Инкубатор:Авторские права в России
В этой статье поговорим об имущественных авторских правах по отношению к России.
Тема очень щекотливая, ведь правообладатели зачастую действуют вразрез с народными интересами, а иногда — похожи на вымогателей 1990-х. С другой стороне, и народ зачастую привык к «халяве» 1990-х и не покупает даже те книги и программы, что ему по карману.
В этой статье не будет…
- Свободы фотографирования. Не авторские права качают охранники, а постановления директора (явно незаконные) или заявления, что объект секретный или выкладка товара — «коммерческая тайна».
- Спекуляции, что могут заблокировать, а что нет. Мы не нострадамусы, да и это во многом сложные технические вопросы. А Госдума, к сожалению, любит идти напролом, даже если страдают много невинных.
Основные понятия
- Интеллектуальная собственность
- Общее понятие, объединяющее малосвязанные нематериальные объекты владения: авторские права, товарные знаки, наименования мест происхождения, патенты, промышленные образцы, коммерческую тайну.
- Авторские права
- Права и свободы, связанные с созданием, использованием и публикацией произведений литературы, науки и искусства, программ для ЭВМ и баз данных. Делятся на имущественные и неимущественные авторские права. Имущественные, в свою очередь, делятся на исключительное право и лицензионные договоры (лицензии). Имущественные права не привязаны к праву владения на тот или иной носитель информации.
- Неимущественные авторские права
- Права, которые связаны с признанием человека как автора. Они принадлежат конкретным физическим лицам, непередаваемы и вечны; оспорить их в суде может любой заинтересованный. К ним в России относятся: право признаваться автором, право выбирать имя, под которым публиковать, право на неприкосновенность от изменения/сокращения/искажения, право на обнародование и право на отзыв.
- Плагиат
- Наиболее известное нарушение неимущественных авторских прав. А именно — права называться автором.
- Исключительное авторское право (также copyright, ©)
- Автору даётся право использовать произведение любым законным путём. Он это право может передавать любому физическому или юридическому лицу, безвозмездно или за плату, постоянно или на время, а также отдавать по наследству. Со временем (70 лет с момента смерти автора) пропадает.
- Правообладатель
- Владелец исключительного права на произведение.
- Лицензионный договор (лицензия)
- Договор с правообладателем, позволяющий использовать произведение в определённых целях. Лицензия может быть и публичной офертой, автоматически срабатывающей, как только начинается пользование.
- Свободное пользование (Россия), добросовестное пользование (США)
- Предусмотренные законодательством способы пользования произведением, когда считается, что имущественные права не нарушены. В России: личное пользование; пользование в информационных, научных и культурных целях; публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения; воспроизведение в целях правоприменения; запись организацией эфирного вещания для краткосрочного пользования.
- Свобода панорамы
- Предусмотренные законодательством случаи, которые говорят: произведение попало в кадр лишь случайно, пользования не было.
- Свободная лицензия
- Лицензионный договор, выполненный в виде публичной оферты и дающий пользователю произведения широкие свободы: использовать, изучать, изменять и распространять. Такого понятия в российском праве нет, но все широко известные свободные лицензии вписываются в российское законодательство.
- Общественное/всеобщее достояние
- Произведение, не защищённая имущественными правами.
- Осиротелое произведение
- Произведение, которое защищено имущественными правами, но для него проблематично найти правообладателя.
- Копираст, правоторговец
- Жаргонное название нечистого на руку правообладателя.
- Смежные права
- Права исполнителей, изготовителей баз данных, публикаторов — людей, причастных к выходу произведения в свет. Срок их защиты короче (в России — 50 лет от смерти).
- Производная работа
- Произведение, основанное на другом произведении. В частности, перевод, аранжировка, кино- или театральная постановка…
- Организация коллективного управления правами (ОКУП)
- Профессионалы, занятые сбором отчислений и мониторингом нарушителей. Эту деятельность им поручают правообладатели, за процент с собранного. Специфика деятельности приводит к тому, что они — как, впрочем, и коллекторы — зачастую выглядят и действуют как вымогатели 1990-х. Наиболее известная из них — Российское авторское общество (РАО).
