Этногенез (литературный проект)
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
«Этногенез» – литературный проект издательств «Популярная литература» и «АСТ». Стартовал в апреле 2009 года – с выходом первой книги «Маруся: Талисман Бессмертия», которая стала бестселлером продаж[1]. На конец марта 2019 года проект находится в некоторой заморозке – последняя книга проекта («Сыщики 2: Город Озо») вышла в июне 2013 года.
Над литературным сериалом работает целый коллектив авторов[2] – главой коллектива является основатель и вдохновитель сериала Константин Рыков[3]. В коллективе немало фантастов – например, покинувшие проект Александр Зорич и Кирилл Бенедиктов – поэтому значительная часть книг принадлежат к жанру фантастики. Из других жанров в книжном собрании проекта представлены такие жанры как альтернативная история, киберпанк и т.д.
Деятельность данного литературного проекта не ограничивается лишь выпуском книг – параллельно с выпуском книг выходили аудио-сериалы, онлайн-игры, приложения для iPhone, iPad и Android, онлайн игры и многое другое.
Концепция проекта
По словам Константина Рыкова, основателя проекта, концепция «Этногенеза» была задумана еще в 2001 году[3]:
Идея пришла мне в голову в пять часов утра. Я подумал, что было бы круто создать виртуальную героиню. У нас на тот момент не было ни одного виртуального персонажа, ни одного супергероя. Если посмотреть на западные, восточные, да любые медиа, любую информационную культуру – такие персонажи есть везде. И сразу во многих жанрах – и в комиксах, и в литературе, и в кино. А у нас не было. Нам нужен был свой Гарри Поттер. Вообще, тогда интернет только-только становился популярным и во всем мире появлялись интересные и совершенно новые проекты. |
Как уже было сказано, проект стартовал лишь в 2009 году – причем стартовал настолько успешно, что уже через 3 года стал масштабным и коммерчески успешным проектом на российском литературном рынке[3].
Основная концепция проекта является отсылкой к пассионарной теории этногенеза, разработанной знаменитым советским этнографом и историком Львом Гумилёвым[3]:
В какой-то момент я подумал, что было бы безумно интересно создать целый мир, в который читатель мог бы погружаться. Когда я оканчивал университет, я был очень увлечен творчеством Льва Гумилева. У него есть знаменитая «Пассионарная теория этногенеза». Гениальная. Он пытался понять, что заставляет людей совершать поступки, которые меняют судьбу человечества? Почему где-то появляется вдруг человек, который способен переломить в себе инстинкт самосохранения и страх и совершить что-то великое? Македонский, например. Что заставило человека, живущего в Македонии, пройти через весь мир? Что движет такими людьми? Самое интересное, что сам Гумилев так и не смог найти ответ, что является источником пассионарности. У него были разные теории на этот счет. И на меня его этот труд произвел ошеломляющий эффект. И я действительно стал его адептом. Зная меня, смешно звучит, но так оно и получилось. |
Вкратце суть концепции «Этногенеза» выглядит следующим образом: в мире существует огромное количество т.н. «предметов» – магических артефактов в виде металлических фигурок животных, наделяющих своего владельца суперспособностями, причем у каждого предмета способность своя. Попадая к людям, эти предметы оказывают огромное влияние на их жизнь – вплоть до того, что позволяют влиять на ход исторических событий, что объясняет фигурирование реальных исторических лиц (Адольф Гитлер, Наполеон Бонапарт, Чингисхан и т.д.) в событиях литературной вселенной «Этногенеза».
Проект очень часто обращается к истории – как заявил Константин Рыков, «фактически, «Этногенез» – альтернативная летопись мира»[3] – и представляет собой сюжетный пазл[4]:
А что если несколько хороших писателей — каждый со своей стороны — начнут складывать гигантский литературный пазл? Каждый писатель будет рассказывать какую-нибудь интересную историю, поначалу вроде бы никак не связанную с другими. Один пишет серию книг про пиратов Карибского моря, другой — про немецких диверсантов в блокадном Ленинграде, третий — про недалекое будущее, четвертый — про далекое. Поначалу — ничего общего, разве что каждая книга рассказывает о людях, владеющих некими таинственными артефактами — металлическими фигурками животных, которые наделяют своего владельца уникальными возможностями, причем каждая фигурка — своим. Но потихоньку серии проекта начнут переплетаться. Появятся общие персонажи, загадки, заданные в одной книге, найдут ответы в другой и однажды все эти истории соберутся в некий мега-роман, который и даст ответ на многие загадки мироздания. |
Константин Рыков подтвердил ориентацию проекта на интерпретацию тайн и загадок истории – он прямо заявил: «Мы постарались собрать в «Этногенезе» все возможные тайны и загадки мира»[3]. Из наиболее известных загадок были затронуты статуи на острове Пасхи, тайна гибели ордена тамплиеров и т.д.
Основные двигатели сюжета
Хранители
Хранители – раса антропоморфных существ, оказывающих влияние на людей и даже историю человечества. Сами себя эти существа называют арками, а среди людей они известны как прозрачные (из-за своей внешности) и высшие неизвестные (так их называют нацисты, в частности Адольф Гитлер и Мария фон Белов).
Хранители появились на Земле во времена появления людей. В начале хранители пытались сосуществовать с людьми – в целях облегчить людям жизнь хранители создали волшебные предметы как инструменты для освоения планеты. Но получив предметы люди не захотели жить с арками в мире и почти истребили их. Люди как более приспособленный для жизни на Земле вид смогли размножаться и за счет своей численности просто выдавили арков.
