Обсуждение:Статья 20 Конвенции ООН против коррупции
Обсуждение коррупции в других странах
Список стран, в которых статья 20 не внедрена в законодательство.
Нидерланды
(а давайте прочтём цитату из МИДа http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey про Нидерланды, и подумаем, да? а потом вынем Нидерланды из этого списка, или как?)
"Если на основании проведенного расследования прокурор делает вывод о наличии оснований предполагать, что доходы были получены лицом в результате совершения преступлений, наказуемых максимальным штрафом или более строгой мерой, прокурор может обратиться в суд с ходатайством о конфискации. Доказательства совершения соответствующих преступлений, а равно того, что обогащение лица является прямым следствием таких преступлений, не требуется. Достаточно продемонстрировать обоснованность соответствующих подозрений (с этой целью, например, приводятся имеющиеся у прокурора доказательства отсутствия связи между законной профессиональной деятельностью лица, другими законными источниками и его доходами). В таком случае бремя доказывания невиновности лица лежит на стороне защиты, которая должна представить доказательства законности методов и источников получения доходов."
- Комментарий цитируемого вами юриста:
- «В Нидерландах состав «незаконное обогащение» или подобный ему по элементам преступления отсутствует среди уголовно наказуемых деяний. Таким образом, в строгом понимании положения данной статьи Конвенции против коррупции здесь не имплементирован».
- Дальше из текста следует, что прокурор должен сначала доказать вину обвиняемого в каком-либо преступлении, и только потом он сможет ходатайствовать о признании доходов обвиняемого незаконными. Без доказательства преступления, на основании одного только наличия доходов, преследовать чиновников в Голландии нельзя.
Бельгия
(а давайте прочтём цитату из МИДа [1] про Бельгию, и подумаем, да? а потом вынем Бельгию из этого списка, или как?)
"в уголовном и налоговом кодексах Бельгии уже прописаны инструменты для противодействия незаконному обогащению, предусматривающие, в том числе, и уголовную ответственность за несоответствие приобретенного имущества официальным, ежегодно декларируемым доходам (статьи 246, 247, 504bis, 504ter Уголовного кодекса и статьи 223, 225, 246, 247 Налогового кодекса). Ознакомиться с указанными статьями бельгийского законодательства можно на Интернет-сайте http://www.droitbelge.be/codes.asp."
- Всё верно. Это как раз и есть российский путь. В Бельгии предусмотрено наказание не за «незаконное обогащение», а за неверную декларацию.
Франция
(а давайте прочтём цитату из МИДа http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey про Францию, и подумаем, да?а потом вынем Францию из этого списка, или как?)
"Сам по себе факт владения имуществом не является уголовно наказуемым преступлением. Поэтому уголовное дело во французской юридической практике возбуждается лишь в том случае, если имеются основания полагать, что активы публичного должностного лица (или частного лица - французское законодательство не делает в данном случае разграничения) получены незаконным путем. В качестве веских оснований могут быть использованы косвенные признаки наличия противоправных действий не только со стороны подозреваемого лица, но и членов его семьи. Речь, в частности, может идти о данных налоговой декларации, очевидных внешних проявлениях (образ жизни), приобретении материальных ценностей, стоимость которых не соответствует доходам, а также операциях с банковским счетами и др."
- Вы же сами цитируете — «Сам по себе факт владения имуществом не является уголовно наказуемым преступлением». Как следует дальше из текста, основанием для преследования являются конкретные преступления: наркоторговля, торговля людьми, сутенёрство и так далее.
Швеция
(а давайте прочтём цитату из МИДа http://beyvora.ru/article/25/o-mirovoy-praktike-primeneniya-st-20-konventsii-oon-po-borbe-s-korruptsiey про Швецию, и подумаем, да? а потом таки не вынем Швецию из этого списка, но горько усмехнёмся...)
"следует отметить, что проблема коррупции в Швеции не имеет первостепенного значения - уровень экономических преступлений коррупционного характера очень низок"
- Ваша реплика не имеет никакого отношения к теме статьи.
Статья 290.1
Как выяснилось, законопроект статьи "Незаконное обогащение" все же существует. [2]
- Добавил в статью соответствующий раздел.
