за последние 10 лет показывает, что изменение стоимости барреля нефти на 1 доллар приводит к изменению средней стоимости 1 квадратного метра жилья примерно на 30 долларов.
Цена на нефть и газ влияет на параметры бюджета, инфляцию, бизнес-активность, ипотечную ставку, курсы валют, доходы населения. В конечном счёте, эти факторы воздействуют и на стоимость жилой недвижимости. Особенно это касается Москвы, где самая высокая и одновременно очень чувствительная к макроэкономическим переменам цена жилья, и где высокий сегмент элитного жилья. Однако прямой причинно-следственной связи между краткосрочными тенденциями цен на нефть и стоимостью жилых квадратных метров в регионах нет и ближайшее время не будет.
Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры — зарубежные проектировщики, строители и инвесторы и так довольно свободно чувствуют себя в РФ, и рынок недвижимости уже успел привыкнуть к их присутствию.
В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует «не имеющая мировых аналогов» система саморегулирования строительной отрасли, позволяющая иностранцам комфортно работать в России, в результате чего в стране есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут.
Вызывает беспокойство архитекторов и строителей переход на международные, в частности европейские, технические нормы (еврокоды), хотя вступление в ВТО и гармонизация российских и международных технических норм в области строительства не имеют между собой прямой связи по срокам. Кстати, в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства и только в последнее время появляются документы наднационального характера — еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах.
При этом ФЗ №94 «О госзакупках» не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды, но устанавливает для них российский национальный режим. Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран — членов ВТО, так что вступление России в ВТО даёт возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.
На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов.
Возросшая конкуренция подтолкнёт российских строителей к применению новых материалов и технологий и снижению энергоёмкости всех процессов для того, чтобы успешно конкурировать с иностранцами.
Доступность жилья
Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения. Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20% от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.
При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.
Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего».
Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере ипотечного кредитования. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.
Аренда
По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.
Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.
Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.
См. также
Ссылки
- Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»
- Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
- Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы
- О программе «Жильё для российской семьи»
- Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600
- О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства
- Фонд содействия развитию жилищного строительства
- О мерах по улучшению жилищных условий граждан, имеющих трёх и более детей