Основной боевой танк Т-14

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Первое фото танка Т-14 «Армата» без маскировки

Основной боевой танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» (ранее: Т-99 «Приоритет»[1]) — новейший российский танк, первый в мире танк 4-го поколения (3-го по западной классификации), разработанный для превосходства над всеми видами бронетехники противника и противотанковыми средствами. Первый официальный показ полного облика Т-14 состоится на 70-ой годовщине Парада Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади.

Т-14 создан на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» по новой компоновочной схеме с необитаемой башней и расположение экипажа в бронекапсуле, отдельно от боекомплекта, что значительно увеличивает их шансы на выживание в случае поражения или детонации снарядов. Кроме этого в новом танке применён ряд уникальных разработок и конструкторских решений, что делает Т-14 уникальным российским оружием.[2]

Проблемы и развитие современного танкостроения

Советский средний танк Т-34 (выпуска 43 года). Танки этого семейства стали основными танками СССР в период Великой Отечественной войны. Все современные отечественные послевоенные танки до 4-го поколения во много сохранили заложенные в его конструкцию основные принципы.

Впервые танки появились на поле боя 15 сентября 1916 года во время сражения на Сомме. Это были английские танки Mark I хорошо известные многим за свой внешний вид в форме ромба.[3] Эти машины были далеки от совершенства и многие из них не доехали даже до линии фронта, но уже тогда они сыграли важную роль в той битве, позволив вклиниться в оборону противника с гораздо меньшими потерями. Что стало следствием тактического подхода данного периода, когда ударной силой сухопутных войск были пехота и кавалерия, а средством их поражения пулеметы и шрапнельные снаряды. Следовательно, машины с противопульным бронированием, способные перемещаться по пересеченной местности поля боя, позволили атакующей стороне приближаться к позициям противника с минимальными потерями. Многие державы, поначалу скептически отнеслись к новому игроку на поле боя, но позже спохватившись приступили к энергичной разработке аналогичных машин. В дальнейшем именно танки стали основной ударной силой сухопутных войск и без них не обходился ни один крупный вооруженный конфликт. Весь межвоенный период не прекращались эксперименты по разработке новых танков, как в Советском Союзе, так и за рубежом. Было создано большое количество разнообразных машин с различным вооружением, назначением и возможностями.

Недостатки классической компоновки

К середине ХХ-го века в мировом танкостроении укрепилась классическая компоновка танков, согласно которой механик-водитель располагался в передней части танка, за ним в обитаемой башне находился командир танка, наводчик и заряжающий. Двигатель обычно располагался сзади. Впервые данную компоновку предложили российские инженеры для легкого танка «Вездеход» (1914 год), первым серийным танком с данной компоновкой стал французский танк «Рено Ft-17» (1916 год). Подобная схема сохранилась почти без изменений вплоть до наших дней, лишь с незначительными вариациями. К примеру, у Израильского танка «Меркава-4» двигатель находится спереди, а шведский танк Strv 103 не имел башни, но общие принципы компоновки были сохранены. Казалось бы, ничего нового в подобной схеме предложить нельзя, так как она удобна и функциональна, опробованная в самых тяжёлых боевых условиях, и неплохо себя зарекомендовала. Главные преимущества данной компоновки заключаются в простоте проектирования, производства и обслуживания, при минимизации габаритов боевой машины. Но тем не менее, развитие концепции новых танков подталкивало конструкторов к созданию новых машин с абсолютно новой компоновкой. Одной из таких идей — стало размещение экипажа в корпусе танка, а боевое отделение функционировало в автоматизированном режиме.

Дело в том, что у танков классической компоновки есть два наиболее явных недостатка — это непосредственный контакт экипажа с боеприпасами, и нахождение экипажа в обитаемой башне, на которую по статистике приходится наибольшее количество попаданий различных ПТС (противотанковых средств). Эти проблемы присущи и отечественным танка 3-го поколения, которые сохранили практически без изменений компоновку танков военного периода, и зарубежным машинам. Сказался и тот факт, что в послевоенные годы эффективность противотанковых средств резко возросла, что значительно снизило удельную эффективность бронированных машин. Другими словами, конструкторам все сложнее стало создавать танки, которые обеспечивали бы достаточную живучесть в условиях боевых действий, а экипаж находился бы в нём в относительной безопасности. В этом случае необходимо было найти решение, которое существенно повысит возможности защиты экипажа от гибели, даже в случае поражения танка любыми ПТС. По мере развития промышленности и повышения сложности боевой техники, безопасность людских ресурсов становятся все более важной, по сравнению с материально-технической базой.

