Основной боевой танк Т-14

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Первое фото танка Т-14 «Армата» без маскировки

Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» (ранее: Т-99 «Приоритет»[1]) — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади.

Т-14 создан на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» по новой компоновочной схеме с необитаемой башней и расположение экипажа в бронекапсуле, отдельно от боекомплекта, что значительно увеличивает их шансы на выживание в случае поражения или детонации снарядов. Кроме этого в новом танке применены ряд уникальных разработок и конструкторских решений, что делает Т-14 уникальным российским оружием.[2]

Проблемы и развитие современного танкостроения

К середине ХХ-го века в мировом танкостроении укрепилась классическая компоновка танков, согласно которой механик-водитель располагался в передней части танка, за ним в обитаемой башне находился командир танка, наводчик и заряжающий. Двигатель обычно располагался сзади. Подобная схема сохранилась почти без изменений вплоть до наших дней, лишь с незначительными вариациями. К примеру у Израильского танка «Меркава-4» двигатель находится спереди, а шведский танк Strv 103 не имел башни, но общие принципы компоновки были сохранены. Казалось бы, ничего нового в подобной схеме предложить нельзя, так как она удобна и функциональна, опробованная в самых тяжелых боевых условиях, и неплохо себя зарекомендовала. Тем не менее, развитие концепции новых танков подталкивало конструкторов к созданию новых машин с абсолютно новой компоновкой. Одной из таких идей — стало размещение экипажа в корпусе танка, а боевое отделение функционировало в автоматизированном режиме.

Дело в том, что у современных танков есть два наиболее явных недостатка, это непосредственный контакт экипажа с боеприпасами и нахождение экипажа в обитаемой башне, на которую по статистике приходится наибольшее количество попаданий различных ПТС. Эти проблемы присущи и отечественным танка 3-го поколения, которые сохранили практически без изменений компоновку танков военного периода.

Поиск решения проблемы

Ещё в 1959 году советские конструкторы из научно-исследовательском институте ВНИИ-100 разработали подобный проект танка с необитаемым боевым отделением, а в 1961 году появился аналогичный проект, но уже ракетного танка. Подобные разработки обогнали своё время более чем на 50 лет и опровергают все доводы, что танк Т-14 был скопирован с иностранных разработок.[3] Технологический уровень развития того времени не позволил реализовать новые танки в металле и работы были прекращены, но именно они послужили началом к созданию танка будущего. Все последующие годы разные КБ работали над созданием танка с необитаемой башней, но все они, вплоть до распада СССР, по разным причинам не были доведены до принятия на вооружение. Среди них можно отметить Т-74 и танк «Молот» (Объект 477).[4]

В 1990 году конструкторское бюро УБКТМ в Нижнем Тагиле, под руководством Владимира Поткина, в инициативном порядке приступило к работе над новым танком четвёртого послевоенного поколения «Объект 195», более известный под индексом Т-95. А результаты военных действий коалиции в Кувейте (война в Персидском заливе 1990—1991 гг.) только ускорило эти работы. Дело в том, что подавляющее большинство всех попаданий в танк приходилось на башню, где находится экипаж. Большинство ПТС рассчитаны на поражение экипажа и выведение из строя части чувствительной аппаратуры. Кроме этого экипаж находится в одном отделении с боезапасом, который в случае поражения может детонировать и уничтожить как танк так и танкистов. Зачастую танк остается боеспособным даже после многократных попаданий. Таким образом конструкторы решили убрать экипаж из боевого отделения в корпус танка, тем самым увеличив безопасность экипажа и живучесть танка. Сам экипаж поместили в бронекапсулу отделив от снарядов, а все процессы по заряжанию проходили в автоматизированном режиме. На танк было установлено мощное 152 мм орудие, новый двигатель, новая динамическая и активная защита.

Т-14

Разработка и первое появление

ОБТ Т-14 на репетиции Парада Победы в 2015 году, башня скрыта маскировочным чехлом.