Проблемы в законодательстве
Список приведенных законов корректен, но духу конвенции принятые законы совершенно не следуют:
| В 2001 году был принят закон № 115-ФЗ, в соответствии с которым адвокатам, нотариусам, юристам и бухгалтерам вменили в обязанность уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов. |
- Проблема в том, что по этому закону практически нет реальных уведомлений. Ни один адвокат, нотариус, бухгалтер или аудитор не может доказать, что для покупки квартиры чиновник использовал деньги, полученные в качестве взятки.
| 25 декабря 2008 года был принят закон № 273-ФЗ «о противодействии коррупции». В статье 8 этого закона государственным и муниципальным служащим вменялось в обязанность представлять сведения о своих доходах и об имуществе. |
- Проблема в том, что даже при явном расхождении доходов и имущества, которым владеет чиновник, в законе не предусмотрен механизм получения объяснений об этой разнице.
| 21 ноября 2011 года был принят закон № 329-ФЗ, который распространил антикоррупционные требования на все государственные и муниципальные должности, а также обязал банки предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников. |
- Проблема в том, что как и в законе от 2008 года, чиновник может купить за наличные средства шикарную квартиру без всяких объяснений разницы между доходами за последние годы и наличием свободных средств на покупку квартиры.
| Закон о № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года ввёл суровый контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью. Интересно, что именно этот антикоррупционный закон вызывал особенно яростную критику как со стороны прозападной несистемной оппозиции, так и со стороны политиков из США. |
Проблема в том, что деньги из-за рубежа получали неправительственные организации, а не чиновники, поэтому этот закон к коррупции вообще имеет мало отношения.
| В декабре 2012 года приняли закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Этот закон обязал чиновников подавать декларации о своём имуществе и доходах, причём как на себя, так и на своих ближайших родственников. |
Проблема в том, что этот закон лишь расширил перечень лиц, от которых требуется подача декларации, но не решил ни одну из проблем, перечисленных выше.
| В качестве продолжения той же линии 07 мая 2013 года был принят закон № 102-ФЗ, который запретил депутатам Госдумы иметь недвижимость или банковские счета за рубежом. |
Единственный закон, хоть как-то осложняющий отмывание незаконно полученных денежных средств (по крайней мере, осложняющий депутатам Госдумы), работоспособность его можно будет проверить после следующей декларационной кампании.
| После принятия всех этих законов наше законодательство не только полностью соответствует духу Конвенции ООН против коррупции, но и позволяет нам указывать многим другим европейским странам на недостаточную проработанность их антикоррупционных законов. |
Проблема в том, что все указанные законы никак не мешают коррупции, поэтому вряд ли могут быть признаны соответствующими духу Конвенции.
- Я вижу здесь противоречие. Выше ты указываешь способы, которыми чиновник может попытаться обойти эти законы. Делаешь из этого вывод, что при желании лазейку для коррупции найти можно. И потом делаешь заключение: раз лазейку найти можно, следовательно, законы не работают. Но ведь лазейку можно найти всегда. Например, можно довольно безопасно нарушать скоростной режим, если хорошо знать местность и иметь антирадар. Значит ли этого, что ограничения по скорости «никак не мешают» нарушителям? Задача законов — максимально осложнить жизнь коррупционерам, а не искоренить коррупцию полностью. Искоренить коррупцию полностью невозможно, мы живём в реальном мире.
- Вышеприведенное совсем не про это. По духу конвенции - законы должны усложнять жизнь коррупционерам. Приведенные законы жизнь чиновникам не усложняют совсем. Ни один из перечисленных законов не отвечает на главный вопрос: "Как заставить чиновника объяснить разницу между низкими доходами и высокими расходами?" Поэтому я предлагаю именно такую фразу и добавить после списка законов и убрать "соответствует духу Конвенции" - не соответствует потому что.
- Ну как же не усложняют? Полагаете, все усилия несистемной оппозиции по чёрному пиару крупной собственности наших чиновников — это пшик? Эти усилия ровно никак не усложняют чиновникам жизнь?
- Все эти усилия портят чиновникам карму среди очень небольшого процента населения, но никак не приводят к судебным делам. И при чем тут законы и "усилия несистемной оппозиции"? Мы же про вышеприведенные законы: еще раз - как они осложняют чиновникам возможность купить недвижимость на полученные взятки?
