Отношения России и Украины
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Отношения России и Украины представляют собой отношения двух братских славянских государств и имеют огромное значение для внешней политики России, поскольку уже не одно столетие Украина представляет интерес для Запада в контексте геополитической борьбы с Россией. Исторически проявляли интерес к Украине такие страны, как Польша, Литва и Австрия. Ныне их дело продолжают США и Евросоюз. О том, что Украина и Россия исторически всегда были единым государством говорит и тот факт, что Киев в своё время был столицей Киевской Руси.[1]
Сравнение России и Украины
Российская Федерация | Украина | |
---|---|---|
Население | 146 877 088 | 42 216 766[1] |
Территория | 17 125 191 км² | 576 604 км² |
Столица | Москва | Киев |
Города-миллионеры | Москва Санкт-Петербург |
Киев |
Руководитель | Президент Владимир Путин | Президент Пётр Порошенко |
Вице-премьер | Премьер-министр Дмитрий Медведев | Премьер-министр Владимир Гройсман |
Спикер парламента | Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин (нижняя палата) Руководитель Аппарата Совета Федерации Сергей Мартынов (верхняя палата) |
Председатель Верховной рады Андрей Парубий (однопалатный парламент) |
Государственное устройство | Федерация | Унитарное государство |
Национальная валюта | Российский рубль | Украинская гривна |
Официальные языки | Русский язык | Украинский язык |
История взаимоотношений
Отношения при Кравчуке и Кучме (1991-2005)
Отношения между Украиной и Россией начались ещё при СССР — в 1990 году был подписан договор, определивший будущие отношения самостоятельных Украины и России, где стороны признали друг друга в «ныне существующих в рамках СССР границах». Его положения были закреплены в 1992 году соглашением «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений».
В первые 12 лет своей независимости Украина и Российская Федерация проводили политику взаимного сближения[2], ибо сохранение и развитие связей в различных областях создавало перспективы развития обоих государств. Экономический аспект данного сотрудничества для Украины имел два преимущества — с одной стороны, импорт энергоресурсов из России осуществлялся по сравнительно низким ценам, и с другой, украинские промышленность и с/х (развитые на тот момент) получали огромный рынок сбыта своей продукции. С другой стороны, Украина в первые годы независимости начала вести политику присоединения к евроатлантическим структурам (далее евроинтеграция). Но ввиду того, что в этот период ни ЕС, ни НАТО не спешили открывать свои двери для Украины[2], руководство Украины проводило политику сближения с Россией, рассчитывая смягчить позицию ЕС и НАТО к Киеву[2].
Развал СССР вынес на поверхность множество поводов для конфликтов[3] — в первую очередь принадлежность Крыма и Севастополя, раздел Черноморского флота ВМФ СССР, ядерное оружие СССР на территории Украины, и внешний долг СССР. Рост националистических настроений на Украине и её стремление к евроинтеграции также не оказывали позитивного влияния на отношения с Россией.
Решение каждого из конфликтов требовало минимум несколько лет — так, например, вопрос внешнего долга СССР решался в 1991—1994 годах и был решён путём подписания соглашения об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР — украинская сторона в конце концов согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской загрансобственности[4].
Раздел советского военного наследия
Развал СССР породил проблему принадлежности вооруженных сил, дислоцированных на территории союзных республик — например, на территории УССР располагалось три военных округа с 780 тыс. человек личного состава, 6,5 тыс. танков, 7 тыс. других бронированных боевых машин, 7,2 тыс. артиллерийских систем, более 500 кораблей и судов, 1,1 тыс. боевых самолетов, более 1 тыс. единиц тактического ядерного оружия и 176 межконтинентальных баллистических ракет[2].
24 августа 1991 — постановление Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине», формально переподчинившее Верховному Совету вооруженные силы СССР на территории Украины. Де-юре Вооруженные силы Украины (ВСУ) были созданы 6 декабря после принятия законов «О Вооружённых силах» и «Об обороне».
30 декабря 1991 — встреча глав государств СНГ в Минске. По итогам переговоров каждое государство получило право создания своих вооруженных сил на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств. Данная договоренность не распространялась на т.н. «стратегические силы» — они оставались под объединенным управлением СНГ, для чего было создано Главное командование Вооруженных сил СНГ (начало работу 20 марта 1992 года), заменившее Минобороны 6СССР[5].
Черноморский флот
Черноморский флот ВМФ СССР (далее Черноморфлот) оказался в составе «стратегических сил» — управление им, ранее осуществляемое Минобороны СССР, было невозможно без сохранения единства его структуры. У руководства Украины было свое трактование итогов минских переговоров — в октября 1991 года Верховный Совет Украины приняло постановление о подчинении Черноморфлота Украине. С этим решением не могло согласится ни руководство России, ни личный состав и командование флота, ни даже большинство населения Крыма и Севастополя (из-за пророссийского настроя). Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет[5].
Подробная хронология этого процесса выглядит следующим образом[5][6]:
- 7 апреля 1992 — указ президента России «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота» (№375). Указ вышел через 2 дня после аналогичного украинского указа, что привело к т.н. «войне указов». 9 апреля действие указа было приостановлено (указ №379) до окончания переговоров с Украиной.
- 23 июня 1992 — подписано Дагомысское соглашение, закрепившее курс обоих государств на продолжение переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.
- 3 августа 1992 — переговоры в Мухалатке (Крым), по итогам которых Черноморский флот становился объединённым флотом обоих стран с единым командованием, а вопрос о его разделе будет решен в течении 3 лет.
- 17 июня 1993 — переговоры в Подмосковье, по итогам которых подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.
- 3 сентября 1993 — подписание протокола, по которому Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.
- 15 апреля 1994 — соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. 7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.
- 9 июня 1995 — подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. Основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине — 18,3% судов.
Иными словами, Черморфлот был разделен де-юре в 1994 году, а последующие соглашения по данному вопросу определяли условия пребывания российского флота на территории Украины. Де-факто процесс был завершен лишь ближе к концу 1990-х годов.
28 мая 1997 — главы правительств России и Украины подписали в Киеве три соглашения по Черноморскому флоту (ЧФ):
- «О статусе и условиях пребывания...» — срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму продлевался на 20 лет с момента подписания[6].
- «О взаиморасчетах, связанных с разделом...» — Россия выплатила Украине компенсацию в размере 526,509 млн долларов за полученные от нее корабли, суда и плавсредства[6]. Также Россия с 1998 года обязалась ежегодно производить плату ($97,75 млн) за использование флотом РФ украинской территорий и списывала Украине 200 млн долларов госдолга в качестве компенсации за расщепляющиеся материалы[6].
- «О параметрах раздела Черноморского Флота» — соглашение от 9 июня 1995 года было уточнено и продлено на 20 лет[6]
Процесс окончательного формирования ВМС Украины и России на Черном море в основном завершился к 2000 году — к этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя как основной военно-морской базы двух флотов на Чёрном море[5].