Концепция советского танка с необитаемым боевым отделением. Проект 1959 года.

Поиск решения проблемы

Ещё в 1959 году советские конструкторы из научно-исследовательского института ВНИИ-100 разработали проект танка с необитаемым боевым отделением, а в 1961 году появился аналогичный проект, но уже ракетного танка. Экипаж по замыслу конструкторов должен был находится в корпусе машины, а все заряжание орудия проходило механизированным способом. Подобные разработки обогнали своё время более чем на 50 лет и в значительной мере опровергают доводы, что танк Т-14 был скопирован с иностранных разработок.[4] Технологический уровень развития того времени не позволил реализовать новый танк в металле, и работы дальше чертежей не продвинулись, но именно они послужили началом к созданию танка будущего. Все последующие годы разные КБ работали над созданием танка с необитаемой башней, но все они, вплоть до распада СССР, по разным причинам не были доведены до принятия на вооружение. Среди них можно отметить Т-74, «Объект 477» созданный к рамках ОКР «Молот» и «Объект 490а» созданный к рамках ОКР «Бунтарь».[5]

Предполагаемый внешний вид опытного российского танка с необитаемым боевым отделением Т-95 (объект 195).

Т-95

В 1990 году конструкторское бюро УБКТМ в Нижнем Тагиле, под руководством Владимира Поткина, в инициативном порядке приступило к работе над новым танком четвёртого послевоенного поколения «Объект 195», более известный под индексом Т-95. А, результаты военных действий коалиции в Кувейте (война в Персидском заливе 1990—1991 гг.) только ускорило эти работы. Дело в том, что подавляющее большинство всех попаданий в танк приходилось на башню, где находится экипаж. Большинство ПТС рассчитаны на поражение экипажа и выведение из строя части чувствительной аппаратуры кумулятивной струей и ударной волной взрыва. Кроме этого экипаж находится в одном отделении с боезапасом, который в случае поражения может детонировать и уничтожить как танк, так и танкистов. Зачастую танк остаётся боеспособным даже после многократных попаданий. Таким образом, конструкторы решили убрать экипаж из боевого отделения в корпус танка, тем самым увеличив безопасность экипажа и повысив живучесть танка. Сам экипаж поместили в бронекапсулу, отделив от снарядов, а все процессы по заряжанию проходили в автоматизированном режиме. На танк было установлено мощное 152 мм орудие, новый двигатель, новая динамическая и активная защита.

Т-14

Разработка и первое появление

ОБТ Т-14 на репетиции Парада Победы в 2015 году, башня скрыта маскировочным чехлом.

В 2010 году разработка танка Т-95 была официально прекращена и одновременно начат проект многоцелевой платформы «Армата» с создание на её базе основного боевого танка Т-14. Новый танк, в отличие от Т-95 был гораздо дешевле и при этом универсальная платформа позволяла без существенных изменений создавать широкий ряд бронетехники. Относительно быстрая реализация новой программы стала, возможно, благодаря предшествующим наработкам из которых конструкторы взяли все самое лучше. В качестве основы для универсальной платформы взяли разработку ленинградского КБ «Спецмаш» — «Объект 299», которая ещё в начале 90-х годов был разработана как платформа универсального назначения для создания на её базе основного танка, БМП, инженерной машины и носителя ПТУР. Ходовая, с опорными катками малого диаметра, также была сохранена. Известно, что при разработке «Арматы» были использованы и другие наработки в области отечественного танкостроения. Другими словами, танк Т-14 стал итогом советских и российских разработок в области танкостроения, в рамках программы «Танк будущего». Кроме этого, помимо танка, на базе платформы «Армата», разработчики изготовили тяжёлую БМП, а также БРЭМ. Таким образом, применение универсальной платформы позволит избежать разунификации значительно числа отечественной бронетехники и упростит её ремонт и обслуживание. Всего же, по словам конструкторов, на базе платформы «Армата» можно производить 28 единиц перспективных видов вооружения.[6]