В 2010 году разработка танка Т-95 была официально прекращена и одновременно начат проект многоцелевой платформы «Армата» с создание на её базе основного боевого танка Т-14. Новый танк, в отличие от Т-95 был гораздо дешевле и при этом универсальная платформа позволяла без существенных изменения создавать широкий ряд бронетехники. Относительно быстрая реализация новой программы стала возможно благодаря предшествующим наработкам из которых конструкторы взяли все самое лучше. В качестве основы для универсальной платформы взяли разработку ленинградского КБ «Спецмаш» — «Объект 299», которая ещё в начале 90-х годов был разработана как платформа универсального назначения для создания на её базе основного танка, БМП, инженерной машины и носителя ПТУР. Ходовая, с опорными катками малого диаметра, также была сохранена. Известно, что при разработке «Арматы» были использованы и другие наработки в области отечественного танкостроения. Другими словами танк Т-14 стал итогом советских и российских разработок в области танкостроения, в рамках программы «танк будущего». Кроме этого, помимо танка, на базе платформы «Армата», разработчики изготовили тяжёлую БМП, а также БРЭМ. Таким образом применение универсальной платформы позволит избежать разунификации значительно числа отечественной бронетехники и упростит её ремонт и обслуживание. Всего же, по словам конструкторов, на базе платформы «Армата» можно разработать 28 единиц перспективных видов вооружения.[5]

Несколько лет, с начала разработки проекта, специалисты в области бронетехники и простые любители обсуждали новый танк, из-за чего тот оброс многочисленными мифами и предположениями. В сети даже развернулась целая компания по угадыванию внешнего вида будущего танка, но в итоге все версии оказались далеки от оригинала. Секретность проекта только подогревала интерес. В 2013 году состоялся закрытый показ, на котором высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца бронетехники на платформе «Армата» — основной боевой танк (ОБТ), тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) и бронированная ремотно-эвакуационная машина (БРЭМ).[6]

И вот в 2015 году, было объявлено, что танки на платформе «Армата», примут участие в юбилейном Параде Победы на Красной площади. Специально для этого была выпущена предсерийная партия из 9 машин. И вот, незадолго до начала репетиции Парада, 24 марта 2015 года первые фотографии и видео Т-14 попали в интернет, но его башня была скрыта маскировочным чехлом.[7] Этот факт породил ещё ряд предположений об окончательном облике, вплоть до самых фантастических, так как под чехлом можно сделать ложный каркас и таким образом ещё больше запутать ожидания любителей.

Т-14 на репетиции Парада Победы в 2015 году. Бортовые экраны отсутствуют, хорошо видна ходовая с 7-ю опорными катками.

Много прозвучало предположений и о том, когда с Т-14 и Т-15 снимут брезент на генеральной репетиции или же на самом Параде. Но ошиблись и те и другие. Впервые полный облик танка появился на сайте Минобороны 4 мая 2015 года и в этот же день он, уже без брезента принял участие в репетиции Парада. 7 мая на генеральной репетиции случился неожиданный инцидент. Один из танков во время прохода по Красной площади заглох прямо напротив Мавзолея.[8] Причины случившегося не разглашаются, но известно, что танк после прибытия на место специалисты УВЗ завелся и уехал своим ходом. Данный случай породил много шуток и мемов, а кто-то даже радовался, что новый российский танк глохнет без всяких видимых причин, но сам Парад прошел успешно и вся техника отработала в штатном режиме, что несколько расстроило критикующих Россию личностей.

После Парада машины были переданы обратно на УВЗ для доработки и дальнейшего прохождения заводских испытаний. А в мае уже 2016 года Т-14 вновь приняли участие в Параде, как и другая новейшая техника, кроме БМП Т-15, которые по некоторым данным проходили фазу активных испытаний. В начале осени того же года, Минобороны заключила контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку опытной партии из более чем ста танков Т-14. Сумма контракта, а также стоимость одного танка не разглашается.[9] Позже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что первые танки Т-14 начали поступать на опытно-боевую эксплуатацию в части Вооружённых сил России.[10]

Описание конструкции

Компоновка

Вооружение

ДЗ и КАЗ

Подвижность

Дальнейшее развитие

Другая бронетехника на УГП «Армата»

ТБМП Т-15

БРЭМ Т-16

БМПТ «Терминатор-3»

Прочая техника

Мифы об «Армате»

Танк называется Т-14 «Армата»

Обещали 2000 «Армат» к 2020 году

На Т-14 установят 152 мм орудие

Т-14 — танк с картонной башней

Т-14 на Украине

Т-14 хуже, чем Т-95

Сырой танк — заглох на Параде

Абсолютно новый танк

Первый в мире танк с необитаемой башней

Конструкцию Т-14 позаимствовали у Запада

См. также

Литература

  • Чаплыгин А. В. «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины. — ЭКСМО, 2015. — ISBN ISBN 978-5-699-83534-8

Ссылки