Инкубатор:Авторские права в России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

В этой статье поговорим об имущественных авторских правах по отношению к России.

Тема очень щекотливая, ведь правообладатели зачастую действуют вразрез с народными интересами, а иногда — похожи на вымогателей 1990-х. С другой стороне, и народ зачастую привык к «халяве» 1990-х и не покупает даже те книги и программы, что ему по карману.

В этой статье не будет…

  • Свободы фотографирования. Не авторские права качают охранники, а постановления директора (явно незаконные) или заявления, что объект секретный или выкладка товара — «коммерческая тайна».
  • Спекуляции, что могут заблокировать, а что нет. Мы не нострадамусы, да и это во многом сложные технические вопросы. А Госдума, к сожалению, любит идти напролом, даже если страдают много невинных.

Основные понятия

Интеллектуальная собственность
Общее понятие, объединяющее малосвязанные нематериальные объекты владения: авторские права, товарные знаки, наименования мест происхождения, патенты, промышленные образцы, коммерческую тайну.
Авторские права
Права и обязанности, связанные с созданием, использованием и публикацией произведений литературы, науки и искусства, программ для ЭВМ и баз данных. Делятся на имущественные и неимущественные авторские права. Имущественные, в свою очередь, делятся на исключительное право и лицензионные договоры (лицензии). Имущественные права не привязаны к праву владения на тот или иной носитель информации.
Неимущественные авторские права
Права, которые связаны с признанием человека как автора. Они принадлежат конкретным физическим лицам, непередаваемы и вечны; оспорить их в суде может любой заинтересованный. К ним в России относятся: право признаваться автором, право выбирать имя, под которым публиковать, право на неприкосновенность от изменения/сокращения/искажения, право на обнародование и право на отзыв.
Плагиат
Наиболее известное нарушение неимущественных авторских прав. А именно — права называться автором.
Исключительное авторское право (также copyright, ©)
Автору даётся право использовать произведение любым законным путём. Он это право может передавать любому физическому или юридическому лицу, безвозмездно или за плату, постоянно или на время, а также отдавать по наследству. Со временем (70 лет с момента смерти автора) пропадает.
Правообладатель
Владелец исключительного права на произведение.
Лицензионный договор (лицензия)
Договор с правообладателем, позволяющий использовать произведение в определённых целях. Лицензия может быть и публичной офертой, автоматически срабатывающей, как только начинается пользование.
Свободное пользование (Россия), добросовестное пользование (США)
Предусмотренные законодательством способы пользования произведением, когда считается, что имущественные права не нарушены. В России: личное пользование; пользование в информационных, научных и культурных целях; публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения; воспроизведение в целях правоприменения; запись организацией эфирного вещания для краткосрочного пользования.
Свобода панорамы
Предусмотренные законодательством случаи, которые говорят: произведение попало в кадр лишь случайно, пользования не было.
Свободная лицензия
Лицензионный договор, выполненный в виде публичной оферты и дающий пользователю произведения широкие свободы: использовать, изучать, изменять и распространять. Такого понятия в российском праве нет, но все широко известные свободные лицензии вписываются в российское законодательство.
Общественное/всеобщее достояние
Произведение, не защищённая имущественными правами.
Осиротелое произведение
Произведение, которое защищено имущественными правами, но для него проблематично найти правообладателя.
Копираст, правоторговец
Жаргонное название нечистого на руку правообладателя.
Смежные права
Права исполнителей, изготовителей баз данных, публикаторов — людей, причастных к выходу произведения в свет. Срок их защиты короче (в России — 50 лет от смерти).
Производная работа
Произведение, основанное на другом произведении. В частности, перевод, аранжировка, кино- или театральная постановка…
Организация коллективного управления правами (ОКУП)
Профессионалы, занятые сбором отчислений и мониторингом нарушителей. Эту деятельность им поручают правообладатели, за процент с собранного. Специфика деятельности приводит к тому, что они — как, впрочем, и коллекторы — зачастую выглядят и действуют как вымогатели 1990-х. Наиболее известная из них — Российское авторское общество (РАО).
Файлообмен
Прямая передача информации (зачастую — объектов авторского права) от одного пользователя к другому. Может проводиться любыми методами, хоть на флэшках, но существуют и технические средства этого — файлообменные сети и файлообменники.
Файлообменная сеть
Организованная по специальным компьютерным протоколам (BitTorrent и не только) передача файлов, когда отсутствует центральный сервер, владеющий файлами; файлы передаются от одного абонента к другому. Центральный сервер может играть координирующую роль (трекер в классическом BitTorrent), а может быть просто списком раздаваемых файлов (бестрекерные протоколы). Не путать с файлообменником!
Файлообменник, файлхостинг
Сервер, предназначенный для передачи больших файлов и устроенный так, чтобы до файла невозможно было добраться без ссылки. Не путать с файлообменной сетью!
Технические средства защиты авторских прав (ТСЗАП, DRM, защита от копирования)
Аппаратно-программные средства, автоматически ограничивающие или отслеживающие незаконное пользование произведением.
Даркнеты
Шифрованные сети с зашумлённой маршрутизацией, организованные поверх Интернета. Наиболее известные — Tor и I2P.
Гражданский кодекс России
Основной документ, регламентирующий авторские права в России.
Налог на болванки
Ехидное название для налогов и сборов, которые идут ОКУПам с информационных устройств и носителей для них, и которые служат для компенсации файлообмена.

