Доступ России к Мировому океану
Мировой Океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.
Какие моря омывают Россию?
Море | Карта | Океан | Район российской акватории |
---|---|---|---|
Азовское | Файл:Azov Sea.jpg | Атлантический | Причерноморье |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцово | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое море | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Арктика
Краткая история освоения:
- XI-XIII вв. — освоение земель Европейского Севера выходцами из Северо-Западной и Северо-Восточной Руси и присоединение их к Новгородскому княжеству[1]. Начало истории поморского мореплавания
- 1478 г. — завоевание Новгорода Иваном III Великим, присоединение к московскому княжеству большой части владений республики (Новгород Великий, Старая Русса, Холм, Олонец, Великие Луки, Ладога, Карелия, Кола, Подвинье, Заволочье и др.)
- 1483-1499 гг. — присоединение Вятской[2] и Югорской[3] земель
- 1584 г. — основание Архангельска
- Рубеж XVI/XVII вв. — основание Березова, Мангазеи и ряда других городов на севере Урала
- XVII-XIX вв. — исследование и освоение северного побережья Сибири
- 1911-1914 гг. — исследование и присоединение к России острова Врангеля, архипелагов Северная Земля и Земля Франца-Иосифа
- 1916 г. — основание Мурманска
- 1930-е гг. — основание большинства морских портов северного побережья Сибири (Игарка, Нарьян-Мар, Тикси и т.д.)
Субъекты РФ на побережье Арктики
Арктическая акватория РФ обладает самой протяженной береговой линией, из-за чего на нее выходит наибольшее количество как субъектов РФ (8), так и федеральных округ (4).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[4] |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Все эти регионы обладают крайне низкой степенью заселенности[5] и не случайно обладают самыми низкими в России показателями плотности населения[2].
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона: </ref>
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область |
Север Западной Сибири | 0,95 | Красноярский край |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия |
Всего | 1,255 |
Столь малая заселенность обусловлена, прежде всего, крайне неблагоприятными условиями климата, а также массовым исходом населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг., последствия которой лишь частично компенсированы нынешней трудовой миграцией населения России.
Контроль над акваторией.
Крупные порты[6] России в Арктике представлены лишь Архангельском и Мурманском.
Преимущества. Россия обладает непосредственным доступом в Северный Ледовитый Океан, который затруднительно блокировать враждебным России государствам. Регион представляет интерес и с экономической точки зрения — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, существует потенциал развития Северного Морского Пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли.
Недостатки. Главная проблема - наличие крупных портов лишь на Европейском Севере и отсутствие таковых на северном побережье Сибири и Дальнего Востока, то есть на протяжении большой части арктической береговой линии России.
Другой проблемой является проблема большой удаленности друг от друга и отсутствия коротких путей сообщения сухопутного типа (авто- и ж/д дороги) между собой, которая актуальна даже для крупных портов, не говоря уже о малых.
Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселенности, а с другой, является насущной задачей ввиду геополитической конкуренции за обладание территорией и ресурсами Арктики.
Балтика
Краткая история освоения:
- VIII вв. — первые славянские поселенцы на территории Ленинградской области, основание Старой Ладоги
- 861-1617 гг. — территорией Ленинградской области владели Киевская Русь, Новгородское княжество, Московское княжество и наконец Россия
- 1617 гг. — Столбовский мир, по которому Россия лишалась владений на Балтике
- 1703-1710 гг. — присоединение побережья Прибалтики от Выборга до Риги в результате Северной Войны. В 1721 году Швеция подписала мирный договор, где признавала приобретения России
- 1741-1743, 1788-1790 гг. — русско-шведские войны, в которых Швеция неудачно пыталась пересмотреть итоги Северной Войны, а Россия не получила существенных территориальных приобретений
- 1795 г. — присоединение Курляндии[7] в результате 3-его раздела Польши
- 1808-1809 гг. — русско-шведская война, в результате которой Россия получила Финляндию и Аландские острова
- 1917-1918 гг. — потеря Прибалтики и Финляндии вследствие революций, гражданской войны и т.д.
