Обсуждение:Статья 20 Конвенции ООН против коррупции
Обсуждение коррупции в других странах
Список стран, в которых статья 20 не внедрена в законодательство.
Нидерланды
(а давайте прочтём цитату из МИДа http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey про Нидерланды, и подумаем, да? а потом вынем Нидерланды из этого списка, или как?)
"Если на основании проведенного расследования прокурор делает вывод о наличии оснований предполагать, что доходы были получены лицом в результате совершения преступлений, наказуемых максимальным штрафом или более строгой мерой, прокурор может обратиться в суд с ходатайством о конфискации. Доказательства совершения соответствующих преступлений, а равно того, что обогащение лица является прямым следствием таких преступлений, не требуется. Достаточно продемонстрировать обоснованность соответствующих подозрений (с этой целью, например, приводятся имеющиеся у прокурора доказательства отсутствия связи между законной профессиональной деятельностью лица, другими законными источниками и его доходами). В таком случае бремя доказывания невиновности лица лежит на стороне защиты, которая должна представить доказательства законности методов и источников получения доходов."
- Комментарий цитируемого вами юриста:
- «В Нидерландах состав «незаконное обогащение» или подобный ему по элементам преступления отсутствует среди уголовно наказуемых деяний. Таким образом, в строгом понимании положения данной статьи Конвенции против коррупции здесь не имплементирован».
- Дальше из текста следует, что прокурор должен сначала доказать вину обвиняемого в каком-либо преступлении, и только потом он сможет ходатайствовать о признании доходов обвиняемого незаконными. Без доказательства преступления, на основании одного только наличия доходов, преследовать чиновников в Голландии нельзя.
Бельгия
(а давайте прочтём цитату из МИДа [1] про Бельгию, и подумаем, да? а потом вынем Бельгию из этого списка, или как?)
"в уголовном и налоговом кодексах Бельгии уже прописаны инструменты для противодействия незаконному обогащению, предусматривающие, в том числе, и уголовную ответственность за несоответствие приобретенного имущества официальным, ежегодно декларируемым доходам (статьи 246, 247, 504bis, 504ter Уголовного кодекса и статьи 223, 225, 246, 247 Налогового кодекса). Ознакомиться с указанными статьями бельгийского законодательства можно на Интернет-сайте http://www.droitbelge.be/codes.asp."
- Всё верно. Это как раз и есть российский путь. В Бельгии предусмотрено наказание не за «незаконное обогащение», а за неверную декларацию.
Франция
(а давайте прочтём цитату из МИДа http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey про Францию, и подумаем, да?а потом вынем Францию из этого списка, или как?)
"Сам по себе факт владения имуществом не является уголовно наказуемым преступлением. Поэтому уголовное дело во французской юридической практике возбуждается лишь в том случае, если имеются основания полагать, что активы публичного должностного лица (или частного лица - французское законодательство не делает в данном случае разграничения) получены незаконным путем. В качестве веских оснований могут быть использованы косвенные признаки наличия противоправных действий не только со стороны подозреваемого лица, но и членов его семьи. Речь, в частности, может идти о данных налоговой декларации, очевидных внешних проявлениях (образ жизни), приобретении материальных ценностей, стоимость которых не соответствует доходам, а также операциях с банковским счетами и др."
- Вы же сами цитируете — «Сам по себе факт владения имуществом не является уголовно наказуемым преступлением». Как следует дальше из текста, основанием для преследования являются конкретные преступления: наркоторговля, торговля людьми, сутенёрство и так далее.
Швеция
(а давайте прочтём цитату из МИДа http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey про Швецию, и подумаем, да? а потом таки не вынем Швецию из этого списка, но горько усмехнёмся...)
"следует отметить, что проблема коррупции в Швеции не имеет первостепенного значения - уровень экономических преступлений коррупционного характера очень низок"
- Ваша реплика не имеет никакого отношения к теме статьи.
Статья 290.1
Как выяснилось, законопроект статьи "Незаконное обогащение" все же существует. [2]
- Добавил в статью соответствующий раздел.