Раздел Черноморского флота бСССР для России имел как позитивные, так и негативные последствия:
Позитивные последствия:
- Удалось избежать вооруженного конфликта с Украиной
- Комментарий: в 1993-1994 гг. в Крыму происходили постоянные конфликты военнослужащими ВМФ России и ВМС Украины, доходившие до физического противостояния[7][8]
- Закреплено владение наиболее боеспособной частью Черноморского флота бСССР
- Комментарий: в соответствии с достигнутыми договоренностями (от 9 июня 1995 года и 28 мая 1997 года) в Черноморский флот России были включены 338 кораблей и судов и 106 летательных аппаратов с личным составом в 25 тыс. человек[9]
- К России перешел Севастополь как пункт базирования корабельного состава и береговых войск
- Комментарий: конкретно в Севастополе Россия получила следующие пункты базирования: 4 бухты (Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), 1 основной (Кача) и 2 запасных (мыс Херсонес, Южный). Из других приобретений: 2 пункта базирования корабельного состава (Феодосия, временно Николаев), 1 основной аэродром (Гвардейское)[9].
Негативные последствия
- Украина получила большую часть Черноморского флота бСССР и сопутствующей инфраструктуры:
- Комментарий: конкретнее Украина получила: 7 из 10 пунктов базирования корабельного состава (Измаил, Одесса, Очаков, Черноморская, Новоозерное, Балаклава, Керчь), 4 из 6 основных (Лиманское, Веселое, Октябрьское, Мирный) и 5 из 7 запасных (Геническ, Сокологорное, Большой Токмак, Воинка, Сизовка) аэродромов, 4 из 5 мест дислокации береговых войск (Симферополь, Евпатория, Перевальное, Межгорье)[9].
- Бухта Стрелецкая (Севастополь) осталась в совместном пользовании флотов двух стран[9]
Ядерное оружие
На момент распада СССР советское ядерное оружие (СЯО) располагалось на территории 4-х республик — РСФСР, Казахской, Белорусской и Украинской ССР. Та же Украина обладала следующим ядерным арсеналом: ракеты CC-19 (130 шт) с 780 боеголовками, CC-24 (46 шт) с 460 боеголовками, боезаряды (600 шт) на бомбардировщиках Ту-96МС и Ту-160 — это превышало ядерные арсеналы Великобритании, Франции и Китая вместе взятых[10]. Примечательно, что Украина взяла курс на ядерное разоружение еще на пути к независимости:
- Из Декларации независимости Украины от 16 июля 1990
IX. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.<...>Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия[3]. |
- Из постановления Верховной Рады Украины от 24 октября 1991
3. Украина будет проводить политику, направленную на полное уничтожение ядерного оружия и компонентов ее базирования, расположенные на территории Украинского государства. Она намерена сделать это в минимальные сроки, исходя из правовых, технических, финансовых, организационных и других возможностей, с должным обеспечением экологической безопасности. В Украине будет развернута широкая программа конверсии оборонной промышленности, перепрофилирование части военно-промышленного потенциала на нужды экономического и социального развития[4]. |
- Из соглашения государств-членов СНГ по стратегическим силам от 30 декабря 1991
До полной ликвидации ядерного оружия решение о необходимости его применения принимается Президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультации с главами других государств- участников Содружества. На период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования к концу 1994 г., в том числе тактического ядерного оружия — до 1 июля 1992 г. Процесс уничтожения ядерного оружия, размещенного на территории Республики Беларусь и Украины, осуществляется при участии Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины под совместным контролем государств Содружества[5]. |
23 июля 1992 — Украина вместе с Белоруссией, Казахстаном, США и Россией подписывает Лиссабонский протокол, по которому Украина, Белоруссия и Казахстан были признаны сторонами договора СНВ-I и были занесены в список стран, не обладающих ядерным оружием. 6 июля 1992 года Украина и остальные 8 государств-членов СНГ подтвердила, что поддерживает участие России в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве государства-обладателя ядерным оружием и заявила о своем желании присоединиться к договору как неядерная держава. Иными словами, Украины признала Россию правопреемником СССР в части владения ядерным оружием. При этом речь шла о владении всем ядерным оружием бСССР включая и то, что находилось на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана[10].
5 декабря 1994 — подписание т.н. Будапешсткого меморандума подтверждавший выполнение в отношении Украины положений Заключительного акта СБСЕ, Устава ООН и ДНЯО как не обладающего ядерным оружием государства-участника ДНЯО. В дальнейшем Украина аккуратно выполнила свои обязательства по Трехстороннему заявлению и по Договору СНВ-1, с учетом Лиссабонского протокола — в июне 1996 г. последний ядерный боеприпас покинул ее территорию в направлении России[10].
Крымский кризис (1990-е годы)
Основная статья: Крым
Вопрос раздела Черноморского Флота СССР был тесно связан с т.н. крымским вопросом — останутся ли Крым и Севастополь в составе независимой Украины. Данный вопрос возник еще до развала СССР ввиду следующих факторов:
- Передача Крыма в 1954 году была незаконной:
- Комментарий: Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР, осуществившие передачу Крыма, действовали вне своих полномочий прописанных в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года соответственно. Подробнее см. здесь
- Пророссийский настрой Крыма
- Комментарий: русские составляли большинство населения полуострова — так по переписи 1989 года русские составляли 67,05% населения в Крымской области[6] и 74,4% в Севастополе[7]. Русское население Крыма исторически отличалось пророссийским настроем и поэтому стремление Украины к независимости почти не получило поддержки.
- Встревоженность процессами «национального возрождения» на Украине
- Комментарий: Верховнй Совет УССР еще в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. Вкупе с ростом националистических настроений на Западной Украине, по сути являющихся бандеровскими, вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной[11].
- Крымско-татарский вопрос:
- Комментарий: в 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма, которые к началу 1990-х гг. стали организовывать массовые акции в рамках борьбы за права крымско-татарского народа. 26-30 июня 1991 года — съезд представителей крымских татар (курултай) в Симферополе, где были приняты довольно жесткие и демонстративные решения. В частности, Крым был провозглашен национально территорией крымско-татарского народа со своими государственными символами и атрибутами, было заявлено об исключительно праве собственности на землю и недра, о параллельных органах власти и управления. Наиболее одиозно прозвучало заявление курултая о том, что татары приняли на себя статус народа, ведущего национально-освободительную борьбу[11].
В ноябре 1990 года четвертая внеочередная сессия областного совета приняла решение о проведении 20 января 1991 г. референдума о государственности Крыма. Решение о проведении референдума оказалось знаменательным для всего Союза ССР, ибо это был один из первых опытов такого рода за всю историю страны. Данная идея встретила сопротивление со стороны Украины — например, председатель ВС Украины Л.М.Кравчук отговаривал от проведения референдума, заявляя, что автономию Крыма может восстановить ВС Украины[11]. Референдум состоялся 20 января 1991 года. Вопрос вынесенный на референдум был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — большинство проголосовавших (93,26%) проголосовали «ЗА» при явке в 81% населения[12].
Начальный этап Крымского Кризиса (1991-1994)
В 1991 году, когда распад СССР был лишь вопросом времени, начались события, которые можно назвать крымским кризисом. Дальнейшие события можно охарактеризовать как первый (начальный) этап Крымского Кризиса 1990-х годов:
- 12 февраля 1991 — ВС Украины прошло голосование по обсуждению итогов референдума в Крыму, на котором большинство голосов (355 депутатов из 366 присутствовавших) отдали голоса за воссоздание Крымской АССР[11]. В тот же день ВС Украины принял закон №712-ХII, по которому Крымская АССР была восстановлена в составе Украинской ССР — то есть, вторая часть вопроса, вынесенного на референдум (о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора) в данном законе не была учтена.