- 1939-1940 гг. — присоединение Карельского перешейка и Прибалтики к СССР
- 1941-1945 гг. — оккупация прибалтийских территорий СССР войсками Германии и Финляндии
- Январь-апрель 1945 гг. — Восточно-Прусская операция совестких войск, присоединение Мемеля[8] и Кёнигсберга[9]
- 1991 г. — провозглашение республиками Прибалтики независимости, Развал СССР
Субъекты РФ на побережье Арктики
Из всех акваторий России балтийская является самой малой по размерам и протяженности береговой линии, из-за чего на нее выходит наименьшее количество как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[4] |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
В отличие от Арктики, Балтика обладает хорошей заселенностью и благоприятным климатом. Средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. В расчет не берется СПб, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс км2, которая занимается малую часть побережья Балтики.
Контроль над акваторией.
На Балтике Россия имеет 5 крупных портов:
- Высоцк
- Калининград
- Приморск
- Санкт-Петербург
- Усть-Луга
Преимущества. Главное преимущество — наличие быстроразвивающихся портов в условиях приоритета Балтики в направлении морской торговли России. Быстрое развитие обусловлено уже упомянутыми заселенностью и климатом, а также экономическим влиянием СПб как города-миллионера и второй столицы РФ.
Недостатки. Россия контролирует лишь малую часть побережья, остальное находится над контролем государств, участвующих в экономической войне против РФ — страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Германия и страны Скандинавии.
1) Большую часть Финского залива контролирует Финляндия и Эстония, что позволит без труда сковать силы балтийского флота РФ в восточной части залива.
2) Основные выходы из Прибалтики контролируют Германия (Кильский канал) и страны Скандинавия (водное пространство между Скандинавским полуостровом и полуостровом Ютландия).
3) Калиниград — единственный балтийский крупный порт России за пределами Финского залива. Будучи полуанклавом[10] лишен беспрепятственной сухопустной связи с остальной Россией.
Остальные регионы
Регион | Федеральные округа | Крупные порты | Заселенность | Контроль над морем | Доступ в Мировой Океан |
---|---|---|---|---|---|
Причерноморье | Южный[11] | Евпатория[12], Кавказ, Керчь[12], Новороссийск, Севастополь[12], Феодосия[12] | Хорошая заселенность, особенно на Черноморском побережье и Крыму. | Как и на Балтике, Россия контролирует меньшую часть побережья, но при этом после присоединения Крыма ИЭЗ России в Черном море расширилась почти до 40% территории моря. Крымские порты находятся практически рядом с Новороссийском, но при этом пока что лишены прямой связи с транспортными системами материка. |
Имеется, но выход контролируется многими странами — Турцией и Грецией (доступ в Эгейское и Средиземное море), Испанией и Великобританией (доступ в Атлантику), Египтом (доступ в Индийский Океан). |
Каспий | Северо-Кавказский, Южный | Астрахань, Махачкала | Ввиду засушливого климата побережье Каспия заселено чуть хуже, чем Причерноморье. | Контролируется меньшая часть побережья и территории моря | Отсутствует, так как Каспий является морем-озером |
Дальний Восток | Дальневосточный | Ванино, Восточный[13], Владивосток, Находка, Петропавлоск-Камчатский, Пригородное | Дальний Восток по большой части заселен не намного лучше Севера. | Контролируется малая часть побережья и ОЭЗ, при этом крупные порты сильно удалены друг от друга. | Петропавловск-Камчатский расположен непосредственно на Тихом Океане, но Камчатка слишком слабо связана с материком. Владивосток расположен на Японском море, выход из которого по большой части контролирует Япония. |
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ С 1136 года Новгородская Республика
- ↑ Кировская область, Республика Удмуртия
- ↑ Республика Коми
- ↑ 4,0 4,1 Берется общая плотность населения субъекта РФ
- ↑ В данной статье степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе регион заселенность является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз - хорошей.
- ↑ В данной статье под крупным портом будет пониматься порт, чей грузоборот превышает 10 млн тонн (по данным 2015 года), а также порт с большим географическим преимуществом и историческим значением (исторический порт)
- ↑ Западная часть современной Латвии
- ↑ Ныне Клайпеда
- ↑ Ныне Калиниград
- ↑ Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т.д.
- ↑ До 28 июля 2016 года также и Крымский[1]
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 С 2014 года
- ↑ Вместе с Козьмино