В дальнейшем, говоря «авторское право», будем понимать «имущественные авторские права».

Что защищают авторские права?

Авторские права защищают авторские произведения в их первозданной форме от тех, кто попытается объявить себя автором, опубликовать или на основе произведения сделать что-то своё. К произведениям приравниваются программы для ЭВМ, сборники, базы данных.

Авторское право срабатывает автоматически в момент публикации произведения.

Случай: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде»
Как известно, современная РПЦ действует довольно агрессивно, и высмеивающая попа сказка Пушкина ей очень не нравится. Впрочем, не нравилась она и дореволюционной цензуре, и сказка была впервые выпущена под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе…». Когда, уже в 2000-е годы, переиздали сказку под этим названием, ничьи неимущественные права не ущемлены: сказка и раньше была отцензурена в таком виде.

А что не защищают?

Все произведения, не защищаемые авторскими правами, называются всеобщим (общественным) достоянием. А именно:

  • Произведения, чей срок защиты истёк.
  • Произведения чисто информационной природы: расписания поездов, спортивные сводки, новости…
  • Официальные документы государственных органов России, органов местного самоуправления.
  • Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.

Кроме того, авторские права не защищают всё, что не является произведением. Например, можно взять общие сюжетные ходы и переписать по-своему. Можно взять принципы геймплея или интерфейса из любимой игры и написать свою. И выкладка товара в магазине — не произведение. Впрочем, могут помешать другие виды интеллектуальной собственности — например, патенты.

История авторских прав в мире

Есть тройка: автор — издатель — читатель (зритель, пользователь). И изначально авторские права были действительно авторскими: регламентировали правоотношения автор — издатель (ну а «пиратством» называлось «чёрное» издательство). Уже к началу XX века авторские права дали издателям такую свободу, что авторскими их назвать сложно. В конце XX века, когда с техпрогрессом нужда в издателе стала снижаться, это же законодательство начали применять издатели против читателя. Но обо всём по порядку.

С изобретением книгопечатания у издателей появилась проблема: нечистый на руку автор может дать своё произведение нескольким издателем, получить от них гонорар, а они не смогут продать книгу и окупить гонорар. Потому они требовали от автора лишиться всех прав на произведение и торговали им, пока компания не исчезнет. А если исчезла — непонятно, к тому обратиться. Первым крупным документом, регламентирующим авторские права, стал статут королевы Анны (Англия, 1710). Статут разрулил этот бардак, сказав: автор владеет правами 14 лет (и может продавать их кому угодно на это время), и может продолжить их ещё на 14 лет. После этого произведение становится ничьим, и его может печатать кто угодно.

В 1780-е годы авторское право было принято США. В 1831 году США впервые продлили срок защиты до 42 лет.

В XIX в. авторские права стали расширяться и на другие виды произведений: ноты, картины, фотографии, пьесы.

В 1886 году подписали Бернскую конвенцию о защите авторских прав с такими пунктами:

  • Независимость охраны. Каждая страна сама себе придумывает режим защиты авторских прав; импорт законодательства из других стран не допускается.
  • Общегосударственные режимы. Каждая страна поддерживает иностранцев как своих.
  • Автоматическая охрана. Авторское право появляется автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме.
  • Презумпция авторства. Если не доказано обратное, автором считается тот, кто объявлен автором.

Конвенция много раз пересматривалась, и с 1908 года минимальным сроком охраны считается 50 лет со дня смерти автора.

В 1893 году два бюро (одно по патентам, второе по литературным произведениям), объединившись, образовали Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI, БИРПИ).

В 1909 году США подняли сроки до 28+28 = 56 лет.

В 1952 году была подписана Женевская (или Всемирная) конвенция об авторском праве. Она рассчитана на отношения между странами, которые не связаны Бернской конвенцией, и ставила более мягкие условия — 25 лет со дня смерти.

В 1967 году БИРПИ реорганизовались во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Как ни странно, ВОИС до недавнего времени удавалось блокировать большинство начинаний стран-экспортёров медиапродукции (ведь они — меньшинство).

В 1976 году США установили максимальный срок охраны авторских прав (50 лет от смерти для людей, 75 лет — для компаний).

