Духовные скрепы
|
Духовные скрепы или просто скрепы — распространённое обозначение духовных оснований, объединяющих общество современной России. Выражение является интернет-мемом и достаточно широко употребляется в публичной риторике. Для либералов этот мем является поводом для иронии и насмешки. Патриоты относятся к духовным скрепам всерьёз.
Возникновение мема
Словосочетание «духовные скрепы» встречалось в русской публицистике и ранее, но широкую известность приобрело благодаря обращению президента России Владимира Путина к Федеральному собранию России от 12 декабря 2012 года.
«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», — сказал российский лидер. По его словам, под этим подразумевается «дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», то есть таких явлений, как милосердие, сострадание, сочувствие. [1] |
После этого о духовных скрепах заговорили как в патриотическом лагере, так и в лагере прозападных либералов и прочих оппозиционеров.
Что же такое скрепы?
Точка зрения Путина
Путин в своей речи говорил о духовных скрепах в первую очередь как о характеристиках духовного состояния народа, «нравственных ориентирах», «духовно-нравственной основе общества». Для возрождения этих основ Путин предложил следующее:
«...связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».[1] |
«Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство — изначально так было, — государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом».[1] |
Вместе с тем, по словам Путина надо ценить этническое и культурное многообразие народа России:
«В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила». [1] |
Критика скреп
Такая постановка вопроса, несмотря на всю её очевидность и безальтернативность, вызвала ожидаемую критику со стороны интернет-троллей и оппозиционеров либерального толка: духовно-нравственные основы подверглись насмешкам как вещь нематериальная, примирение идеологически разнящихся периодов российской истории (например, царского и советского) идеологизированные критики посчитали невозможным, а националистам разных мастей не понравились тезисы о единстве и многообразии российского народа.
Особым нападкам подверглась Русская Православная Церковь, о которой Путин вроде бы и не говорил, но которая считает своей главной задачей именно духовные вопросы. Досталось также и другим традиционным религиям России, немало критики прозвучало в сторону памяти о Великой Отечественной Войне и так далее.
Список скреп
См. также: Русский характер и Достижения России
Кроме указанной выше цивилизационной и многоэтничной специфики России, в целом ситуация с духовными основами общества в России в общем понимании мало отличается от ситуации в других государствах: скрепы нужны любой стране, кроме, разве что, полностью зависимых от внешнего управления. Ранее же независимое, но внутренне разделённое государство быстро перестанет существовать в результате внутреннего разброда и/или внешнего давления, либо будет подчинено внешним силам.
Таким образом, можно сформировать следующий список основных типов скреп:
- Нравственные основы — ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях.
- Положительные черты национального характера.
- Историческая память — основные победы и трагедии в истории страны.
- Достижения страны — как в прошлом, так и в настоящем.
- Общие традиции.
- Язык и культура.
Региональная и историческая специфика
От региона к региону или среди различных народностей России связующие основы общества могут несколько отличаться и/или дополняться скрепами «местного уровня» — региональными диалектами и языками, традициями и культурой. И это совершенно естественная и правильная ситуация — в норме это лишь крепче связывает локальные сообщества, не нарушая при этом общего единства: таким образом, система в целом становится более крепкой, но одновременно гибкой и разнообразной. Какие-то региональные скрепы со временем могут приобрести общенациональный характер или существенно повлиять на существующие общие ценности.
Что же происходит, когда часть единого народа пытаются оторвать от целого, мы видим на примере Украины, которая оказалась ограблена не только экономически, но и духовно: значительная часть исторической памяти о реальных победах и достижениях была подменена мифами или отодвинута на второй план, примерно то же самое произошло и с нравственными ценностями (в том виде, как это всё происходит в украинской публичной политике и транслируется в СМИ).
Впрочем, сходные процессы можно было наблюдать и в России в целом после двух революций 1917 года и гражданской войны — вековые духовные скрепы общества были разорваны или повреждены, произошёл разрыв исторической традиции (хотя, разумеется, не абсолютный). Очень скоро советскому правительству пришлось подлатать часть старых скреп (например, вернуть преподавание истории страны вместо краткого курса истории партии, вернуть публичное почитание дореволюционных русских полководцев, изобретателей и т. д.). Однако старые скрепы были восстановлены не в полной мере, а новые, коммунистические, оказались не слишком прочными и долгосрочными, что стало одной из важнейших причин развала СССР. Тем не менее, советский период дал современной России такие объединяющие вещи, как память о Победе, гордость за успехи в космосе и многое другое.
Скрепы и либеральная демагогия
См. также: Либеральная демагогия
Несистемная оппозиция не любит слово «скрепы» и старается придать ему сугубо негативный или иронический окрас. Собственно, слово «скрепы» стало одним из символов той косной и отсталой России, против которой борются «продвинутые» представители креативного класса. Дескать, посмотрите какое слово-то смешное, «скрепы». Чего только не придумают власти для оболванивания зомби…
Но давайте заменим это слово на более прозаичное «крепёж». Представим себе, например, автомобиль, в котором половина болтов и гаек вывернута, а другая половина проржавела и уже шатается в гнёздах. В некоторых местах кузов перевязан скотчем и синей изолентой, в других местах громыхающая жесть не держится ни на чём и свободно шатается туда-сюда.