- Сильно осложняют. Надо будет недвижимость показать — а это вызовет неприятные вопросы и пиар-кампанию против них в СМИ. Кроме того, Пехтин, например, ушёл после скандала. Это, полагаете, никак не осложнило ему жизнь?
- Он осужден? Хотя бы дело возбудили? Нет, ушел добровольно, точно так же вернется. Еще раз - при чем тут Пехтин и вышеприведенные законы? Он не из-за законов ушел, а из-за "усилий несистемной оппозиции", законы ему никак не мешают иметь недвижимость на сумму, превосходящую все его доходы. Я настаиваю, что все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции.
- На основании какого конкретно закона должно было быть возбуждено уголовное дело?
- Именно об этом я и талдычу вот уже месяц в этом обсуждении - в России нет закона, который бы мешал жуликам купить недвижимость на полученные взятки. Именно это я и пытался добавить в статью на этом ресурсе. А ты упорно уводишь разговор в сторону Пехтина и прочих частностей. Еще раз: все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции, поскольку не осложняют жизнь вороватым чиновникам
- Ты ставишь знак равенства между «чиновников не сажают в тюрьму за покупку недвижимости за рубежом» и «законы не работают». Это передёргивание.
- А ты считаешь, что законы должны работать для всех, кроме чиновников? Если законы не работают против ворующих чиновников, то это не соответствует духу Конвенции, т.е. в статье - вранье.
- Во-первых, кроме посадки в тюрьму есть и другие наказания. Во-вторых, законы не идеальны и не действуют моментально на всех.
- На чиновников, покупающих недвижимость за взятки, не действуют никакие наказания. Поэтому "соответствие духу Конвенции" - вранье.
- Во-первых, им приходится уходить из власти и терпеть серьёзнейшие репутационные проблемы. Уже сейчас, когда законы только-только начали работать. Во-вторых, дух Конвенции заключается не в том, чтобы наказывать кого бы то ни было, а в том, чтобы бороться с коррупцией.
- Вранье. Никто не уходит из власти из-за законов, только из-за преследований "белоленточников". И это единичные случаи, а не дух Конвенции. Законы никак не ограничивают чиновников ни во взятках, ни в покупке чего-либо на ворованное. Так что духу Конвенции законы явно не соответствуют.
- Не кипятись. Даже белоленточники же тоже ведь преследуют чиновников не прост так, а исключительно по законам. То есть, если бы не было законов, которые заставляют чиновников публиковать декларации и запрещают им владеть имуществом за рубежом, то и преследовать их было бы нельзя.
- Ровно об этом я и писал. Единственный закон, хоть как-то осложняющие жизнь чиновников - последний из списка, который реально пока не работает (будет работать со следующей декларационной компании). Сейчас же за невнесение недвижимости в декларацию чиновнику не будет НИЧЕГО. От слова совсем. Поэтому я считаю, что нельзя писать, что наше законодательство соответствует духу Конвенции, требую убрать это из статьи.
- Ну нет же. Как минимум до выборов не допустят.
- А толку, если он уже выбран? Пожурят на "комиссии по этике" и все. Еще раз - я против фразы о том, что наше законодательство соответствует духу Конвенции. Наши законы никак не мешают чиновникам тратить полученные взятки. Мы так и будет по кругу ходить или ты все-таки исправишь статью на своем якобы "открытом для правки" ресурсе?
- Но это не ошибка. Просто ты полагаешь, что работающий закон — это когда сажают в тюрьму. А считаю, что работающий закон — это когда воровать становится сложнее.
- Замечательно. Теперь покажи, какой из перечисленных законов мешает получить взятку наличкой (или перечислением с оффшора на оффшор) и купить на эти деньги недвижимость за границей (или в России, если чиновник вдруг окажется патриотом)? И при чем тут дух Конвенции, который совершенно не соблюдается? Или мы так и будем полагаться на твое мнение на "открытом ресурсе"?
- Этому мешает уголовный кодекс, статья 290 УК РФ.
- Вранье. Если чиновник взятку уже получил - никакая 290 статья ему не указ. Может спокойно покупать недвижимость и не объяснять источник дохода. В этом и есть нарушение духа Конвенции.
- Тогда у тебя неправильно сформулирован вопрос. Надо было спрашивать — «какой из перечисленных законов мешает купить недвижимость за границей». Закон 102-ФЗ от 07 мая 2013 года.