Продолжали расширять перечень объектов копирайта: объектами права стали программы, компьютерная графика, архитектурные проекты. Запретили исполнение музыки без разрешения автора.

С появлением кассетных магнитофонов (конец 1970-х) Британская ассоциация производителей фонограмм начала кампанию «Домашняя перезапись убивает музыку».

В 1984 году прошло ещё одно знаковое дело (Sony — Universal City Studios, оно же «Дело Бетамакса»), на котором постановили: производитель записывающей аппаратуры не отвечает за то «пиратство», которое делают на ней.

В 1993 году Playboy засудил порносайт — первый процесс о копирайте в интернете.

В 1995 году прошёл компьютерный аналог «дела Бетамакса»: отвечает ли владелец сервера, если защищённую информацию выложил пользователь? Суд постановил: нет.

В 1998 году американский копирайт продлился ещё на 20 лет: 70 лет от смерти, компаниям — 95. Два закона были приняты с интервалом почти ровно в 20 лет, и очевидно, что медиамагнаты не хотят выхода чего-то важного в общественное достояние. Было предположение, что Микки-Мауса (первый мультик — 1926), потому закон 1998 года назвали «законом о Микки-Маусе». При таком раскладе «Пароходик Вилли» — так этот мультик назывался — станет ничьим в 2021 году.

В том же 1998 году вышел DMCA, драконовский американский закон о компьютерном копирайте.

Под влиянием фильма «Аватар» (2009) началось бурное развитие стереокино. Есть мнение: потому, что владельцы контента увидели в нём защиту от копирования (другой бум стерео начался в 1950-е, но потому, что он так и не развился из аттракциона в выразительное средство, бум заглох).

В 2012 году под давлением общества в США не дали принять ещё более драконовские законы SOPA и PIPA — оба подвергали остракизму через все доступные США рычаги любого заподозренного в краже американского контента, в какой бы стране он ни находился. В том же 2012 году провалилось секретно разрабатывавшееся соглашение о контрафакте (ACTA) — одним из его бонусов должна была быть проверка личных ноутбуков на копирайт прямо на таможне.

На 2017 год уже более 30 лет ни одна американская работа не входила во всеобщее достояние.

Краткая история российских авторских прав

Царская Россия шла в ногу с мировым копирайтом.

Советский копирайт всегда был короче общемирового — на 1928 год жизнь + 5 лет, на 1973 — Женевская конвенция (жизнь + 25 лет). Однако международные отношения проходили с государством, а не с автором.

В 1994 году Россия присоединилась к Бернской конвенции (жизнь + 50 лет). Однако за авторскими правами никто и не следил, и это спасло российский IT-сектор. И когда в 2000-е годы Россия стала выбираться из «третьего мира», возник вопрос: а что с этим делать. «Горбушки» пиратских дисков частично побороли, издавая игры в минимальной комплектации по демократичной цене, частично — рейдами на пиратские рынки. К середине 2000-х годов с коммерческим распространением фактически покончили, и началась борьба с остальными ветвями.

В 2003 году Россия присоединилась к Римской конвенции (аналогичная Бернской для смежных прав).

В 2008 году приняли 4 часть Гражданского кодекса РФ, действующую и поныне.

К сожалению, в борьбе с бытовым пиратством возник конфликт интересов: государство хочет упорядочить и эту отрасль жизни, правообладатели хотят сверхприбылей. В 2010 году ввели сбор за личное свободное воспроизведение (так называемый «налог на болванки»). Организацией, собирающей сбор, стало Российское авторское общество (РАО) Никиты Михалкова. Впрочем, пользователи восприняли налог как индульгенцию за бытовое пиратство, и когда в конце 2016 прошла новость, что будут штрафовать за «пиратство» — народ этого как минимум не понял.

РАО «отличилось» и в офлайне. Они в своё время много «кошмарили» вадельцев небольших заведений общепита. В 2008 году они оштрафовали организаторов концерта Deep Purple, поскольку концерт нарушает права… членов группы!

Довольно часто российские телеканалы банят на YouTube оригинальный контент таким образом. Цитируют чей-то канал (это свободное использование, да и кто откажется от бесплатного пиара?), затем заявляют права на передачу с этой цитатой. ContentID принимает передачу за оригинал, а процитированный канал — за незаконное использование. Если шум и поднимается, Google реагирует на него с большим запозданием.

Встречался и такой — явно незаконный, но очень распространённый — способ засудить IT’шника, устанавливающего пиратское ПО. Из-за превратного толкования статьи «Создание и распространение вредоносных программ» взломщик объявляют вредоносной программой. Получаем уголовное дело, даже при скромных масштабах пиратства.

