Доступ России к Мировому океану
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Мировой Океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.
Территорию России омывают 13 морей, 12 относятся к трем океанам — Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый, а Каспий является замкнутым водоемом, не связанным с Мировым Океаном. Главная проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый Океан[1] с его малыми транспортными потоками, а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредственным через моря, омывающие Россию, выход из которых контролируется далеко не дружественными России государствами.
Какие моря омывают Россию?
Море | Океан | Район акватории РФ | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцово | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое море | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Методологические пояснения
- Берется общая плотность населения субъекта РФ, выходящего к морю
- Данные по грузообороту крупных портов используются за 2015 год[2][3].
- Под крупным портов понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным географическим положением и историческим значением.
- Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе регион заселенность является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз - относительно хорошей.
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
На арктический район акватории РФ выходит наиболее число субъектов и федеральных округов России — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень заселенности — по показателям плотности населения перечисленные субъекты занимают последние места[4].
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | Красноярский край Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия Чукотский автономный округ |
Итого средний показатель — 1,255 чел./км2, степень заселенности крайне низкая. Такая заселенность — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массовым исходом населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг., последствия которой были частично компенсированы созданием рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ в данный районы.
Насколько Россия контролирует Арктику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Главная проблема — наличие крупных портов лишь на Европейской Севере и севере Сибири, то есть на меньшей части арктического побережья. К тому же порты сильно удалены друг от друга и лишены коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги). Последние две проблемы актуальны и для малых портов.
Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселенности, а с другой, является насущной задачей ввиду геополитической конкуренции за обладание территорией и ресурсами Арктики.
С другой стороны, Арктика является единственным районом акватории, где Россия имеет непосредственный доступ к Океану, поэтому в Северном Ледовитом океане почти отсутствуют возможности блокировать морскую активность России — почти, потому что вариант с блокадой Берингова пролива Соединенными Штатами существует, хоть и маловероятен. Другим главным преимуществом Арктики является ее экономический потенциал — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, есть приличные перспективы развития Северного Морского Пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли.
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Из всех акваторий России балтийская является самой малой по размерам и протяженности береговой линии, из-за чего на нее выходит наименьшее количество как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
В отличие от Арктики, Балтика обладает хорошей заселенностью и благоприятными климатическими условиями. Средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. В расчет не берется СПб, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс км2, которая занимается малую часть побережья Балтики.
Контроль над акваторией.
На Балтике Россия имеет 5 крупных портов:
- Высоцк
- Калининград
- Приморск
- Санкт-Петербург
- Усть-Луга
Преимущества. Главное преимущество — наличие быстроразвивающихся портов в условиях приоритета Балтики в направлении морской торговли России. Быстрое развитие обусловлено уже упомянутыми заселенностью и климатом, а также экономическим влиянием СПб как города-миллионера и второй столицы РФ.
Недостатки. Россия контролирует малую часть акватории Балтики, остальная часть контролируется недружественными России странами, входящих в ЕС и НАТО, а именно: страны Прибалтики, Финляндия, Польша, Германия и страны Скандинавии.
1) Большую часть Финского залива контролирует Финляндия и Эстония, что позволит без труда сковать силы балтийского флота РФ в восточной части залива, а также создать проблемы связи по морю с Калининградом.
2) Основные выходы из Прибалтики контролируют Германия (Кильский канал) и страны Скандинавия (водное пространство между Скандинавским полуостровом и полуостровом Ютландия).
3) Калиниград — единственный балтийский крупный порт России за пределами Финского залива. Будучи полуанклавом[2] лишен беспрепятственной сухопутной связи с остальной Россией.
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Черного и Азовского морей
На побережье Черного и Азовского морей выходит 4 субъекта РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
В плане заселенности Причерноморье обладает более благоприятными условиями, что видно по средней плотности населения в 62,7 чел/км2, что почти в 1,5 раза выше балтийского показателя. Также как и на Балтике в расчет не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.
Контроль над акваторией.
В Причерноморье Россия обладает 10 крупными портами:
- Евпатория[3]
- Кавказ
- Керчь[3]
- Новороссийск
- Севастополь[3]
- Ростов-на-Дону
- Тамань
- Туапсе
- Феодосия[3]
- Ялта[3]
Преимущества. Главное преимущество — Россия контролирует значительную часть (40%) черноморской акватории вследствие Крымской Весны. Как и Калиниградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала буде полезно как для самого Крыма, так и для России. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.
Недостатки. Главная проблема — отдаленность от Атлантического и Индийского океанов. Доступ в Эгейское и Средиземное море контролируется Турцией и Грецией, в Атлантический океан Испанией и Великобританией, а в Индийский океан — Египтом и Йеменом.
Другой проблемой является экономическая зависимость от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения (Мост через Керченский пролив) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придется решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания сецессии Крыма странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.
В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Черным морем не получится.
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом каспийского побережья, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Контроль над акваторией.
Как и в Арктике, на Каспии Россия обладает лишь 2 крупными портами — Астраханью и Махачкалой, которые удалены друг от друга намного меньше Мурманска и Архангельска и обладают относительно быстрым сухопутным сообщением.
Преимущества. Главное преимущество — на Каспий не выходят враждебные России государства. Казахстан является членом ЕАЭС и самой дружественной России страной в регионе, Иран потенциальным союзником, а Азербайджан и Туркменистан нейтрально-дружественными странами. Тем не менее, это не дает повод для ослабления или даже упразднения Каспийского Флота, так как Каспий до сих пор является вратами для России в Закавказье, Среднюю Азию и Иран.
Недостатки. У России есть существенные трудности по привлечению Туркмении и Азербайджана в Евразийский Союз ввиду слабости их пророссийской ориентации и нежелания США терять влияние на мусульманский мир в данном регионе.
Также существует проблема освоения берегов Каспия, климат которых не является таким же благоприятным как на черноморском побережье.
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения[1] |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2. То есть заселенность лучше, чем на побережье Арктики, что во многом объясняется более благоприятными климатическим условиями, особенно в Приморье.
Контроль над акваторией.
На Дальнем Востоке Россия обладает крупными портами:
- Ванино
- Восточный[4]
- Владивосток
- Находка
- Петропавлоск-Камчатский
- Пригородное
Преимущества.
Недостатки.
Главная проблема — порты в Приморье и Сахалине слабо связаны с портами на северо-востоке России, прежде всего, из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры.
Порты в Приморье и чуть в меньшей степени имеют более менее прочные связи с транспортной сетью России, но стоят на морях, которые контролируются недружественными России Японией и Южной Кореей. Данную проблему усугубляет курильский вопрос, который является камнем преткновения развитию российско-японского экономического сотрудничества.
Порты на северо-востоке России мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами в Приморье и Сахалина, но и с Арктикой ввиду позиций США на Аляске, которая отделена от России узким Беринговым проливом.
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года