- 4 сентября 1991 — ВС Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете (текст), в которой говорилось о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины на условии исключительного права собственности народа Крыма на землю, недра и экономический потенциал Крыма. Вскоре крымские парламентарии направили в Верховный Совет Украины обращение, в котором оценили провозглашение независимости страны «как решительную меру законодателей по обеспечению гарантий свободного экономического, социально-культурного и духовного развития Украины». Тем самым ВС Крыма нейтрализовал своих недругов из числа украинских законодателей, которые любой шаг Симферополя рассматривали как проявление сепаратизма[11].
- 1 декабря 1991 — на Украине прошел референдум о независимости. Крымская АССР показали самые низкие результаты из всех регионов — так явка составила 67,5% и 63,74%, а доля ответивших «ЗА» 54,19 и 57,07% соответственно[13]. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный (общекрымский) референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в составе выходящей союзной республики — Украинской ССР.
- 26 февраля 1992 — по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым[14], а 6 мая того же года была принята Конституция Республики Крыма, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях[15]
- 5 мая 1992 — ВС Республики Крым принял постановление проведении общекрымского референдума по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым[16]. Спустя 8 дней Верховная Рада Украины отменила ([постановление №2333-XII]) данный документ по причине его противоречия Конституции Украины.
В 1992 году произошло обострение кризиса из-за постановки вопроса о незаконности передачи Крыма. 21 мая 1992 года Верховный Совет РФ принял постановление №2809-1, по которому, с одной стороны, признавал передачу Крыма юридически недействительной, а с другой, уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области[17] и обязательствами по договору с Украиной от 19 ноября 1990[18]. В ответ на это решение 2 июня Верховная Рада Украины приняла постановление №2397-XII, по которому постановила рассматривать постановление ВС РФ по Крыму как «не имеющее юридического значения», а в вопросе статуса Крыма в составе Украины исходить из того, что он не может быть предметом межгосударственных переговоров. Эта же позиция была высказана и в заявлении №2399-XII, озвученного на следующий день, в котором украинские парламентарии обвиняли Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины и посягательствах на ее территоральную целостность.
В вопросе Севастополя Россия пошла еще дальше — 9 июля 1993 года ее Верховный Совет объявил (поставноление №5359-I) о «российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года»[19]. Президент России Борис Ельцин не разделил позицию парламента, заявив Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной»[20]. С учетом того, что вопрос Крыма и Севастополя был поднят во время острого конфликта с парламентом 1992-1993 гг., Ельцин предпочел проигнорировать данный вопрос, будучи поглощенным внутриполитической борьбой, а также собственным региональным конфликтами.
В связи с постановлением ВС РФ Украина обратилась с жалобой в Совбез ООН — тот в своем заявлении от 20 июля 1993 года (S/26118) подтвердил свою приверженность принципам суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. За день до этого Ю.М. Воронцов, постонный представитель РФ в ООН в 1990-1994 гг., написал письмо на имя председателя Совбеза ООН, в котором было заявлено, что постановление от 9 июля 1993 года расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирование ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе. Примечательно, что оспорить принадлежность Севастополя Украине пытался лишь парламент России, в то время как Президент и МИД придерживались прямо противоположной позиции — то есть, де-факто произошло закрепление украинского статуса Севастополя, не имеющего под собой никаких оснований[19].
В это же время в Крыму усилились пророссийские настроения — в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма (РПК), преобразованное из ранее существовавшего «Республиканское движение Крыма» (РДК), которая придерживалась ярой пророссийской позиции вплоть до присоединения полуострова к России и предоставления жителям Крыма российского гражданства[21]. В 1994 году был зафиксирован наивысший (на тот период) успех пророссийского движения в Крыму — в январе президентом Республики Крым[22] стал известный общественный деятель Ю.А. Мешков, а в парламенте республики большинство мест занял созданный при поддержке Республиканской партии Крыма блок «Россия»[21]. Но при этом новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием поддержки со стороны самой России — ввиду его прозападного курса и боязни, что поддержка пророссийских деятелей за рубежом возродит в отношении России подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций»[21]. По этой причине пророссийские политические силы потерпели поражение на выборах 1998 года, получив меньшинство в парламенте. С середины 1990-х гг. пророссийские политические силы в Крыму сосредоточились на этно-культурных вопросах — вопросах русского языка, религии, культуры, исторического самосознаний и поддержания связей с исторической Родиной, а собственно политическая деятельность была отодвинута на второй план[21].
Заключительный этап Крымского Кризиса (1994-1998)
С ослабления пророссийских сил в Крыму можно отчитывать второй (заключительный) этап крымского кризиса. В 1994-1995 гг. руководство Украины проводило политику саботажа крымской автономии — 21 сентября Верховная Рада Украины переименовала (закон №171/94-ВР) Республику Крым в Автономную Республику Крым (АРК), что было скорее символическим действием. В марте 1995 года действия уже были не символическими — 17 марта 1995 года Президент Украины Л.Кучма отменил (закон №92/95-ВР) Конституцию Крыма 1992 года, а также ряд других законов о государственности Республики Крым. Данные действия со стороны Киева являются нарушением права принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, прописанных во Всеобщей декларации прав человека (ст.21) и Пакту о гражданских и политических правах (ст.25), а также принципа обладания человеком всеми правами и свободами различия на основе правового статуса территории, к которой человек принадлежит, прописанного во Всеобщей декларации прав человека (ст.2)[19]. Госдума РФ охарактеризовала (заявление) данные действия Киева как унижающие волеизъявление населения Республики Крым, прерывающие договорно-переговорный процесс между Крымом и Украиной и могущие серьезно дестабилизировать обстановку в регионе.
21 октября 1998 — депутаты Верховной Рады[23] АРК приняли новую конституцию, приведённую в соответствие с конституцией Украины — например, русский и крымско-татарский языки были лишены статуса государственнных языков Крыма:
Статья 10. Обеспечение функционирования и развития государственного языка, русского, крымскотатарского и других национальных языков в Автономной Республике Крым. 1. В Автономной Республике Крым наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымскотатарского, а также языков других национальностей. |
Это вызвало недовольство Госдумы РФ, которая расценила ([8]) данное решение как «решение Украиной внутренних геополитических проблем за счет жесткой дискриминации русского народа Крыма» и выразила убеждённость в том, что, «исходя из языковой и культурной близости, прочных исторических связей близкородственных славянских народов, украинские власти примут эффективные меры для пересмотра государственной политики в национальном и региональном масштабе, для исправления, отмены или аннулирования любых законов и других нормативно-правовых актов, ведущих к возникновению и закреплению дискриминации по этническому происхождению и языку». Несмотря на наличие этого и ряда других спорных моментов, правовое положение Автономной Республики Крым, согласно Конституции Украины 1996 года и Конституции АРК 1998 года, можно рассматривать как результат некоторого компромисса. Украинские власти вынужденно признали особый статус Крыма, но втиснули его в чрезвычайно узкие рамки[19].
