Пленарное заседание Госдумы по вопросу об импичменте Президенту России Б.Н. Ельцину (15 мая 1999)
Государственная дума второго (II) созыва – состав депутатов Госдумы, сформированный по итогам выборов 1995 года. Срок полномочий: 16 января 1996 года – 24 декабря 1999 года.
Председатель: Геннадий Николаевич Селезнёв, фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ).
Государственная дума России (наряду с Советом Федерации) является высшим законодательным органом России, поэтому принятие законов и иных нормативных актов является основой её деятельности. В статье приведен перечень наиболее значимых нормативных актов, принятых Госдумой в период второго созыва (1996–1999) с их краткими описаниями.
Документы, утратившие силу, отмечены цветом цветом – для них дается ссылка на исходную редакцию. Для остальных нормативных актов дается ссылка на актуальную редакцию.
Деятельность Госдумы
Федеральные конституционные законы
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№1-ФКЗ |
О судебной системе Российской Федерации |
1996/10/23 |
Устанавливает общие положения, основы статуса судей в РФ, судебной системы, порядок введения в действие федеральных конституционных законов судьями. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов , составляющие судебную систему России. [1]
|
№1-ФКЗ |
Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации |
1996/12/25 |
Определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в России, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности, а также закрепляет возможность учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъекте России в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта России. [2]
|
№2-ФКЗ |
О Правительстве Российской Федерации |
1997/04/11 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2020 году (№4-ФКЗ)
|
№1-ФКЗ |
О военных судах Российской Федерации |
1999/05/20 |
Военные суды Российской Федерации – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах России, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Закон устанавливает общие положения о военных судах, систему и полномочия военных судов, статус судей военных судов, порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов и Военной коллегии. [3]
|
Федеральные законы
1996 год
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№129-ФЗ |
О бухгалтерском учете |
1996/02/23 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2011 году (№402-ФЗ)
|
№61-ФЗ |
Об обороне |
1996/04/24 |
Организация обороны – строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения. Закон определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов государственной власти России, функции органов государственной власти субъектов России, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства России в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
|
№74-ФЗ |
О национально-культурной автономии |
1996/05/22 |
Национально-культурная автономия в России – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в России, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан России в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
|
№127-ФЗ |
О науке и государственной научно-технической политике |
1996/07/12 |
Закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
|
№114-ФЗ |
О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию |
1996/07/18 |
Каждый может свободно выезжать за пределы России. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию. Выезд из России и въезд в Россию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией России, международными договорами России и данным федеральным законом.
|
№125-ФЗ |
О высшем и послевузовском профессиональном образовании |
1996/07/19 |
Утратил силу в связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году (№273-ФЗ)
|
1997 год
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№118-ФЗ |
О судебных приставах[1] |
1997/06/04 |
Судебные приставы – государственные служащие, выполняющие задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
|
№119-ФЗ |
Об исполнительном производстве |
1997/06/04 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2007 году (№229-ФЗ)
|
№102-ФЗ |
Об ипотеке (залоге недвижимости) |
1997/06/24 |
Ипотека – это целевой кредит, за счёт которого можно купить недвижимость. По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом
|
№126-ФЗ |
О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации |
1997/09/10 |
Утратил силу в связи с принятием закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году (№131-ФЗ)
|
№125-ФЗ |
О свободе совести и о религиозных объединениях |
1997/09/19 |
В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
|
№134-ФЗ |
О прожиточном минимуме в Российской Федерации |
1997/10/10 |
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в России и его учета при установлении гражданам России государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан России.
