Участник:IgorSPb/Агитка:Список антинародных законов Путина и Единой России
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Разбор агитки
Указ о гарантиях экс-президенту
Указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». (31 декабря 1999 г.). |
Утверждение #1:
Самый первый указ Путина, подписан в первый день его президентства. |
Первым был указ о вступлении в должность и.о. президента (№1762) – следующим был указ «О гарантиях...» (№1763).
В список законов зачем-то включен указ, хотя это разные нормативные акты – в иерархии нормативно-правовых актов указы находятся ниже, чем законы (см. схему). Закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения[1]. Указ – наиболее важный акт, издаваемый главой государства (президентом), который не должен противоречить Конституции и законам государства[2].
Утверждение #2:
Этим указом Путин предоставил пожизненную неприкосновенность Ельцину и членам[3] его семьи. Также Ельцину предоставлялось ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% зарплаты президента. |
В феврале 2001 года указ был отменен и фактически переоформлен в виде закона (№12-ФЗ). Например, в нем прописали основания и порядок лишения неприкосновенности:
2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Председатель Следственного комитета Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. |
Дальнейший процесс зависит от итогов голосований в обеих палатах Федерального Собрания. В 2020 году это положение было конкретизировано в связи с принятием поправок в Конституцию – в частности, в состав участников процесса был введен Конституционный Суд. Сравнение редакций – см. здесь.
Недовольство автора заключается в том, что указ позволил Ельцину избежать ответственности за свои действия. Тут стоит вспомнить про попытку импичмента в мае 1999 года. Обвинение содержало пять пунктов – три из них (распад СССР, разгон парламента и ослабление обороноспособности) были описаны как государственная измена[4]. По каждому пункту обвинения было набрано по 253 года (в среднем)[5] – по Конституции (ст.93) решение об импичменте должно быть принято Госдумой ⅔ голосов её депутатов (300 из 450)[6].
Неприкосновенность экс-президента является логическим следствием правового иммунитета, которым обладает действующий президент, и гарантией его деятельности на посту главы государства. Иными словами, данная гарантия призвана обеспечить повышенную охрану личности Президента России в силу осуществляемых им государственных функций. Необходимость такой защиты признается мировым сообществом и даже является одним из критериев цивилизованности общества и государства[7].
Неприкосновенность глав государств за действия, совершенные ими в период правления, существует в ряде современных государств. Например, во Франции президент несет ответственность за свои действия лишь в случае совершения им государственной измены. Аналогичное положение действует и в Италии – президент несет ответственность лишь за государственную измену или посягательство на конституцию. Президент США пользуется иммунитетом от гражданской и уголовной ответственности в силу решения Верховного суда[7].
Тоже самое насчет льготного обеспечения – помимо России оно практикуется, например, в США, Франции, Чехии и Германии. Причем речь идет не только о выплатах, но и других благах вроде личного автомобиля и т.д.[2].
Вертикаль власти
Формирование вертикали власти (2000−2004). |
В этом пункте речь идет о выборах в Госдуму, Совет Федерации и глав регионов. Формирование вертикали власти не ограничивается этими тремя законами, а является целым комплексом реформ – здесь также можно вспомнить укрепление регионов, создание федеральных округов, Госсовета, Общественной палаты и т.д.
Утверждение #1:
Прекращение выборов в Совет Федерации |
Изначально Совет Федерации действительно формировался на выборной основе – его первый созыв, согласно Конституции (переходные положения), был избран на два года. Избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов. Выборы в Совет Федерации были проведены 12 декабря 1993 года – избранный состав заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996 годов.
В декабре 1995 года вышел закон, изменяющий порядок формирования Совета Федерации (№192-ФЗ). Отныне членами верхней палаты становились становились главы законодательной и исполнительной власти субъектов. Таким образом, «прекращение выборов в Совет Федерации» произошло еще при Ельцине.
Процесс формирования вертикали власти также внес изменения в порядок формирования Совета Федерации. В августе 2000 года был принят закон, по которому Совет Федерации формировался из представителей законодательной и исполнительной власти (№113-ФЗ). Данный закон, внесенный по инициативе Путина, был принят ввиду большой занятости на местах глав законодательной и исполнительной власти субъектов – она мешала дважды в месяц прибывать в столицу, вникать в тексты законов, требующих их одобрения. Представитель законодательной власти избирается соответствующим органом субъекта, а представитель исполнительной назначается главой субъекта[8].