Таким образом, крымский кризис для России закончился поражением. Руководство Крыма в условиях метаний между Москвой и Киевом в середине 90-х и попыток апеллировать к Москве в период противостояния с органами власти Украины не смогло выработать единую пророссийскую позицию с ясными целями и предпочло установить сомнительную стабильность[19]. Та же проблема была и у руководства России — как уже говорилось, вопрос юридической принадлежности Крыма и Севастополя поднимал исключительно парламент РФ, в то время как Президент и зависимый от него МИД предпочли уступить Украине, де-факто признав за ней территорию полуострова через гарантирование территориальной целостности, не получая при этом твердых гарантий долгосрочного партнерства и взаимной интеграции Украины с Россией.
Авиакатастрофа над Чёрным морем
4 октября 2001 — потерпел крушение самолёт Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск (Россия), на борту находилось 66 пассажиров (в основном граждане РФ и Израиля) и 12 членов экипажа.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся в Крыму военных учений[9]. При этом долгое время украинские власти отрицали данное утверждение — так, например, в 2007 году Киевский апелляционный суд отказался признать версию российских специалистов, которые пришли к выводу, что самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», который разбился в 2001 году над Черным морем, был непреднамеренно сбит украинской ракетой ПВО[10], а в 2011 году эксперты КНИИСЭ прямо отрицали поражение самолета РФ украинской ракетой[11].
Тем не менее, Киев согласился выплатить компенсации — так, в 2003 году по договору «Об урегулировании претензий» украинское правительство перечислило почти 8 млн долларов для выплаты родственникам погибших российских пассажиров, не признавая при этом юридической ответственности[12]. При этом иск компании «Сибирь» удовлетворен не был[13].
Тогдаший президент Украины Л.Кучма прокомментировал катастрофу следующим образом:
Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу[14]. |
Данный слова вызвали шок у мирового сообщества — Израиль вообще высказал гневную реакцию. Пресс-секретарь израильского премьер-министра Ариэля Шарона заявил, что «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения»[15].
Конфликт вокруг Тузлы
Конфликт вокруг Тузлы — кризис в российско-украинских отношениях в конце 2003 года, вызванный спорами по поводу принадлежности острова Тузла и сооружением Россией в Керченском проливе дамбы к острову Тузла.
29 сентября 2003 — власти Краснодарского края приступили к сооружению дамбы от Таманского п-ова к о.Тузла под предлогом предотвращения размывания береговой полосы Таманского п-ва и Тузлы, а также восстановления экологического баланса в региона. Так как власти Украины не были предупреждены об этом, то начался территориальный конфликт[16][17] — дело дошло до отправки Киевом пограничников на Тузлу и артиллерийских катеров в Керченский пролив[18]. В итоге уже к ноябрю 2003 года работы по строительству дамбы были прекращены, а украинские пограничники отозваны с Тузлы[19] и начался процесс урегулирования границы в Керченском проливе — 23 декабря 2003 года был подписан договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (текст), по которому Керченский пролив признавался территорией обоих государств, а линия государственной границы должна быть установлена в соответствии с соглашением между Сторонами.
Суть конфликта заключалась в следующем: Украина заявила свои права на о.Тузла в связи с тем, что еще в 1941 году он был включен в состав Крымской АССР[20] и на последующих советских картах обозначался как территория УССР[21]. На самом деле, данные претензии Украины являются необоснованными[24]:
Позиция Российской Федерации состоит в том, что Керченский пролив должен оставаться в совместном использовании, а граница может проходить, например, по кромке берега. Решение вопроса о статусе острова Тузла возможно, на наш взгляд, в рамках предложенной концепции. Достижение окончательной договоренности затрудняется тем, что Украина настаивает на необходимости признать якобы существовавшую административную границу между РСФСР и УССР в акватории Керченского пролива. Российская сторона считает, что такой границы в соответствии с советским законодательством не было и быть не могло. |
Иными словами, Украина лишь де-факто осуществляла юрисдикцию над о.Тузла — то есть в ее территориальных водах оказалась судоходная часть пролива, в то время российская часть была мелководной и подходила лишь для мелких рыбацких лодок[22].
Попытки Украины установить свою полную юрисдикцию на территорией острова по сути являлись попытками установить государственную границу в одностороннем порядке[25]:
При этом хотел бы подчеркнуть, что односторонние попытки установить границу в Азово-Керченской акватории противоречат нормам международного права, предусматривающим, что граница может быть установлена только по взаимному согласию. Как известно, этот принцип заложен также в статье 5[26] Договора о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года. |
Вопрос о принадлежности Тузлы оставался неопределенным в связи с отсутствием установления государственной границы между Россией и Украиной в Керченском заливе — договор о морской границе не был заключен даже после 2003 года. В 2012 году было озвучено совместное заявление президентов России (В.В.Путин) и Украины (В.Ф.Янукович) о демелитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе[27] — но дальше дело не сдвинулось, в том числе из-за событий 2013-2014 гг. (Евромайдан и Крымская Весна).
21 марта 2014 года, в связи с ратификацией Договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ, глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Керченский пролив больше не может являться предметом переговоров с Украиной[23]. Это напрямую связано с тем, что Россия не считает Крым спорной территорией, опираясь на множество правовых оснований сецесии Крыма, в частности факт проведения референдума и права народов на самоопределение — отсюда заявление в одностороннем порядке о своем территориальном праве на Керченский пролив и остров Тузла, входящий в состав Крыма.
Подписание договора 1997 года
Несмотря на вышеперечисленные конфликты, Россия и Украины подписали 31 мая 1997 года договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (далее «Большой договор») сроком на 10 лет. В нем были прописаны следующие основные обязательства обоюдного характера:
- Соблюдение принципа стратегического партнёрства
Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве. |
- Соблюдать принцип нерушимости границ и территориальной целостности
Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ. |
- Не использовать свою территориаю в ущерб безопасности друг друга
Статья 6. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны. |
- Обеспечивать «защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории»
Статья 12. Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле. |
Примечательно, что подписание договора обе страны совершили с большой задержкой — Украина подписала 14 января 1998 года, Россия лишь 25 декабря того же года. Причиной этого была позиция украинской стороны — она стремилась к тому, чтобы «Большой договор» не был связан с пакетом соглашений по Черноморскому флоту, подписанным 28 мая 1997 года. В том же году Украина вышла на новый уровень сотрудничества с НАТо[28] и дальнейшее базирование российского флота на территории страны могло стать серьёзной помехой для полноценного членства в альянсе. Тем не менее, договор был ратифицирован — 2 марта 1999 года был подписан соответствующий федеральный закон (текст).
Ю.В. Дубинин, в 1996-1999 гг. посол РФ на Украине, оценивал значение «Большого договора» следующим образом:
Со вступлением в силу этого договора, а также соглашений по Черноморскому флоту завершился первый, огромной важности период становления отношений между Россией и Украиной как суверенными, независимыми державами. Эти договоренности наряду с присоединением Украины к ДНЯО позволили предотвратить перерастание сложных, порой конфликтных ситуаций в открытые столкновения между двумя крупнейшими странами постсоветского пространства. В противном случае возможные последствия таких столкновений были бы трудно предсказуемы не только для них самих, но и для большого геополитического региона. Но главное состояло в том, что благодаря достигнутым договоренностям была создана международно-правовая база для будущего российско-украинских отношений[29]. |
Отношения при Викторе Ющенко (2005-2010)
Виктор Ющенко пришел к власти в результате Оранжевой Революции — с его приходом к власти закончилась эпоха дружеского нейтралитета и многовекторности в российско-украинских отношениях. Смена Украиной внешнеполитического курса привело к ухудшению отношений с Россией.