Несколько лет, с начала разработки проекта, специалисты в области бронетехники и простые любители обсуждали новый танк, из-за чего тот оброс многочисленными мифами и предположениями. В сети даже развернулась целая компания по угадыванию внешнего вида будущего танка, но в итоге все версии оказались далеки от оригинала. Секретность проекта только подогревала интерес. В 2013 году состоялся закрытый показ, на котором высокопоставленным российским чиновникам продемонстрировали три образца бронетехники на платформе «Армата» — основной боевой танк (ОБТ), тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) и бронированная ремотно-эвакуационная машина (БРЭМ).[7]

И вот в 2015 году, было объявлено, что танки на платформе «Армата», примут участие в юбилейном Параде Победы на Красной площади. Специально для этого была выпущена предсерийная партия из 9 машин. И вот, незадолго до начала репетиции Парада, 24 марта 2015 года первые фотографии и видео Т-14 попали в интернет, но его башня была скрыта маскировочным чехлом.[8] Этот факт породил ещё ряд предположений об окончательном облике, вплоть до самых фантастических, так как под чехлом можно сделать ложный каркас и таким образом ещё больше запутать ожидания любителей.

Т-14 на репетиции Парада Победы в 2016 году. Бортовые экраны отсутствуют, хорошо видна ходовая с 7-ю опорными катками.

Много прозвучало предположений и о том, когда с Т-14 и Т-15 снимут брезент на генеральной репетиции или же на самом Параде. Но ошиблись и те и другие. Впервые полный облик танка появился на сайте Минобороны 4 мая 2015 года и в этот же день он, уже без брезента принял участие в репетиции Парада. 7 мая на генеральной репетиции случился неожиданный инцидент. Один из танков во время прохода по Красной площади заглох прямо напротив Мавзолея.[9] Причины случившегося не разглашаются, но известно, что танк после прибытия на место специалистов УВЗ, завёлся и уехал своим ходом. Данный случай породил много шуток и мемов, а кто-то даже радовался, что новый российский танк глохнет без всяких видимых причин (многие забыли, что для первых экземпляров новой техники всегда характерны те или иные «детские болезни»). Но, сам Парад прошёл успешно и вся техника отработала в штатном режиме, что несколько расстроило критикующих Россию личностей.

После Парада машины были переданы обратно на УВЗ для оценки опыта эксплуатации, доработки и дальнейшего прохождения заводских испытаний. А в мае уже 2016 года Т-14 вновь приняли участие в Параде, как и другая новейшая техника, кроме БМП Т-15, которые по некоторым данным проходили фазу активных испытаний. В начале осени того же года, Минобороны заключила контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку опытной партии из более чем ста танков Т-14. Сумма контракта, а также стоимость одного танка не разглашается.[10] Позже заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что первые танки Т-14 начали поступать на опытно-боевую эксплуатацию в части Вооружённых сил России.[11]

Описание конструкции

В настоящее время все данные по конструкции Т-14 находятся под грифом секретно, известно сравнительно не много, поэтому в будущем, по мере развития проекта, информация по устройству может изменятся и дополняться.

Тяжёлая универсальная гусеничная платформа «Армата»

Танк Т-14 стал первым в мире серийным танком, разработанным на базе универсальной платформы. Подобные проекты пытались создать во многих странах, но все они остались в единичных опытных экземплярах, хотя по заверению многих специалистов именно универсальные платформы станут будущим для большинства видов бронетехники. Среди относительно успешных проектов создания универсальных гусеничных платформ для легкой бронетехники можно назвать шасси «Марс-15» французской фирмы «Creusot-Loire» (разработка начата в 1988 году). Но, только российским конструкторам в настоящее время удалось довести до серийного производства универсальную гусеничную платформу для тяжелой бронетехники.

Платформа Армата имеет удлинённый, нетипичный для отечественных танков 7-ми катковый корпус. Это стало необходимым по причине повышения массы машины, так как увеличилось удельное давление на грунт. Для его снижения был введён дополнительный каток. При этом длинна по корпусу составила 8,7 метра, что также является рекордом для отечественных основных танков. Заявленный вес Т-14 составляет 48 тонн, в комплектации для ведения боя в условиях города масса танка увеличивается за счет установки комплекта дополнительных средств защиты (до 53 тонн).[12]

Компоновка

Примерная схема компоновки танка Т-14. Цветами обозначено:
██ — отделение управления;
██ — боевое отделение;
██ — моторно-трансмиссионное отделение.