Риторический вопрос — сумеет ли этот автомобиль преодолеть раллийную трассу, прыгая по кочкам и буксуя в тягучей грязи? Очевидно, нет, не сумеет. Развалится на составные части.
Вероятно, когда самый что ни на есть убеждённый либерал садится за руль, он хочет быть уверенным, что каждая гайка на каждом колесе его автомобиля накрепко затянута и прочно держится на своём месте. Против такого рода «скреп» либералы ничего не имеют.
Откуда же идёт нелюбовь к скрепам государственным? Ведь представляется совершенно очевидным, что страна, в которой каждый действует сам по себе, не имеет шансов пережить сколько-нибудь серьёзную бурю?
Аргументы либералов не выдерживают обычно никакой критики. Нельзя же считать аргументом песню Высоцкого про «одного, который не стрелял». В конце концов, уголовный мир тоже кишит презирающими общество бунтарями, но либералы ведь не считают уголовников своими кумирами.
Причины нелюбви к скрепам
Причины негативного отношения креативно-либеральной общественности к духовным скрепам можно примерно сформулировать следующим образом, хотя в каждом отдельном случае ситуация довольно индивидуальна.
1. Скрепы выгодны для государства, но не так чтобы выгодны для каждого отдельного гражданина. Если все стоят на дороге в пробке, а один креативно мыслящий водитель объезжает пробку по обочине, очевидно, он экономит немало времени от того, что действует не так как все.
Конечно, если «самых умных» станет слишком много, никакой экономии времени уже не будет: на дорогах воцарится хаос и страдать будут уже все.
Однако либеральные мифы обычно так далеко в завтрашний день не смотрят: предполагается, что если каждый будет «грести под себя и гадить на других», то невидимая рука рынка как-нибудь сама расставит всё максимально выгодным для общества образом.
2. Скрепы усиливают государство, а многие либералы считают Государство Российское своим врагом. Процитируем Юлию Латынину:
И вот это представление о государстве как об абсолютном зле, которое свойственно значительной части российской либеральной публики, оно восходит к советскому представлению о тоталитарном государстве: государство есть зло. Либеральный цитатник |
С точки зрения прозападного либерала любое усиление России — это зло. Им кажется, что всем будет гораздо лучше, если Россия будет слабой и плюшевой, если у мишки вырвут когти с зубами и посадят его на цепь.
3. Скрепы вступают в принципиальное противоречие с западной идеологией толерантности, согласно которой мы все разные. Согласно этой идеологии общество является не сложным живым организмом типа муравейника, а эдакой однородной кашей из уникальных личностей, каждая из которых сама выбирает себе направление движения.
Если мы посмотрим на упрямые цифры, мы увидим, что в странах, в которых регулярно проводят гей-парады, средние зарплаты выше, нежели в странах, в которых государство не поощряет гомосексуализм, а в странах, в которых государство проявляет сильную гомофобию, уровень жизни зачастую совсем низок.
Из этого некоторые политологи делают достаточно спорный вывод, согласно которому гей-парады и прочие проявления «свободы» ведут к процветанию. Хотя более вероятно, что в странах ставших процветающими ранее (Нидерланды, Франция), часть населения просто имеет возможность не работать (или работать очень мало) и «бесится с жиру» таким вот экстравагантным образом. Время покажет, какая из гипотез лучше описывает реальность.
4. Наконец, не нравятся прозападным либералам и сами наши скрепы — главными из которых являются Православие, Победа и Гагарин. Почему не нравятся — вопрос отдельный, главное, что по каждой из трёх этих скреп ежемесячно в сети появляется масса сочащихся недовольством материалов.
Замечание: с критикой православия как идеологии выступают, на самом деле, не только «либералы» и ЛГБТ-активисты, но и авторитетные ученые и общественные деятели.
Выводы
Российское общество — уже достаточно рыхлое в восьмидесятые годы, за девяностые годы деградировало чуть ли не до состояния опилок.
В 2000-е и 2010-е ситуация постепенно меняется к лучшему. Благодаря Олимпиаде в Сочи и воссоединению с Крымом, жители России снова вспомнили, что они русские, и начали сознавать себя не отдельными Васями Пупкиными, у которых родина там, где задница в тепле, а частицами чего-то большего.
И это правильно не только с сугубо «колбасной» точки зрения — согласно которой быть гражданином сильного государства банально выгоднее — но и с моральной. В конце концов, невозможно себе представить, чтобы тот же полёт Гагарина мог быть подготовлен не тяжёлой согласованной работой сотен тысяч «ватников», а исключительно силами расслабляющихся на тёплых побережьях креативных фрилансеров.
Поэтому духовные скрепы — это вещи реальные и крайне важные для существования и успешного развития страны, и неудивительно, что они подвергаются и будут подвергаться нападкам и высмеиванию со стороны тех, кто в усилении российского государства либо не заинтересован, либо, в силу самопоглощения либеральными мифами, иррационально боится этого.
См. также
Ссылки
- Духовные скрепы — статья в Викиреальности
Примечания