Новый президент Украины провозгласил евроатлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы. По заявлению вице-премьера Украины по вопросам европейской интеграции, сделанному сразу же после назначения, Украина не намеревалась отказываться от сближения с Россией в смысле снятия торговых барьеров, но собиралась принципиально поменять политику в отношении России[30]:
Мы станем двумя народами, каждый из которых отстаивает свои интересы...Мы будем говорить с Москвой на равных...Надо сказать россиянам: мы ваши партнёры, но намерены делать только то, что нам выгодно |
Это выразилось, прежде всего, в постепенном отходе от идеи евразийской интеграции — так, например, в августе 2005 года на саммите ЕЭП Ющенко заявил об отказе от подписания документов по созданию зоны свободной торговли стран СНГ (ЗСТ), в которых шла речь о наднационального тарифного органа и таможенного союза, подтвердив при этом сохранение возможности подписания Украиной остальных 15 документов. Параллельно делались шаги по евроинтеграции — с 2007 года начались переговоры о заключении Соглашения об ассоциации с ЕС, а с 2009 года Украины стала членом программы «Восточное партнёрство». Дальнейшее членство Украины в СНГ администрация Ющенко считало нецелесообразным, укрепляя сотрудничество с членами ГУАМ.
Оранжевая революция (2004)
Предпосылки Оранжевой Революции
Оранжевая Революция, как и любая цветная революция, была сложным политико-социальным явлением и имела ряд значимых предпосылок — все они были связаны с внешней политикой и политической полемикой в СМИ и обществе:
- Сила протестного движения. Городские протестные выступления являлись широким социальным движением, направленным на защиту гражданских прав. Ключевым фактором этих выступлений был высочайший уровень политической активности граждан — принципиально новый феномен современной украинской истории. При этом необходимо подчеркнуть, что такая активность была направлена в первую очередь не на поддержку конкретного кандидата, а на защиту права выбора как важнейшей общественной ценности. Поводом для массового протеста стали зафиксированные в общественном сознании массовые фальсификации народного волеизъявления во время второго тура выборов президента Украины 21 ноября 2004 года. При этом с политической точки зрения утратил свою актуальность и значимость вопрос «где, как и кем в реальности попирались права избирателей». Общественным фактом, конвенциальной (договорной) истиной стало широкое признание гражданами (и практически всеобщее – элитами) того, что подобные фальсификации осуществлялись прежде всего властью в восточных и южных регионах Украины[31].
- Информационная кампания против Януковича. Виктор Янукович ассоциировался с т.н. «донецкими» — политико-экономической группой политиков и бизнесменов, состоящей в основном из уроженцев Донбасса. Летом и осенью 2004 года широчайшее распространение в среде мелкого и среднего бизнеса получили рассказы о насильственном переоформлении прав собственности на конкретные предприятия с их владельцев на представителей донецкой политико-экономической группы. В сочетании с установившимся образом «агрессивных донецких», а также с известными фактами биографии тогдашнего премьер-министра Украины Виктора Януковича такие слухи создали в широких и, что наиболее важно, активных общественных кругах стойкое неприятие президентских перспектив Януковича. Его победа стала связываться даже не с продолжением политического и экономического курса Леонида Кучмы, который во многом ассоциировался с нерешенными за десять лет проблемами Украины, а с открытым наступлением на права и свободы граждан, возможности свободного развития Украины[31].
- Национализм на Западной Украине. Существенную роль в киевских, и еще более – в западноукраинских событиях сыграл фактор национально-освободительного движения. В восприятии многих украинцев из западных и центральных областей Ющенко стал выразителем национальных чаяний – особенно в контрасте с поданным в качестве пророссийского кандидата Януковичем. Активная поддержка «оранжевых» политиков на Западе Украины связывалась с надеждой на ускоренное решение задач дальнейшей эмансипации от России и приобретение Украиной центрально-восточноевропейского качества. Сюда же следует отнести и наличествовавший религиозно-конфессийный элемент. В силу политической логики, а еще более – достаточно жесткой публичной поддержки Януковича отдельными представителями Украинской православной церкви Московского патриархата «оранжевое» движение нашло дружественно-позитивное отношение со стороны представителей иных конфессий, в первую очередь УПЦ Киевского патриархата и Украинской греко-католической церкви[31].
Главной предпосылкой можно назвать сильный пророссийский уклон во внешней политике Украины, которая традиционно носила многовекторный характер. Начало XXI века (2001-2004) стало для Украины временем выхода из кризиса и высоких темпов экономического роста и опредённой социальной стабильности[32]. Выступая на ПМЭФ-2004 Янукович обосновывал пророссийский курс следующим образом[32]:
Усиление интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства в ближайшие годы позволит создать в восточной части европейского континента и в Евразии зону стабильного развития и высоких темпов экономического роста. В этом я убежден, и это подтверждается многими цифрами и расчетами. Так, в 1990-х годах для стран Запада значительным экономическим достижением считался рост на уровне 3–3,5%. И пока ничто не указывает на то, что в ближайшие годы этот уровень поднимется. Более того, если говорить о Евросоюзе, темпы роста его экономики в этом десятилетии, вероятнее всего, будут еще скромнее. На данном фоне рост ВВП в странах, заключивших Соглашение о формировании Единого экономического пространства, который достиг 8,5%, выглядит более чем убедительно |
19 сентября 2003 — подписан договор о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Украина приняла активное участие в работе по созданию общей нормативно-правовой базы экономической интеграции четырёх стран, в частности, именно в Киев предлагалось перенести органы управления ЕЭП. Иными словами, в традиционной для Украины многовекторной внешней политике был сделан сильный пророссийский уклон — во многом из-за того, что лидеры ЕС и НАТО посылали украинскому руководству чёткие сигналы о невозможности в обозримом будущем присоединения Украины к этим организациям[2]. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста[32].
С другой стороны, Украина сохраняла многовекторный курс внешней политики — это тормозило евразийскую интеграцию, ибо Украина стремилась получить от нее политические и экономические преимущества, не мешающие евроинтеграции страны. Ситуацию усугубляла жесткая полемика в Верховной Раде — пророссийские партийные фракции (напримре, «Партия регионов») поддерживали евразийскую интеграцию, прозападные («Наша Украина», «Блок Юлии Тимошенко») поддерживали евроинтеграцию, считая вступление Украины в ЕЭП шагом к возрождению СССР. Значимость второго фактора сильно возросла, когда данная полемика вышла за стены парламента и вызвала раскол украинского общественного мнения. Полемика достигла точки кипения, когда Янукович, говоривший в своих предвыборных выступлениях о союзе с Россией и о придании русскому языку статуса второго государственного[2], выдвинул свою кандидатуру на участие в президентских выборах 2004 года — это гарантировало ему большую поддержку как со стороны России, так и со стороны украинских избирателей из Крыма и восточных областей Украины.
Хронология (краткая) событий Оранжевой Революции[33]
- 21-22 ноября 2004 — на Украине прошел 2-ой тур президентских выборов, по итогам которого Виктор Янукович (кандидат от власти) получил 49,46%, а Виктор Ющенко (кандидат от оппозиции) 46,61% голосов избирателей соответственно. Еще до объявления итогов сторонники Ющенко начали "ненасильственную борьбу" за признание победы Ющенко — на Крещатике (главный проспект Киева) начали устанавливать палатки.