Т-14 имеет танк называемую лафетную компоновку. Отделение с экипажем находится в передней части машины, боевое отделение с необитаемой дистанционно-управляемой башней в центральной части, а моторно-трансмиссионное отделение в кормовой. Экипаж находится в бронекапсуле, которая изолирует его от боекомплекта и защищает в случае поражения основной брони. Таким образом, даже при поражении любого узла танка и детонации боекомплекта у экипажа остаётся реальный шанс выжить. Члены экипажа сидят рядом друг с другом, механик-водитель слева, наводчик по центру, а командир экипажа справа.

Башня

Башня является главной особенностью нового танка. Так как в ней нет экипажа, то её размеры несколько меньше чем у других современных танков, что позволяет повысить эффективность бронирования за счет снижения площади поверхности. Оригинальный силуэт, который придают ей специальные панели покрывающие лобовую часть, снижают видимость машины в радиодиапазоне средств наведения противника. Предприняты меры по повышению экранирования ИК-излучения орудия, и рассеивания теплового поля во время ведения огня, что снижает вероятность поражения машины ПТУР с ИК-наведением.[13]

Вооружение

Основное вооружение танка Т-14 представлено гладкоствольным 125-мм орудием 2А82-1C с автоматом заряжания и полностью дистанционным цифровым управление, обеспечивающим боевую скорострельность до 12-14 выстрелов в минуту. Боекомплект 45 выстрелов, из них 32 в автомате заряжания. Орудие имеет дульную энергию на 15-20 % выше самых мощных 120-мм танковых орудий стран НАТО. Основу боекомплекта составляют осколочно-фугасные снаряды (ОФС), кумулятивные снаряды (КС), и бронебойно-оперённые подкалиберные снаряды (БОПС).[14]

Броня

Современная танковая броня не является монолитной, как это было у танков периода ВОВ или первого послевоенного поколения. Современные танки — это слоёный пирог, в котором за внешним слоем брони идёт слой композитных материалов, затем возможен слой воздуха, слой брони и так несколько раз. Подобная многослойная броня обеспечивает намного большую живучесть танка, чем монолитная бронесталь и способна защитить танк от современных видов ПТС (в первую очередь от кумулятивных и подкалиберных снарядов). При этом измеряют бронестойкость подобной брони в толщине обычной однородной (гомогенной) брони. Другими словами толщина современной многослойной брони может быть 400 мм, но её бронестойкость может достигать 900 мм гомогенной брони. При этом разные типы боеприпасов воздействую на броню по разному. Одна и та же броня, толщиной 400 мм может по бронейстойкость достигать 850 мм от бронебойно-подкалиберных боеприпасов и 1500 мм от кумулятивных боеприпасов.

В Т-14 применена новая уникальная броневая сталь марки 44С-св-Ш разработанная в ОАО «НИИ стали», которая при одной и той же толщине с броней старого типа, сочетает твердость порядка 57HRC и высокую вязкость, что позволило значительно снизить вес машины без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.[15] Ко всему прочему новая броневая сталь не теряет своих качеств при низких отрицательных температурах. Точная рецептура стали засекречена, но, судя по маркировке и свойствам стали, 44 может указывать на содержание углерода, «С» — добавка кремния в количестве 0,6-0,7 %, «Ш» — родство с шарикоподшипниковыми сталями типа ШХ или 9ШХ, что характерно для марганцовистых сталей с высокой степенью очистки. Индекс «св» может быть связан со свойствами стали, обеспеченными остальными легирующими добавками и степенью очистки стали. Таким образом, имеем средне углеродистую, достаточно твердую сталь с хорошей свариваемостью, вязкостью и усталостной прочностью. Возможный аналог сталей 40ХГСА, 45ХН2МФА или 40ХН4МФА, но, с лучшей свариваемостью. Вплоть до 1950-х годов главной проблемой рецептуры и технологии производства броневых сталей было сочетание твердости с высоким качеством сварных швов. Высокая степень очистки от вредных примесей, а так же, влияние марганца, кремния, и возможно, ванадия с молибденом, могут обеспечить хорошую свариваемость даже для весьма твердых сталей. Твердость броневой стали крайне важна для противостояния всем видам подкалиберных снарядов. Вполне вероятно, что на танке Т-14 применена принципиально новая для танкостроения технология сварки броневых плит.