Утверждение #2:
Прекращение...выборов глав регионов |
Соответствующую инициативу Путин выдвинул в сентябре 2004 года на заседании Правительства России[3]:
Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования Правительства Российской Федерации |
В декабре 2004 года инициатива стала законом – по нему президент получил право не только назначать глав регионов, но и отстранять их от должности (№159-ФЗ). Новый порядок устанавливал назначение глав регионов местными парламентами по представлению Президента России[9]. Представление на должность – официальное внесение кандидатуры для назначения на какую-либо должность, без чего не может состояться назначение[10].
Список соответствующих кандидатов (максимум трёх) вносил президенту его полномочный представитель в федеральном округе. Президент России выбирает одну из них и вносит в парламент соответствующего региона. Утверждение губернатора происходит, если за его кандидатуру проголосовало более половины депутатов регионального парламента[9]. В 2011 году Путин обосновывал свою инициативу ситуацией вокруг теракта в Беслане[4]:
Давайте вспомним, когда и в каких условиях это было сделано. Это было сделано в начале 2000-х годов, когда у нас полыхала гражданская война на Кавказе, когда многие губернаторы, надо прямо сказать, приходили к власти путем прямых, якобы прямых выборов тайных, но опирались при этом на местные полукриминальные элиты, и, что особенно опасно и важно было тогда, сосредоточили в своих руках большую экономическую власть, да еще сидели в Совете Федерации и имели неприкосновенность как депутаты парламента. |
Отмена прямых выборов губернаторов привела к политическому контролю со стороны федеральной власти над политическим пространством в регионах, а также повышению политической лояльности глав регионов. Главный политический эффект – быстрое сокращение зоны публичной политики в регионах, снижение роли законодательной власти на уровне субъектов[11]. Вопрос о возвращении прямых выборов губернаторов был поднят в начале 2010-х годов, в президентство Дмитрия Медведева. В декабре 2011 года это предложение озвучил тогдашний премьер-министр Владимир Путин на прямой линии[5][6][7]. Дмитрий Медведев, президент России, выступил с поддержкой этой инициативы – она стала одним из пунктов пакета реформ, предложенных в послании Федеральному Собранию[8][11]:
Сегодня, на новом этапе развития государства, поддерживая ту инициативу, с которой выступил Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы. Хотел бы сказать, что я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Итак, считаю необходимым следующее. Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов. |
Соответствующий закон был принят и вступил в силу в мае-июне 2012 года (№40-ФЗ). Эта и другие реформы, предложенные Медведевым в послании, стали своеобразным ответом властей на требования о демократизации, прозвучавшие в ходе одного из митингов на Болотной площади[11]. Согласно новому порядку, глава региона избирается населением региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты в главы регионов выдвигаются политическими партиями или в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено законами региона. В обоих случаях кандидату необходима поддержка от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на местных выборах глав городов[11]. Возврат прямых выборов губернаторов был выгоден как федеральной власти, так и самим губернаторам. Для центра стало возможным снять с себя часть ответственности за ситуацию в регионах (социально-экономические проблемы и непопулярные преобразования). Для глав регионов стало возможным увеличить свой политический вес во взаимоотношениях во взаимоотношения с региональными региона[12].
Утверждение #3:
Теперь губернаторов и членов Совфеда назначал президент. |
Здесь необходимо сделать выводы из выше написанного:
- Выборы в Совет Федерации были отменены до Путина;
- Прямые выборы губернаторов были отменены для усиления взаимодействия между центром и регионами;
- Губернаторы назначались не по воле, а по представлению президента;
- Прямые выборы губернаторов возвращены при Медведеве;
Примечания
Ссылки
Справочные материалы
- Гарантии экс-президенту Российской Федерации (ТАСС)
- Формирование Совета Федерации. Досье (ТАСС)
- Порядок формирования Совета Федерации (Совет Федерации, официальный сайт)
- История выборов и назначений руководителей субъектов России (ТАСС)
Литература
- Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015.
- Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. Большой юридический словарь.
- Мухаметов Р. С. Эволюция системы избрания глав регионов в России // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. – 2016. – № 2 (152). – С. 80-86.
- Сафронова, А.М. [История государственных учреждений России: 1917-2000-е гг.]: учеб. пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.
- Сопельцева Н.С. Конституционно-правовой иммунитет Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. // Вестник Челябинского государственного университета. – 2002. – №2, т.9. – С.47-53.