- 23-26 ноября 2004 — 23 ноября в Киеве собралось 200-300 тыс. протестующих против фальсификаций и в поддержку кандидата от оппозиции, в последующие несколько дней начались аналогичные протесты в городах Центральной и Западной Украины. В процессе этих протестов блокировались здания органов власти — так в Киеве были блокированы здания Администрации Президента, Правительства и других органов власти. В то же время на востоке и юге Украины преобладала поддержка Януковича.
- 27 ноября 2004 — Виктор Ющенко, выступая на многотысячном митинге украинской оппозиции в Киеве, заявил, что единственным выходом из ситуации политического кризиса может быть повторное голосование президента. Он предложил провести повторные выборы 12 декабря и при этом отметил, что "выборы должны проходить без открепительных талонов и при новом составе ЦИК". Верховная рада Украины признала итоги второго тура выборов президента на Украине недействительными.
- 3 декабря 2004 — Верховный суд признал недействительными результаты второго тура президентских выборов 21 ноября и назначил повторный тур на 26 декабря[34]. К урегулированию политического кризиса были привлечены международные посредники: президенты Литвы Валдас Адамкус и Польши Александр Квасьневский, представитель ЕС Хавьер Солана, генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш, спикер Госдумы Борис Грызлов.
- 7 декабря 2004 — переговоры президента (Л.М.Кучма), председателя Верхоной Рады (В.Литвин) и соперничающих кандидатов в президенты с участием международных посредников. Была достигнута договоренность о том, что решение Верховного суда Украины должно выполняться всеми участниками избирательного процесса по выборам нового президента Украины. Также была достигнута договоренность о том, что президент Украины досрочно приостанавливает полномочия членов Центризбиркома и вносит в Верховную раду новые кандидатуры членов ЦИК. Участники переговоров договорились и о разблокировании зданий кабинета министров и администрации президента.
- 8 декабря 2004-10 января 2005 — был утвержден новый состав ЦИК Украины и проведен третий тур выборов (26.12.2004), по итогам которого Ющенко и Янукович получили 51,99% и 44,2% избирателей соответственно. 8 декабря 2004 года Верховная Рада Украины внесла изменения в Конституцию Украины, по которым Украина становилась парламентско-президентским государством, что усиливало власть парламент и ослабляла власть президента.
- 23-25 января 2005 — после инагурации Юшенко (23 января) революция фактически закончилась, 2 дня спустя из центра Киева были убраны палаточные городки.
Подробнее хронология Оранжевой Революции представлена по ссылке.
Миф о Голодоморе
Еще в конце 1980-х гг. была распространена националистическая трактовка голод на Украине начала 1930-х гг. — голод трактовался как геноцид украинской нации, иницированный советской властью, который получил название «Голодомор». В конце 1980-х национальная интерпретация Голода проникает в УССР и становится эффективным средством для подрыва советской системы и усиления сепаратистиких настроений. При Кравчуке и Кучме данная тема не была широко обсуждаемой в прессе. Тем не менее, в 1998 году был утвержден т.н. День памяти жертв голодомора по указу президента Украины (№1310/98) Леонида Кучмы.
В 2003 году, выступая на 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, Кучма поддержать инициативу Украины отдать дань уважения со стороны международного сообщества памяти погибших во время Голодомора 1932—1933 годов — его выступление стало основой для совместного заявления делегаций Украины и других стран по случаю 70-ой годовщины Голодомора:
В бывшем Советском Союзе миллионы мужчин, женщин и детей пали жертвой жестоких действий и политики тоталитарного режима. Великий голод 1932—33 гг. на Украине (Голодомор) унёс 7—10 миллионов невинных жизней и является национальной трагедией украинского народа. Отмечая 70-ю годовщину украинской трагедии, мы также отдаем дань памяти миллионам русских, казахов и представителей других национальностей, умерших от голода в Поволжье, на Северном Кавказе, Казахстане и других районах бывшего Советского Союза вследствие гражданской войны и принудительной коллективизации, что оставило глубокие незаживающие раны на сознании будущих поколений[35] |
С приходом к власти Виктора Ющенко концепция Голодомора фактически стала основой идеологической политики руководства страны и он стал трактоваться как геноцид украинского народа. Сам Ющенко говорил об этой трагедии следующим образом:
Голод на Украине 1930-х годов не являлся смертью через голод, а убийством народа через голод...Голод на Украине был выбран как способ усмирения украинского народа. Эти преступления по своим масштабам, целям и методам, безусловно, подпадают под определение геноцида, которое даёт конвенция Организации Объединённых Наций 1948 года. Цель была обескровить Украину, подорвать её силы и таким образом устранить возможность восстановления украинской государственности. Эта цель не скрывалась. |
Курс на следование данной линии был официально установлен Верховной Радой в 2006 году (закон №316-16), по которому голод 1932—1933 годов был определен как геноцид украинского народа. Свою лепту внесла и СБУ — было опубликовано 5 тыс. страниц документов ГПУ о периоде трагедии[36], а в 2009 году СБУ воздудила уголовное дело по «факту совершения в 1932—1933 годах на Украине геноцида»[37] в отношении И.В. Сталина, В. М. Молотова, Л. М. Кагановича и некоторых других советских и партийных руководителей.
Администрация Ющенко пыталась продвинуть миф о Голодоморе на международном уровне. В 2008 году была попытка продвижения мифа через ООН — Украина внесла в Совет ООН по права человека проект резолюции «Память о Голодоморе 1932-1933 гг. в Украине», который она была вынуждена её отозвать 24 сентября того же года, не получив практически никакой поддержки[38].
Логичным продолжением этого были призывы к взысканию с России как правопреемницы СССР компенсаций за устроение геноцида — но взысканию не в немедленном порядке, а после признания ООН Голодомора геноцидом. Юрий Костенко, заместитель главы МИД Украины, заявил в 2009 году:
Мы ещё раз отбрасываем какую-либо связь между тем, что мы хотим, чтобы почтили память жертв Голодомора, и тем, что мы будем требовать компенсации от Российской Федерации… Мы много раз говорили, что народ и руководство России не несут никакой ответственности за преступления сталинского режима, за исключением тех, кто говорит, что является продолжателем дела Иосифа Виссарионовича Сталина |
Россия не признавала справедливости претензий Украины — при признании и осуждении сталинских репрессий, руководство России отказывалось поднимать вопрос Голодомора, в частности, Владимир Путин прямо заявил «Мы не поднимаем вопросов надуманного характера типа Голодомора, политизируя эти общие проблемы прошлого»[24], МИД РФ высказал такую же позиции, при этом признавая, что трагедия была во многом обусловлена политикой тогдашнего руководства Советского Союза[39]
Апелляционный суд Киева, рассматривавший дело СБУ о Голодоморе в январе 2010 года, подтвердил выводы следователей СБУ об организации на территории УССР геноцида украинской национальной группы — но суд, подтверждая обвинение, закрыл дело в связи со смертью обвиняемых[40]. В апреле того же года Виктор Янукович, ставший президентом Украины, прямо заявил, что массовый голод в 1930-х годах был не геноцидом украинцев, а общей трагедией государств, которые входили в единый Советский Союз[41].