- Файлообмен
- Прямая передача информации (зачастую — объектов авторского права) от одного пользователя к другому. Может проводиться любыми методами, хоть на флэшках, но существуют и технические средства этого — файлообменные сети и файлообменники.
- Файлообменная сеть
- Организованная по специальным компьютерным протоколам (BitTorrent и не только) передача файлов, когда отсутствует центральный сервер, владеющий файлами; файлы передаются от одного абонента к другому. Центральный сервер может играть координирующую роль (трекер в классическом BitTorrent), а может быть просто списком раздаваемых файлов (бестрекерные протоколы). Не путать с файлообменником!
- Файлообменник, файлхостинг
- Сервер, предназначенный для передачи больших файлов и устроенный так, чтобы до файла невозможно было добраться без ссылки. Не путать с файлообменной сетью!
- Технические средства защиты авторских прав (ТСЗАП, DRM, защита от копирования)
- Аппаратно-программные средства, автоматически ограничивающие или отслеживающие незаконное пользование произведением.
- Даркнеты
- Шифрованные сети с зашумлённой маршрутизацией, организованные поверх Интернета. Наиболее известные — Tor и I2P.
- Гражданский кодекс России
- Основной документ, регламентирующий авторские права в России.
- Налог на болванки
- Ехидное название для налогов и сборов, которые идут ОКУПам с информационных устройств и носителей для них, и которые служат для компенсации файлообмена.
В дальнейшем, говоря «авторское право», будем понимать «имущественные авторские права».
Что защищают авторские права?
Авторские права защищают авторские произведения в их первозданной форме от тех, кто попытается объявить себя автором, опубликовать или на основе произведения сделать что-то своё. К произведениям приравниваются программы для ЭВМ, сборники, базы данных.
Авторское право срабатывает автоматически в момент публикации произведения.
- Случай: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде»
- Как известно, современная РПЦ действует довольно агрессивно, и высмеивающая попа сказка Пушкина ей очень не нравится. Впрочем, не нравилась она и дореволюционной цензуре, и сказка была впервые выпущена под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе…». Когда, уже в 2000-е годы, переиздали сказку под этим названием, ничьи неимущественные права не ущемлены: сказка и раньше была отцензурена в таком виде.
А что не защищают?
Все произведения, не защищаемые авторскими правами, называются всеобщим (общественным) достоянием. А именно:
- Произведения, чей срок защиты истёк.
- Произведения чисто информационной природы: расписания поездов, спортивные сводки, новости…
- Официальные документы государственных органов России, органов местного самоуправления.
- Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
Кроме того, авторские права не защищают всё, что не является произведением. Например, можно взять общие сюжетные ходы и переписать по-своему. Можно взять принципы геймплея или интерфейса из любимой игры и написать свою. И выкладка товара в магазине — не произведение. Впрочем, могут помешать другие виды интеллектуальной собственности — например, патенты.
История авторских прав в мире
С изобретением книгопечатания у издателей появилась проблема: нечистый на руку автор может дать своё произведение нескольким издателем, получить от них гонорар, а они не смогут продать книгу и окупить гонорар. Потому они требовали от автора лишиться всех прав на произведение и торговали им, пока компания не исчезнет. А если исчезла — непонятно, к тому обратиться. Первым крупным документом, регламентирующим авторские права, стал статут королевы Анны (Англия, 1710). Статут разрулил этот бардак, сказав: автор владеет правами 14 лет (и может продавать их кому угодно на это время), и может продолжить их ещё на 14 лет. После этого произведение становится ничьим, и его может печатать кто угодно.
В 1780-е годы авторское право было принято США. В 1831 году США впервые продлили срок защиты до 42 лет.
В XIX в. авторские права стали расширяться и на другие виды произведений: ноты, картины, фотографии, пьесы.
В 1886 году подписали Бернскую конвенцию о защите авторских прав с такими пунктами:
- Независимость охраны. Каждая страна сама себе придумывает режим защиты авторских прав; импорт законодательства из других стран не допускается.