Когда появился закон о блокировках экстремистского контента, айтишники предположили, что расширить его на «пиратские» сайты — дело времени. И действительно, в 2014 началось блокирование «пиратов». В 2016 нашли ещё один эффективный способ закрывать «пиратов». Дело в том, что «чёрным» сайтам отказывают в рекламе все, кроме таких же «чёрных». Жалуются в Федеральную налоговую службу, та обнаруживает рекламу казино, сайт закрывают за месяц.

Существуют движения, предлагающие легализовать определённые виды «пиратства» (например, объявить всеобщим достоянием всё созданное в СССР). На данный момент (2016) они выглядят маргиналами, и их не хватает даже на рабочую группу в Думе.

Случай: торрент-трекер rutracker.org
Правообладательские организации подтвердили свою недоговороспопобность на известном торрент-трекере. Он (тогда ещё torrents.ru) в 2007 году разделился на сотрудничающий с правообладателями torrents.ru и «чёрный» free-torrents.org — это не спасло его от нападок правообладателей: в 2010 ему заблокировали домен (пришлось переезжать в другую зону), а в 2015 поставили абсурдные невыполнимые требования (например, удалить сборник Greatest Hits непонятно чей, перелопатить сотни тысяч позиций за несколько месяцев) — трекер ушёл в «даркнет» и фактически поглотил своего «чёрного» пасынка. В отличие от большинства «чёрных» сайтов, Rutracker, как главный трекер России, хранит редкий и авторский контент, и уход его в даркнет — большая потеря.

Юридические тонкости

Мировые проблемы

  • Излишне «драконовские» законы о «пиратстве». Авторские работы уходят в общественное достояние спустя 70 лет после смерти автора, коммерческие — через 95 лет после издания. Это три-четыре поколения, к тому времени реалии, вкусы и нарратология уходят настолько далеко, что произведение — за исключением небольшой доли действительно великих — нужно разве что историкам!
  • Не исключено появление и других драконовских законов — например, правообладатели уже добрый десяток лет прорабатывают, как можно проверять личные ноутбуки на копирайт прямо на таможне.
  • Права народа: свобода панорамы, свобода цитирования, право на архивную копию, право на адаптацию ПО для «железа», которое в вашем законном владении…
  • Права консервационных фондов. Развившиеся компьютеры позволили сканировать старые книги, плёнки, фотографии и комиксы — часто они успевают пропасть раньше, чем это будет возможно сделать легально.
  • Взломанная версия контента бывает качественнее, чем легальная. Качественнее по размеру инсталлятора (пираты удаляют рекламу, а оставшееся сжимают сильными алгоритмами), по составу сборки (пираты не просто копируют контент, они, например, могут перепаковать фильм под бытовой плеер или приложить к игре любительский HD-патч), и, наконец, по отсутствию защиты от копирования. С этим научились бороться, выводя программы в Сеть (по сути, превращая контент или программу в услугу). Правда, есть и обратная сторона: требуется постоянное подключение; как только услуга перестаёт оказываться, программа или игра потеряна.
  • Специфичные вопросы, связанные с играми класса AAA, которым расширять бюджеты уже некуда: издатели начинают монетизировать всё подряд, даже одиночные уходят в Сеть, и становится всё меньше «жемчужин», ведь риск не поощряется.

Специфичные для России проблемы

  • США — известный экспортёр медиапродукции. Россия изрядно беднее США, и цены, «бросовые» для США, ощутимы для России. Цены, ощутимые для США, неподъёмные для России.
  • Беспредел организаций, ложно заявляющих о правах на произведение или на его защиту. Или, как в случае с Deep Purple, по формальному поводу (недооформленные бумаги) без реальной причины.
  • Компьютерное дело и защита авторских прав — очень специфичные отрасли, и, как показывает пример Елены Мизулиной, часто законодатели руководствуются домыслами и истерией, а не знанием предмета. Потому лоббистам легко протолкнуть в Думу самые дикие законы.
  • А ещё часто бывает, что с предметом плохо знакомы судьи. [1]
  • Ещё с 1990-х люди привыкли, что у них одна операционная система (Windows), один офисный пакет (MS Office), один графический редактор (Photoshop). Это тормозит создание и внедрение аналогов.
  • Ничто так не способствовало рекламе «даркнетов» в России, как не в меру ретивая борьба с пиратством.
  • Многие из советских работ в вихре 1990-х или стали «осиротелыми» (непонятно, за кем права), или были выкуплены непонятными холдингами.
  • При государственном финансировании кинематографа, за кем должно быть авторское право? Общепринято, что государство не может быть субъектом авторского права — так что право остаётся за создателями. Получается, платят одни, а прибыль получают другие? Такая схема больше напоминает распил бюджетных денег.
  • Весь российский IT-сектор вырос на пиратстве. Получается дилемма: или закрывать глаза на определённые виды пиратства, или рассчитывать на спад IT в будущем.