|
№6-ФЗ |
О несостоятельности (банкротстве) |
1997/10/12 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2002 году (№127-ФЗ)
|
№8-ФЗ |
Об основах муниципальной службы в Российской Федерации |
1997/12/17 |
Утратил силу в связи с принятием закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в 2007 году (№25-ФЗ)
|
№7-ФЗ |
О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации |
1997/12/19 |
Судебный департамент при Верховном Суде России – федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
|
№143-ФЗ |
Об актах гражданского состояния |
1997/10/22 |
Акты гражданского состояния – действия и события жизни человека, которые влияют
на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, а также установление его правового положения. Закон регулирует отношения между органами исполнительной власти, федеральными или субъектов федерации, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, с одной стороны, и гражданами с другой. [4]
|
1998 год
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№33-ФЗ |
О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации |
1998/02/06 |
Федеральный закон устанавливает условия внесения, принятия и вступления в силу поправок к главам 3–8 Конституции России. Одним законом России о поправке к Конституции России охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон о поправке к Конституции России получает наименование, отражающее суть данной поправки. [5]
|
№53-ФЗ |
О воинской обязанности и военной службе |
1998/03/06 |
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах России. Закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
|
№76-ФЗ |
О статусе военнослужащих |
1998/03/06 |
Статус военнослужащих – совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России. Закон определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
|
№124-ФЗ |
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации |
1998/07/03 |
Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией России, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
|
№164-ФЗ |
О лизинге[2] |
1998/09/11 |
Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Закон определяет развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования, а также определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
|
1999 год
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№30-ФЗ |
О финансировании судов Российской Федерации |
1999/01/22 |
Закон устанавливает требование неукоснительного соблюдения конституционного принципа финансирования судов только за счет средств федерального бюджета. Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.
|
№99-ФЗ |
О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом |
1999/03/05 |
Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Закон устанавливает принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти России по реализации указанной политики.
|
№82-ФЗ |
О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации |
1999/04/16 |
Коренные малочисленные народы России – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Закон устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов России, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
|
№119-ФЗ |
О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации |
1999/06/04 |
Утратил силу в 2003 году (№95-ФЗ)
|
№184-ФЗ |
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
1999/09/22 |
Утратил силу в связи с принятием федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в 2021 году (№414-ФЗ)
|
Введение в действие кодексов
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№64-ФЗ |
О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации |
1996/05/24 |
Введен новый Уголовный кодекс (с 1 января 1997) заместо Уголовного кодекса РСФСР 1960 года. УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. [6]
|
№2-ФЗ |
О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации |
1996/12/18 |
Введен Уголовно-исполнительного кодекса (с 1 июля 1997) заместо Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 года. УИК РФ регулирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных, охраны их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. [7]
|
№22-ФЗ |
Лесной кодекс Российской Федерации |
1997/01/22 |
Утратил силу в связи с принятием нового Лесного кодекса в 2006 году (№201-ФЗ)
|
№60-ФЗ |
Воздушный кодекс Российской Федерации |
1997/02/19 |
Воздушный кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
|
№73-ФЗ |
Градостроительный кодекс Российской Федерации |
1998/04/08 |
Утратил силу в связи с принятием нового кодекса в 2004 году (№191-ФЗ)
|
№147-ФЗ |
О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации |
1998/07/16 |
Введена в действие первая часть Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 1999). Данный кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [8]
|
№-ФЗ |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации |
1999/03/31 |
Торговое мореплавание – деятельность, связанная с использованием морских судов не только в коммерческих, но и хозяйственных, научных и других целях. Закон регулирует имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
|
№159-ФЗ |
О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации |
1999/06/25 |
Введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации (с 1 января 2000). БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства России, организации и функционирования бюджетной системы России, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в России, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы России, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения. [9]
|
Утверждение федерального бюджета
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№29-ФЗ |
О федеральном бюджете на 1997 год |
1997/01/24 |
Утвержден федеральный бюджет на 1997 год: доходы – 434.365 трлн рублей, расходы – 529.765 трлн рублей, дефицит бюджета (предельный) – 95.400 трлн рублей (18,01% от расходов). На покрытие дефицита бюджета направлены средства из: источники внутреннего финансирования в сумме 49.500 трлн рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; источники внешнего финансирования в сумме 45.900 трлн рублей. Все цифры взяты из исходной редакции.
|
№42-ФЗ |
О федеральном бюджете на 1998 год |
1998/03/04 |
Утвержден федеральный бюджет на 1998 год: доходы – 367.548 млрд рублей, расходы – 499.945 млрд рублей, дефицит бюджета (предельный) – 132.397 млрд рублей (4,7% от расходов). На покрытие дефицита бюджета направлены средства из: источников внутреннего финансирования в сумме 105.830 млрд рублей, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; источники внешнего финансирования в сумме 26.567 млрд рублей. Все цифры взяты из исходной редакции.