С тех пор хранители вынуждены жить скрытно – из-за этого о существовании арков (да и предметов тоже) знали лишь немногие представители человечества (например, руководство Аненнербе, НКВД-КГБ, Ватикана, Синдиката Д[5] и т.д.). Это позволяло им тайно оказывать влияние на мировую историю – например, Адольф Гитлер получил орла по соглашению с прозрачными. Стоит отметить, что до конца XVIII века прозрачные по вопросу влияния на мировую историю были разделены на две фракции, каждая из которых пыталась влиять на историю по своему – например, в вопросе Франции или Англии стать владычичей морей клан Восточных ставил на Францию, стремясь передать дельфина корсару Гийому Ле Тетю, а клан Западных ставил на Англию, стремясь передать дельфина корсару Фрэнсису Дрейку (что им и удалось).
Хранители имеют свое божество – Моаи, который не относится к расе прозрачных, но является для них неким аналогом божества. Среди арабов известен как Ледяной Шайтан – по арабской же легенде был проклят Аллахом на вечное заточение на маленьком острове в Тихом Океане (Остров Пасхи). Моаи является очень могущественным существом – он способен передвигать свой остров в пространстве и даже во времени, в пределах острова способен мгновенно вызвать зиму и даже заморозить живое существо т.н. лунным льдом (льдом, который нельзя растопить никакими источниками тепла).
Разделение прозрачных на кланы было обусловлено разными точками зрения по вопросу нужно ли избавляться от людей. Если Западные и Восточные выступали за мирное сосуществование с людьми, то клан Кон-Тики – клан арков, выступающий как охрана Моаи – стремился к уничтожению человечества. Для борьбы с Кон-Тики другие кланы использовали людей, убеждая их снаряжать экспедиции для поиска Острова Пасхи. В конце XVIII века прозрачные заключили мирное соглашение, придя тем самым к общему решению о мирном сосуществовании с людьми.
Внешне выглядят как люди, но их кожа не телесного цвета, а голубовато-прозрачная с прожилками – из-за этого их и называют прозрачными. Также их выделяют серебряно-белые длинные волосы и ультрамариновые глаза. Физически слабые существа, что выражается в их хрупком, даже женственном, телосложении – для поддержания сил арки вынуждены употреблять специальный напиток (некий аналог зелий силы в компьютерных играх), который не действует для людей.
При своей физической слабости хранители обладают высоким интеллектом – например, они знают все языки мира и обладают техникой мега-быстрого чтения. Интеллект арков позволяет им управлять своим телом гораздо эффективнее, чем это делают люди – с помощью команд мозга органам арки способны исцелять увечья и даже болезни (как у себя, так и у других), делать мышцы сильнее, настраивать глаза для видения в темноте и т.д. В XXI веке арки пытаются научить людей всем этим навыкам – для облегчения этого процесса был разработан специальный препарат, который при условии регулярного употребления наделяет людей возможностями арков.
Хранители не являются бесполыми существами – большинство арков принадлежит к мужскому полу, хотя встречаются и женщины. При этом арки не размножаются традиционным для людей способом – новые представители расы хранителей появляются из, образно говоря, линзы, которая является не то порталом, не то аналогом инкубатора.
Предметы
Как уже было сказано, сюжет литературной вселенной «Этногенеза» строиться на магических артефактах (далее предметы), которые дают своим владельцам суперспособности. Предметы являются примером макгаффинов – предметов, вокруг которых закручен сюжет.
Предметы выполнены в виде небольших фигурок живых существ (кроме человека) – в большинстве своем это фигурки животных, существующих в настоящее время (медведь, орёл, попугай и т.д.) – состоящих из неизвестного наука серебристого металла. Каждый предмет существует исключительно в одном экземпляре, а их точное количество неизвестно. Уничтожить, расплавить, поцарапать или испортить предметы невозможно.
Металл, из которого состоят предметы, является всегда холодным и при прикосновении к нему у владельца покалывает пальцы. Плюс каждый предмет наделяет владельцев разноцветными глазами – один голубой, другой зеленый – что позволяет владельцам предметов узнавать друг друга. Оба эти воздействия работают лишь при контакте с телом владельца.
Предметы имеют и негативное влияние на людей – будучи источником суперспособностей, предметы оказывают негативное энергетическое влияние на человека, истощая его как физически, так и морально. Чем больше у человека предметов, тем больше сил они у него отбирают – причем при владении более 4-5 предметами высока вероятность смерти владельца.
Существует легенда, что если предмет украсть, он теряет магическую силу. Но, как оказалось, это не так. Кража не оказывает никакого влияния на действия артефактов. Скорее всего легенда была запущена Хранителями или прозрачными в своих целях.
С описанием предметом – их способностей, где фигурировали и кому принадлежали – можно ознакомиться в специальном разделе на сайте проекта.
Примечания
- ↑ «Маруся» захватывает мир (Взгляд
- ↑ Литературный сериал «Этногенез» — Авторы
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Альтернативная летопись мира (Взгляд)
- ↑ Литературный сериал «Этногенез» — О проекте
- ↑ Во вселенной Этногенеза полусекретная организация, специализирующаяся на сборе и продаже различной информации (инфотрейдерство) и организации тайных встреч.