- Вот мы и перешли к конкретике. Как я и указывал в своей правке - это единственный закон (причем пока еще не работающий - будет только со следующий декларационной кампании), который ограничивает 1 категорию чиновников в покупках 1 категории имущества. Все остальное - пожалуйста, никаких ограничений (машины, квартиры и землю в России, доли в компаниях, что угодно). Согласись, это далеко от духа Конвенции?
- Я не очень понимаю. Ты же сам спросил — какой закон мешает купить недвижимость за границей. Я ответил. Если тебе интересно, какой закон мешает купить чиновнику автомобиль в России — то такого закона нет. Наши чиновники имеют право покупать автомобили.
- Вынес нашу дискуссию вот сюда. Прошу принять участие в обсуждении.
- Принял участие, ничего нового не увидел. Те же аргументы, ответов нет. Отличная новость про увольнение госслужащих после проверки деклараций, но это же смешно - человек наворовал, а его просто увольняют с работы, без разбирательств. Какой пример остальным? Типа, воруйте, ничего страшного. Максимум - уволят.
- Ну так что делать-то будем?
- Я вижу, нам не удалось достичь консенсуса. Так как из-за небольших размеров проекта в нём не предусмотрены никакие коллегиальные органы, я вынужден использовать свои полномочия главы проекта и закрыть дискуссию, сохранив статью в нынешнем виде.
- Вот мы и перешли к конкретике. Как я и указывал в своей правке - это единственный закон (причем пока еще не работающий - будет только со следующий декларационной кампании), который ограничивает 1 категорию чиновников в покупках 1 категории имущества. Все остальное - пожалуйста, никаких ограничений (машины, квартиры и землю в России, доли в компаниях, что угодно). Согласись, это далеко от духа Конвенции?
- Тогда у тебя неправильно сформулирован вопрос. Надо было спрашивать — «какой из перечисленных законов мешает купить недвижимость за границей». Закон 102-ФЗ от 07 мая 2013 года.
- Вранье. Если чиновник взятку уже получил - никакая 290 статья ему не указ. Может спокойно покупать недвижимость и не объяснять источник дохода. В этом и есть нарушение духа Конвенции.
- Этому мешает уголовный кодекс, статья 290 УК РФ.
- Замечательно. Теперь покажи, какой из перечисленных законов мешает получить взятку наличкой (или перечислением с оффшора на оффшор) и купить на эти деньги недвижимость за границей (или в России, если чиновник вдруг окажется патриотом)? И при чем тут дух Конвенции, который совершенно не соблюдается? Или мы так и будем полагаться на твое мнение на "открытом ресурсе"?
- Но это не ошибка. Просто ты полагаешь, что работающий закон — это когда сажают в тюрьму. А считаю, что работающий закон — это когда воровать становится сложнее.
- А толку, если он уже выбран? Пожурят на "комиссии по этике" и все. Еще раз - я против фразы о том, что наше законодательство соответствует духу Конвенции. Наши законы никак не мешают чиновникам тратить полученные взятки. Мы так и будет по кругу ходить или ты все-таки исправишь статью на своем якобы "открытом для правки" ресурсе?
- Ну нет же. Как минимум до выборов не допустят.
- Ровно об этом я и писал. Единственный закон, хоть как-то осложняющие жизнь чиновников - последний из списка, который реально пока не работает (будет работать со следующей декларационной компании). Сейчас же за невнесение недвижимости в декларацию чиновнику не будет НИЧЕГО. От слова совсем. Поэтому я считаю, что нельзя писать, что наше законодательство соответствует духу Конвенции, требую убрать это из статьи.
- Не кипятись. Даже белоленточники же тоже ведь преследуют чиновников не прост так, а исключительно по законам. То есть, если бы не было законов, которые заставляют чиновников публиковать декларации и запрещают им владеть имуществом за рубежом, то и преследовать их было бы нельзя.
- Вранье. Никто не уходит из власти из-за законов, только из-за преследований "белоленточников". И это единичные случаи, а не дух Конвенции. Законы никак не ограничивают чиновников ни во взятках, ни в покупке чего-либо на ворованное. Так что духу Конвенции законы явно не соответствуют.