Черноморский флот России
Явно прозападный курс внешней политики Украины означал пересмотр её позиции по результатам раздела Черноморского флота бСССР — пребывание Черноморского флота РФ в Крыму стало рассматриваться как нарушение Конституции Украины и безопасности страны:
Статья 17. Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа...На территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз[25]. |
Виктор Ющенко заявил о готовности Украины придерживаться положений соглашений о флоте 1997 года лишь до 2017 года[42], апеллируя к Конституции Украины[43][44], и поручил начать подготовку к выводу российского флота после 2017 года[45]. Иными словами, его позиция носила компромиссный характер, но была под сильным влиянием людей, не желающих пролонгации договоров — например, Бориса Тарасюка, главы МИД Украины.
Существует как минимум две вероятные причины такой позиции со стороны Ющенко:
- ВМС РФ представляли малую угрозу — по соглашениям 1997 года ВМС Украины получили большую часть пунктов базирования корабельного состава и береговых войск, основных и запасных аэропортов, то есть более выгодные позиции.
- Согласно Конституции Украины, «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины»[46]
Также настоять на немедленном выдворении ВМС РФ с Украины мешало то обстоятельство, что в 2005-2006 гг. руководство НАТО лишь присматривалась к режиму Ющенко, из-за чего он не мог рассчитывать на поддержку со стороны Северо-Атлантического Альянса в случае давления на Россию в вопросе базирования ее ВМС на Украине.
Участие Украины в Пятидневной Войне
Вопрос базирования ВМС РФ на Украине обострился в связи с Пятидневной войной 2008 года. Режим Ющенко в этом конфликте поддержал Грузию — например, была попытка обеспечить Грузии прикрытие с моря путем шантажа России заблокировать ее Черноморскому флоту возвращение на базы в Крыму, если он будет участововать в конфликте[26][27][28], в частности было установлено пересечение украинской границы кораблями ВМС РФ только с уведомления штаба ВМС Украины о своих действиях как минимум за 72 часа[29]. Украина исходила из того, что участие Черноморского флота РФ в грузинском конфликте втягивало Украину в войну, чего Киев не желал ввиду прогрузинской позиции[30][31] — МИД России расценил его меры, касаемые Черноморского флота РФ, как антироссийские[32].
Говоря о Черноморском флоте, нельзя не упомянуть версию Саакашвили о начале войны — по его словам президент Украины Ющенко попытался своим указом остановить Черноморский флот, но Россия его проигнорировал:
Те, кто хочет знать, как начались военные действия, должны знать что Черноморский флот вышел из Украины к берегам Грузии по меньшей мере за шесть дней до начала более широких военных действий. Они же не ехали на экскурсию! Люди просто не хотят этого знать. Черноморский Флот пришел в полном вооружении к грузинским берегам. Президент Украины пытался их остановить своим указом, но они его проигнорировали[33][34] |
Версия Саакашвили не соответствует действительности, ибо упомянутый указ Ющенко вышел лишь 13 августа 2008 года — то есть спустя 5 дней после начала войны, и после того, как президент России Медведев официально объявил о прекращении военной операции.
В 2005 году было подписано соглашение об украинско-грузинском военно-техническом сотрудничестве (ВТС), что привело к активизации военно-технического сотрудничества между странами. В 2005 году представитель "Укрспецэкспорта", государственной структуры, обеспечивающей до 90 % всех экспортных поставок продукции украинского ВПК, сообщил, что документ шел под грифом "Секретно", а содержащаяся в нем информация носила характер государственной тайны. Однако осенью того же года Президент Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты впервые публично заявил, что Украина поставляет Грузии танки 1-12, вертолеты Ми-8, БТР, ракеты и другие виды вооружений. О том, что Киев помогает Тбилиси подготовиться к ведению военных действий против непризнанной республики, представители Цхинвала сообщали ежегодно[47].
Наряду с Израилем Украина была наиболее крупным поставщиком оружия для Грузии[48]. О поставках украинского оружия в Грузию прямо заявил Юрий Енухаров, в 2007-2009 Министр Обороны Украины, во время визита в Грузию в июне 2008 года:
В этом году очень интенсивно идут поставки продукции, в которой заинтересована Грузия. Мы их благодарим за то, что идет не только то, что было раньше со складов и арсеналов Министерства обороны, но и из предприятий[35][36] |
Еще в 2005 году по информации Минобороны России Украина поставила Украине следующие вооружения: 31 танк Т-72; 20 БТР-80; 40 БМП-2; 12 152-мм самоходных гаубиц 2СЗ "Акация"; 10 самолетов Л-29; девять вертолетов Ми-24; два Ми-8МТ; два Ми-4; 10 зенитных ракетных комплексов "Оса-АКМ"; комплекс радиотехнической разведки "Кольчуга-М"; запасные части для вертолетов; ракетный катер "Тбилиси" (бывший "Конотоп"); сторожевой катер "Георгий Торели" (поисково-спасательный катер проекта 205П); две РЛС 36Д6-М; две инженерные машины разграждения ИМР-2; два путепрокладчика БАТ-2; партия автомобилей "КрАЗ-6510"; 40 т боеприпасов к стрелковому оружию[47].
Отдельно стоит упомянуть о вкладе Украины в развитии ВВС Грузии. К началу августа 2008 года основную ударную силу составляли 12 штурмовиков Су-25 (из них 10 в одноместном и 2 в двухместном учебно-боевом вариантах), большая часть которых была собрана из советского задела на тбилисском заводе «Тбилавиамшени», остальные куплены в Македонии, которая в свою очередь приобрела их в Украине. Кроме того, имелось несколько военно-транспортных машин Ан-24, Ан-32 и Ан-72, 12 чехословацких учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос» (шесть из них также бывшие украинские) и девять более старых учебно-боевых L-29 «Дельфин». Вертолетный парк был представлен одним Ми-35, тремя Ми-24П, четырьмя Ми-24В (большинство ударных вертолетов семейства Ми-24 получены от Украины), двумя Ми-14, шестнадцатью Ми-8, шестью американскими Bell-212, таким же количеством UH-1Н «Ирокез» и двумя Ми-2[48].
Была информация и о поставках зенитно-ракетных систем с расчетами — по версии Риа-Новости дальний бомбардировщик Ту-22 и несколько штурмовиков Су-25 были сбиты из поставленных Украиной Грузии зенитно-ракетных систем С-200 и "Тор", плюс на системах ПВО работали и украинские расчеты[37] — что было опровергнуто Анатолием Гриценко, в 2005-2007 гг. Министр Обороны Украины[38]. По версии портала Topwar у Грузии просто не было смысла закупать С-200, ибо это была устаревшая, громоздкая, немобильная и сложная в эксплуатации зенитная систему на жидком топливе[48]. При этом незадолго до начала грузино-осетинского конфликта был сформирован и вступил в строй, отдельный зенитно-ракетный дивизион (ОЗРДН), состоявший из трех гораздо более современных зенитно-ракетных комплексов 9К37М1 «Бук-М1», полученных в июне 2007 года от Украины. Каждый комплекс включал в себя по четыре самоходных огневых установки (СОУ) с четырьмя ракетами на каждой. Именно этот мобильный дивизион принимал наиболее активное участие в боевых действиях. Второй дивизион «буков» так и не был сформирован. Матчасть и запас ракет для него прибыли из Украины на пароме «Герои Плевны» 12 июня 2008 года, но грузины не успели обучить расчеты и ввести дивизион в строй. Впоследствии он был захвачен российскими десантниками. Наиболее близкий к границе с Южной Осетией пост располагался в нескольких километрах от поселка Шавшевеби Горийского района. Там на холме была установлена современная РЛС украинского производства 36Д6-М. Эта станция с высокой степенью помехозащищенности способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 360 км, то есть в зону досягаемости шавшевебской РЛС попадала почти вся территория Северного Кавказа от Черного моря до Каспийского. Одновременно станция может сопровождать в автоматическом режиме до 120 целей и передавать информацию о них операторам пусковых установок зенитных ракет. Второй такой радар был установлен возле Тбилиси[48].