|
№36-ФЗ |
О федеральном бюджете на 1999 год |
1999/02/05 |
Утвержден федеральный бюджет на 1999 год: доходы – 797.201 млрд рублей, расходы – 855.073 млрд рублей, дефицит бюджета (предельный) – 57.872 млрд рублей (1.08% от расходов). Все цифры взяты из исходной редакции.
|
№227-ФЗ |
О федеральном бюджете на 2000 год |
1999/12/03 |
Утвержден федеральный бюджет на 2000 год: доходы – 575.047 млрд рублей, расходы – 473.676 млрд рублей, дефицит бюджета (предельный) – 101.371 млрд рублей (2.54% от расходов). На покрытие дефицита бюджета направлены средства в сумме 32.729 млрд рублей. Все цифры взяты из исходной редакции.
|
Ратификация международных договоров
Закон |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№19-ФЗ |
О присоединении Российской Федерации к Уставу Европы |
1996/02/21 |
Де-факто утратил силу в связи с выходом России из Совета Европы в 2022 году (№43-ФЗ)
|
№75-ФЗ |
О ратификации Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств |
1996/05/24 |
Межпарламентская Ассамблея – межгосударственный орган Содружества Независимых Государств (СНГ) для обсуждения вопросов сотрудничества государств-членов в различных областях. Ассамблей принято более 600 правовых актов, из них около 400 модельных законов и 100 рекомендаций, направленных на гармонизацию национальных правовых систем. [10]
|
№54-ФЗ |
О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней |
1998/02/20 |
Де-факто утратил силу в связи с выходом России из Совета Европы в 2022 году (№43-ФЗ)
|
№55-ФЗ |
О ратификации Европейской хартии местного самоуправления |
1998/03/20 |
Де-факто утратил силу в связи с выходом России из Европейской хартии в 2022 году (№43-ФЗ)
|
№84-ФЗ |
О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств |
1998/05/05 |
Де-факто утратил силу в связи с выходом России из Рамочной конвенции в 2023 году (№500-ФЗ)
|
№12-ФЗ |
О ратификации Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества |
1998/12/11 |
Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) – межрегиональная организация государств Черного моря для организации многостороннего сотрудничества в области торговли и промышленности, энергетики, транспорта, связи, науки и техники, сельского хозяйства, экологии, туризма и других сферах. В 1998 году был принят Устав ЧЭС, заложивший правовую основу для превращения ЧЭС в полноформатную международную организацию.
|
№25-ФЗ |
О ратификации Договора о создании Союзного государства |
1999/12/13 |
Россия и Беларуссия создали Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Для достижения целей единого государства, в соответствии с Договором, предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Суда и Счетной палаты Союзного государства. [11]
|
№42-ФЗ |
О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной |
1998/12/25 |
Де-факто утратил силу в связи с выходом Украины из договора в 2019 году
|
Постановления
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№156-II ГД |
Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР» |
1996/03/15 |
Госдума (преимущественно депутаты КПРФ) приняли постановление, признающее незаконность постановления «О денонсации Договора об образовании СССР» и другие нормативные акты, вытекающие из него. Также депутаты рекомендовали усилить меры по интеграции России с Белоруссией и другими государствами бывшего СССР.