- Общегосударственные режимы. Каждая страна поддерживает иностранцев как своих.
- Автоматическая охрана. Авторское право появляется автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме.
- Презумпция авторства. Если не доказано обратное, автором считается тот, кто объявлен автором.
Конвенция много раз пересматривалась, и с 1908 года минимальным сроком охраны считается 50 лет со дня смерти автора.
В 1893 году два бюро (одно по патентам, второе по литературным произведениям), объединившись, образовали Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности (BIRPI, БИРПИ).
В 1909 году США подняли сроки до 28+28 = 56 лет.
В 1952 году была подписана Женевская (или Всемирная) конвенция об авторском праве. Она рассчитана на отношения между странами, которые не связаны Бернской конвенцией, и ставила более мягкие условия — 25 лет со дня смерти.
В 1967 году БИРПИ реорганизовались во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Как ни странно, ВОИС до недавнего времени удавалось блокировать большинство начинаний стран-экспортёров медиапродукции (ведь они — меньшинство).
В 1976 году США установили максимальный срок охраны авторских прав (50 лет от смерти для людей, 75 лет — для компаний).
Продолжали расширять перечень объектов копирайта: объектами права стали программы, компьютерная графика, архитектурные проекты. Запретили исполнение музыки без разрешения автора.
В 1993 году Playboy засудил порносайт — первый процесс о копирайте в интернете.
В 1995 году произошёл ещё один знаковый процесс: отвечает ли владелец сервера, если защищённую информацию выложил пользователь? Суд постановил: нет.
В 1998 году американский копирайт продлился ещё на 20 лет: 70 лет от смерти, компаниям — 95. Два закона были приняты с интервалом почти ровно в 20 лет, и очевидно, что медиамагнаты не хотят выхода чего-то важного в общественное достояние. Было предположение, что Микки-Мауса (первый мультик — 1926), потому закон 1998 года назвали «законом о Микки-Маусе». При таком раскладе «Пароходик Вилли» — так этот мультик назывался — станет ничьим в 2021 году.
В том же 1998 году вышел DMCA, драконовский американский закон о компьютерном копирайте.
На 2017 год уже более 30 лет ни одна американская работа не входила во всеобщее достояние.
Краткая история российских авторских прав
Царская Россия шла в ногу с мировым копирайтом.
Российский копирайт всегда был короче общемирового — на 1928 год жизнь + 5 лет, на 1973 — Женевская конвенция (жизнь + 25 лет). Однако международные отношения проходили с государством, а не с автором.
В 1994 году Россия присоединилась к Бернской конвенции (жизнь + 50 лет). Однако за авторскими правами никто и не следил, и это спасло российский IT-сектор. И когда в 2000-е годы Россия стала выбираться из «третьего мира», возник вопрос: а что с этим делать. «Горбушки» пиратских дисков частично побороли, издавая игры в минимальной комплектации по демократичной цене, частично — рейдами на пиратские рынки. К середине 2000-х годов с коммерческим распространением фактически покончили, и началась борьба с остальными ветвями.
В 2003 году Россия присоединилась к Римской конвенции (аналогичная Бернской для смежных прав).
К сожалению, в борьбе с бытовым пиратством возник конфликт интересов: государство хочет упорядочить и эту отрасль жизни, правообладатели хотят сверхприбылей. Например, когда приняли «налог на болванки», это восприняли как индульгенцию за бытовое пиратство, и когда в конце 2016 прошла новость, что будут штрафовать за «пиратство» — народ этого как минимум не понял.
- Случай: торрент-трекер torrents.ru
- Известный торрент-трекер torrents.ru в 2007 году разделился на сотрудничающий с правообладателями torrents.ru и «чёрный» free-torrents.org — это не спасло его от нападок правообладателей: в 2010 ему заблокировали домен (пришлось переезжать в другую зону), а в 2015 поставили абсурдные невыполнимые требования (например, удалить сборник Greatest Hits непонятно чей, перелопатить сотни тысяч позиций за несколько месяцев) — трекер ушёл в «даркнет» и фактически поглотил своего «чёрного» пасынка.