- Во-первых, им приходится уходить из власти и терпеть серьёзнейшие репутационные проблемы. Уже сейчас, когда законы только-только начали работать. Во-вторых, дух Конвенции заключается не в том, чтобы наказывать кого бы то ни было, а в том, чтобы бороться с коррупцией.
- На чиновников, покупающих недвижимость за взятки, не действуют никакие наказания. Поэтому "соответствие духу Конвенции" - вранье.
- Во-первых, кроме посадки в тюрьму есть и другие наказания. Во-вторых, законы не идеальны и не действуют моментально на всех.
- А ты считаешь, что законы должны работать для всех, кроме чиновников? Если законы не работают против ворующих чиновников, то это не соответствует духу Конвенции, т.е. в статье - вранье.
- Ты ставишь знак равенства между «чиновников не сажают в тюрьму за покупку недвижимости за рубежом» и «законы не работают». Это передёргивание.
- Именно об этом я и талдычу вот уже месяц в этом обсуждении - в России нет закона, который бы мешал жуликам купить недвижимость на полученные взятки. Именно это я и пытался добавить в статью на этом ресурсе. А ты упорно уводишь разговор в сторону Пехтина и прочих частностей. Еще раз: все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции, поскольку не осложняют жизнь вороватым чиновникам
- На основании какого конкретно закона должно было быть возбуждено уголовное дело?
- Он осужден? Хотя бы дело возбудили? Нет, ушел добровольно, точно так же вернется. Еще раз - при чем тут Пехтин и вышеприведенные законы? Он не из-за законов ушел, а из-за "усилий несистемной оппозиции", законы ему никак не мешают иметь недвижимость на сумму, превосходящую все его доходы. Я настаиваю, что все приведенные законы не соответствуют духу Конвенции.
- Сильно осложняют. Надо будет недвижимость показать — а это вызовет неприятные вопросы и пиар-кампанию против них в СМИ. Кроме того, Пехтин, например, ушёл после скандала. Это, полагаете, никак не осложнило ему жизнь?
- Все эти усилия портят чиновникам карму среди очень небольшого процента населения, но никак не приводят к судебным делам. И при чем тут законы и "усилия несистемной оппозиции"? Мы же про вышеприведенные законы: еще раз - как они осложняют чиновникам возможность купить недвижимость на полученные взятки?
- Ну как же не усложняют? Полагаете, все усилия несистемной оппозиции по чёрному пиару крупной собственности наших чиновников — это пшик? Эти усилия ровно никак не усложняют чиновникам жизнь?
- Вышеприведенное совсем не про это. По духу конвенции - законы должны усложнять жизнь коррупционерам. Приведенные законы жизнь чиновникам не усложняют совсем. Ни один из перечисленных законов не отвечает на главный вопрос: "Как заставить чиновника объяснить разницу между низкими доходами и высокими расходами?" Поэтому я предлагаю именно такую фразу и добавить после списка законов и убрать "соответствует духу Конвенции" - не соответствует потому что.
ВНЕЗАПНО
Компенсировать вред пострадавшим в теракте обяжут родственников и друзей террористов, а государство заберет их имущетсво, если они не смогут доказать законность его происхождения. Заодно серьезно ужесточается ответственность для самих террористов. Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении закон, инициатором которого был президент Владимир Путин.
- Отсюда: http://pravo.ru/news/view/89980/
- Ну что, ещё поговорим о том, что 20 статья противоречит презумпции невиновности и Конституции?
- А причём тут террористы-то?!
- А притом, что одним из основных доводов критиков введения положений 20 статьи конвенции ООН в российское законодательство являлась пресловутая презумпция невиновности (об этом в частности говорил и премьер Медведев). Прямая цитата из статьи: "Статья 20 в этот список не входит — потому что она противоречит российскому законодательству. Эта ситуация в Конвенции ООН предусмотрена, в статье 20 прямо указано, что государство должно применять эту статью только «при условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы». Однако в России есть статья 49 Конституции, в которой сказано, что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» — таким образом, преследование граждан за «незаконное обогащение» противоречило бы нашей Конституции." А теперь выясняется, что презумпция невиновности может легко быть обойдена в отношении, например, семей террористов. Так может всё же 20 статья не противоречит российскому законодательству?
- Ну что, ещё поговорим о том, что 20 статья противоречит презумпции невиновности и Конституции?