|
№157-II ГД |
О юридической силе для Российской Федерации – России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР |
1996/03/15 |
Госдума (преимущественно депутаты КПРФ) приняли постановление, признающее юридическую силу референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР, а также несоответствие правовых решений 1991 года законодательству. [12]
|
№226-II ГД |
О стабильности правовой системы Российской Федерации |
1996/04/10 |
Принятое постановление констатировало, что постановления Госдумы от 15 марта 1996 года (№156-II ГД и №157-II ГД) отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы России и международные обязательства России. Для преодоления возникшей правовой коллизии был предложен проект закона «Об обеспечении стабильности правовой системы Российской Федерации и подтверждении международных обязательств России», который в тот же день был отклонен. [13]
|
№1199-II ГД |
Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике |
1997/03/12 |
Под амнистию попали лица, совершившие общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, за исключением тех, кто был ответственен в шпионаже, терактах, бандитизм и многие другие преступления. Всего было амнистировано более 5 тысяч человек. [14]
|
№1210-II ГД |
О шагах по структурной реорганизации Правительства Российской Федерации, предпринимаемых президентом Российской Федерации |
1997/03/12 |
Принятое постановление было посвящено изменению состава Правительства России. Основной пример критики – новое назначение А.Б. Чубайса, «герострата современной истории». Депутаты в очередной раз требовали ускорить расследование уголовного дела о выносе коробки и разобраться с источниками доходов заместителя Председателя Правительства и несвоевременной выплатой им части налоговых платежей. [15]
|
№2038-II ГД |
Об объявлении амнистии |
1997/12/24 |
Под амнистию попали лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, а также награждённые государственными СССР и России и т.д. Всего было освобождено 35 тысяч человек, с 350 тысяч сняты наказания, не связанные с лишением свободы. [16]
|
№2134-II ГД |
О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации |
1998/01/22 |
Регламент Государственной Думы является нормативным актом, который регулирует порядок ее работы, внутреннее устройство и парламентские процедуры. [17]
|
№2636-II ГД |
Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации |
1998/06/19 |
Комиссия была создана в рамках подготовки процесса отрешения Президента России Б.Н. Ельцина от должности (импичмент), голосование по которому состоялось в 1999 году.
|
№4147-II ГД |
Об объявлении амнистии |
1999/06/18 |
Под амнистию попали отдельные категории лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности – всего 24 тысяч заключенных и подследственных. [18]
|
№4784-II ГД |
Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения Антитеррористической операции на Северном Кавказе |
1999/12/13 |
Под действие постановления об амнистии попали лица, совершившие опасные деяния на территориях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Дагестан, Ставропольского края в период с 1 августа 1999 года до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии (вступает в силу после официального опубликования), прекратившие вооруженное сопротивление и добровольно сдавшие оружие и военную технику до 00 часов 1 февраля 2000 года. По данным российского Генштаба, оружие сложили около 2,5 тысяч боевиков, из них 750 были полностью амнистированы. [19]
|
Итоги деятельности
Деятельность Госдумы II созыва пришлась на период второго срока президентства Б.Н. Ельцина (1996–1999). Госдума этого периода по своему составу была коммунистической – относительное большинство мест (149) и пост председателя занимали депутаты КПРФ. По инициативе ряда фракций и депутатских групп в Государственной Думе второго созыва на основе соответствующей конституционной нормы рассматривался вопрос об отрешении Президента России Б.Н. Ельцина от занимаемой им должности.[3]
За период своей работы Госдума II созыва приняла 1036 федеральных законов, из которых 715 были подписаны Президентом России. Наиболее важными общественно значимыми направлениями правового регулирования в этот период были:[4]
- Развитие российского законодательства (принятие новых кодексов), в том числе Конституции России;
- Укрепления правовой основы государственной власти и местного самоуправления;
- Развитие судебной системы России;
- Проблемы обороноспособности и состояние военно-промышленного комплекса;
- Социальное и материальное положение военнослужащих ВС РФ;
- Развитие науки и образования;
- Защита прав малочисленных народов России.
В период своего второго созыва Госдума неоднократно использовала свои конституционные полномочия о даче согласия Президенту России на назначение его кандидата на должность Председателя Правительства России. В настоящее время все главы российского правительства проходят через парламентскую процедуру рассмотрения и утверждения депутатами их кандидатур.[3]
Стали регулярными заслушивания депутатами годового отчёта Правительства России об исполнении федерального бюджета, а также годовых отчётов о работе Счётной палаты и Центрального банка России. Получило дальнейшее развитие практика согласования позиций Государственной Думы, Совета Федерации, Президента России в рамках согласительных процедур по отклонённым федеральным законам.[3]
Примечания
- ↑ Название закона изменено на «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в редакции закона от 1 октября 2019 года
- ↑ Название закона изменено на «О финансовой аренде (лизинге)» в редакции закона от 29 января 2002 года
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Стр.12 || Сахаров А.Н.
- ↑ Стр.7-8 || Клишас А.А.
Ссылки