Участие Украины в создании грузинских ВВС и ПВО не ограничилось поставкой самолетов, вертолетов, РЛС и зенитно-ракетных комплексов. В 2006 году Киев за 25 миллионов долларов продал Грузии новый, созданный всего за три года до этого комплекс пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга-М» в составе трех разведывательных станций. Кроме того, в 2007 году украинская корпорация «Аэротехника» связала все грузинские военные и гражданские РЛС, а также комплекс «Кольчуга-М» в единую сеть контроля за воздушным пространством ASOC (AirSovereigntyOperationsCenters). Центральный командный пункт ASOC расположен в Тбилиси и с весны 2008 года подключен к НАТОвской системе обмена данными о воздушной обстановке ASDE(AirSituationDataExchange)[48]. Также была информация об участии украинских военных и членов организации УНА-УНСО в войне на стороне Грузии — например, об этом заявил Следственный Комитет РФ[39] — но данная информация была опровергнута руководством УНА-УНСО и Минобороны Украины[40].
Продление договора 1997 года
Украинский кризис (2013-н.в.)
Основная статья: Украинский кризис
Ссылки
- Российско-украинские отношения (справка МИД РФ)
- Посольство России на Украине
- Отношения России и Украины. Досье — краткая справка истории отношений между странами от ТАСС
Двухсторонние соглашения
- Договор между РСФСР и УССР от от 19 ноября 1990 года (прекратил действие с 01.04.1999 на основании Международного договора от 31.05.1997)
- Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года
См. также
Примечания
- ↑ Стоит заметить, что Москва появилась значительно позже (1147 год), чем Киев (882 год).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Хмылёв В.Л. Современные международные отношения. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010
- ↑ Заклятые соседи // Период полураспада. Lenta.ru
- ↑ Метленко Е.А. Проблема поставок и транспортировки энергоносителей как фактор российско-украинских отношений в 1990-е гг.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Федоровых А.П. Раздел Черноморского флота в цифрах и фактах
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 История раздела Черноморского флота. Справка
- ↑ Холодна війна за Крим
- ↑ КРИМ 94. Частина 5 «За крок до війни…»
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Черноморский флот — хронология раздела
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Орлов В.А. Крымский кризис и вопрос гарантий безопасности Украине // Russia. — Issue 3 (207). — Vol. 13. — March 2014
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Мацузато К. Регионы Украины Том 3, Крым и Николаевская область. — Саппоро: Центр славянских исследований, 2009
- ↑ Как в Крыму 25 лет назад проходил первый советский референдум (Московский Комсомолец)
- ↑ Ведомость о результатах Всеукраинского референдума, 1 декабря 1991
- ↑ О Республике Крым как официальном названии демократического государства Крым
- ↑ Конституция Республики Крым от 06.05.1992 № 76/а-1
- ↑ Постановление Верховного Совета Крыма от 05.05.1992 № 73-I «О проведении общекрымского референдума»
- ↑ Закон РСФСР от 02.06.1954 «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР»
- ↑ Статья 6: Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Украинской Советской Социалистической Республики в ныне существующих в рамках СССР границах.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Федоров А.Б. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя.
- ↑ «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 13 июля, вторник. — № 129 (23984).
- ↑ 21,0 21,1 21,2 21,3 Полунов А.Ю. Общественные организации русского Крыма: политическая деятельность, стратегии взаимоотношений с властью
- ↑ Должность президента Крыма была введена законом №428-1 от 14 июня 1993 года.
- ↑ Данное наименование крымского парламента закреплено в Конституции Украины (статья 135) и присутствует даже в русском переводе Конституции Украины
- ↑ Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с заявлением МИД Украины о принадлежности острова Тузла (13.07.2005)
- ↑ Ответы заместителя министра иностранных дел россии В.В.Лощинина на вопросы ИТАР-ТАСС по российско-украинским отношениям (5.11.2003)
- ↑ Статья 5. Урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств
- ↑ По версии инфоагенства РИА-Новости Россия в 2012 году оформила некие договоренности, по которым она не будет оспаривать принадлежность о.Тузла, а также сохранит "право ключа" при проходе судов через Керченский пролив. Документальных и иных подтверждений наличия таких уступок со стороны России нет.
- ↑ В июле 1997 года была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины», в Киеве открылся первый в Восточной Европе Центр информации и документации НАТО
- ↑ Дубинин Ю.В. Как была заложена правовая основа российско-украинских отношений / Ю.В. Дубинин // Международная жизнь. - 2008. - №7
- ↑ Усова Л.С. Внешняя политика Украины: между внеблоковостью и евроатлантической интеграцией // «Власть», № 7, 2011
- ↑ 31,0 31,1 31,2 «Оранжевая революция». Украинская версия. — М.: «ЕвроВосток», 2005.
- ↑ 32,0 32,1 32,2 Кротов М. И. Экономика Украины: необходимость нового курса // Проблемы современной экономики, № 4 (48) / 2013
- ↑ "Оранжевая революция" на Украине (РИА-Новости
- ↑ Данное решение принято на основании многочисленных жалоб на фальсификации итогов выборов в пользу Януковича. При этом Верховный Суд отклонил иск от Партии Регионов по поводу фальсификаций в пользу Ющенко
- ↑ Приложение к письму Постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций от 7 ноября 2003 года на имя Генерального секретаря
- ↑ Историческая политика на Украине. Казацкий вариант.
- ↑ СБУ возбудила уголовное дело по факту совершения Геноцида (УНИАН)
- ↑ О провале затеи Украины по «голодомору» в Совете ООН по правам человека (МИД РФ)
- ↑ Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с обсуждением в прессе Украины так называемого голодомора 1932-1933 годов
- ↑ Большевистские лидеры признаны виновными в организации геноцида на Украине
- ↑ Голодомор на весь Союз (Газета.Ру)
- ↑ Ющенко пообещал не трогать российский флот в Крыму до 2017 года
- ↑ Ющенко: Оставить флот России в Севастополе после 2017 года не позволит украинская конституция
- ↑ Ющенко хочет освободить Крым от Черноморского флота России к 2017 году
- ↑ Ющенко приговорил Черноморский флот
- ↑ Раздел XV. Переходные положения // Конституция Украины
- ↑ 47,0 47,1 Юрко А. Поставка Украиной Грузии вооружения и военной техники (2008) // Зарубежное военное обозрение. - 2008, - №9, - С.30-31
- ↑ 48,0 48,1 48,2 48,3 48,4 Август 2008 года. Война в воздухе (Военное обозрение)