Проблемы в законодательстве
Список приведенных законов корректен, но духу конвенции принятые законы совершенно не следуют:
| В 2001 году был принят закон № 115-ФЗ, в соответствии с которым адвокатам, нотариусам, юристам и бухгалтерам вменили в обязанность уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов. |
- Проблема в том, что по этому закону практически нет реальных уведомлений. Ни один адвокат, нотариус, бухгалтер или аудитор не может доказать, что для покупки квартиры чиновник использовал деньги, полученные в качестве взятки.
| 25 декабря 2008 года был принят закон № 273-ФЗ «о противодействии коррупции». В статье 8 этого закона государственным и муниципальным служащим вменялось в обязанность представлять сведения о своих доходах и об имуществе. |
- Проблема в том, что даже при явном расхождении доходов и имущества, которым владеет чиновник, в законе не предусмотрен механизм получения объяснений об этой разнице.
| 21 ноября 2011 года был принят закон № 329-ФЗ, который распространил антикоррупционные требования на все государственные и муниципальные должности, а также обязал банки предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников. |
- Проблема в том, что как и в законе от 2008 года, чиновник может купить за наличные средства шикарную квартиру без всяких объяснений разницы между доходами за последние годы и наличием свободных средств на покупку квартиры.
| Закон о № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года ввёл суровый контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью. Интересно, что именно этот антикоррупционный закон вызывал особенно яростную критику как со стороны прозападной несистемной оппозиции, так и со стороны политиков из США. |
Проблема в том, что деньги из-за рубежа получали неправительственные организации, а не чиновники, поэтому этот закон к коррупции вообще имеет мало отношения.
| В декабре 2012 года приняли закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Этот закон обязал чиновников подавать декларации о своём имуществе и доходах, причём как на себя, так и на своих ближайших родственников. |
Проблема в том, что этот закон лишь расширил перечень лиц, от которых требуется подача декларации, но не решил ни одну из проблем, перечисленных выше.
| В качестве продолжения той же линии 07 мая 2013 года был принят закон № 102-ФЗ, который запретил депутатам Госдумы иметь недвижимость или банковские счета за рубежом. |
Единственный закон, хоть как-то осложняющий отмывание незаконно полученных денежных средств (по крайней мере, осложняющий депутатам Госдумы), работоспособность его можно будет проверить после следующей декларационной кампании.
| После принятия всех этих законов наше законодательство не только полностью соответствует духу Конвенции ООН против коррупции, но и позволяет нам указывать многим другим европейским странам на недостаточную проработанность их антикоррупционных законов. |
Проблема в том, что все указанные законы никак не мешают коррупции, поэтому вряд ли могут быть признаны соответствующими духу Конвенции.
- Я вижу здесь противоречие. Выше ты указываешь способы, которыми чиновник может попытаться обойти эти законы. Делаешь из этого вывод, что при желании лазейку для коррупции найти можно. И потом делаешь заключение: раз лазейку найти можно, следовательно, законы не работают. Но ведь лазейку можно найти всегда. Например, можно довольно безопасно нарушать скоростной режим, если хорошо знать местность и иметь антирадар. Значит ли этого, что ограничения по скорости «никак не мешают» нарушителям? Задача законов — максимально осложнить жизнь коррупционерам, а не искоренить коррупцию полностью. Искоренить коррупцию полностью невозможно, мы живём в реальном мире.
- Вышеприведенное совсем не про это. По духу конвенции - законы должны усложнять жизнь коррупционерам. Приведенные законы жизнь чиновникам не усложняют совсем. Ни один из перечисленных законов не отвечает на главный вопрос: "Как заставить чиновника объяснить разницу между низкими доходами и высокими расходами?" Поэтому я предлагаю именно такую фразу и добавить после списка законов и убрать "соответствует духу Конвенции" - не соответствует потому что.
- Ну как же не усложняют? Полагаете, все усилия несистемной оппозиции по чёрному пиару крупной собственности наших чиновников — это пшик? Эти усилия ровно никак не усложняют чиновникам жизнь?
