Миф: 40% самолетов в мире были советскими
Среди сторонников СССР существует миф о том, что якобы 40% мирового парка самолетов были советскими. В реальности, конечно же все было не так.
О каких самолетах идет речь?
Сторонники этого мифа не уточняют, о каких самолетах идет речь. Но ведь они бывают военными и гражданскими, реактивными и винтовыми, большими и маленькими. Поэтому для анализа стоит собрать самолеты в следующие группы (в скобках указаны выпускавшиеся в СССР типы). Здесь будут только послевоенные машины:
- Пассажирские реактивные магистральные (Ту-104, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Як-42)
- Пассажирские региональные (Ту-124, Як-40, Ан-74)
- Пассажирские турбовинтовые (Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ан-24, пассажирские модификации Ан-26, Ан-28)
- Самолеты авиации общего назначения (Ан-2, Ил-12, Ил-14, Як-12)
- Истребители и истребители-бомбардировщики (Миг-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-27)
- Штурмовики (Су-7, Су-25)
- Фронтовые бомбардировщики (Ил-28, Як-28, Су-24)
- Дальние бомбардировщики (Ту-4, М-4, 3М, Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-160)
- Военно-транспортные (Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-72, Ан-124, Ил-76)
Сравнения по каждой группе следует вести отдельно, потому что например, бессмысленно сравнивать по единицам, к примеру Ан-2 и Боинг-747 или Су-27 и DC-9.
Высший класс: пассажирские реактивные магистральные
Всего в СССР было построено: 204 Ту-104, 854 Ту-134, 917 Ту-154 (всего их построено больше, производство велось до 2013 г.), 289 Ил-62, 88 Ил-86 (всего их построено 102) и 178 Як-42. Итого 2530 машин.
Казалось бы — огромная цифра. Но, это всего лишь чуть больше, чем по состоянию на 1991 год было выпущено самолетов только одной модели Boeing-737 в разных модификациях: 1114 — Original (модификации 100 и 200) и 1055 — Classic (модификации 300, 400 и 500), что в сумме составляет 2169 машин. Но ведь Боинг-737 был не единственным «капиталлистическим» самолетом. Подсчитать все реактивные лайнеры сложно, но давайте посчитаем хотя бы самые популярные:
- Легендарный Boeing-747 (аналогов которого в СССР не было даже в проекте) — до 1991 года их было построено около 400 единиц;
- Boeing-707 — 865 машин;
- Boeing-727 — 1832 машины;
- Boeing-757 — около 300 машин;
- Boeing-767 — около 100 машин;
- Douglas DC-8 — 556 машин;
- Douglas DC-9 — 976 машин;
- Douglas DC-10 — 446 машин
- Lockheed L-1011 — 250 машин.
Таким образом, только в США было построено почти 7900 магистральных пассажирских самолетов. Даже если допустить, что других самолетов в небе не было, доля советских машин будет 2530/(2530+7900)*100 %=24 %. Как видим, если сравнивать по реактивным пассажирским машинам, то тут откровенная ложь. Прибавим сюда «англичан»: 114 «Комет» (да, это будет честно, так как советские Ту-104 тоже включены в расчет), 117 «Трайдентов», 54 VC-10 итого 285 машин, «французов» — 282 «Каравеллы», почти 300 Airbus A300, около сотни А310 и еще около сотни будущего бестселлера A320 и доля советских машин падает до 22%. Не мало, конечно же. Но здесь важно не только счетное количество бортов, но и суммарное число пассажирских мест и соотношение тут будет совсем не в пользу СССР.