На сегодняшний день броня лобовой проекции «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего и перспективного противотанкового средства калибром до 150 мм на средних дистанциях современного танкового боя (1,0-1,5 км).[16] В лобовой проекции практически не осталось критически уязвимых зон, к которым можно отнести разве что шахты прицелов, но их дублирование снижает вероятность возможного ослепления.

Динамическая защита

Комплекс активной защиты «Афганит»

Подвижность

Дальнейшее развитие

Другая бронетехника на УГП «Армата»

ТБМП Т-15

Тяжёлая БМП на платформе «Армата» Т-15 «Барбарис»

БРЭМ Т-16

БМПТ «Терминатор-3»

Прочая техника

Мифы об «Армате»

Танк называется Т-14 «Армата»

Долгое время вся информация по разработке нового танка была секретной, поэтому СМИ выдвигали ряд необоснованных предположений по поводу данного проекта. В частности, обозначение танка «Т-14» многие отождествили с наименованием новой универсальной платформы «Армата», на базе которой он построен.

Обещали 2000 «Армат» к 2020 году

Изначально танк Т-14 разрабатывался как новая качественная ступень в танкостроении, аналогично Т-64 в начале 1970-х годов. Учитывая значительную стоимость машины, и ее оснащение электроникой, танк предназначен для постепенной замены имеющегося парка тяжелых боевых машин. Следовательно, переход на новые танки будет осуществляться постепенно, танки семейств Т-72 и Т-90 в начале будет выпускаться параллельно танкам Т-14, затем старые модели будут списываться по мере физического износа, и заменяться на новые танки. Резкого перехода на танки Т-14 не требуется (во многом, благодаря достаточно высоким боевым качествам имеющихся машин), и экономически это создало бы ряд проблем. Завышенные цифры и излишне оптимистичные даты появились в бульварной прессе, отчасти в погоне за сенсациями, отчасти из стремления либералов потом подчеркивать «невыполнение планов» российского правительства (как это было с датами строительства [[моста через Керченский пролив]http://ruxpert.ru/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7_%D0%9A%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2]).

На Т-14 установят 152 мм орудие

Использование орудия большого калибра приводит к повышению массы танка, кроме того, снижается боекомплект и скорострельность. Гладкоствольные орудия большого калибра для стрельбы тяжелыми ОФС, ПТУР, и оперенными кумулятивными снарядами, используются чаще на легкой и средней бронетехнике, где таким образом пытаются поднять огневую мощь в ущерб эффективной дальности ведения огня. Применение отработанного калибра 125 мм с достаточно эффективным автоматом заряжения, оправдано, как по тактически, так и по экономическим показателям.

Т-14 — танк с картонной башней

Как правило, либеральные мифы не имеют под собой никакой научно-технической почвы, поэтому, сложно сказать, откуда они берутся. Вполне возможно, что это отсылка к опыту локальных вооруженных конфликтов 1990-х годов, когда советские танки эффективно уничтожались тяжелыми ПТУР при попадании в башню. Броня башни Т-14 (как, и Т-72 или Т-90) не уступает броневой защите любого из серийных танков блока НАТО. Защищенность башни Т-14 обеспечивается, как использованием современных материалов при значительной толщине пакетов броневых пластин, так и сравнительно небольшой площадью бронирования, что обеспечивается использованием автомата заряжания и отсутствием экипажа в башне танка.

Т-14 на Украине

Т-14 хуже, чем Т-95

Сырой танк — заглох на Параде

Абсолютно новый танк

Первый в мире танк с необитаемой башней

Конструкцию Т-14 позаимствовали у Запада

См. также

Литература

  • Чаплыгин А. В. «Армата». «Царь-Танк» на страже Родины. — ЭКСМО, 2015. — ISBN ISBN 978-5-699-83534-8

Ссылки