- Все эти усилия портят чиновникам карму среди очень небольшого процента населения, но никак не приводят к судебным делам. И при чем тут законы и "усилия несистемной оппозиции"? Мы же про вышеприведенные законы: еще раз - как они осложняют чиновникам возможность купить недвижимость на полученные взятки?
- Сильно осложняют. Надо будет недвижимость показать — а это вызовет неприятные вопросы и пиар-кампанию против них в СМИ. Кроме того, Пехтин, например, ушёл после скандала. Это, полагаете, никак не осложнило ему жизнь?
- Он осужден? Хотя бы дело возбудили? Нет, ушел добровольно, точно так же вернется. Еще раз - при чем тут Пехтин и вышеприведенные законы? Он не из-за законов ушел, а из-за "усилий несистемной оппозиции", законы ему никак не мешают иметь недвижимость на сумму, превосходящую все его доходы. Я настаиваю, что все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции.
- На основании какого конкретно закона должно было быть возбуждено уголовное дело?
- Именно об этом я и талдычу вот уже месяц в этом обсуждении - в России нет закона, который бы мешал жуликам купить недвижимость на полученные взятки. Именно это я и пытался добавить в статью на этом ресурсе. А ты упорно уводишь разговор в сторону Пехтина и прочих частностей. Еще раз: все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции, поскольку не осложняют жизнь вороватым чиновникам
- Ты ставишь знак равенства между «чиновников не сажают в тюрьму за покупку недвижимости за рубежом» и «законы не работают». Это передёргивание.
- А ты считаешь, что законы должны работать для всех, кроме чиновников? Если законы не работают против ворующих чиновников, то это не соответствует духу Конвенции, т.е. в статье - вранье.
- Ты ставишь знак равенства между «чиновников не сажают в тюрьму за покупку недвижимости за рубежом» и «законы не работают». Это передёргивание.
- Именно об этом я и талдычу вот уже месяц в этом обсуждении - в России нет закона, который бы мешал жуликам купить недвижимость на полученные взятки. Именно это я и пытался добавить в статью на этом ресурсе. А ты упорно уводишь разговор в сторону Пехтина и прочих частностей. Еще раз: все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции, поскольку не осложняют жизнь вороватым чиновникам
- На основании какого конкретно закона должно было быть возбуждено уголовное дело?
- Он осужден? Хотя бы дело возбудили? Нет, ушел добровольно, точно так же вернется. Еще раз - при чем тут Пехтин и вышеприведенные законы? Он не из-за законов ушел, а из-за "усилий несистемной оппозиции", законы ему никак не мешают иметь недвижимость на сумму, превосходящую все его доходы. Я настаиваю, что все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции.
- Сильно осложняют. Надо будет недвижимость показать — а это вызовет неприятные вопросы и пиар-кампанию против них в СМИ. Кроме того, Пехтин, например, ушёл после скандала. Это, полагаете, никак не осложнило ему жизнь?
- Все эти усилия портят чиновникам карму среди очень небольшого процента населения, но никак не приводят к судебным делам. И при чем тут законы и "усилия несистемной оппозиции"? Мы же про вышеприведенные законы: еще раз - как они осложняют чиновникам возможность купить недвижимость на полученные взятки?
- Ну как же не усложняют? Полагаете, все усилия несистемной оппозиции по чёрному пиару крупной собственности наших чиновников — это пшик? Эти усилия ровно никак не усложняют чиновникам жизнь?
- Вышеприведенное совсем не про это. По духу конвенции - законы должны усложнять жизнь коррупционерам. Приведенные законы жизнь чиновникам не усложняют совсем. Ни один из перечисленных законов не отвечает на главный вопрос: "Как заставить чиновника объяснить разницу между низкими доходами и высокими расходами?" Поэтому я предлагаю именно такую фразу и добавить после списка законов и убрать "соответствует духу Конвенции" - не соответствует потому что.